Верещагин В.В. Верещагин вошли картина
Биография художника
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября (старый стиль) 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником. В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей, подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа. В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Экзотика солнечного Востока, нарядные и яркие костюмы не заслонили от художника-гуманиста нищету и бесправие народа. Так появились картины: "Нищие в Самарканде" (1870), "Опиумоеды", "Продажа ребенка-невольника" (1872), "Самаркандский зиндан", "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873) и многие другие. Художник свободно владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом, сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда... Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений - результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. В картине "У крепостной стены. Пусть войдут" (1871) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине "Вошли" - то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: "Высматривают" (1873), "Нападают врасплох" (1871), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872) и "Апофеоз войны" (1871-1872). Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: "Забытый", "Окружили - преследуют" и "Вошли". Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1874-1876, 1882-1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876). Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности "Процессию английских и туземных властей в Джейпуре" (1875-1879). Война в полотнах Верещагина предстала во всей суровой и мужественной правде, как драматическое событие. С болью и горечью переживал художник огромные людские потери в трудной кровопролитной войне. Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке", "Батареи на Шипке", "На Шипке все спокойно" (1878-1879), "Шипка-Шейново" (1878-1879). Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака" (1881), "После атаки" (1881). Картины "Победители" (1878-1879), "Побежденные. Панихида по убитым" (1878-1879) посвящены сражению под Телишем - здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти целый полк егерей. В картине "Победители" изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая - "Побежденные"- представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. 1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882-1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Так возникает "Палестинская серия", состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием "Трилогии казней": "Распятие на кресте во время владычества римлян", "Казнь заговорщиков в России" (1884-1885) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года. Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880-1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его "пьедестала героя, на который он вознесен". Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897) и "Конец Бородинского боя" (1899-1900). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: "В Гродно - пробиваться или отступать", "На этапе - дурные вести из Франции" (1887-1895), "На большой дороге. Отступление и бегство" (1887-1895), "Ночной привал великой армии" (1896-1897). Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, Фигнер, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения. Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине "С оружием в руках - расстрелять" (1887-1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений "Ночной привал великой армии" изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска. Русско-японская война застала Верещагина за работой над несколькими картинами; он все оставил и, по выражению Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. 31 марта (старый стиль) 1904 года Верещагин вместе с адмиралом Макаровым погиб на броненосце "Петропавловск", взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.
Ниже представлен список некоторых картин из творчества В.В. Верещагина. При нажатии на название картины в новом окне откроется ее репродукция. Апофеоз войны Богатый киргизский охотник с соколом Двери Тимура (Тамерлана) Караван яков Мавзолей Тадж-Махал в Агре Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде Нападают в расплох После удачи После неудачи Побежденные. Панихида Под Плевной Скобелев под Шипкой Смертельно раненный Старые развалины У крепостной стены Факиры Торжествуют |
shedewr.ucoz.ru
Василий Верещагин - художник и путешественник: tstealth2
Василий Васильевич Верещагин — личность многогранная и легендарная. Каждому, кто знакомится с жизнью и творчеством художника бросается в глаза его несомненный художественный талант и его необычный характер. Жизнь Верещагина с юности полна путешествий и приключений. Прежде, чем переходить к его подробному жизнеописанию и творчеству, необходимо бросить общий взгляд на географию его перемещений, чтобы оценить масштаб его жизненного опыта, его испытаний.
1842 – родился Василий Васильевич Верещагин в Череповце в семье местного предводителя дворянства, крупного помещика.1853—1860 – учеба в кадетском корпусе в Петербурге.1860—1863 – учеба в Академии художеств. Чуть младше Крамского, с которым некоторое время тесно общался.1863 – пребывание на Кавказе.
1864—1865 – учеба в Париже у Жан-Леона Жерома академиста предположительно левых взглядов.1866 – окончание учебы. Возвращение в столицу.1866 – серия Бурлаки.1867—1868 – служба в Туркестане. Туркестанская серия.1869 – выставка в столице.1869—1970 – продолжение службы в Азии.
1871 – переезд в Мюнхен. Работа над туркестанской серией.1871 – брак или гражданский брак с Элизабет Марией Фишер (Рид) — Елизаветой Кондратьевной.1873 – выставка в Лондоне хорошо принята публикой.1874 – выставка в Петербурге. Неоднозначные отзывы.1874—1876 – путешествие с супругой по Индии и Тибету. Размышления о судьбе колониальной Индии.1877 – русско-турецкая война. Армия. Ранение. Балканская серия.1880 и 1883 – выставки в Петербурге.1882—1883 – Верещагин снова путешествует по Индии. 1884 – едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты. Неоднозначная реакция.С 1887—1901 – Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.1888 – первая выставка в США. Благоприятно принята публикой. Верещагин и сам очень впечатлен. В США он познакомился с молодой русской пианисткой Лидией Васильевной Андреевской. В последствии она стала его женой.1894 – Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки. Пишет суровую природу и архитектурные памятники деревянного зодчества.1899 – провел полтора летних месяца с семьёй в Крыму.1901 – художник посетил Филиппинские острова, где еще вспыхивали сполохи американо-испанской войны. После поездки написана Госпитальная серия.1902 – США и Куба. 1903 – путешествие в Японию. Японская серия.1904 – русско-японская война. Художник выезжает на фронт. Хотя ему тогда было 61 год. Он погиб (31 марта) 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.Героическая жизнь Верещагина сделала из него практически легенду. Поэтому, как и всегда рекомендую прежде чем делать свои выводы ознакомиться с как можно большим количеством источников. Это и научные труды, и мемуары сына художника, и отзывы о нем современников, и очерки самого художника. В личности Верещагина множество противоречивых черт, но одно о нем можно сказать точно. Художником он мечтал стать с детства. Отец против воли мальчика отправил его в кадетский корпус. Будучи воспитанником корпуса, Верещагин на парусных судах посетил Данию, Францию, Англию. По окончании этого заведения, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год. Не смотря на успехи в Академии, юноша считал это учебное заведение слишком догматизированным, заорганизованным, преклоняющимся перед авторитетами, жесткой нормативностью. Вообще в характере Верещагина присутствовала некоторая стихийность, отчасти напоминающая стихийность природных явлений, не знающих никаких рамок и ограничений. Поэтому он всегда стремился сохранить свою свободу и независимость, и это необходимо учитывать при анализе личности художника.Отчасти от этого «академического гнета» он уехал на Кавказ, чтобы «на свободе и просторе на интересных предметах учиться». Эта поездка продлилась около года. После чего Верещагин уехал в Париж, где учился и работал с 1864 по 1865 г.
В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и провёл там лето, продолжая писать с натуры. Кавказский период творчества Верещагина представлен в основном графикой. Это колоритные портреты местных жителей и пейзажи.
Лезгин Хаджи-Муртуз-Ага из Дагестана
Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь отправился в Париж, чтобы продолжить учёбу. Весной 1866 года художник вернулся на Родину, завершив своё официальное обучение.Надо отметить, что социальная тематика уже тогда была не чужда Верещагину. В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, которое досталось его семье в наследство от дяди художника, Верещагин мог видеть тяжелый труд бурлаков.
Бурлак Верещагин В. В.
Он задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу ему не удалось.
Бурлаки Верещагин В. В.
Это понимание тяжести народной жизни и безысходности такого состояния нашло отражение и в будущих взглядах Верещагина.
В 1867 году Верещагин получил приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём на должности художника с оплатой его работы военной администрацией нового края. Молодой художник принял предложение и отправился в Среднюю Азию. В Самарканде было неспокойно. Пестрый этнический состав местности и влияние Великобритании зачастую мешали договориться со всеми племенами о дружественных взаимоотношениях. Происходили стычки с отдельными группами местного населения, которые нападали на гарнизоны и города. В одной такой стычке, когда «скопища бухарцев» сарбазов осадили Самарканд, Верещагин смело бросился на врага, подав пример солдатам, в результате чего атака была отбита. За героизм Верещагин удостоился Георгиевского креста 4-й степени, который он с гордостью носил, хотя считается, что он вообще отрицал всякие награды.
Пусть войдут. Верещагин В.В.
Вошли. Верещагин В.В.
Этот бой был запечатлен Верещагиным в картинах «Пусть войдут» и «Вошли». Вторую картину Верещагин уничтожил впоследствии.
В Туркестане Верещагин активно работал, благо материала было предостаточно.
Главная улица в Самарканде. Верещагин В.В. 1869-1870
После неудачи Верещагин В.В.
После удачи Верещагин В.В.
Плодом этой работы стала выставка художника, организованная в начале 1869 года в столице. Но столичная жизнь не прельщала Верещагина и вскоре он вернулся в Азию.
На этот раз его путь пролегал по суровым и небезопасным местам – Западному Китаю и Семиречью.
Эта местность в то время была ареной кровавых распрей, межэтнических, межрелигиозных столкновений и просто бандитских нападений, в которых человеческая жизнь ничего не стоила. Все виденное здесь несомненно произвело сильное впечатление на 27-ми летнего художника. Он проникся еще более сильным отвращением к войне, которую ему предстояло писать всю свою жизнь. Именно в этом путешествии художник услышал историю о жестоком деспоте, который складывал головы казненных в пирамиду. Эта история в последствии нашла свое отражение в работе «Апофеоз войны». Образ пирамиды из человеческих голов – это не фантазия автора, а отражение реальности той эпохи.
Апофеоз войны. Верещагин В.В. 1871
Однако многие работы этого периода носят более светлый характер — «Богатый киргизский охотник с соколом», «Киргиз», «Перекочёвка киргизов» и «Киргизские кибитки на реке Чу», «Проход Барскаун», а также живописные виды снежных вершин Киргизского хребта, озеро Иссык-Куль, нарынские укрепления на Тянь-Шане, горные дороги Алатау.
В горах Алатау. 1869-1870
Богатый киргизский охотник с соколом, 1871
Киргизские кибитки на реке Чу, 1869-1870
Двери Тимура (Тамерлана)
В 1871 году Верещагин по горячим следам работает над Туркестанской серией в Мюнхене. В 1873 году он устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. Лондонская публика приняла яркого русского художника хорошо. Весной 1874 года состоялась выставка в Петербурге. В России после этой выставки Верещагина обвинили в антипатриотизме.
Подверглась критике и серия «Варвары», одну из картин которой Верещагин уничтожил.
Высматривают. Верещагин В.В. 1873
Нападают врасплох. Верещагин В.В. 1871
Окружили — преследуют… Верещагин В.В.
Представляют трофеи. Верещагин В.В. 1872
Торжествуют. Верещагин В.В. 1872
Почему же творчество Верещагина не нашло понимания? В Туркестанской серии Верещагин описывает архитектуру, развалины, храмы, верблюдов, женщин, детей, мулл, опиумоедов, представителей разных народов в яркой национальной одежде, различные, порой странные явления природы и социальной жизни Средней Азии, продажу рабов. Художник делает это очень подробно, реалистично, относится со вниманием к деталям. Одно это уже пробуждает любопытство и задевает эстетическое чувство европейца. Серьезное место в его творчестве занимает героизм русских солдат и офицеров и жестокости местных жителей. Но уже в этой серии явно выражается отношение художника к самой войне, как таковой. Наряду с героизмом русских он стремился запечатлеть и суровую, кровавую реальность войны, увечья, жестокость, смерть, растерзанных вороньем и зверями русских солдат, отрубленные головы, насаженные на колья.
В отсутствии телевидения и интернета, а также других средств быстрой передачи информации можно себе представить, какое впечатление произвели его картины на рафинированную столичную публику, которая до этого практически ничего не знала ни про Туркестан, ни про Киргизию, ни про Китай.Спектр эмоций в отзывах был очень широк, от восхищения до откровенной ненависти. Будущий император Александр III так выразил своё мнение о художнике: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».
Понятно, что Верещагин открыл публике реальный, новый мир, который, не смотря на свою яркость, оказался совершенно не идеален. Однако так же понятно, что Верещагин, как человек гиперэмоциональный, обладающий мощным воображением представлял этот мир сквозь призму своих человеческих чувств и эмоций. Но можно ли в таких вопросах позволить эмоциям брать верх – вопрос дискуссионный по сию пору.
Понятна позиция тех, кто считает, что если очень много размышлять о войне в таком ключе, то воевать уже не сможешь. И понятно, что это может быть на руку врагам. Однако такой очевидный вывод не смущает Верещагина. Он сам – незаурядная личность, волевой человек, даже увидев все ужасы войны, не был сломлен. Значит, и защитники Родины смогут встать на ее защиту, какие бы картины им не показали. Он не выступал против патриотизма, против героизма, он проявлял восхищение теми, кто отдавал свою жизнь за Родину, сам не прятался за спины других, считал, что защита необходима, но надеялся, что, если военные всего мира увидят его картины, войн станет меньше.
«Передо мною, как перед художником, — война. Ее я бью сколько у меня есть сил. Сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта. Но я бью с размаху и без пощады».
В условиях империалистических войн за передел мира – это было наивное желание. И со временем Верещагин стал понимать в том числе и политическую подоплеку своего творчества. Он подметил, что картина иллюстрирующая казнь восставших индусов не нравится в Англии, но зато очень нравится в России, тогда как казнь декабристов не нравится в России, зато очень нравится в Англии. Таким образом, художник признавал, что его картины открывают дверь для интерпретаций. Но отказаться от воспроизведения действительной широты жизни он не мог.Незнание не делает человека сильнее, сильнее делает знание.Единственное, что могло заставить Верещагина переосмыслить свое отношение к тем или иным своим работам – это сомнение в их художественном достоинстве. Низкая оценка публики и «злые языки» способствовали тому, что художник уничтожил несколько своих картин.
Верещагин очень остро реагировал на критику. Когда его болезненное самолюбие бывало ущемлено, он становился желчен, скуп на похвалы и ревнив к собратьям по искусству, отчасти даже мелочен, срывал гнев на других, хотя был во многом зависим от мнения этих самых других. Не терпел отказов в чем бы то ни было. К чести художника надо отметить, что при этом он не утратил широты мысли, возможности глубоких философских обобщений.
После выставки с 1874 года Верещагин почти два года жил в Индии, выезжая также в Тибет. За это время он посетил крупные города – Бомбей, Агру, Дели, Джайпур, а также Восточные Гималаи, горное княжество Сикким, Кашмир и Ладак. Природа Индии вдохновила Верещагина.
Агра. Моти Масджид - Жемчужная мечеть
«В Индии создано около ста пятидесяти этюдов... После туркестанских ландшафтов с их сухостью и неизменной, ровной солнечностью Индия кажется экзотически яркой, роскошной».
Здесь Верещагин совершенствуется в работе с цветом, объемом и освещением. Он пишет этюды в разное время суток. «Его палитра окончательно освобождается от условной черноты, колорит приобретает более богатую инструментовку, цвет — невиданную прежде чистоту и яркость».
«Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить только некоторые из этих картин, в частности, "Процессию английских и туземных властей в Джейпуре" (1875-1879, Музей "Викториум-Мемориум", Калькутта)».
Весной 1876 года художник вернулся в Париж.
«Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправился в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причислило его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник участвует в некоторых сражениях».
Однако Верещагин никогда не был кадровым военным, он всегда оставался художником. И здесь, скорее всего, сказалась его тяга к независимости. Кроме того, его отношение к войне было сходно с отношением исследователя к своему предмету. Он словно препарирует войну, вскрывая ее противоестественность и абсурдность.
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Верещагин В.В. 1878—1879
«Выполнить цель, которой я задался, – писал Верещагин, – дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то».
Верещагин в своих очерках описывал картины турецких зверств и анализировал, насколько ему доступно, ошибки этой военной кампании.В июне 1877 года он был ранен, но после выздоровления снова вернулся на фронт и активно работал. К сожалению большинство этюдов, сделанных в это время были утрачены по дороге в Россию.«Этих работ, - вспоминает Верещагин, - было от 30 до 40 штук, писанных на самых местах битв, буквально под неприятельским огнем».После войны Верещагин отправился в Париж. Там он начал работать над балканской серией. Для того, чтобы дополнить материал и освежить впечатления Верещагин дважды возвращался в Болгарию.
После открытия в 1880 году выставки в Петербурге к Верещагину пришла слава на Родине. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек. Но эта слава была неоднозначной. Общественность заняла две кардинально противоположные позиции. Камнем преткновения служил не художественный талант автора, а его гражданская позиция и личные качества. Не только в России, но и в Западной Европе, и в Америке военные власти опасались антимилитаристского, обличительного влияния верещагинских картин. Мольтке в 1882 году и австрийский военный министр запретил военным посещать его выставки. Верещагин же наоборот предлагал сделать для военных вход на выставку бесплатным.
По поводу реакции современников на картины Верещагина очень точно высказался впоследствии прославленный художественный критик А. Бенуа:
«Правы были те, которые возмущались плохой живописью и другими техническими и формальными недостатками Верещагина. Многих совершенно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство. Правы были те, которые не находили ни духовной глубины, ни психического выражения в его картинах, а правдивость его красок и света называли фотографичностью. Однако правы были и те, которые были искренно потрясены выбранными сюжетами, удачной и умной подтасовкой композиции, которые ссылались на произведения Верещагина, очевидца и превосходного знатока всего изображенного, как на веские и драгоценные документы.Не правы были только обе стороны, что они спорили. Однако в этой «неправоте» не они были повинны, но все те условия, которые владели в то время мнением образованной толпы в вопросах искусства. Те, которые бранили Верещагина во имя красоты, к сожалению, сами ничего в красоте не смыслили, но поклонялись К. Маковским, Семирадским и прочим Брюлловским декадентам. Те, которые защищали Верещагина, требуя жизненности в искусстве, как будто догадывались, где начинаются истинная красота и истинное искусство, но, презирая форму, увлекались одним «содержанием»…
Строго говоря, Верещагин не принадлежал к течению реализма в российской живописи, но всей своей жизнью и своим отношением он сделал многое для развития этого направления.
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествовал по Индии. В 1884 году был в Сирии и Палестине. Из этого путешествия он привез «Палестинскую серию», состоящую в основном из этюдов и картин документально-этнографического характера. Однако об одной картине серии стоит сказать отдельно, это «Распятие на кресте во время владычества римлян».
Распятие на кресте во время владычества римлян
Эта работа наряду с полотнами «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884) вошла в «Трилогию казней».
В середине 1880-х годов Верещагин неожиданно проявил себя в новой для него деятельности, связанной с архитектурой Москвы. В 1888 году Верещагин совершал поездки в Ярославль, Ростов, Кострому. Художник искал в красоте родных просторов, в древнерусском зодчестве новых эмоций и сюжетов. Он начал собирать коллекцию древностей.
С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. В серию вошли: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897), «В Успенском соборе» (1887-1895), «Пожар» (1896- 1897), «Сквозь пожар» (1899-1900), «Расстрел в Кремле» (1897-1898, все в Гос. историческом музее), «В Гродно - пробиваться или отступать», «На этапе - дурные вести из Франции» (1887-1895), «Ночной привал великой армии» (1896-1897, Гос. исторический музей).
Наполеон I на Бородинских высотах. Верещагин В.В. 1897
Перед Москвой в ожидании депутации бояр. Верещагин В.В. 1891-1892
Надо отметить, что Верещагин написал книгу о войне 1812 года, где достаточно ярко представил характеры действующих лиц той эпохи, как бы вживаясь в их жизнь и пытаясь представить их состояние, мотивы, повседневные действия. Насколько близки выводы Верещагина к реальности, судить сложно, но и книга, и живописные полотна являются ярким отражением личности самого автора и его отношения к Наполеону.
1888 году Верещагин организовал первую выставку в США. Это мероприятие, как и все, что делал Верещагин было обставлено с помпой. Стилизованный интерьер помещений, музыкальное сопровождение, предметы антуража, яркие каталоги. И это произвело соответствующее впечатление на публику. Но сам Верещагин скептически отнесся к своему американскому успеху. По его собственным словам он удостоился следующей похвалы: «Мы, американцы, высоко ценим ваши работы, господин Верещагин; мы любим всё грандиозное: большие картины, большой картофель...»Нельзя однако сказать, что все впечатления от картин Верешагина сводились к вышеприведенному. Выставку посетил Теодор Драйзер, который позднее в своем романе «Гений» вспомнит выставку с восхищением: «В одно из воскресений Юджин отправился посмотреть его картины и был потрясен великолепной передачей деталей боя, изумительными красками, правдивостью образов, ощущением трагизма, мощи, опасности, ужаса и страданий, которое исходило от этих полотен».
В 1891 году Верещагин поселился в Москве, построил на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую в виде русской избы.
Летом 1894 года Василий Верещагин с семьей путешествовал по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посетил Соловки. Из этого путешествия он привез рисунки, наброски, этюды, в основном посвященные национальным характерам, архитектуре, природе.
В 1899 году Верещагин провел полтора летних месяца с семьёй в Крыму.
В 1901 году художник посетил Филиппинские острова, где еще не остыл огонь американо-испанской войны. Здесь Верещагин написал госпитальную серию.
Очень интересные заметки по этому поводу оставил его сын.«Картину «Раненый» отец писал в летней мастерской, выбирая для этого самые жаркие, солнечные дни. При этом чучело лошади, стоявшее в одном из сараев летней мастерской, засёдлывалось привезенным с Филиппин кавалерийским седлом со всеми дополнениями: переметными сумами, карабином и прочим. Натурщиком на этот раз был постоянный служащий отца Василий Платонович. Сцены в госпитале писались в зимней мастерской, и в роли сестры милосердия позировала моя мать, одетая в форменное платье, привезенное с Филиппин. Оттуда же была привезена и госпитальная кровать».
В 1902 году Верещагин во второй раз посетил США и Кубу. В эту свою поездку Верещагина представили будущему американскому президенту Теодору Рузвельту. После разговора с Рузвельтом Верещагин начал писать картину о его военных успехах: «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот».
По некоторым данным в этой поездке Верещагину был нанесен непоправимый урон. По-видимому, он стал жертвой мошенничества, в результате которого его финансы были сильно подорваны. Было ли это правдой до конца не понятно, но известно то, что семья художника оказалась в бедственном положении.В 1903 году Верещагин совершил поездку по Японии, откуда привез несколько интересных полотен.
Когда началась русско-японская война, Верещагин не смог оставаться в стороне и решил посетить арену военных действий. Он погиб (31 марта) 13 апреля 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.В бурных событиях XIX века жизнь Верещагина промелькнула, словно яркая комета, осветив собой то, что до этого было скрыто от света. Верещагин-художник подарил миру прекрасные живописные работы, Верещагин-путешественник – путевые заметки о далеких странах, Верещагин-личность оставил в наследство свое чуткое отношение к жизни, пример активной гражданской позиции.Трагизм судьбы Верещагина заключается в том, что при несомненном таланте живописца масштаб его личности оказался большим, нежели масштаб таланта. Но масштаб реальности все же превзошел его личность. И этот диссонанс до последних дней мучал художника.Комета промелькнула на нашем небосклоне и исчезла в глубинах дальнего космоса, а человечество осталось на Земле, снова и снова из века в век пытаясь разрешить все те же проблемы.
tstealth1.livejournal.com
Витязь: Верещагин
В.В. Верещагин был представлен за свои работы на темы войны к Нобелевской премии МИРА, но преждевременная смерть лишила его этой награды.
(Из журнала «Витязь» № 6-20, апрель-май 1968)
Василий Васильевич Верещагин происходил из старинного дворянского рода. Он родился в 1842 году и погиб на броненосце Петропавловск (который наткнулся на японскую мину) во время русско-японской войны 1904 г. Вместе с известном учёном адмиралом Макаровым. Его имя связано в русской живописи с батальными картинами.Двери Тамерлана (1872) |
Апофеоз войны (1871). На раме сделана надпись «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим»: это протест Верещагина против войн... |
Все эти картины находятся в Третяковской Галерее в Москве. Выставка Туркестанской серии имела в Петербурге большой и заслуженный успех. Академия Художеств избрала Верещагина профессором, но он отказался, т.к. готовился к большому путешествию в Индию.
Гималаи вечером (1875) |
В это время началась Русско-Турецкая война за освобождение славян от Турецкого ига (1877- 1878). Верещагин бросил свои ралоты над «Индийской поэмой» и выехал из Парижа прямо на фронт. «Я хотел видеть большую войну и представить её на полотне не такой, какой она по традиции представляется, а такою, какая она есть в действительности...» писал Верещагин. Верещагин проделал с армией весь путь и был непосредственным участником всех крупнвх сражений. При начале войны он проявил большую храбрость в разведывательных операциях на Дунае и бул опасно ранен. Он не стал ждать полного выздровления и осенью 1877 года отправился к Плевне, зимой проделал с войсками труднейший переход через Балканы и участвовал в заключительном бою на Шипке у деревни Шейного.
Перед атакой. Под Плевной (1881) |
В 1901- 1902 гг. Верещагин совершает путешествие на Филлипины и Кубу. Тут у него возникает план серии картин из Испано-Американской войны, но осуществляет он только часть. В 1903 году посещает Японию, а в 1904 году снова война, на тот раз Русско-Японсккая. Верещагин немедленно отправляется на Дальный Восток, на театр военных действий, и находит вечный покой в морской глубине Японскаго моря.
Белый
(Из журнала «Витязь» № 6-20, апрель-май 1968)Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром (1869-1870) |
Н.И.Мишеев (из «Литературно-Художественнаго Журнала» №12, 1926 г.)
I.
Н.Н.Крамской говорил: «мое сердце с гордостью бьётся от сознания, что Верещагин- русский».
Один из величайших мастеров XIX века, Адольф Менцель, сказал о Верещагине: «Der kann alles» («этот всё может»).
В.В.Верещагин за свою жизнь (1842-1904) устроил 30 собственных выставок, начиная с 1869 г. Повсеместно их сопровождал огромный успех. Печать всех европейских стран восторженалась о них, отмечая художественность, глубокую идейность, нравственное влияние его произведений, значение последних для народа. Так венская «Neue Freie Presse» о выставке 1881 г., где большинство посетителей был народ, т.е. солдаты, ремесленники, даже крестьяне, писала: «Одна из самых замечательных осоьенностей выставки Верещагина заключается в том, что теперь, кажется, впервые поселяне почуствовали величайший интерес к художественной выставке. Описание картин в газетах побудили многих крестьян приехать в Вену и отправится на выставку. Вернувшись домой, они разнесли славу живописца по всем окрестным селениям. Таким образом, теперь по всей Империи распространилось желание видеть его произведения».Апофеоз войны (1871). Вильгельм II, сказал Верещагину, что его картины лучшее свидетельство нелепости войны a германский стратег Мольтке, посетив выставку Верещагина в Берлине (1882 г.), запретил офицерам бывать на ней. |
Знаменитый германский стратег Мольтке, посетив выставку Верещагина в Берлине (1882 г.), запретил офицерам бывать на ней. Также произошло и в Вене. Вильгельм II, полный милитаристических замыслов, сказал Верещагину, что его картины лучшее свидетельство нелепости войны. Можно было бы привести ещё десятку, сотни отзывов , говорящих о значительности творчества В.В.Верещагина и, главным образом, подчёркивающих его исключительное моральное влияние, связанное с «походом» против войны. Но довольно и этих.
II.
Ни одна катастрофа не вызывает столько больных, недоуменных вопросов, как война. Нам, недавно пережившим величайшую из войн, какую когда-либо видело человечество, это особенно ясно, близко. Как совместить нашу культуру, её грандиозные достижения, нашу мораль, которая не сходит у человека с языка, нашу христианскую религию, исповедывающую любовь к блжнему, наше высокое умственное развитие... как соединить это с войной, т.е. с истреблением миллионов людей, с разрушением культурных ценностей, с естественно следуемым за всем этим одичанием, озверением- это мы, отказываемся понять! Мы становимся близкими к отчаянию, когда хотим разобратся в причинах войны. Ведь и логика ума, и веление сердца, иданные истории- все против войны и, несмотря на всё это, человечество, время от времени , занимается взаимным истреблением, точно повинуясь какой-то тёмной силе, которая мутит его разсудок, заставляя, очертя голову, бросатся на дело, идущее в совершенный разрез со всем истинно-человеческим.Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1878-1879) |
Вот почему всё, что против войны, необычайно затрагивает нас, волнует, радует, вызывая смутную надежду, что это именно сперва отодвинет войну, а затем, может быть, и совершенно её уничтожит, сделав абсолютно неприемлемой в человеческом обществе.
И, конечно, главную причину необычайной популярности Верещагина, как художника, надо видеть в том, что он первый из представителей пластических искусств, выступил с горячей проповедью против войны. «Война, -говорил Верещагин,- наблюдаемая вблизи, когда находишся в самой кипени ея, ужасна, и кто сам видел ужасы разрушения и сцены страдания, тому-ли едва придёт на мысль находить победу столь возвышенной и красивой, потому, что зрелище крови, стоны раненых и хрипение умирающих должны наполнить сердце людей глубокою скорбью. Тысячи здесь кидаются в битву и ежеминутно падают сотнями мёртвые и изувеченные... Разве война имеет две стороны: одну приятную, привлекательную и другую некрасивую, отталкивающую? Существует лишь одна война, во время которой стараются заставить врага, как можно больше потерять людей убитыми, ранеными и пленными, и во время которой сильный бьёт слабаго до тех пор, пока слабый не запросит пощаду... Разве вы не знаете, что в войне на каждый час, так называемой, славы, приходится 40 и, пожалуй,даже больше часов страдания и мучения всякаго рода?..»Торжествуют (1872) |
На обвинение Верещагина, что он трактовал в своих произведениях только самые страшные сюжеты войны, что, поэтому, был тенденциозен, художник отвечал: «Мы до сих пор не можем освободится от тьмы средневековаго предразсудка, что в искусстве нужно кого-либо или что-либо прославлять. Большинство людей привыкло видеть в картинах всё только праздничное, и потому многие поскорей обзывают тенденцией всё то, что попробует представить им будни... Никогда не обвиняют в тенденции того, кто рисует только поьеды ( между тем, тут-то именно и сидит тенденция ), и тот кто, хоть немножко попробует остановится на том, что также преднадлежит к общему течению войны- того сейчас под суд за «тенденцию»!» Мне приходилось выслушивать мнения об эстетической стороне войны таких авторитетов, как принц Георг саксонский и покойный принц Фридрих-Карл Прусский. Их ответ был краткий: «Всё это утверждают люди, которые настоящей войны не видели».
Почему же Верещагин так заинтересовался войной?Самарканд (1869). Верещагин решил ехать в Туркестан потому, что «хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал и близ которой был на Кавказе... » |
Про вoйну (1873) |
Весьма естественно, что, благодаря такому отношению к войне, Верещагин сделался одним из самых горячих поборников мира, вследствии чего общества и друзья идеи мира, внесли его в число кандидатов на Нобелевскую премию. Узнав об этом, Верещагин писал: «одни распространяют идею мира своим могучим, увлекательным словом, другие вуставляют в защиту её разные аргументы, религиозные, экономические и др., а я проповедую то же посредством красок... Для меня очень важно признание, что искусство в данном отношении имеет такое же облагораживающее воспитателное значение, как изящная литература и ораторское красноречие...».
III
Уже самые признания Верещагина свидетельствуют о том, что ничего вымышленнаго в его произведениях нет. Он писал только то, что сам видел. Поездка его на Кавказ, в Среднюю Азию, в Индию, на Балканы, в Болгарию, в Палестину, на Филиппины, на Дальный Восток говорят нам, что художника влекло ненасытное стремление найти материал для своей живописи и притом в таких странах, где раньше не была нога европейскаго художника. «Везде, -говорит он- в Туркестане и в Индии, этюды знакомили меня со страной, учили меня; результатом чего являлись картины, созревавшые гораздо позже».
Мы знаем, что желание всё самому видеть заставило Верещагина поспешить на Дальный Восток с началом русско-японской войны, во время которой он погиб на броненосце «Петропавловск», взорванным японцами 31 марта 1904 г. Смерть застала его в момент, когда –по рассказу спасшагося сигнальщика корабля- этот «славный старик, красивый, с большой белой бородой, с Георгием в петлице ходил по палубе с книжкой и всё что-то там записывал...»
Итак, В.Верещагин, как художник, был реалист, изображая только виденное и притом так, как в жизни. С другой стороны, водвигая на первое место в своих произведениях идею, содержание, он по направлению примыкал к передвижникам, хотя на их выставках и не участвовал, устраивая всегда выставки самостоятельные. В истории развития русской живописи он большого значения не имеет. Мы не видим ни его последователей, ни тем более созданной им школы. Он стоит совершенно особняком.
Но, обращаясь к нему лично, мы не можем не отметить его, не позаимствованнаго ни откуда новаторства в технике избраннаго им мастерства. Так, он был один из первых «пленэристов», требовавшим , чтобы для «писание сцен на воздухе, натурщик позировал бы именно на открытом воздухе». Для этой целе он устраивал специальные мастерские себе в Мюнхене и в Париже, совершенно открытые с одной стороны, вращавшияся по рельсам, залитые солнцем. Мастерская с моделью, благодаря рельсам, шла, так сказать, за солнцем. Он все усилия употреблял на то, чтобы дать полный plein air, но постоянно в то же время твердил, что это не самое главное в картине, что «дать лишь одно пятно, одно впечатление красок можно только в виде этюда, что истинному художнику это мало...». Отсюда –его этюды живописнее самих картин, где чисто живописные жффекты отодвигались на второй план пред рисунком, пред мельчайшими деталями, которые художник тщательно разрабатывал. Сознавал-ли это сам Верещагин? Возможно, иначе не говорил бы, что «четверти того, что видел, я не выразил».
Что касается самого рисунка, то необходимо отметить его необыкновенную остроту, чёткость у Верещагина, свидетельствующей об одной из характернейших чёрт художника, именно его воле, сильном упорном характере, ломающем все преграды, стоявшие на пути. Об этом часто говорят его письма. «Я лично, -читаем му в них- всю жизнь буквально вырывал у себя куски мяса, горстами ел хинин от постоянной лихорадки, и она, т.е. эта самая лихорадка, как я хорошо убедился в этом –плод невероятных усилий над собой, производимых для добывания правды в красках, силы и натуральность в сюжетах... Напрасно думают, что такая художественная добросовестность легка: громадные полотна валились мне на нос, солнце меня палило, и мороз сковывал мне руки, когда я писал на улице, но я не покидал раз приятной манеры, стремясь передать эффекты различних освещений дня...».
IV
Картины: «Смертельно раненый», «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», «У крепостной стены. Т-сс! Пусть войдут!», «Апофеоз войны- Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим настоящим и будущим», «Победители» - это произведения, написанные Верещагином на сюжеты из туркестанского похода.
«Ой, братцы, убили!...убили!... Ой, смерть моя пришла!» Художник слышал эти слова и видел этого солдата, «который покружился и упал замёртво на его глазах. («Смертельно раненый»).
Небольшой русский отряд, посланный на рекогносцировку, расположился вечером в долине,не подозревая, что неприятель ( узбеки и киргизы ) прятался неподалеку, постерегая минуты для нападения («Высматривают»).
«Умрем, не посрамим Русской земли! Мёртвым не стыдно» («Нападают врасплох»).
Верещагин присутствовал во время одной такой схватки.
Во дворце бухарскаго эмира, в Самарканде. Головы перерезанных русских подносятся эмиру («Представляют трофеи»).
При отстаивании Самарканда рускими ожидалось нападение через одну из брешей, сделанных неприятелем в стенах. Уже были слышны крики пробивавшейся толпы. Верещагин просил полковника Назарова, командовавшаго гарнизоном, сделать вылазку им на встречу, но получил в ответ: «Т-сс! Пусть войдут!»
«Апофеоз войны»- картина исторически верная. Тамерлан и многие другие завоеватели Востока воздвигали такие монументы на полях битвы, оставляя там кости врагов, чтобы их очистили и выбелили солнце, дождь, волки, шакалы и хищные птицы.
«Победители»- обычная история, которую проделывали киргизы и узбеки с русскими солдатами. Мы видим здесь все особенности только Верещагина: его реализм, внимание к деталям, остроту рисунка, сухость живописи при несомненной, однако, колоритности, трагизм сюжета, в трактовку котораго вложено слишком многа эпоса, а потому картина сразу поражает, а потом вы начинаете её рассматривать чуть-ли не как «этнографическое явление».
Совсем уж это «явление» предстаёт вашим глазам в «Киргизе с соколом», где вы удивляетесь чрезвычайному искусству воспроизведения деталей, и в «Продаже мальчика-невольника». Впрочем, здесь прекрасно сделано уговаривающее лицо купца, хорошо вылеплено тело мальчика, чуствуется воздух и свет южнаго пыляющаго зноем дня.
«У дверей Тамерлана», как и последние две картины также относятся к туркестанской серии. Два азиата из полчищ Тамерлана сторожат двери в полном древнем вооружении. Замечательно здесь воспроизведён восточный орнамент на самих дверях. Какое нужно было терпение для этого!«Перед атакой», «После атаки», «Над Плевной», «На Шипке всё спокойно»,»Побеждение»- это картины из Русско-Турецкой войны.
Это лучшее, что написал Верещагин, особенно «Побеждение» и «На Шипке всё спокойно». Они полны глубокой трагедии войны. Что может быть трагичнее панихиды по убиенным воинам, «имена же их Ты, Господи, веси!» А здесь ещё всех раненых прирезали , изуродовали и раздели до гола. Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом перед общей могилы... Полный скорби священник с кадилом в руках провозглашает «вечную память»... Солдат-псаломщик деловито-печально, но по церковному чину, подтягивает батюшке. Кругом без конца равнина, покрытая голыми телами... Над равниной тяжёлое небо...
Много осталось воспоминаний о том впечатлении, которое в свое время картина произвела на русское общество. Пред этой картиной не стыделись плакать...
«На Шипке всё спокойно»- доносил ген. Гурко. Верещагин и показал это «спокойствие». Кто не знает этой «прелести»! Ведь пословицей сделалась. Ужас и безсмыслие войны здесь «режут душу» и, конечно, потому, что художник дал в этих своих произведениях только намёк, который душа без конца может «разматывать в себе»...
Заинтересовавшись личностью Наполеона, Верещагин представил ряд очень правдивых и точных с исторической точки зрения иллюстраций ко времени пребывания Наполеона в Москве и отступления союзных армий. Наша репродукция изображает «В Кремле- пожар».
В заключение обращаем ваше внимание на «портреты незамечательных русских людей: «Нищенка» и «Старый дворецкий». Они очень любопытны по характерности изображённых типов и замечательной экспрессии лиц, передающей так индивидуальность оригиналов.
Нищая-богомолка- это тип придавленной судьбой русской бабы-крестянки. Так и слышытся голос её, речь, полная жалоб на тяжело прожитую жизнь, наложившую резкие черты на сморщённое лицо...
В прижмуренных хитрых глазках, «Стараго дворецкаго», в насмешливой улыбочке чувствуется, что его врождённое плутовство помогло ему весьма хорошо прожить свой век. Большим и тонким психологом показал себя здесь Верещагин.
Если предмет живописи- всё, что видит глаз, то Верещагин писал всё: портреты, пейзажи, архитектуру, животных, типы различных народностей, археологические памятники, жанры, мирные сцены, религиозные и военные картины. Он составил, кроме того, ряд коллекций предметов, собранных им во время своих безпрестанных скитаний. Наконец, после него остались и литературные произведение. Поистинне жизнь, полная труда, напряжений, волевого усилия, развитие своего таланта, веры в себя и самоуважения, о чём свидетельствует не одна страница его биографии. Жизнь, достойная подражания!
slavicgeo.blogspot.com
Незнакомый Верещагин - Елена Хорватова
Когда речь заходит о Василии Верещагине, прежде всего вспоминают его батальные полотна, потом исторические или "этнические", написанные в далеких экзотических странах. Трудно представить его мастером глубоко религиозной живописи, украшающей храмы.В художественной среде Верещагин считался "отъявленным революционером" и почти атеистом.Он ниспровергал каноны, демонстративно отказался от профессорского звания в Академии художеств, заявив в полемическом задоре, что от картин академистов "разит мертвечиной". Его собственные картины на сюжеты Нового Завета, созданные в Палестине (а Палестинский цикл включал свыше 50 картин и эскизов), были запрещены к показу в России, до такой степени они не совпадали с православными представлениями об образе Христа.
Василий Васильевич Верещагин. У крепостной стены
Поэтому, когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для автора знаменитого "Апофеоза войны" и напоминает об итальянской школе живописи.Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.
Василий Петрович Верещагин
Второй Василий Верещагин как раз был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.
Василий Петрович Верещагин. "Моление о чаше"Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб"."Се человек"
Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.
"Несение креста"
Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".
"Несение креста" до реставрации
В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, и в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов.
Фрагмент картины "Се человек" до реставрации
Реставраторы немало потрудились с полотнами Врещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в восстановленном Храме.
"Распятие"
Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.
"Снятие с креста"
Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.
"Положение во гроб"
Так что тем, кто успел ознакомится с полотнами на этапе реставрации, крупно повезло.
Специалисты МНРХУ за работой
eho-2013.livejournal.com
Верещагин . За что библейские картины художника, в России были под запретом.
26 октября, День рождения художника Василия Васильевича Верещагина.
Интересно узнать, что художник Верещагин живший в России в 1842 -1904 годах, считал себя атеистом. И даже заключая брак, он отказался от венчания, что в то время было делом невиданным.
И вместе с тем, как художник, Верещагин посвятил остаток 1884 года и часть 1885-го написанию картин на евангельские темы, а также этюдов, связанных с пребыванием в Сирии и Палестине. Среди этих этюдов — «Стена Соломона» (скорее это не этюд, а картина), «Гробница Авраама», «Источник Иакова», «Арабская женщина», «Купол Св. Гроба в Иерусалиме», «В Иерусалиме. Царские гробницы» и др.
Евангельский цикл составили шесть картин: «Святое семейство», «Иисус с Иоанном Крестителем на Иордане», «Иисус в пустыне», «Христос на Тивериадском озере», «Пророчество» и «Воскресение Христово». Судить об этих картинах по непосредственным впечатлениям нет возможности. В России из-за наложенного на них цензурного запрета они никогда не демонстрировались и были проданы автором за рубежом.
Царское правительство относилось неоднозначно к искусству Верещагина. Но такое отношение не помешало через месяц Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание профессора, от которого он отказался. Кроме того, после жёсткой критики и обвинений вне патриотизме к Родине, Верещагин уничтожил несколько своих картин на военные темы.
Какое-то представление о них можно получить лишь по сохранившимся фотографиям и отзывам современников. Некоторые картины этого цикла («Иисус в пустыне», «Христос на Тивериадском озере») вполне традиционны по сюжетам и, как отмечали видевшие их художники и критики, интересны в первую очередь мастерски написанным пейзажем. Однако бросается в глаза одна особенность.
На полотне «Христос на Тивериадском озере» Иисус изображен стоящим в парусной лодке. Собравшиеся на берегу люди смотрят на него. Поодаль на берегу видна массивная крепостная стена. День солнечный, и общее настроение картины вполне благостное. Озадачивает лишь слишком незначительный масштаб изображенного в лодке Мессии, лица которого толком и не разглядишь. Автор словно хочет сказать: «Не стоит придавать большого значения этой фигуре». Подобный же подход к изображению Христа доминирует и на других полотнах.
«Революционную» трактовку известного сюжета Верещагин продемонстрировал в полотне «Святое семейство». По сложившейся традиции великие мастера прошлого писали Марию, ее престарелого супруга Иосифа и младенца Христа с нимбами вокруг голов, долженствующими подчеркнуть их особый, отмеченный святостью статус. Традиция относила к Святому семейству только этих троих. Верещагин эту традицию ломает. На его полотне изображен двор большого дома, огороженный каменной стеной. Стоящий спиной к зрителю Иосиф плотничает у верстака. Один из старших сыновей помогает ему. Мария с покрывалом на голове, сидя на земле, кормит грудью младенца. Рядом с ней — двое детей. Еще два мальчика о чем-то оживленно беседуют посреди двора, не обращая внимания на бродящих рядом с ними кур. На веревке во дворе сушится постиранное белье. В левом нижнем углу полотна изображен юный Христос. Присев на ступени каменной лестницы, он углубился в чтение. Словом, передана обычная бытовая сиена из жизни рядовой семьи плотника где-то на Востоке — отец, мать и семеро детей. Такие бытовые сюжеты любили писать «малые голландцы». В трактовке «Святого семейства» Верещагин следовал за Ренаном, утверждавшим в «Жизни Иисуса», что у Христа были младшие братья и сестры. Ссылка по этому вопросу на Ренана встречается в одном из писем Верещагина, отправленном Елизавете Кондратьевне из Лондона в 1885 году .
Другое полотно художника, претендовавшее на то, чтобы сказать новое слово в живописи на евангельские темы, — «Воскресение Христово». На нем Христос, погребенный после распятия в специальной нише, вырубленной в скале, вдруг, словно очнувшись от летаргического сна, высовывает из нее бородатую голову и пытается самостоятельно выбраться наружу. Считавшие его мертвым двое римских стражников с копьями в руках в панике разбегаются. Увы, «новаторская» трактовка темы Воскресения слишком уж явно напоминает антирелигиозную карикатуру.
Надо полагать, что автор этих полотен, которые по всем канонам христианской церкви должны были считаться крамольными, всерьез рассчитывал, что новой живописной трактовкой известных сюжетов сможет, подобно Ренану, произвести переворот в умах верующих и подорвать их убеждение в божественной природе Христа.
Когда на Западе на выставке выставляли картины Верещагина, то Католическая Церковь требовала запретить выставку.
Венский архиепископ, немало разгневанный тем, что его призыв — снять богохульные картины либо закрыть выставку — не был услышан, опубликовал в газетах письмо по поводу полотен Верещагина. В нем говорилось:
«…Я пришел к горестному убеждению, что эти две картины, основанные на библейских текстах, цитированных тенденциозно и истолкованных ложно, в ренановском смысле, — эти картины поражают христианство в его основных учениях и недостойным образом стараются подорвать веру в искупление человечества Воплотившимся Сыном Божьим.
Я был горестно опечален подобной профанацией всего, что только есть самого святого для христианина, этой профанацией самого возвышенного идеала в христианском искусстве; и я, как епископ, счел своей обязанностью позаботиться о том, чтобы эти картины, которые так глубоко оскорбляют религиозное чувство католика, были удалены со взоров посетителей выставки, и притом, по возможности, тихо и бесшумно. Но мои старания не достигли цели и даже, к моему крайнему сожалению, каждодневно эксплуатировались в различных газетах в качестве рекламы этим святотатственным картинам… Мне ничего не остается, как только торжественно и во всеуслышание протестовать против содержания этих двух картин и против недостойного их посягательства на христианство. При этом я обращаюсь к верующим католикам с увещанием, чтобы они своим присутствием не принимали участия в этом кощунстве, и от имени всех верных моей епархии умоляю Бого-Человека, Спасителя нашего, не возгневаться на унижение, которому Он подвергается выставкой этих картин в католическом городе Вене.
Целистин-Иосиф, кардинал Гангльбауер, князь-архиепископ».Верещагин ответил: «Я понимаю раздражение его преосвященства в борьбе с противоречием, вспыхнувшим между евангельскими текстами, на которых основываются мои произведения, и официальным учением церкви… Что касается первой из осужденных картин, то что противоречащего религии в том, что воскресение Спасителя нашего осуществилось через то отверстие, которое послужило для внесения тела его в гробницу, в то время как Евангелие говорит именно об ангеле, который отодвинул камень от этого самого отверстия? По поводу нападок на другую картину, «Святое семейство», то я уверен, что Святая Дева имела еще семь или восемь детей и предлагаю по этому вопросу созвать в ближайшее время для разрешения всех противоречий и спорных вопросов Вселенский собор".
В Германии в интервью немецкой газете Верещагин скажет: «Борьба против патеров одному человеку не по силам. Я устал и далее бороться не намерен… Своих картин религиозного содержания я в католических странах выставлять более не буду. Того, что пришлось мне испытать в Вене, вполне достаточно».
Мало того, три полотна прямо возмущают патриотическое и религиозное чувство русского человека: «В Успенском соборе», «На этапе. Дурные вести из Франции» и «Маршал Даву в Чудовом монастыре». «В первой из этих картин, — говорилось в статье, — изображена внутренность Успенского собора с размещенными в нем лошадьми; солдаты обдирают ризы с икон. Во второй картине представлен Наполеон, сидящий один в какой-то церкви, спиною к алтарю… в глубине картины, подле иконостаса, стоит его походная постель. В третьей картине видно сквозь растворенную дверь, как маршал Даву сидит в алтаре, обращенном в его рабочий кабинет, где он и принимает доклады». Автор обзора выносит вердикт: «Какая цель этих картин? Что могло в их содержании вдохновить русского художника и заставить его закрепить в наглядных образах такие моменты, которые… остаются для нас, русских, святотатством, кощунством, поруганием святыни? Какое оправдание имеет за эти картины Верещагин? Никакого».
Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
filaretuos.livejournal.com