Искусство о тексте. Беседа с Валерием Чтаком. Валерий чтак картины


«Есть современное русское искусство и есть Чтак» • ARTANDHOUSES

В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке, 17, новый арт-сезон начинается с персональной выставки Валерия Чтака «В моем случае ни в коем случае», на которой будут представлены его новые работы, графика и инсталляции. ARTANDHOUSES поговорил с художником о культуре — самой выставке, Йозефе Бойсе, фильме «Тряпичный союз» и дизайнере Гоше Рубчинском.

В этом августе тема 1990-х стала очень модной. Все вспоминают те годы — стиль, музыку, искусство. Для вас они что-то означают?

Я их не люблю. В 1980-х я был еще совсем маленьким, в 1990-х мне было десять лет и я был глубоко несчастным человеком, буквально всё это десятилетие — от начала и до конца. Люди омерзительно одевались, были бедными и готовы были делать всё что угодно. Отвратительно, я не могу на все эти фотки смотреть. Вот в 2000-е хорошее время было, когда у людей появилась возможность делать искусство, а не пальцем в носу ковырять, появилась возможность увидеть Европу. В 1990-е русские, выезжавшие в Европу, — это была банда гопарей, которых возил куратор и обычно офигевал, что русские люди могут купить какую-то фигню за пятнадцать марок и безумно этому радоваться.

Chtak9

Сегодня у художников есть возможность поехать в резиденцию…

Здесь уже другой перекос. Молодые художники сегодня начинают пальцы гнуть на ровном месте. Им молоко не молоко, и подавай всем роскошную жизнь. У людей, выросших в 1990-е, есть адекватное восприятие реальности. Они понимают, что можно довольствоваться насущным, можно особенно не кочевряжиться. А молодые художники не знают, что раньше многое стоило больших усилий. «У меня бюджет выставки столько-то долларов, и вообще я на производстве, не звоните мне сейчас» — говорят они. А я помню, как мобильные телефоны только появились. У меня есть сын, который буквально с телефоном в руке родился. Когда он научился возить пальцем по экрану, телефон стал общедоступен. Конечно, у него совсем другие представления о жизни. Я же помню, как появился YouTube. Я не хочу толкать речи в духе «мое поколение было таким крутым, а вы нет». Но между нами всё равно есть некая поколенческая разница. Люди, которые видели мир без интернета и YouTube, понимают, что вообще-то этого всего может и не быть. Они понимают, что тебе никто ничего не должен, тебе не должны предоставлять мастерскую по первому твоему зову. А молодые считают, что как только у тебя появляется контакт с галереей, требуй себе мастерскую. Почему? В связи с чем? Вот у меня сейчас будет выставка, и я про себя думаю: «Интересно, а я заслужил кармически, ментально всё это?» В этом августе я, кстати, официально перестану быть молодым художником. Мне исполнится тридцать пять лет. Так что это будет выставка уже не молодого художника, такой эстеблиш-арт.

"Не фотографировать" 2008

«Не фотографировать»2008

 Как вообще вошли в профессию, с трудностями?

Да всё само получилось, я же вообще стал художником случайно, и успешным стал случайно. В одной песне есть слова: «У тебя бы никогда не получилось, если бы ты знал, как это делается». Теперь уже некоторые вещи получаются именно потому, что я художник. Как можно сделать выставку в Ермолаевском? Ты просто звонишь Леше и говоришь: «Лёш, привет, это Чтак, давай выставку сделаем?» Как это может сделать неизвестный молодой художник? Не может. Как я это сделал? Как говорил Фирс в «Вишневом саду», «я давно живу». Я помню, что все картинки, которые я делал, всё время кому-то нравились. Ты всё время эту реакцию ждешь: «Вау, как круто, чувак». Я начал заниматься искусством в шестнадцать лет, я до сих пор охреневаю, что я художник. Я всегда мечтал быть рок-звездой. В 1998 году я начал участвовать в активностях группы «Радек». Тогда это было проще, чем сейчас в моем уже возрасте. Поэтому если я сейчас буду делать что-то совместное с молодыми художниками, я буду как «классик» среди них. Я в свое время пытался делать выставку с Гутовым и Осмоловским. У меня с ними не получилось. Они как банда престарелых курочек сидели и вспоминали: «Помнишь тогда это было, а помнишь вот это».

Chtak10

Какие на выставке будут работы? Вы подводите какой-то итог?

Я буквально на днях понял одну вещь про вопрос «Что ты будешь делать перед смертью?». Перед смертью — это сейчас, ведь мы можем умереть в любой момент. Поэтому все выставки итоговые. Там будет повторение нескольких инсталляций, которые многие не видели. Будут плюс-минус новые работы, я же делаю в принципе одно и тоже. Это можно считать и стилем, и самоповторением: буквы, череп, а здесь ничего не понятно, на каком языке, а почему всё серое? Чтобы диверсифицировать это, нужно идти и смотреть. Будет много характерного Чтака и много нехарактерного, в котором ты бы никогда не узнал Чтака.

Валерий Чтак "Любить"

«Любить»

В одном из ваших интервью я прочитала, что вы не относите себя к европейской традиции, а хотите, чтобы вас относили к «традиции крутых чуваков». Кто такие крутые чуваки для вас?

Понимаешь, есть кантри и есть Джонни Кэш, есть регги и есть Боб Марли, есть хеви-метал и есть Black Sabbath. Есть современное русское искусство и есть Чтак (смеется). Я бы хотел, чтобы было так. Я хочу ассоциировать себя с самой высокой планкой.

Что должен делать художник, чтобы стать «крутым чуваком»?

Он не должен делать ничего. Он просто должен быть крутым чуваком. Йозеф Бойс, мой самый любимый художник, был очень крутым чуваком. Правда, живописью он не занимался. Но самый главный в искусстве для меня именно он.

Chtak

Мастерская художника

У Бойса были некие ключевые понятия, из которых состоит его искусство (Америка, внутренняя Монголия, жир и войлок). Когда говоришь: «Бойс», то у тебя уже есть ассоциативная цепочка. Какие понятия есть в вашем искусстве? Тотальная инсталляция, монохром?

Нужно самому смотреть со стороны и выстраивать с его искусством отношения, как и с любым искусством. Что есть классного у меня? Это ты мне расскажи, я-то уже всё сделал. Это, кстати, одна из основных проблем современных молодых художников: «Я сделаю и сам тебе еще и объясню. Если ты хочешь сам интерпретировать, то не надо, это не о том. Вот прибивание яиц к Красной площади — это об этом». А я вижу, что это об этом, и мне это очень не нравится, то, что это об этом. Для меня это о том, что чувак прибил яйца к Красной площади, а референсом была брутальность венской школы. Я вижу, что это эстетически сделано плохо. Мне вообще не нравится то, что делает Павленский.

Из серии ЧТАК ВЫШЕЛ В ТИРАЖ 2010

Из серии ЧТАК ВЫШЕЛ В ТИРАЖ2010

То есть его вы не относите к разряду «крутых чуваков»?

Нет. Он очень плохой художник, это называется «притягивание за уши». Чем отличается венский акционизм от Павленского? У венцев было высказывание о пустоте. Когда рты себе зашивали Император Вава и Олег Мавроматти, которые сделали это еще в 1995 году, они говорили о пустоте, а Павленский, когда зашивает себе рот в поддержку Pussy Riot, совершает политическое высказывание. Оно там и осталось в 2012 году, когда судили Pussy Riot, и Путин останется там, как Брежнев. Кто-нибудь сейчас переживает о Брежневе? О ревайвле брежневизма переживают, но о нем самом? Нет. Брежнев умер давно, сталинские репрессии уже закончились, всё это осталось там, в прошлом. А экзистенциальная пустота, о которой говорили венские акционисты и другие настоящие художники, она есть всегда. Протестуй против женского обрезания, освобождай индейцев, но не делай из этого искусство. Потому что оно останется вместе с этой проблемой в прошлом, но не будет говорить о вечности, метафизической красоте, экзистенции. Бойс из своих экологических убеждений в рамках акции в 1982 году посадил семь тысяч дубов, я в Касселе видел один. Ты сидишь под ним и видишь: вот он этот дуб, который посадил Бойс, и он прекрасен. О чем это? Зеленый, об экологии он или о чем-то другом, но это не важно, потому что дуб растет. Это гораздо интереснее, чем перед законодательным собранием валяться в колючей проволоке. «Русский человек находится в тоталитарном государстве» — говорит эта акция Павленского. ОК, дальше что? Мне Павленский помог осознать это что ли? Нет, я и так знал, чувствовал. Когда ты читаешь Платонова, ты не думаешь о том, что тебя угнетает конкретный диктатор, а думаешь, что вся твоя жизнь — тщета, и пытаешься с этим уже выстраивать отношения. Искать смысл существования для меня гораздо интереснее, чем искать, кто там в правительстве не прав опять. Кто-то будет не прав всегда.

Chtak6

Проект «Стена»Винзавод2011

Эти многочисленные надписи, обрывки предложений в ваших работах приходят к вам из метафизической пустоты? Где вы их ловите?

Не надо придумывать оправдания для этого. У самого себя из параллельной вселенной я достаю это из кармана. Как говорится, «дух святой рукою водить, сам не знаю, как это происходить». Непонятно. Об этом говорил Егор Летов, он не понимал, как его стихи пишутся. Когда же он пытался сам написать, то его альбом и стихи вышли ужасно плохими. Егор Летов, кстати, хороший референс в данном случае. Вот есть у тебя сковородка и ты бросаешь туда всё, что у тебя есть, что-то испаряется сразу, что-то остается в качестве привкуса, ты накидываешь туда компоненты и получается китайский вок. В искусстве это называется «спискография». Ты пишешь список вещей, перечисляешь те, которые имеют отношение, может быть, опосредованное к проблеме, о которой ты говоришь. Ты описываешь ее как в гонзо-журналистике, находясь внутри и становясь ее участником, но не говоря о ней впрямую.

Откуда у вас взялись в работах все эти языки?

Я считаю, что только на английском писать, это тупо. «Kapitalist must die» — да напиши ты по-русски. Не можешь? Значит, ты дурак. Как Джон Леннон у тебя не получится. Я с самого начала понял, что писать только на английском глупо, а использовать латиницу хочется, поэтому у меня появляется и французский, сербский и другие языки.

Из проекта "Молодые агрессивные" Токио 2008

Из проекта «Молодые агрессивные»Токио2008

Вы известны также еще своими коллаборациями с дизайнерами. Расскажите, как это случилось в вашей жизни.

Я всё время это искал, мне по-прежнему хочется делать майки, принты. Вы еще будете ругать мои джинсы. У нас наконец сложилось с магазином «Шалтай-Болтай». Однажды Лера Роднянская просто сказала: «Давайте сделаем вот это». И у меня через некоторое время появляются майки и кепки. С маркой уличной одежды «Спутник 1985» еще мы сотрудничали, но мы не сошлись представлениями. С Гошей Рубчинским мы встречались раз десять, чтобы сделать коллаборацию.

Вы не любите 1990-е, и вдруг — Гоша Рубчинский?

Мне нравится его серия с Тимуром Новиковым, например.

Chtak8

У вас сильна связь с музыкой, говорите о ней чуть ли не в каждом интервью, сами играете. Делать обложки каким-то группам приходилось?

Я оформлял альбом для группы Good Jumper. Гораздо интереснее история, связанная с группой «Шкловский», которой я придумал название. Мне позвонил Миша Местецкий и сказал, что «мы хотим, чтобы ты придумал нам название, и пусть это название будет “Шкловский”». Дело в том, что у меня есть работа «Шкловский», он вообще важный для меня мыслитель. Они, кстати, использовали эту мою картину для афиши.

Смотрели фильм Местецкого «Тряпичный союз»? Там содержится очень много идей, о которых вы говорите, в частности про акционизм.

Более того, я в создании этого фильма участвовал. Мы же все вышли из этой «Школы современного искусства» Авдея Тер-Оганьяна. Это наш общий учитель, и если я ретранслирую какие-то мысли и идеи, то это его мысли. Я оттуда, это мой отец. И Местецкий оттуда. Давид, сын Авдея, нас туда за руку привел. Я ему обязан. То, что я художник, то, что я здесь, это всё Давид. Я рисовал многое в «Тряпичном союзе», он отчасти про меня. Я сделал титры и много нарисовал. Я видел изнутри, как он снимался, и видел черновой монтаж, который вообще больше никто не видел.

art-and-houses.ru

Искусство о тексте. Беседа с Валерием Чтаком

Нафиг живопись, я устал, приуныл, я жажду слова. Крепкого, звонкого, грозно звучащего, единого слова. В мире текста, где образы размыты, где остаются одни лишь бренды, слово, пожалуй, то единственное, что, иногда, сохраняет значение. Герой статьи моей любит слова. Валерий Чтак библиотековед по образованию. Я филолог. Душа родственная. Нашлись, поговорили, многое обсудили. От его искусства я не в восторге, но об этом после… А вот образ мыслей, взгляды, стремления — это мне близко — об этом сейчас.

 

Его биография? Гугл в помощь. Не хочу заниматься бесполезным делом. Дело не сложное — художник популярен. Давайте к сути. Начнем диалог.

 Artifex: Слова на твоих картинах занимают очень много места. Меня заинтересовало одно. Ты говорил, что понимаешь, что картина готова, когда можешь сказать про нее, что она «секси». Так вот, какое значение ты вкладываешь в это слово?

В этом слове нет ничего похабного. Нет ощущения, что ты хочешь просто «трахнуть» то, о чем говоришь. Это один из оттенков высшей степени восторга. Это как «оху…ный», только не так грубо. К атмосфере картины, или какого-то жеста, или явления художественной культуры можно применить этот эпитет. Это сексуальная привлекательность, лишенная пошлости и похоти. Если мы говорим про пластику, про образы, про визуальные ходы, они должны быть притягательны, они должны очаровывать, провоцировать на вопрос. Они должны быть «секси».

Artifex: Мне очень понравилось, как ты охарактеризовал искусство, сказав, что оно всегда задает вопросы, но никогда не дает ответы. В противном случае, оно не вступает в диалог, не апеллирует к зрителю, к его сознанию, к его опыту…

Я в этом отношении очень люблю Даниила Хармса, и я абсолютно точно знаю, что каждый другой любит совсем не того Хармса, которого люблю я. Мы видим одно и то же, но любим в словах совершенно разные вещи.

Artifex: Понятно, что искусство только задает вопросы, поэтому избегнем журналистской пошлости, я не буду спрашивать тебя, что ты хотел сказать своими работами. Мой вопрос в другом: сколько ты работаешь над тем, чтобы вопрос в твоих работах был задан корректно?

Я не могу точно ответить. Всегда по-разному. Бывает, что идея приходит сразу. Возникает сама по себе, за одну секунду. А есть работа… Там ключевая фраза: «Когда в Москве полночь, в Мурманске тоже полночь». Эти тавтология и очевидность, которые прикидываются логическим рассуждением, появились не сразу. Правда, в любом случае, не очень долго, потому что это не сложно совсем.

Artifex: Ты говорил, что увлекаешься философией Жиля Делёза. В частности, его шизоанализом. В этом отношении мне интересен твой взгляд на шизофрению, ведь это, в некоторой степени, разрушение текста. С точки зрения постмодерна, мир есть текст. Ты разрушаешь текст? Ты разрушаешь мир?

Не совсем так, речь идет о субверсии, о разрушении текста изнутри, разрушении привычной логики фразы. Это не разрушает мир. Это меняет его восприятие. В отличие от постмодерна, у меня нет иронии. Если кто-то ее там и видит, то это уже не я. Я не люблю иронию. Во всех картинах, даже написанных на заказ, это «я», честный «я».

 

Artifex: А как часто пишешь на заказ?

Не так часто. В основном бары, офисы. Но я не часто этим занимаюсь, потому что не люблю, когда заказчик вмешивается в мою работу. Да и далеко не всем интересны мои работы. Представь себе стену, на ней огромный кран. Что-то написано по-болгарски, что-то по-турецки. Хрен разберешь. Где-то комары, которые зовут куда-то или названы как-то по-идиотски… Не все это любят. Не в каждом офисе люди готовы на это смотреть. Поэтому это и не так часто происходит, зато я делаю то, что мне искренне нравится. Знаешь, восприятие окружающего текста тоже очень меняется. Оно зависит от многих факторов. Возьми хотя бы алкоголика. Он просыпается с похмелья, и все причиняет ему боль. Но стоит ему выпить пиво или портвейна — все меняется. И уже светит солнце, и мир совсем другой. Мир сейчас «на сложных щах». Сегодня сложнее, чем вчера, а завтра будет проще чем позавчера. Чаще всего, мой текст вокруг, он трагичный. Он интерпретируется через трагедию.

Artifex: А какое влияние на тебя оказала литература?

«Котлован» Андрея Платонова я перечитывал раз пятьдесят. Вот вставил он меня почему-то. Там так подобраны слова, так точно, придраться не к чему. Причем мне тоже его в школе хотели испортить. Но не смогли… Мне кажется, что временами я очень точно наследую Платонову в плане структуры слов и предложений. Местами. Далеко не везде. А по стилистике мне ближе всего Довлатов из-за своего лаконизма. У меня самая длинная фраза: «Кунг-фу — это вам не марксизм, либо ты им владеешь, либо нет». Конкретную задачу можно описать одним предложением, не самым громоздким. Потому что если ты будешь писать громоздко на холсте, то это будет не очень верно. Человек смотрит на полотно и начинает читать. Он перестает видеть слово как образ. Короткая, емкая фраза выглядит лучше…

Раньше я относился к слову еще трепетнее, чем сейчас. Это было что-то священное. Каждая буква, их сочетание… Я утратил это. Я сильно изменился за последние 10 лет. В один момент я потерял отношение к слову как к чему-то сакральному. Куда это делось — непонятно. Должно быть где-то рядом. Но не знаю, где… Вот, например, удачно у меня получилось:

«Это сейчас Бога нет, он будет потом»

Artifex: Спасибо за интервью.

Запала последняя фраза. Текст и ассоциации — волшебное сочетание. Да, многим покажется, что в полотнах Валерия Чтака слишком простые образы, что в них слишком мало живописи. Наверное, так и есть. Валерий и сам говорит, что не считает себя живописцем. Главное другое. Его творчество задает вопрос, оно не молчит, оно вступает в диалог.

Выходя тем майским вечером из студии и затариваясь алкоголем в супермаркете, я вспоминал рассказ Ирвина Шоу «Бог был здесь, но уже ушел». Выпить хотелось еще больше.

Вот она сила слов. Чертовы ассоциации!

artifex.ru

Валерий Чтак - Художник недели

Персональные выставки: Групповые выставки:
2016 В моем случае ни в коем случае. Московский музей современного искусства. Москва, РоссияКраб внутри. Центр современного искусства Заря. Владивосток, Россия
2015 Технически тут все просто. Traingle Gallery. Москва, РоссияWorshood. Галерея Cub. Рига, ЛатвияДоброе утро, иностранцы. Traingle Gallery. Москва, РоссияМгла, тьма и мрак. Центр Красный. Москва, Россия
2014 Близко не подходи. Галерея Пальто. Москва, Россия
2013 Это не кошмар. Галерея Red October. Москва, Россия
2012 Автор неизвестен. Mironova Gallery. Киев, Украина
2011 Только правда. Галерея Paperworks. Москва, Россия
2010 Живопись - это мертвый язык. Orel Art UK. Лондон, ВеликобританияЧтак вышел в тираж. Галерея Paperworks. Москва, Россия
2009 Анархизм, хасидизм, агностицизм. Orel Art. Париж, ФранцияСкажи Шибболет. Галерея Paperworks. Москва, РоссияБоб ненавидел всех. Галерея Глобус. Санкт Петербург, Россия
2007 Layerizm. Квартирная галерея Черемушки. Москва, РоссияTrue goth (совместно с А. Булдаковым). Галерея ABC, Культурный центр АртСтрелка. Москва, Россия
2006 Mere Verbiage. Галерея Франция. Москва, Россия
2005 Polski Plakat Filmowy. Галерея Витрина, Культурный центр АртСтрелка. Москва, Россия
2016 Только неофициальный язык. 5-я Московская международная биеннале молодого искусства. Параллельная программа. Центр современного искусства Винзавод. Москва, РоссияФестиваль Art.Up Art.In. Московский музей современного искусства. Москва, Россия
2015 Пазл Пьера Броше. Мультимедиа Арт Музей. Москва, РоссияНет времени. 4-я Московская биеннале современного искусства. Специальный проект. Центр современного искусства Винзавод. Москва, РоссияГалерея Пальто. Юбилейная выставка. Музей Москвы. Москва, РоссияСмех в зале. Галерея На Шаболовке. Москва, РоссияНевозможный треугольник. Traingle Gallery. Москва, РоссияGeneration U. Галерея Osnova. Москва, Россия
2014 Наверху. Музей Москвы. Москва, РоссияНе музей. Европейская биеннале современного искусства Manifesta-10. Параллельная программа. Санкт-Петербург, РоссияВ поисках горизонта. LDZ. Рига, Латвия
2013 Heavy Metal. 5-я Московская биеннале современного искусства. Спецпроект. Центр современного искусства Винзавод. Москва, Россия
2012 Выставка работ номинантов государственной премии Инновация. Государственный центр современного искусства. Москва, Россия90-е: победа и поражение. Фестиваль ТЕРРИТОРИЯ. Театр Наций. Москва, РоссияАпокалипсис и Возрождение. Шоколадный дом. Киев, УкраинаFuturologia. Школа Архитектуры. Нант, ФранцияЗа честные выборы. Галерея Paperworks. Москва, Россия
2011 Russian Cosmos. Castello di Rivoli. Турин, ИталияПереписывая миры. 4-я Московская биеннале современного искусства. Основной проект. Центр дизайна Artplay. Москва, РоссияПусто больше не будет. 4-я Московская биеннале современного искусства. Специальный проект: Международный художественный проект Arthouse Squat Forum. Москва, РоссияОткрытие 1 февраля. Галерея Artberloga. Москва, РоссияКризис безобразия. Галерея Paperworks. Москва, Россия
2010 Estetics vs. Information. Клайпеда, Литва The Diary of a Madman. Галерея Риджина. Москва, Россия
2009 Rendez-Vous’09. MAC. Лион, ФранцияРусский леттризм. Центральный дом художника. Москва, Россия
2008 Вторжение : Отторжение. Baibakov art projects. Москва, Россия Арт-Веретьево. Веретьево, Московская область, РоссияМолодые, агрессивные. Институт Искусств Мусашино. Токио, Япония
2007 Ars Erotica, Ars Politica, Ars Theoretica. Prometeospace Gallery. Милан, Италия Moscoupolis. Espace Louis Vuitton. Париж, Франция On Geekdom. Benaki Museum. Афины, Греция Дневник художника. Центральный дом художника. Москва, Россия
2006 Russia Redux#2. Sidney Mishkin Gallery, Baruch College, NY City University. Нью-Йорк, СШАFormalite. La Generale. Париж, Франция
2005 Портрет лица. Галерея Гельмана / Центр Современного Искусства М'Арс. Москва, Россия
2003 Посторонним В. Фестиваль молодого искусства Стой! Кто идет?. Государственный центр современного искусства. Москва, Россия
2002-2003 Международный фестиваль современного искусства АртКлязьма. Клязьминское водохранилище. Клязьма, Россия
2002-2005 Quo Vadis, the annual festival of young artists. NCCA. Москва, Россия
2002 Сделано во Франции. Музей и Общественный центр им. А. Сахарова. Москва, Россия Поп/Арт. Зверевский центр современного искусства. Москва, Россия

vladey.net

Валерий

2018 «Йоффе vs. Чтак: Наоборот», Галерея «Triangle», Винзавод, Москва, Россия  2017 «Выставка друзей ЕлиКука», VLADEY space, Винзавод, Москва, Россия  2015-2016 «Пазл Пьера Броше», МАММ 2014 «Не музей», Параллельная программа Манифесты 10, Санкт-Петербург, Россия    2014 «В поисках горизонта», LDZ, Рига, Латвия 2012 «Апокалипсис и Возрождение», Шоколадный дом, Киев, Украина «Futurologia», Школа Архитектуры, Нант, Франция 2011 «Russian Cosmos», Castello di Rivoli, Турин, Италия «Открытие 1 февраля», Artberloga, Москва, Россия 2010 «Estetics vs. Information», Клайпеда, Литва «The Diary of a Madman», Regina gallery, Москва, Россия 2009 «Rendez-Vous’09», MAC, Лион, Франция «Русский леттризм», Цом художника, Москва, Россия 2008 «Вторжение : Отторжение», Baibakov art projects, Москва, Россия «Арт-Веретьево», Веретьево, Московская область, Россия «Молодые, агрессивные». Институт Искусств Мусашино, Токио, Япония 2007 «Ars Erotica, Ars Politica, Ars Theoretica», Prometeospace Gallery, Милан, Италия «Moscoupolis», Espace Louis Vuitton, Париж, Франция «On Geekdom», Benaki Museum, Афины, Греция «Дневник художника». Центральный Дом Художника, Москва, Россия 2006 «Russia Redux#2», Sidney Mishkin Gallery, Baruch College, NY City University, Нью-Йорк, США «Formalite», La Generale, Париж, Франция 2005 «Портрет лица», Галерея Гельмана / Центр Совеременного Искусства М'Арс , Москва, Россия 2002-2005 «АртКлязьма». Клязьминское водохранилище, Московская область, Россия «Quo Vadis», the annual festival of young artists, NCCA, Москва, Россия «Сделано во Франции», Музей и Общественный центр им. А. Сахарова, Москва, Россия «Поп/Арт», Зверевский центр современного искусства, Москва, Россия

in-art.ru

Плейлист. Валерий Чтак | Артгид

Текст: Юлия Грачикова20.06.2012   16103

Какую роль в работе художника играет музыка? Это просто фон для создания настроения или что-то большее? Какие композиции звучат в студиях художников сегодня? И какие работы создаются под эту музыку? Творческий процесс — это всегда совокупность ряда факторов, и многие из них скрыты от глаза или уха зрителя, пришедшего на выставку. Музыка является одним из компонентов художественного производства. «Артгид» открывает новую рубрику «Плейлист», в которой разные художники делятся своими музыкальными пристрастиями, а зритель может получить аудиовизуальное представление о том, какая музыка созвучна творчеству автора.

Валерий Чтак. Фото: Екатерина Алленова

Валерий Чтак: «Как и все люди, я слушаю музыку постоянно, так что не могу точно сказать, какую роль она играет. Без нее скучнее. Есть музыка, которую ты просто слушаешь все время: “Ну а что еще слушать-то, я же металлист?”. Но есть вещи, которые неожиданно подходят под настроение особенно хорошо, хотя до этого могли быть скачаны или приобретены по инерции». 

Валерий Чтак. Из серии «Только правда». 2011. Холст, акрил. Courtesy Paperworks Gallery и автор Валерий Чтак. Из серии «Скажи “Шибболет”». 2009. Смешанная техника. Courtesy Paperworks Gallery и автор Валерий Чтак. Боб ненавидел всех. Фрагмент инсталляции в Globe Gallery, Санкт-Петербург. 2009. Courtesy автор Валерий Чтак. Из серии «Только правда». 2011. Холст, акрил. Courtesy Paperworks Gallery и автор Валерий Чтак. Из серии «Только правда». 2011. Холст, акрил. Courtesy Paperworks Gallery и автор Валерий Чтак. Только правда. Фрагмент инсталляции в Paperworks Gallery. 2011. Courtesy Paperworks Gallery и автор Валерий Чтак. Из серии «Скажи “Шибболет”». 2009. Холст, акрил. Собрание Елены Бакновой и Евгения Митты Валерий Чтак. Из серии «Чтак вышел в тираж». 2010. Цифровая печать на холсте. Courtesy Paperworks Gallery и автор Валерий Чтак. Только правда. Фрагмент инсталляции в Paperworks Gallery. 2011. Courtesy Paperworks Gallery и автор Валерий Чтак. Долина Ченгурлак. 4:20. 2010. Холст, акрил. Courtesy Paperworks Gallery и автор

 

artguide.com

галерист Эльвира Тарноградская и картина Валерия Чтака

На стене: галерист Эльвира Тарноградская и картина Валерия Чтака

16 августа 2017

В нашей любимой рубрике мы рассказываем об интересных героях и их любимой картине, которая висит у них дома. Наш сегодняшний герой — галерист Эльвира Тарноградская и одна из картин ее большой коллекции искусства.

В этом тексте я могла бы написать, что Валерий Чтак –- один из самых влиятельных художников поколения тридцатилетних, но не буду этого делать. И не буду говорить, что чтаковские широкие мазки, монохромная палитра и философские шутки очень точно выразили веселое отчаяние, аморфность и самонадеянность моего поколения. Мне кажется, все это совершенно не важно для того, чтобы какая-то картина была особенно любимой.

Тут, конечно, дело в личной истории. Моя профессиональная жизнь навсегда связана с визуальным, но, надо сказать, тексты всегда завораживали меня даже больше, чем произведения изобразительного искусства. Целые эпохи своей жизни я отсчитываю от момента прочтения каких-то книг, для меня есть тексты возбуждающие и болеутоляющие, исключительные и универсальные. У меня сложилась странная личная фармакопея по использованию книг для исцеления разных душевных хворей. Галлюциногенный потенциал слов для меня по-прежнему неизмеримо выше, чем галлюциногенный потенциал визуального образа, может быть, поэтому я всегда питала пристрастие к картинам, на которых что-нибудь написано. Особенно к тем, на которых написано одно, а изображено совсем другое. В моей домашней коллекции много работ Валерия Чтака, Сергея Пахомова, Гоши Острецова, Кирилла Кто и других художников, которые используют текст в своей живописи необыкновенным или пронзительным образом.

Эта картина Валерия Чтака стоит особняком, ее особенная позиция определяется, скорее, моей сентиментальностью, чем предпочтениями в искусстве. С Жиля Делеза началось мое знакомство с французскими философами второй половины 20 века, а его книга "Логика смысла " во многом предопределила мое отношение к искусству и литературе. Например, научила обнаруживать бездну смысла в абсурдных и нелогичных вещах. Когда деревья были большими, Жиль Делез был для меня восхитительным героем, идолом, волшебной фигурой. Чем-то вроде поп-звезды или супергероя. Забавно, что и для Чтака и его друзей из группы Радек Делез в то время был тем же, чем он был для меня. Хотя мы не были знакомы. В те времена, в середине 90-х, у нас не было интернета, мы не знали, как выглядят любимые авторы, на русских изданиях не было ни портретов, ни какой-либо дополнительной информации. Мы наделяли их весьма произвольными чертами. Мне, например, казалось, что Жиль Делез должен был быть блондином. Жиль Делез у Чтака тоже совершенно не похож сам на себя: у Делеза была другая линия роста волос, квадратный подбородок и мощный, значительный галльский нос. Но это совершенно не важно, потому что это не портрет Делеза, это портрет фантазий моей юности, очень личная и неописуемая вещь. У этой картины нет постоянного места в доме, она вечно блуждает вокруг книжных полок, то повиснет рядом на стене, то встанет посреди книг. Она подобна делезовскому смыслу, который скользит “по поверхности вещей” и никогда окончательно не соединяется с ними.

Фото OilyOil.com

oilyoil.com

Валерий Чтак

Валерий Чтак. Фото: Евгений Гурко для colta.ru

Родился в 1981 году. Чтак — псевдоним, который художник взял себе в качестве официальной фамилии. С 1998 года принимал участие в проекте «Школа современного искусства» Авдея Тер-Оганьяна. С 2000 по 2005 год участвовал в арт-группе «Общество Радек». Живёт и работает в Москве.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

• 2015 — «Worshood». MARK ROTHKO ART CENTRE • 2015 — «Worshood». Галерея CUB, Рига • 2014 — «Близко не подходи». Галерея Пальто, Москва • 2013 — «Это не кошмар». Red October gallery, Москва • 2012 — «Автор неизвестен». Mironova gallery, Киев • 2011 — «Только правда». Галерея Paperworks, Москва. • 2010 — «Живопись — это мёртвый язык». Orel Art, Лондон. • 2010 — «Чтак вышел в тираж». Галерея Paperworks, Москва. • 2009 — «Скажи: шибболет». Галерея Paperworks, Москва. • 2009 — «Анархизм, хасидизм, агностицизм». Orel Art, Париж. • 2009 — «Боб ненавидел всех». Галерея «Глобус», Санкт-Петербург. • 2007 — «True Goth» (совм. с А. Булдаковым). Галерея «Art Business Consulting», Культурный центр «АРТСтрелка», Москва. • 2007 — «Слоизм». Квартирная галерея «Черёмушки», Москва. • 2006 — «Набор слов». Галерея «Франция», Москва. • 2005 — «Polski Plakat Filmowy». Галерея «Витрина», Культурный центр «АРТСтрелка», Москва.

ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

• 2013 — «Команда, без которой мне не жить», Галерея «Риджина», Москва • 2012 — «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме». Шоколадный дом, Киев, автор идеи — Олег Кулик, кураторы — Анастасия Шавлохова, Константин Дорошенко, Анастасия Шавлохова. • 2012 — «Футурология», куратор Эрве Микайлов. Национальная школа архитектуры, Нант, Франция • 2012 — «Generation P», кураторы Елена Яичникова и Николя Одюро, Фестиваль «Руссенко», Кремлен-Бисетр, Франция • 2011 — «Russian Cosmos», куратор Ольга Свиблова, Castello di Rivoli, Турин, Италия • 2011 — «Переписывая миры». Основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства (каталог) • 2011 — «Кризис безобразия II». Галереия Paperworks, Москва • 2011 — «ЕлиКука» и Чтак (совместно с группой ЕлиКука). «Риджина Берлога», Москва • 2010 — «Записки сумасшедшего». Галерея «Риджина», Москва • 2010 — «Esthetics vs Information». Центр коммуникаций культуры, Клайпеда • 2009 — «Русский Леттризм», ЦДХ, Москва • 2009 — «Европейские мастерские», ЦДХ, Москва • 2009 — «Rendez-vouz», Институт современного искусства, Лион • 2009 — «Absolut Creative Future», Винзавод, Москва • 2008 — «Кризис безобразия». Галерея Paperworks, Москва • 2008 — «Вторжение: Отторжение». Baibakov art projects, Москва • 2008 — «Арт-Веретьево». Веретьево, Московская область • 2008 — «Молодые, агрессивные». Институт Искусств Мусашино, Токио, Япония • 2007 — «Ars Erotica, Ars Politica, Ars Theoretica». Prometeospace Gallery, Милан • 2007 — «Moscoupolis». Espace Louis Vuitton, Париж • 2007 — «On Geekdom». Benaki Museum, Афины • 2007 — «Дневник художника». Центральный Дом Художника, Москва • 2006 — «Russia Redux #2». Sidney Mishkin Gallery, NY City University, Нью Йорк • 2006 — «Formalite». La Generale, Париж • 2005 — «Портрет лица». Галерея Гельмана в залах ЦСИ М'АРС, Москва • 2002-2005 — «Стой! Кто идет?» Государственный Центр современного искусства, Москва • 2002-2003 — «АртКлязьма». Клязьминское водохранилище, Московская область • 2002 — «Сделано во Франции». Музей и Общественный центр им. А. Сахарова, Москва • 2002 — «Поп/Арт». Зверевский центр современного искусства, Москва

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СОБРАНИЯХ:

• Государственный центр современного искусства, Москва • Государственная Третьяковская галерея, Москва  • собрание Deutsche Bank

САЙТ ХУДОЖНИКА:

http://chtak.com/

smeh.vzmoscow.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта