Бытовой жанр - математика и искусство. Бытовые картины
Бытовой жанр: история картины художники
Бытовой жанр – направление изобразительного искусства, связанное с использованием в качестве сюжета картин, сцен обычной жизни людей. Особенность – в качестве тем для работ выбирают только современные художнику события. Бытовой жанр распространен в скульптуре, живописи, графике – работы изобразительного искусства отличаются небольшими параметрами, реалистичностью передачи объектов.
В качестве отдельного жанра сформировался в эпоху Средневековья, хотя первые репрезентативные работы можно отнести к времени существования древнейших цивилизаций. Бытовой жанр посвящен частным, обыденным событиям – лучше всего иллюстрируют особенности исторического периода.
Возникновение
Периодом формирования жанра является Новое время, поскольку тогда произошла резкая популяризация реалистичной живописи, демократических взглядов на социум. В 17-19 веках художники начинают обращаться к жизни обычных людей в качестве центральной тематики картин. Благодаря обострению социального противостояния в обществе, росту интереса к повседневной жизни развивался бытовой жанр.
Первые работы
Бытовая живопись впервые зафиксирована во времена античности – в Древнем Египте, Риме, Греции, Месопотамии. В античную эпоху живопись в привычном смысле не была популярна. Сохранилось малое количество картин на стенах древних зданий. Репрезентативными образцами считаются рисунки на посуде.
Вазопись – одно из видов древнегреческого искусства, сюжетами которого были бытовые и религиозные сцены.
Направления на Востоке
Первые репрезентативные работы, найденные исследователями, датируются 4 в. н.э. – это поучительные зарисовки, характерные для философии древнего Китая. Жанровая живопись формируется в Китае периода династии Тан. Бытовой жанр отражал особенности императорского двора и сцены из жизни простых людей. Китайское искусство оказывало влияние на живопись Кореи и Японии.
В арабских странах встречаются миниатюры с характерными сценами, но мусульманский запрет на фигуративные изображения оказал влияние на развитие направления.
Культура индийской и персидской античности богата картинами с характерными сценами: «Акбар верхом на слоне», «Женщина с попугаем», авторы работ не известны.
Европейское Средневековье и эпоха Ренессанса
В европейских странах бытовой жанр был очень популярен, представлен миниатюрами и полотнами, написанными известными мастерами. Ренессанс стал периодом триумфа направления. Лидером в развитии изобразительного искусства являлась Италия, где работал Джотто. Не отставали художники стран Северной Европы — Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк, Боутс.
Во Франции и Италии в 15 столетии популяризировалась тематика народного трудового быта в миниатюре и настенных росписях. В Италии бытовой жанр долгое время не отделялся от религиозного – размежевание произошло в 16 веке. Наиболее ярко это демонстрируют работы Джорджоне, Карраччи.
Особая роль в развитии направления принадлежит Голландии. Причины популярности направления:
- Распространение протестантизма, что повлекло отказ от картин на религиозную тематику;
- Слабые позиции католической церкви;
- Разрыв связи с Ватиканом;
- Падение популярности религиозной живописи, в результате отсутствия заказчиков, перемен в политическом и культурном развитии страны.
Не смотря на то, что в Голландии не было величественной архитектуры или старинных руин, как в Италии, Франции или Испании, живописцы нашли себя в жанровых картинах. Художники специализировались на изображении:
- Сцен в рыбацких деревушках, кабаках и ресторанах;
- Сцен на фоне морского или зимнего пейзажа;
- Аккуратных улочек и горожан.
Работы выполнялись в разных стилях профессиональными и полупрофессиональными художниками. До нашего времени дошло несколько картин признанных мастеров живописи: «Скотный двор зимой» Рубенса, «Старая женщина, готовящая яичницу» Веласкеса. Даже работы Веласкеса и Рубенса не смогли изменить пренебрежительного отношения к тематическим сюжетам во многих странах Западной Европы.Постепенно внимание художников перемещается с крестьянских сцен на тематику дворянского быта, полотна становятся аристократичными.
В 18-19 веках
В 18 веке происходит перелом в отношении к бытовой тематике. Именитые художники обращаются к этому направлению чаще, работая в стилях реализм, классицизм, романтизм. Популярности направления способствует заинтересованность в бытовых сюжетах со стороны коллекционеров. Русская живопись тяготела к бытовому направлению.
Бытовой жанр представляют полотна: «Жатва. Возвращение с поля» (Т.Гейсборо), «Привлечение новенькой в бордель» (У.Хогарт).
В зависимости от особенностей стиля художника, бытовой жанр был представлен работами с сентиментальным, сдержанным, романтичным, поэтичным, реалистичным оттенком. Во Франции 18 века на аукционах устраивали настоящие «войны» за право обладать картиной бытовой тематики от известного мастера. Художники 18 века, работающие, в бытовом направлении: Француа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Жан-Оноре Фрагонар, Томас Гейнсборо.
В 19 веке происходит демократизация искусства. Популяризируются новые тематики – представители социального дна были центральными фигурами большинства работ. Изображение рабов, нищих и пленников было своеобразным признаком монаршей власти. Картины отмечены эмоциональностью, динамикой, особенной передачей чувств. Отмена рабства во всех странах мира в 19 веке породила новые сюжеты живописи.
Русское изобразительное искусство отмечено работами реалистов и передвижников: Врубеля, Серова, Репина. С появлением новых стилей живописи в конце 19 – в начале 20 веков, изобразительное искусство теряет доминанту реализма. Это подтверждается картинами Мане, Дега.
В 20 веке
Тематикой работ 20 века стали войны, революции, глобальные преобразования быта, связанные с радикальными экономическими и политическими превращениями. Перемены вызывали у людей растерянность, падение духовности, страх. Это было отображено на картинах художников. Мастера 20 века учатся не просто отображать жестокую реальность, а находить индивидуальность, прекрасное и доброе в людях.
Художники 20 века: Пабло Пикассо, Рокуэлл Кент, Александр Мурашко, Диего Ривера, Алла Горская, Игнасио Сулоага. Бытовой жанр остается популярным и на современном этапе.
Рекомендуем публикации
- Историческая живопись
- Мифологическая живопись
- Религиозная живопись
- Батальная живопись
- Пастораль в живописи
- Виды пейзажа в живописи
artrecept.com
Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Художники бытового жанра
У каждого художественного направления есть свои поклонники и критики. Но бытовой жанр в изобразительном искусстве занимает особое место – с ним связано множество предрассудков, он привлекает зрителей занимательным сюжетом и нередко бывает раскритикован именно поэтому, ведь некоторым это кажется слишком мелочным и анекдотичным. Некоторые искусствоведы годами пытаются ответить на вопрос о том, стоит ли вообще писать обыденность. Тем временем художники продолжают использовать бытовой жанр в живописи, а обыватели – радоваться таким полотнам и с удовольствием приобретать их для интерьера.
Как появилось данное направление?
Сцены повседневной жизни вдохновляли людей еще в древние времена. Тогда искусство было способом взаимодействия с окружающим миром, попыткой усилить воздействие магических обрядов. Поэтому рисунки так поражают своей жизненностью и эмоциональностью. Древние образцы египетской живописи и мелкой пластики выражают повседневные мотивы труда, содержат семейные, любовные, театральные, карикатурные сценки. Плиний Старший писал в своей «Естественной истории» о существовании особых художников, занимавшихся изображением лавочек цирюльников и сапожников.
Бытовой жанр в живописи раннего христианства
Зачатки новой религии развивались во враждебной атмосфере, скрываясь в катакомбах и пользуясь секретными шифрами. Бытовой жанр в изобразительном искусстве того периода тоже опирался на тайную символику – картины с рыбной ловлей рассказывали о крещении, сценки со строительством намекали на создание церковных общин, а веселое застолье призвано было отразить блаженство душ в райской обители. Именно из первых христианских мотивов направление перешло в средневековое искусство, где подобные изображения стали использоваться на колоннах и в текстах манускриптов. Кроме того, в архитектуре того времени тоже широко применялся бытовой жанр – примеры можно увидеть в каменных узорах готических соборов, изображающих дровосеков и пастухов, виноделов и пекарей. Такие сценки наглядно иллюстрировали ход земного времени, наполненного повседневными делами.
Развитие направления в эпоху Возрождения
В начале пятнадцатого столетия бытовой жанр в живописи дополнился особенным смысловым направлением. Художники начали изображать карнавальные и свадебные обряды, а также сцены, посвященные жизни разных сословий. Как и в прежние времена, каждую деталь живописцы стремились наполнить символизмом. Свечи были указанием на человеческую жизнь, цветы и фрукты – на плодородие, птицей в клетке изображали девичье целомудрие, а метла была способом избавиться не только от сора, но и от злых духов. Каждая вещь и событие вовлекались в своего рода театральное действо. Но все эти иносказания сочетались с предельным реализмом и рассказывали о правде жизни.
В центре внимания оказывались не религиозные идеи, а люди и их земной мир во всех его подробностях. Особенно заметна переоценка ценностей в появлении рыночных сценок. Вместо евангельских эпизодов художники бытового жанра рассказывали о крестьянах, вдохновляясь плодами матери-Природы и ее бесконечной энергией. Такое настроение заметно в полотнах Питера Брейгеля Старшего, Веласкеса, Вермеера и Караваджо. Самые низшие сословия изображались с любовью и обаянием, которых не было в искусстве прежде.
Бытовой жанр во времена Просвещения
Несмотря на всю живописность, картины эпохи Возрождения несли в себе и некоторую дидактичность. Именно поэтому к началу Просвещения бытовой жанр в изобразительном искусстве начинал изживать себя. Мотивы о том, что пьянствовать и плутовать плохо, а жить в спокойствии семейного быта – хорошо, стали совсем ханжескими и обесценили это направление. Тем не менее, в начале девятнадцатого века мировые, и в том числе и русские, художники бытового жанра вернули ему прежний авторитет. Например, живописец Александр Иванов своей картиной «Явление Христа народу» воплотил некоторые важные идеи данного направления.
Картины Венецианова изображали социальные недуги с потрясающей эмоциональностью и без лишнего ханжества, в жанре критического реализма не уступая литературным шедеврам Федора Достоевского. Сам писатель отмечал, что исторические живописцы изображают то, что знают как случившееся, а жанристы – выступают очевидцами показанных событий.
Салонная живопись
К концу девятнадцатого века жанру снова пришлось столкнуться с упадком. Салонные картины низводили образы до уровня пустых сюжетов, милых сплетен. Но вскоре бытовой жанр в изобразительном искусстве снова вернулся на прежний уровень – возникновение импрессионизма вернуло ему значение. Мимолетные моменты, мастерски подмеченные художниками, были наполнены смыслом не меньше, чем крупные исторические полотна, возвращая повседневности ее значимость. Сказочные легенды, бытовой символизм – вот чему была посвящена тематическая картина. Бытовой жанр представили такие мастера, как Петров-Водкин, Борисов-Мусатов, Ходлер и Сегантини. Лирически-грустные моменты жизни представлял Корин, а в картинах Кустодиева повседневное существование представало в ярмарочном, пестром воплощении.
Бытовой жанр в двадцатом веке
Новая эпоха принесла художественному направлению невероятное разнообразие видов. Появились плакатные образы, иронические наблюдения и философские раздумья. Бытовой жанр в изобразительном искусстве стал универсальным способом изобразить жизнь во всей полноте, включая праздники, сцены детства или старости, картины, полные реализма. В полотнах воспевался мирный труд. На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало естественную симпатию. К концу двадцатого века в жанре появились энергичные, темпераментные картины, отлично отражающие дух времени и вместе с тем обогащающие традицию, сохраняющуюся со средневековья.
fb.ru
бытовая живопись - это... Что такое бытовая живопись?
бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной. Термин стал использоваться в России со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами». Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества; бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых («На пашне. Весна» А. Г. Венецианова, 1820-е гг.; «Масленица» Б. М. Кустодиева, 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568; «Похороны в Орнане» Г. Курбе, 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В. Е. Маковского, 1889—91; «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, 1880—83). В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я. Вермера Делфтского, 1660-е гг.; «Трапеза крестьян» Л. Ленена, 1642; «Охотники на привале» В. Г. Перова, 1871; «Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева, 1918). В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И. Е. Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой; «1919 год. Тревога» К. С. Петрова-Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны). Брейгель Старший. «Крестьянский танец». 1568 г. Художественно-исторический музей. Вена"> П. Брейгель Старший. «Крестьянский танец». 1568 г. Художественно-исторический музей. ВенаБытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э.; гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520—10 гг. до н. э.). Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.). Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469—70; «Рождество Иоанна Крестителя» Д. Гирландайо, 1485—90). Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 1594—95; «Лютнист», ок. 1595 г.) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х. Босха, 1475—80; «Менялы» М. ван Реймерсвале, сер. 16 в.; «Крестьянский танец» П. Брейгеля Старшего, 1568).
В. Г. Перов. «Тройка». 1866 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф. ван Мириса Старшего, ок. 1660 г.; «Женщина, чистящая яблоко» Г. Терборха, ок. 1660 г.; «Девушка с письмом» Я. Вермера Делфтского, ок. 1657 г.). Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса («Севильский водонос», ок. 1621 г.) и француза Л. Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг.). В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 1743—45). Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок. 1740 г.). Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г. Курбе, 1849; «Сборщицы колосьев» Ф. Милле, 1857). Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О. Ренуара, 1876).
Я. Вермер Делфтский. «Служанка с кувшином молока». Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам
В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Лишь 18 в. даёт единичные примеры (И. И. Фирсов. «Юный живописец», 1760-е гг.; М. Шибанов. «Крестьянский обед», 1774, и «Празднество свадебного договора», 1777). Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол. 19 в. К. П. Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В. А. Тропинина («Кружевница», 1823). Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок. 1825 г.; «На жатве. Лето», 1820-е гг.; «Утро помещицы», 1823). В полотнах П. А. Федотова («Разборчивая невеста», 1847; «Сватовство майора», 1848; «Завтрак аристократа», 1849 г.) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира. Его поздние картины («Анкор, еще анкор!», «Игроки», обе – 1851—52) пронизаны подлинным трагизмом.
П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В. Г. Перов. «Проводы покойника», 1865; «Тройка», 1866; И. М. Прянишников. «Шутники», 1865; Н. В. Неврев. «Торг. Из недавнего прошлого», 1866; В. Е. Маковский. «Свидание», 1883). В 1870—80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, 1870—73; «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, 1891). Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России. Мастера из Общества станковистов (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов и др.) писали героические будни строительства новой жизни. Во второй пол. 20 – нач. 21 в. жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф. П. Решетников, Т. Н. Яблонская, С. А. Чуйков, А. А. Пластов, В. Е. Попков, Н. И. Андронов, П. Ф. Никонов, Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестерова и многие др.).
Л. И. Соломаткин. «Свадьба». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
dic.academic.ru
жанр бытовая живопись - картины художников о жизни
Бытовой жанр отличается широким кругом сюжетов, взятых из повседневной жизни людей. Художники черпают свое вдохновение в обычных вещах вокруг себя, рисуя полотна в бытовом жанре. Большинству обывателей нравится результат, все чаще в интерьерах для украшения жилищ используется именно этот жанр. Бытовая живопись появилась в искусстве еще с древних времен. С помощью симбиоза живописи и магии люди пытались улучшить свою повседневную жизнь. Поэтому в рисунках столько жизненной правды и эмоций. На египетских барельефах и мелкой скульптуре до сих пор сохранились визуализации на трудовую рутину, карикатуры, семейные и романтические сценки. Плиний Старший в своем трактате «Естественная история» упоминал о художниках, пишущих обычных цирюльников или сапожников, занимающихся своим делом.В период раннего средневековья бытовой жанр шифровался на картинах религиозной тематики, пытаясь совершенствоваться во вражеской атмосфере порицания. Тайная символика расшифровывалась следующим образом: ловля рыбы связывалась с таинством крещения, процесс строительства пересекался с возведением церквей и храмов, а праздничный пир должен был показать блаженство душ, попавших в рай.
Тематика христианства помогла жанру успешно развиваться во времена средневековья. Изображения рисовались на барельефах, колоннах, панно и среди текстов рукописей. Также бытовой жанр смог реализоваться в архитектуре. На стенах готических соборов до сих пор сохранились каменные дровосеки, пекари, кузнецы и виноделы, занимающиеся своим профессиональным делом. Сценки выглядят очень жизненно и напоминают нам о быстротечности времени. В начале XV века столетия жанр стал разностороннее и получил новые направления развития. У художников появилась возможность без страха перед инквизицией рисовать карнавалы и свадьбы, сцены из жизни представителей различных сословий. Каждую свою работу они пытались сделать более детальной, особое внимание, уделяя символизму. Например, свечи указывали на скоротечность жизни, цветы, овощи и фрукты – на богатство и плодородность, птицей, томящейся в клетке, представлялась целомудренная девушка, а метла считалась верным средством, чтобы изгнать демонов. Каждая картина становилась похожа на театральную сценку, где иносказания гармонично сосуществовали правдивым повествованием о жизни.
Религиозные идеи отошли на второй план, уступив обычным людям и их земным потребностям. В жанре произошла настолько глобальная переоценка ценностей, что в нем появились даже картинки с базаров и ярмарок. Помимо стандартных воспроизведений из Евангелия живописцы черпали вдохновение в природе, радости и жизни крестьян. Плоды этой деятельности четко прослеживаются в работах испанца Веласкеса, нидерландцев Вермеера и Питера Брейгеля Старшего, а также итальянца Караваджо.
Эпоха Возрождения сделала бытовой жанр более дидактичным, без этих усовершенствований он бы окончательно изжил себя. Из-за частого использования нотаций пьянству, слишком явного поощрения тихой семейной жизни и других поучительных моментов, направление утратило популярность. В начале XIX столетия бытовой жанр смог наверстать утраченные позиции, благодаря упорному труду художников из России и других стран. Одной из самых удачных работ этого времени стала картина «Явление Христа народу», на ней кистью Александра Иванова воплотились ключевые идеи направления.
Картины бытового жанра русской жизни писали мастера Борисов-Мусатов и Петров-Водкин, швейцарец Ходлер и итальянец Сегантини. На полотнах советского живописца Корина мы видим лирические сюжеты жизни, а его коллега Кустодиев удачно рисовал пестрые повседневные сцены ярмарочных празднеств, а также исторические бытовые картины русских художников о народной жизни.
XX век стал новой эпохой для бытового жанра и поделил его на несколько новых видов. Его стали реализовывать на плакатах, добавлять иронию и философию. Жанр плотно вошел в жизнь людей, без него уже не представляли проведение праздников и собраний. Только там можно было изобразить реальную жизнь во всех ее проявлениях и реалиях.
Главным акцентом стал мирный труд, его хвалили на всех полотнах. Простые бытовые изображения резко контрастировали с псевдо монументальными, которые тиражировались для выполнения нужной политики. Но на этом контрасте они выигрывали и вызывали симпатию у зрителей. Конец XX столетия ознаменовал появление в жанре более темпераментных полотен, насыщенных энергией. Картины художников, жизнь на которых изображалась во всей своей полноте, отражали тенденции нового времени, не забывая про старые традиции средневековья, позволяя жанру развиваться.
Купить картины бытового жанра по привлекательным ценам вы можете в нашей онлайн галерее. В работах отображена вся полнота счастливой, красивой, крестьянской, вечной, сельской, деревенской, московской, богатой, монастырской жизни людей. Особой популярностью в данном жанре пользуются модульные картины.
artistsarea.com
Бытовой жанр - математика и искусство
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА Сюжетная картина - наиболее сложный вид живописного искусства. Чаще всего она изображает не одного, а нескольких персонажей, находящихся в определенных отношениях, связанных между собой каким-то событием, действием. Сюжетно-тематическая картина рассказывает зрителю, что происходит с героями в данный момент, в каком они состоянии, какие чувства ими владеют. События могут развертываться на природе или в помещении. Следовательно, художник, пишущий сюжетную картину, должен уметь изображать не только человека, его фигуру, лицо, душевное состояние, но и пейзаж, и окружающий человека предметный мир. Тема определяет круг явлений, захвативших художника, которым он посвящает свое произведение, она связана с идеей (историческая тема, военная тема, тема народной жизни, тема труда, тема любви и т. д.). Сюжет воплощает конкретное явление, событие или их совокупность, в которых раскрываются тема и идея произведения. Художник останавливается на сюжете, позволяющем ему четко и ясно выразить содержание средствами изобразительного искусства. Он может наказать само действие, или момент, предшествующий событию, или сцену, следующую за совершившимся событием, выражающую реакцию на него. Характер изобразительных сюжетов тоже различен. Одни сюжеты могут быть повествовательными, содержать довольно подробный рассказ о том или ином событии, показывать действие, его кульминацию. Другие сюжеты не показывают конкретное действие, их содержание раскрывается посредством изобразительных деталей, имеющих смысловое значение.
*Бытовой жанр - это изображение жизни людей, их труда, событий в окружающей действительности. Картины этого жанра являются своеобразными документами быта и культуры людей определённого исторического времени. Большими мастерами бытового жанра были такие известные русские художники, как Г. Венецианов, П. Федотов, В. Перов, с. Герасимов, А. Пластов, Ю. Пименов, Ф. Решетников, А. Лактионов. На их картинах ты можешь увидеть обстановку, одежду, предметы быта, традиции и обычаи в жизни людей. И часто через предметы быта, обстановку художнику легче раскрыть суть изображаемой сцены, выявить внутренний мир, поступки, переживания героев своих произведений.
matematikaiskusstvo.ru
Бытовой жанр | aquarells.ru
Бытовой жанр – это один из жанров изобразительного искусства, отражающий частную жизнь людей, обыденные события. Ведущую роль в бытовом жанре играет бытовая живопись (или, как ее часто называют, жанровая). Бытовые сюжеты распространены также в графике и скульптуре.
В.Г. Перов «Чаепитие в Мытищах» 1862 г.
Круг тем, которые охватывает бытовой жанр, необычайно широк. Это могут быть изображения людей, занятых повседневными домашними делами и хлопотами либо конкретной профессиональной работой (например, художник за мольбертом, кружевница, плетущая узорное кружево, виноградарь, собирающий урожай). Это и сцены различных праздников, увеселений, игр, застолья, сцены домашнего досуга. Это и изображение какого-то знаменательного семейного события (сватовство, поминки, крестины и т.д.). Бытовой жанр может отражать частную жизнь людей, принадлежащих к совершенно разным слоям общества, ведь бытовые сцены могут разыгрываться и в интерьерах царского дворца, и в убогой крестьянской избе, и на пресловутых квадратных метрах городской квартиры; всевозможные житейские ситуации могут складываться и на лоне природы, и в различных общественных местах, и просто на городской улице.
П.А. Федотов «Разборчивая невеста» 1847 г.
Именно поэтому бытовой жанр теснейшим образом переплетается с другими жанрами изобразительного искусства – портретом, пейзажем, историческим, батальным жанрами. Изображая будничную жизнь людей, художник стремится показать, что волнует их, каковы их душевные устремления.
В.Г. Перов «Похороны крестьянина» («Проводы покойника») 1865 г.
Бытовые сцены изображались людьми с древних времен, но как отдельный жанр бытовая живопись обрела свои права в X веке сначала на Востоке, а в Европе – лишь в XVI в., именно в этот период светская живопись пришла на смену религиозной. В России активный интерес к бытовому жанру начинается со второй половины XVIII в. О выставке картин, относящихся к данному жанру, можно прочитать здесь.
Похожее
aquarells.ru
Бытовая картина Википедия
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
История развития
Истоки
Стенопись с бытовыми сценами, погребальная кладовая Накта, Древний ЕгипетБытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов.
-
Новорождённый телёнок, мелкая пластика из захоронения
-
Осколок керамической вазы с рисунком колесницы, Лувр.
-
Варение пива, мелкая пластика из захоронения
Древнегреческая вазопись
Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Бытовой жанр был развит и в тогдашней живописи, но до нашего времени дошли случайные его образцы. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи, и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка!», Эрмитаж; мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»; мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами — от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).
-
Мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»
-
Жертвоприношение вином, 480 г. до н. э. Лувр
-
Муза читает свиток, лекиф, Лувр
Бытовой жанр стран Востока
Мастерская каллиграфов и мастеров миниатюры, 1590—1595 гг. Аноним из Индии, бытовая сцена, 1603 г.Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э., хотя и имели поучительный, дидактический характер в пределах религиозно-философских идей. В период Тан (VII—X вв н. э.) сформировались школы китайской жанровой живописи. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В период Сун (X—XIII вв н. э.) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах, интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Примерно так же шло развитие бытового жанра в живописи Японии и Кореи, на искусство которых имела значительное влияние живопись Китая и её образцы.
Имел своё распространение бытовой жанр и в искусстве арабоязычных стран средневековья, который опирался на мощную местную культуру народов. Прежде всего это касалось Египта, Индии и Персии (Ирана). Мастера этих стран решались частично игнорировать мусульманский запрет на создание фигуративных изображений.
Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена; миниатюры к трактатам Авиценны; миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства» — поэт слушает музыкантов вместе с друзьями; миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом; миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIII в.). Художники рисуют не только сцены придворной жизни, хотя часто вынуждены работать на восточных тиранов.
-
Аноним из Индии, «Женщина с попугаем», начало 1580 гг.
-
Аноним из Индии, «Акбар верхом на слоне», начало 1600 гг.
-
Аноним из Индии, «Танец могольских женщин»
-
Мухаммад Кан, Персидский принц в часы досуга, 1633-34 гг.
В средневековой Европе
Бытовой жанр набирал мощь и в средневековой Европе. Его образцы найдены и в миниатюрах, и в рельефах, и в немногих образцах живописи (французские миниатюры со сценами строительства готических соборов, витражи, немецкие рельефы в соборе города Наумбург, миниатюры братьев Лимбург и т. п.).
Эпоха Возрождения
С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век.) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карраччи, Джорджоне, Бассано).
В Голландии XVII века
Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:
- распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картин
- слабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописи
- сокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров — (портрет, пейзаж и бытовая картина).
Художников Голландии не отпугивали ни низменные, монотонные пейзажи страны, ни отсутствие остатков античных сооружений в ней, ни непрестижность изображений моряков и рыбацких лодок, крестьян и домашнего скота или изображений дремотного быта маленьких городков, непарадных окрестностей, тихих улиц и переулков и захламлённых углов двора. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров — от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.
Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров. Одни специализируются на маринах или зимних пейзажах, другие — на бытовых сценах в кабаках, сценках быта провинциальных воинов и бедных жилищ горожан и крестьян (Ян Стен, Виллем Корнелис Дейстер, Филипп Вауэрман, Адриан ван де Венне, Корнелис Бега, Адриан ван Остаде, Питер де Блот, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Готфрид Схалкен, Ян Викторс, Карел Фабрициус, Герард Доу, Говерт Кампхёйзен, Питер де Хох, Якоб Герритс Кёйп, Ян Моленар, Филипс Конинкк, Питер ван Лар, Ян Артсен Мариенхоф, Терборх Герард, Корнелис Трост, Гербрандт Янс ван ден Экхоут, Юдит Лейстер, Гиллис Ромбаутс и другие).
Пять веков прославленного развития культуры и искусств в Италии до XVII века обусловили чопорную иерархию жанров. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную — пейзаж и бытовой жанр. Итальянцы ещё воспринимали как свои картины утрехтских караваджистов со сценами небольших банкетов с музыкантами и покупали их (Геррит ван Хонтхорст, «Беседа с менестрелем», галерея Уффици, Флоренция, «Концерт», галерея Боргезе, Рим), тогда как другие вызывают неприятное удивление и отторжение. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVII в. способны вызвать и скуку, и улыбку, и удивление, и хохот.
- Якоб Герритс Кёйп, «Завтрак двух воинов», 1628 г.
- Ян Вермеер, «Сводница», 1656 г., Дрезденская картинная галерея
- Ян Стен, «Праздник по поводу рождения котят»
- Виллем Корнелис Дейстер, «Солдаты, не поделившие добычу», 1622–1624, Лондон, Национальная галерия
- Ян Артсен Мариенхоф, «В мастерской художника», 1648 г.
- Адриан ван де Венне, «Драка женщин из-за штанов»
- Терборх Герард, «Сельский почтальон», 1655 г.
- Годфрид Схалкен, «Бритье бороды»
- Маттиас Стом, «Мальчик с факелом», 1622 г.
- Адриан ван Остаде, «Сельская музыка», 1645 г.
- Ян Моленар, «Предобеденная молитва»
- Питер ван Лар, «Нападение грабителей»
- Карел Фабрициус, «Торговец музыкальными инструментами», 1652, Национальная галерея, Лондон
- Говерт Кампхёйзен, «Ухаживания скотовода за дояркой»
- Якоб Дюк, «Караульня с воинами»
- Гербрандт Янс ван ден Экхоут, «Дети в парке», 1671 г.
- Герард Доу, «Торговля селёдкой», 1675 г.
Лишь со временем искусство Голландии аристократизуется, все больше ориентируется не на демократические, а на дворянские вкусы. И в бытовом жанре преобладают мещанские, добропорядочные, благородные сюжеты (Корнелис Трост, «Забавы в парке»).
В других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был фактически на обочине официального искусства в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Даже творчество таких великанов искусства XVII века, как Рубенс или Веласкес, которые тоже обращались к бытовому жанру (или трактовали религиозные сцены как бытовые), мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.
От творческого наследия некоторых мастеров сохранилось всего несколько картин.
Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.-
Веласкес, «Старая женщина, готовящая яичницу»
-
Алехандро де Лоарте, «Проданная курица», частное собрание
XVIII век
Отношение к бытовому жанру понемногу меняется. И в XVIII веке появляются как его сторонники среди художников, так и первые значительные коллекционеры. Законодательницей в модах и в искусстве становится Франция. Среди французских художников, работающих в бытовом жанре:
В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра.
Французские аристократы часто собирают картины не столько из-за любви к искусству, сколько из-за моды и престижа. В 1768 г. скончался бывший секретарь короля Луи XV — де Генья, а его коллекции продают с аукциона, где начался ажиотаж. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет — «Он — умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой… Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников.
К бытовому жанру обращаются и мастера других стран, а в самом жанре нарастают элементы правдивого воспроизведения реальности:
Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохранённую в XIX в., оно неустанно демократизируется. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVII в., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство XIX в. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключённые или военнопленные, люди социального дна. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Пленники и рабы пришли ещё в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять.
В картинах мастеров XIX в. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Нерешённые социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества — однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.
В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, где сценки быта изображены уже подчеркнуто реалистично, чрезвычайно правдиво, с большей или меньшей долей идеологических установок. Среди художников — сторонников бытового жанра:
Особое место в искусстве XIX в. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле, итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). И без туманных намёков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего XIX века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства, из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства.
-
Винсент ван Гог, "Воспоминание о саде в Эттене"
-
Генри Скотт Тьюк, «Все на помпу!», 1888 г.
-
Эмиль Фриан, «День Всех святых» (Посещение кладбища), 1888 г.
Значительное обострение социальных проблем и противоречий во всех областях жизни в XX в., войны, революции, социальное размежевание, национально-освободительные движения, промышленные и научные революции, взрывное развитие техники, урбанизация — все это решительно меняло быт миллионов людей, придавало ему импульсивность, нестабильность. Чрезвычайно выросли бездуховность, растерянность людей перед сиюминутными изменениями, опасностью от политических режимов, перед дегуманизацией науки, неопределенностью собственного будущего. Откликнулся на эти изменения и бытовой жанр, художники которого взялись анализировать и исследовать все закоулки личной и общественной жизни, его недостатки, страдания обычного человека из толпы, её одиночество, надежды, сопротивление, готовность к борьбе ради защиты себя и детей. Среди мастеров бытового жанра XX века:
- Пабло Пикассо
- Игнасио Сулоага
- Борис Кустодиев
- Джордж Беллоуз
- Рокуэлл Кент
- Пластов, Аркадий Александрович
- Мурашко, Александр Александрович
- Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
- Григорьев, Борис Дмитриевич
- Жилинский, Дмитрий Дмитриевич
- Ренато Гуттузо
- Эндрю Уайет
- Коржев, Гелий Михайлович
- Диего Ривера
- Арнаутов, Виктор Михайлович
- Тутунджан, Джанна Таджатовна
- Попков, Виктор Ефимович
- Горская, Алла Александровна
- тысячи мастеров гравюры, фарфора, скульптуры, книжной, газетной, журнальной иллюстрации, фото.
Источники
- Большая Советская энциклопедия.
- Египет: Земля фараонов. М., 1997.
- Мерц Б. Красная земля, чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.,2004.
- Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
- Ривкин Б. И. Малая история искусств. «Античное искусство», М, 1972
- Левинсон-Лессинг В. Ф. «История картинной галереи Эрмитажа», (1764—1917), Л. 1985
Литература
- Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959.
- Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961.
- Русская жанровая живопись XIX — начала XX века, М., 1964.
Ссылки
Бытовой жанр // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
wikiredia.ru