Оборона Рязани - пример героизма русского народа. Взятие рязани картина
Город, которого нет. Слава и смерть древней Рязани | История | Общество
Далеко не все, кто приезжает в современную Рязань и любуется ее красотами, знают, что город, в котором они находятся, носит, по сути, чужое имя. Нынешняя Рязань была основана как Переяславль-Рязанский, и лишь впоследствии приняла имя от города, который навсегда исчез с лица земли.
В полусотне километров от современной Рязани расположено место, которое магнитом притягивает к себе профессиональных археологов и любителей древней истории.
До XIII века здесь располагался один из крупнейших и красивейших городов Древней Руси. Площадь только укреплённой части города составляла свыше 60 гектаров. Центр торговли и ремесел, восхищавший современников, навсегда канул в Лету в декабре 1237 года.Новая угроза
Древнерусское государство, граничившее со степью, привыкло жить в борьбе с кочевниками. Одолев хазар, половцев и печенегов, русские не сразу заметили приближение куда более сильного и опасного врага.
В начале 1220-х годов войска Чингисхана совершили разведывательный поход к границам русских земель. 31 мая 1223 года в битве на реке Калке русские дружины Киевского, Галицко-Волынского, Черниговского, Смоленского и других русских княжеств потерпели жестокое поражение.
Дальше армия, ведомая полководцами Чингисхана Джэбэ-нойоном и Субэдэй-багатуром, не пошла. Русским было отпущено еще полтора десятка лет на то, чтобы подготовиться к отражению нашествия.
Но Русь вошла в период феодальной раздробленности, когда центральная власть ослабла практически до полного исчезновения, а княжества погрязли в распрях и вражде.
Каждый сам за себя
В 1236 году ведомые внуком Чингисхана ханом Батыем татаро-монгольские войска покорили Волжскую Булгарию. На приграничные русские княжества обрушился поток беженцев. С их слов довольно быстро стало ясно, что задуманный кочевниками поход на Запад Булгарией не ограничится. На Русь надвигалась смертельная угроза.
Обсуждение возможных совместных действий между князьями шло вяло. Те, чьи владения располагались дальше от степей, рассчитывали, что, как и раньше, опасность до них не дойдет.
Рязанское княжество на подобное рассчитывать не могло — путь завоевателей неизбежно должен был пройти здесь. Рязанский князь Юрий Игоревич, готовясь принять удар на себя, все еще рассчитывал, что дружины других княжеств придут к нему на помощь.
Мужество князя Федора
Осенью 1237 года войско Батыя подошло к реке Воронеж. Огромная армия готовилась нанести сокрушительный удар. Юрий Игоревич предпринимал отчаянные попытки заручиться помощью соседей, отправляя к ним гонцов. Чтобы выиграть время, в ставку Батыя было отправлено посольство во главе с сыном князя Федором Юрьевичем.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» утверждает, что предводитель монголо-татар не захотел разговаривать с послами как с равными. От Рязани потребовали уплаты дани, а самому Федору Юрьевичу в знак выражения покорности было предложено отдать в наложницы собственную жену.
Княжеский сын Федор Юрьевич видел размеры монгольского войска и понимал, что Рязань не выстоит в одиночестве против такого врага. Но даже такому врагу он не позволил унижать себя и свою супругу.
«Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь», — ответил Федор Юрьевич.
За дерзость и непокорность Батый приказал убить послов. Пощадили только одного человека, которому было приказано отправиться к рязанскому князю и сообщить о происшедшем. Батый требовал от Юрия Игоревича признать власть хана и заплатить огромную дань.
Позор страшнее смерти
Жена Федора Юрьевича, Евпраксия Рязанская, славилась своей красотой. Наложницей Батыя она не стала — когда гибель Рязани стала неизбежной, она с маленьким сыном на руках бросилась с крыши княжеского терема, предпочтя плену и позору смерть.
После гибели сына Юрий Игоревич, так и не получив помощи ни от кого, кроме муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича, принял решение дать монголам сражение в поле.
Это был смелый шаг, однако, с учетом огромного преимущества войска Батыя в численности, он был обречен на провал. В битве на реке Воронеж рязанцы продемонстрировали свою стойкость и мужество, но все равно потерпели тяжелое поражение.
Рязанский князь, уцелевший на поле боя, вернулся в Рязань. Ему оставалось только одно — оборонять свой город, опираясь на его мощные укрепления.
Горожане держались пять дней
Во время нашествия Батыя именно оборона городов наносила максимальный ущерб кочевникам. Однако в распоряжении хана были позаимствованные в Китае стенобитные машины, которые и решали исход подобных сражений.
16 декабря 1237 года начался штурм Рязани. Княжеская дружина понесла тяжелые потери в битве на реке Воронеж, и профессиональных воинов в городе оставалось мало. Но на защиту Рязани поднялись мирные жители от мала до велика.
Пять дней рязанцы стояли насмерть, множа потери нападавших. Но к Батыю подходили все новые отряды, ранее посланные на захваты других городов княжества. Защитникам Рязани же помощи ждать было неоткуда.
В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года Батый отдал приказ начать решающий штурм. В дело были пущены тараны и катапульты. Проломив стену, монголы ворвались внутрь.
На улицах города развернулись яростные рукопашные схватки. Рязанцы, зная о жестокости монголов, на их милость не надеялись, стараясь отдать свои жизни подороже.
«Убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка»
Жестокость армии Батыя — не выдумка. Археологи, проводя раскопки на том месте, где раньше была Рязань, находили подтверждение летописным сообщениям о массовых расправах: «Пленникам рубили головы: при раскопках А. В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием... Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет женщины, которая была беременна, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук».
Князь Юрий Игоревич разделил судьбу своего народа — он погиб во время штурма.
По приказу Батыя ограбленный и опустошенный город был сожжен.
Рязанцы, которых не было в городе в момент его гибели, возвратились на пепелище, чтобы отдать последнюю дань уважения погибшим. О гробах и одиночных могилах речь не шла — трупов было столько, что хоронили их в огромных братских могилах, похожих на котлованы.
Помни о Рязани
После похорон те, кто мог держать оружие, уходили мстить за убитых близких и друзей. Так поступил легендарный рязанский боярин Евпатий Коловрат, мужество и доблесть которого признал сам Батый.
Рязань стала лишь первым большим русским городом, разоренным в ходе монголо-татарского нашествия. Та же участь впоследствии ждала Коломну, Москву, Владимир, Киев и многие другие города.
Кто-то, пережив разорение, поднимался из пепла. Рязани такая судьба была не суждена. Новый князь перенес столицу в Переяславль-Рязанский, который примерно через сто лет стали именовать просто Рязанью. Однако официально переименование состоялась только во времена Екатерины Великой, в 1778 году.
www.aif.ru
Осада и взятие Рязани
Осада и взятие Рязани
Рязань (Нашествие Батыя, 1237—1238). Осада и взятие Рязани войсками хана Батыя в декабре 1237 г. Осенью 1237 г. войско Батыя (до 150 тыс. чел.) вторглось в пределы Рязанского княжества. Ханские послы явились к рязанскому князю Юрию и стали требовать дань. «Когда из нас никого в живых не останется, тогда все возьмите», — ответил им князь. Готовясь отразить нашествие, рязанцы обратились за помощью к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, но не получили ее.
Тем временем войска Батыя разбили высланный вперед авангардный отряд рязанцев и 16 декабря 1237 г. осадили их столицу — город Рязань. Первые приступы горожане отбили.
Тогда осаждавшие пустили в ход стенобитные машины и с их помощью разрушили крепостные укрепления. Ворвавшись в город после 9-дневной осады, воины Батыя устроили там массовую резню. Князь Юрий и почти все жители Рязани погибли. «И не было, — по словам летописи, — ни стонущего, ни плачущего».
С падением Рязани сопротивление русских не прекратилось. Один из рязанских бояр, Евпатий Коловрат, собрал отряд численностью 1700 человек. Настигнув находившееся на марше войско Батыя, он атаковал его и смял задние полки. Те в изумлении подумали, что это воскресли мертвые воины земли Рязанской. Батый послал против Коловрата богатыря Хостоврула, но тот пал в поединке с русским витязем. Однако силы были неравны. Огромное войско Батыя окружило горстку героев, которые почти все погибли в битве (в том числе и сам Коловрат). После сражения Батый велел отпустить оставшихся в живых русских воинов в знак уважения к их мужеству. После опустошения Рязани и ее областей войска Батыя вторглись в пределы Владимиро-Суздальского княжества (см. Коломна, Владимир).
Использованы материалы кн.: Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002.
Далее читайте:
Русь в XIII веке (хронологическая таблица).
Весь мир в XIII веке (хронологическая таблица).
Батый (биографические материалы).
Юрий Игоревич (ск. 1237), из рода Рязанских кн.
Юрий Всеволодович (?-1238), из рода Владимиро-Суздальских вел. кн.
Были времена былинные, в которые герои сражались холодным оружием. Один герой - русский Евпатий Коловрат - вставал против другого - Хостоврула - и бились, глядя в газа друг другу, пока не погибал один из них. Сегодня такого не бывает. И даже войны переместились в область информационную. Наш век - век информации. Как в масштабах всего мира, так и в каждой отдельной области. ИССКУР - Информационно - Справочная Служба Рязани находится на острие потребности нашего времени в информации. Ныне тот, кто владеет информацией, тот герой нашего времени. |
Оборона Рязани - пример героизма русского народа
В истории России есть немало доблестных страниц. К ним, несомненно, относится и героическая оборона Рязани от татаро-монгольских завоевателей. К сожалению, после взятия и разрушения в 1237 году город навсегда утратил значение крупной княжеской столицы. С тех пор прошло не одно столетие, но память о том событии жива и в наши дни.
Рязанское княжество в XI-XIII веках
Достигнув наивысшего расцвета во времена Ярослава Мудрого, Киевская Русь при его сыновьях и внуках вступила в долгую эпоху междоусобиц. Феодальная раздробленность стала причиной того, что от Черниговского княжества отделилось Муромо-Рязанское. В свою очередь, в 1129 г. рязанские земли стали отдельным уделом, в котором правил Святослав, правнук Ярослава Мудрого.
В 1150-х гг. столица княжества была перенесена из Мурома в Рязань. Первое летописное упоминание о городе относится к 1096 г. Даже по меркам Средневековья это было небольшое поселение, где численность жителей составляла около 1500 человек. Однако после того как Рязань получила статус столицы княжества, город стал интенсивно развиваться. Был возведен Успенский собор, построены оборонительные сооружения, а численность населения в начале XIII века достигла приблизительно 8 тысяч жителей.
К сожалению, дальнейшее развитие города было прервано нашествием кочевников. Первым нападению монгольских войск под предводительством Батыя подверглось расположенное в приграничных землях Рязанское княжество. Обособленность и междоусобицы помешали русским князьям в то время объединить силы против общего врага.
Поход Батыя
Чингисхану в короткий срок удалось создать огромное централизованное государство. Он покорил Северный Китай к 1215 году, а в 1221-м – Среднюю Азию. Следующей целью монгольских орд была Древняя Русь. После проигранного первого сражения на реке Калке (1223 г.), в котором погибло несколько русских князей, стало очевидно, что следующий поход кочевников – дело времени.
Однако его возглавил не Чингисхан, умерший в 1227 г., а его внук Батый. В конце 1237 г. хан отправил послов к князю Юрию Рязанскому с требованием дани. Получив отказ, Батый двинул свою армию на столицу княжества. Стремительная монгольская кавалерия внезапно атаковала русский отряд, двигавшийся к приграничным укреплениям, нанеся ему сокрушительное поражение. 16 декабря Батый подошел к стенам Рязани, обороной которой руководил князь Юрий. Казалось бы, 10-метровые земляные валы, глубокие рвы и крутой берег Оки должны были надежно защитить горожан от неприятеля.
Оборона Рязани 1237 г.
Тщетно просил князь Юрий помощи у Владимирского и Черниговского князей. Старые обиды и личные интересы взяли верх – никто не пришел на помощь рязанцам. Для закаленных в боях кочевников крепкие дубовые стены города не были непреодолимой преградой. Они не только числом превосходили защитников Рязани, но и были намного опытнее русских дружинников.
Штурм велся практически беспрерывно. Войско Батыя не останавливал ни кипяток, ни горячая смола, лившиеся с высоких стен. Осажденные жители отчаянно защищались, но их ряды стремительно редели, в то же время в деревянном городе начались пожары. Оборона Рязани завершилась на шестой день осады. Используя катапульты и тараны, войско Батыя пробило городскую стену и ворвалось на его территорию.
Летописи повествуют о жестокой резне, устроенной монголами в Рязани. Князь Юрий, члены его семьи и священники собора, в котором укрывалась часть населения, погибли. Захватчики секли и топили жителей в реке, пока никого не осталось в живых. Разграбив город, они предали его огню. Так описывают хроники последствия взятия Рязани монголами.
Евпатий Коловрат
Рязанская трагедия легла в основу многих произведений русской литературы. Древнейшим из них является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Повествование, однако, не заканчивается сожжением города. Автор рассказывает о подвиге воеводы Евпатия Коловрата. Он не участвовал в обороне Рязани, поскольку во время ее осады был в Чернигове. По возвращении в родной город с небольшой дружиной он нашел его разоренным.
Напав на след монгольского войска, Евпатий и его отряд приняли неравный бой. Воевода и многие дружинники погибли, однако их подвиг не забыт в России и сегодня. В 2017 г. на экраны вышел фильм, посвященный тем далеким дням, - «Легенда о Коловрате».
Подводя итог
Оборона Рязани – только один из примеров героизма и мужества русского народа. А также напоминание о том, какие трагические последствия имела феодальная раздробленность для русских княжеств, на двести лет попавших в зависимость от монгольских ханов.
fb.ru
Куда делась Старая Рязань и причём здесь татаро-монголы
По теме: Найти Гардарику. Старая Рязань | Клады Ст. Рязани | О, Рязанская земля!Таинственная история города Старая РязаньО пресловутом «монголо-татарском» нашествии
Недалеко от Москвы находится Рязанская область, которая 700 лет назад была самостоятельным протогосударством – Рязанским княжеством. По разным версиям, прежняя столица этой земли – Старая Рязань, была уничтожена то ли во время нашествия Батыя в 1237 году, то ли сама запустела в XIV-XV веках, то ли ее сожгли крымские татары в XVI веке. ©
~~~~~~~~~~~
___Рязань (Старая). Южное городище: на первом плане Спасский собор, за ним - Борисоглебский; сзади слева - Южные ворота, справа - угловая юго-западная башня. Реконструкция В.Даркевича и Г.Борисовича.Среднестатистический человек, даже прилежно изучивший историю в средней школе или институте, часто даже не подозревает о том, что под консенсусными версиями находится масса фактов и свидетельств, не ложащихся в тот или иной мейнстрим. При этом часто противоречащих ему.
История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.
Собственно говоря, историей Рязани вплоть до середины XX века в России всерьез никто не занимался, что довольно странно, с одной стороны – все же это был конкурент Москвы и близкий к ней город, но с другой стороны вполне объяснимо – до нас не дошло никаких письменных источников из этого «протогосударства» (летописей и т.п.). Во всяком случае, несомненным воспринимался факт уничтожения города монголами в 1237 году и постепенное затихание общественной жизни в этом городе на протяжении следующих 100-150 лет (само монгольское вторжение воспринималось после первого русского исторического исследования – учебника немца Иннокентия Гизеля «Синопсис», изданного в 1674 году, само собой разумеющимся фактом. Кстати, по «Синопсису» в России учили историю еще 150 лет после его первоиздания).
Поэтому для первого исследователя истории Рязани – Дмитрия Иловайского, опубликовавшего в 1858 году свою диссертацию «История Рязанского княжества«, вопрос о том, существовала ли (Старая) Рязань после монгольского погрома в 1237 году не был актуальным. Общепринятой точкой зрения вплоть до второй половины XX века (разумеется, с рядом уточнений) оставалась следующая картина истории этого древнерусского города: основание, предположительно, в X – начале XI веков, с 1096 года в городе появляется свой князь (Олег Святославович), с 20-х годов XII века Рязань начинает конкуренцию с Муромом за главенство в Рязанско-Муромской земле, в конце XII века Рязань получает кафедру епископа. Несмотря на уничтожение Рязани войсками владимирского князя Всеволода Большое Гнездо в 1208 году, город сохранился и продолжал развиваться, пока в декабре 1237 года он был уничтожен «монголами». На момент этой катастрофы площадь города, окруженного внушительными валами, составляла более 93 гектаров, а его население могло достигать до 7-8 тысяч человек (в городе также имелось 3 кирпичных храма – Борисоглебский, Спасский и Успенский).
Как считалось, Рязань не пережила этот и ряд следующих ордынских погромов, и уже в XIV веке столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский (Переяслав-Резанский, упоминается в летописях впервые лишь в 1301 году, но основан, вероятно, еще в XII веке) в 60 километрах от нее, а Рязань постепенно запустела. В пользу такого варианта также свидетельствовала «Повесть о разорении Рязани Батыем», записанная, вероятно, в XV веке (по мнению академика Лихачева), дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, и введенная в научный оборот уже в XIX веке. Согласно ней, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал как раз восстанавливать город. Об этом также свидетельствуют и некоторые нарративные, уже церковные источники, например, «Житие муромских чудотворцев Константина и чад его», изданное в 1862 году в Санкт-Петербурге.
Однако даже эта каноничная история вызывает некоторые вопросы. К примеру, ни один крупный или вообще сколько-то заметный древнерусский город, который историки считают уничтоженным монголами во время нашествия Батыя или более поздних нашествий (Дедюнева рать, Неврюева рать и другие, в которых ордынцы и войска русских князей сообща уничтожали города своих противников), своего существования после этого не прекратил.
К примеру, ордынцы неоднократно уничтожали и грабили такие города как Муром, Пронск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород, Москву и так далее, но их население почему-то не покидало своих мест обитания. Поэтому Старая Рязань может быть именно уникальным в этом плане городом. Да и в целом непонятно, чем же Переяславль-Рязанский оказался лучше Рязани – набеги ордынцев спокойно ведь доходили и до него.
В середине XX века благодаря археологическим раскопкам, которые вела экспедиция Института археологии АН СССР на городище Старой Рязани, ученые получили новые данные, которые неожиданным образом вступили в противоречие с каноничной версией истории этого города. Отметим, что археологические или кладоискательские раскопки в Старой Рязани начались еще в XIX веке, однако научными назвать их сложно, плюс из-за методики этих раскопок – траншеями и шурфами, они не давали сколько-нибудь целой, наукоподобной картины.
Реконструкция Старой РязаниНачавшиеся с 1945 года под руководством известного советского археолога А.Л. Монгайта раскопки в Рязани за счет использования технологии вскрытия больших площадей (площади раскопов достигали до 1200-1500 и более квадратных метров), а также научной стратификации, принесли, однако, неутешительные результаты. Во-первых, оказалось, что вычленить следы пожаров 1208 года (когда Рязань была уничтожена русскими) и 1237 года, когда город был сожжен монголами, практически невозможно. Во-вторых, на городище оказался достаточно тонкий культурный слой – 30-60 сантиметров в среднем, изредка доходя до 2 метров в местах погребов. Это косвенно свидетельствует о том, что город существовал относительно недолгое время (скорость формирования культурного слоя везде разная, безусловно, но для домонгольской Руси критерий 1 год – 0,5-1 см. культурного слоя в целом оправдан). К примеру, толщина культурного слоя в раскопе на Кремлевской горке в Муроме, относящегося к XI-XV векам достигает почти 4,5 метров, культурные слои Переяславля-Рязанского, датированные Монгайтом XII-XIII веками имеют толщину до 2 метров, существовавший в Рязанской земле в XII-XIII веках город Болдыж, раскопанный археологом Т.Н. Никольской, существовал около 100-150 лет и толщина его культурного слоя в среднем около 1-1,5 метров.Но самое важное – археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожженых ордынцами, эти следы четко прослеживаются). Речь идет о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается на ее погроме.
Возникало ощущение, что город был брошен, сожжен и затем уже не восстанавливался. В своей первой монографии по результатам раскопок в Рязани (А.Л. Монгайт. Старая Рязань. Материалы и исследования по археологии СССР. 1955) Монгайт осторожно говорит о продолжении жизни на территории Рязани после пожара, однако признает, что следы ее восстановления крайне скудны и фрагментарны – отдельные находки керамики и т.п.
В более поздней и более обширной работе (А.Л. Монгайт. Рязанская земля. М., 1961.) Монгайт делает те же самые осторожные выводы: нашествие Батыя стало причиной конца некоторых мелких городков Рязанской земли, ряд ремесел исчезли, но жизнь все равно продолжилась. Несмотря на скудость археологического материала после Батыева погрома он по-прежнему считает, что Рязань еще более века оставалась столицей княжества. В еще одной работе, посвященной истории Рязанской земли – Археология Рязанской земли. М., 1974, ученик Монгайта, В.П. Даркевич выступает более смело, указывая, что на Южном городище Старой Рязани (новых районах города, созданных в конце XII века), жизнь после нашествия монголов вообще не возобновлялась.
После смерти Монгайта В.П. Даркевич возглавил Старорязанскую экспедицию Института Археологии АН СССР и в совокупности довел площадь раскопанных участков территории городища до 5-6 гектаров (около 8% территории Рязани). Его выводы были совсем категоричными – после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было (Путешествие в древнюю Рязань: записки археолога, М., 1993; Древняя столица Рязанской земли, М., 1995).
Впрочем, и однозначных доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было (напомним, кочевники Рязань штурмовали 6 дней, если верить летописям, да еще с использованием камнеметных машин), зато на территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке, как отмечает Даркевич. Взявшие Рязань в декабре 1237 года степные кочевники почему-то не стали обыскивать город.
Если не считать найденных наконечников стрел, которые приписываются монголам (согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии), а также весьма неожиданных находок – наконечников арбалетных стрел (традиционно считалось, что у русских в XIII веке не было арбалетов), следов именно военных действий в Рязани не очень много. Последним доказательством в пользу уничтожения города и его населения в ходе штурма является находка т.н. «братских могил», в которых найдено чуть более сотни захоронений (что совсем немного от общей численности населения в 7-8 тысяч человек), часть из которых несет следы насильственной смерти. Правда, захоронены там в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети.
Также интересным результатом раскопок стало подтверждение тезиса советского историка А.В. Куза, который первым обратил внимание на отсутствие во многих древнерусских городах княжеских дворцов или усадеб. Как ни парадоксально, но в Рязани, которая была столицей отдельного княжества, никаких следов подобных строений также не было обнаружено. Более того – не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе – все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров, внешне похожих на дворы гуцулов в Западной Украине (В.П. Даркевич, 1974). Поэтому советским историкам, доказывавшим тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения – мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.Таким образом, результаты археологических раскопок в Рязани дезавуировали ту каноничную версию истории этого города, которая существовала ранее – проще говоря, город был заброшен после пожара и погрома, и более не заселялся. Где же находилась тогда столица Рязанского княжества? Была ли она перенесена сразу в иное место, например, в Переяславль-Рязанский? Письменные источники этого не подтверждают. Более того. Русские люди, жившие в XIV-XVII веках упорно продолжали считать Рязань не просто заброшенным городом, а вполне существующим!
Так, в духовном завещании Ивана Грозного (1568-1572 годы) город Старая Рязань упомянут среди остальных рязанских городов, вполне себе существовавших в то время. В грамоте его сына, царя Федора Ивановича от 1588 года Терехову монастырю Рязань также упоминается как существующий город, в котором даже есть местная администрация. Правда, уже в конце XVII века – в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село.
Известный немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Московию в 30-х годах XVII века с голштинским посольством, в изданном в 1656 году труде «Описание путешествия в Московию» в числе существующих в России городов в начале книги упоминает Рязань:
В России находится много больших и по-своему великолепных городов, среди которых знатнейшие — Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Псков, Смоленск… Архангельск (большой приморский и торговый город), Тверь, Торжок, Рязань, Тула, Калуга, Ростов, Переяславль, Ярославль, Углич, Вологда, Владимир, Старая Русса.
Однако, совершив путешествие по Оке и Волге, Олеарий уточняет свою информацию:
5-го с. м. мы проехали мимо местечка Рязань, пр., бывшего раньше большим и даже главным городом целой провинции этого названия. Но когда в 1568 году вторглись крымские татары и, избивая и пожигая, все опустошили, погиб и этот город. Так как, однако, эта провинция, расположенная между Окою и валом, построенным против татар, раньше была княжеством и, кроме того, будучи чрезвычайно плодородна, по хлебопашеству, скотоводству и дичи превосходит все соседние провинции [...].то царь, по опустошении ее, велел отовсюду собрать большое количество народу, всю страну вновь обработать и привести в прежний порядок. Так как для постройки города Рязани они нашли более удобное [417] место, а именно то, где теперь лежит в 8 милях от [старой] Рязани Переяславль, то они и перенесли сюда оставшийся материал зданий и построили совершенно новый город. Он называется Переяславлем Рязанским, так как большинство и наиболее выдающиеся из лиц, которые его строили и населяли, были из Переяславля, лежащего столь же далеко от Москвы к северу, как этот город лежит к югу.
А.Л. Монгайт (1955) прямо заявляет, что это свидетельство недостоверное. При этом всеми исследователями признается, что Олеарий был весьма дотошным и сведущим человеком, предельно точно передавшим сведения о русской земле (собственно, эрудиция Олеария произвела большое впечатление на царя Михаила Федоровича, который предложил ему остаться в Московии).
Сейчас сложно себе представить, но каких-то 250 лет назад трактовка гибели Рязани именно в результате набега крымских татар в 1568 году была вполне каноничной. Так, в серьезном «Географическом лексиконе России», изданном в 1773 году, прямо утверждается, что Старая Рязань была уничтожена в результате татарского набега в 1568 году (т.е. повторяется версия Адама Олеария). Подобной версии придерживались и иностранные источники (Le grand dictionaire historique, ou Le mêlange curieux de l’histoire sacrée et profane).
Однако в других источниках содержатся немного иные сведения. В «Летописи о многих мятежах» (Лѣтопись о многих мятежах и о разореніи Московскаго государства от внутренных и внѣшних непріятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев по преставленіи Царя Иоанна Васильевича), написанной в 1655 году (издана в 1772 году) Рязань упоминается среди городов, изменивших царю Василию Шуйскому:
Град же Рязань с пригороды и Тула и Кашира и иные города украинные царю Василью измениша и послаху в Путивль с повинными. Они ж в Путивле быша и никово в Путивле не видяху (т. е. «царя Дмитрия». – В. К.) и назад же вспять приезжаху и никако на истинъный путь не обращахуся. И собрашася вси и поставиша себе старейшину соловценина 14 сына боярского Истому Пашкова и совокупишася с тем Ивашком Болотниковым за одно и поидоша под Москву. Град же Коломну взяша взятьем и разориша его и пришед сташа от Москвы за пятьдесят верст.
Конечно, можно предположить, что упоминание Рязани в письменных источниках как существующего города – не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что доказали советские археологи, если датировать пожар именно 1237 годом), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того – передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания. Последнее могло быть неплохим сюжетом для фильма о зомби.
Может, русские люди в XIV-XVII веках банально путали Старую Рязань и Переяславль-Рязанский?
Это был бы самый простой выход из ситуации, но он, увы, невозможен. В вышеприведенных нами источниках четко указывается, что это – два разных города, которые современники не смешивали друг с другом.
Так, согласно еще одному письменному источнику, в 1650 году Рязань упоминается именно как город. На картах (как русских, так и иностранных, напомним лишь, что самые древние русские карты, дошедшие до нас – это после 1722 года, если не считать единичных находок конца XVII века) их составители четко отличают Рязань от Переяславля-Рязанского. Вот карта 1742 года:
Как видно, на ней уже указано, что Рязань лежит в руинах.Другая карта – 1745 года. Четко видно, что Рязань и Переяславль-Рязанский не смешиваются – это разные города, местоположение которых указано весьма достоверно с точки зрения современной географии:
Еще одно свидетельство – древнейшая русская карта Якова Брюса, составленная в самом конце XVII века. На ней отмечен именно Переяславль-Рязанский.Примечательна также и церковная история Рязани. Несмотря на то, что город уже покинут своими жителями и жизнь в нем не возобновилась, в 1481 году Рязанскую и Муромскую епархии сливают, в 1589 году ее статус повышают – теперь ее возглавляет архиепископ. Наконец, в 1669 году для епархии вводят кафедру митрополита (митрополит Рязанский и Муромский), которая существовала до 1723 года. Единственное и реальное объяснение этому – резиденция епископов и митрополитов Рязанских находилась все же не в Старой Рязани, а в Переяславле-Рязанском.
В административном плане с 1521 по 1719 годы на месте Рязанского княжества существовал Рязанский уезд, делившийся в свою очередь на ряд станов, в числе которых был и Старорязанский (на его территории находилась Старая Рязань). А Переяславль-Рязанский находился на территории Окологородного стана. То есть, никакой путаницы между двумя городами не существовало и на административном уровне.
Косвенным свидетельством того, что Старая Рязань прекратила свое существование не в XIII веке, а существенно позднее, являются планы ее оборонительных сооружений. Так, в 1774 году землемер Александр Протасов, выполняя план Переяславского уезда Старорязанского стана нанес на него все оборонительные валы Старой Рязани, которые на тот момент существовали. Как пишет советский историк и археолог А.Л. Монгайт (1955), согласно этому плану, все укрепления города выглядят целыми. Общая длина валов указана в плане в 1480 саженей (3,1 километра) и они представляют собой замкнутый пятиугольник неправильной формы. Валы обрамляли довольно глубокий – до 8 метров и шириной до 15-20 метров (с напольной стороны городища), ров.
Картографический план городища Старой Рязани от 1836 года рисует уже менее красочную картину – буквально за каких-то 60 лет валы вдоль берега Оки обрушились, ряд участков вала с напольной стороны также исчез, будучи «съеден» оврагами. К 1946 году длина валов Рязани (их высота в ряде мест достигала 8-10 метров, а толщина основания – до 22-25 метров) составляла, по оценке Монгайта, лишь около 1500 метров – большая их часть была уничтожена оврагами, а также частично распахана. Сейчас сохранность валов еще хуже. Таким образом, скорость исчезновения валов Старой Рязани косвенно показывает, что если бы они существовали именно с XIII века, то вряд ли бы сумели сохраниться к 1774 году в таком хорошем состоянии.
Но это лишь косвенное умозаключение.
В качестве резюме:
1. Согласно археологическим данным, жизнь на месте Старой Рязани после пожара и погрома не возобновлялась (если не считать единичных локальных находок, свидетельствующих в лучшем случае о точечном и непродолжительном заселении небольших участков городища). Если следовать канонической версии истории о том, что это произошло в 1237 году, то следует признать:
2. Письменные источники вводят нас в заблуждение, называя Рязань в XVI-XVII веках населенным городом.
3. Если же они правы, то версия об уничтожении города монголами в 1237 году оказывается несостоятельной. Старая Рязань не была уничтожена монголами или во всяком случае, не в XIII веке.
Решать эту дилемму, разумеется, российская историческая наука не будет, поскольку это может негативно сказаться на ее краеугольном камне – пресловутом «монголо-татарском» нашествии.Толкователь, 6 июля 2012
eto-fake.livejournal.com
Осада Рязани Википедия
Оборона Рязани — осада и взятие столицы Рязанского княжества города Рязани (Старой). Эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Датируется 16—21 декабря 1237 года.
История
После гибели на Воронеже в ставке Батыя рязанского посольства во главе с княжичем Фёдором Юрьевичем Юрий Игоревич с племянниками Олегом и Романом Ингваревичами, муромскими князьями[1]Юрием Давыдовичем и Олегом Юрьевичем[2] вывел войска на Воронеж, где они потерпели сокрушительное поражение, однако, нанеся существенные потери монгольскому войску.
Юрий Игоревич начал готовиться к обороне столицы, а Роман Ингваревич отвёл войска на север на соединение с владимирским войском.
Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили всё новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16—17 декабря 1237 года, Ижеславца и других городов. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках. В городе бушевали пожары. Но после сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята в три дня[3]. В ночь с 20 на 21 декабря, под светом факелов и с помощью катапульт и таранов монголы устремились в последний штурм. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич погиб.
Укрепления города были разрушены, Рязань более не восстанавливалась, и культурного слоя после 1237 года не обнаружено. Только в одной части города найдены остатки усадеб XVII века. Рязанский князь сделал своей столицей город Переяславль Рязанский, который с 1778 года (см. статью Старая Рязань) стал по указу Екатерины Второй именоваться Рязанью. Части рязанцев удалось скрыться в лесах или отойти на север, соединиться с владимирскими войсками и вновь сражаться с монголами в битве у Коломны, а также под началом вернувшегося из Чернигова Евпатия Коловрата — в Суздальской земле (в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года[4]; первый город Суздальской земли, лежавший на пути монголов после битвы у Коломны — Москва — был взят 20 января 1238 года после 5-дневной осады).
Археологические раскопки
Монголо-татарским войском было уничтожено подавляющее большинство жителей Рязани (Старой) и укрывшихся в городе людей. Сведения об этом, приведённые в «Повести о разорении Рязани Батыем» были подтверждены археологическими раскопками[5]:
Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977—1979 годах на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка. Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 35 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6—10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел. Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. За исключением ремесленников и обращённых в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой. Массовые казни происходили методично и хладнокровно: осуждённых разделяли между сотниками, те же — поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. По рассказам летописцев, после падения Рязани (Старой) — мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнём и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А. В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием. В братских могилах Старой Рязани погибших похоронили без гробов, в общих котлованах до 1 м глубиной, причём смёрзшуюся землю разогревали кострами. Их положили по христианскому обряду — головой на запад, с руками, сложенными на груди. Скелеты лежат рядами, вплотную друг к другу, местами в два — три яруса |
См. также
Примечания
Источники
wikiredia.ru
Осада и взятие Рязани
Осада и взятие Рязани
Рязань (Нашествие Батыя, 1237—1238). Осада и взятие Рязани войсками хана Батыя в декабре 1237 г. Осенью 1237 г. войско Батыя (до 150 тыс. чел.) вторглось в пределы Рязанского княжества. Ханские послы явились к рязанскому князю Юрию и стали требовать дань. «Когда из нас никого в живых не останется, тогда все возьмите», — ответил им князь. Готовясь отразить нашествие, рязанцы обратились за помощью к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, но не получили ее.
Тем временем войска Батыя разбили высланный вперед авангардный отряд рязанцев и 16 декабря 1237 г. осадили их столицу — город Рязань. Первые приступы горожане отбили.
Тогда осаждавшие пустили в ход стенобитные машины и с их помощью разрушили крепостные укрепления. Ворвавшись в город после 9-дневной осады, воины Батыя устроили там массовую резню. Князь Юрий и почти все жители Рязани погибли. «И не было, — по словам летописи, — ни стонущего, ни плачущего».
С падением Рязани сопротивление русских не прекратилось. Один из рязанских бояр, Евпатий Коловрат, собрал отряд численностью 1700 чел. Настигнув находившееся на марше войско Батыя, он атаковал его и смял задние полки. Те в изумлении подумали, что это воскресли мертвые воины земли Рязанской. Батый послал против Коловрата богатыря Хостоврула, но тот пал в поединке с русским витязем. Однако силы были неравны. Огромное войско Батыя окружило горстку героев, которые почти все погибли в битве (в том числе и сам Коловрат). После сражения Батый велел отпустить оставшихся в живых русских воинов в знак уважения к их мужеству. После опустошения Рязани и ее областей войска Батыя вторглись в пределы Владимиро-Суздальского княжества (см. Коломна, Владимир).
Использованы материалы кн.: Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002.
Далее читайте:
Русь в XIII веке (хронологическая таблица).
Весь мир в XIII веке (хронологическая таблица).
Батый (биографические материалы)
www.hrono.info
Монгольское нашествие 1237-1238 годов в истории подмосковья
В 1222 году монгольское войско под предводительством двух виднейших полководцев Чингисхана Субэдея (1176-1248) и Джэбе-нойона (Джиргоадая, 1181-1231) вторглось в причерноморские половецкие степи. Не раз нападавшие на Русь половцы-кыпчаки, некогда контролировавшие важнейшие для Руси торговые пути на юг при посредничестве хана Котяна Сутоевича (ум. 1240), обратились за помощью к Мстиславу Удалому (Удатному) (1180-1228) – князю Галицкой земли со словами: «Сегодня они отняли нашу землю, завтра ваша взята будет». На совете южнорусских князей в Киеве было принято решение дать отпор неприятелю совместными русско-половецкими силами... Вот как описывает последовавшие события один из крупнейших арабских историков того времени Ибн аль-Асир (1160-1234): «Татары пробыли некоторое время в земле Кипчацкой, но потом /…/ двинулись в страну русских. Услышав весть о них, русские и кипчаки, успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их, и отразить их от нее...Известие о движении их дошло до татар и они (татары) обратились вспять. Тогда у русских и кипчаков явилось желание напасть на них; полагая, что они вернулись со страху перед ними и по бессилию сразиться с ними, они усердно стали преследовать их. Татары не переставали отступать, а те гнались по следам их 12 дней, но потом татары обратились на Русских и Кипчаков, которые заметили их только тогда, когда они уже наткнулись на них; (для последних это было) совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасными от татар, будучи уверены в своем превосходстве над ними. Не успели они собраться к бою, как на них напали татары со значительно превосходящими силами. Обе стороны бились с неслыханным упорством, и бой между ними длился несколько дней. Наконец татары одолели и одержали победу. Кипчаки и русские обратились в сильнейшее бегство, после того как татары жестоко поразили их. Из бегущих убито было множество; спастись удалось лишь немногим из них; всё что находилось при них было разграблено» [1]. Так печально завершилась битва на реке Калке 31 мая 1223 года. Узнав о прибытии в Чернигов войска Владимиро-Суздальской земли под предводительством Василька Константиновича Ростовского (1209-1238), татары все же отказались от похода на Киев и ушли на Волгу, где, потерпев поражение от волжских булгар, были вынуждены возвратиться в степи Средней Азии.
Калка. Художник: П. Рыженко.
Таким образом, Субэдей не смог покорить Киев и тем самым выполнить основную задачу похода, поставленную перед ним в 1221 году Чингисханом и отраженную в записи «Сокровенного сказания монголов»: «А Субетай-Баатура он отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, как-то: Канлин, Кибчаут [Кипчаков-половцев], Бачжигит, Оросут [Россия?], Мачжарат, Асут [Аланы?], Сасут, Серкесут [Черкесы], Кешимир, Болар [Булгары], Рарал, перейти через многоводные реки Идил [Волга] и Аях [Яик], а также дойти до самого города Кивамен-кермен [Киев]. С таким повелением он отправил в поход Субеетай-Баатура» [2]. В 1228-1229 годах Субэдей вновь пытался одолеть половцев и булгар, но снова встретил здесь ожесточенное сопротивление. В связи с этим к нему на помощь был отправлен 30 тысячный отряд во главе с ханами Батыем (ок. 1209-1256), Бури и Мунке. «Сокровенное сказание» так описывает это обстоятельство: «Когда же войско будет многочисленно, все воспрянут и будут ходить с высоко поднятой головой. Вражеских же стран там много, и народ там свирепый. Это — такие люди, которые в ярости принимают смерть, бросаясь на собственные мечи. Мечи же у них, сказывают, остры» [3].Рукояти славянских мечей IX-X вв.
Однако поход на север был отложен до решения 1235 года, когда начальство над армией было передано Батыю, а Субэдею было поручено командование лишь частью войска. В 1236 году монголами была разгромлена Волжская Булгария, после чего летом 1237 года ими были покорены народы по правому берегу средней Волги и земли мордвы. Владимиро-Суздальский князь воздержался от оказания военной помощи соседям.Комета 1222 г. (Галлея). Лицевой летописный свод XVI в.
Около 1230 года игуменом Киево-Печерского монастыря, Владимирским, Суздальским и нижегородским епископом Серапионом Владимирским (?—1275) было написано «Слово», в котором автор перечислил многие предзнаменования последовавшего нашествия. Среди таковых он упоминает голод вследствие двухлетнего неурожая, мор и землетрясение, обрушившиеся на Русь в 1230, солнечное затмение в 1206, затмение луны в 1207, появление комет в 1222 (комета Галлея) и 1230 годах [см. подробнее]. Серапион пишет: «Ныне землю трясет и колеблет, беззакония, и грехи многие с земли стрясти хочет как листья с дерева. Если кто говорит: «И прежде этого землетрясения были и (нашествия) ратей и пожары», - отвечаю: «Да, так, но что в будущем ждет нас? Не голод ли? Не мор ли? Не (нашествие) ратей ли многих? Мы же одинаково не покаемся, покуда не придет на нас жестокий язычник с попущения Бога, и землю нашу не опустошит и города наши не захватит и церкви святые не разорит, отцов и братьев наших не убьет, матерей наших и сестер не обесчестит» [4].Комета 1230 года. Лицевой летописный свод XVI в.
Исследователями отмечен то обстоятельство, что в своих сочинениях, относящихся к последним годам его жизни, перечисляя христианские заповеди, Серапион осознанно не упоминает завета «возлюбить врагов своих», что, как считается, свидетельствует о крепкой надежде мыслителя на избавление от тяжкого ига.Снаряжение монгольского воина.
Исключительно интересны сведения венгерского монаха доминиканца Юлиана, пребывавшего на восточных границах Северо-Восточной Руси накануне нашествия: «Ныне же, находясь на границах Руси, мы близко узнали действительную правду о том, что все войско, идущее в страны запада, разделено на четыре части. Одна часть у реки Этиль [Волга] на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества. Третья часть остановилась против реки Дона, близ замка Ovcheruch (Воронеж?), также княжества русских. Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну русских» [5]. Во многом основываясь на этом описании, большинство исследователей считает, что монголо-татарским войском уже тогда была выбрана наиболее эффективная тактика передвижения по территориям Северо-Восточной Руси – по льду замерзших рек. Действительно, речные пути широко использовались для торговли древней Руси, связывая большинство крупных городов – центров княжеских уделов. С другой стороны, отсутствие сухопутных путей делало невозможной проведение военной кампании в теплое время года. Так, к осени 1237 года монголы сосредоточили свои силы в районе среднего течения рек Лесной Воронеж и Польный Воронеж (левых притоков Дона, берущих начало в Рязанской области), а также по притокам р. Проня (приток Оки), выводившей войско через непроходимые первобытные леса на Рязань.
Осенью 1237 года к рязанскому князю Юрию Игоревичу прибыли послы с требованием 1/10 части «во всем»: «во князьях и в людях и в конях, десятое в белых, десятое в вороных, десятое в бурых, десятое в рыжих, десятое в пегих», на что рязанские князья отвечали: «коли нас не будет всех, все то ваше будет» [6]. Рязанское войско надеялось самостоятельно во главе с Юрием Игоревичем отвратить нашествие, дав бой где-то на границе рязанских земель. Автор «Повести оразорении Рязани Батыем» отмечал мужество рязанских дружинников в этой битве. Несмотря на это дружина Юрия была разгромлена: «многая князи месныя и воеводы крепкыя, и воинство: удалцы и резвецы резанския, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша, ни един от них возратися вспять: вси вкупе мертвии лежаша» [7].Разорение Рязани Батыем.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. XVI в.
Основной удар соединенных сил монгольского войска был направлен с юго-востока на Рязанское княжество. По пути следования был взят Пронск (16-17 декабря 1237 года), Белгород, Ижеславец. 16 октября 1237 года войска Батыя осадили Рязань - столицу Муромо-Рязанского княжества. Согласно летописи по Лаврентьевскому списку, а также позднейшей «Повести о разорении Рязани Батыем», созданной в середине XIV века: «…и послаша же князи Рязанские ко князю Юрью Володимерскому прося себе помощи или самому пойти. Князь же Юрий сам не иде, ни послуша князей Рязанских мольбы, но хотел сам особь брань створити» [8]. Однако, по свидетельству Ипатьевской летописи, Великий князь Владимиро-Суздальской земли, Юрий Всеволодович все же послал на помощь Рязани объединенные полки [9], которые не могли успеть на помощь осажденному городу. Иранский историк Рашид-ад-Дин считал, что Рязань была взята за 3 дня, однако, по другим данным, Рязань подвергалась осаде и непрерывному обстрелу камнями и огненными бомбами на протяжении пяти дней с 16 по21 декабря 1237 года. Диорама «Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237г.». Фрагмент. Рязанский историко-культурный музей-заповедник "Рязанский кремль". От Рязани монголы выступили по льду замерзшей Оки к Коломне. Находясь при слиянии рек Ока и Москва, этот город служил последней преградой на пути вглубь Владимиро-Суздальского княжества. Преодолев путь в 130 километров, войска осадили город 1 января 1238 года. Как отметил Р. Храпачевский: «похоже, что монголы не спешили приступать к взятию Коломны и ждали подхода русского войска, чтобы разбить его в поле, а не спровоцировать его уход обратно от Коломны при виде ее развалин, которые ему не будет иметь смысла защищать» [10]. Спустя несколько дней, а именно 8-9 января к Коломне подошли объединенные войска Владимиро-Суздальского княжества под предводительством Всеволода, - сына великого князя Юрия Всеволодовича. Как писал автор Лаврентьевской летописи: «и бишася крепко, и бысть сеча велика, и прогнаша их к надолбом, и тут убиша князя Романа, а у Всеволода воеводу его Еремея, а иных много мужей побиша, а Всеволод в мале дружине прибежа в Володимер, а Татарове же поидоша к Москве» [11]. Длившееся три дня сражение действительно можно считать исключительно ожесточенным. В схватке погиб сын Чингисхана Кулькан. Историческая реконструкция этого решающего боя интересно описана у Р. Храпачевского: «Судя по сообщениям Лаврентьевской и Суздальской летописей, русское войско в поле сразу же потеряло свой авангард под командованием Еремея Глебовича, он был уничтожен монголами во время его соединения с основными силами Всеволода Юрьевича, потом все русское войско было окружено ("оступиша их Татарове у Коломны"), но ему удалось прорваться к городу и встать "к надолбам", причем главным действующим лицом в этом прорыве был Роман Игоревич, его действия отмечены как русскими летописями, так и Рашид-ад-Дином – сразу после рассказа о гибели Кулькана. Возможно, именно при прорыве окружения и выходе к защитным сооружениям у Коломны этот чингизид был убит разъяренными гибелью своей земли рязанцами Романа Игоревича» [12]. Несмотря на храбрость и отвагу, проявленную защитниками русской земли, сражение не смогло предотвратить дальнейшего стремительного продвижения монголов на наши земли.Битва. Художник: И. Глазунов.
12-13 января монголы выступили по направлению к Москве, до которой им предстояло преодолеть всего около 100 километров. 16 января началась ее осада, продлившаяся, по словам Рашид-ад-Дина, 5 дней. Историки отмечают, что москвичи, не знавшие результата битвы под Коломной, не успели еще составить плана дальнейших действий или вовсе были застигнуты врасплох неприятелем. Так или иначе, Москвы была взята уже 20 января 1238 года. Летопись сохранила до наших дней имя отважного воеводы Москвы Филина Наньска, который был убит монголами «за правоверную веру христианскую». Здесь же в плен был взят князь Владимир (названный Рашид-ад-Дином на восточный манер «Улайтимуром») - сын великого князя Юрия Всеволодовича. Перед дальнейшим продвижением на северо-восток, к центрам Владимиро-Суздальского княжества, монгольским войскам требовалась некоторая подготовка, заключавшаяся в обследовании путей дальнейшего движения и пополнении запасов продовольствия. Последней задаче способствовало относительное богатство прилегающих к Москве районов, уже давно располагавшихся на важных торговых путях. Взятие Москвы не только существенно пополняло ресурсы захватчиков за счет разорения богатого торгового края, но и отрезало северо-восток России от возможных поставок продовольствия, вооружения и другой военной силы из сопредельных Смоленского и Черниговско-Северского княжеств. Вместо обычного для Лаврентьевской летописи выражения «монастыри вси и сёла пожгоша» автор летописи специально отметил, что монголы «много имения вземше» в этих подмосковных монастырях и селах.Дальнейшее продвижение захватчиков по льду замерзшей Клязьмы на северо-восток, ко Владимиру, говорит о том, что в последних числах января 1238 года северо-восточное Подмосковье стало свидетелем опустошительного вторжения более чем тридцатитысячного войска монголов и татар (вычисления Р. Храпачевского), а берега Клязьмы, помнят тяжелую поступь вражеских полчищ.
Память о непроходимых первобытных лесах к северо-востоку от Москвы сохранилась в одном из трудов персидского историка Джувейни (1226-1283): «Оттуда [из булгар] они (царевичи) отправились в земли Руси и покорили области ее до города М.к.с., жители которого, по многочисленности своей были (точно) муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что (в нем) нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом, против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его, и нашли (там) много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей» [18].Комментатор этого отрывка, А.С. Ромаскевич, отмечая подтвержденные топонимы, применяемые монголами для обозначения Москвы – «Машкỳ» или «Микéс» считал, что «отождествление этого названия с Москвой представляется весьма сомнительным, так как навряд ли уже в середине XIII в. Москва была таким большим городом», чем оспаривал мнение переводчика этого отрывка, В.Г. Тизенгаузена.
«Нерльский крест» XII века при впадении р. Нерли в Клязьму.
Фото: Н.Н. Воронин, 1940 г.
В период с 20 января по 2-3 февраля 1238 года вражеское войско преодолело путь до Владимира на Клязьме. Здесь, при впадении в Клязьму реки Нерль находился каменный крест, отмечавший этот важный перевалочный пункт [13]. Описание этого креста приведено в статье В. Яшкиной: «Четырехконечный белокаменный крест с текстом «Похвалы Кресту»: «Охранник всей вселенной, крест церкви божией украшение, крест царям держава, крест верным утверждение, крест ангелам слава, крест демонам прогонитель» [14]. Каменный крест стоял на берегу в 150 м от Покровской церкви (1165 г.) близ Боголюбова монастыря. В 1911 г. крест был зафиксирован П.П. Покрышкиным. Его фотография впервые была опубликована Н.Н. Ворониным в 1940 году, обнаружившим крест на открытом сельском кладбище на задворках села. Этот ныне утерянный крест был свидетелем монгольского нашествия.Взятие Суздаля.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. XVI в.
Штурму Владимира предшествовал разгром города Суздаля: «Татарове, станы свое урядивъ у города Володимеря, а сами идоша взяша Суждаль». Подойдя к столице Владимиро-Суздальского княжества, монгольское войско разминулось с дружиной великого князя Юрия Всеволодовича ушедшего на реку Сить к месту сбора новых полков буквально за день до начала осады Владимира. Батый предполагал, что местом этого сбора мог служить Суздаль, куда между 4 и 6 февраля был отправлен отдельный корпус, вернувшийся с победой к основному войску 6 или 7 февраля. Предание сохранило до нас отзвук героических действий отряда Евпатия Коловрата, который, как предполагают исследователи, настиг высланный в Суздаль отряд монголов где-то в пределах суздальской земли и «погнаша во след безбожного царя и едва угнаша его в земле Суздальстей» [19].
Евпатий Коловрат. Художник: П. Литвинский.
Попавший в плен при обороне Москвы сын великого князя Юрия, Владимир был жестоко убит под стенами города Владимира.
Взятие Владимира монголо-татарами. Диорама. Худ. Е.И. Дешалыт. Лаврентьевская летопись так описывает штурм города 7 февраля 1238 года: «В 7 день февраля и зашли от Золотых ворот у Святого Спаса и вошли в город по приложенной (к стене лестнице) через стену, а сюда от северной стороны (города) от Лыбеди к Отрининым воротам (и) к Медяным, а отсюда, от Клязьмы, к Воложским воротам и так взяли вскоре город до обеда новый, и подожгли огнем. Бежал же Всеволод и Мстислав и все люди в Печерный город – епископ Митрофан и княгиня (жена) Юрьева с дочерью, снохами и со внуками и другие княгини, множество бояр и (простых) людей затворились в церкви святой Богородицы каменной и ее огнем без милости подожгли» [15].Взятие города Владимира Батыем.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. XVI в.
Следующей главной задачей захватчиков было обнаружение нового места сбора войск великого князя. Так, из-под Владимира монгольские войска двинулись по трем направлениям. Первая часть войска, под командованием Бурундая пошла по рекам на север к Ростову и Ярославлю. Второй отряд был направлен по льду Клязьмы к городу Стародубу и далее, по Волге на г. Городец Радилов и Галич Мерский, далее, возможно, на Вологду и Кострому. Главные силы войска во главе с самим Батыем двинулись на северо-запад по р. Колокше и, взяв Юрьев-Польской, разделились на два отряда, которые должны были соединиться под Тверью. Первый двинулся на Переславль Залесский и далее по р. Нерль к г. Кснятин, спустившись затем по Волге к Твери. Второй отряд прошел по северу Московской области на Дмитров, Волок Ламский и далее по рекам Лама и Шоша поднявшись к Волге, соединился с первым отрядом под Тверью в конце февраля 1238 года. Объединенные отряды, взяв Тверь 22 февраля 1238 года, осадили Торжок. Отважные жители города выдержали двенадцатидневную осаду, - вдвое дольше, чем хорошо укрепленный г. Владимир. Обозленные таким долгим и упорным сопротивлением монголы, взяв Торжок 5 марта, погнались за несколькими отрядами побеждённых, которым удалось выбраться из города на север, так называемым Селигерским путем. Преследование продолжалось вплоть до «Игнач-креста», после чего преследователи вернулись к основным силам.Оборона Козельска. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. XVI в.
Корпус Бурундая, взяв Ярославль, Углич и Кашин дождавшись подхода второй группы войск, возвратившихся из похода на Городец и Галич, 4 марта 1238 года объединенными силами напали на войска великого князя Юрия Всеволодовича и одержали стремительную победу. В схватке погиб и сам великий князь Владимиро-Суздальской земли. В бою попал в плен Василько Константинович Ростовский, впоследствии жестоко убитый в Шернском лесу. Как свидетельствует Рашид-ад-Дин, «После того они [монголы] ушли оттуда, порешив на совете идти туманами облавой и всякий город, область и крепость, которые им встретятся [на пути], брать и разрушать» [16]. Фронт этой облавы раскинулся очень широко от восточных районов Смоленского и Черниговского княжеств до Рязанского княжества на её правом фланге. Правое крыло «облавы» вел сам Батый. Продвигаясь от Торжка по Волге и ее притоку Вазузе к междуречью Днепра и через смоленские земли, Батый имел стоянку недалеко от Смоленска в районе современного Ельца (Долгомостье). Считается, что далее он продвигался по р. Десна и, взяв г. Вжищ, далее, до р. Жиздра на которой столкнулся с героическим сопротивлением Козельска, продолжавшегося целых семь недель. В мае 1238 года монгольские войска соединились под Козельском, и только тогда он был взят за три дня. Летописец так описывает эти героические дни: «Козляне же совет сотворили – не сдаваться Батыю, говоря, так как еще княжь наш молод есть, то положим жизнь свою за него и здесь славу этого света примем… Татары же, осаждавшие город, взять его желая, разбили городскую стену. И забрались на вал татары, (жители) Козельска же на ножах резались с ними. (Они) устроив совет, (решили) выйти на полки татарские. И выйдя из города, пращами стреляя в них, напали на полки их и убили татар 4 тысячи и сами убиты были. Батый же, взяв город, убил всех и не пощадил (никого) от подростков до (младенцев) сосущих молоко… Оттого же у татар не смеют его называть «город Козельск», но «злой город», потому что бились семь недель, убили трех темников татарских. Татары же искали их и не могли найти среди множества трупов» [17]. Взяв Козельск, Батый вернулся в половецкие степи.Фрагмент диорамы "Оборона Козельска в 1238 году".
Художник: Н.А.Ращектаев, 1987-1988 г.
Начало нового года, отсчитывавшегося на Руси с 1 марта, автор Лаврентьевской летописи выделил киноварью: «Того же лета было мирно»... При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com. 1. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб, 1884. Т. 1., с. 26-27. 2. Сокровенное сказание монголов. //Труды членов российской духовной миссии в Пекине. Т. IV. СПб., 1866.с. 149. Цит. по переводу С.А. Козина. 3. Труды членов российской духовной миссии в Пекине. Т. IV, с. 153. 4. «Слова» Серапиона Владимирского / Памятники литературы Древней Руси. XIII век. — М., 1981., с. 440. 5. Письмо брата Юлиана о монгольской войне //Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и восточной Европе // Исторический архив. № 3, 1940. с. 87. 6. Русская летопись по лаврентьевскому списку // Полное собрание русских летописей. Т. I. Л., 1926-1928, с. 515. 7. Повесть о разорении Рязани Батыем// Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М. 1981, с. 188. 8. Русская летопись по лаврентьевскому списку. //ПСРЛ. Т. I., с. 515-516. 9. Ипатьевская летопись //Полное собрание русских летописей. Т. II. СПб., 1843, с. 176. 10. Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. М., 2005, с. 361. 11. ПСРЛ. Т. I., с. 516. 12.Храпачевский Р., там же. 13. Воронин Н. Новые памятники русской эпиграфики XII века. // Советская археология. № 6, М. - Л. 1940, стр. 314-315. 14. Яшкина В.Б.К вопросу о распространении каменных крестов Древней Руси.// Староладожский сборник. Материалы I-V конференций “Северо-Западная Русь в эпоху средневековья: междисциплинарные исследования”. СПб - Старая Ладога, 1994-1998. 15. ПСРЛ. Т. I. С. 518-519. 16.Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. М.-Л. АН СССР. 1952, с. 40, с. 230. 17. ПСРЛ. Т. II. С. 176. 18. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М., 1941. С. 22-23. 19. Повесть о разорении Рязани Батыем// Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М. 1981 С. 190.trojza.blogspot.com