Веласкес, Диего (1599 — 1660). Картины художников. Веласкес все картины


Диего Веласкес.

Diego Velazquez /1599—1660/. Александр_Ш_Крылов Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские евреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г. Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко.

В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»). В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».

"Завтрак" 1617 

"Христос в доме Марфы и Марии" 1618

"Непорочное зачатие" 1618

"Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)" 1618

"Поклонение волхвов" 1619

"Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте" 1620

"Mother Jeronima de la Fuente" фрагмент

"Чудо в Эммаусе" 1620

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.

"Первый министр герцог де Оливарес"

"Филипп IV" 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций. Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.

"Продавец воды в Севилье" 1623

"Филипп IV на охоте" 1632-1633

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян. Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности. При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер.Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

"Сдача Бреды" 1635

В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий. Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией. Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным.В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе). Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.В 1660 г. Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался. Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо.Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

"Конный портрет принца Балтазара"

"Бахус" 1629

"Граф Ольварес на коне" 1634

"Портрет инфанты Маргариты" 1660

"Конный портрет Филиппа IV"

"Don Balthasar Carlos "

"Белая лошадь"

"Infanta Marguarite Therese" 1654

"Аллегорический портрет Филиппа IV"

Любимые картины Веласкеса

"Дама с веером" 1640

"Миф об Арахне (Пряхи)" 1657

"Венера перед зеркалом" 1644-48

"Филипп IV Испанский" 1652-53

"Margaretha as a child Sun"

"Молодая дама"

"Francisco Bandres De Abarca"

"Prince Baltasar Carlos as a Hunter" 1635-36

"Автопортрет" 1643

"Св. Антоний"

"Инфанта Мария Австрийская"

"Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) "

"Святые Антоний и Павел"

"Коронация девы Марии" 1645

"Коронация девы Марии" (Фрагмент) 1645

"Кардинал Камилло Асталли"

"Семья Филиппа IV (Las Meninas)"

"Искушение святого Фомы Аквинского"

"Карлик с собакой" 1650

"Демокрит" 1628-29"Набросок головы Аполлона" 1630

"Вилла Медичи, павильон Ариадны" 1630

"Инфанта Маргарита Мария"

"Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом" 1645

"Портрет Марии Луизы"

"Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра"

"Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса

"Христос на кресте" 1632

"Распятие "

"Портрет поэта Луиса де Гонгора"

"Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV" 1631-32

"Хуан-де-Парейя" 1650

"Королева Изабелла Бурбон на коне" 1634

"Папа Иннокентий X" 1650

"Портрет короля Филиппа IV"

"Шут"

"Эзоп""Филипп IV" 1631-32

"Голова смеющегося мальчика"

"Святой Павел"

"Королева Австрии дона Марианна" 1652-53

"Кузница Вулкана" 1630

"Святой Томас"

"Portrait of Archbishop Fernando de Valdes"

"Франческо Д`Эсте, герцог Модены"

"Инфанта Мария Тереза"

"Инфанта Мария Тереса" 1651-52

"Портрет клерика" 

"Три музыканта (или музыкального трио)"

"Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад" 1630

"Вышивальщица" 1640

"Мужской портрет" 

"Дон Хуан Франсиско Пиментель"

"Марс, бог войны 1640

"Меркурий и Аргус" ок.1659

"Портрет Филиппа IV" (фрагмент) 1657-60            http://www.liveinternet.ru/community/4456516/post192199075/

art.mirtesen.ru

Веласкес, Диего (1599 - 1660). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

Автопортрет. 1645 г. Д.Веласкес. Холст, масло. Галерея Уффици.

Автопортрет. 1645 г. Д.Веласкес. Холст, масло. Галерея Уффици.

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в знатной, но небогатой семье. Его отец был выходцем из Португалии, и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Однако, через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями. По совету учителя, Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.

Поклонение волхвов 1619 г. Д.Веласкес

Поклонение волхвов 1619 г. Д.Веласкес

Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца.

Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший большой успех, и вскоре получает звание придворного живописца. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Теперь Веласкес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Резко ограничилась и тематика картин художника, а основным жанром на многие годы становится портрет. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Сохранилось несколько портретов, на которых видно, как постепенно она взрослела и как менялось ее лицо.

Инфант дон Карлос. 1626-27 г. Д.Веласкес

Инфант дон Карлос. 1626-27 г. Д.Веласкес

Постепенно, популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.

Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории изгнание из страны всех, кто имел арабское и иудейское происхождение. Несмотря на то, что резкая экспрессия картины художника противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера.

Триумф Вакха. 1628-29 гг. Д.Веласкес

Триумф Вакха. 1628-29 гг. Д.Веласкес

В 1629 году художник завершает, необычную для испанской традиции, картину на античный сюжет «Триумф Вакха».

Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л.Л. Каганэ. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Но теперь, выбор типажей стал смелее, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. Подобно современной литературе и театру, Веласкес ввел в изображение простых граждан, что стало широко распространено под влиянием работ Караваджо. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. Правда, передний план выглядит еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени преувеличены. В совершенстве, методом изображения сцен на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее.

Принц Бальтасар Карлос. 1636 г. Д.Веласкес.

Принц Бальтасар Карлос. 1636 г. Д.Веласкес.

В 1629 году, король милостиво разрешил художнику присоединиться к свите знаменитого полководца Амбросио Спинолы, отправлявшегося на соседний полуостров.

Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело, изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. После возвращения, художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. Сначала появляется Кузница Вулкана (1630), где мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. 1625 год. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Для своего времени, картина художника была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне композиционного решения, пишет Л.Л.Каганэ.

Дон Себастьян де Морра. 1643 г. Д.Веласкес

Дон Себастьян де Морра. 1643 г. Д.Веласкес

Портреты, по-прежнему, преобладают в творчестве Веласкеса.

Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Классическая ясность композиции, изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь шутовскую личину великий мастер смог разглядеть и показать духовный мир обиженных природой людей, изобразив их без тени насмешки, с простотой и тактом.

В 1649 году Веласкес снова едет в Италию, на этот раз уже не безвестным молодым художником, а прославленным мастером.

Папа Иннокентий 10. 1650 г. Д.Веласкес

Папа Иннокентий 10. 1650 г. Д.Веласкес

Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. В.И. Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Доминирующие в картине красные тона звучат особенно интенсивно в горячем свете, который пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. Иннокентий Х был некрасив, и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде словно сверлящих зрителя маленьких глаз. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Острота характеристики, глубокий психологизм и необыкновенное мастерство исполнения позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства». Сам Иннокентий Х нашел портрет слишком правдивым, однако щедро наградил за него художника. Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему рассерженное письмо, и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Он создает единственное в своем творчестве изображение обнаженной женщины Венера и Купидон. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.

Менины. 1656 г. Д.Веласкес

Менины. 1656 г. Д.Веласкес

Главные полотна Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины» (юные фрейлины) (1656) и «Пряхи» (1657).

«Менины» часто называют картиной создания картины. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре. Все изображенные персонажи также смотрят на зрителей, которые, в то же время, ощущают близость к королю и королеве, т.к стоят на их месте. В левой части картины изображен сам художник. Он стоит, подчеркивая, тем самым, свой статус, ибо только благородным особам позволялось стоять в присутствии короля. За год до смерти, художник получил красный крест дворянина, и вернувшись к картине, не поленился выписать его на своей груди.

Пряхи. 1648 г. Д.Веласкес

Пряхи. 1648 г. Д.Веласкес

«Пряхи» — одно из высших достижений мастерства художника.

Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину. Состязание, по сюжету, закончилось вничью, тем самым Веласкес проводит параллель между искусством художника и божественной принадлежностью. В картине присутствуют два плана. На первом изображена мастерская, где происходит работа. На втором показана мастерская художника. В ней изображена художница, ее помощницы и богиня Афина, разгневанная из-за того, что смертная женщина решила сравниться с богами. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Многоплановость картины, а также взгляд одной из женщин в сторону зрителя, также подчеркивает эффект присутствия, совмещенный здесь с визуальным приглашением художника к проникновению в мир искусства из повседневности.

Инфанта Маргарита Австрийская, 1660 г. Д.Веласкес.

Инфанта Маргарита Австрийская, 1660 г. Д.Веласкес.

Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины.

Получение от короля высшего ордена Испании креста Сантьяго, стало первым в истории случаем, когда человек из мира искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов. Но, художник в это время был уже тяжело болен. Ему приходилось прилагать все больше усилий, чтобы работать за мольбертом. Вскоре, после присутствия на церемонии бракосочетания королевской дочери и французского короля Людовика XIV, Веласкес скончался. Это произошло 6 августа 1660 года.

Веласкес был одним из первых мастеров психологического портрета.

Ввиду исполнения обязанностей главного художника при королевском дворе, большинство его работ стали известны значительно позднее времени своего создания. Творчество мастера, хранящее много недосказанного, сочетающее в себе удивительное техническое мастерство, цельность и выразительность, часто несущее философский, религиозный, или — аллегорический подтекст, явилось исключительно важным этапом в истории живописи. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф.Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э.Мане), художники из России и многие другие. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.

Читайте также:

www.5arts.info

Веласкес картины | Журнал Пробудження

Веласкес

Художественное дарование Веласкеса проявилось очень рано, и он начал обучаться живописи, когда ему было всего лишь десять лет. Уже в годы ученичества Веласкес проявил себя решительным противником традиционных условностей, господствовавших в живописи того времени. С тех пор как идеалы Возрождения были созданы итальянским гением, главной целью искусства являлось воспевание Красоты, создание мира, населенного прекрасными и совершенными существами, далекими от реальной жизни. Веласкес же интересовался подлинной жизнью, жизнью как она есть, обычными и простыми вещами окружавшей его действительности; его интересовал зримый мир, и он задался эстетической целью увековечить этот мир на своих полотнах. Все это коренным образом изменило подход к пониманию живописи.

Риторика или случайный эпизод были чужды кисти Веласкеса: он предпочитал изображать простую и содержательную прозу повседневной жизни. Именно по этой причине Веласкес, будучи еще совсем молодым художником, начал писать натюрморты и портреты. А когда ему предлагали для картин религиозные сюжеты, он отходил от традиции. Например, в картине «Христос у Марии и Марфы» главной темой стала не евангельская притча, а изображение прозаической кухни; библейский же сюжет, низведенный до вполне человеческих масштабов, отошел на задний план.

Христос у Марии и Марфы

Создавая портреты, Веласкес всегда стремился проникнуть в психологию передаваемых образов, уловить характерное в человеческой личности. Художник не стремился к уточнению деталей с помощью рисунка; для него характерен синтез красочной гаммы и окружающей предметы атмосферы.

В 1621 году на испанский престол вступил молодой король Филипп IV, унаследовавший от отца величайшую в мире империю. В то время Пиренейский полуостров, Нидерланды и значительная часть Италии управлялись из Мадрида. В эту империю входили также Центральная и Южная Америка и даже такие отдаленные области земного шара, как острова Океании.

Но могущество Испании уже клонилось к упадку: страна была истощена частыми войнами в Европе. В XVII веке, во времена Веласкеса, это дало свои плоды, и политическое превосходство начало постепенно переходить к Франции и Англии. И, однако, именно в этот период в Испании выдвинулась целая плеяда замечательных писателей, поэтов и художников; расцвет художественного гения народа, к счастью, не связан с политическим могуществом страны.

Всесильный министр Филиппа IV, граф Оливарес, сам выходец из Севильи, оказал Веласкесу покровительство и в 1623 году дал ему возможность написать портрет короля. Плененный мастерством Веласкеса, король назначил его своим придворным живописцем. Теперь художнику предстояло писать не кухни, а портреты принцев, но это не изменило его эстетических принципов. Он остался верен своему искусству, воспевавшему личность человека и окружающую жизнь.

Его искусство было посвящено тому, что Унамуно называл «человеком во плоти и крови». Его привлекала чисто человеческая сторона жизни, и он не льстил своим придворным моделям: он изображал их так же, как и любого человека. На каждом из его замечательных портретов характер изображаемого человека ясно и просто предстает во всей своей индивидуальности; каждый из них наделен той жизненной правдой, которая присуща всем творениям художника.

портрет Инфанты Маргариты

Веласкес писал портреты не только высокопоставленных особ, но и простолюдинов, бродяг и шутов, уродцев и слабоумных, которых короли держали для забавы в своих дворцах и которые являлись поразительным контрастом роскошной жизни при дворе. Веласкес изображал этих простых и уродливых людей с тем же глубоким уважением к их человеческому достоинству, что и знатнейших из своих моделей. Изображая социальное и физическое неравенство людей, художник выражает свое глубокое убеждение в том, что перед лицом жизни все люди равны. Именно поэтому Веласкеса понимают и любят люди всех рас и сословий.

Веласкес был величайшим художником-гуманистом, потому что он не скрашивал и не приукрашивал того, что видел, а схватывал все характерное с присущим ему мастерством, показывая не только физический облик модели, но и свое отношение к ней, настроение, а также общую атмосферу, в которой образ появляется перед нами; и однажды запечатленный на полотне, этот образ становился вечным.

портрет придворного карлика

Веласкес провел при дворе Филиппа IV 37 лет. Он был не только придворным художником, но и пользовался дружбой короля, который назначал его на придворные должности, обычно недоступные незнатным людям. Художник отличался спокойным характером, был флегматичен, молчалив; он не кичился своим положением придворного. Его жизнь протекала без приключений. Он женился на дочери своего учителя, которая родила ему двух дочерей; одну из них он выдал замуж за художника Масо, своего ученика и помощника, который копировал его картины, а в творчестве следовал стилю Веласкеса.

В жизни Веласкеса произошло всего лишь два крупных события: это поездки в страну искусства — Италию в 1629 и 1649 годах. Во время второй поездки ему был заказан портрет папы Иннокентия X, о котором английский художник Рейнолдс сказал: «это лучшее, что я видел в Италии». Прежде чем приступить к работе над портретом папы, Веласкес, «разминая руку», создал портрет своего слуги и ученика — художника-мулата Хуана де Пареха; этот портрет является поистине блестящим произведением живописи.

портрет папы Иннокентия Х

Будучи в Италии, Веласкес смело высказал свое суждение о Рафаэле в духе, который сегодня мы назвали бы «авангардистским». Согласно его словам, он не нашел ничего примечательного в творчестве этого великого художника Возрождения, почитаемого за его академическую живопись и искания сверхчеловеческой красоты в искусстве. Веласкес предпочел Тициана и мастеров венецианской школы, искусство которых стоит ближе к его собственному творчеству.

Собрание портретов, исполненных Веласкесом, — это замечательная галерея, в которой представлены все слои общества: король Филипп IV и его две жены — Изабелла Бурбонская и Марианна Австрийская, принцы и принцессы от обоих королевских браков, два брата Филиппа IV, художники, поэты и придворные и наряду с ними — простолюдины, кухарки, продавцы воды на улицах, женщины за работой, шуты, карлики, слабоумные… Богатство оттенков его красок постепенно увеличивалось, пока они не достигли спокойной и утонченной гармонии, как, например, в розовато-серебристых тонах портрета Филиппа IV, хранящегося в коллекции Фрика (США), или в портретах детей (Венский музей).

Инфанта Мария Анна

Однако самыми выдающимися произведениями Веласкеса являются большие композиции, в которых нашло выражение все характерное для его творчества — и искусство портрета, и огромное богатство красочной палитры, и жизненность, правдивость окружающей обстановки.

Сдача Бреды

Одна из самых знаменитых картин Веласкеса — «Сдача Бреды» — посвящена подлинному историческому эпизоду — захвату испанской армией нидерландской крепости Бреды. Веласкес запечатлел момент, когда победитель принимает символические «ключи города» из рук побежденного. Оба полководца окружены своими соратниками. Художник и здесь выступает как гуманист. Победитель — испанский полководец Спинола учтиво встречает побежденного; он дружески кладет руку ему на плечо и удерживает его от коленопреклонения, тем самым освобождая побежденного от унижения. Своей картиной художник как бы преподает урок «порядочности» и душевного благородства.

Рядом с этой картиной во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде висит несколько портретов всадников. В этих работах, с их глубокими далями, сочными тонами неба, уходящими к горизонту рощами Пардо и покрытыми снегом горами вокруг Мадрида, Веласкес выступает предтечей современных пейзажистов. В двух эскизах с видами виллы Медичи, написанных им во время пребывания в Риме, Веласкес еще более близок к современной живописи: его быстрые мазки на редкость свежо и правдиво передают яркие блики полуденного солнца, падающие на аллею кипарисов, или предсумеречную — грусть уснувшего сада.

Около 1656 года художник пишет картину «Менины» («Фрейлины»), в которой он с привычным для него благородным спокойствием изображает сцену придворного быта. В картине запечатлен сам художник, рисующий королевскую чету (она отражается в зеркале в глубине комнаты). Но центральной фигурой картины является белокурый ребенок — инфанта Маргарита, рядом с которой стоят фрейлины и придворные шуты (один из них исподтишка толкает ногой лежащую собаку).

Менины

Картина «Менины» — это чистая гармония света и цвета, в которой исчезают контурные линии предметов; зрителю, смотрящему на эту картину, кажется, что и он сам находится в комнате, где происходит действие. Веласкес запечатлевает быстротечный момент, бегущее время; своим искусством он останавливает их полет в рамках картины.

Пряхи

Мы наблюдаем это и в картине «Пряхи», в которой свету с его великолепной игрой принадлежит первостепенная роль. Веласкесу был предложен мифологический сюжет: легенда о соревновании Афины с ткачихой Арахной. Однако этот сюжет он изобразил только на заднем плане; черпая вдохновение из жизни, он дал нам то, что Ортега-и-Гассет назвал «логарифмом действительности»: фигуры занятых работой прях на переднем плане. Таким образом, как и в ранние годы, когда Веласкес рисовал кухни, он снова увековечил сцену женского труда — впервые в истории европейской живописи.

Веласкес правдиво воссоздавал окружавший его мир, и он сумел воплотить в возвышенные образцы искусства сюжеты, считавшиеся до него недостойными кисти художника в силу ложного представления о живописи, которая якобы должна отображать лишь «благородное». Веласкес отверг эту идею в своих картинах художника-гуманиста, для которого все виденное служило источником поэтического вдохновения. Веласкес считал достойным художественного воплощения все, что человек видит вокруг себя. В этом заключался его великий подвиг и благодаря этому его творения живут до сих пор.

Художники XIX столетия, стремившиеся обновить застывшее академическое искусство своего времени обращались к Веласкесу, самому гуманному и самому яркому художнику во всей истории европейской живописи. Вот почему его искусство — это не только слава его собственной страны, но и общее достояние всего человечества. И именно поэтому память о Веласкесе будет жить в веках.

Автор: Энрике Лафуенте Феррари.

waking-up.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта