Таир Салахов. Солнце в зените. Таир салахов картины


Таир Салахов

People's artist of the USSR, hero of Socialist Labor.Tair Salakhov was born on November 29, 1928 in Baku. In 1950 he graduated From the Azerbaijan art school named after A. Azimzade, in 1957 - mgahi named after V. I. Surikov (workshop PD Pokarzhevsky), specialty painter.Salakhov's first works, created during his studies at the school and at the Institute - "Waves", "Overpass" (1955), thesis "watch" (1957) - attracted the attention of viewers and experts. Soon after, he became one of the most prominent Soviet artists of the "thaw" period and one of the founders and leaders of the "severe style" in painting.

Salakhov's paintings are characterized by a monumental and severe style. His work (especially the early period of creativity – the 60s) is distinguished by a single generalized decorative artistic language, rigid graphics, composite dynamics, color intensity and capacious imagery. Later - 70-80 years - in the works of Salahov popping features internal poetizatsii image, there is a transition to the paintings-the hesitation, the change of the plastic language: color is becoming more complicated, more varied, less clearly readable contour.

Salakhov, the cult figure of the "severe style", managed to move on to the elegant chamber subjects, confirming here its own, recognizable style. The master of interesting items, objects, and events in unexpected ways to reveal their specific, previously neglected, now rediscovered meanings. The artist's pictorial language is a combination of monumental flatness of the image and powerful sculptural plasticity United by strong local color. Whether it is multi-figure compositions, portraits, still lifes or landscapes - the visual manner of the master subordinates any motive

Таир Теймур оглы Салахов - живописец, театральный художник, педагог, профессор, вице-президент Российской академии художеств, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда.

Таир Салахов родился 29 ноября 1928 года в Баку. В 1950 году окончил Азербайджанское художественное училище имени А.Азимзаде, в 1957 - МГАХИ имени В.И.Сурикова (мастерская П.Д.Покаржевского) по специальности художник-живописец. Уже первые работы Салахова, созданные во время учёбы в училище и в институте - «Волны», «Эстакада» (1955), дипломная работа «С вахты» (1957) - привлекли внимание зрителей и специалистов. Вскоре он стал одним из наиболее выдающихся советских художников периода «оттепели» и одним из основоположников и лидеров «сурового стиля» в живописи.

Живописным полотнам Салахова присущ монументально-суровый стиль. Его работы (особенно раннего периода творчества – 60-е годы) отличает единый обобщенно-декоративный художественный язык, жёсткая графичность, композиционная динамика, цветовая напряжённость и емкая образность. Позднее,в 70-80 годы - в произведениях Салахова появляются черты внутренней поэтизации образа, происходит переход к картинам-раздумьям, происходит изменение пластического языка: цвет становится сложнее, разнообразнее, не столь четко читается контур.

Салахов, основоположник и культовая фигура «сурового стиля», сумел перейти к изящным камерным сюжетам, утвердив и здесь собственный, узнаваемый стиль. Мастеру интересны детали, предметы, события в неожиданных ракурсах, в которых раскрываются их особые, ранее оставленные без внимания, а теперь заново открытые смыслы. Изобразительный язык художника - соединение монументальной уплощенности образа и мощной скульптурной пластики, объединенной сильным локальным цветом. Будь это многофигурные композиции, портреты, натюрморты или пейзажи - изобразительная манера мастера подчиняет себе любой мотив.

Видное место в творчестве художника занимает цикл произведений о нефтяниках Азербайджана. В числе наиболее известных работ Салахова картины «Утренний эшелон» (1958), «Ремонтники» (1960), «Над Каспием» (1961), «Женщины Апшерона» (1967), «Утро на Каспии» (1986) и др. Большой успех имела и портретная галерея Салахова, в том числе и такие работы, как «Айдан» (1967), портреты матери, «Портрет Дана» (1983), а также галерея образов деятелей культуры и искусства.

Творческую работу Салахов сочетает с преподавательской деятельностью.

1963-1974 гг. - преподавал в Азербайджанском государственном институте искусств имени М.А.Алиева.1984-1992 гг. - заведовал кафедрой живописи и композиции МГАХИ имени В.И.Сурикова, воспитал целую плеяду известных художников.С 1979 года по настоящее время является академиком-секретарём отделения живописи и членом президиума Российской академии художеств.

Произведения Салахова представлены в крупнейших музеях России, Азербайджана, Украины, и других государств бывшего СССР, хранятся во многих музейных и частных собраниях мира.

вернуться в галерею     вернуться в анонсы

art-life.biz

Таир Салахов. Солнце в зените.

Открыть доступ

До 20.03.2016 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Впервые в Третьяковской галерее проходит персональная выставка Таира Теймуровича Салахова (род. 1928) – классика живописи, большого мастера, продолжающего работать и сегодня.

В его творчестве проявились главные темы и особенности живописи 1950–2000-х годов. Он вошел в историю искусства как ключевая фигура «сурового стиля» и остается современным мастером, чутко реагирующим на запросы времени.

Мощная живопись Салахова порой приобретает качества монументальной росписи. Главные темы его работ – труд как творчество и творчество как напряженный труд. Многие герои произведений художника – люди подчеркнуто мужественные, сильные духом, собранные и готовые справиться со стоящими перед ними задачами. Чаще всего персонажи не обращены к зрителю – они внутренне сосредоточены, изображены в момент предельной концентрации мысли.

Образы нефтяников, рыбаков соседствуют в галерее Салахова с портретами знаменитых композиторов, артистов, писателей, художников. Как и многие его современники, Салахов обращался к национальным традициям. Его творчество – пример взлета азербайджанской художественной школы, вышедшей на интернациональный уровень. Особенно отчетливо национальная тематика проявляется в пейзажах автора.

Салахов приобрел известность еще в конце 1950-х благодаря дипломной работе и уже более полувека остается одним из самых узнаваемых и значимых отечественных живописцев.

Выставка Таира Салахова объединит тех, кого вдохновляют суровые и одновременно романтические герои художника, кого привлекает строгость, лаконичность и одновременно лирическое настроение в работах мастера, кто узнает на его полотнах время собственной молодости или юности своих родителей.

Произведения Салахова можно назвать по-настоящему стильными – каждое десятилетие он находил темы и художественные решения, адекватные времени. На выставке представлены работы мастера 1950–2000-х годов.

Принципиальное решение кураторов – уйти от сложившихся стереотипов, показать многогранность искусства мастера и эволюцию его творчества. Еще молодым автором Салахов обозначил в своих работах актуальные художественные тенденции, его картины стали манифестом искусства шестидесятников.

Таковы «Утренний эшелон» (1958), «Портрет композитора Кара Караева» (1960), «У Каспия» (1966), «Айдан», «Женщины Апшерона» (обе – 1967).

Среди философских и метафорических произведений 1970–1980-х годов важное место занимают портреты матери художника. Несколько работ этого цикла впервые собраны вместе на выставке. Социальные и политические надломы конца 1980-х – начала 1990-х привнесли в живопись Салахова тревожные и трагические тона.

В 21 век зрелый мастер вошел с готовностью к переменам: его полотна приобретают небывалую прежде насыщенность цвета, фактурную эффектность, раскрепощенность и свободу.

Темы и манера живописи Салахова – автопортрет самого мастера, настоящего героя созданного им же «сурового стиля», справляющегося и с работой художника, и с ответственной административной и общественной деятельностью.

Таир Салахов стал ключевой фигурой культурного пространства второй половины 20 века. В разное время художественное сообщество доверяло ему значимые должности: секретаря правления Союза художников СССР, заведующего кафедрой живописи и композиции в МГХИ им. Сурикова, вице-президента Российской академии художеств.

Эти позиции дали ему возможность решать многие важные общественные проблемы, в том числе создать молодежное объединение при Союзе художников СССР.

Благодаря Салахову в Москве состоялись персональные выставки крупнейших звезд западного искусства, работы которых никогда ранее не выставлялись у нас в стране, – Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Янниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа, а также успешные выставки «12 европейских художников» и «40 художников Нью-Йорка».

 

 

Информация (на 21.01.2016):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10 (ближайшее станция метро – «Третьяковская»)

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу — с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов на посещение временных выставок в Инженерном корпусе: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

cultobzor.ru

Таир Салахов - биография и семья

Биография

Т.Т. Салахов удостоен почетных званий: «Народный художник Азербайджанской ССР» (1963), «Народный художник СССР» (1973), «Народный художник РФ» (1996). Он избран почетным членом-корреспондентом Союза художников Австрии (1983), членом-корреспондентом Французской академии искусств (1987), вице-президентом и Почетным президентом Международной ассоциации пластических искусств (АЙАП) при ЮНЕСКО (1983), с 1993 года – действительный член и член Президиума Академии изящных искусств Азербайджана, с 1998 года – действительный член Академии художеств Кыргызской республики. Вице-президент международной федерации и Творческого союза художников России (1992). Академик Академии творчества (Россия), Международной Академии Экоэнергии (Азербайджан), член-корреспондент Королевской академии Изящных искусств Сан-Фернандо (Испания, 1998), почетный член Союза художников Германии (Рейнланд Пфельц). С конца 80-х – начала 90-х годов XX века – почетный гражданин и член Фонда культуры и образования штата Монтана (США), почетный гражданин городов Трентон, Санта-Фэ, Биллингз (США).

Родился 29 ноября 1928 года в Баку (Азербайджан). Отец – Теймур (1898 г. рожд.). Мать – Сона (1901 г. рожд.). Дети: Лара (1949 г. рожд.), Алагез (1953 г. рожд.), Айдан (1964 г. рожд.).

В 1957 году Таир Салахов окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская П.Д. Покаржевского) по специальности художник-живописец. Уже ранние работы Т.Т. Салахова обратили на себя внимание художественной общественности и успешно экспонировались на больших выставках, приобретались московскими музеями, награждались первыми премиями Международных фестивалей молодежи и студентов в Москве и Вене. Становление художника совпало с атмосферой общественного подъема конца 1950-х – начала 1960-х годов. Он явился одним из основателей «сурового стиля» – новаторского движения в искусстве той поры.

Таир Салахов – всемирно известный художник, чутко улавливающий ритмы жизни, умеющий слушать и слышать время. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов, больших многофигурных полотен, мастер четкого построения композиции, Салахов виртуозно владеет линией и цветом, обладает лаконичной и глубоко индивидуальной манерой исполнения. Сила и обобщенность образов придают его картинам монументальный характер, созвучный фресковой живописи.

Произведения Т.Т. Салахова имеют удивительную особенность: они не только не теряют своей актуальности, но часто обгоняют время, и чем дальше удаляешься от даты их создания, тем еще более значительными становятся полотна мастера. Творческий диапазон его чрезвычайно широк. Он работает в области живописи, графики, сценографии. Суждения художника о человеческой личности, об окружающем мире переданы в искусстве, обращенном прежде всего к современности. Произведениям художника присуще чувство эпохи. По ним безошибочно можно судить о нравственных проблемах, волнующих человека сегодня.

Таир Салахов – ведущий портретист мирового уровня. Человека он показывает крупным планом, как главную ценность мироздания. С большой любовью художник изображает семью и друзей. Такие работы, как «Айдан» (1967), «Алагез – легенда Востока» (2002), портреты матери, целая серия изображений жены – Варвары Александровны Салаховой, «Портрет Дана» (1983), «Портрет Евгения Дунаевского» (1997), излучают доброту и тепло. Более 40 лет Салахов создает галерею образов деятелей культуры, в которых соединились волевая собранность, энергия созидания и творчества. Широко известны блистательные портреты композиторов Дмитрия Шостаковича, Кара Караева, балерин Ирины Струевой и Ольги Рукавишниковой, художника Роберта Раушенберга, актеров Максимилиана Шелла и Ирины Мирошниченко, писателя Германа Гессе. Портрет Мстислава Ростроповича (2000) открывает новый этап в искусстве Т.Т. Салахова. Острый драматизм трактовки образа сочетается с гротеском, экспрессивная пластика создает высочайший эмоциональный накал. Мастер передал богатый и сложный внутренний мир музыканта, чье творчество, являясь национальным достоянием, вышло за рамки культуры одной страны и принадлежит всему человечеству.

Значительное место в его искусстве занимает цикл произведений о людях, самоотверженный и тяжелый труд которых кормит страну, приносит в дома свет и тепло. Работы, созданные на целинных землях, в Красноярском крае, Центральной России, Азербайджане, исполнены благодарности простым труженикам, веры в их мужество и духовные силы. Картины Салахова не приукрашивают и не искажают действительность, честно отражая противоречия и надежды эпохи («Вспаханное поле», 1954, «Целина», 1954, «С вахты», 1957, «Ремонтники», 1960, «Женщины Апшерона», 1967, «Новое море», 1970 и др.).

В Москве и Подмосковье Салаховым написано много натюрмортов, пейзажей, интерьеров. Энергичная пластика цветовых пятен, соединяясь с классическим равновесием композиции, наполняет холсты ощущением торжественного созерцания. В них, как правило, нет изображения человека, но всегда чувствуется его незримое присутствие и доброе, бережное отношение к окружающему миру («Гладиолусы», 1958, «Окно. Утро Москвы», 1959, «Натюрморт с венским стулом», 1976, «Зимнее окно», 1984, «Полевые цветы», 1984, «Яркое утро. Подмосковье», 1986, «Зимняя веранда», 1993, «Стул с розами», 1995, «Жасмин», 1995, «Натюрморт с грушами», 1997, «Мартовская мимоза», 2002, «Мартовский букет», 2002).

Совершая поездки по странам мира, свои впечатления он воплощает в разноплановые произведения, от путевых набросков и репортажных зарисовок до больших полотен и акварелей обобщающего характера. На холстах, выполненных в США, Германии, Франции, Италии, Мексике, Японии и других странах запечатлена радость художника от соприкосновения с культурой разных народов. Обладая безошибочной интуицией, он постигает типические и индивидуальные особенности характера людей и среды, в которой они живут, что проявилось в картинах «Мексиканская коррида» (1969), «Испания. Кордова» (1975–1976), «Нью-Йорк» (1993), «Рим. Кафе “Греко”» (2002), серии пейзажей Италии (1999–2000) и др.

Т.Т. Салахов признан и как талантливый театральный художник. Его постановки отличаются яркой образностью, высокой культурой сценографии, умением точно воссоздать дух эпохи. Большое общественное признание получили декорации к спектаклям «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Айдын», «Кер Оглы», «Бабек», «Кабинетная история», «За зеленой дверью» и многим другим.

Палитра художника может быть светлой или яркой по цвету, сдержанно аскетичной или почти монохромной, но всегда несет в себе величавое благородство колорита. В произведениях Салахова глубина чувств и логика мудрого мастера пребывают в полной гармонии. Каждая работа выполнена с высокой степенью ответственности и требовательности к себе. Его творчество соединило отечественную школу живописи с достижениями европейского и мирового искусства.

Произведения Т.Т. Салахова представлены в крупнейших музеях России и других стран, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Государственный музей Востока (Москва), Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Азербайджанский государственный музей искусств имени Р. Мустафаева (Баку), хранятся во многих государственных и частных собраниях мира. С 1950-х годов он постоянно участвует в крупных союзных, республиканских, академических, тематических выставках.

Персональные выставки Т.Т. Салахова проходили в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (Баку, 1978), в Центральном доме художника (Москва, 1978), в Галерее Геккосо (Токио, 1979), во Дворце Вирейна (Барселона), Мадридском музее современного искусства (1979), в Пражском музее, Братиславском музее (1980), в музее Трентона (штат Нью-Джерси, США), Музее Брендиуайн (штат Пенсильвания, США), Конкоран-галерее (Вашингтон, 1988), в Музее Диего Риверы (Мехико, 1991), в Галерее Рамко (Стамбул, 1992), в Музее русского искусства (Тайбей, 1994), в Национальном музее (Пекин, 1995), в Азербайджанском государственном музее искусств имени Р. Мустафаева (расширенная экспозиция, посвященная 70-летию со дня рождения Т.Т. Салахова, Баку, 1998–1999), «Айдан-галерее» (Москва, 2000), в Администрации Президента Российской Федерации (Москва, Кремль, 2002).

Художник принимал участие в многочисленных международных выставках: произведений молодых художников, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов (Москва, 1957), произведений художников, посвященной Всемирному фестивалю (Вена, 1958), произведений изобразительного искусства социалистических стран (Москва, 1959), Биеннале (Венеция, 1963), Биеннале произведений молодых художников (Париж, 1963), «Реалист» (Хельсинки, 1978), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1979), Триеннале реалистической ангажированной живописи (София, 1982), Биеннале рисунка (Риека, Югославия, 1982), Музее Людвига (К?льн, 1984), изобразительного искусства (Сеул, Южная Корея, 1992), выставка-ярмарка (Стамбул, Турция, 1994), а также выставка рисунка, организованная Академией искусств Франции (Монпелье, 1997), Биеннале (Пекин, 2003).

Много сил отдал художник педагогической деятельности. С 1963 по 1974 год преподавал в Азербайджанском государственном институте имени М. Алиева (сначала – доцент, с 1973 г. – профессор). В 1974–1992 годах – руководитель мастерской станковой живописи в Московском государственном академическом институте имени В.И. Сурикова, заведовал кафедрой живописи и композиции (1984–1992). Подготовил целые поколения живописцев, работающих в России, странах СНГ, а также во многих государствах планеты. Щедро делясь секретами мастерства, он бережно развивал индивидуальность каждого студента. Его ученики не копируют учителя, ищут свои пути в искусстве, до сих пор обращаются к Т.Т. Салахову за советами, дорожат его мнением, видят в нем пример высокого благородного служения искусству. Среди закончивших мастерскую Т.Т. Салахова есть и преданные натуре реалисты, и художники, работающие в беспредметном искусстве и в области новейших технологий, и монументалисты, создающие внутреннее убранство храмов и общественных зданий. Ученики Салахова стали известными мастерами, лауреатами отечественных и международных конкурсов, руководителями творческих объединений и учреждений культуры; преподавателями ведущих художественных вузов страны, заслуженными и народными художниками России, удостоены правительственных и церковных наград. Пятеро из них являются членами Российской академии художеств.

Невозможно переоценить огромный вклад Т.Т. Салахова в историю отечественных творческих объединений. Художники всегда оказывали ему уважение и доверие. В 1968 году его избрали секретарем, а с 1973 по 1992 годы, в течение четырех созывов, двадцать лет, Салахов являлся первым секретарем Правления Союза художников СССР. За время своей деятельности в Союзе художников он наладил, развил, укрепил и поднял на небывалый уровень работу по международным культурным связям. Большой художник, признанный лидер, Салахов привлекал к совместной работе выдающихся художников мира, крупных коллекционеров, зарубежные художественные организации. Благодаря его подвижнической деятельности знатоки и любители искусства смогли познакомиться с важнейшими явлениями современного художественного процесса. В Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) воплотились серьезные проекты, среди них персональные выставки произведений ведущих художников мира: Роберта Раушенберга, Фрэнсиса Бекона, Джеймса Розенквиста, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гюнтера Юккера, Руфино Томайо и многих других. Салахов задумал и нашел пути к осуществлению выставок «Двенадцати европейских художников», «Сорок художников Нью-Йорка», «Французская академия искусств», выставка произведений из собрания Ленца Шенберга и т.д. На каждую иностранную выставку в нашей стране была проведена ответная выставка произведений русских и советских художников, знакомившая зарубежных зрителей со славными художественными традициями прошлого и достижениями современного изобразительного искусства. Проходившие в Москве и других городах выставки произведений Михаила Шемякина, Юрия Купера (Купермана), Олега Кудряшова, вынужденных покинуть СССР и поселиться за рубежом, по сути вернули искусство известных художников родной земле.

Без малого сорок лет жизнь Т.Т. Салахова прочными узами связана с Академией художеств. С 1966 года он – член-корреспондент, с 1975 –действительный член, с 1979 – член Президиума Академии художеств СССР, переименованной в Российскую академию художеств в 1992 году, в 1979–2001 годах – академик-секретарь Отделения живописи. В 1997 году избран вице-президентом по иностранным вопросам. Т.Т. Салахов принимает активное участие во всех крупных делах Академии. Более 20 лет он руководил Отделением живописи, самым многочисленным в Академии, которое объединяет художников различных творческих направлений. Им проведены юбилеи великих живописцев: К.П. Брюллова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.В. Верещагина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, М.В. Нестерова, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, А.А. Пластова, А.А. Дейнеки, С.В. Герасимова и др. Многочисленные выставки, конференции, творческие вечера и вечера памяти художников и искусствоведов, строительство и росписи храмов, установка памятников и мемориальных досок в Росси и за рубежом – все входит в сферу его пристального внимания и энергичного участия. В последние годы существенно активизировалась международная деятельность Академии, в значительной мере этому послужил большой авторитет Салахова в России и во многих странах мира.

Т.Т. Салахов принял непосредственное участие в воссоздании храма Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Совет рассматривал представленные на конкурс произведения, оценивал их художественное качество, следил за выполнением работ, участвовал в обсуждении разработки и применения новых технологий. Салахов оказывал консультативную и практическую помощь, в том числе в решении монументальных задач, в расчете перспективных построений как многофигурных композиций, так и отдельных изображений святых. Важные росписи в храме исполнили ученики Т.Т. Салахова: В.П. Псарев, С.Н. Присекин, В.И. Нестеренко, С.П. Оссовский, Н.В. Кочетова и др.

Т.Т. Салахов – видный общественный деятель. Он избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (1963–1967), два созыва – депутатом Верховного Совета СССР (1966–1974), два созыва – депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1988). С 1996 по 2000 год – заместитель председателя Палаты по науке, образованию, здравоохранению и культуре, председатель комиссии по связи с творческими союзами в Политическом консультативном совете при Президенте Российской Федерации.

Салахов Таир Теймур оглы внес огромный вклад в культуру нашей страны и всего мира, оказал большое позитивное влияние на развитие гуманистических традиций российского и мирового изобразительного искусства. За выдающиеся достижения в искусстве он удостоен двух Государственных премий Азербайджанской ССР (1965, 1970), Государственной премии СССР (1968). В 1989 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Он награжден орденами: Трудового Красного Знамени (1971), Октябрьской революции (1976), Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» II (2003) и III (1998) степени, Истиглал (Азербайджанская республика, 1998), Кирилла и Мефодия I степени (Болгария, 1979) и другими, а также многими медалями. Среди них: золотая медаль имени М.Б. Грекова (1977), серебряная медаль Академии художеств СССР (1962), золотая медаль Российской академии художеств (1998). Является также лауреатом первой премии Международной выставки Триеннале реалистической живописи в Софии (Болгария, 1979) и т.д.

Т.Т. Салахов удостоен почетных званий: «Народный художник Азербайджанской ССР» (1963), «Народный художник СССР» (1973), «Народный художник РФ» (1996). Он избран почетным членом-корреспондентом Союза художников Австрии (1983), членом-корреспондентом Французской академии искусств (1987), вице-президентом и Почетным президентом Международной ассоциации пластических искусств (АЙАП) при ЮНЕСКО (1983), с 1993 года – действительный член и член Президиума Академии изящных искусств Азербайджана, с 1998 года – действительный член Академии художеств Кыргызской республики. Вице-президент международной федерации и Творческого союза художников России (1992). Академик Академии творчества (Россия), Международной Академии Экоэнергии (Азербайджан), член-корреспондент Королевской академии Изящных искусств Сан-Фернандо (Испания, 1998), почетный член Союза художников Германии (Рейнланд Пфельц). С конца 80-х – начала 90-х годов XX века – почетный гражданин и член Фонда культуры и образования штата Монтана (США), почетный гражданин городов Трентон, Санта-Фэ, Биллингз (США).

На протяжении всей жизни Т.Т. Салахов всемерно поддерживает талантливых людей, гордится успехами коллег и сопереживает их бедам. О том, как рискованно помогал попавшим в немилость и трудные жизненные обстоятельства людям, Т.Т. Салахов почти не вспоминает, но в творческой среде об этом доподлинно известно. В личности Т.Т. Салахова соединились высокие качества: благородство, смелость, мужество, человечность, мудрость, истинный аристократизм, врожденное чувство справедливости.

Живет и работает в Москве, творческая мастерская – в Баку.

facecollection.ru

Таир Салахов. Тебе, человечество!

Арт-обзор продолжается, и мы с гордостью представляем вашему вниманию картину, которая, на мой взгляд, представляет собой песнь о Человеке в самом возвышенном смысле этого слова – о его высоких стремлениях и чистых порывах, во имя и на благо последующих поколений. Своего рода дань человечеству за его достижения, за стремление вырваться за грани сознания, оторваться от земли и подняться высоко над облаками (ведь человек всегда хотел научиться летать – так, нам думается, мы сможем расширить границы своего мира и лучше понять себя, проникнуть в самые сокровенные уголки Вселенной и достучаться до множества отчаявшихся сердец). «Тебе, человечество!» – это безграничное желание узнать тайны бытия и найти путь к вечности. Главной заслугой художника я считаю умение изобразить время и выразить самые глубокие чувства, ведь они сильнее всяких слов. И картина Таира Салахова «Тебе, человечество!» красноречивее слов – ее нужно видеть! А прежде чем вы пойдете в музей, я предлагаю ознакомиться с историей этой картины на нашем сайте.

Итак, мы отправились в Азербайджанский национальный музей искусств имени Рустама Мустафаева, затем в Музей ковра. А спустя несколько дней, прогуливаясь по Старому городу, наткнулись на дом-музей Таира Салахова. «Тебе, человечество!» – без тени сомнения, одна из самых сильных и впечатляющих картин прошлого столетия. Это масштабная  и величественная работа. Словно идя против ветра и сопротивляясь его сильным порывам, я чувствовала ее силу, стремительное движение и жизненную энергию, которой как раз вовсе не хотелось сопротивляться: напротив, мне вдруг захотелось подчиниться этому потоку и унестись вместе с ним. Ну, а так как появление этой картины совпало с началом космической одиссеи, справедливее всего будет пригласить вас в это удивительное путешествие к звездам словами Гагарина: «Поехали!».

Таир Салахов: «Написанная мной картина «Тебе, человечество!» впервые была показана на республиканской художественной выставке в Баку 12 апреля 1961 года. Естественно, показ работы вызвал восторженные отзывы зрителей, тем более что писал я это большое полотно размером два на шесть метров не по заказу, а по внутреннему, оптимистическому велению души. Мои предчувствия, как оказалось, опередили время: буквально в этот день все услышали сообщение о полете в космос Юрия Гагарина». 

История картины

Снимок экрана 2014-11-12 в 10.42.26

Название – «Тебе, человечество!» 1961 г. (холст, масло, 180×594 см)

Художник – Таир Салахов

Музей – Азербайджанский национальный музей искусств имени Рустама Мустафаева, Баку

Два на шесть метров… Вы только представьте себе этот масштаб, эффект и впечатление от полотна! На фоне сине-голубого пространства – летящие фигуры мужчины и женщины со светящимися сферами в вытянутых руках. Так как холст не мог уместиться в мастерской, автор работал в помещении школы, которая находилась поблизости. По собственному признанию Таира Салахова, в процессе работы на него снизошло озарение. Это было знамение космической эры. Картина «Тебе, человечество!» (азерб. Sənə, bəşəriyyət!) должна была быть выставлена в московском Манеже на отчетной выставке Союза художников СССР в 1962 году – но в последний момент автор сам снял ее, так как понимал: обвинений в формализме не миновать. Картина была возвращена в Баку и с тех самых пор хранится в стенах Азербайджанского национального музея искусств им. Рустама Мустафаева.

Картина долгое время оставалась малоизвестной как в России, так и в родном Азербайджане. Только в 2008 году ее отдали на реставрацию специалистам из Третьяковской галереи – и, представ перед публикой в Москве в «Галерее Айдан», на выставке, которую Айдан Салахова посвятила 80-летнему юбилею своего знаменитого отца, картина обрела вторую жизнь и успех. В том же 2008-м она была представлена и на одной из крупнейших международных художественных выставок, Венецианской биеннале, и стала украшением павильона Азербайджана на этом значимом мероприятии. К 50-летию полета человека в космос «Азермарка» выпустила почтовые марки с репродукцией «Тебе, человечество!» в центре.

Таир Салахов создал масштабную работу о возвышенном, о стремлении и силе, о внутреннем стержне, что двигает человека к светлому будущему. Несмотря на то, что картина выполнена преимущественно в нескольких цветах, на мой взгляд, автор сумел передать все оттенки и краски лучшего, что было достигнуто человечеством на нелегком пути к цивилизации, и потому она получилась такой яркой и эмоциональной. Это настоящий гимн! Два начала – женщина и мужчина – как неотъемлемая часть вселенной, символ единства и мощи. Летящие сквозь время как одно целое, способное покорить любые вершины, они объединены силой духа и целью, непоколебимой верой и желанием двигаться дальше, навстречу новому дню, времени, эпохе, не зная границ и препятствий. Только вперед! Только навстречу!

Несколько строк о художнике

Снимок экрана 2014-11-12 в 10.43.47

Таир Теймур оглу Салахов родился 29 ноября 1928 года в Баку. Выдающийся художник и педагог, вице-президент Российской академии художеств, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации – это далеко не полный список достижений, наград и заслуг этого мастера. Мать художника растила пятерых детей одна – его отец был расстрелян в 1937 году. Но, несмотря на трудности, Таир Салахов поступил в МГАХИ имени В.И.Сурикова и окончил его в 1957 году – через год после того, как с его отца посмертно сняли все обвинения.

Таира Салахова называют одним из основоположников так называемого «сурового стиля» в живописи (сюжеты «суровых» картин обычно брались из жизни простых рабочих). Его творчество широко известно за пределами родного Азербайджана и России, его работы неоднократно выставлялись в крупнейших музеях бывшего СССР, принимали участие в международных выставках. Значимое место в его творчестве занимает цикл произведений о нефтяниках, и вообще индустриальный Азербайджан стал сюжетной основой его произведений. Несколькими тонами художнику удавалось передать характер, а своеобразная монументальность не лишала его картин жизни, скорее наоборот. Художнику оказалось под силу передать течение времени и целостность бытия, неразрывную связь человека со Вселенной.

Азербайджанский национальный музей искусств им. Рустама Мустафаева

Музей ковра

 

Эльнара Мафусова

 

nargismagazine.az

Выставка "Таир Салахов. Солнце в зените"

В Третьяковской галерее проходит персональная выставка Таира Теймуровича Салахова (род. 1928) "Солнце в зените" – классика живописи, большого мастера, продолжающего работать и сегодня. В его творчестве проявились главные темы и особенности живописи 1950–2000-х годов. Он вошел в историю искусства как ключевая фигура "сурового стиля" и остается современным мастером, чутко реагирующим на запросы времени.Т.Салахов. Утро на Каспии. 1986Холст, масло. 226х224. Третьяковская галереяМощная живопись Салахова порой приобретает качества монументальной росписи. Главные темы его работ – труд как творчество и творчество как напряженный труд. Многие герои произведений художника – люди подчеркнуто мужественные, сильные духом, собранные и готовые справиться со стоящими перед ними задачами. Чаще всего персонажи не обращены к зрителю – они внутренне сосредоточены, изображены в момент предельной концентрации мысли. Образы нефтяников, рыбаков соседствуют в галерее Салахова с портретами знаменитых композиторов, артистов, писателей, художников. Как и многие его современники, Салахов обращался к национальным традициям. Его творчество – пример взлета азербайджанской художественной школы, вышедшей на интернациональный уровень. Особенно отчетливо национальная тематика проявляется в пейзажах автора.Салахов приобрел известность еще в конце 1950-х благодаря дипломной работе и уже более полувека остается одним из самых узнаваемых и значимых отечественных живописцев. Выставка Таира Салахова объединит тех, кого вдохновляют суровые и одновременно романтические герои художника, кого привлекает строгость, лаконичность и одновременно лирическое настроение в работах мастера, кто узнает на его полотнах время собственной молодости или юности своих родителей.Произведения Салахова можно назвать по-настоящему стильными – каждое десятилетие он находил темы и художественные решения, адекватные времени. На выставке представлены работы мастера 1950–2000-х годов. Принципиальное решение кураторов – уйти от сложившихся стереотипов, показать многогранность искусства мастера и эволюцию его творчества. Еще молодым автором Салахов обозначил в своих работах актуальные художественные тенденции, его картины стали манифестом искусства шестидесятников. Таковы "Утренний эшелон" (1958), "Портрет композитора Кара Караева" (1960), "У Каспия" (1966), "Айдан", "Женщины Апшерона" (обе – 1967). Среди философских и метафорических произведений 1970–1980-х годов важное место занимают портреты матери художника. Несколько работ этого цикла впервые собраны вместе на выставке. Социальные и политические надломы конца 1980-х – начала 1990-х привнесли в живопись Салахова тревожные и трагические тона. В XXI век зрелый мастер вошел с готовностью к переменам: его полотна приобретают небывалую прежде насыщенность цвета, фактурную эффектность, раскрепощенность и свободу.

Темы и манера живописи Салахова – автопортрет самого мастера, настоящего героя созданного им же "сурового стиля", справляющегося и с работой художника, и с ответственной административной и общественной деятельностью. Салахов стал ключевой фигурой культурного пространства второй половины XX века. В разное время художественное сообщество доверяло ему значимые должности: секретаря правления Союза художников СССР, заведующего кафедрой живописи и композиции в МГХИ им. Сурикова, вице-президента Российской академии художеств. Эти позиции дали ему возможность решать многие важные общественные проблемы, в том числе создать молодежное объединение при Союзе художников СССР. Благодаря Салахову в Москве состоялись персональные выставки крупнейших звезд западного искусства, работы которых никогда ранее не выставлялись у нас в стране, – Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Янниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа, а также успешные выставки "12 европейских художников" и "40 художников Нью-Йорка".Выставка продлится до 20 марта 2016 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)выходной - понедельникЦена билета: взрослый - 400 руб., льготрый - 150 руб. Подробнее тут.Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

mayak-parnasa.livejournal.com

ТАИР САЛАХОВ. Мастера и шедевры. Том 3

Это было почти двадцать лет назад.

Москва готовилась встретить новый, 1969 год.

Помню синий, вьюжный, снежный вечер, когда вместе с Александром Александровичем Дейнекой и его женой мы входили в нарядно украшенный зал Центрального Дома работников искусств.

Помню большой стол, веселых людей, музыку.

И то ни с чем не сравнимое мгновение, когда шумный зал вдруг замер и в наступившей прозрачной тишине раздался мелодичный перезвон курантов…

Мерно начали бить главные часы Родины, отсчитывая время… Новый год!

Сколько значения для каждого человека вложено в эти слова! Сколько пожеланий счастья, здоровья, творческих успехов произносилось в эти минуты…

Александр Александрович Дейнека выглядел необычно.

Ведь мы привыкли видеть его в спортивных пестрых рубашках, а не в торжественно белой накрахмаленной сорочке с галстуком, надетыми для этого случая.

Великий мастер был особенно оживлен. Много шутил…

Кто мог подумать, что этот год будет последним в его огромной по масштабу работы жизни?.. Вдруг посреди общего разговора он произнес:

«Кто-то из известных живописцев как-то написал: «Истинный художник должен принадлежать своему времени». Давайте же поднимем бокалы за жизнь!»

Минуты летели, и в яркой карусели новогоднего веселья казалось, что само счастье находилось где-то совсем рядом.

К нам подошел стройный загорелый молодой человек с ослепительной улыбкой и добрыми глазами. Он поздравил Александра Александровича и всех нас с праздником.

Дейнека, как всегда, зорко посмотрел прямо в глаза говорившему, приветливо улыбнулся и сказал:

— Спасибо, Таир.

Он был немногословен, но каждая фраза Дейнеки поэтому звучала особенно весомо.

Таир Салахов — а это был он — крепко пожал протянутую ему большую, массивную руку мастера и произнес негромко:

— Вам спасибо, вам огромная благодарность за школу, за ваше вперед зовущее искусство.

Прошли годы…

Но теперь особенно отчетливо и выпукло я вижу эту нечаянную встречу таких разных и по возрасту, и, наверное, по охвату мира художников. Учителя и ученика. Мастеров одного фронта…

В этом, ставшем с течением времени уже символическим рукопожатии я осязаю как бы жест доверия к молодежи, к тем, кто понесет дальше эстафету нашего искусства — искусства, в рождении которого принимал такое деятельное участие сам Дейнека. Воспевший в своем творчестве любимую Родину и великолепно, ярко и незабываемо отразивший жизнь молодой Страны Советов в десятках ныне ставших классическими холстов, он высоко поднял гордое имя гражданина-художника.

Таир Салахов уже в ту пору был сложившимся, широко известным и у нас, и за рубежом живописцем, создавшим ряд новаторских портретов, композиций, пейзажей.

Ему было в тот памятный вечер сорок с небольшим лет.

В жизни каждого человека, художника огромную роль в его мировидении играет юность…

Таир — сын Баку, Апшерона…

Дюны Нардарана. Следы на песке мальчишеских ступней, быстро стираемые свежим ветром.

Шепот Каспия, рассказывающего свои древние сказки, плеск рыбачьих весел, розовая улыбка цветущего миндаля.

Неспешный накат волн.

Женщины Апшерона.

Запах нефти и роз. Шелест пыльной зелени апшеронских деревень.

Старые руины как полустертые знаки ушедших времен… И скрежещущие, и грохочущие нефтяные вышки как графический символ нашего века.

Вот мир, полный радужного сияния и трепещущих бликов солнца, которые запечатлелись навсегда на сетчатке глаз юного Таира и проникли глубоко в душу будущего художника.

Он бродил по кривым улочкам, всматривался в затейливые домики, сложенные из подаренного морем ракушечника, чутко прислушивался к музыке Востока — звонкому топоту копыт, крикам ишаков, пению озорного шалого ветра, раздувавшего легкие одежды идущих с кувшинами девушек. Долго бродил мальчик по набережной тихой бухты, в которую вечером словно опрокидывались теплые огни большого города.

Детство — пора неповторимая, когда искристая сила жизни заставляет тебя вдруг мчаться сломя голову наперегонки с ветром или толкает часами глядеть в малахитовую, пронизанную светом глубину моря, где плавают диковинные рыбы и медузы, и кажется порою, что ты сам становишься частью этой заколдованной красоты.

Или вдруг чья-то рука приводит тебя на нефтяные вышки, и ты, стараясь не мешать взрослым, вглядываешься в нелегкий труд гордых, загорелых, кряжистых, сильных и мужественных людей…

Весь этот дивный и непостижимый мир — твой!

Гляди, осязай и запоминай!

И именно в эти далекие тридцатые годы сложился круг образов художника, очерченных любовью к своей земле и ее людям — рыбакам, строителям, нефтяникам, виноградарям… Творцам.

И когда настал момент и крепкая юношеская рука взяла кисть, палитру и краски, да, с той поры до сегодняшнего дня, где бы он ни был, в какие бы далекие края ни бросала его судьба, он никогда не забывал музыку своего детства, звуки, запахи, цвета своей Отчизны. Баку…

Город особенный, где зримо живут рядом вчера, сегодня и завтра. Седые мечети, узкие переулочки, шум и гомон базаров с их толчеей и тем особым ароматом красок, которые свойственны лишь Востоку, грохот машин, мир нефти и техники самой современной, а рядом- вечное море, то бешеное, с седыми бурунами, то ласковое, изумрудно-лазоревое.

Портрет композитора Кара Караева.

Крик чаек, шум прибоя и веселый смех молодежи — весь этот многоцветный калейдоскоп чарует, и кажется, что это бытие, пестрое, как дорогой восточный ковер, чуть-чуть убаюкивает, и становится трудно себе представить, как родилось мускульно напряженное искусство Таира Салахова, сумевшего найти свой ключ к отражению жизни современного Азербайджана.

Ведь в его холстах живут и строители, и бурильщики, и деятели культуры…

Особо примечательно, что в полотнах живописца нет персонажей бездеятельных, скучающих, не занимающихся делом.

Труд, труд напряженный — подлинный герой картин художника, и секрет этого лежит в самом творческом методе мастера.

Его композиции, портреты, пейзажи, натюрморты — плод глубокого и тщательного изучения натуры, знания и любви к своей теме, пришедших с годами. Любви постоянной и верной.

«Будьте правдивыми, молодые люди, — говорил Роден. — Выполняйте ваш труд, как честные рабочие».

Несмотря на огромную занятость общественными делами, Таир Салахов показывает нам, особенно в последние годы, как его неутомимый труд на ниве живописи дает свои обильные плоды.

Особенно примечательны родниковой свежестью и ощущением радостного, светлого приятия мира работы лета — осени 1978 года, года, примечательного для художника, отмечавшего свой полувековой юбилей.

Юной, острой и чеканно отточенной представляется нам эта удивительная сюита…

Натюрморт «Солнечное утро»-из этой живописной серии.

Где-то вдалеке поблескивает серебряная чешуя Каспия.

Солнце, беспощадное и нежное, царит на этом холсте.

Лучи утреннего светила купаются во влажной упругой зелени, они проникают в широкое окно мастерской художника, сверкают на пузатых глиняных сосудах, зажигая горячие рефлексы в холодных тенях.

Натюрморт… Это полотно не носит примет нашего бурного XX века. Оно скорее с первого взгляда архаично. Однако язык живописи Салахова — светоносный, простой, конструктивный — ясно обозначает время ее создания. В этой картине художник открывает нам свое кредо — предельную ясность ощущения. Никаких ненужных деталей, все до скупости четко и архитектонично. Мастеру удалось создать полотно, насыщенное светом, добром, покоем. Мы переносимся в атмосферу тишины…

Утро на Апшероне.

Немая музыка природы, ее бесхитростная мелодия обволакивают нас и заставляют вмиг очутиться у берегов Каспия, почувствовать непреходящую красоту натуры.

Другие холсты из этой сюиты приглашают нас побродить по старым селениям Апшерона, поглядеть на зубчатые древние башни, увидеть игру сине-фиолетовых теней, оценить ослепительную мощь южного солнца.

Художник будто вместе с нами шагает по земле, где протекала его юность, и мы начинаем сильнее ощущать силу корней таланта Таира Салахова, уходящих в родную его почву…

«Красота вокруг нас, рядом» — вот девиз этой серии, внешне не претендующей на программность, но несущей большой заряд современного новаторства, пластического видения мира.

Мир, окружающий нас, феноменален, и только большим мастерам удается оставить истинный образ своего времени, своего современника в неповторимых, уникальных решениях, в которых мы с потрясающей точностью ощущаем пульс именно той эпохи, в которой жил и творил художник.

Крамской сказал как-то, что быть Ван Дейком после Ван Дейка, быть может, и возможно, но это не значит быть ему равным, да теперь уже другое нужно… Эти слова как нельзя лучше говорят о сложности нахождения своего видения мира. Неповторимого, единственного.

Сейчас, в конце 80-х годов XX века, можно во весь голос сказать о роли Дейнеки в становлении нашего искусства. О той «новой красоте», которую он нашел в обликах своих современников, своей земли.

Зато как бесконечно трудна задача нынешних живописцев — найти пластически адекватные нашему сложному и прекрасному времени образы. Один из мастеров, много сделавших в формировании этого нового слова в искусстве, — Таир Салахов.

Открыто активная гражданственная позиция особенно ярко раскрывается в портретах Салахова, его любовь к своим героям, к их делу, к их творчеству заставляет гармонично звучать краски и рисунок, саму конструкцию картины.

Характер мастера — добрый, отзывчивый, по-восточному неторопливый в решениях, но глубокий в привязанностях, благодарный к старшим, к учителям — невольно находит отражение в его холстах.

Портрет медсестры.

Один из самых известных первых портретов, показанных Салаховым, ставший ныне хрестоматийным, — изображение композитора Кара Караева. Мало кому известно, сколько предварительной работы — эскизов, этюдов, рисунков — сделал художник, прежде чем этот портрет увидел свет. Живописцу присуща привычка долго вынашивать выбранную тему, неспешно находить единственное для нее пластическое решение, искать наиболее острое и типическое… Ему свойственны романтическая приподнятость, взволнованность в сочетании с монументально обобщенной формой, в которой слышны отзвуки влияния Дей-неки и мексиканцев, Корина и тех восточных миниатюр, в которых наиболее остро и символично работает силуэт и цвет.

«Портрет композитора Кара Караева».

Это полотно написано в I960 году, и появление картины далеко не случайно. Ведь Караев — земляк живописца.

Их связывает многолетняя, крепкая дружба. И художник знает и любит творчество азербайджанского композитора.

Наверное, поэтому так глубинен, остр и психологичен анализ портрета. Весь холст производит впечатление собранной стальной пружины, столько внутренней динамики вложено в построение полотна.

Композитор сидит в профиль. Его стройная сильная фигура напоминает натянутый лук…

Взор устремлен вдаль. Руки сомкнуты. Одна-единственная страсть владеет в этот момент Кара Караевым. Творчество.

Мир звуков, не слышный нам, переполняет его душу… И он мучительно и радостно ищет решения этого стихийного потока мелодий.

Черный рояль стремительно режет гладкий серый фон.

Согнутая мускулистая спина музыканта залита ярким светом. Лицо в тени. Это необычайное решение как бы подчеркивает волшебность акта творчества, заставляет нас попытаться понять этот сложный и загадочный процесс…

Как внезапные вспышки маяков — удары звонких и ярких цветов, они невольно напоминают нам о восточной по принадлежности палитре художника и о его тяготении к искусству национальному, также присущему и герою его портрета.

Портрет Вари.

Несмотря на абсолютно европейский интерьер холста, мы как будто угадываем пение труб, гортанные звуки бубна, всю ту стихию, которая так характерна для Кара Караева…

Этот портрет принес Таиру Салахову заслуженную славу и заставил говорить о нем как о мастере. Его портрет — умный, покоряющий своей сдержанной эмоциональностью, пластической строгой завершенностью.

В 1962 году Салахов пишет портрет поэта Сабира, одного из зачинателей современной азербайджанской поэзии.

… Тесная убогая каморка.

Рассвет.

Погасла лампа. Блики бледной зари проникают в маленькое оконце и выхватывают из серебряных сумерек фигуру Сабира, стоящего в глубоком раздумье.

Лишения и заботы омрачили его крутой лоб. Густые черные брови. Глубоко запавшие, все остро видящие глаза скорбят. Тонкий нос, сомкнутые губы, нервный овал худого лица рисуют образ глубоко человечный.

Сабир много сил отдал призывам к единению своего народа. Он боролся с братоубийственной резней и с силами черной реакции.

Сабир писал:

«Так отдай печаль певцу, человек нужды и бед! Время, чтобы всех скорбей стал носителем поэт».

Крепко сжаты тяжелые руки человека из народа.

Зябко… Сабир накинул на плечи пальто.

Его надежды на создание народной школы в Баку разрушены. Фанатики не отдали учиться своих детей.

Силы молодого поэта подорваны. Стрелы его сатирических произведений бессильны развеять мрак. Забыты его лирические газели.

И, однако, дух его не сломлен. Как набат, звучат слова его стихов, написанных в дни революции 1905 года.

Его перо готово и сейчас к борьбе за светлое будущее. Магнетически приковывает взор на картине Салахова чистый лист, лежащий на столе.

Кажется, еще мгновение и гневные строки стихов Сабира побегут по бумаге…

Художнику удалось дать нам почувствовать эпоху, в которой жил, творил и боролся поэт. Салахов создал сложный образ борца-поэта.

Ремонтники.

«Мы должны, — писал Салахов, — создать образ нашего современника во всем его повседневном величии, я бы сказал, в его будничной праздничности».

Эти слова написаны в 1963 году, и это не только красиво сказанная фраза. В последние годы творчество художника является как бы пластическим ответом на эту декларацию.

Живописец Таир Салахов ежегодно проводит несколько месяцев в родном Баку, посещает Нефтяные Камни. В его полотнах перед нами встает целая галерея людей, порою отчаянно смелых, гордо побеждающих стихию. Таковы герои Апшерона. Эта тема с каждым годом обретает новое звучание.

«Мои картины, — говорит Таир, — это то, что меня волнует, что мне по-настоящему дорого, что я хорошо знаю и люблю…»

Редко кто из современных живописцев так привержен к своей изначальной теме, как Салахов. И что особенно любопытно в этом глубоком и оригинальном даровании — в нем сочетаются песни о труде, которые он создал в десятках холстов, с изображениями создателей музыки — музыкотворцев.

Таковы портреты Кара Караева, Амирова и портрет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Больше полутора десятилетий отделяют его от портрета Кара Караева, и мы убеждаемся, что этот путь проделан художником не зря. Значительно глубже, человечней, масштабней стал психологический анализ Салахова.

Он пытается глубже постичь тайну феномена творчества человека, заставившего в своих грандиозных творениях звучать саму эпоху, полную драматизма и героики.

Вот что рассказывает сам Таир Салахов об истории создания этого портрета:

«Шостакович… — Тут художник задумывается, и эта пауза, это молчание звучит весомее всяких слов. — Я много, лет, — продолжает Салахов, — подходил к решению портрета и теперь счастлив, что мне все же удалось запечатлеть образ этого Человека. Не скрою, холст дался мне нелегко, не говоря уж о том, что Дмитрий Дмитриевич очень неохотно позировал. И за всю его жизнь лишь немногим художникам довелось с натуры написать композитора…

И вот раздался долгожданный звонок…

И я на даче в Жуковке. Помню особенно четко, как прозвучал этот давно желанный звонок и негромкий голос великого музыканта пригласил меня приехать к нему.

Яркое утро. Подмосковье.

Итак, мы сидим и беседуем с Шостаковичем…

Он много говорил о произведениях искусства, о музыке. Я слушал, слушал внимательно, пристально вглядываясь в его черты. Потом мне захотелось спросить у Дмитрия Дмитриевича: какого композитора он больше всего любит?

Он улыбнулся и ответил:

«Мне нравятся очень, очень разные композиторы», — и опять как-то застенчиво улыбнулся…

К процессу работы над портретом он отнесся очень серьезно, позировал несколько раз. Он надел свой любимый зеленый жилет и сел напротив, прямо смотря на меня. Поза нашлась не сразу, она была трудная, сидеть нужно было без спинки, и выдержать часами такое положение не так легко…

Но он сидел. Терпеливо…

Он забыл, что я пишу его, и пальцы его неслышно скользили, будто он наигрывал что-то еще никому неведомое.

Мне порою казалось, что передо мною звучит, да, звучит немая музыка, мощная, подобная колокольному набату. Я трепетно ощущал борьбу этого человека с физическим недугом, недомоганием, возможно, с возрастом.

Но я видел могучего, с непокоренным духом композитора и постарался выразить это в портрете…»

Словно вспышкой белой молнии озарено полотно, и нам понятнее становятся вечные раздумья о борении духа человека с роковыми преградами, которые ставит судьба.

О победе творца, о прозрении… и об усталости, идущей вслед за битвой.

Мощная, монументальная лепка как бы утверждает сложность характера крупнейшего музыкотворца нашего времени.

В распахнутой белоснежной рубашке, какой-то необычайно простой и близкий, сидит в раздумье композитор.

Глубокие борозды морщин, острый, всепроникающий взгляд много видевшего и сделавшего человека.

Непринужденно падают ломкие складки одежды…

И вся эта закованная в латы характера раскованность нанесена на холст кистью острой и точной.

Только тонко видящий художник мог создать такой многоплановый, если хотите, полифонический образ своего современника.

Салахов прошел большой путь живописца-новатора, длинную, многотрудную дорогу тщательного отбора. Его полотно лишено многословных деталей, которые как будто могли бы помочь раскрыть всю бездну сложнейшего характера.

Портрет композитора Дмитрия Шостаковича.

В этом холсте звучит лишь одна музыкальная тема — тема Человека!

Вглядываясь в усталые черты немолодого лица, невольно вспоминаешь огромный труд Шостаковича в создании новых звучаний времени.

Перед тобою вдруг возникает заснеженный блокадный Ленинград. Бессмертные ритмы его Седьмой, «Ленинградской» симфонии и многие, многие другие его ставшие вечными произведения.

Портрет Шостаковича лишен какого-либо внешнего блеска, позировки, парадной репрезентативности. Холст прост, прост до предела. Он выстроен мастером, знавшим свою сверхзадачу — оставить людям образ современника. Без прикрас, без многословностей, сюжетной занимательности. Это большое полотно поражает аскетичностью, сверхотбором, удалившим все лишнее, что могло бы помешать услышать биение великого сердца великого музыканта…

— Как рождается голос поэта, художника?

Мне думается, — говорит Салахов, — когда они начинают видеть красоту своей земли, ощущать ту непреходящую поэзию простых будней, из которых состоит почти вся наша жизнь, и стремятся рассказать современникам о романтике прозы, о прекрасном, которое всегда с нами.

Баку, Апшерон — это не только гамма земляных, черных, серых и белых тонов, но и вспышки то алой, то багровой краски цветущего граната. Весь город как бы опоясан кружевами вышек и напоен кипением цветущих садов…

Еще мальчишкой я бродил по берегу Каспия. В меня навсегда вошло море с его вечным беспокойством, то грозным и величавым, то ласковым и добрым…

И когда я приехал учиться в Москву в пятьдесят первом году в Институт имени Сурикова, то меня поразили и потрясли величавые древние храмы Кремля, Василия Блаженного, Новодевичьего монастыря.

Я также увидел новь, новое время, и я никогда не забуду в здании Академии художеств на Кропоткинской улице замечательную выставку Дейнеки, которая сыграла огромную роль в формировании моего взгляда на искусство и жизнь…

Небоскребы. Чикаго.

Я не могу не вспомнить Сикстинскую капеллу, — продолжает художник. — и подвиг гениального Микеланджело. Фрески Ренессанса — Джотто. Пьеро делла Франческа. Доменико Венециано. Мантеньи, Гирландайо, Перуджино. Они все, эти столь разные могучие таланты, принадлежали своему времени. И мне хотелось загореться этим же священным чувством.

Быть гражданином своей страны.

Быть участником, строителем этого сложного, взволнованного, порою напряженного, но всегда чудесного и поражающего воображение по масштабам свершений времени — эпохи, которая творит новую красоту и мир на нашей планете.

Его картины — не продукт недоговоренности, недосказанности, а результат строжайшего отбора деталей, помогающего мастеру сделать язык полотен более весомым и четким.

Иногда кажется, что труд Салахова-живописца напоминает работу гранильщика — так его произведения чеканны и остро гранены. В строгости и притязательности этого метода — своеобычность таланта живописца, сегодня достигшего неповторимого почерка и завоевавшего справедливую известность своим глубоко оригинальным, сочным и эмоциональным, сохранившим яркий национальный характер искусством.

Особое место в творчестве Таира Салахова в последние годы занимают натюрморты и пейзажи, писанные им во время коротких летних приездов в Баку.

Что греха таить, его общественная деятельность отнимает немало драгоценного для живописца времени.

Но когда художник дома, на родине, с особой остротой и пронзительной четкостью он ощущает палящий свет солнца, серебристую пыль, жесткую зелень, пленительную прохладу в тенях.

Салахов часто пишет мотивы открытого окна в мастерской, где с удивительной реальностью будто осязаешь сам густой воздух летнего южного дня, ребристость интерьера, скульптурную объемность глиняных простых сосудов, белизну оконных рам, бесцветный зной жаркого неба.

Айдан.

Художник создал немало превосходных пейзажей старого Баку. Любовно, по-сыновьему он как бы ощупывает рельеф древнего лица этого города. Его ландшафты поражают ослепительной простотой и ясностью формы.

Салахов — весь в движении.

Он блестящий мастер, но его слово, весомое, значительное, яркое, — еще впереди.

Ренато Гуттузо, рассказывает Таир Салахов, с поистине итальянским темпераментом поведал мне о встрече с молодыми художниками в Риме:

«Эти славные юноши и девушки были очень восторженны, увлечены своими идеями: «Мы хотим поднять искусство на космическую высоту. А вы, Ренато, как относитесь к этой мысли?»

Я ответил, что давно неравнодушен к звездам. Но писать буду то, что хорошо знаю и люблю. Или ненавижу. На планете еще много нерешенных человеческих проблем. Мы далеко еще не исчерпали земные темы».

Вспоминая этот рассказ Ренато Гуттузо, думаю, как он прав.

Канун нового тысячелетия, до которого рукой подать, крайне сложен. Восьмидесятые годы XX века требуют от художника выбора, ответа на вопросы, которые волнуют род людской… И, по совести, хотя я объездил нашу огромную Родину и повидал немало зарубежных стран, все же больше всего, с охотой и любовью, вот уже тридцать лет пишу мой Азербайджан, своих земляков. Наверное, в этом есть логика. Это зов сердца.

Баку. 1938 год. Библиотека имени Белинского. До сих пор не могу себе простить, что запамятовал имя пожилой русской интеллигентной женщины-библиотекаря. Хотя зримо вижу строгий пробор в седых волосах. Черное скромное платье. Узкий кружевной воротничок. Тонкие руки с голубыми прожилками. Отложные мягкие манжеты. Это от нее я впервые получил потертый, истрепанный томик Пушкина. И потом не счесть сколько книг… И каждый раз, глядя на меня прозрачными серыми глазами, она тихо говорила:

«Таир, пожалуйста, когда прочтете книгу, попытайтесь сделать иллюстрации. Прошу вас».

Новое море.

Мне, десятилетнему мальчишке, в первый раз сказали «Вы». В те нелегкие годы я остро почувствовал внимание. И, самое главное, поверил в достоинство человека.

Началась война. Чтобы помочь маме, я работал художником в Парке культуры имени Сергея Мироновича Кирова. 1943 год. В Баку затемнение. Комендантский час. Рисовал на асфальте масляной краской афиши и плакаты. Обычно ночью. Помню, светит луна, звезды. Мрачные, безглазые дома окружают парк. Только военные патрули проходят, пошутят, угостят хлебом. До сих пор порою чую запах олифы и еще теплого, от дневной жары, пыльного асфальта. Так нестираемо живучи страницы детства.

1951 год. Исполнилась мечта. Я студент Института имени Сурикова в Москве. Позади трудная юность. Вместе с Михаилом Савицким, Павлом Никоновым, братьями Александром и Петром Смолиными, задорными, энергичными, упорно занялись штудией. Натура, эскизы композиций, этюды. Само время заставило нас осознать, искать новые, может быть, более суровые, сдержанные, а иногда романтические решения.

Благодарен судьбе, что она свела меня с Александром Александровичем Дейнекой. Он не был моим профессором. Я работал в мастерской Петра Покаржевского. Но Дейнека на старте моего движения в искусстве сыграл кардинальную роль. Особенно ошеломляющее впечатление произвела на меня его персональная выставка. Мир Октябрьской революции, гражданской войны, строек первых пятилеток с их искрометным пафосом и самоотдачей, страницы Великой Отечественной.

И рядом в экспозиции спортивная юность, свежесть.

В 1959 году произошел случай, который не забуду.

Как-то утром по привычке — а я уже окончил институт- зашел в мастерскую к дипломникам-монументалистам.

Вдруг распахнулась дверь. В темном проеме четко читалась фигура Дейнеки в светлом спортивном костюме. Он стоял и молча наблюдал… Пружинисто подошел к дипломным холстам. Скрестил руки. Брови его поднялись и сдвинулись. На лбу залегла складка. Твердо сжал губы.

Мастер был в хорошем настроении. Вернулся из Ленинграда, где ему удачно выложили мозаику.

Внезапно высоким теноровым шепотком он сказал:

«Ребятки. Пора поднажать. Времени мало».

Подошел к стулу. Сбросил пиджак. Взял чью-то палитру.

Три часа работал Дейнека.

Агава.

Мы глядели, затаив дыхание, как загорались кодеры, как креп рисунок, как осмысленней и динамичней становилась сама композиция.

Это была школа, — восклицает Салахов.

«Новое море». Я написал картину в 1970 году. Мне хотелось показать большое событие как не просто официозный праздник с кумачовыми лозунгами, духовым оркестром и поздравлениями с успехом. Я пытался отразить серьезность, глубинную значительность свершенного.

Пошла первая вода. Хлынула лавина белоснежной влаги. Буйной, хотя покоренной. На бетонных цокольных контрфорсах — строители. Они задумчивы. Почти смущены тем, что создали. Но в них затаена гордость. Ведь даже капля воды в Мингечауре — алмаз.

А тут море…

Мне пришлось побывать и работать на стройках гигантских гидростанций. И много узнать интересного. Поэтому мечталось, чтобы в полотне не было парадности, показной шумихи. За плечами этих людей — бездна труда. Бессонные ночи. Авралы. Тревоги и радости общего большого дела. Они умны и строги к себе.

Хозяева земли.

… Каспий. Ушла пора, когда лишь рыбачьи сейнеры, яхты, торговые корабли бороздили море. В открытой бурной акватории на глубине шло бурение и добыча нефти. Шельфы, острова на плаву. Эти заводы на стальных сваях работают среди непредсказуемо коварной стихии. Шквальные ветри. Штормы.

Рыцари труда: в негнущихся, похожих на латы робах, в массивных тяжелых сапогах. Мастера новой техники. Нефтяники. Колючая оболочка не может скрыть их сути. Простодушия, мужества, доброты.

Деталь для художника бесценная. Часто видел, как по эстакаде или платформе наперекор ветру шагает рабочий. В тяжелой горсти нежно несет розу.

Кстати, цветы, и не только розы, выращивают сами нефтяники в своих садиках на нашей пепельной тяжелой огненосной земле.

Начиная с 1957 года, когда написал диплом «С вахты», на всю жизнь предан теме Апшерона, Каспия, романтики труда.

Утро на Каспии.

«Утренний эшелон», «Нефтяник», «Ремонтники», «Женщины Апшерона» — все эти и другие картины как бы части большой сюиты.

«Утро на Каспии» — продолжение…

… Машина мягко катила вдоль кромки песчаной косы. В лучах зари пригородные пляжи казались безлюдными. Правое колесо автомобиля касалось моря. Вихрь брызг вздымался к сумеречному небу.

Как аккомпанемент безудержному движению, буквально из-под колес взлетали чайки. Блеснув ослепительно белыми, чуть окрашенными восходом ломкими крыльями, они стремительно уходили далеко к горизонту. Туда, где маячили нефтяные вышки.

Крики чаек, то тоскливые, то озорные, тревожили душу. Вспоминалось детство, когда бродил такой же ранью по песку. Мои следы на пляже оставались лишь на миг. Накат смывал их.

Картину «Утро на Каспии» готовил долго. Писал эскизы, этюды. Рисовал. Но потом настал момент, когда утро, крики чаек, катера, нефтяники, вышки, эстакады, розы в крепких руках сошлись вместе. Родилась тема.

Спокоен кряжистый парень в брезентовой куртке. Его мысли еще дома. Рядом с женой, детьми. Впереди напряженный рабочий день.

Кричатчайки. Медленно, неспешно плывут громады облаков.

Мне хотелось, чтобы зритель услыхал лейтмотив холста — голос моря, гармонию труда и Человека.

Лейтмотив. Гармония… Меня иногда спрашивают: почему вы так много изображаете композиторов?

Я горжусь, что мне уделил время великий Шостакович. Я писал его уже неизлечимо больным, но он позировал.

Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Фикрет Амиров.

Скажу прямо, я не мыслю живопись без ощущения ритма, звучания времени, — утверждает Таир Салахов.

Кажется, Леонардо сказал, что музыка и живопись — сестры.

«Агава». Это растение выхаживала моя мать. Простая женщина из апшеронского селения. Она родилась там, где и ныне стоят древние храмы огнепоклонников. Где дома сложены из грубых камней. Моя матушка Сона-ханум была человечна, ласкова, невольно, глядя на агаву, ощущаю, как росли мы, пять малышей, под ее крылом. Вижу сегодня ее светозарное морщинистое лицо. Ее руки, не знавшие отдыха. Нет ее ныне. Стоит красный стул, на который бывало она присядет на минутку.

Почему оказался фонарь на шершавых каменных плитах? Не знаю. Может быть, свет, который он несет, укрепляет смысл этого полотна.

Думается, в искусстве нет малозначительных тем, если они отражают жизнь. Натюрморт, казалось, наиболее статичный жанр в живописи. Однако взгляните на корявые, истоптанные «Башмаки» кисти Ван Гога — это поистине страшный рассказ о безысходной судьбе Мастера. Но посмотрите на вангоговские «Подсолнухи», и вы увидите в них пылающее солнце Прованса, поймете неумирающую вопреки всем невзгодам мечту живописца о добре и красоте.

… Всегда верю в молодежь. В ее талант. Связь со своим временем. Стараюсь понять и почувствовать ощущение молодыми эпохи. Учусь у них дерзости, поиску.

Вспоминаю слова Мартироса Сарьяна: «Вот говорят молодежи: дерзайте! А потом сравнивают их картины с фотографиями».

Наверное, надо не забывать быть более чуткими к новациям, к мечте. Без мечты нет искусства.

Мы живем во время, когда дерзание, инициатива, гласность, мастерство приобретают особое государственное значение. Мы должны «прибавить» и в искусстве… Выйти на завтрашние рубежи художественности.

Меня на днях потрясли строки, прочитанные у Александра Блока: «Растет передо мною понятие гражданин, ия начинаю понимать, как освободительно и целебно это понятие…»

Как современно звучат эти вещие слова поэта!

Автопортрет

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Художник Таир Салахов

Искусство и развлечения 17 июля 2016

Таир Салахов - художник азербайджанского происхождения. С 1979 года он является членом Президиума Академии художества Советского Союза. А в 1997 г. Таир Салахов получил должность вице-президента в Академии художеств России. Хотите узнать о жизненном пути и творчестве данного культурного деятеля поподробнее? Милости просим в данную статью.

Ранние годы

Будущий живописец родился в столице Азербайджана - городе Баку - в 1928 году. Мальчик рос в семье обычного партийного рабочего Теймура и его жены по имени Сона. Талант юного художника начал проявляются еще в раннем возрасте. Когда отец возвращался с работы, он устраивал среди домашних конкурс на лучший портрет. Именно тогда Таир впервые познакомился с кистью.

Таир Салахов

Салаховы жили и не знали горя вплоть до 1937 года. Тогда произошло страшное. Отец семейства был арестован советской властью. Теймура обвинили аж по четырем статьям и приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Приказ был исполнен в этом же году, и семья лишилась главы семейства, а маленький Таир - отца. Восстановить чистое имя вышло лишь в 1956 году во время хрущевской оттепели. Тогда с Теймура Салахова сняли все обвинения в связи с отсутствием состава преступления.

Теперь Сона сама содержала семью, которая состояла из пятерых детей. Однако проблемы не ограничились лишь финансовыми трудностями. В глазах других людей семья Салаховых стала настоящими врагами народа. Именно по этой причине дети росли в полной изоляции от социума.

Обучение

Таир Салахов в 1950 году окончил Азербайджанское художественное училище. Юноша планировал получить высшее образование и поступить в институт живописи, архитектуры и скульптуры имени Ильи Ефимовича Репина. Однако и тут художника ожидало разочарование. Из-за строки "сын врага народа" Таиру не удалось поступить в желанный вуз. Однако в 1957 году Салахов все-таки окончил Московский государственный академический художественный институт имени Василия Ивановича Сурикова. Таир обучался на специальности художник-живописец. Приблизительно в это время на свет появились первые работы, которые написал Таир Салахов. Картины художника привлекли как простых любителей искусства, так и настоящих ценителей.

Видео по теме

Дальнейшая деятельность

Таир Салахов выставка

В 1964 году художник становится членом Коммунистической партии Советского Союза. На протяжении 1963-1974 годов Салахов Таир Теймурович преподает в Азербайджанском государственном институте. А начиная с 1975 года художник работает в МГАХИ имени В. И. Суркова. С этого времени Таир активно участвует в культурной жизни страны. Салахов посещает различные художественные смотры, устраивает персональные выставки.

Таир Салахов. Картины

Первыми работами Таира стали картины "Волны" и "Эстакада". Однако первые лучи славы Салахову принесло полотно под названием "С вахты". Художник писал эту картину в качестве дипломной работы в Суриковском институте. Однако слава полотна ушла далеко за стены родной альма-матер. Что же такого особенного было в данном полотне?

На картине "С вахты" изображены нефтяники, которые работают на Нефтяных Камнях и возвращаются с вахты. Рабочие по шатким мостикам возвращаются домой после тяжелой смены. Они расслабленно идут прямиком навстречу могучему ветру, который срывает пену с разбушевавшегося моря. В фигурах нефтяников можно заметить усталость. Однако, несмотря на тяжелый труд, они переполнены силой и упорством.

Таир Салахов картины

Картина была написана под впечатлениями от поездки на Нефтяные Камни, которую Салахов Таир Теймурович совершил в 1956 году. Путешествие произвело огромное впечатление на художника. Именно по этой причине он решил запечатлеть свои эмоции от поездки. Работа выполнена маслом.

В целом тема азербайджанских нефтяников занимает почетное место в творчестве Салахова. На данную тему Таир написал множество картин. К наиболее популярным относятся "Ремонтники", "Утрений эшелон", "Утро на Каспии", "Женщины Апшерона", "Над Каспием".

"Тебе, человечество!"

Пожалуй, одна из наиболее известных работ художника - картина под названием "Тебе, человечество!". Таир Салахов написал ее в 1961 году. На данный момент полотно хранится в Национальном музее искусств, который расположен в Баку.

История написания произведения довольно-таки занятна. Таир Салахов решил написать картину по внутреннему велению собственной души. Однако полотно оказалось чересчур большое. Именно по этой причине художник вынужден был покинуть свою мастерскую и работать около школы. Таир Салахов представил свою работу на всеобщее обозрение в 12 апреля 1961 году. Что самое интересное, в этот же день стало известно о полете Юрия Гагарина в космос. Именно по этой причине можно считать, что полотно было "вещим".

Салахов Таир Теймурович

Как заявил автор, он написал картину, находясь под впечатлением от покорения космоса. В ладонях у героев полотна можно даже заметить нечто похожее на первые спутники. Многие критики назвали картину формалистской. Тем не менее Салахов все же решил отправить свою работу на выставку Союза художников СССР. Однако вскоре, для того чтобы избежать скандала, художник сам снял свою картину. После этого полотно было отправлено в Баку, где хранится и по сей день.

Таир Салахов. Выставка

Таир Салахов художник

Художник довольно-таки часто организовывает выставки. Последняя проводилась на протяжении 22 января - 20 марта 2016 года в небезызвестной Третьяковской галерее. На выставке присутствовало большинство работ Салахова, начиная с 1950 годов и заканчивая самыми современными картинами. Посетив данное мероприятие, можно было увидеть панораму всего живописного искусства за последние полвека.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Самые дорогие машины в России: список эксклюзивных и роскошных машинАвтомобили Самые дорогие машины в России: список эксклюзивных и роскошных машин

Несмотря на то что в нашей стране сейчас царит кризис, по дорогам и шоссе продолжают ездить роскошные автомобили, цены которых превышают отметки в несколько десятков миллионов рублей. Самые дорогие машины в России гов...

Самолет ТУ-134: технические характеристикиБизнес Самолет ТУ-134: технические характеристики

Один из легендарных самолётов советской авиации поднялся в воздух в 1963 году.Создание самолётаНачало шестидесятых годов характеризовалось сменой поколений авиационной техники. Переход с поршневых пасс...

Карандаш цанговый – надежный инструмент художникаДом и семья Карандаш цанговый – надежный инструмент художника

Современная компьютерная графика не смогла на все сто процентов заменить работу художников. Они по-прежнему творят карандашами на листе бумаги. «Орудие» их труда несколько изменилось, стало удобным и надеж...

Ноэль Круз: обычный художник или талантливый творец?Дом и семья Ноэль Круз: обычный художник или талантливый творец?

Ноэль Круз – это имя рано или поздно узнал бы весь мир. Слишком сильно нравилось парню рисовать, да и получалось у него это превосходно. Вот только он предпочел стандартной живописи кукольную роспись. Он сделал ...

«Палитра Невская» - гордость страны и выбор художниковДом и семья «Палитра Невская» - гордость страны и выбор художников

Изобразительное искусство – это музыка души, перенесенная на холст воображением художника и красками. Мы с удовольствием и упоением наслаждаемся работами великих мастеров кисти, и это доставляет большое эстетиче...

Пальчиковые краски для малышей – подспорье юным художникамДом и семья Пальчиковые краски для малышей – подспорье юным художникам

Пальчиковые краски для малышей – новинка на рынке детских товаров для творчества. Только недавно появившись, они завоевали преданность и самих юных художников, и их родителей. Преимуществ у таких красок множеств...

Обработка древесины от грибка и плесени. Антисептик для древесиныДомашний уют Обработка древесины от грибка и плесени. Антисептик для древесины

Несмотря на развитие технологического прогресса, одним из самых популярных строительных материалов на сегодняшний день остается древесина. Она ложится в основу домов, заборов, беседок, бань, а также мебели. Дерево при...

Как сделать временное тату в домашних условиях Домашний уют Как сделать временное тату в домашних условиях

Ни для кого не секрет, что мода имеет свойство меняться. Это касается и татуировок. К примеру, в нынешнем году особой популярностью пользуются изображения змей. В 2014 символом года будет лошадь. Но это не значит, что...

Начинающему художнику: как сделать мольберт своими рукамиДомашний уют Начинающему художнику: как сделать мольберт своими руками

Те, кто очень любит рисовать трудоемкие и достаточно большие картины, частенько выбираются на природу с красками и холстом либо бумагой. Без сомнения, художнику, даже начинающему, необходимо иметь мольберт. Это при...

Рассада помидоров на подоконнике: правила выращиванияДомашний уют Рассада помидоров на подоконнике: правила выращивания

Когда за окном еще зима, у многих огородников зеленеет рассада помидоров на подоконнике. Через пару месяцев красивые, сильные кусты, на которых уже начинают появляться цветочные бутоны, будут высажены в открытый грунт...

monateka.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта