Художник Владимир Волегов. Так прекрасны вы некстати…. Владимиров художник картины
Иван Алексеевич Владимиров — не только художник.
Вот так углубишься ненароком в недра давно забытых папок, да и найдешь что-нибудь интересное… Папка называлась «Художник Владимиров». И мы долго в нее не заглядывали — художник, не фотограф. А тут заглянули. И оказалось, что не только художник, но и фотограф.
Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров. 1900-е
Иван Алексеевич Владимиров известен, прежде всего, как художник-баталист и «летописец» революционных лет Петрограда. В 1946 удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился 29 декабря 1869 в Вильно. Его мать тоже была художницей, причем известной акварелисткой.
Художественное образование Владимиров получил в Виленской рисовальной школе И. П.Трутнева. В 1891—1893 учился в Петербургской Академии художеств, ученик Б. П.Виллевальде, А. Д.Кившенко, Ф. А.Рубо.
Им созданы циклы картин, посвященных Кавказской войне, Балканским войнам, Русско-японской и Первой мировой — на основе впечатлений, полученных во время работы художественным корреспондентом.
Русско-японская война. Госпиталь для пленных русских солдат и офицеров. 1904−1905
В 1917—1918, работая в Петроградской милиции, сделал цикл документальных зарисовок событий тех лет (именно они чаще всего цитируется в сети).
После октябрьской революции Иван Алексеевич был членом Ассоциации художников революционной России, с 1932 — Ленинградского Союза советских художников.
В годы Великой Отечественной художник оставался в Ленинграде, рисовал плакаты, делал эскизы и зарисовки, писал картины.
Умер Иван Алексеевич 14 декабря 1947 в Ленинграде.
Как многие живописцы того времени, Иван Владимиров занимался и фотографией. Часто его фото — это только этюды для будущих картин. Но многие фотографические работы Владимирова имеют и самостоятельное значение. Одна незадача — фотографии не подписаны. И никакой информацией, кроме дат рождения и смерти и места жительства автора мы не располагаем. Остается одно — искать и не сдаваться…
Ленинград. Чулочно-трикотажная фабрика «Красное знамя». 1930-е
Например — просмотреть изображения всех питерских заводов, чтобы на сотой странице увидеть знакомые очертания… Оказалось — чулочно-трикотажная фабрика «Красное знамя». И довольно интересная история.
Проект новых зданий фабрики был выполнен в 1920-е немецким архитектором Эрихом Мендельсоном в стиле авангард. Но после введения в строй первой очереди, автор, сославшись на искажение замысла, отказался от авторства и покинул Ленинград. Трудно сказать, что именно было искажено при воплощении проекта. Если сравнивать здание на фото с макетом, (см. здесь) — изменений не заметно. Но автору, разумеется, виднее. Под руководством советских архитекторов Ипполита Претро и Сергея Овсянникова фабричный комплекс достроили… До наших дней дожила только силовая станция. Что осталось от зданий, запечатленных на фото, желающие с крепкими нервами могут увидеть здесь.
Санкт-Петербург. Летний театр «Буфф». Измайловский сад (набережная Фонтанки, 114). У билетной кассы. 1900-е
Небольшая подборка фотографий Владимирова открывает нам мир увеселительных садов Петербурга. Популярные были места у горожан. Здесь на открытых площадках выступали оркестры, ставили спектакли летние театры, работали рестораны, бильярдные, американские горки и другие аттракционы. Каждый хозяин старался привлечь внимание почтенной публики разнообразием выбора. Измайловский сад — один из наиболее известных. Там работал знаменитый театр «Буфф». Именно за билетами в театр, скорее всего, и стоят в очереди эти дамы и господа. Хотя на кассе вывешено объявление, что на сегодня все билеты проданы.
Увеселительный сад. 1900-е
Это тоже Петербург и тоже увеселительный сад. Но здание, скорее всего, не сохранилось. Во всяком случае, найти в сети подобных изображений не удалось. А жаль. Постройка в стиле модерн впечатляет оригинальностью проекта. Возможно, это был театр. На другом снимке из этой серии хорошо читается объявление на пилоне здания о том, что «готовится к постановке «Вице-адмирал», оперетта в 3х действиях». Если приглядеться, на террасе в креслах отдыхает публика, окруженная пальмами (!). Интригующее место. Вот бы кто-нибудь из читателей его опознал…
Свято-Успенская Саровская пустынь. Торжества по поводу открытия святых мощей преподобного Серафима Саровского. Паломники у стен обители. 1903
Хотя бОльшая часть фотографий Владимирова, имеющихся в нашем распоряжении, сделана в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, снимал он не только там. В июле 1903, например, Иван Алексеевич фотографировал Саровские торжества по поводу открытия святых мощей Преподобного Серафима Саровского. Здесь и пао=ломники у стен монастыря, и хоругвеносцы, и рака со святыми мощами и крестные ходы… Небольшая эта серия, вероятно была подготовительной, для создания картины.
В провинциальном российском городе. 1900-е
Этот городской пейзаж, возможно, как-то связан с пребыванием художника в Сарове. Хотя уверенности в этом нет. Не удалось даже опознать место съемки. Возможно храм и не устоял под натиском времени… А композиционное решение кадра хорошо!
Фото-этюд к картине. 1910-е
Подобных фото-этюдов у Владимирова много. И почти всегда — один и тот же натурщик. Возможно, фигура, запечатленная фотокамерой, впоследствии появилась именно на этой картине художника. Сходство явное…
Здесь — история фотографии в датах
А здесь — новости из жизни СФР
Дежурила по блогу Александра Устинова
Художник Иван Владимиров: afealle
Есть рисунки, которые цепляют не столько красотой графических приемов, оригинальностью композиции или чем-то другим эстетического порядка, сколько самим содержанием рисунка. Про художника Ивана Алексеевича Владимирова можно почитать здесь : http://antikspb.ru/ivan-alekseevich-vladimirov/ Прелестна история про то как он сделал себе имя, разведя мирискусников. Получив отлуп при попытке выставиться вместе с "Миром Искусства" он уехал в Финляндию и оттуда прислал картины под именем вымышленного финского художника, на которых были написаны финские реалии. Бенуа высоко отозвался о них, картины были выставлены и дорого проданы, а потом случился скандал, когда автор открыл своё настоящее лицо.Владимиров более всего известен благодаря своей "репортерской" графике, в его акварелях и рисунках запечатлелось то время во всей его неоднозначности.Судя по всему он был авантюрного склада человеком, с юности путешествовал и участвовал в военных действиях, как Верещагин, зарисовывал то, что видел. Сейчас бы, возможно, стал фотожурналистом. Учился Владимиров в нашей,бывшей Императорской Академии Художеств по классу батальной живописи, затем был сотрудником журналов "Нива" и "Огонек".
Если бы не здоровье, то не стал бы художником, сначала он был юнкером. Война все равно тянула к себе и его жизнь с 1869 по 1947 прошла от русско-японской войны до Великой Отечественной. Даже в 72 года он рвался на фронт.
Удивительно, но художника одни считают просоветским , а другие антисоветчиком. Его персонажи времен революции и начала 20х немного карикатурны с обеих сторон. Его личная позиция не всегда понятна.
После революции он подрабатывал в милиции и многое рисовал с натуры, он скорее стремится запомнить события, возможно понимая, что присутствует при том, как рождается на его глазах другая история, чем давать им однозначную оценку. В рисунках Владимирова есть кинематографичность, действие, можно услышать звуки улицы, то, что люди говорят и даже думают. Маяковский тогда писал, что "театр - это не зеркало, а увеличительное стекло", тоже можно сказать и про графику Владимирова революционных лет. Это не просто зарисовки, а выжимка из личных впечатлений. Акварель, достаточно изящная техника, по контрасту подчеркивает грубость и ужас происходящего.
Разграбление храма.
Художнику, возможно, и не надо ничего говорить, за него говорит сама история. А наша история тогда была отвратительна. Голод 1919 года, раскулачивания, разгул варварства, люди, оказавшиеся на улице, потерявшиеся в мире, ставшим чужим, бегущие в неизвестность, блуждающие во тьме.
Знали ли эти дамы, которых рисовал Владимиров, какое будущее их ждет ?
Поиск съедобного в помойном ящике.
Революционный подъем с одной стороны канала, голод и разруха с другой.
Раскулачивание в деревне.
<Белогвардейцы в деревне.
Арест белогвардейцев.
Рисунки взяты с сайта : http://deti-samara.ucoz.ru/photo/khudozhniki_v/vladimirov_ivan_alekseevich_1869_1947/36
afealle.livejournal.com
Бытописатель "русской" "революции" – художник Иван Владимиров
Автопортрет. 1910. Частное собрание.До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза. Его работы воспроизводились, например, в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в 30-40-е годы.
Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде — пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.
Как же попали рисунки Владимирова в Америку? Это отдельный, увлекательный сюжет.
Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917 г. 1917.
Тревожные вести. 1917.
Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов — русской "Нивы" и английского "The Graphic". При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.
Практически всю свою жизнь художник провел в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Все события, имевшие место в "колыбели революции", происходили на его глазах. Согласно Википедии, в 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской милиции. Но, судя по рисункам, бывал он и в провинции, имея возможность наблюдать жизнь крестьян.
Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде.Рисунок из журнала "The Graphic" от 19 января 1918 года.Источник: http://kapuchin.livejournal.com/776823.html
В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA — Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.
За подробной информацией об этих личностях отсылаю читателей к журналу ljwanderer ARA-персонажи.
Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей alma mater — Стэнфордском университете — научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).
Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.
После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.
Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10 — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "Russia in Revolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.
Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)
Фрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде. 1923 г.
Напрашивается вопрос — а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен?
Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения.
В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики — это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям.
Вандализм в Зимнем дворце. 1918.
Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.
Изъятие банкнот и облигаций в банке Вавельберга (Невский просп., 25). 1919.
Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.
Сюжет повторен на картине маслом.
Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России
Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.
Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918.
Буржуазия на трудовой повинности. 1920.
Конвоирование арестованных
В подвалах ЧК. 1919.
Дома у генерала Бутурлина. 1919.
Семья греется у печки-буржуйки, которую топят выломанными паркетными дощечками. Но паркетом много не натопишь.
Разборка деревянного дома на дрова.
Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919.
Вариант того же сюжета: семья "бывших" людей, несущая скудный паек, и новые хозяева жизни.
На улицах Петрограда. 1918.
Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.
Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.
Поиски съедобного в помойной яме. 1919.
В последний путь
Генерал — князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).Петроград, июнь 1922 г.
Крестьян, разграбивших помещичьи усадьбы, теперь самих грабит голодный город.
Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги. 1920.
Перед обыском и изъятием. 1920.
Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.
Изъятие церковных ценностей. 1922.
Церковные ценности изымались под предлогом борьбы с голодом. Но настоящую помощь голодающим оказали международные благотворительные организации.
Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922.
Помните гражданина Корейко, укравшего целый состав с продовольствием для голодающих Поволжья?
Продовольственная помощь от АРА. 1922.
Священник с продовольственной помощью от АРА. 1922.
Отдельной темой рисунков Владимирова было изображение советской повседневности, зачастую весьма ироничное.Вот, например, дети пролетариев "приобщаются к искусству" в Летнем саду.
Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.
Еще один вид "приобщения к искусству": рояль, утащенный из разоренной барской усадьбы, служит игрушкой для деревенских ребятишек.
У рояля. 1920-е годы.
Фотограф в деревне. 1918.
Урок коммунизма для крестьян. 1922.
В театре. Царская ложа. 1918.
На посту. 1918.
Здесь, похоже, тот же самый красноармеец. Характерны руки — в золотых часах и кольцах, "реквизированных" у буржуазии.
За чтением газеты "Правда". 1918-1923 гг.
А здесь два нахала — красноармеец и краснофлотец — пристают к женщине из "бывших".
Некому защитить. 1921.
Игра в карты. 1922.
Гуляние. 1920-е гг.
"Субботник". 1923.
Галантный кавалер. 1923.
Советский служащий привел свою даму в ресторан. Замечательно выражение лица старого лакея: "Не тот клиент пошел!"
Гранд-отель "Европа". 1923.
В пивной "Старая Бавария". 1920-е годы.
За знакомство! 1923-1925 гг.
Трактор в деревне. 1925.
Последняя картина — уже начало нового, советского периода в творчестве художника, однако элемент иронии присутствует и здесь.
ukhudshanskiy.livejournal.com
Художник Владимир Волегов (Vladimir Volegov)
Рубрика: картины и живопись Опубликовано 29.07.2018 · Комментарии: 1 · На чтение: 2 мин · Просмотры:156
Художник Владимир Волегов (Vladimir Volegov) родился в декабре 1957 года в городе Хабаровске. В 1959 году семья Волеговых переехала в город Свердловск (ныне Екатеринбург).
Мама будущего художника мечтала, что сын станет врачом, а маленький Володя любил рисовать – в школе его начали активно привлекать к оформлению наглядных пособий, в 13 лет он получил первые деньги за лозунг «Да здравствует Первое Мая», а через год начал рисовать киноафиши для кинотеатра.
После окончания школы Владимир Волегов поступил в художественную школу в городе Кривой Рог, потом была армия, женитьба, рождение двух замечательных дочерей.
В 1980 году Владимир поступил во Львовский полиграфический институт (факультет графики).
В 1988 году, после развода с женой, Волегов перебрался в Москву, рисовал портреты на Арбате, шаржи, эскизы для сувенирной продукции. В общем, не гнушался любой работой, за которую платили. Писал, по заказам, и портреты звёзд российского шоу-бизнеса – я не буду перечислять всех заказчиков, но это действительно кумиры публики тех лет (начиная с Аллы Пугачёвой).
В 1990 году художник уехал в Европу, много работал, освоил компьютерную графику, начал создавать кукол и писать в стиле «романтического романтизма» (в большей мере для детей и женщин).
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ художника Владимира Волегова. Это трогательные дети и загадочные женщины.
С женщиной так всегда, что не скажешь – всё будет глупость. Нельзя найти такого одного слова, чтобы описать и рассказать. А красота женщины – это красота высшего порядка. Она может быть просто внешней, а может быть такой, что ты смотришь на прекрасную незнакомку и ничего не видишь. Нет красивого лица и точёной фигуры, нет цвета глаз и длины ног, нет даже объема талии и груди, а просто какой-то страшной силы удар красотой. Как весеннее солнце или летнее бездонное небо. И ничего особенного кажется нет, и взгляд не отвести…
Картины художника Владимира Волегова
svistanet.com
Владимиров, Иван Алексеевич - это... Что такое Владимиров, Иван Алексеевич?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Владимиров.Иван Алексеевич Владимиров (29 декабря 1869 (10 января 1870)(18700110), Вильно, Российская империя — 14 декабря 1947, Ленинград, СССР) — российский, советский живописец и рисовальщик, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Известен как художник реалистической школы в живописи, баталист и автор цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов.Биография
Мать художника была известной английской акварелисткой. Получил художественное образование в Виленской рисовальной школе И. П. Трутнева. В 1891—1893 годах. учился в Петербургской Академии художеств (1891-93), где специализировался у Б. П. Виллевальде, А. Д. Кившенко и Ф. А. Рубо[1]. Был художественным корреспондентом в период русско-японской (1904—1905), балканских (1912-13) и 1-й мировой войн.
Талантливый ученик Виллевальде и Кившенко, он проводил ежегодно лето на Кавказе в горных аулах, привозя оттуда материал для картин, удостаивавшихся больших и малых серебряных медалей: «Взятие турецкого редута», «Перевязочный пункт во время Кавказской войны». За картину «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» в 1893 году получил звание классного художника второй степени, что давало ему возможность начать самостоятельное творчество. В 1897 году за полотно «Бой адыгейцев на реке Малке» был удостоен звания классного художника. Автор циклов картин посвящённых русско-японской войне («Орудие в опасности», «Артиллерийский бой», «Вернулся с войны», «В Манчжурии», «Разведка в ливень», «Допрос пленного», «Усиленная рекогносцировка»), революционным событиям 1905 года («У Зимнего дворца», «Бой на Пресне», «На баррикадах в 1905 году»), жизненным композициям («На дровяном складе», «Благотворитель», «Горе», «Изобретатель и капиталист», «Именины деда»), Первой мировой войне, зарисовками военных операций для журнала «Нива», акварелями.
Будучи противником модернизма в искусстве предложил свои картины для выставки художников «Мира искусства», но был отвергнут, как устаревший реалист. Тогда он написал несколько картин на финские сюжеты в манере мирискусников, и под финским псевдонимом отдал эти картины на выставку. Был принят, удостоился лестных слов от самого Бенуа, картины продали. И только в конце выставки Владимиров письмом в газету разоблачил всю интригу. Художник получил массу сочувствующих писем, даже открытку от Ильи Репина, поздравившего Владимирова с удачным розыгрышем модернистов.
В 1917—1918 годы, работая в Петроградской милиции, сделал цикл документальных зарисовок событий 1917—1918 годов. После октябрьской революции 1917 года был членом Ассоциации художников революционной России. С 1932 года член Ленинградского Союза советских художников. Писал картины на историко-революционные и батальные темы («Арест царских генералов» (1918), «В. И. Ленин на митинге» (1923), «Взятие будёновцами Мелитополя» (1925), «Бегство буржуазии из Новороссийска» (1926), «Ликвидация Врангельского фронта» (1932), «Баррикады в Испании» (1936), «Въезд советских войск в Выборг» (1939)). В годы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, готовил плакаты, выполнял эскизы и зарисовки, писал картины («Бой за Тихвин», 1943; «Бой на улицах Берлина», 1946). Делал с натуры зарисовки Ленина. В 1946 был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.[источник не указан 284 дня][уточнить] Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В 1910-х годах жил с женой и двумя дочерьми на своей даче на Морской улице. Ныне территория бывшей дачи Владимирова входит в состав губернаторской дачи поселка Комарово. Являлся членом Келломякского пожарного общества, у родственников до сих пор хранится его пожарная каска. По заказу этого общества он сделал в 1913 году карту поселка.
Иван Алексеевич Владимиров умер 14 декабря 1947 года в Ленинграде на семьдесят девятом году жизни. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее[2], Государственной Третьяковской галерее[1], в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Работы
-
Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 г.
Примечания
- ↑ 1 2 Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.2. М., Искусство, 1972. С.298.
- ↑ Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А—В. Т. 8.. СПб, Palace Editions. 1997. С. 116-117.
Источники
- Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.2. М., Искусство, 1972. С.298-299.
- Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А—В. Т. 8.. СПб, Palace Editions. 1997. С.116-117.
См. также
dic.academic.ru
Парадоксальный художник Иван Владимиров рисовал страшные лица революции 1917 года
В Музее современной истории России открывается уникальная выставка
07.02.2017 в 15:37, просмотров: 13414Часто государственные перевороты выносят на поверхность любопытные явления, которые до этого замалчивались или просто оставались незаметными. К таким явлениям можно отнести творчество самобытного художника-реалиста Ивана Владимирова. Почет и уважение во время всех революционных событий, а потом — забвение. Почти на век. Теперь художника вспомнили к 100-летию 1917-го. Причем вспомнили не формально, отделавшись скучной лекций, а подготовили достойную выставку знаковых работ Ивана Владимирова в Музее современной истории России — бывшем революции. Экспозиция собиралась из фондов музея и частного собрания.
фото: ru.wikipedia.org
Художник удивителен прежде всего тем, что умудрился запечатлеть как официальную, так и «непарадную» стороны революции и гражданской войны. Стал объективным свидетелем сложной эпохи. Беспристрастными оценками он обязан своему отцу Алексею. Это ему принадлежит труд «Чем набивают головы детей», после прочтения которого многие переставали водить детей в гимназии. Он же издавал брошюры о пользе вегетарианства и о вреде чая, резко критиковал некоторые государственные установки.
Увлечение живописью Иван унаследовал от матери, английской художницы. Отголоски англосаксонского стиля чувствуются в работах Владимирова еще и потому, что, будучи 12-летним мальчиком, он полгода провел в Англии. Уехал туда один, нашел своего дядю, плавал на его пароходе и вдохновлялся английскими пейзажами. Когда вернулся в Россию, встал на путь классического художника: окончил Виленскую рисовальную школу и Петербургскую академию художеств.
Учиться пришлось не только в аудиториях. В поисках сюжетов для картин Владимиров истоптал юг Российской империи — от Одессы до Закавказья. На этюды ездил на Северный Кавказ. Там участвовал в дуэлях и даже подвергся нападению разбойников, которые изранили его кинжалами в голову и руки. Благо у художника был с собой револьвер, и он смог защититься. Пригодился тут и военный опыт: все-таки Иван отучился в Петербургском юнкерском училище: хотел разбираться в оружии и стать профессиональным художником-баталистом...
На рубеже веков мастер не подсел на модный в те времена модерн и остался верен реалистической школе. И если на государственные выставки, например Русской живописи в Лондоне, его работы принимали с удовольствием, то члены объединения «Мир искусства» наотрез от них отказались. За что Владимиров решил их разыграть: подписал свои полотна чужим именем и отправил на выставку. Когда работы были приняты и проданы, шутник опубликовал эту историю в газете и раскрыл псевдоним. Разразившийся скандал принес ему невероятную славу. Розыгрыш оценил сам Илья Репин, приславший телеграмму, в которой поздравлял художника с остроумной шуткой «над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства». Но настоящую славу мастеру принесли зарисовки войн: русско-японской, балканских и Первой мировой.
— Во всех моих художественных работах, — писал Владимиров, — основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины. Эту идею я всячески старался воплотить во всех своих произведениях, начиная с картин русско-японской войны.
Он рисовал военные будни без прикрас. Его герои — отважные воины-подростки, несчастные мирные жители, замученные пленные, немецкие солдаты с неприятными лицами. После свержения монархии Иван с упоением, в том числе по заказу, рисовал большевиков. Показательная работа с говорящим названием — «Умрем за свободу и революцию! Пойдем добывать мир для народов». Только писалась эта картина, как и остальные работы этого периода, уже не по личным впечатлениям, а по газетам, в лучшем случае — со слов очевидцев.
Смотрите фоторепортаж по теме: Революция 1917 года глазами опасного очевидца: уникальные картины Ивана ВладимироваНе отклоняясь от предпочтений власти, Владимиров добился ее расположения и доверия. Его сделали членом престижных художественных объединений, даже отправили в 1937 году на Всемирную выставку в Париже. Тем не менее исследователей творчества Владимирова долго мучил вопрос, неужели он действительно замечал исключительно достоинства системы. И только недавно выплыли другие его картины на революционные темы. На полотне «Русское духовенство на принудительных работах» пожилыми священниками нагло руководит красноармеец с папироской в зубах. Пролетариат, штурмующий театры, у Владимирова тоже с папиросами. Курят даже юные пролетарии, швыряя при этом камни в статую.
Отдельным сюжетом для художника стала тема голода в Петрограде времен революции и Гражданской войны. Симпатичные женщины пытаются заглушить голод чашкой с кипятком. Старики брезгливо роются в помойках, а красноармейцы жадно грабят крестьян и забирают продовольственную помощь от Красного Креста. Особенно Владимирову удавались портреты: неважно, бедняка или Ленина. Причем революционера карандашом он запечатлел с натуры, но парадный портрет вождя мировой революции ему так и не дали сделать. А вот Сталина мастер рисовал не раз.
Умер Владимиров на 77-м году жизни, в 1947 году. Клеймо официозного художника сопровождало его до конца ХХ века. И только сейчас это мнение пересматривается. Критиком советского строя его, конечно, не назовешь, как и ярым его почитателям. Справедливо, что именно в юбилейный год революции хотя бы фрагмент истории представляют без наценок и скидок. Самое время.
www.mk.ru