Рибера Хусепе. Живопись, картины и биография. Картины рибера
Рибера, Хусепе де. Все картины художника
Хусепе де Рибера – загадка испанской души
Начало творческого пути
Великий художник-реалист Хусепе де Рибера, родившийся в Испании 12 января 1591 г. недалеко от Валенсии, жил и творил в Италии до конца жизненного пути. До 13-летнего возраста Хусепе получил свои первые уроки живописи у художника Рибальты, по словам его первого биографа Антонио Паломино. Так сложилось, что юноше прочили карьеру учёного, но его призвание оказалось иным: он решительно хотел стать художником и после нескольких лет странствий поселился в Неаполе в 1613 году. В то время городом владели испанцы, что помогло Хусепе чувствовать себя в нём не таким одиноким. При дворе герцога Осуна Рибера успешно работал в качестве живописца. Через несколько лет, когда власть сменилась, картины Хусепе потеряли свою былую востребованность, и он изменил направление своего творчества, стал активно работать в технике офорта. Много лет создавал Рибера гравюры, которые и сегодня поражают зрителей своей реалистичностью.
Игра света и тени в зрелом творчестве художника
Начиная с 1620-х годов, Хусепе де Рибера начинает творить в духе Караваждо, используя контраст света и тени (приём «тенебросо»). В Санкт-Петербургском «Эрмитаже» можно увидеть его по праву известные картины в этой технике: «Святой Себастьян» и «Святой Иероним». С этого времени творчество живописца расцветает во всей своей силе и суровости. Библейские герои становятся излюбленной темой мастера, а религиозные темы раскрываются с драматизмом и жизненной достоверностью.
На картинах Риберы аскеты, стойко переносящие свои страдания, отважные люди, отшельники, лица которых благородны, а взгляд – пламенен. Несмотря на драматизм многих сюжетов, герои Риберы – борцы за свои идеалы, страданием очищающие и возвышающие души. Большие массы света и тени, умело выдвигающие главную фигуру композиции на передний план, создают ощущение монументальности.
В некоторых картинах художника изображены поистине чудовищные страдания («Наказание Марсия»). На лицах героев его картин вся гамма отчаяния и боли, которая не властна над стоической силой духа борцов за правду.
В однофигурных, типичных для Риберы, этюдах с натуры преобладают представители простого народа: рыбаки, бродяги, разнорабочие, лица которых обожжены солнцем и сохранили в себе следы невзгод и трудностей жизни. Силу этих грозных фигур в лохмотьях передают энергичные мазки.
В это же время Хусепе становится известен как автор карикатур и гротескных рисунков. Он создаёт этюды, на которых изображены части человеческого лица – носы, рты, уши – в гротескной форме, а также лица людей и сатиров.
Рибера стал богат и известен. Слава достигла его родной Испании, и Хусепе стал заказывать работы сам король Филипп IV. В 1626 году мастер женился на дочери неаполитанского художника Катарине Аццолино, которая родила ему пятерых детей.
Смягчение испанской свирепости
C 1630-х годов изменилась манера живописи Хусепе де Риберы: смягчились краски, исчезли тяжёлые красные оттенки, а также непроницаемость и темнота фона. На смену им пришли воздушность и лёгкость, золотистые оттенки, величественные и одухотворённые образы. Мелкие мазки создали эффект мерцания, исчезла контрастность светотени. Рибера стал писать жанровые портреты, появились лирические темы. Душевные переживания героев вышли на первый план («Святой Онуфрий», «Оплакивание Христа»).
В этот период Хусепе продолжал выполнять заказы. Художественная композиция «Святая троица», созданная для монастыря Сан-Мартино, состоит из нескольких полотен, посвященных 12-ти пророкам, изображает не недосягаемый идеал, а живых, конкретных людей.
Вершина творчества и несчастье отца
Наивысшим достижением мастерства Риберы стала картина «Св. Инесса», написанная в 1640-е годы. На ней изображена девушка-христианка, не пожелавшая выйти замуж на язычника и брошенная в темницу на поругание. Но ангел сжалился над ней и прикрыл наготу покрывалом. Контуры фигуры мягки, а образ – одухотворён. Прообразом Инессы стала дочь художника, красавица Мария-Роза, которую постигла несчастная судьба: девушка была похищена испанским принцем, сыном Филиппа IV, а потом брошена им. Родившаяся внучка художника была отдана в монастырь и умерла в возрасте 36 лет.
В 1639 году великий художник Веласкес был потрясён горем Риберы и написал картину, изображающую убогого шута-принца, для которого не существует понятия чести.
Заключительный период творчества Хусепе отмечен особым мастерством портретиста («Портрет иезуита»). Рибера реалистично передаёт и уродства человека («Хромоножка»).
Конец жизни мастер провёл близ Неаполя, всеми забытый, в нужде и болезнях. Хусепе де Рибера ушёл из жизни в возрасте 61 года, не потеряв веру в будущее человека, страны и культуры.
Елена Кравченко
gallerix.ru
Хосе де Рибера (Хусепе де Рибера), картины и биография художника
Хосе де Рибера (исп. Josе de Ribera, известен также как Хусепе де Рибера (Jusepe de Ribera) и Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»); 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский караваджист XVII века, живописец и гравёр. Яркий представитель искусства барокко. С 1629 года — член Римской академии святого Луки.Особенности творчества художника Хосе де Риберы. Будучи придворным живописцем испанских вице-королей в Неаполе, Рибера создавал картины на мифологические и библейские сюжеты, причём особенно ему удавались сцены из житий святых. Темы отшельничества и мученичества Рибера решает в ключе острого драматизма, используя контрасты света и тени и выразительные положения фигур. В конце 1620-х годов, потеряв после смены власти в Неаполе влиятельных покровителей и живописные заказы, Рибера занялся графикой, транспонировав караваджиевскую контрастную светотень из сферы живописи в гравюру. Опыт оказался успешным: офорты Риберы («Пьяный Силен», «Мученичество св. Варфоломея» и др.) поражают реалистичностью изображённого и считаются лучшим, что было создано испанскими гравёрами до Гойи.
Известные картины Хосе де Риберы: «Магдалена Вентура с мужем и сыном», «Святая Инесса», «Прометей», «Святой Иероним и ангел», «Хромоножка"
Он родился около 1591 года в городе Хатива, близ Валенсии. Правда, в возрасте чуть более двадцати Рибера навсегда переберётся в Италию. С 1612−13 гг. он будет вести бродяжнический образ жизни, кочуя без гроша в кармане из Рима в Парму, из Пармы — в Падую. А в 1616-м объявится в Неаполе, где и проживёт всю свою жизнь. Как и многие художники-современники, Рибера живо интересовался классическим искусством Италии и испытал серьезное влияние Караваджо. Но ни один из этих факторов не сделает Риберу итальянским художником, не заставит даже мысленно изменить Испании.
В начале XVII века Испания продолжала оставаться главным мировым гегемоном. Неаполь, где жил Рибера, был испанской колонией. Правители и чиновники Неаполя назначались испанцами. Некоторые полотна Риберы почти сразу отправлялись во дворцы Мадрида, становясь достоянием испанской короны. К подписям своих работ, которые он принципиально никогда не делал по-итальянски, Рибера будет упорно добавлять слово «испанец».
Сведения о детстве и юности Риберы обрывочны. Предполагается, что в Валенсии он станет учеником караваджиста Франсиско Рибальты, а в Риме примкнёт к мастерам «погребной школы» — эпигонам Караваджо, писавшим в затемнённых комнатах с маленьким окошком наверху, чтобы добиться выразительной светотени. Но документальных свидетельств этого не нашлось. Ранние работы Риберы не сохранились.
Мы почти ничего не знаем о характере и объеме образования, полученного Риберой. Одно можно сказать точно: он неплохо знал античность, поскольку часто подписывал свои картины на латыни. И даже щеголял эрудицией: вместо современных названий городов указывал древние. Взамен «Неаполя» писал «Патренопея», а испанскую Хативу, город, где родился, называл «Сетабен». По-видимому, отец Риберы хотел, чтобы Хосе посвятил себя благородному занятию — медицине или служению Богу, для чего и заставил его изучать латынь. Но вышло иначе: Рибера увлекся живописью.
Мы также не знаем периода ученичества у Риберы: он сразу предстаёт мастером.
В Неаполе талант Риберы довольно скоро был оценён по достоинству: он получил место придворного художника. Согласно легенде, произошло это так. Рибера завершил «Мученичество св. Варфоломея» и, будучи чрезвычайно доволен своей работой, выставил её на балкон для всеобщего обозрения. Толпа зевак, глазевших на картину, привлекла внимание герцога Педро Хирона де Осуны — вице-короля Неаполя, назначенного испанцами. Осуна был известный демагог и популист. Он вёл свою игру, чтобы неаполитанское государство вышло из-под эгиды Испании и получило суверенитет. Но кроме этого, он ценил искусство, был весьма щедр. И, конечно, популярный в народе художник должен был украсить его двор.
С самого начала Рибера раскрывается как остро драматический художник. Он пишет на традиционные мифологические и религиозные темы, но отбрасывает благостный и сочный итальянский мелодраматизм, культивируя мрачную испанскую угрюмость. Его привлекает подвиг за веру («Мученичество св. Себастьяна» — 1, 2, «Мученичество св. Андрея Первозванного«), религиозная стойкость («Св.Онуфрий», «Св.Павел-отшельник»), ценность человеческого познания («Архимед», «Диоген», «Аристотель»).
Однажды до испанских властей докатились слухи об антигосударственных кознях Осуны. Он был отстранен от дел, вместе с ним лишился места и Рибера. Осуну сменили кардиналы и герцоги, которым не было дела до искусства. Однако неожиданным образом это пошло Рибере на пользу.
Оставшись без живописных заказов, он заинтересовался гравюрой. Увлечение оказалось столь серьезным, что за последующие 9 лет, отданных гравюре и офорту в ущерб живописи, Рибера сделается крупнейшим гравером, которого знала Испания вплоть до Гойи. Его гравюры стали абсолютным новаторством. Рибера открыл, что фигуры можно делать выпуклыми и осязаемо рельефными не только посредством живописных контрастов, но и при помощи миниатюрных штрихов иглы.
Одна из лучших его гравюр — «Пьяный Силен» (1628). Пластическая выразительность её невероятна. Тупое лицо Силена и его рыхлое тело трудно забыть. Но интересно, что Рибера и здесь остаётся в русле испанской национальной традиции: ревностный католицизм смотрит на чувственное и языческое начала с нескрываемым отвращением. Пьянство не поэтизируется и, тем более, ему не придается эротической окраски, как в «Пьяном Вакхе» Караваджо. Оно просто безобразно. И в этом Рибера продолжает оставаться испанцем, воспитанным на идее бренности всего земного.
Творческое развитие Риберы — это, определённо, случай удачного преодоления караваджизма. Отказ от чисто внешней выразительности натуры в пользу содержательного начала. Ставка не на живописную эффектность, а на силу и глубину переживания. Это делает Риберу одним из величайших мастеров реалистического искусства.
Фортуна опять улыбнулась Рибере, когда к власти в Неаполе пришел просвещенный герцог де Алькала. К тому времени Рибера уже был признан даже своими идеологическими противниками — римскими академистами. Он был избран членом римской «Академии св. Луки» в 1626-м. И в 1629-м Алькала вновь пригласил его занять вакансию придворного художника, в чьем ведении будут находиться все художественные работы в монастырях и дворцах Неаполя.
Известность Риберы достигла пика, когда к нему в Неаполь приехал Веласкес — придворный художник короля Испании Филиппа IV. Работы Риберы после этого стал заказывать испанский двор. Однако умрёт он всё равно в бедности и безвестности 2 сентября 1652 года — к тому времени и Испания, с которой отождествлял себя Спаньолетто, погрузится в катастрофический кризис, потеряет территории и имперское величие.
Принято считать, что красота и уродство одинаково притягивают великих художников. Но это, пожалуй, неправда. Диковинное и безобразное интересовало Риберу гораздо острее, гораздо интенсивнее. На одну прекрасную, как ангел, «Святую Инессу» приходится добрых три десятка мучеников с изможденными телами и искаженными лицами. А чувственной и красивой «Марии Магдалине» противостоит куда более впечатляющая «Св. Мария Египетская» — полуобнажённая, постаревшая, с обвисшей грудью и ввалившимися щеками, но пылающим верой взором. Дух, превозмогающий слабость человеческой плоти, — вот главная тема Риберы.
Где «маленький испанец», ставший большим художником, мог искать для себя натуру? Говорят, он не брезговал писать обветренные лица рыбаков и мозолистые руки крестьян, с особым тщанием зарисовывая морщины, бородавки и опухоли. Пресловутая «испанская суровость» Риберы неизменно брала верх над изнеженностью итальянского маньеризма. Даже дети («Хромоножка», «Девочка с тамбурином«) в изображении Риберы более всего далеки от миловидности. Кроме того, вокруг имени Спаньолетто всё время вились жутковатые и не лишенные оснований слухи о том, что он проводит целые часы в неапольских тюрьмах, зарисовывая, как корчатся под пытками заключенные.
Но в этом Рибера был не одинок. Не его одного занимало диковинное и страшное. Этим интересом проникнуто всё искусство и быт эпохи барокко. Трудно представить себе королевский двор без карликов и уродов. Всё выходящее за рамки нормы любил и герцог Алькала. Это он однажды привёл в мастерскую Спаньолетто Магдалену Вентуру — немолодую бородатую женщину, чтобы художник запечатлел ошибку природы. К чести Риберы нужно сказать, что он не педалирует уродство. Не глумление, но человеческое сочувствие художника читается в усталых лицах бородатой женщины, изуродованной взбесившимися гормонами, и её несчастного мужа. В этом — весь Рибера.
Художник и знаток искусства Пачеко, увидев картины Спаньолетто среди других первоклассных работ в коллекции герцога де Алькала, воскликнул: «Только картины Риберы кажутся живыми, а остальные — нарисованными».
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Картины, описание картин — Рибера, Хусепе де
Описани е картины Хусепе де Риберы: Святой Варфоломей.Святой Варфоломей был тем из апостолов, кто после вознесения Христа отправился проповедовать его веру в Малую Азию и Индию. Он долго странствовал там, говоря для людей и у тронов царей, пока один из армянских царьков не пожелал избавиться от надоедливого проповедника, который призывал его народ к миру.Варфоломея схватили и распяли вниз головой на кресте, но он продолжал проповедовать и в таком положении. Опасаясь, что он смутит стражу, царь приказал содрать с него кожу и обезглавить, что и было проделано.На картине святой Варфоломей изображен до этих страшных событий. На темном фоне почти светится его серое дорожное одеяние. В руке зажат посох странника, опираясь на который, он прошел множество дорог. Вторая его рука прижата к сердцу. Лицо у апостола похоже на череп.Он терпел лишения, голодал и уставал, он говорил перед равнодушными и перед жестокими, он прошел через полмира, чтобы донести учение своего Учителя. Его борода уже седая, лицо изборождено морщинами. Он успел состариться в своих странствиях, но свет, освещающий его изнутри, не кажется от этого тусклее.Смотрит святой Варфоломей не совсем на зрителя. Взгляд его обращен немного в сторону, словно там он видит земли, которые ждут его прихода и обращения в веру. В нем нет и тени сомнения или жестокости.Не желая нести веру огнем и мечом, он желает нести её добрым словом и милосердием, как и учил Христос. Ведь вся вера христианская – это любовь, и Бог это любовь, и к ближнему, и к врагу должно испытывать любовь. Именно это чувство – любовь ко всем, к каждому человеку – есть во взгляде апостола. Никто не плох. Никто не достоин ненависти.И можно быть уверенным, даже если бы ему случилось заранее узнать свою судьбу – крест, страшная казнь, снятая кожа – апостол бы не свернул, и из его взгляда, из порота головы, из сжатой у сердца руки это кристально ясно.www.art-drawing.ru
Рибера Хусепе. Живопись, картины и биография
Отшельник святой Павел, 1640-еЧастное собраниеАрхимед, 1630Музей Прадо, Мадрид
Казнь святого Филиппа, 1639Музей Прадо, Мадрид
Диоген, 1637Картинная галерея, Дрезден
Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был живописец, график, рисовальщик и гравер Хусепе де Рибера (Jose de Ribera) (около 1591—1652), по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Посетив Рим и Парму, Рибера поселился и большую часть жизни прожил в Неаполе, однако остался глубоко национальным художником. В творчестве Риберы преобладали религиозные темы, трактованные с жизненной достоверностью, бытовой конкретностью и драматизмом. Испанский художник в своих картинах обращался также к мифологическим сюжетам, писал портреты, воплощая в них, как и в религиозных композициях, индивидуальные национально-самобытные характеры испанцев из народа.
Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами и пламенными взглядами. Это люди сильных и искренних чувств, страстно борющиеся за свои идеалы, стоически выносящие страдания. Обычно их фигуры или полуфигуры изображены на переднем плане и заполняют почти всю плоскость картины. В отличие от Эль Греко Рибера стремился к точности воспроизведения характерного, включая множество подробностей и характеризуя особенности формы. Его рисунок и моделировка тщательны, но обобщенная энергичная лепка объемов большими массами света и тени определяет впечатление монументальности. В однофигурных композициях, типичных для него, Рибера шел от этюдов с натуры: изображал рыбаков, уличных бродяг, носильщиков, с увлечением писал их выразительные характерные загорелые лица с грубой обветренной и обожженной солнцем кожей, следами жизненных невзгод. Темпераментная лепка плотным пастозным мазком придает пластическую силу суровым фигурам его героев в рубищах и нищенских лохмотьях.
Картина Хусепе Риберы «Отшельник святой Павел». Святой Павел Отшельник был первым христианским святым, который вел одинокий и созерцательный аскетичный образ жизни. На картине Риберы он изображен стариком, истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Однако в нем по-прежнему горит религиозный пыл тогда, когда он размышляет над черепом, символом бренности человеческого бытия. Резкий, почти театральный свет озаряет дряблое тело, морщинистый лоб и выразительные руки, придавая картине поразительно реалистичный характер. Искусство Риберы взывает к испанскому спиритуализму XVII века, который выражен здесь и драматической трактовке светотени (кьяроскуро), ведущей свое происхождение от итальянского художника Караваджо. В 1616 году Рибера обосновался в Неаполе; его стиль заложил основу великой традиции неаполитанской живописи, в которой особенно подчеркнуто то, что один критик назвал «поэзией отталкивающего».
К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх, искажающий черты отшельника. Яркий луч света, как бы внезапно врывающийся в мрак кельи, обостряет драматизм сцены и ощущение неожиданности события; вместе с тем он концентрирует внимание на фигуре старца, его судорожных движениях. Однако душевное волнение охарактеризовано внешне — преувеличенной экспрессией мимики и жеста, общим бурным движением, которое захватывает предметы переднего плана. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. С середины 1630-х годов живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках. Исчезли непроницаемые красноватые тени, глухой темный фон, характерные для ранних работ, свет пронизывал их, пространство наполнилось воздухом. Художник перешел к колориту, в котором доминировали холодновато-серебристые, а позже золотистые тона, добивался в пределах сдержанной гаммы большей цветовой насыщенности, передавал изменчивость цвета под воздействием света. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры.
В 1640-е годы композиции Риберы становятся спокойными и уравновешенными. В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) трогательная хрупкость и угловатость юности сочетаются с грацией, целомудрие — с внутренней силой. Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно. Рассеянный свет образует вокруг ее фигуры мерцающую воздушную среду, смягчает контуры, усиливая одухотворенность образа. Рибера писал эту картину разнообразными по длине и направлению мазками густых красок, тончайшими переливчатыми оттенками цвета выделяя яркие блики.
Рибера часто изображал людей из народа, используя композиционные приемы парадного портрета. В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) живописец Хусепе Рибера сочетает элементы парадного портрета и жанра. Подросток-нищий с безобразной внешностью, облаченный в бедную одежду, исполнен независимости и даже дерзкой насмешливости. Его причудливый силуэт высится над просторами пейзажа, неуклюжая фигура, данная мощной живописной массой, четко читается на фоне неба благодаря низкой линии горизонта. Напоенный воздухом и полуденным золотистым светом пейзаж помогает художнику передать реалистический замысел.
История зарубежного искусства →
smallbay.ru
Хусепе Рибера "Бородатая женщина". Аллегория или портрет?
Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания.Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.
Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.
Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.
Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?
История Магдалены Вентура
Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.
На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.
Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.
Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.
На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.
Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек.
Мода на аномалии
Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.
Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikiart.orgДа что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.
Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, МадридЛюбопытные детали картины
Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.
Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.
Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.
Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?
Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?
Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?
Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.
Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.
Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном (фрагмент). 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Wtfarthistory.comО других картинах сериала читайте в статье “Молодой Папа. 10 картин сериала расшифрованы”.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Хусепе Рибера - Стиль барокко в живописи
Хусепе де Рибера – Маленький испанец.Испанец Хусепе де Рибера, известный современникам, как верный последователь Караваджо, был не только искусным живописцем в традиционном жанре «маслом на холсте», но равно владел графическими навыками. Он стал одним из первых графистов эпохи барокко, виртуозно владевших карандашом и углем, до появления творческих работ Гойи.Рибера родился недалеко от Валенсии – провинциального городка Испании, в Ксативе. Как принято сейчас, датой его рождения считают ту, когда был крещен мальчик - 17 февраля 1591 года. Семья Хусепе была не богата. Отец занимался сапожным делом в собственной мастерской, о матери сведений не сохранилось. Первым учителем Рибера был валенсийский художник Франсиско Рибальт, который лишь посвятил мальчика в живописный мир, научил правильно держать кисть, смешивать краски и писать с натуры. Для дальнейшего изучения художественного ремесла юный Рибера отправился в Италию, а точнее в Парму, где и остановился в 1611 году.
С ранних лет творчество талантливого испанца источало караваджинскую школу. Знакомые приемы светотени играли не только в полотнах, они присутствовали в его монументальных работах – фресках. Заметив одну из таких на фасаде римского Дворца, кардинал отметил талант юноши и с тех пор более опытные наставники прикрепили к Хусепе прозвище «маленький испанец». Натурой для художника стали служить не только сцены мирной жизни. Зачастую он посещал тюрьмы, делая наброски сцен пыток и допросов. Надо отдать должное мастерству юноши – его герои выглядели более чем реалистично. Так, одни из первых полотен, перемежаясь с плотностью красок и контрастов, навивали неподдельные страх и скорбь, ощущение присутствия («Кающаяся Магдалина или Vanitas» - 1609-11гг., «Ощущение вкуса» - 1613-16гг., «Святой Андрей» - 1616-18гг.).
Кающаяся Магдалина или Vanitas. 1609-11
Ощущение вкуса. 1613-16
Святой Андрей. 1616-18
В 1613 году Хусепе поступил в художественную Академию Святого Луки. В период обучения художник имел радостную возможность сойтись с творческими единомышленниками Хонхорстом и Тербрюггеном. Этот отрезок жизни искусствоведы обозначили, как самый беззаботный в биографии Риберы. Он жил в долг, набрав кредитов, сбежал в 1616 году в Неаполь. Здесь-то «карьера» талантливого, но весьма легкомысленного, художника пошла вверх по причине удачной женитьбы на Катерине - дочери Джованни Бернардино Аззолини, неаполитанского художника. Тесть дал прекрасный старт Хусепе, вывел в свет и сделал одним из влиятельнейших деятелей искусства в городе.
Время проживания в Неаполе принято называть неаполитанским периодом жизни Риберы. Тогда мастер заимел богатых покровителей в лице Педро Тельеса-Хирона, третьего герцога Осуна и даже вице-короля Сицилии Эммануэля Филиберта Савойи. Они были щедрыми кредиторами и заказчиками. Полотна этого времени мастер стал подписывать «Хусепе де Рибера, испанец». Его работы, и без того реалистичные, пронизанные трагизмом, теперь, казалось, содержат персонажей, под личиной которых скрываются живые люди («Святой Себастьян и Святая. Ирина» - 1628г., Эрмитаж, «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы » - 1626г., Эрмитаж).
Святой Себастьян и Святая Ирина. 1628
Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы. 1626
Мимика, жесты, прикосновения и гримасы боли ознобом пробегают по обывателю, настолько точны и жизненны людские лица и позы. Схожесть с реальностью достигается живописцем за счет нехитрых приемов – плотного наложения мазков в области морщин и складок одежды, размытия дальнего плана и глянцевой гладкостью поверхности.
С 1620 по 1626 годы Рибера переживал не сладкие дни и выживал лишь благодаря творчеству. Не смотря на то, что мастер никогда не возвращался в Испанию, его холсты и графика, офорты были куплены и вывезены на родину герцогом Осуна. Риберовские картины постепенно приобретали более охристый, золотистый оттенок, однако самой, по мнению критиков, выдающейся по контрастным цветам является «Прометей» - 1630г., а неординарной по сюжету – «Магдалена Вентура с мужем и сыном» - 1631г.
Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631
За время совместной жизни с Катериной, у художника родилась дочь, которая в 1644 году вышла замуж за дворянина. Сам же Хусепе подорвал свое здоровье в борьбе за место вод солнцем. В возрасте 54 лет самочувствие сказалось на его творчестве. Однако он еще занимался наставничеством и не закрывал мастерскую. Среди учеников Риберы замечены Лука Джордано и Бартоломео Пассанте.
Занимая большой пост в Академии, владея огромным дворцом и титулом, Хусепе Ривера на рубеже 1649 и 50-ых годов подвергался многочисленным гонениям. В результате он был вынужден переехать с семьей во дворец наместника. Впоследствии мастер продал свой дом (1651 г.), а на следующий год 2 сентября скончался, оставив семейству многочисленные долги. Спрос на работы художника упал, в первую очередь из-за жесткого реализма и страха, внушаемого сюжетами. Однако выставка 1973 года в Принстоне восстановила его репутацию и разбудила живой интерес к гравюрам и рисункам. К сожалению, в период безвестности работы Хусепе сохранились не в полном объеме и были приписаны другим авторам или повреждены. Но риберовсая «правда» до сих пор излучает скорбь и страх настоящего…
Страница 1-2-3-4-5
baroquepainting.jimdo.com
Рибера Хусепе. Живопись, картины и биография. Шедевры литературы
Рибера Хусепе Живопись, картины и биография Отшельник святой Павел, 1640-е Частное собрание Архимед, 1630 Музей Прадо, Мадрид Казнь святого Филиппа, 1639 Музей Прадо, Мадрид Диоген, 1637 Картинная галерея, Дрезден Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был живописец, график, рисовальщик и гравер Хусепе де Рибера (Jose de Ribera) (около 1591—1652), по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец. Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Посетив Рим и Парму, Рибера поселился и большую часть жизни прожил в Неаполе, однако остался глубоко национальным художником. В творчестве Риберы преобладали религиозные темы, трактованные с жизненной достоверностью, бытовой конкретностью и драматизмом. Испанский художник в своих картинах обращался также к мифологическим сюжетам, писал портреты, воплощая в них, как и в религиозных композициях, индивидуальные национально-самобытные характеры испанцев из народа.
Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами и пламенными взглядами. Это люди сильных и искренних чувств, страстно борющиеся за свои идеалы, стоически выносящие страдания. Обычно их фигуры или полуфигуры изображены на переднем плане и заполняют почти всю плоскость картины.
В отличие от Эль Греко Рибера стремился к точности воспроизведения характерного, включая множество подробностей и характеризуя особенности формы. Его рисунок и моделировка тщательны, но обобщенная энергичная лепка объемов большими массами света и тени определяет впечатление монументальности. В однофигурных композициях, типичных для него, Рибера шел от этюдов с натуры: изображал рыбаков, уличных бродяг, носильщиков, с увлечением писал их выразительные характерные загорелые лица с грубой обветренной и обожженной солнцем кожей, следами жизненных невзгод. Темпераментная лепка плотным пастозным мазком придает пластическую силу суровым фигурам его героев в рубищах и нищенских лохмотьях. Картина Хусепе Риберы «Отшельник святой Павел». Святой Павел Отшельник был первым христианским святым, который вел одинокий и созерцательный аскетичный образ жизни.
На картине Риберы он изображен стариком, истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Однако в нем по-прежнему горит религиозный пыл тогда, когда он размышляет над черепом, символом бренности человеческого бытия. Резкий, почти театральный свет озаряет дряблое тело, морщинистый лоб и выразительные руки, придавая картине поразительно реалистичный характер. Искусство Риберы взывает к испанскому спиритуализму XVII века, который выражен здесь и драматической трактовке светотени (кьяроскуро), ведущей свое происхождение от итальянского художника Караваджо. В 1616 году Рибера обосновался в Неаполе; его стиль заложил основу великой традиции неаполитанской живописи, в которой особенно подчеркнуто то, что один критик назвал «поэзией отталкивающего». К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх, искажающий черты отшельника. Яркий луч света, как бы внезапно врывающийся в мрак кельи, обостряет драматизм сцены и ощущение неожиданности события; вместе с тем он концентрирует внимание на фигуре старца, его судорожных движениях.
Однако душевное волнение охарактеризовано внешне — преувеличенной экспрессией мимики и жеста, общим бурным движением, которое захватывает предметы переднего плана. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. С середины 1630-х годов живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках.
Исчезли непроницаемые красноватые тени, глухой темный фон, характерные для ранних работ, свет пронизывал их, пространство наполнилось воздухом. Художник перешел к колориту, в котором доминировали холодновато-серебристые, а позже золотистые тона, добивался в пределах сдержанной гаммы большей цветовой насыщенности, передавал изменчивость цвета под воздействием света. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. В 1640-е годы композиции Риберы становятся спокойными и уравновешенными. В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) трогательная хрупкость и угловатость юности сочетаются с грацией, целомудрие — с внутренней силой. Лицо девушки-мученицы, озаренное лучистым взглядом, написано широко и свободно.
Рассеянный свет образует вокруг ее фигуры мерцающую воздушную среду, смягчает контуры, усиливая одухотворенность образа. Рибера писал эту картину разнообразными по длине и направлению мазками густых красок, тончайшими переливчатыми оттенками цвета выделяя яркие блики. Рибера часто изображал людей из народа, используя композиционные приемы парадного портрета. В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) живописец Хусепе Рибера сочетает элементы парадного портрета и жанра. Подросток-нищий с безобразной внешностью, облаченный в бедную одежду, исполнен независимости и даже дерзкой насмешливости. Его причудливый силуэт высится над просторами пейзажа, неуклюжая фигура, данная мощной живописной массой, четко читается на фоне неба благодаря низкой линии горизонта. Напоенный воздухом и полуденным золотистым светом пейзаж помогает художнику передать реалистический замысел.
История зарубежного искусства Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
www.nitpa.org