Исторические картины Григория Ивановича Угрюмова. Угрюмов картины
Григорий Иванович Угрюмов - Биография художника, известные произведения, выставки
Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. С 1770 года, в шестилетнем возрасте, Угрюмов попадает в Воспитательное училище при Академии в числе воспитанников третьего, со дня основания, приема. В начале 1780-х годов он — среди самых способных учеников Академии. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени — «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то, и другое качество. Осенью 1790 года Угрюмов возвращается в Петербург и уже в следующем году занимает вакантное место преподавателя в классе исторической живописи, а с 1795 года он руководит уже всеми живописными классами. В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 — должность профессора. Ровное, уверенное продвижение по службе. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, — ректора Академии.
Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра, и слава его затмила славу Лосенко. «Какое выражение силы в Печенежском единоборце! Какое достоинство в Победителе Казани! Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила! Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу Российских героев», — писал о нем почетный любитель Академии М. Н. Муравьев. Фигура Угрюмова, действительно, отвечала общественной потребности в художнике, который воплотил бы идеалы гражданственности в духе эпохи Просвещения, — и на материале русской истории. Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем. Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников, — стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности изображаемого, разумеется, в рамках академической системы XVIII века. В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В традиционной в целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вносит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Но смысла, по-видимому, и не следует искать: появление этих персонажей — результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным».
Угрюмов был выдающимся педагогом. Многие русские художники занимались преподаванием, в том числе и в Академии, но Угрюмов — из числа тех, в отношении которых этот факт не может быть не принят во внимание. В этом снова сказывается принадлежность Угрюмова академическим стенам, в которых передача традиций, культивация давно установленных норм, охранение неких законов искусства были сутью как процесса обучения, так и собственно творчества. Были в истории Академии преподаватели, роль которых сводилась к консервации старого и искусственному его поддержанию. Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. В этом своеобразие его исторической роли, и в этом ее значение.
Угрюмов — это «учитель учителей» тех, кто станут крупнейшими педагогами начала XIX века, — Егорова, Шебуева, Андрея Иванова. Но через их голову он связывает традицию Лосенко (которую он подхватывает в большей мере, чем прямые ученики замечательного живописца) с искусством начинающего романтизма. Угрюмов был учителем Кипренского, которому, конечно, больше, чем Егорову, пригодились лосенковские уроки драматического света, цвета, выразительного живописного рассказа, не отягощенного сухостью подробностей.
Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова — «Испытание силы Яна Усмаря» (1796−1797), или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Ян Усмарь, разрывая кожу разъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом. Напряженность кульминационного момента, резкость движения, подчеркнутого еще фигурой человека, упавшего на землю, бурная патетика, выразительный свет идут от барокко. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.
В «Призвании Михаила Федоровича Романова на царство» (не позднее 1800 г.) уроки Лосенко очевидны в инструментовке жестов. Центральная группа, очевидно, построена по законам лосенковского «Прощания Гектора с Андромахой». Особенно выразительны пластика и свет в небольшом эскизе (1798).
В поздние годы Угрюмов не получает заказов, и больших полотен поэтому он не пишет. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. 1800-х гг.) проникнут тем же духом строгой героики, тем же сдержанным пафосом, что и памятник работы Мартоса. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство…».
И все же Угрюмов не пошел по пути холодноватой классики, той скульптурности формы, той статики, к которым привел поздний классицизм. Дух XVIII века всегда сохраняется в его работах. В названном эскизе он проявился в диагональных акцентах композиции, идущих от барокко.
Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника», и это, по-видимому, верно. Как педагог и как рисовальщик он обращает внимание на выразительную, живописную роль светотени. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Именно в угрюмовском, вольном и творческом, духе будут рисовать в Академии Кипренский и Брюллов.
artchive.ru
УГРЮМОВ Григорий Иванович — Яркипедия
УГРЮМОВ Григорий Иванович (30 апреля 1764, Норская слобода Ярославской губ. — 6 марта 1823, Петербург, похоронен на Смоленском кладбище) — живописец, график, педагог.
Портрет Григория Ивановича Угрюмова. Худ. А.К.Головачевский
из
Г. И. Угрюмов писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портреты. Один из крупнейших художников России XVIII в., вслед за А. П. Лосенко утверждавший национальную тематику в исторической живописи. Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины.
Его отец Иван Михайлович, купец-жестянщик, был избран депутатом от слободского купечества в Комиссию по составлению Нового Уложения, созванную Екатериной II. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. После прекращения работы Большой Комиссии в декабре 1768 многие депутаты были оставлены в частных комиссиях, продолжавших заседания до октября 1771. Таким образом семья Угрюмовых оказалась в Петербурге и осталась здесь на постоянное жительство. В 1770, когда Григорию исполнилось 6 лет, отец отдал его в Воспитательное училище при Академии художеств, куда он был принят стипендиатом ее президента И. И. Бецкого.
После девяти лет обучения в общеобразовательных классах, где возможным учителем Угрюмова был Д. Г. Левицкий, будущий художник переходит собственно в Академию. Классом исторической живописи, куда был определен Угрюмов, руководил Г. И. Козлов с помощниками — П. И. Соколовым и И. А. Акимовым, учениками Лосенко. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т.е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Был оставлен при Академии для совершенствования, а в 1787 отправился в пенсионную поездку за границу, в Италию. Помимо рисования с антиков и с натуры в классах Римской академии, главным его занятием было копирование классических живописных произведений. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству.
Проведя четыре года в Риме, Угрюмов в 1790 возвратился в Россию и летом 1791 был приглашен в Академию художеств преподавателем в класс исторической живописи и для фактического руководства им. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Развивая идеи Лосенко, он сделал следующий шаг: пошел по пути правдивого показа реальной сцены из русской истории, а не литературного пересказа темы. Ломая все принятые в Академии приемы создания исторического полотна, он менял не только сюжет, но сам язык искусства, понимание принципов достоверности. Так, добиваясь убедительности образа главного персонажа и зримого воплощения великолепия подвига, художник искал прототип и штудировал с натуры сложную позу и мускулистое тело своего героя. Пафос высокого героизма нашел воплощение и в неповторимом живописном мастерстве Угрюмова, которое сложилось под влиянием увлечения искусством Рубенса и Веронезе. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком.
Г.И.Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря
Теперь он получил полное право стать руководителем в классе исторической живописи, которому по новому уставу подчинялись и все остальные живописные классы: портретный, ландшафтный и т. д. Авторитет Угрюмова-педагога был огромен. Его картины стали школой нового метода и мастерства для молодого поколения художников. Он сразу завоевал место ведущего преподавателя в Академии и оставался таковым до самой смерти, утверждая передовые принципы национального искусства.
Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Здесь он на практике воплощал свой девиз — находить приемы раскрытия способностей каждого ученика. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. И в обучении будущих художников он прививал живой и гибкий рисунок вместо сухой разделки формы, направлял их на изучение натуры, а не копирование образцов. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Он приучал молодых, работая с натурой, передавать не идеальную форму, а ее зрительное подобие. Сам Угрюмов пришел к пониманию света, как важнейшего условия создания правдоподобного изображения натуры. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. В этом отношении он шел в ногу с современными европейскими мастерами, правда, еще не приблизился к работе на открытом воздухе. По новому трактованные им понимание пространственной среды и колорита картины привели к разработке и новой композиции, как возможности воссоздания жизненного факта, а не заученного на примере старых образцов решения.
Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. А они, в свою очередь, воспитали таких титанов, как К. П. Брюллов и А. А. Иванов, утвердивших правильность избранного Угрюмовым направления. Художник большого, оригинального дарования, он органично сочетал преподавательскую работу с творчеством, требовавшим серьезного труда, долгих раздумий и внимания. Расцвет педагогической деятельности Угрюмова совпал с появлением в его творчестве знаменитых произведений, принесших славу русскому искусству.
Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков"(1793, ГРМ). Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. В 1805 Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, объединявшее самых передовых людей эпохи, избрало Угрюмова почетным членом.
Г.И.Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского во Псков
Наряду с преподаванием и творчеством художник выполнял проекты медалей, составлял описи произведений в Эрмитаже и дворцах, проверял работы реставраторов в Академии художеств, освидетельствовал декоративные росписи во дворцах. Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ).
Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Дело в том, что это портреты купцов, которые были еще довольно редкими в русском искусстве конца XVIII — начала XIX в. Образы героев подкупают и современного зрителя удивительным реализмом. Глядя на них, понимаешь, что это не официальные заказы, а изображения людей, очевидно, хорошо ему знакомых. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1,5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.
И еще один факт подтверждает, что маститый профессор Академии художеств не забывал о своих ярославских корнях. В Ярославском художественном музее хранится одно произведение нашего прославленного земляка — «Плащаница. Христос во гробе». Картина была написана в 1792 году для слободской церкви на его родине, в Норском, откуда в 1940 и была передана в музей.
Незадолго до смерти Академия художеств отметила 20-летие профессорской деятельности Угрюмова присвоением ему звания ректора. В некрологе конференц-секретарь Академии В. И. Григорович писал: «Угрюмов был тихого нрава, доброй души, чувствительного сердца; был добрым сыном, примерным супругом, благодетельным родственником, помогал бедным, был полезен многим», давал возможность юным дарованиям «превзойти его самого, не заблуждаясь, не отходя от главной стези, проложенной великими художниками».
yarwiki.ru
Угрюмов Григорий Иванович - Каталог картин. Цены.
УГРЮМОВ Григорий Иванович(1764—1823)
Большим мастером наивного пафоса, как по молодости лет была наивной и вся русская историческая живопись второй половины XVIII века, можно назвать Григория Ивановича Угрюмова. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796 ) художник получает звание академика. Писал также Г.И. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.
Наверное, художник не стал явлением в русской живописи, далеки от совершенства его картины. Но он был в числе первых российских исторических живописцев и одним из первых по качеству преподавателей Академии, ибо среди его учеников были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, О.А. Кипренский, В.К. Шебуев — будущее созвездие блестящих живописцев и педагогов.
Родился Г. И. Угрюмов в семье купца-жестянщика. Отец его, будучи родом из Ярославской губернии, обладал незаурядными способностями, которые выдвинули его в число депутатов по составлению нового Уложения.
Заметив в сыне художественные наклонности, он отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при АХ.
Еще на академической скамье Угрюмов проявил себя как талантливый рисовальщик. Наставниками его были исторические живописцы П. И. Соколов, Г. И. Козлов и И. А. Акимов.
Работы юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах (панно "Детские вакханалии", "Смерть Лукреции", оба 1783).
В 1785 г. Угрюмов получил большую золотую медаль за программную помпозицию "Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" (1785) и в качестве пенсионера был отправлен на четыре года в Италию. Там, делая рисунки с античной скульптуры и живописных полотен эпохи Возрождения (в частности, с картины П. Веронезе "Похищение Европы"), художник добился значительных успехов.
Вскоре после возвращения на родину, в 1791 г., Угрюмов был назначен преподавателем класса исторической живописи АХ. В 1793 г. по заказу Екатерины II он создал большое историческое полотно "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями". Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью.К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине - "Испытание силы Яна Усмаря" (1796-97). В основу сюжета положено летописное сказание о киевском кожемяке Яне Усмаре, который вызвался продемонстрировать перед князем Владимиром свою силу, чтобы получить право сразиться с печенегами, вступив в единоборство с их богатырем. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Следование античным традициям - одно из основных требований классицизма - соблюдено художником в полной мере. Ян Усмарь, атлетически сложенный, как античный герои, представлен не в одежде ремесленника, а полуобнаженным, с драпировкой у пояса. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника.
Вскоре ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Работа эта заняла более двух лет, и результатом ее стали два полотна: "Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года" и "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (1797-99). Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности.
Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций. Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства.
Угрюмов Григорий Иванович
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Русская живопись. Статьи. Исторические картины Григория Ивановича Угрюмова
Григорий Иванович Угрюмов - один из крупнейших русских исторических живописцев конца XVIII - начала XIX века. Победоносные войны с Турцией, героические походы Суворова вызвали патриотический подъем в русском обществе того времени и нашли отклик в его творчестве. Сюжетами его картин являлись события из русской истории, подвиги ее национальных героев - Александра Невского, Ивана Грозного, Минина и Пожарского. Несмотря на скованность академическими условностями, Угрюмов проложил дорогу для дальнейшего развития национальной исторической живописи и сумел найти подлинно живые, реалистические черты народных типов в своих больших композициях. Не менее велико значение Угрюмова и как педагога, воспитавшего крупнейших художников начала XIX века: Егорова, Шебуева, Кипренского, Андрея Иванова.
Григорий Иванович Угрюмов родился 30 апреля 1764 года в семье купца Норской слободы, Ярославской губернии, Ивана Михайловича Угрюмова. Он был жестянщиком, имел собственный домик и мастерскую. То обстоятельство, что Иван Угрюмов был выбран депутатом в Комиссию по составлению нового уложения, созванную Екатериной II в Москве, говорит о том, что он пользовался большим уважением жителей слободы и был среди них наиболее грамотным человеком. Они доверили ему изложить в Комиссии свои нужды и пожелания.
Комиссия работала недолго, так как депутаты принялись всерьез обсуждать вопросы, подлежащие, по мнению Екатерины II, только ее личному суждению. В конце 1768 года Комиссию распустили под предлогом начала войны с Турцией. Некоторые «частные» комиссии продолжали заседать уже в Петербурге.
Г.И. Угрюмов. Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года
Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Проживая в столице и вращаясь в кругу столичной интеллигенции, он, видимо, понял необходимость образования и решил направить сына, не зная еще его наклонностей и способностей, по новому, незнакомому ему самому пути. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Возможно, этому способствовало то обстоятельство, что именно с этого года было увеличено число академических пенсионеров, и Григорий был сразу определен пенсионером.
В воспитательном училище при Академии преподавались общеобразовательные предметы, среди них - история и мифология. Программа была довольно обширна, но не было ни хороших преподавателей, ни пособий. Главное внимание обращалось на «благоповедение». С переходом в специальные художественные классы воспитанники получали серьезные познания в области собственно художественных дисциплин.
Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. Аллегории, религиозная тематика и собственно исторические композиции - все это входило в компетенцию исторического живописца. Но сделаться им было нелегко. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. Угрюмов учился в классе исторической живописи. Его профессорами были исторические живописцы Г.И. Козлов, П.И. Соколов и И.А. Акимов. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д.Г. Левицкого.
До нашего времени дошли ранние произведения Угрюмова, написанные еще в бытность его учеником Академии. Это два панно «Детская вакханалия» (Третьяковская галерея). На аукционах, устраиваемых Академией для продажи лучших ученических работ, панно эти были оценены в 1783 году по 25 рублей каждое. Выполнены они в подражание мраморным барельефам одним серым тоном (гризайль). Подобные подражания барельефам применялись тогда наравне с мраморными барельефами для внутренних украшений дворцов и общественных зданий.
В этих ранних работах Угрюмова чувствуется уже уверенная рука грамотного рисовальщика. Фигуры амуров гибкие, живые; они умело расположены в пространстве; объемы фигур четко вылеплены; игра светлых и темных тонов дает полное впечатление рельефа. Видимо, эти работы вполне удовлетворяли его учителей, и молодому художнику позволили выполнить картины «собственного сочинения». Так были написаны «Смерть Лукреции» и «Иосиф, толкующий сны в темнице», оцененные на аукционе по 53 рубля.В 1785 году Угрюмов, выполнив программу «Агарь в пустыне», был выпущен из Академии после пятнадцатилетнего пребывания в ней, получив за успехи золотую медаль и заграничную командировку. Он был направлен на четыре года в Рим для усовершенствования. Вместе с двумя другими пенсионерами - А. Шабановым и С. Ивановым - он отправился в дальнее путешествие морским путем.
В Риме Угрюмов начал работать «усидчиво, не тратя времени», как писал он в своем «рапорте» в Академию. Утром он копировал античные статуи в музеях, вечером занимался рисунком в натурных классах Французской и Римской академий.
Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Основные идеи классицизма были уже знакомы русским ученикам, получившим академическое образование, но в совершенстве изучить антнчное искусство они могли лишь во время своего пребывания в Риме. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром».
По возвращении Угрюмова в Петербург Академия немедленно использовала способности молодого художника. К этому времени создалось очень тяжелое положение в классе исторической живописи. Оба его профессора, Г.И. Козлов и П.И. Соколов, умерли, а приглашённый на их место французский художник Габриэль Дуайен еще не приехал. Угрюмов должен был в 1791 году занять место преподавателя в классе исторической живописи. Этому делу он отдавался с большим воодушевлением до конца своей жизни.
Приступив к педагогической работе в Академии, Угрюмов по возвращении из-за границы начал и свою самостоятельную художественную жизнь. Первым заказным его произведением был декоративный плафон «Апофеоз Петра I», написанный для купола беседки «Роза без шипов», находившейся на территории Александровой дачи между Царским Селом и Павловском.
Придворный ученый и поэт С.С. Джунковский воспел в 1793 году эту беседку и дал следующее стихотворное описание плафона: Чтоб больше возбудить сердца плененны, Да в вящей красоте предстанет храм; Великие дела изображенны Покажет живопись вверху глазам: С небес, из вечности Петр созерцает, Россия как блаженство то вкушает, Что в духе он великом ей искал. Она во образе жены цветущей, Всем благоденствие вокруг лиющей Сидит со властию; свет перед нею мал. Под нею класы вкруг лежат обильны Источник крепости, богатств ея; Полки сынов ее и флоты сильны Питает вспахана трудом земля.
Представляя собой обычную для XVIII века хвалебную аллегорию Екатерины II, Этот плафон, выполненный в светлых, нежных тонах, придавал всему сооружению особую легкость. Угрюмов показал себя в нем превосходным декоратором.
Однако аллегорические и мифологические сюжеты ненадолго задержали внимание Угрюмова. Тема следующей его картины была взята из отечественной истории - то был «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» - один из наиболее славных моментов нашего прошлого.
Г.И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами
Не надо думать, что художник, воспроизводя определенное историческое событие, имел возможность передать его со всеми историческими и бытовыми подробностями, воскрешая Русь XIII века. Такой возможности у него не было, так как об археологии и истории материальной культуры в то время еще ничего не знали. Угрюмову важно было подчеркнуть торжественность шествия, ликование народа, встречающего князя-победителя после поражения немецких псов-рыцарей, которые со связанными руками, приниженные, движутся в окружении победителей.
Картина построена по правилам академической классической композиции. Действие развертывается в одной плоскости, и лишь группа встречающего духовенства помещена в глубине картины. Замысел автора характерен своей ясностью и четкостью размещения групп - группа приближающихся воинов во главе с Александром и конвоируемых немцев, группа встречающего народа, группа музыкантов и духовенства. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Герой картины, юноша, сидящий на белом коне, конечно, ничем не напоминает русского князя XIII века. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. Этот юноша скорее напоминает святого, изображавшегося на русских иконах.
Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. В изображении второстепенных фигур Угрюмов дает много реалистических черт, подмеченных в жизни. Так, реалистически правдиво переданы им женщина с ребенком, сидящая у края дороги, привычно, по-крестьянски протянув ноги, две девочки, с любопытством выглядывающие у нее из-за спины, едущий вслед за Александром старик с окладистой бородой и типично-русским лицом. В изображении этих людей из народа художник нашел жизненную правду.
Эти реалистические черты совпадают с намечавшимися требованиями правды и в теоретических трудах того времени. Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее, ибо в них ничего выученного не бывает». Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Видимо, реалистическое мышление Урванова, правда еще не вполне и не до конца осознанное, совпадало с поисками правды в среде даже воспитанных на классицизме художников.
Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной - «Вознесение». В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». Простой русский юноша, кожемяка, чтобы показать свою силу, вырвал у бегущего быка кусок кожи с мясом. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю. Устрашенные кочевники бежали. Таким образом, Ян Усмарь, спасая русскую землю, доказал, что не перевелись еще богатыри на Руси. Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее.
Г.И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря
Угрюмов тщательно подготавливался к написанию программы, сам подыскивал натурщика для фигуры Усмаря и в конце концов выбрал некоего татарина Юзея, обладавшего удивительной мускулатурой. Высокий пафос этого произведения Угрюмова, выразительность, с которой он показывает колоссальное напряжение мускулов Усмаря, создают яркую, поучительную и волнующую картину. Однако, как и в предыдущем произведении, художник не мог дать правдивого изображения русского прошлого. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом, игрой светотени. Все эти достоинства картины делают ее хорошим образцом ранней русской исторической живописи, имевшим большое влияние на последующие поколения академических воспитанников.
В 1797 году, после получения звания академика, академическое начальство дает Угрюмову много поручений: составить описи картин и эстампов, хранящихся во дворцах и Эрмитаже, проверить отреставрированные картины в Академии, освидетельствовать совместно с архитекторами декоративные росписи во дворцах. Консультация Угрюмова, обладавшего тонким декоративным чувством, была очень полезна при такого рода работах. С другой стороны, объединение художников с архитекторами говорит и о тесной связи различных видов искусств в это время. Такая связь позволяла осуществлять широкие планы строительства в Петербурге, предпринятые в последние годы XVIII века.
Много художников работало в Михайловском замке, на строительство которого Павел I тратил огромные деньги, чтобы сделать его «чудом роскоши и вкуса». На долю Угрюмова выпала спешная задача - написать для этого дворца две громадные картины из русской истории: «Взятие Казани» (Русский музей) и «Избрание Михаила Федоровича на царство» (Русский музей), которые и были выполнены им в 1797 - 1799 годах.
Во «Взятии Казани» Угрюмов показывает не картину боя, а встречу царя Иоанна с побежденным татарским царем Эдигером у стен пылающей Казани. Сцена Эта приближается к описанию падения Казани в поэме Хераскова «Россиада». Приниженный Эдигер со своими женами и детьми «склонился перед Иоанном». ... Челом биющий пыль, стопы монарши зря, Вещает: не ищи Казанского царя! Уж нет его! Уж нет!.. Ты царь сея державы, С вставшими хощу твои принять уставы; Всеобщей верности я ставлю жизнь в залог. Ты будь моим царем! Твой бог, мой будет бог! С умиленьем Герой сей речи внемлет И плененного царя, как друга, он объемлет. Вещай: верой мне и самом буди брат! Услыша те слова, вспрянул и ожил град...
Картина, изображающая один из важнейших моментов русской истории, проникнута патриотическим подъемом, хотя в ней есть некоторая доля преувеличенного, театрального пафоса с несколько сентиментальным оттенком, свойственным искусству ХVIII века. В колористическом отношении она подкупает живописной широтой манеры и красивым теплым тоном.
В другой большой картине Угрюмов представил событие, связанное с избранием Михаила Романова на царство, происшедшее 14 марта 1613 года. Юный Михаил, приложив правую руку к сердцу, а левой отстраняясь от явившегося к нему посольства, смущенный и опечаленный стоит среди толпы взывающих к нему людей. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (совершенно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Храм с классическим иконостасом, облачения духовенства характерны для ХVIII века, но не для XVII.
В изображении же народа художник снова находит реалистические черты. Он с большим вниманием характеризует горожанина и крестьянина, тонко подмечая разницу в их жестах и позах. Так, им особо подчеркнута стремительность движений молодой крестьянки с ребенком в противовес степенной застылости боярышни.
Построена картина по всем правилам академического «сочинения». Михаил и его родные выделены из массы народа и поставлены по традиции во главе композиционного треугольника. На этой центральной группе сосредоточена также интенсивная игра света и цвета.
Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Общий тон эскиза золотистый, горячий; в картине живопись суше и холоднее. Со значительно большей тонкостью переданы глубина полутонов, переливы цветов на драгоценных одеждах. В эскизе более подчеркнута глубина пространства, мягче и богаче разработана светотень, фигуры как бы растворяются в золотистой атмосфере картины. Живописность эскиза, однако, ослабила несколько патетику сцены, так ярко выраженную в картине; жесты и движения людей стали как бы менее твердыми и решительными. Именно колористические достоинства обусловили особую ценность эскиза, являющегося в этом отношении наиболее удачным произведением Угрюмова этого периода. Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. Слава Угрюмова возрастала.
Угрюмову наравне с другими историческими живописцами пришлось уделить много времени писанию икон. Особенно известны его работы для Казанского собора в Петербурге, куда он был привлечен вместе со всеми видными художниками того времени.
Одновременно Угрюмов, всю свою жизнь посвятивший разработке исторических сюжетов, выполняет и проекты для медалей, чеканившихся к определенным славным датам русского исторического прошлого. Так, в 1808 году он делает проект медали в память столетия одержанной Петром победы над Полтавой, в 1809 году - проект медали в память мира с Швецией и др. Эти заказные проекты имели определенный политический характер, напоминая русскому народу о мощи и непобедимости его родины.
Г.И. Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года
Образы Минина и Пожарского, получившие в начале XIX века исключительную популярность среди художников, увлекали также и Угрюмова. Великолепный акварельный эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении отечества» (Третьяковская галерея) говорит о народном подвиге, совершенном в исключительно трудные дни, пережитые нашей страной. Очень возможно, что его эскиз был написан в период 1804 - 1807 годов, когда Мартос создавал проект памятника Минину и Пожарскому. Предварительное описание проекта памятника, написанное Мартосом в тоне гражданского пафоса, горячо восхваляющего дух русских людей, могло вдохновить и Угрюмова. Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой.
В противоположность пышной обстановке, в которой изображал раньше своих героев Угрюмов, на эскизе представлена простая комната с дощатым полом и простой деревянной кроватью, на которой возлежит Пожарский. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене. Раненый Пожарский, услышав просьбу стать во главе нижегородского ополчения, забывает про свои раны, приподнимается на постели и порывисто хватается за меч. Поза полководца, выражение его лица полны решимости. Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. В составе явившегося к Пожарскому посольства художник на первом плане изобразил Минина, чем отступил от исторической правды, поскольку известно, что Минин не участвовал в нем. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Он полон призыва и отваги. Единство устремлений связывает обе фигуры. Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Минин и Пожарский изображены художником несколько идеализированно, и фигуры даны с явным преувеличением мускулатуры, но в их лицах нет холодной абстракции: они полны героического порыва. В этой работе нет налета сентиментализма, характерного для произведений Угрюмова 90-х годов. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны. Свет менее яркий, чем на ранее рассмотренных картинах, выделяет главных героев и смягчает формы. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов.
Получив в 1800 году звание профессора исторической живописи, Угрюмов вскоре избирается почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» в числе крупных литераторов, ученых и художников.
Если преподавание русской истории в академических классах во время обучения Угрюмова было поставлено неудовлетворительно, то теперь в организованном «Обществе любителей словесности» крепнет связь между художниками, учеными и литераторами. В живых обсуждениях и спорах, на страницах начавших уже тогда выходить художественных журналов освещается прошлое русского народа, подвиги его героев, что приносит большую пользу нашим историческим живописцам.
Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества. Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга? Угрюмов вместе с несколькими профессорами выехал с ценностями Академии в Петрозаводск, куда решено было отправить и воспитанников Академии. Дальнейшие события Отечественной войны устранили, однако, необходимость этого путешествия, и все дело ограничилось лишь отправкой ценностей, перезимовавших в деревне Гачручье, Петрозаводского уезда. Затем они были вновь доставлены в Академию.
Война 1812 года оказала огромное влияние на сознание людей. Изменилось отношение и к родному искусству. Так, например, Дельвиг писал: «Война за отечество подействовала на умы. Русское отечественное искусство получило цену в глазах даже любителей иноземного». Военные события нашли свой отклик в иллюстрациях и карикатурах того времени. Художники восхваляли доблесть русских людей. Литератор П. Свиньин писал: «1812 год открыл своих Курцпев, Сцеволов, Регулов».
Угрюмов принимал участие в разработке этих патриотических тем. Непосредственным откликом на события 1812 года является его портрет фельдмаршала Кутузова на коне (музей «Бородино»), выполненный в то время, когда Кутузов был назначен главнокомандующим всей русской армией. Эта работа несколько упрощена по трактовке и как бы перекликается с незатейливыми народными картинками-лубками.
Г.И. Угрюмов. Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества
С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. Интерес к реальному миру, к изображению простых людей был настолько силен, что художника не испугал взгляд Академии, смотревшей на портретное искусство как на более низкий жанр по сравнению с историческим. Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Художник выражает явное стремление к правдивой характеристике человека, продолжая реалистическую линию в изображении простых русских людей, наметившуюся еще в его ранних исторических композициях. Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Угрюмов зорко видел все, что было жизненно-характерного в позировавших ему людях, отмечая даже мелкие отличительные признаки каждого из них.
В своих портретах он решает задачи реалистического психологического портрета. Простые люди были, видимо, ближе и понятнее ему, и характеристику их он дает с исчерпывающей полнотой.
В портрете А.И. Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе. Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету. Красноватый оттенок лица, нейтральный цвет кафтана и темнооливковый фон даны в скупом сочетании приглушенных тонов. Разработка всех деталей не нарушает, однако, живописной целостности портрета, убедительного своей жизненной правдой. Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей.
Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Недоброжелательно и в то же время остро, как бы испытующе, глядят на зрителя маленькие заплывшие глаза неизвестного. Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой. Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице. Хорошо вылеплены лоб, верхняя губа и крылья носа, смело даны дуги бровей и легкие пряди волос и бороды. Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне. В живописном отношении этот портрет приближается к большим картинам 90-х годов - времени наибольшего расцвета творчества Угрюмова.
Среди художников того времени наибольшим расположением Угрюмова пользовался скромный и уравновешенный Тропинин, который был наиболее родствен ему по своему отношению к изображаемому человеку. Создавая интимные портреты, оба художника считались с тем, что «портрет человека пишется для памяти ему близких людей в (выражение Тропинина).
Угрюмов как педагог оказал огромное влияние на развитие русской живописи, преподавая более двадцати лет в Академии художеств. Он ввел целый ряд реформ, свидетельствующих, что классические основы академического образования уже поколебались. Один современник, например, указывает, что он «ввел образ рисования более свободный, более решительный и более полезный для художника в противовес ранее принятого образа рисования окончательного даже до сухости».
По отзывам учеников, Угрюмов стремился развить в них любовь к красивому и естественному, рекомендовал «советоваться во всем с натурой», давал возможность ученикам «превзойти его самого не заблуждаясь, не отходя от главной стези, проложенной великими художниками». При этом он убеждал не бояться трудностей в работе и даже давал некоторую самостоятельность в выборе темы, что ранее, в период ученичества самого Угрюмова, совершенно не допускалось.
Желая приучить своих учеников, исполнявших адъюнктскую должность, к дальнейшей педагогической работе, он заставлял их под своим руководством понедельно ставить модели в натурном классе. Ученикам он помогал не только советами, не только выправлял в классе их рисунки, но сам вместе с ними занимался рисованием, обучая их на примере своей собственной работы. Мощные, крепкие фигуры натурщиков, изображенные Угрюмовым на листах бумаги, служили пособием для дальнейшей работы учеников. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами.
Угрюмов воспитал целый ряд крупных художников начала XIX века. Заслугой Угрюмова являлось и то, что он не оставлял без внимания своих учеников после выхода их из стен Академии и занимавшихся самостоятельной работой, даже если она протекала в других городах.
Долгая и плодотворная педагогическая деятельность Угрюмова была отмечена Академией, и 13 декабря 1820 года, в день двадцатилетия его профессорской деятельности, ему было присвоено звание ректора. Однако эту должность Угрюмову пришлось исполнять недолго. В 1823 году, после продолжительной болезни, на шестидесятом году жизни, он скончался.
«Память о нем как об отличном художнике и прекрасном человеке долго сохранялась в Академии и в близких к ней кружках», - говорит ученик его Добровольский. Прекрасно знавший его Григорович писал: «Супруге своей в наследство оставил он состояние ограниченное с неоцененным именем человека, служившего человечеству и отечеству с равным усердием, с равным рвением».
Похоронили Угрюмова на Смоленском кладбище, где на могиле его вдовой был поставлен памятник со следующей эпитафией: Служа искусствам, он отечеству служил, Душой любя добро, он век свой добрым был.
В этих словах дана прекрасная характеристика и человеку и художнику, видевшему в исторической живописи гражданское и художественное служение своему отечеству. Несмотря на то, что в картинах Угрюмова отсутствует подлинное историческое прозрение, все же они являются значительной ступенью в развитии русской исторической живописи.
Интерес художника к русской исторической теме, выбор национальных героев, сила выраженного в картинах чувства, их пафос подчеркивают народность его искусства. Изображенные им события глубоко вошли в сознание русских людей как яркие героические страницы прошлого русского народа. Угрюмов прекрасно понял, что «Слава сограждан наших - есть собственная наша слава; добродетели и великие их дела - суть потомственное наследство чести и славы».
З.Т. Зонова
Литература: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. - М., "Искусство", 1952.
art19.info
Описание картины Григория Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря»
«Испытания силы Яна Усмаря» принадлежит кисти Григория Угрюмова, известного своими историческими картинами. Именно благодаря этому произведению художник был награжден званием академика. Сегодня это яркое и динамичное полотно входит в коллекцию Русского музея в Петербурге.
Сюжет базируется на одном из рассказов «Повести временных лет», затрагивающих события 992 года. Киев был осажден кочевниками, и судьбу тогдашней столицы Руси должен был решить поединок между лучшими бойцами вражеских армий. Желая удостоиться чести сразиться с воином неприятеля, сын кожевника Ян Усмарь устроил показательный бой с разъяренным быком. Воину удалось на бегу остановить животное, вырвав при этом кусок шкуры. Последующий бой с печенегами был ознаменован победой войска, правящего тогда князя Владимира Святославовича.
Григорий Иванович не в первый раз обращается в своей работе к национально-патриотической теме. Стоит отметить, в целом, ревностное стремление художника к достоверному изображению деталей. Искусно прорисованные доспехи и оружие воинов, одежды жителей с точностью воссозданы на полотне. Однако в амуниции воина справа прослеживается античная история и отголоски римской эпохи. Это обусловлено традициями мастеров Академии художеств, обращающихся к памятникам классического прошлого при написании исторических сцен. Ко всему прочему, период создания картины был отмечен не лучшим временем для археологии, и мастеру просто не имел возможности подробно изучить наряды и образы древних русичей.
Преобладание античных традиций, как одна из главных составляющих классицизма, в полной мере воплощает фигура Яна Усмаря. Образ главного героя Угрюмов писал с татарина Юзея, который был атлетически сложен и выделялся совершенной мускулатурой. Мощную фигуру Яна мастер не скрывает, а лишь подчеркивает красной тканью, словно пламя обвивающее стан и бедра воина.
Вся мощь и динамика блистательно переданы благодаря четко выстроенной композиции основных действующих фигур. Ян Усмарь уравновешивает внушительную тушу быка, рвущегося из его рук. Восседающий поодаль князь слегка привстал, захваченный разворачивающимся боем, и спешащий поприветствовать своего воина. На заднем плане, в ожидании ещё одного решающего боя с печенегами, размахивают копьями дружинники.
opisanie-kartin.com
Угрюмов, Григорий Иванович — WiKi
Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы.[2]
Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785, ГРМ), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину «Испытание силы Яна Усмаря» (ГРМ).
Программа картины: «На ратном поле в присутствии великого князя Владимира Российского воина меньший сын показывает опыт своей необычайной силы над разъяренным быком, которого на всем бегу ухватив за бок рукой, вырывает кожу и мясо колико захватил». |
Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. Почетный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого.
Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многим замечательным художникам, в том числе А. Иванову, Д. Иванову, В. Шебуеву, А. Егорову, О. Кипренскому и др.
Скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.
ru-wiki.org
Доклад - Угрюмов, Григорий Иванович
План Введение 1 Биография 2 Галерея картин Список литературы
Введение
Григо́рий Ива́нович Угрю́мов (30 апреля (11 мая) 1764, Москва — 16 (28) марта 1823, Санкт-Петербург)[1] — исторический живописец и портретист; представитель классицизма.
1. Биография
Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы.[2]
Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
В 1794 г. он признан назначенным в академики и в 1797 г. получил это звание за картину «Испытание силы Яна Усмаря». Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи.
В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр… Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого.
Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многих замечательных художников, в том числе А. Иванова, В. Шебуева, А. Егорова, О. Кипренского и др.
2. Галерея картин
· Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785)
· Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами (1793)
· Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797)
· Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года (не позднее 1800)
· Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800)
· Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (1800-е)
· Портрет И. К. Каменецкого (1810-е)
· Портрет И. В. Водовозова (1814)
Список литературы:
1. Большая советская энциклопедия.
2. Егорова Т. Загадки норской плащаницы. Северный край
Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Угрюмов,_Григорий_Иванович
www.ronl.ru