Опасности связей и легенда о святом Георгии. Святой георгий картины


«Святой Георгий». Картину Андреа Мантеньи привезли из Италии в Музеи Московского Кремля

Андреа Мантенья «Святой Георгий» . Фрагмент

Музеи Московского Кремля представляют :

Андреа Мантенья «Святой Георгий»С 19 июня по 18 июля 2013 года. Адрес : Москва, Оружейная палата, Музеи Московского Кремля

     С 19 июня по 18 июля 2013 года в Оружейной палате Музеев Московского Кремля будет экспонироваться одно из самых известных произведений эпохи Возрождения – «Святой Георгий» Андреа Мантеньи. Эта уникальная выставка стала возможной благодаря инициативе Посольства Итальянской республики в Москве и лично Посла Итальянской республики в Москве, господина Антонио Дзанарди Ланди. В 2011 году, в рамках мероприятий Года Италии в России и Года России в Италии музеи Москвы и Санкт-Петербурга принимали в своих стенах шедевры мастеров эпохи Возрождения и барокко, однако Музеи Кремля участвуют в подобном проекте впервые. Показ шедевра Мантеньи именно в Московском Кремле является по-настоящему знаковым событием. На протяжении веков святой Георгий оставался для русского народа олицетворением мужества, благородства и служения правому делу. Георгий, выходец из Каппадокии, был высокопоставленным военным во времена правления императора Диоклетиана. Приняв мученическую смерть за веру, он обрел статус небесного покровителя христианского воинства. В эпоху Средневековья миф о Георгии несколько видоизменился: его центральной частью стал поединок героя с драконом (воплощением мирового зла) и освобождение невинной девы, предназначенной в жертву чудовищу. Таким образом, святой воин стал олицетворением идеального рыцаря и защитника истинной веры. Образ святого Георгия имеет особое значение для России, Москвы и Кремля. Его культ получил широкое распространение в ходе борьбы русских земель с Золотой Ордой. На рубеже 14-15 веков изображение всадника с копьем, в котором безошибочно угадывался облик святого Георгия, стало символом власти московских князей. Витязь, поражающий дракона, и по сей день украшает собой герб Российской Федерации и герб Москвы.

ссылка по теме: Подробнее о выставке картины Андреа Мантеньи «Святой Георгий» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

Информация предоставлена пресс-службой Музеев Московского Кремля и может не совпадать с мнением редакции halloART.ru ________________________________

history-of-art.livejournal.com

Опасности связей и легенда о святом Георгии

Давным-давно в окрестностях ливийского города Селен в огромном, словно море, озере жил-был свирепый дракон. Местные жители, безуспешно пытавшиеся сражаться с ним и побежденные его ядовитым дыханием, наконец смиряются. Чтобы утолить голод ненасытного зверя, ему каждый день приносят две овечки. Это тем не менее не гарантирует спокойствие горожанам: иногда дракон находит какой-нибудь лаз в городских стенах и своим отравляющим дыханием сеет болезни и смерть. Когда же поголовье овец подходит к концу, лютый зверь получает более разнообразное меню, которое составляют одна овца и юноша либо девушка. Вначале по страшному жребию выбирают детей из незнатных семей, а затем, когда город почти опустел, печальная участь настигает и дочь царя. Правитель в ужасе пытается откупиться от подданных, предлагая злато, серебро и полцарства, однако разъяренная толпа грозит на это смертью ему и всей его семье.

Carpaccio-Vittore

Так начинается одна из историй «Золотой легенды», составленной в конце тринадцатого века итальянцем Якопо да Вараджине. Книга пересказывала библейские сюжеты с некоторыми авторскими дополнениями и была настоящим бестселлером в Венеции во времена Витторе Карпаччо (около 1460–1520). Именно это литературное произведение, а не оригинальные религиозные тексты, как было установлено не так давно, являлось источником многих произведений художника.

Carpaccio-Vittore

Карпаччо был настоящим летописцем своего города. В его живописных полотнах на, казалось бы, отвлеченные и вечные темы исследователи находят множество аллюзий на события, напрямую касавшиеся Венецианской республики. Так, в цикле, посвященном святой Урсуле, над войском беспощадных язычников, расправившихся со святой и с её многочисленной свитой на заре христианства где-то на территории современной Германии, реет знамя Турецкой империи, с которой Венеция конца пятнадцатого века уже долгое время находилась в состоянии войны.

Carpaccio-Vittore

В картинах Карпаччо, рассказывающих о житии первых христианских святых, ученые находят всё новые и новые портреты его современников, одетых по последней моде. А на картине, изображающей спор святого Стефана с еврейскими книжниками, среди присутствующих ученых мужей можно разглядеть заказчиков произведения, самого автора и его детей, а также не менее известного живописца и современника Карпаччо Джованни Беллини. Витторе, ища сюжеты в легендах, происходивших «давным-давно в тридевятом царстве тридесятом государстве», всегда обращается к своим согражданам, «обсуждая» важнейшие новости, события и недостатки своего времени. Точно так же произошло и с историей о драконе и святом Георгии.

Carpaccio-Vittore

«Золотая легенда», повествуя о подвиге святого Георгия, описывает торжественные и мрачные проводы дочери царя, выбранной следующей жертвой дракона. Девушку, как невесту, наряжают в роскошные платья, и начинается ритуальное оплакивание красавицы, подобно тому, как по традиции должны были оплакивать будущую жену, прощавшуюся с прежней вольной жизнью.

Carpaccio-Vittore

Царевна, сопровождаемая взволнованными взглядами подданных, спрятавшимися за стенами города, направляется к озеру, мимо которого по счастливой случайности в этот момент проезжал прекрасный юный всадник — святой Георгий. Девушка, ещё не ведавшая о скором чудесном спасении, рассказывает страннику свою печальную историю и пытается уговорить встреченного рыцаря поскорее покинуть это страшное место, уверенная в том, что никому не удастся справиться с чудовищем, но юноша «именем Христа» обещает ей помощь.

Carpaccio-Vittore

В этот момент появляется сам дракон, и всадник, «осенив себя крестным знаменем», стремительно пронзает его копьём. Однако зверь ещё не убит, а ранен. По повелению юноши царевна повязывает на шею обессиленного дракона свой пояс и приводит его в город. На глазах у пораженных жителей святой, опять же именем Христа, добивает того, кто мучил их долгие годы. После этого все горожане, бывшие язычники, принимают христианство от святого, даровавшего им спасение.

Carpaccio-Vittore

Рассказ Якопо ди Вараджине написан по всем канонам рыцарского романа, однако финал полностью соответствует библейской притче. Царь, тут же предложивший рыцарю богатства, полцарства и женитьбу на красавице дочери, получает отказ. Георгий, предназначенный служению Богу, таинственно исчезает, отправляясь навстречу новым подвигам и оставляя в легком замешательстве царевну, которой таинственный незнакомец явно пришелся по сердцу.

Carpaccio-Vittore

В картине Витторе Карпаччо представлен момент, когда белокурый всадник с решительным взором пронзает копьём пасть чудища. Лапы дракона подняты в бессильной попытке защититься, кровь льётся ручьями. Действие происходит на пустынном берегу озера, где виднеются обломки деревьев и пучки травы. Всё говорит о том, что когда-то дивное место было опустошено страшной тварью. На втором плане виднеется город и его жители, выглядывающие из башен и открытых ворот. Прекрасная дева стоит за святым и, сложив руки в молитвенном жесте, наблюдает за разворачивающейся сценой.

Carpaccio-Vittore

На высушенной земле в непосредственной близости от зрителя разбросаны останки жертв дракона. Среди черепов, оторванных рук и ног лежат истерзанные тела юноши и девушки, которые, очевидно, стали последними жертвами. Молодые люди весьма хороши собой и могли бы составить прекрасную пару. Оба светловолосые, а светлые волосы были характерным признаком венецианок, достаточно вспомнить картины знаменитых венецианцев Беллини и Тициана, они лежат в центре картины рядом друг с другом. Губы девушки приоткрыты, грудь, с которой была сорвана одежда, обнажена. Её тело, съеденное ниже талии, теперь обгладывается отвратительными гадами. Ящеры, змеи и жабы изображены среди останков несчастных. Две жабы явно смотрят на гениталии растерзанного юноши, лежащего без одежды.

Carpaccio-Vittore

Современникам Карпаччо был абсолютно ясен метафорический смысл картины. Символы и аллегории, к которым прибегал художник, окончательно сложились в Европе во времена Средневековья. Дракон — это образ всеразрушающей похоти, сопровождаемой кортежем разнообразных рептилий. Именно прямой предок дракона, змей, соблазнив Еву, явился причиной всех несчастий человечества. Демоны сладострастия присутствуют там, где грешники погибли от невоздержанности, и продолжают терзать тела, потерявшие невинность.

м

Похожие образы встречаются в искусстве Европы независимо от страны и временного периода. Достаточно вспомнить «Семь смертных грехов» ровесника Карпаччо Босха с изображением сладострастия, где на постели грешников, которых нечистая сила начинает препровождать в ад, восседает фантастическая рептилия.

Carpaccio-Vittore

На картине Карпаччо на совершенное прелюбодеяние символически намекают две раскрытые раковины, лежащие на земле. Змея, пожирающая жабу рядом с телами, указывала и без того уже довольно напуганным зрителям на умножение злых сил и на яд, яд же и питающий.

Рассказ да Вараджине это изложение концепции христианского брака. Царь, решив, что никогда уже не сможет понянчить внуков и устроить пышную свадебную церемонию, а именно об этом он сокрушается в «Легенде», готов согласиться на своеобразный «брак» с драконом, на союз со смертью, на грех прелюбодеяния. Когда же на поверженное чудище надет девичий пояс, это означает, что Похоть побеждена и царевна готова к законному бракосочетанию.

Carpaccio-Vittore

Удивляет поразительное сходство мёртвых юноши и девушки с Георгием и царевной. В одном живописном полотне Карпаччо выстраивает множество сюжетных линий и тонких иносказаний. Погибшие, придерживаясь целомудрия, могли бы сохранить свою целостность, но они выбрали иной путь. Быть может, юноша это рыцарь, желавший также спасти красавицу, однако им двигало сладострастие, что и послужило причиной смерти обоих. Царевна, осведомленная об этом, обращается в повествовании «Золотой легенды» к Георгию: «Неужели ты желаешь погибнуть вместе со мной?» Однако дева не ведает о том, что перед ней христианский рыцарь, который, если и знал когда-то похоть, уже давно изгнал её. Именно целомудрие и стало спасением не только для них двоих, но и для всего города. Исход битвы был предрешен в момент совершения крестного знамени, поэтому самого сражения как такого не было. Дракон был убит ещё до удара копьём.

Carpaccio-Vittore

Эта чудесная история, прекрасно пересказанная великим живописцем, осталась для венецианцев некой захватывающей сказкой, которую, вероятно, мало кто воспринял всерьёз. Венеция, всегда отличавшаяся своенравием и свободными взглядами, не верит нудным поучениям. Дивная красавица, согласно легенде обрученная с переменчивым морем, Венеция являла собой прообраз нашей современности: динамичная, населенная многими народами, основанная на республиканских принципах.

Carpaccio-Vittore

Город любил праздники и веселье, которые не всегда увязывались с христианской моралью. Достаточно сказать, что к 1509 году количество куртизанок достигало 11164 на сорок тысяч жителей, о чём невозмутимо сообщает перепись.

Тем не менее именно венецианец Карпаччо вот уже несколько столетий предупреждает об опасности внебрачных связей, хотя со временем зрители перестали видеть двойной смысл этой истории, восхищаясь мастерством автора и радуясь чудесному спасению прекрасной царевны.

Carpaccio-Vittore

www.cablook.com

Описание картины Питера Рубенса «Святой Георгий и дракон»

Описание картины Питера Рубенса «Святой Георгий и дракон»

Изображенный на картине Георгий Победоносный воплощает в себе защитника всего христианского мира. По приданию, в одном городе правил злой царь, который презирал всех христиан. Он решил скормить всех детей города огромному дракону, живущему неподалеку от поселения. Жители города запротестовали, ведь и у этого царя был ребенок. Царь, решившись задобрить народ, согласился отдать дракону и свою дочь, когда подойдет ее очередь. Отец нарядил свою единственную наследницу в самую дорогую и красивую одежду и повел на верную смерть.

На данной картине мы видим момент, когда на помощь несчастной девушке пришел Святой Георгий. Мужская фигура изображена верхом на коне. Это два центральных образа картины. Грозное животное встало на дыбы, длинная светлая грива животного развивается на ветру. Георгий одет в военные доспехи. Его образ очень динамичный, немного пафосный, яркий.

Внизу картины перед нами предстает дракон. Это огромное, опасное животное с крыльями, хвостом и страшной зубастой пастью. Питер Пауль Рубенс изображает небольшой крест, состоящий из острых колышков, которые протыкают пасть дракона. Такое изображение очень символично, ведь после победы над драконом, Святой Георгий обратил в христианство почти весь город.

На заднем плане расположено изображение царевны, которая должна была стать жертвой злого дракона. Девушка показана испуганной, но она продолжает смотреть, как погибает монстр. Возле девушки творец решил изобразить ягненка. Таким образом, художник хотел показать нам, что девушка, приговоренная к смерти, такая же кроткая и смиренная, как и ягненок.

Вся работа пропитана невероятной динамикой. Кажется, будто художник сумел сфотографировать наиболее важный момент битвы. Конь встал на дыбы, Святой Георгий заносит меч над головой, чтобы поразить им жуткого дракона.

opisanie-kartin.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта