Объясните на пальцах: «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля. Картина брейгеля пословицы
«Фламандские пословицы» картина Питера Брейгеля Старшего
Одной из самых интересных и необычных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого, ок. 1525 — 1569) является работа «Фламандские пословицы», которую также называют «Нидерландские пословицы» или «Мир вверх тормашками». Картина была написана в 1559 году, доска, масло, 117 × 163 см. В настоящее время находится в Государственном музее Берлина.
Если посмотреть на эту картину, то может показаться, что это просто большое нагромождение бессмысленных сцен, где люди занимаются самыми странными вещами, не подающимися никакой логике. Смысл данной работы заключается в том, что в каждой отдельной сцене Питер Брейгель Старший зашифровал фламандские или нидерландские пословицы. Это работа, которую можно смело назвать настоящим собранием или даже справочником пословиц. Данная картина может увлечь зрителя с головой, уводя в мир образов и аллегорий, которые зачастую очень юмористичные, а порой проникнуты большой глубиной и философией. Работа Брейгеля Старшего пользовалась большой популярностью. Сын Брейгеля Старшего Питер Брейгель Младший, так же известный художник, создал около 20 копий этой картины.
Картина «Фламандские пословицы» была максимально понятна человеку времени Брейгеля. Сейчас же все образы приходиться расшифровывать, так как многие из этих пословиц забылись, а жителям других стран и вовсе никогда не были известны. На картине изображено более сотни пословиц. Стоит отметить, что некоторые из них до сих пор не расшифрованы, так как окончательно забылись. Страна пословиц высмеивает человеческие слабости, пороки, глупость, невежество и так далее. Например, женщина, которая привязывает дьявола к подушке — символизирует упрямство, двуличный человек представлен фигурой человека, который несёт в одной руке огонь, в другой — воду, биться головой о стену — пытаться достичь невозможного и так далее. Зачастую в одной человеческой фигуре или в одной сцене представлено сразу несколько пословиц, например: рыцарь, вооружённый до зубов (хорошо подготовленный) кусает железо (врёт) и вешает на кота колокольчик (совершает неразумный поступок).
Фламандские пословицы. Питер Брейгель Старший
Хотите украсить свой дом по-настоящему красивым произведением искусства? Обратите внимание на картины сваровски, которые можно приобрести в интернет-магазине «Aswaroshop». Большой выбор картин различных тематик.
art-assorty.ru
Фламандские пословицы Питера Брейгель с расшифровкой и описанием
В художественном музее Гемальдегалери в Берлине находится необычная картина 16-го века работы Питера Брейгеля Старшего.
О картине
Она выполнена маслом на дубовой доске размером 162,5 на 116,8 сантиметров. На полотне изображено множество действующих лиц — мужчин, женщин и животных, которые заняты весьма необычной, а порою абсурдной деятельностью.
1559, Питер Брейгель Старший, «Фламандские пословицы» (увеличивается при клике)История создания
Первоначально картина называлась «Голубой плащ» или «Глупость мира», что указывает на то, что Брейгель хотел не просто проиллюстрировать пословицы, а скорее показать вселенскую человеческую глупость. Многие пословицы описывают абсурдность человеческого поведения, другие, более серьезные, иллюстрируют глупости, которые приводят к опасным последствиям.
Притчи были очень популярны во времена Брейгеля, так что неудивительно, что голландские и фламандские авторы этой эпохи щедро использовали их в своих произведениях. В 1500 году голландский гуманист Дезидерий Эразм (более известный как Эразм Роттердамский, лат. Desiderius Erasmus) опубликовал книгу под названием «Адагия» (Adagia), где собрал более восьмисот греческих и латинских пословиц. Восемь лет спустя он расширил коллекцию до более чем трех тысяч пословиц. Работа продолжалась и далее, и к тому времени, когда Эразм умер в 1536 году, его коллекция выросла до более чем четырех тысяч записей. Коллекция пословиц Эразма остается одной из самых монументальных из когда-либо собранных.
«Фламандские пословицы» не была ни первой, ни единственной картиной Брейгеля на тему пословиц. В 1558 году, за год до того, как была создана эта картина, Брейгель закончил серию из двенадцати притч на отдельных полотнах, а также в 1556 году создал картину «Большие рыбы поедают малых», но «Фламандские пословицы» считается первым крупномасштабным произведением этого жанра.
Точное количество пословиц, содержащихся во «Фламандских пословицах», несколько неопределенно, потому что современные научные интерпретации меняются, и в некоторых случаях к одному и тому же сюжету может быть отнесена более чем одна пословица. Критики идентифицировали приблизительно 112 пословиц и идиом, хотя Брейгель мог включать другие, которые на сегодня просто исчезли из обихода и не могут быть определены.
Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно. В центре картины находится женщина, которая поправляет синий плащ на муже (отсюда оригинальное название картины), указывая на то, что она ему изменяет. Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер. Мужчина, закапывающий яму после того, как там утонул теленок — принимающий меры после катастрофы. Человек, который проливает свою кашу, никогда не сможет вернуть ее обратно в миску. Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии.
terra-infiniti.com
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. "ФЛАМАНДСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ"
О, каверзный Брейгель!Простейшие пьянки и пляски,Как жуткую тайну, открыл он.Как заговор, предал огласке.И взгляд уловил моментально,Что это действительно - тайна.(Новелла Матвеева)
Предлагаю сегодня посмотреть картину Брейгеля (старшего) "Фламандские пословицы". Занимательное занятие...Картина с изображением нидерландских идиом — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Кстати, почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Рабле.А Брейгель-сын сделал около 20 копий работы отца, причём не все копии в точности воспроизводят оригинал, отличаясь от него рядом деталей. Картина Брейгеля (старшего) хранится в Государственном музее Берлина.Некоторые идиомы, отраженные в картине:Крыша крыта пирогами (рай дураков).Жениться через метловище (повенчаться вокруг ракитового куста, жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно).Выставить метлу («Кошка в гости, мышкам праздник»).Он смотрит сквозь пальцы .Водить друг друга за нос . Кости брошены (это решено).Дуракам достаются лучшие карты.Как карта ляжет.Мир вверх ногами (все шиворот-навыворот).Протащить через дырку в ножницах («Око за око»).Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде («Хранить на черный день»).У него зубная боль за ушами (возможно, симулировать болезнь).Лаять на луну или Писать против ветра)).У стен есть уши.Тайное всегда становится явным.Где есть две женщины, лающая собака не нужна). ...Можно сказать старо как мир, и люди не меняются...Порассматриваем? Какие пословицы вспомнили вы,глядя на эту картину?
maxpark.com
«Фламандские пословицы» Питера Брейгеля – bit.ua
В прошлый раз мы разбирались, как в картине «Свобода, ведущая народ» показал французское восстание Эжен Делакруа. Сегодня же уделим внимание тому, какие средневековые пословицы зашифровал в своем полотне нидерландский живописец Питер Брейгель.
Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году. Она стала своеобразным манифестом человеческой глупости, через нидерландские пословицы XVI века отобразив пороки своего времени. Композиция полотна построена на контрасте и абсурдности: идеально выписанная природа, яркие краски золотых колосьев, неба, волн и деревьев соседствуют с нелепыми и уродливыми строениями. Но главные персонажи тут – люди: все они заняты делами, в которых отсутствует какой-либо смысл. Рыцарь в доспехах, например, пытается привязать коту колокольчик, купец разбрасывает перед свиньями маргаритки, старуха привязывает Богу накладную бороду. Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица.
Искусствоведы смогли определить на картине больше 100 зашифрованных поговорок, афоризмов и басен.
Если присмотреться, то можно заметить: персонажи расположены не хаотично, а сюжет одной композиции плавно перетекает и развивается в другой.
XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве. Начало этой тенденции положил ученый-гуманист Эразм Роттердамский, который собрал и выпустил собрание пословиц и афоризмов сначала античных авторов, а позже – фламандских и немецких. Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках. Примечательно, что в начале своего творчества Брейгель был очарован работами Босха и пытался подражать ему, изображая мелкие фигуры на холстах огромного размера. В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см.
Картина вызвала такой интерес, что сын художника, Питер Брейгель Младший, сделал около 20 её копий, которые, тем не менее, намеренно отличались от оригинала рядом деталей.
Брейгель, который большую часть своей работы посвятил изображению природы и крестьян, показывает нам сатиру на мир, в котором побеждает глупость, жадность и эгоизм. И делает он это не на потеху зрителям, а в поучение и предупреждение им. Увидеть оригинал можно в Берлинской картинной галерее.
lab.bit.ua
Пословицы к картине Питера Брейгеля "Фламандские пословицы" |
***
Картину-притчу «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля иногда называют «Мир вверх тормашками». На полотне изображена панорама современного живописцу общества, основанием для которой стали пословицы, поговорки, идиомы и другие устойчивые выражения Нидерландов — родины художника.
На данный момент расшифровано 119 пословиц, хотя Брейгель изобразил их намного больше, но, к сожалению, со временем многие выражения забылись. Вот некоторые из расшифрованных:
1. На переднем плане с левой стороны полотна можно увидеть человека, бьющегося головой об стену. «Биться головой об стену» — пытаться совершить невозможное.
2. В другом углу один из персонажей «не может дотянуться от одной буханки хлеба до другой», значит имеет материальные трудности, голодает.
3. На картине есть человек, «привязывающий Христу льняную бороду», то есть двуличный, скрывающий зло под благим предлогом.
4. Один из жителей деревни «бросает розы перед свиньями», что означает «унижается перед недостойными». Интересно, что существует более популярный вариант изображённой пословицы — «Метать бисер (жемчуг) перед свиньями».
5. На переднем плане можно заметить девушку, «надевающую на мужа голубой плащ», то есть изменяющая ему.
6. Чуть позади неё — человек, «порезавший свинье брюхо», что означает принявшего опрометчивое решение.
7. На среднем плане есть солдат, »сидящий на углях», то есть крайне нетерпеливый.
8. В стоящее у стены колесо кто-то засунул палку. «Совать палки в колёса» — мешать кому-то.
9. В правом нижнем углу один из людей «ищет топорик», что значит «пытается оправдаться».
10. Рядом с ним женщина разлила кашу и пытается собрать ее ложкой обратно в тарелку. «Разлитую кашу не вернуть обратно» означает, что если что-то сделано, то обратно не вернуть.
11. В левом нижнем углу женщина «привязывает чёрта к подушке», то есть упрямая и целеустремлённая.
12. Чуть выше изображена девушка, «несущая в одной руке огонь, а в другой — воду», что означает лживую и двуличную натуру.
13. Рядом с ней человек «кусает колонну». Так говорили фламандцы про святош, религиозных лицемеров.
14. В центре полотна человек «исповедуется чёрту» (выдает секреты врагу).
15. На заднем плане женщина в башне «глазеет на аиста», то есть тратит время попусту.
16. Такой же смысл несёт в себе фигура человека, который «мочится в сторону луны».
17. Один из персонажей «надевает на кота колокольчик » (совершает опасный, необдуманный поступок).
18. Этот же человек держит в зубах нож, то есть «вооружён до зубов» (хорошо подготовлен).
19. В ноже, зажатом в зубах можно увидеть ещё одну идиому: «кусать железо», что значит нагло врать.
20. На переднем плане, в самом низу полотна изображены два человека: один из них стрижёт свинью, а другой — овцу. «Кто-то стрижет овец, а кто-то — свиней» — у одного есть преимущества, а у другого — нет.
21. У дома, изображённого слева «крыша крыта пирогами». Так говорят про «рай дураков», нечто фантастическое, невероятное.
22. На крыше сидит человек с арбалетом в руках и «пускает вторую стрелу, чтобы поймать первую» (не учится на своих ошибках, повторяет глупость дважды).
В этой работе можно заметить некоторые типичные черты босховской живописи: огромное количество сюжетов на одном полотне, невероятная детализация, а также высмеивание пороков людей средневекового общества.
Таким образом, Брейгель не просто собрал сотню пословиц на одном полотне. Он создал картину-предостережение, картину-назидание, высмеяв такие человеческие пороки как алчность, чревоугодие, жадность, лень, ложь. Мир этой картины действительно перевёрнут, в нём стало обыденностью зло, которое всегда идёт рука об руку со всеми перечисленными пороками.
.
***
Голландские пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки к литературным произведениям
.
***
.
www.poslovitza.ru
Описание картины Питера Брейгеля Старшего «Нидерландские пословицы» Картины художников
Картина Брейгеля «Нидерландские пословицы» содержит более сотни пословиц, многие из которых так и не были разгаданы, а некоторые используются в нашей жизни до сих пор.
Идентификацией многих пословиц искусствоведы занимаются до сих пор, а на картине было найдено уже более сотни пословиц и крылатых выражений. Мы видим в центре картины выделяющуюся беседку, в которой человек исповедуется дьяволу. В то же время монах неподалеку издевается над Иисусом Христом, приделывая ему искусственную бороду. Крыша покрытая пирогами – это иллюстрация крылатого «Рая дураков», а отсутствие на ней части черепицы – это некий прототип современного «у стен есть уши».
Мужчина на башне занимается бесцельной работой – «бросает перья по ветру», а его приятель «держит плащ по ветру», то есть подстраивает свои убеждения под обстоятельства. Женщина, глазеющая на аиста, практически «ворон считает». Много еще интересных героев на картине: и девушка, пеленавшая черта с подушкой, девушка несет дымящуюся головню и
ведро воды, другая – наставляет мужу рога, точнее покрывает его голубым плащом, один человек пытается раскрыть рот шире трубы, то есть переоценивает свои возможности… И многие-многие другие, соответствующие пословицам, фразам и выражениям.
Вообще, целью автора картины было не просто собрать множество пословиц на одном полотне, но и осуждение глупости, разрушения, безнравственности. Большинство пословиц высмеивают или попрекают людей с различными пороками: чревоугодием, скупостью, похотью, гордыней и т.д. Вся это фольклорная панорама – это скептическая критика по отношению к современникам художника, которая не навязывается зрителю, но демонстрируется в поступках людей на картине, чаще всего достаточно нелепых, вместе с обычными жителями деревни.
Чтобы окончательно дать понять, насколько утрирована и при этом приближена к реальности композиция, автор рисует обычный глобус, однако перевернутый, символизируя этим перевернутость мира и наступления хаоса на основе того, что уже успело пошатнуть нормальную жизнь.
Таким образом, Брейгель передал в своей картине множественное фольклорное творчество, а также выразил свое недовольство, обличив в максимально наглядные формы многие пороки и проблемы того времени.
Прислал: Волкова Александра . 2017-10-08 21:41:46
opisanie-kartin.iusite.ru