Джоконда. Википедия картина джоконда


Джоконда Википедия

«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда» (итал. Mona Lisa, La Gioconda, фр. La Joconde, полное название — «Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо», итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo[источник не указан 92 дня]), — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире[2][3], которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.

Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней.

— Грюйе, конец XIX века[4]

Название

Полное название картины итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo — «Портрет госпожи Лизы Джокондо»[источник не указан 92 дня]. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа» (ср. англ. «миледи» и фр. «мадам»), в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Вторая часть имени модели, считающаяся фамилией её мужа — del Giocondo, по-итальянски также имеет прямое значение и переводится как «весёлый, играющий» и соответственно la Gioconda — «весёлая, играющая» (ср. с англ. joking).

Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Надпись описывает её как портрет дамы по имени Ла Джоконда[3].

История создания картины

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»[2]. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»[2].

Сообщение Вазари

«Студия Леонардо да Винчи»: Джоконду развлекают музыканты

Согласно Джорджо Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо (итал. Francesco del Giocondo), на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»[2].

Существует предположение, что этот рисунок из коллекции Хайд в Нью-Йорке сделан рукой Леонардо да Винчи и является предварительным эскизом портрета Моны Лизы. В этом случае любопытно, что сначала он намеревался вложить ей в руки пышную ветвь.

Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»[2]. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета — «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»[2].

Интересен факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Прочее

Картина XIX века показывает горе короля Франциска у смертного ложа Леонардо да Винчи. Картина изображена рядом со смертным ложем

Возможно, художник действительно не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 году и наложил последний мазок в отсутствие свидетелей, которые могли бы рассказать об этом Вазари. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 году. (Во Франции он жил в Кло-Люсе неподалёку от королевского замка Амбуаз).

В 1517 году кардинал Луиджи д'Арагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».

Проблема идентификации модели

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле д’Эсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).

Франческо дель Джокондо, видный флорентийский пополан, в тридцатипятилетнем возрасте в 1495 году женился в третий раз на молодой неаполитанке из знатной семьи Герардини — Лизе Герардини, полное имя — Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини (15 июня 1479 — 15 июля 1542, или около 1551)[5].

Хотя сведения о личности женщины даёт Вазари, по поводу неё до сих пор долгое время оставалась неопределённость и высказывалось множество версий:

  • Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца
  • Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская
  • Чечилия Галлерани (модель другого портрета художника — «Дамы с горностаем»)
  • Констанца д’Авалос, которая также имела прозвище «Весёлая», то есть La Gioconda по-итальянски. Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д´Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о её портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи.
  • Пачифика Брандано (Pacifica Brandano) — другая любовница Джулиано Медичи, мать кардинала Ипполито Медичи (По версии Роберто Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий)[6].
  • Изабела Галанда (Isabela Gualanda)
  • Просто идеальная женщина
  • Юноша в женском одеянии (например, Салаи, возлюбленный Леонардо)
  • Автопортрет самого Леонардо да Винчи
  • Ретроспективный портрет матери художника Катерины (1427—1495) (предложена Фрейдом, затем у Serge Bramly, Rina de' Firenze, Roni Kempler[7] и др.).

Тем не менее, версия о соответствии общепринятого названия картины личности модели в 2005 году, как считается, нашла окончательное подтверждение. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо — Лизой Герардини[8]. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа[9].

  • Работа последователя Леонардо — изображение святой. Возможно, в её облике запечатлена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, одна из кандидаток на роль Моны Лизы

  • Пометка на полях доказала правильность идентификации личности модели Моны Лизы

  • Портрет Салаи — ученика, возлюбленного, наследника художника и первого владельца «Джоконды» (работы неизвестного художника круга Леонардо)

  • Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника

Картина

Описание

Копия картины (т. н. «Айзелуортская Мона Лиза»), очевидно, была сделана до того, как края оригинала были обрезаны, и позволяет разглядеть утраченные колонны Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны

На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повёрнута[10].

Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба[11].

Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. Кресло, в котором сидит модель, стоит на балконе либо на лоджии, линия парапета которой видна позади её локтей. Как считается, раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн, чьи фрагменты видны по краям парапета.

Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»[12].

Композиция

Портрет Джоконды является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»[11]. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего „Благовещения“. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»[13].

Современное состояние
Макросъёмка позволяет увидеть большое количество кракелюр (трещин) на поверхности картины

«Мона Лиза» очень потемнела, что считается результатом свойственного её автору тяготения к экспериментам с красками, из-за которого фреска «Тайная вечеря» вообще практически погибла. Современники художника, тем не менее, успели выразить свои восторги не только по поводу композиции, рисунка и игры светотени — но и относительно колорита произведения. Предполагается, например, что изначально рукава её платья могли быть красными — как это видно из копии картины из Прадо.

Современное состояние картины достаточно плохое, из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы».

Анализ

Техника

Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И когда он в лице моны Лизы нашёл модель, удовлетворявшую его запросам, он попробовал решить некоторые из самых высоких и трудных задач живописной техники, ещё им не решенных. Он хотел при помощи приёмов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека»[2]. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Одно — это чудесное леонардовское сфумато. Недаром Леонардо любил говорить, что „моделировка — душа живописи“. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук»[11]. Сфумато — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».

Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах — в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»[12].

Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. (…) Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»[13].

Пейзаж
Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо демонстрирует, как много теряет портретный образ, помещённый на тёмный нейтральный фон В 2012 году копия «Моны Лизы» из Прадо была расчищена, и под поздними записями оказался пейзажный фон — ощущение от картины сразу меняется.

Искусствоведы подчёркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения, и насколько сильно это увеличило достоинства портрета.

Виппер считает пейзаж вторым средством, которое создаёт одухотворённость картины: «Второе средство — это отношение между фигурой и фоном. Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама её фигура. У Моны Лизы — реальность жизни, у пейзажа — реальность сна. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение её собственной мечты»[11].

Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ[14]: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского „сфумато“ до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. (…) „Джоконда“ — не портрет. Это — зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»[13]. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени, и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа[12].

Улыбка Джоконды

Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.

Следует, впрочем, отметить, что первым это определение (или даже литературный штамп) ввел писатель-романтик Теофиль Готье лишь в 1855 году. Он «…сделал главное — он придумал загадочную улыбку Джоконды. До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь „приятной“. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя»[1

wikiredia.ru

Кто такая Джоконда?

Отчаявшись найти драгоценную пропажу, руководством Лувра было принято решение повесить на место пропавшей Джоконды её цветную репродукцию в чёрно рамке. Кража Моны Лизы произвела настолько глубокое впечатление на французов и весь остальной мир, что около репродукции всё время можно было найти свежие цветы – дань уважения великому художнику и символ сожаления о пропаже его творения. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне».

До сих пор однозначно не подтвердилась ни одна версия, выдвинутая следствием: слишком долго о картине не было ничего слышно.Первая весть о возможном возвращении Джоконды появилась тогда, когда все уже отчаялись. Больше чем через два года известный итальянский антиквар АльфредоГери получил по почте письмо от некого ВинченцоПеруджа с предложениемпередать ему Джоконду, но с одним непременным условием – картина должна остаться в Италии. Письмо выглядело очередной неудачной шуткой, но желание вернуть Джоконду заставляло цепляться за каждую возможность. АльфредоГери договорился о встрече с похитителем картины в номере небольшого отеля и сообщил об этом своему знакомому, директору галереи Уффици. На первой же встрече благодаря сохранившимся фотографиям Гери и его друг смогли безошибочно определить, что из грязного чемоданчика, заполненного всякими безделушками, был извлечён подлинник Джоконды.

Версия третья – автопортрет Леонардо да Винчи

На основе проведённого компьютерного исследования было выявлено, что черты лица Джоконды совпадают с чертами лица самого Леонардо да Винчи. Такое сходство позволило начать разрабатывать теорию, что Мона Лиза – это вывернутый наизнанку автопортрет художника, воплощающий в себе женскую сторону его натуры.

К слову! Да Винчи не любил рисовать себя и оставил своим почитателям один единственный автопортрет, сделанный красным карандашом.

Удачливый похититель Джоконды оказался простым рабочим, который занимался покраской стен при ремонте Лувра. Родившись в Италии, он был уязвлён, что самая большая коллекция картин Леонардо да Винчи хранится не на его родине, а в Париже. Как объяснял Перуджа на состоявшемся позднее суде, он решил исправить несправедливость и выбрал Джоконду для возвращения на родину за её небольшой размер и возрастающий к ней интерес зрителей.

Перуджа был очень убедителен в своей роли истинного патриота, стремящегося вернуть национальное достояние на родину, а французское и итальянское правительство настолько хотели быстро замять дело и вернуть картину на её законное место, что суд приговорил похитителя всего к одному году и пятнадцати дням лишения свободы. А позднее по ходатайству адвоката приговор был пересмотрен, Перуджа вышел на свободу уже через семь месяцев, после суда.

Джоконда была возвращена в Париж 4 января 1914 года  и снова заняла свое место в Квадратном зале Лувра. Её возвращение было настолько триумфальным, что всего за первые несколько дней, на неё пришли посмотреть более ста тысяч человек.

За два года своего отсутствия Джоконда стала настоящей мировой сенсацией. Впервые в мире одна новость настолько долго занимала первые строки печатных изданий и затронула интересы всех государств.

Как только Мона Лиза была торжественно возвращена на своё место, все материалы дела о её похищении были засекречены. Винченцо Перуджа бесследно исчез во время Первой Мировой Войны, а вслед за ним пропал и офицер, который вёл дело по поиску картины. Только через некоторое время выяснилось, что он внезапно разбогател и приобрёл поместье на Мартинике. Так что до нас дошли только отрывочные и поверхностные слухи, не раскрывающие тайны, где все два года находилась картина, и почему сегодня в мире существует так много копий Джоконды, сделанных именно в это время.

После возвращения картины на её законное место, она ещё несколько раз покидала Лувр для выставок в США, Японии и России. Сегодня для того, чтобы увидеть Джоконду, надо отправляться в Париж,хранители картины объявили, что она больше никогда не будет путешествовать по миру, слишком велика опасность, что Мона Лиза будет безнадёжно испорчена при транспортировке или на выставке.

Версия четвёртая – идеальная женщина.

Не находя однозначного ответа, кто такая Джоконда, исследователи и просто поклонники творчества да Винчи склонны считать, что в этом портрете художник отразил образ идеальной по его представлениям женщины. В переводе с итальянского языка laGioconda означает весёлая, играющая женщина, что подчёркивает улыбка на губах Джоконды, не свойственная для портретов того времени.

www.babilon.md

Джоконда — Lurkmore

Эта статья рассказывает о какой-то антинаучной хуйне.Если вы — физик, химик, биолог или просто слишком хорошо помните школьную программу соответствующего курса, вам лучше ее не читать. В противном случае вы рискуете умереть от смеха. Мы предупредили.
«

Неожиданное предположение относительно загадочной улыбки Моны-Лизы выдвинул Нижегородский историк Подгорный И.В. Возможно, считает исследователь, она была просто дурой.

»
— Андрей Кнышев

Джоконда или Мона Лиза — эпичный форсед мем от деятелей культуры и искусства, а также ценителей высокого. Продукт труда расового итальянского художника, инженера, архитектора, механика и предсказателя Леонардо да Винчи.

Вариант «Дорогой Леонид Ильич». Более эпичный вариант от дадаиста старой школы Марселя Дюшана.
«

Никто не смог разгадать тайну Моны Лизы, потому что никто не смог понять в чем эта тайна состоит

»
— Кто-то вменяемый
bПравда

Картина славится в первую очередь не самим фактом изображения пухлой тётки на доске из тополя, а многочисленными срачами, истериками и говнометаниями по поводу секретных кодов, тайных знаков и невербальных посланий автора, скрытых и закодированных на полотне, которые да Винчи таки да, любил оставлять. На протяжении многих лет учёные ломают голову над сюрпризами, которые преподнесла Мона Лиза:

  • Почему у женщины на картине да Винчи нет бровей? Есть несколько правдоподобных объяснений. Разгадка номер раз: в эпоху Возрождения представления о красоте были всё ещё во многом средневековыми. Мода была достаточно специфичной, поэтому по странному стечению обстоятельств женщины или очень сильно выщипывали брови или же даже сбривали их. Пример — Пьеро делла Франческа; да и у того же Леонардо было полно безбровых Мадонн, но их задающие вопрос почему-то не замечают. Второе объяснение (наиболее логичное): на самом деле этой загадкой скрыли обычную ошибку реставратора, переборщившего с очистителем во время плановой работы с картиной. То есть получается, что брови на лице были написаны в последнюю очередь. Минус у этого объяснения один: почему обратно не нарисовали, если такие функции обязательны для реставраторов.
  • Почему да Винчи так причудливо изогнул руку своей модели? Это про левую? Облокотилась она на неё — видно же.
  • Кого же на самом деле изображал автор? С этим-то вроде ясно: синьора Лиза дель Джокондо, жена какого-то флорентийского буржуя, который и заказал портрет за неимением в то время мыльниц и зеркалок. Хотя искатели заговоров высасывают из пальца версии — вплоть до того, что на картине изображён сам Леонардо. С сиськами.
  • Каким способом он её нарисовал? Да Винчи таки да, пользовался изобретённой им техникой «сфумато», которую, как обычно, повторить никто не смог.
  • В чём тайна улыбки Джоконды? Один коммунистический историк искусств утверждал, что её лицо искажено мукой, а улыбка символизирует страдания рабочего люда. Специалист «ухо-горло-нос» предположил, что Мона Лиза больна тонзиллитом. Дантист выдвинул свою точку зрения, будто бы странность её улыбки объясняется тем, что у женщины выбиты передние зубы. В начале XX века один искусствовед разглядел в лице Моны Лизы вселенское зло. Но, похоже, вся «загадочность» просто в том, что она смотрит не прямо в глаза зрителю, а мимо его правого уха. :3
  • Беременна ли она? По мнению учёных, картина посвящена рождению сына женщины, второго после девочки, умершей в младенчестве (пруфлинк).
  • Почему на картине завален горизонт? А может, это ковёр криво прибит? И так далее в том же духе. Миллионы людей со всего мира ежегодно стремятся увидеть это таинственное произведение и понять его потаённую суть, режиссёры снимают фильмы, посвящённые её улыбке. В чём же разгадка секрета Моны Лизы, спросите вы? А хер его знает.

Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки, и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Сделано это, быть может, just for lulz, но вероятнее — для получения неиллюзорного профита от продажи людям состоятельным, но недалёким любых картин, изобретений, поделок и сувениров, сделанных самим да Винчи, а также его родственниками, родственниками его родственников, долбанутыми последователями и просто особо резвыми ребятами, научившимися строгать миниатюрные махолеты по оригинальному рецепту дядюшки Лео.

Сей факт, безусловно, не отменяет того, что картина сама по себе может быть интересна как художественное произведение и образец высокого мастерства да Винчи — но совсем не настолько, чтобы в истерике, с пеной у рта клясться ей в вечной любви.

И в этом аспекте главным лулзом картины является тот факт, что это — икона. Икона, на которой вместо Мадонны изображена обычная смертная женщина. Эпичность же картины в том, что она символизирует начало новой эпохи в искусстве. Ранее основным заказчиком на произведения искусства (изобразительного, музыкального) являлась церковь. Да Винчи показал, что теперь искусство ценно само по себе и художники работают не только на госзаказах, но для всех желающих на свободном рынке и для себя лично (см. кватроченто).

На самом деле их там раза в 4 больше.

Невероятная. В Лувр ежегодно набивается более восьми миллионов зомбированных человеков, ни один из которых не может внятно и членораздельно объяснить, с какого испуга его торкнуло вместо покупки форд фокуса попереться в далекие ебеня прикладываться лбом к Эталону.

Как же выглядит сей шедевр IRL? В зальце размером метров десять на двадцать на стене за пуленепробиваемым стеклом висит темная дощечка 76х53 см. Вокруг постоянно толпятся 9000 таких же хомячков-туристов, как и ты, поэтому подойти к картине ближе, чем метров на десять — нереально. Когда желающих причаститься становится слишком много, стояние у картины запрещают, а хомячков собирают в очередь и медленно гонят мимо шедевра, что несказанно способствует восприятию прекрасного. Частота вспышек в зале — примерно 2 Гц. Глядя на потуги фотояпонцев, служители периодически ухмыляются одними глазами — при фотографировании со вспышкой на снимке можно будет увидеть разве что огромный белый блик от пуленепробиваемого стекла. Японцы это тоже подозревают, поэтому пользуются поляризационными фильтрами, раскосо ухмыляясь в ответ.

«

Не выдержав впечатления от завораживающей улыбки Джоконды, трое ее поклонников свели счёты с жизнью, причем один из них застрелился прямо напротив картины. А некий боливийский турист, задетый этой улыбкой за живое, с латинской непосредственностью закидал картину камнями.

»
— диагноз

Как и в случае с сумасшедшими, поклонники Моны Лизы крайне неадекватно реагируют на любое высказанное вслух сомнение в наличии Великих Тайн и Божественной сути на полотне Маэстро. Любой высказавшийся таким образом ренегат рискует быть немедленно закопанным по уши в земную твердь и расстрелянным из реактивного говномета, который тоже изобрел Да Винчи, хотя власти скрывают. Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона.

[править] Репродукции и подделки

Очень часто в искусствоведческой литературе встречаются фразочки а-ля «Подделать невозможно», «Такого мастерства ни у кого не было ни до, ни после да Винчи», «Картина — верх художественного мастерства» и так далее. А улыбка, мол, до того сложная, что сам Лео её, якобы, рисовал от 9 до 12 лет (в зависимости от источника). На самом деле это ложь, пиздеж и провокация.

Практически в большинстве художественных магазинов и абсолютно на всех вернисажах, всегда есть копии разных работ Леонардо, включая Мону Лизу. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Кроме всего прочего, появились китайцы, которые вместо собственного контента занимаются тем, что клепают подделки вообще на все работы западных мастеров и клепают действительно в промышленных масштабах. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Впрочем, последнее — полная херня. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен.

Данный случай является каноничным примером терминальной стадии синдрома поиска глубинного смысла в жидком вакууме, образовавшегося невесть когда и с помощью кого, однако, активно пользуемый для профилактического имения народных масс.

У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Он отправил на конкурс кинофильмов засвеченную плёнку, на конкурс картин — пустой холст, на конкурс музыки — пустую кассету. И что же? Газеты тут же начали писать о «гениальной идее», «бело-белой фотографии», «кино без сценария самое лучшее — ибо сценарий можно угадывать до бесконечности», и автору затеи пришлось в срочном порядке убираться из города (не выдержал груза бешеной популярности).

А что если Лео решил таким же образом подшутить над публикой Ренессанса?

Есть версия, что Лео нарисовал автопортрет из серии «если б я был женщиной» (изобразил себя молодого — а мы привыкли видеть его как старика). Обратите внимание на одну картинку из галереи.

А глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия давеча заявил, что не баба это, а очень даже мальчик — подмастерье и гомоэротическая муза дедушки Лео.

  • Мона Лиза является какгбе героем короткого рассказа Брэдбери «Улыбка», где в изошедшем на говно будущем, человеческое стадо развлекается тем, что уничтожает культурное достояние прошлого. От Сабжа остаётся только %Название Рассказа%. Собственно, этот же момент обыгрывается в этом вашем Эквилибриуме, когда Джоконду сжигают. Внимательный может заметить, что улыбка сгорает последней, что кагбе намекает на трибутЪ Рею:
Он помедлил, глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста. Мир спал, освещённый луной. А на его ладони лежала Улыбка.

— О нет, вспомнил, — тут же поправился Зильберкит. — Он же всегда так писал. Странный был человек, но очень, очень талантливый. Ты видел портрет Моны Ягг его кисти?— По‑моему, нет.Зильберкит вернул листок Детриту, который с умным видом вперился в таинственные закорючки. «Может, тут записать?» — подумал он.— Ее зубы буквально следуют за тобой по всему залу. Поразительно. На самом деле некоторые утверждают, будто бы эти зубы преследовали их до самого дома.

  • Алсо, Боб Шоу. Маленький весьма доставляющий стёб-рассказик «Шутка Джоконды».

От картины веяло стариной, написали ее никак не меньше пятисот лет тому назад, и передо мной возникли странные образы: красивый мужчина с бородкой, в средневековом наряде, заросшие густыми лесами холмы, бронзовые скульптуры, кривые улочки древних городов. А за всем этом угадывалось какое-то темное помещение и возведенное в нем круглое деревянное сооружение, по-видимому, часть большой машины.

(Автор таки дал объяснение странной улыбке: Джоконда — порноактриса! а Мона Лиза — лишь кадр из первого в мире порнофильма)
  • Мона Лиза упоминается в Бойцовском Клубе Чака Паланика:

Я хотел бы раскрошить молотком на мелкие кусочки греческую коллекцию в Британском музее и подтереться Моной Лизой.

Что доставляет, ибо эта ваша Джоконда нарисована на доске, а не на холсте.
  • В игре Assassin's Creed 2 обстебали раздутую вокруг картины шумиху от лица самого автора. Когда Эцио Аудиторе спрашивает Леонардо об этой картине, тот признаётся, что не считает эту картину чем-то выдающимся, «да и улыбка у нее какая-то вымученная».

[править] С другой стороны

Как однажды сказала Фаина Раневская о Джоконде, «Эта дама уже сама может выбирать, на кого ей производить впечатление». Не следует лепить ярлык СПГС на все, что по каким-то причинам непонятно.

А в целом, достаточно открыть любую книгу по искусству (ну или просто сходить в Пушкинский музей и почитать таблички возле картин), где о любом шедевре будут накатаны тонны СПГС, о символах на картине и тайных замыслах художника. После такой литературы закрадывается уверенная мысль, что картины — это просто картины, которые художники писали по заказу или по настроению, а все эти домыслы — от банального желания заработать.

Джоконда была успешно зажаблена.
Джоконда — налетай, торопись, покупай живопись!
Джоконда — самая обаятельная и привлекательная!

lurkmore.co


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта