Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование». Работа с картиной


Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников при работе по УМК «Дошкольное образование»

Работа с картиной как средство развития речи старших дошкольников

при работе по УМК «Дошкольное образование»

Методическое пособие

Симонова Е.Н.

Формирование культуры речи при работе по картине

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры, младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК «при работе по УМК «Дошкольное образование»

по развитию речи создана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, известных художников и называется «Музейный дом» или картинная галерея. А также создано пособие «Музей в твоей группе. В альбоме помещены 17 репродукций с подробным методическим аппаратом (вопросами и заданиями, а также инструментами: рамка прямоугольная и круглая). Авторами альбома является О.А. Малаховская.

При подготовке необходимо определить цель: учить рассматривать, рассматривать и видеть, видеть и чувствовать, чувствуя говорить, то есть зримо воспринимать картину, вместе с автором переживать радость, испытывать волнение, а вместе с героями картины смеяться и плакать. Только тогда, когда цель будет достигнута, картина оставит след в душе ребёнка.

Систематическая работа на основе восприятия картин предполагает несколько направлений:

  1. Развитие коммуникативно – речевого умения:

Данные умения направлены как на восприятие готового текста, так и на создание собственного. Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения, например: прочитав текст с незнакомыми словами, даётся детям задание – догадаться по контексту о значении незнакомых слов. Для этого дошкольникам нужны умения: построение структуры текста, деление его на части, составление плана, умение редактировать собственный текст.

  1. Система упражнений по речевому развитию старших дошкольников на основе восприятия картин включает следующие упражнения:

- Рассмотрение репродукции без предварительной установки учителем по музыкальное сопровождение. Например: рассмотрение картины может сопровождаться прослушиванием «Лесной сказки» и музыкой Чайковского «Времена года».

- Мысленное воспроизведение рассматриваемой картины.

- Определение звучания картины.

- Вхождение в картину. (Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?)

- Определение жанра (пейзаж, натюрморт, портрет).

- Определение темы картины.

Важными являются и упражнения направленные на развитие эмоционального отношения к предметам искусства:

- нарисуй красками музыку, которую услышал;

- нарисуй цветовую гамму пейзажного стихотворения;

- перевоплотись в героя картины.

Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенности самой картины, от поставленных целей, возраста учащегося.

  1. Использование различных видов диктантов, связанных с жизнью и творчеством художников, с картинами (словарный, творческий, выборочный, свободный).

  2. Результативной является работа со словарями, а также составление собственных словарей, например: словарь терминов и понятий: Абрамцево – музей - усадьба под Москвой.

  3. Беседы и сочинения по картинам: например, сочинение по картине В.Д. Поленова «Заросший пруд» проходит по плану:

  1. Рассказать о художнике.

  2. Выберите одно из предложенных названий. Объясни причины своего выбора.

  3. Беседа по содержанию картины.

Дана система вопросов, где предполагаются несколько точек зрения. Сквозные герои Маша и Миша задают вопросы. Ребятам предлагается сделать свой выбор и отстоять свою точку зрения. Для этого им понадобится рамочка определённого размера, чтобы рассмотреть изображение лупа для более детального изучения. Звучит музыка. Детям предлагается рассмотреть репродукцию картины не только в учебнике, но и пособии – альбоме «Музей в твоём классе», где помещены фрагменты картины.

  1. Но на уроке не всегда есть время рассмотреть живописные произведения в полном объёме, поэтому создан клуб «Музей в твоём классе», где дети учатся быть экскурсоводами.

Таким образом, работа с картиной ву старших дошкольников – одно из эффективных средств развития речи детей, формирования культуры речи, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает не только знания речи детей об окружающей действительности, развивает мышление, воображение, эстетический вкус, внимание, наблюдательность.

Работа с живописным произведением как один из путей формирования эталонов у старших дошкольников.

Традиционная работа с живописным произведениями в начальной школе подчиняется двум задачам: развитию речи (освоение дошкольниками жанров устного и письменного сочинения) по картине и формированию эстетического чувства и воспитанию художественного вкуса. Решение второй задачи невозможно в условиях только ДОУ и в рамках только нод.

Рассмотрим активность общеучебной задачи – формирование сенсорных эталонов у дошкольников средствами изобразительного искусства. Речь пойдет о том, что методические приемы, нацеленные на решение задач формирования сенсорных эталонов, составляют то основание, на котором базируется общая логика искусствоведческого анализа. Это очень важно при работе с произведениями художественной культуры.

Любое живописное произведение, независимо от его жанровой принадлежности, представляет собой некий целостный образ мира или человека. Но чтобы ученик увидел и осознал его как целостность, необходимо:

А) обнаружить (увидеть) главное в картине;

Б) организовать рассмотрение этого главного (подробный анализ, обобщение).

В результате такая проделанная работа приведет школьника к видению целого. Это будет пространственно - временное целое, которое получилось в результате наблюдения. Оно будет отличаться от первичного целостного впечатления.

Необходимо поэтому организовать деятельность наблюдения. Наблюдение будет подчиняться определенной внутренней логике и будет опираться на тот конкретный опыт анализа, который уже накоплен в данной возрастной группе именно этими школьниками.

Необходимо введение терминологического минимума при работе над выделением в живописном произведении значимых фрагментов и рассмотрении его деталей. Дошкольники должны выражать пространственные, а затем и временные отношения между наблюдаемыми предметами.

Учитывая выводы крупнейшего специалиста по психологии восприятия А.Р. Лурия, можно сделать вывод о том, что любое доступное возрасту живописное произведение, в силу своей наглядности, напрямую способствует формированию коммуникации событий (процессы наглядного мышления, которые выражаются в речевой форме) при условии подробного и осмысленного рассмотрения его вместе с старшими дошкольниками.

Именно с помощью произведения искусства можно успешно формировать коммуникацию отношений (процессы абстрактно-логического соотношения предмета и признака), так как живопись дает богатейший сюжетно-композиционный материал, позволяющий наблюдать и соотносить, а также удерживать в сознании отдельные части, составляя их них образ целого.

Работая по развивающей программе, мы считаем, что удачно ведется работа с живописными произведениями в УМК «Перспективная дошкола».

Эффективно представлена работа по искусствоведческой терминологии, так как терминология, которую использует педагог в ДОУ, требует адаптации.

Работа в этом направлении проходит в несколько этапов:

I этап. Следование «пространственным» указаниям. («Найдите ту кисть винограда, которая лежит на блюде справа (слева)», «Покажи ту часть корзинки, которая лучше освещена», «Какой предмет находится ближе всего к глазу зрителя?», «Откуда смотрит на этот пейзаж художник (слева или справа)?» - «Снизу вверх или сверху вниз?», «Где находится источник света?» и другие).

Для того, чтобы освоить новый для себя язык пространственных ориентиров, нужно предлагать школьнику самостоятельно находить нужное место на репродукции и показывать его с помощью специальных рамок.

Для этого в УМК создана система вопросов и задний, а также ряд инструментов: круглая рамка для нахождения и выделения требуемой детали, лупа для рассматривания детали, прямоугольная рамка для выделения вертикальных и горизонтальных фрагментов.

II этап. Использование пространственных ориентиров. Самостоятельно вербальное объяснение, где находится предмет его внимания. Дошкольник сам в своей речи начинает использовать пространственные ориентиры, то есть объяснять, куда именно нужно смотреть зрителям.

Таким образом, связанная с формированием сенсорных эталонов, не должна являться самоцелью. В системе вопросов при анализе каждого живописного произведения она играет роль строительных лесов, которые позволяют ориентироваться, но не заслоняют красоты и смысла целого здания конкретного произведения искусства, обнаружению которых должен быть посвящен любой анализ.

kopilkaurokov.ru

Работа с картиной на уроке как средство развития художественно творческих способностей личности

Работа с картиной на уроке как средство развития художественно творческих способностей личности

Основой преподавания изобразительного искусства является его деятельное освоение.  На первый план выходит опыт творческой активности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств, вытекающих из их изобразительной природы, и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования.

Огромное влияние на воспитание и развитие школьников имеют наглядные пособия на уроках. Учитель может сколько угодно разъяснять особенности живописи, но дети не смогут воспринять эти объяснения без визуального наблюдения соответствующих видов искусства. Поэтому крайне важно сделать занятия наглядными, окружить ребенка различными произведениями  искусства. Это не только сделает занятие более доступным и интересным, но и позволит детям непосредственно прикоснуться к живому источнику художественной культуры.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии художественно творческих способностей учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

Наблюдая способности к рисованию, можно отметить взаимосвязь между наблюдательностью и способностями, большим влечением к рисованию. Развивая в детях наблюдательность, нужно стараться использовать все возможности, а художественные произведения, передающие настроение автора и несущие информацию о способах и средствах изображения окружающего мира, - сильный фактор повышения выразительности детского рисунка.

Картины применяются главным образом для  уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения.Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно воспринимаемый образ. Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдения за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдаленных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа.

Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить их, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить в начале урока.

Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию, а копирование приносит большой вред — тормозит развитие изобразительных умений. Для ребенка невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.

Отбирая произведения  изобразительного искусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:

-  художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;

-  разнообразием видов и жанров изобразительного искусства;

-  традиционностью видов народного творчества;

- учёт индивидуальных и возрастных возможностей школьников

- единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.

Но существует проблема, восприятия художественного произведения которая, всегда интересовала и продолжает интересовать как самих художников, теоретиков искусства, критиков, так и тех, кому адресовано изобразительное искусство – зрителей.

  Данная проблема сложна и многогранна. Задача педагога состоит в попытке разобраться и проанализировать процессы постижения художественного смысла произведения, стать посредником между маленьким зрителем  и  искусством. Для этого можно использовать методы художественно-эстетического воспитания, способствующие развитию художественно творческих способностей учащихся на уроках ИЗО.

Рассмотрим некоторые из них

метод поэтапных открытий: постепенность вживания в тему, раскрытие через переживание различных ее граней.

Процесс постижения произведений изобразительного искусства на уроках усложняется из-за маленького жизненного опыта детей, отсутствия жизненной позиции, а также нехваткой времени на уроке.

Школьной программой по изобразительному искусству предусмотрены как специальные часы знакомства с творчеством того или иного художника, так и наполнение зрительного ряда – произведений художников как иллюстраций и как способов подачи и раскрытия темы урока. И вот здесь учителю нужно построить, зачастую, короткую беседу так, чтобы ученик мог усвоить информацию, которую несет то или иное художественное произведение.

Что дает метод поэтапных открытий?

Развивает умение слушать.

Дает возможность аргументировать свои идеи.

Личностный рост учеников через расширение кругозора.

Овладение учениками умениями анализировать произведение.

Рост осознания учениками собственного «я».

Метод единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного произведения можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности.

Изобразительное видение формируется за счет образного видения ученика – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта, явления. Для этой цели необходимо проводить различные  игры на уроках.

Игра в художников и зрителей: на протяжении урока учащиеся выступают то в роли зрителей, то в роли художников, тем  самым приобщаясь к специфике основных видов художественной деятельности (восприятия и созидания).

Что дает метод единства восприятия и созидания?

Новые возможности для самораскрытия

Умение решать свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Развивает навык сотрудничества.

Следующий метод – метод широких ассоциаций – направлен на творческую интерпретацию содержания художественного произведения. Каждый человек воспринимает художественное произведение субъективно, соотнося  его с собственным жизненным опытом, общение же с искусством помогает достраивать этот опыт.

    В своей практике учитель изобразительного искусства сталкивается с тем, что у школьников мало жизненных впечатлений, знаний элементарных основ изобразительной грамоты и умений общаться с изобразительными материалами. Создается проблемная ситуация – противоречие между желанием что-либо изобразить и умением это сделать. Цель учителя ИЗО заинтересовать и научить, обогатить зрительные представления детей, развить воображение, вооружить школьников изобразительными умениями и знаниями, достичь определенного уровня изобразительной грамотности в изображении тех или иных элементов композиции с натуры, по памяти и по воображению.

Метод широких ассоциаций может использоваться:

1.Как прием в методе передачи знаний, когда содержание картины несет непосредственное знание о психологических явлениях.

2.Как прием для постановки проблемы.

3.Как художественная ситуация, направленная на духовное начало в человеке.

4.Как способ исследования своего «я».

Активизировать деятельность ребенка, повысить его мотивацию к общению с искусством поможет метод индивидуальной и коллективной поисковой работы.

Поисковая работа находит выражение в коллекционировании репродукций по выбранным темам, в создании индивидуальных и коллективных альбомов, в подготовке докладов, устройстве выставок, в чтении литературы по искусству, посещении выставок, Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения. В результате учащиеся должны получить представление о роли искусства в жизни общества; знать основные этапы зарубежного искусства, искусства своего народа.

Этот метод:

1 – открывает большие возможности для самодвижения.

2 – укрепляет творческий потенциал.

3 – помогает учащимся выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства.

4 – помогает найти резервы в собственной индивидуальности, дает возможность найти точку опоры в своей уникальности.

Использование на уроках метода диалогичности позволяет научить ребенка общаться с произведением искусства, вступать с ним в диалог, ибо общение с искусством всегда диалогично.

Так как, по сути, урок является уроком-проблемой, то само собой невозможно обойтись без диалогических форм общения на протяжении всего занятия. Ученики задают вопросы, решают художественные задачи, предлагают свою точку зрения о увиденном,  обсуждают назревшую проблему и  в конце урока приходят к какому-то определенному мнению.

В ходе урока, общаясь с учениками, учитель уточняет для себя, какие темы усвоены прочно, а над какими следует поработать на последующих занятиях: у каких учеников сформировано умение к сотрудничеству, а какие предпочитают работать в одиночку. Кроме того диалог становится поиском ответа на многие вопросы. Делая анализ художественного произведения, учащиеся постигают в диалоге общечеловеческие ценности, тайны человеческой натуры, особенности своего характера. Организуя диалог, педагог стремится, учитывая степень активности учащихся, преодолевать их слабые стороны, опираться на сильные стороны, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель.

Метод диалогичности помогает:

1- приобрести жизненно необходимый навык делового общения, умение формулировать вопрос, вести дискуссию.

2- теоретически обосновывать проблему или находить способы ее решения.

3- развивать умения выступать публично;

4- развить субъектную активность;

5- развивать умение слушать;

6-утвердиться ученику как личности;

7.понять, что большинство проблем имеют многозначное решение.

Для активизации мышления используется метод сравнений, когда из веера возможностей разного решения проблемы ребенок может выбрать одну.

Для этой цели на уроках желательно проводить сравнительный анализ произведений профессионального или народного искусства в контексте основной темы, задач урока и четверти. В сравнения вовлекаются природа, музыка, поэтическое слово. Это помогает ученику видеть разные пути воплощения художественного замысла.

Что дает метод сравнений?

1.Открыть свой путь к искусству.

2.Помогает донести идею о том, что человеку нужно во всем искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему.

3.Найти себя как художника, зрителя.

Работа с произведением искусства сложна, но очень интересна. Задачей педагога является сделать встречу детей с искусством занимательной и, главное, эффективной в плане развития умения “расшифровывать” художественные произведения. Поэтому можно определить  план, по которому следует строить беседу о произведении искусства.

  • Выяснение общего впечатления, производимого картиной. Здесь учитель просит внимательно всмотреться, вслушаться, а затем рассказать о том, что, прежде всего, поразило их в произведении автора. Постепенно обобщаются ответы детей, подводятся самостоятельные выводы. Определение названия.
  • Внимательное изучение фрагментов и частей, деталей произведения, их сопоставление. В итоге формируется идейное содержание. Здесь применяется интеграция искусств: подбираются соответствующие литературные или музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставление содержания картин с уже известными прозаическими, поэтическими или музыкальными произведениями.
  • Анализ художественных средств, используемых автором произведения. При рассматривании произведений изобразительного искусства обращается внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности. Здесь важно выявить те методы и средства, которые могут применить дети в своей практической деятельности.

Очень важным моментом является систематическое рассматривание художественных произведений на уроках рисования. Современные образовательные программы рекомендует это делать на каждом уроке. Я согласна с этим, потому что постоянное обращение к произведениям искусства, рассматривание средств и методов его выполнения развивают наблюдательность и умение “читать” художественное произведение, положительно влияет на  развитие художественно творческих способностей личности, а это в свою очередь, ведёт к получению выразительного детского рисунка. 

nsportal.ru

Работа с картиной. Сравнителный анализ двух картин

№ Этап урока Метод и приёмы Хро-нометражСодержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика УУД 1. Мотивационный Словесный Метод.: слово учителя. Здравствуйте ,ребята! Меня зовут Оксана Анатольевна сегодня я проведу у вас урок русского языка. Приветствуют и слушают учителя; Л.: Положительное отношение к урокам русского языка, формирование ценностных ориентаций. 2. Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: ответы на вопросы - Ребята, перед тем как начать урок, давайте немного разомнемся.(Отгадывание загадок) 1. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем.(Лес) 2. Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий!(Небо) 3. Шар воздушный золотой Над рекой остановился, Покачался над водой, А потом за лесом скрылся.(Солнце) 4.Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез.(Туча) 5. Растут зеленеют, Упадут пожелтеют, Полежат почернеют (Листья) - Молодцы! - Скажите на какую тему мы сейчас отгадывали загадки?(Тема: Природа)- Кто мне может сказать как назывались темы прошлых уроков? (Работа с картиной. Устное сочинение. Главное переживание автора, выраженное в тексте)- Кто думает чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?(Продолжать тему природа. Описывать картины.)- Молодцы, мы сегодня будем работать с картиной «Зелёный шум» Аркадия Рылова. - Так же будем проводить сравнительный анализ картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне « Прогулка». (Слайд №1) - -Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок?(Слайд №2) - Познакомиться с биографией Аркадия Рылова; - Проводить сравнительный анализ картин; - А третью задачу придумайте каждый сам для себя. Отвечать; Отвечать на вопросы; Определять цели и пути их достижения; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания;

Р:

educontest.net

Работа с картиной на уроке развития речи и других устных предметов.

ГБОУ школа-интернат № 2 г. Сочи Краснодарского края

учитель начальных классов:

Глаголько Елена Петровна

Работа с картиной.

Предлагаемая логика анализа живописного произведения одна и та же для любого жанра. Сначала исходим из первого общего, целостного впечатления от картины, пытаемся «схватить» художественный образ целиком. Для этого работаем с названием картины, если оно содержательно (как, например, «Московский дворик», «Утренний натюрморт», «Стрекоза», «Пан») или пытаемся в названии обнаружить содержательный элемент («Портрет Мики Морозова»). В тех случаях, когда в самом названии не содержится ничего примечательного /«Портрет Ахматовой» Н. Альтмана (4 класс), «Портрет М. Ланчи» К. Брюллова (3 класс)/, сразу обращаемся к личности изображенного человека, и это наше обращение и удержит необходимую целостность первого впечатления от картины. После этого начинаем внимательно исследовать все подробности. Если это портрет, то речь идет как о внешних способах характеристики человека (поза, одежда, прическа, интерьер (или пейзаж) или просто фон, на котором он изображен, окружающие его вещи), так и об анализе внутреннего мира человека (обнаруживающихся в выражении лица: возрасте, чертах характера, состоянии, настроении). Если это пейзаж, мы стараемся, чтобы ни одна изображенная художником деталь не осталась не замеченной, чтобы дети как можно точнее характеризовали каждую подробность (например, не просто «дом», но «покосившийся старенький домик», не просто «голубое небо», но «еще холодное серо-голубое небо», не просто «зеленая трава», но «первая нежная ослепительно яркая зеленая травка» и т. д.) и, вместе с тем, чувствовали общую атмосферу (не настроение художника, но то, что относится собственно к изображению: время года и дня, погоду, грубо говоря, температуру воздуха, то есть попытались почувствовать, ощутить движение воздуха, тепло солнечных лучей или, напротив, разлившуюся в атмосфере влажность и прохладу). Если мы анализируемнатюрморт, важно, чтобы дети могли дать точную характеристику каждой вещи (обнаруживали ее тяжесть или хрупкость, плотность или прозрачность, ее цветовые особенности, но за всем этим – ее возраст, то есть не только ту жизнь в конкретном пространстве, которое представлено у художника, но и жизнь во времени). Необходимо, чтобы за каждой вещью (где это возможно, конечно) дети могли обнаружить присутствие человека: его привычки, вкус, само протекание его жизни, которое вплотную связано с окружающими его вещами. Речь идет, опять же, не о вкусе самого художника, который выбрал именно эти вещи и именно таким образом их расположил. Речь идет о людях из того созданного художником мира, которые оказались за кадром натюрморта, но присутствие которых все-таки чувствуется. На третьем этапе обращения к картине (первый этап – целостное общее впечатление; второй этап – подробное рассматривание) необходимо вновь обратиться к целостному впечатлению, которое теперь уже будет более богатым, насыщенным теми подробностями, которые удалось обнаружить во время внимательного исследования деталей. Вновь обращаемся к названию картины или к личности изображенного человека (или к задачам жанра в целом), формулируя уже более содержательно то общее впечатление (например, впечатление «сильной умной творческой натуры конкретного человека», ощущение «уюта дачной жизни и свежести летнего утра», впечатление «сложности этого детского характера», ощущение «таинственности и одухотворенности русского леса» и т. д.), которое исходит от художественного образа, воплощенного в картине.

www.prodlenka.org

Из опыта работы «Приёмы работы с картиной на уроках»

Сейбутене Е.В., МБОУ Потаповская СОШ №8, 2016 г.

Из опыта работы "Приёмы работы с картиной на уроках"Тема сообщения - приёмы работы с картиной на уроках русского языка. Почему именно эта тема? По моему мнению, картина - это мощное средство, способствующее развитию ассоциативного мышления, творческого воображения, коммуникативных умений, необходимых для развития связной речи. Чаще всего мы используем картины на уроках развития речи, когда надо написать сочинение по картине. Методика проведения таких уроков достаточно хорошо всем известна. Основные составляющие такого занятия - это вступительное слово об авторе картины или о её жанре, рассматривание, беседа, составление плана, лексико-стилистическая и орфографическая работа. Каждый из нас использует при этом самые разные приёмы и методы. На вводное слово на уроках развития речи у меня уходит совсем мало времени, потому что дети приходят на урок, уже зная о художнике и о его творчестве. Дело в том, что планирование уроков развития речи, а именно уроков, где мы пишем сочинение по картине, согласованно с планированием уроков рисования: за неделю-две на уроках ИЗО они знакомятся с личностью мастера, над чьей картиной мы будем работать. Надо заметить, что ребятам нравится, что они, оказывается, знают о художнике, картину которого мы будем описывать. В моей практике самым удачным вхождением в картину является создание проблемной ситуации: например, задать ребятам вопрос "С какой целью И.Шишкин в картине "Рожь" поместил в центре хлебного поля сосну, да ещё и не одну?" или "Почему В.Васнецов в "Богатырях" на переднем плане написал маленькие сосенки?" Пытаясь найти ответы на подобные вопросы, ребята входят в картину, начинают её рассматривать, вглядываться в детали. Попробуйте сами ответить на вопрос "Зачем К.Юон в картине "Конец зимы. Полдень" изобразил поленницу дров?" Иногда резонно дать им возможность самим придумать один, но самый неожиданный вопрос по картине. Заинтересованность всегда порождает эмоции, а это позволяет глубже понять представленную в картине дейс

educontest.net

Мастер класс "Секреты работы с картиной"

Мастер-класс на тему:

«Секреты работы с картиной»

Цель мастер-класса:  познакомить педагогов дошкольных учреждений с технологией работы с картиной.

Актуальность.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу. Но главное, в работе педагога – это вызвать интерес детей, иначе все старания могут быть напрасными, ведь скучающий ребенок не включен в работу. Для этого необходимо подобрать такой материал, который не только вызовет зрительный интерес, но и даст повод для дискуссии.

Ход мастер-класса.

Вступительное слово:

Представляю Вам мастер класс по  работе с картиной  для комплексного развития речевой компетенции у детей.  Для работы мы взяли картину современного художника.

Технология работы с картиной:

1.                Рассматривание картины с помощью зрительного анализатора. Мы берем диск, на котором обозначены все анализаторы (зрительный, тактильный, слуховой, вкусовой, обонятельный), выбираем  зрительный и смотрим  на картину.

    

2.                Дети схематично зарисовывают объекты, которые они увидели.

  

3.                Затем объединяют  объекты в группы по признаку живое – неживое.

4.                С помощью вопросной карты  ребята составляют  вопросы описательного типа (Какая кошка по цвету? Какой котенок по размеру?).

 

5.                Задавая вопросы и отвечая на них, ребята  определяют  признаки этих предметов (размер, форма, цвет, рельеф, влажность, запах, вкус и др.)

6.                Потом  приглашаем  волшебника «Изменения Времени», и  переносимся  в прошлое, размышляя о том, что было полгода назад: какая была кошка, какой был котенок, какая погода была на улице, как выглядело озеро, чем занимались люди. Ребята схематично зарисовывают свои мысли на листе бумаги.

7.                Предлагаем детям  подумать: куда смотрят кошки? о чем они думают?  что было бы, если…? что хорошего в том что…? что плохого в том что?

8.        Затем детям можно предложить  придумать  четверостишие к одному из объектов, который они выделили для себя на картине.

Таким образом, в ходе одной деятельности нами было решено сразу несколько образовательных задач.

1.                Обогащение активного словаря.

2.                Развитие речевого творчества.

3.                Развитие связной монологической речи.

4.                Развитие воображения и творческой активности.

5.                 Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.

6.                Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства.

7.                Формирование готовности совместной деятельности со сверстниками.

madou40-tomsk.ru

Урок по русскому языку на тему "Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной. К. Петрова- Водкин " Утренний натюрморт"

Урок 117. Типы текстов: описание и повествование. Работа с картиной К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Цели: познакомить детей с понятием «натюрморт»; обратить внимание учащихся на то, какими средствами достигается ощу­щение присутствия людей в картине К.С. Петрова-Водкина «Ут­ренний натюрморт».

Ход урока

  1. Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с натюрмортом и узнаем о творчестве художника Кузьмы Петрова-Водкина.

  1. Работа по теме урока

  • Как вы думаете, можно ли передать присутствие людей в картине, если на ней нарисованы только предметы?

  • Найдите и рассмотрите в учебнике «Литературное чтение» картину Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

  • Выясните в Толковом словаре учебника, что такое натюр­морт.

    Дополнительный материал

    Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) родился на Волге н небольшом городке Хвалынске Самарской губернии в семье сапож­ника. Учился в школах живописи в Петербурге и в Москве. Наиболь­шее влияние на него оказал художник и преподаватель В.А. Серов, о котором он с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много путешествовал за границей, был в Ита­лии, Германии, Греции, Турции, Алжире и возвратился оттуда с боль­шим багажом картин, этюдов, набросков. С 1918 г. он преподавал в пе­троградской Академии художеств, создал много живописных полотен: «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «Петроград», «За самоваром» и др.

    В 1918—1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов, достигнув в них боль­шой философской и художественной глубины. В его натюрмортах пора­жают предельная достоверность отдельных деталей, точная очерченность форм, насыщенность цвета. Одной из лучших работ художника является картина «Утренний натюрморт», которая вызывает у зрителя радостное и взволнованное чувство.

    Учебник: № 42 (ч. 2, с. 66).

    • Чувствуется ли, что люди где-то рядом? (Примерный ответ. Да. Стакан с чаем еще полный: такое впечатление, что в нем только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный ко­робок как будто кто-то небрежно бросил на стол. На столе также лежат яйцо и картофелина: похоже, люди еще не по­завтракали.)

    • На кого смотрит собака? (В зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отра­жению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.)

    • Кого ждет собака? (Собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и надеется, что ее тоже чем-нибудь угостят.)

    • Цветы в баночке на столе полевые или садовые? (Это си­ние лесные колокольчики и желтые полевые цветы, похожие на ромашки.)

    • Когда был собран букет: накануне вечером или утром пе­ред завтраком? (Баночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже выпили часть воды. Значит, они, скорее всего, были сорваны накануне, вчера.)

    • Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоя­нием? (Примерный ответ. Да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало. Это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и кры­шечка от трубы.)

    • Стол находится в городской квартире, или это дачный стол? (Стол, скорее всего, дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости или от дождя) краской.)

    • Где он стоит: в комнате или на веранде, на открытом возду­хе? (Возможно, стол стоит на открытой веранде. Картина передает ощущение мягкого утреннего освещения и свежего воздуха.)

    • Люди еще вернутся к столу? (Конечно, ведь они еще не по­завтракали, да и собака с кошкой, наверное, знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно.)

    IV. Физкультминутка

    Ѵ.Закрепление изученного материала

      1. Беседа по тексту

    А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В. Порудоминский.

    Свою работу Петров-Водкин назвал «Утренним натюрмортом». На простом деревянном столе, не покрытом скатертью, стоит в стеклян­ной банке с водой букет полевых цветов. Цветы свежие; наверно, только что сорваны во время ранней прогулки. В стакан налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы видим ее сквозь стеклянные грани ста­кана. Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо отражается, как в зеркале, на стенке никелированного чайника.

    Мы разглядываем простые предметы, словно видим их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется красивой и серьезной вещью. Это от­того, что и художник писал все предметы удивленно и радостно. (Пору­доминский В. Счастливые встречи. М., 1989.)

    • Соответствует ли этот текст тому, что изображено на кар­тине? (Да, соответствует, в нем описывается натюрморт Петрова - Водкин а.)

    • Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он вам по­нятен или нет? (Для детей. Он очень простой и нам хорошо понятен.)

    • А с какой целью создан этот текст? (Описать натюрморт, помочь детям лучше понять изображенное на картине, со­здать приятное впечатление.)

    • К какому же типу речи можно отнести этот текст и почему? (Текст представляет собой описание, в нем говорится о при­знаках предметов, которые мы рассматриваем, преобладают имена существительные и прилагательные.)

    • В каком абзаце автор текста особенно ярко выразил свое отношение к натюрморту? (В третьем, в заключительной части, где он говорит о том, что художник писал все пред­меты удивленно и радостно.)

      1. Сочинение — описание натюрморта К.С. Петрова-Водкина

    • Попробуйте написать сочинение по картине К.С. Петрова- Водкина, используя текст-образец.

    (Зачитывание нескольких работ учащихся. Проверка в парах.)

    1. Подведение итогов урока

    • С творчеством какого художника мы познакомились на уроке?

    • Что такое натюрморт?

    • Какие трудности были?

    • Кто доволен своей работой на уроке?

  • videouroki.net


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта