Крестьянская свадьба (картина). Свадьба картина


Крестьянская свадьба (картина) Википедия

«Крестьянская свадьба» (нидерл. De boerenbruiloft; 1568) — картина Питера Брейгеля Старшего.

Сюжет

Урожай был хорош, невеста идёт под венец

Свадьба проходит на гумне крестьянского двора. В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в чёрное мужчина, сидит на перевёрнутом кверху дном чане, остальные — на лавках из неоструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно, нотариус, приглашённый для заключения брачного договора.

На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот, который слева, является самой большой фигурой на полотне. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На разносчике еды сходятся полудиагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. На шляпе у него, так же, как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определённой группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпрепровождения.

В прошлом эксперты пытались интерпретировать полотно, придавая ему религиозный или аллегорический смысл. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской», во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины. По другой — на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена, очевидно, что картина полна реалистических деталей, отражающих действительность XVI века. Карел ван Мандер писал, что Брейгель пользовался любой возможностью, чтобы побывать у крестьян, будь то свадьба или любой другой праздник.

Амбар полон

Две связки колосьев висят на граблях, рукоятка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница.

Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлемой частью любого крестьянского стола. Брейгель показывал современникам, что люди, изображённые на полотне, не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Историки установили, что в Нидерландах того времени количество собранного зерна могло колебаться до 80 %. Это приводило к резкому росту цен на зерно и, как следствие этого, — недоеданию, голоду, эпидемиям. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.

Бо́льшую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Крестьянам в Нидерландах жилось в XVI веке лучше, чем их собратьям в других странах Европы. Они были свободны, крепостная зависимость была отменена, господство испанских Габсбургов было терпимым. Только в 1567 году Филипп II послал герцога Альбу, чтобы выбить более высокие налоги и истребить протестантских еретиков. Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий.

Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребёнка, изображённого на переднем плане, есть нож, висящий на поясе

Ложка в шляпе — признак бедности

Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило, жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на её содержание у них не было средств. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребёнка, изображённого на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.

Господин в чёрном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее, так как привилегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования.

В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно, это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. По обычаю, устраивали ещё и свадебный обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался днём невесты.

Невеста и пальцем не шевельнет

Невеста и пальцем не пошевельнет

Место, на котором сидит невеста, выделено зелёным сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работы, ей разрешалось один день побездельничать. «Он пришёл с невестой» (нем.  Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы. Только ещё один человек справа на полотне изображён со сцепленными руками, скорее всего, горожанин или дворянин. Он тоже принадлежит к тем, кто добывает свой хлеб не физическим трудом.

Невеста изображена на полотне единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у неё обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, так же, как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.

Перед обедом должна была состояться свадебная церемония. Для Мартина Лютера это был чисто мирской обряд, при котором мог присутствовать священник, что было, однако, не обязательно.

История полотна

Это полотно было приобретено герцогом Эрнстом в 1594 году в Брюсселе и потом перекочевало в Прагу в знаменитую коллекцию Рудольфа II.

Примечания

Литература

  • Wendy Beckett: «Die Geschichte der Malerei: 8 Jahrhunderte abendländische Kunst in 455 Meisterwerken». Köln DuMont, 1995. ISBN 3-7701-3560-1
  • Rose-Marie Hagen, Rainer Hagen: «Meisterwerke im Detail: Vom Teppich von Bayeux bis Diego Rivera. Band I». Köln: Taschen Verlag, 2006. ISBN 3-8228-4787-9
  • Wieland Schmied (Hg.): «Harenberg Museum der Malerei. 525 Meisterwerke aus sieben Jahrhunderten». Dortmund: Harenberg Lexikon Verlag, 1999. ISBN 3-611-00814-1
  • Manfred Wundram: «Die berühmtesten Gemälde der Welt». Bergisch-Gladbach: Imprimatur Druck- und Verlagsgesellschaft, 1976

wikiredia.ru

Картины про несчастных невест в русском искусстве

топ 100 блогов
shakko_kitsune — 19.09.2017 Свадьба -- один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русской живописи!

Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания полотен весьма трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Даже если не брать картины, посвященные суровой судьбе крестьянской женщины и посмотреть лишь произведения про более обеспеченные социальные слои -- купечество, мещанство и дворянство, все равно получается печальненько.

Особенно усердствовали на эту тему передвижники, но общего настроения не избежали и другие художники-жанристы.Итак, окунемся в бездны слез!

Картины про несчастных невест в русском искусстве

Конечно,«НЕРАВНЫЙ БРАК» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА

И также его «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ»

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым.Славе полотна способствовали и художественные достоинства, и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

Картины про несчастных невест в русском искусстве

А еще«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ»АДРИАНА ВОЛКОВА

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал!

Картины про несчастных невест в русском искусстве

По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО»ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

На первой из картин изображен трогательный старик, прощающийся с дочерью-невестой. Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое.В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова "Перед свадьбой" (1872) года: тут уже страдающая мать.

Картины про несчастных невест в русском искусстве Картины про несчастных невест в русском искусстве

На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна!Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было совершенно не комильфо.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, "Прием приданого в купеческой семье по росписи" (1873).

Картины про несчастных невест в русском искусстве

На полотне Николая Неврева "Смотрины" (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ»ФИРСА ЖУРАВЛЕВА

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он позже написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут разговор идет только между отцом и дочерью.Картину, пытаясь угадать предысторию, называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…

Картины про несчастных невест в русском искусстве

В более позднем его полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает. Впрочем, может, это жених? Не волнуйся, милая, он скоро помрет!

Картины про несчастных невест в русском искусстве

В сравнении с этими картинами произведения Федотова -- прямо отрада для сердца, хоть для каких-то женщин сватовство и свадьба были в радость! Хоть они и изображают томление и пугливость.

Картины про несчастных невест в русском искусстве Картины про несчастных невест в русском искусстве

«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА»ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся!

Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

Картины про несчастных невест в русском искусстве Картины про несчастных невест в русском искусстве

Картины про несчастных невест в русском искусстве Картины про несчастных невест в русском искусстве

Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар, иконы.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ»НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д.

Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ»ЛАУРИЦА ТУКСЕНА И ИЛЬИ РЕПИНА

Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует. Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха.

Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех. Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И придет это все в итоге к трагедии не только этой семьи, но целой страны.

Картины про несчастных невест в русском искусстве Картины про несчастных невест в русском искусстве

yablor.ru

Крестьянская свадьба (картина) - это... Что такое Крестьянская свадьба (картина)?

«Крестьянская свадьба» (нем. Die Bauernhochzeit) (1568) — картина Питера Брейгеля Старшего.

Сюжет

Урожай был хорош, невеста идет под венец

Свадьба проходит на гумне крестьянского двора.

В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в черное мужчина, сидит на превернутом кверху дном чане, остальные на лавках из неоструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно нотариус, приглашенный для заключения брачного договора.

На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На разносчике еды сходятся полудиагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения.

В прошлом эксперты пытались интерпретировать полотно, придавая ему религиозный или аллегорический смысл. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины. По другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена, очевидно, что картина полна реалистических деталей, отражающих действительность XVI века. Карел ван Мандер писал, что Брейгель пользовался любой возможностью, чтобы побывать у крестьян, будь то свадьба или любой другой праздник.

Амбар полон

Две связки колосьев висят на граблях, рукоятка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница.

Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлимой частью любого крестьянского стола. Брейгель показывал современникам, что люди, изображенные на полотне не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Историки установили, что в Нидерландах того времени количество собранного зерна могло колебаться до 80 %. Это приводило к резкому росту цен на зерно и как следствие этого недоеданию, голоду, эпидемиям. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.

Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Крестьянам в Нидерландах жилось в XVI веке лучше, чем их собратьям в других странах Европы. Они были свободны, крепостная зависимость была отменена, господство испанских Габсбургов было терпимым. Только в 1567 году Филипп II послал герцога Альбу, чтобы выбить более высокие налоги и истребить протестанских еретиков. Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий.

Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе

Ложка в шляпе — признак бедности

Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.

Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее так как привилегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования.

В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. По обычаю, устраивали еще и свадебный обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался днем невесты.

Невеста и пальцем не шевельнет

Невеста и пальцем не пошевельнет

Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. «Он пришел с невестой» (нем. Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы. Только еще один человек справа на полотне изображен со сцепленными руками, скорее всего горожанин или дворянин. Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой.

Невеста изображена на полотне единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, также как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.

Перед обедом должна была состояться свадебная церемония. Для Мартина Лютера это был чисто мирской обряд при котором мог присутствовать священник, что было, однако, не обязательно.

История полотна

Это полотно было приобретено герцогом Эрнстом в 1594 году в Брюсселе и потом перекочевало в Прагу в знаменитую коллекцию Рудольфа II.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru

ПЕЧАЛЬНЫЕ НЕВЕСТЫ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

«НЕРАВНЫЙ БРАК» И «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор. Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

http://b1.culture.ru/c/501156.x414p.jpghttp://b1.culture.ru/c/501157.x414p.jpg

«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ» АДРИАНА ВОЛКОВА

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

http://b1.culture.ru/c/501158.x254p.jpghttp://b1.culture.ru/c/501159.x254p.jpg

«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО» ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

http://b1.culture.ru/c/501167.x308p.jpghttp://b1.culture.ru/c/501168.x308p.jpg

«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ» ФИРСА ЖУРАВЛЕВА

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.

http://b1.culture.ru/c/501185.x188p.jpghttp://b1.culture.ru/c/501189.x188p.jpghttp://b1.culture.ru/c/501190.x188p.jpg

«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА» ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

http://b1.culture.ru/c/501191.x242p.jpghttp://b1.culture.ru/c/501192.x242p.jpg

«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ» НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.

Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев

«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ» ЛАУРИЦА ТУКСЕНА И ИЛЬИ РЕПИНА

Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует. Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех. Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И приведет к трагедии не только этой семьи, но целой страны.

http://b1.culture.ru/c/501196.x235p.jpghttp://b1.culture.ru/c/501197.x235p.jpg

Источник

toieto.ru

Поль Гоген Когда свадьба?: Описание произведения

В феврале 2015 года картина Поля Гогена «Когда свадьба?» (Nafea faa ipoipo?) была продана почти за 300 миллионов долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства и обойдя полотно Сезанна «Игроки в карты» (которое в свое время установило рекорд в 250 миллионов)*.

Предыдущий владелец картины Гогена – швейцарский коллекционер Рудольф Штехелин – не сообщил, кто именно предложил ему такую выгодную сделку. Однако арт-дилеры утверждают, что работа была продана музейному ведомству Катара, которое владеет и самым дорогим холстом Сезанна.

Гоген, который прославился (спустя годы после своей смерти) благодаря изображению прекрасных юных таитянок, создал для современников и поклонников его искусства романтический образ райского острова. Если верить его картинам, на Таити только и делали, что нежились под лучами солнца, наслаждались сладкими фруктами и предавались любви. Остается лишь вздыхать о том, что сейчас дела обстоят совсем по-другому. Но на самом деле Таити был весьма далек от идеала и в конце XIX века, когда туда приехал Гоген. Конечно, не без романтического флера. Вот только молоденькие девушки, манившие художника своей экзотической красотой, меняли любовников-колонистов, как перчатки, постоянно требуя от них денег и подарков, и вдобавок награждая «французской болезнью».

Была ли такой главная героиня этого полотна? Девушка в традиционном таитянском наряде словно застыла в ожидании, к чему-то прислушиваясь. В ее волосы над ухом вставлен цветок. Согласно местным традициям, таким образом юная таитянка дает понять, что находится в поисках мужа. Ее лицо и фигура в целом прорисованы довольно схематично. Гораздо большего внимания заслуживает вторая героиня картины, которая очень отличается от девушки на переднем плане. Она одета в европейское розовое платье (единственный элемент на полотне такого цвета), а строгие и настороженные черты лица прописаны куда более тщательно. Поза девушки и ее пальцы, сложенные в подобие ритуальной мудры, отсылают нас (по мнению некоторых исследователей творчества Гогена) к буддийскому искусству. Можно предположить, что она здесь играет роль некоего защитника, оберегающего и предостерегающего юную подругу от опрометчивого поступка. Немного отстраненное и задумчивое лицо этой же девушки можно узнать на другой картине – «Женщина с цветком» (1891).

*Обновление: В 2017 стало известно, что картина стоила на 90 млн меньше - не 300, а 210 млн долларов.

Автор: Евгения Сидельникова

artchive.ru

Крестьянская свадьба (картина) - это... Что такое Крестьянская свадьба (картина)?

«Крестьянская свадьба» (нем. Die Bauernhochzeit) (1568) — картина Питера Брейгеля Старшего.

Сюжет

Урожай был хорош, невеста идет под венец

Свадьба проходит на гумне крестьянского двора.

В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в черное мужчина, сидит на превернутом кверху дном чане, остальные на лавках из неоструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно нотариус, приглашенный для заключения брачного договора.

На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На разносчике еды сходятся полудиагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения.

В прошлом эксперты пытались интерпретировать полотно, придавая ему религиозный или аллегорический смысл. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины. По другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена, очевидно, что картина полна реалистических деталей, отражающих действительность XVI века. Карел ван Мандер писал, что Брейгель пользовался любой возможностью, чтобы побывать у крестьян, будь то свадьба или любой другой праздник.

Амбар полон

Две связки колосьев висят на граблях, рукоятка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница.

Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлимой частью любого крестьянского стола. Брейгель показывал современникам, что люди, изображенные на полотне не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Историки установили, что в Нидерландах того времени количество собранного зерна могло колебаться до 80 %. Это приводило к резкому росту цен на зерно и как следствие этого недоеданию, голоду, эпидемиям. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.

Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Крестьянам в Нидерландах жилось в XVI веке лучше, чем их собратьям в других странах Европы. Они были свободны, крепостная зависимость была отменена, господство испанских Габсбургов было терпимым. Только в 1567 году Филипп II послал герцога Альбу, чтобы выбить более высокие налоги и истребить протестанских еретиков. Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий.

Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе

Ложка в шляпе — признак бедности

Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.

Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее так как привилегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования.

В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. По обычаю, устраивали еще и свадебный обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался днем невесты.

Невеста и пальцем не шевельнет

Невеста и пальцем не пошевельнет

Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. «Он пришел с невестой» (нем. Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы. Только еще один человек справа на полотне изображен со сцепленными руками, скорее всего горожанин или дворянин. Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой.

Невеста изображена на полотне единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, также как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.

Перед обедом должна была состояться свадебная церемония. Для Мартина Лютера это был чисто мирской обряд при котором мог присутствовать священник, что было, однако, не обязательно.

История полотна

Это полотно было приобретено герцогом Эрнстом в 1594 году в Брюсселе и потом перекочевало в Прагу в знаменитую коллекцию Рудольфа II.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Крестьянская свадьба (картина - это... Что такое Крестьянская свадьба (картина?

Крестьянская свадьба (картина, Брейгель, 1568)

«Крестьянская свадьба» (нем. Die Bauernhochzeit) (1568) — картина Питера Брейгеля Старшего.

Сюжет

Урожай был хорош, невеста идет под венец

Свадьба проходит на гумне крестьянского двора.

В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в черное мужчина, сидит на превернутом кверху дном чане, остальные на лавках из неоструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно нотариус, приглашенный для заключения брачного договора.

На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На разносчике еды сходятся полудиагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения.

В прошлом эксперты пытались интерпретировать полотно, придавая ему религиозный или аллегорический смысл. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины. По другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена, очевидно, что картина полна реалистических деталей, отражающих действительность XVI века. Карел ван Мандер писал, что Брейгель пользовался любой возможностью, чтобы побывать у крестьян, будь то свадьба или любой другой праздник.

Амбар полон

Две связки колосьев висят на граблях, рукоятка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница.

Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлемой частью любого крестьянского стола. Брейгель показывал современникам, что люди, изображенные на полотне не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Историки установили, что в Нидерландах того времени количество собранного зерна могло колебаться до 80 %. Это приводило к резкому росту цен на зерно и, как следствие этого, - недоеданию, голоду, эпидемиям. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.

Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Крестьянам в Нидерландах жилось в XVI веке лучше, чем их собратьям в других странах Европы. Они были свободны, крепостная зависимость была отменена, господство испанских Габсбургов было терпимым. Только в 1567 году Филипп II послал герцога Альбу, чтобы выбить более высокие налоги и истребить протестантских еретиков. Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий.

Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе

Ложка в шляпе — признак бедности

Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.

Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее так как привилегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования.

В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. По обычаю, устраивали еще и свадебный обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался днем невесты.

Невеста и пальцем не шевельнет

Невеста и пальцем не пошевельнет

Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. «Он пришел с невестой» (нем. Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы. Только еще один человек справа на полотне изображен со сцепленными руками, скорее всего горожанин или дворянин. Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой.

Невеста изображена на полотне единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, также как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.

Перед обедом должна была состояться свадебная церемония. Для Мартина Лютера это был чисто мирской обряд при котором мог присутствовать священник, что было, однако, не обязательно.

История полотна

Это полотно было приобретено герцогом Эрнстом в 1594 году в Брюсселе и потом перекочевало в Прагу в знаменитую коллекцию Рудольфа II.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта