Владимир Сорокин: "Границу между искусством и неискусством определяет сам художник". Сорокина картины
Художественная галерея 'Арт-Орел' - Ольга Сорокина
Родилась в Орле в 1969 году.
В 1986 году закончила Орловское художественное училище. (прин. Рымшин Н.И.)
В 1990г. поступила в Харьковский художественно-промышленный институт.
В 1992-1997гг. училась и закончила Киевскую академию художеств. (проф. Гуменюк Ф.М.)
В 1998 году - Член Союза художников России.
Преподаватель в Орловском художественном училище.
Представленные произведения Вы можете приобрести в галерее, связавшись с нашими сотрудниками по контактному телефону или оставив заявку на сайте. Представленные картины являются подлинниками. Если понравившееся Вам произведение находится в частной коллекции, Вы можете заказать реплику. Данные картины отмечены специальным знаком.
Всего работ представлено: 20.
Дом Базарова 80х105 - Холст-масло - Пейзаж Дворик с вишней - Холст-масло - Пейзаж Холодная весна 105х85 - Холст-масло - Пейзаж Мой Орел 120х124 - Холст-масло - Пейзаж Ночной монастырь. Болхов 100х80 - Холст-масло - Пейзаж Старый дуб. Пробуждение 85х105 - Холст-масло - Пейзаж Улица Гагарина. Вечер 80х90 - Холст-масло - Пейзаж Улица Гагарина. Утро 80х90 - Холст-масло - Пейзаж Усадьба Голициных 85х105 - Холст-масло - Пейзаж Усадьба Шатиловых 95х100 - Холст-масло - Пейзаж Цветущий Болхов 80х90 - Холст-масло - Пейзаж Храм Николы Соусохи. Псков 80х100 - Холст-масло - Пейзаж Мальвы 100х100 - Холст-масло - Пейзаж Мартовский звон 100х100 - Холст-масло - Пейзаж Ночной Стокгольм 60х70 - Холст-масло - Жанровая Рускеала. Карелия 100х90 - Холст-масло - Пейзаж Рябина на балконе 120х100 - Холст-масло - Пейзаж София Новгородская 92х105 - Холст-масло - Пейзаж Выбуты. Псков 80х100 - Холст-масло - Пейзаж Зимнее солнце 90х100 - Холст-масло - Пейзажgalery-artorel.ru
Владимир Сорокин: «Это замечательно и очень обновляет кровь»
Только что в издательстве Corpus вышел новый роман Владимира Сорокина
Вначале весны вышла «Манарага», новый антиутопический роман Владимира Сорокина. Тогда же стало известно, что 12 мая Таллинская портретная галерея, возглавляемая Рене Кирспуу, открывает первую персональную выставку картин Владимира Сорокина, вернувшегося к изобразительному искусству после длительного перерыва.
Фото: Мария Сорокина
Начинавший в кругу московских концептуалистов, в молодости Сорокин занимался книжной графикой и работал штатным художником в журнале «Смена». После этой начальной поры он посвятил себя в основном литературному творчеству, время от времени отвлекаясь на проекты в кино, в музыкальном и драматическом театре.
Владимир СорокинПисатель, художник, сценарист
Дата и место рождения: 7 августа 1955 года, поселок Быково, Московская область
Образование Московский институт нефтяной и газовой промышленности им. Губкина, Московский институт неорганической химии
Автор десяти романов, а также ряда повестей, рассказов, пьес, либретто (опера «Дети Розенталя», 2005) и киносценариев. Лауреат Премии Андрея Белого (2001), НОС (2010), «Большая книга» (2011, 2014), номинант международной Букеровской премии
Романы «Норма» (1979–1984), «Очередь» (1983), «Тридцатая любовь Марины», «Роман» (оба 1989), «Сердца четырех» (1991), «Голубое сало» (1999), «Ледяная трилогия» (2009), «Теллурия» (2013), «Манарага» (2017)
Пьесы «Русская бабушка» (1988), «Дисморфомания» (1990), «Щи» (1996), «Пельмени» (1997), Dostoevsky-Trip (1997), «Капитал» (2006)
Фильмы «Москва» (2001), «Копейка» (2001), «4» (2004), «Мишень» (2011)
К изобразительному искусству писатель неожиданно для всех вернулся после окончания работы над романом «Теллурия» (2013), по мотивам которого состоялась выставка с участием берлинского художника Жени Шефа в рамках последней Венецианской биеннале (куратором посольства Республики Теллурия в Венеции выступил Дмитрий Озерков). Тогда же у Сорокина и появились большие картины (например, портрет Федора Достоевского, композиции «Мамонт и ракета», «Мужская кровь»), после которых пришло время многосоставного живописного проекта «Три друга».
Своей майской персоналке Сорокин предпослал следующее уведомление: «Их трое. Природа у них разная. Разные миры и времена породили их. Они говорят на разных языках: один трубит, другой щелкает, третий потеет. Но они понимают друг друга без слов. Что же помогает им понимать? Что сближает их и роднит? Что позволяет так легко жертвовать своим временем, мечтами и надеждами? Только дружба!»
То, как эта писательская декларация будет преломляться в цикле конкретных живописных работ, что предшествовало этому проекту и что для жизни Владимира Сорокина означает чередование литературы и живописи, он и рассказывает в интервью.
Первая персональная выставка Владимира Сорокина посвящена приключениям трех друзей: Мамонта, Пальца и Черепа
Бургер книг
Базовый концепт «Манараги», нового, только что вышедшего в издательстве Corpus романа Владимира Сорокина, переживает о судьбе бумажной книги в цифровую эпоху. После Нового Средневековья и Второй мусульманской революции издания, ставшие раритетными, используют для эксклюзивных блюд. Book’n’grill, изобретенный писателем, предполагает приготовление дорогой и неповторимой еды на редких книгах (шашлык из осетрины на «Идиоте», стейк на первом издании «Поминок по Финнегану», каре барашка на «Дон Кихоте»). Чем реже и ценнее экземпляр, тем вкуснее результат и головокружительнее интрига.
Тема еды, то есть употребления продуктов культуры внутрь, — корневая метафора, которую легко буквализировать и тем самым довести до абсурда. Употреблять всяческие не приспособленные к этому вещества — старая тема в творчестве Сорокина. Знаменитая, ставшая классической «Норма» (1979–1984) как раз про поедание брикетов с понятной субстанцией, символизирующей отравление идеологией. В пьесе Dostoevsky-Trip (1997) главные писатели цивилизации превращались в наркотики. «Три года назад мы с дружбаном нарыли немного бабок, ну и в Цюрихе неплохо оттянулись: сначала Селин, Клоссовски, Беккет, потом, как всегда, помягче: Флобер, Мопассан, Стендаль. А назавтра я проснулся в Женеве. А в Женеве ситуация совсем другая, чем в Цюрихе… В Женеве разнообразия не жди. Иду, стоят негры. К первому подхожу: Кафка, Джойс. Ко второму: Кафка, Джойс. К третьему: Кафка, Джойс, Томас Манн… Как из ломки выходить? Неужели Кафкой?» В сборнике «Пир» (2001), являвшемся то ли признанием в любви, то ли эпитафией московскому концептуализму, помимо «Лошадиного супа» и «Дня русского едока» (не говоря уже о «Настеньке», в прошлом году экранизированной Константином Богомоловым), есть еще и «Банкет», составленный как меню из самых необычных блюд, и это уже предпоследняя остановка перед нынешней «Манарагой».
В качестве холодных закусок Сорокин предлагает, например, «салат из новогодних фотографий» или «салат из любовных писем», видимо на выбор. Икру из «Мастера и Маргариты» (!) или «завитки из носовых платков с игольными подушечками», «галстуки, фаршированные тампаксами» и «паштет из мужских носков». «Гренки с телефонными счетами», «заливное из женских перчаток», «тарталетки с комнатной пылью» или же «буженина из фетровых шляп». И только после «седла велосипеда под шубой» и «рулета из шерстяного одеяла» начинается раздел горячих закусок. Открывается он «дипломом о высшем образовании в кисло-сладком соусе» и «жульеном из транзисторных приемников». Все рецепты сопровождает подробно расписанный состав и пошаговый алгоритм приготовления. И все такое вкусное, манкое, метафорически насыщенное, что даже и не знаешь, с чего начать.
Живопись и литература в вашем творчестве идут параллельно друг другу или же чередуются?
Я занимался живописью и графикой в 1970-е годы, но в конце тех лет стал писать первую прозу, и стихия ее, как цунами, вздыбилась и смела все художественные занятия. Остался лишь островок книжной графики, которой я зарабатывал на жизнь до 1987 года. Потом затонуло и это…
После романа «Теллурия» я был настолько опустошен, что не мог и думать о каких-либо новых текстах. И мечта вернуться к холсту и краскам сбылась именно в это время. Признаться, все эти — страшно сказать! — десятилетия я думал о возвращении, но понятия не имел, как именно это произойдет. И вот произошло это в Берлине четыре года назад. Почему именно там — трудно объяснить. Может, потому что в моем кабинете были большие и пустые белые стены, на которых ничего не висело.
Совмещать живопись и литературу трудно, это разные процессы, требующие своей особой биомеханики. Невозможно утром помахать кистью, а после обеда засесть за роман. Потери будут неизбежны. Но оба процесса стимулируют друг друга совершенно особенным, не очень понятным образом. Моя проза все-таки довольно визуальна. А живопись многое берет от литературы. Сюжеты и персонажей, например.
Однажды я написал, что Сорокин вообще-то художник, просто его художественные работы помещены в литературный контекст и поэтому воспринимаются как тексты, а не как арт-объекты.
Трудно сказать, я же внутри процесса, многое в себе мне не видно. Могу лишь заслониться от вашего острого и прямого вопроса фразой Набокова: хороший писатель делает из своего читателя зрителя. Это мне очень близко. Признаюсь, что, когда пишу, вижу происходящее как бы чувственно — это трудно объяснить.
Но разве концептуализм, внутри которого вы начинали, не был именно художественной, а не литературной практикой?
Концептуализм никогда не был чисто визуальным искусством, вспомните «Стул» Джозефа Кошута или текстовые работы Ильи Кабакова. Он мерцал между изображением и текстом.
Первая персональная выставка Владимира Сорокина посвящена приключениям трех друзей: Мамонта, Пальца и Черепа
Сообщение о вашей персональной выставке пришло вместе с анонсом вашего нового романа. Есть ли какие-то точки пересечения в работе над картинами, представленными в экспозиции, и «Манарагой»?
Пересечение лишь одно: это сделал один и тот же человек. Других нет, насколько мне кажется. Картины цикла «Три друга» не иллюстрация к чему-либо. Над «Манарагой» я работал весь прошлый год, писал ее исключительно во Внуково под Москвой. А когда приезжал в Берлин — вставал к холсту. Два совсем разных процесса.
С чем это сравнимо? Наверное, с летучими рыбами: ты плаваешь в море, а потом выпрыгиваешь и летишь по воздуху. Занятие живописью — это и есть такой полет, процесс более физиологический, чем сидение за столом у ноутбука.
Холст требует от художника ритуального танца. Ты приплясываешь с кистями, мастихином и палитрой, отбегаешь, смотришь, потом подбегаешь, машешь кистью, что-то бормочешь. Руки в краске, пот струится, ноги устают. Когда пишешь картину, полностью себя забываешь. Это замечательно! Очень обновляет кровь.
Будет 19 холстов и 7 графических работ. Это отдельный проект, а не просто выставка работ, сделанных за четыре года. Большинство из них написано за последний год, уже после выставки в Венеции.
Проект называется «Три друга». Речь в нем идет о жанровой судьбе трех персонажей: мамонта, черепа зооморфа и пальца с ногтем, пораженным грибком. Выставка должна дать художественный ответ на онтологический вопрос: что общего между ними? Каждая картина будет написана в своем стиле, и на каждой будут присутствовать эти персонажи, связанные между собой сюжетно и стилистически.
Первая персональная выставка Владимира Сорокина посвящена приключениям трех друзей: Мамонта, Пальца и Черепа
Я обратил внимание на то, что картины, посвященные разным героям, отличаются по манере. Совсем как в некоторых ваших книгах, где разные стили даются встык.
В этом и заключен главный принцип выставки: все картины, в ней участвующие, намеренно написаны в разных стилях — классицизм, суровый реализм, экспрессионизм, кубизм и так далее, вплоть до последней картины с тремя палитрами, при помощи которых писался весь цикл. Конечно, это нарратив, выраженный средствами живописи.
Знаю вас как человека, для которого нет неважных деталей, поэтому спрошу: как вы выбирали галерею? Почему именно Таллин, Эстония? Как вообще возник этот выставочный проект?
Все произошло как бы случайно, но это только на первый взгляд. После возвращения к холсту и краскам мне понадобилось три года, чтобы по-настоящему вернуться в профессию. Как сказал Боря Михайлов на первом домашнем показе первой картины: «Надо тебе расписаться». И я расписывался эти три года. Сейчас чувствую себя «в норме», то есть на холсте делаю то, что хочу, а не то, что выходит само по себе. В таких случаях художник говорит: «О, отлично! Кисти сами направили». Это ложное чувство, как мне кажется.
Так вот, в Гамбурге я познакомился с Рене Кирспуу, галеристом из Таллина. У него прекрасная галерея в Старом городе. Кирспуу увидел мои работы и предложил сделать персональную выставку у него. До этого я участвовал в ряде коллективных выставок в Венеции и Берлине. Я придумал концепцию, ему она понравилась. Все произошло вовремя.
У вас громадный опыт работы в самых разных видах искусства: литература во всех жанрах, музыкальный (опера) и драматический театр, кино, пластические искусства, участвовали в перформансе. Какой носитель точнее всего выражает зерно ваших замыслов? Или каждый из них нужен для выполнения конкретной задачи и вам нравится их чередовать?
Как кожу менять. Да, это важно. Это обновляет креативный аппарат, уничтожает в нем ржавчину и плесень. Но важнее, чтобы этот новый опыт был внутренне необходим.
Когда в 1995 году Саша Зельдович предложил мне написать киносценарий, чего я раньше никогда не делал, это вызвало закипание крови, открылись новые горизонты.
www.theartnewspaper.ru
Картины Пелевина, картины Сорокина...: ogrinky
Развал.
Не самые известные имена в нашем изобразительном искусстве. Тем интереснее взглянуть на их работы. Стоит оговориться, что существенная часть затрагивает православную тематику.............................................................................................................................Иван Андреевич Пелевин окончил курс императорской Академии художеств в 1862 году со званием неклассного художника. Вскоре по выходе из академии написал несколько картин, между прочим две сцены: «Воскресный досуг» и «Молодая мать», за которые академия в 1864 г. произвела его в классные художники 3-й ст. Однако недостаточность материального обеспечения побудила его заняться мозаичным искусством, причем он продолжал заниматься и живописью. В 1869 году за картины «Детский завтрак», «Деревенская швея», «Два врага», «Деревенский пестун» и «Этюд девушки» было присуждено ему звание академика. В следующем году в мозаичном отделении он был повышен в младшие мозаисты.
Вдова, 1866, Курская областная картинная галерея имени А.А.Дейнеки
В 1874 году переехал в Вильно. Здесь попробовал свои силы в исторической живописи и написал, между прочим, картины: «Иоанн Грозный в келье Николы Юродивого, во Пскове» (1877) и «Боярин Троекуров читает царевне Софье указ о заточении ее в монастырь» (1878), но вскоре вернулся к изображению сцен деревенского быта, как более свойственных его дарованию.
Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая СалосаНиколай Салос - псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его в кровожадности и устрашая возмездием, после чего царь отошёл от Пскова.
В противоположность большинству других русских жанристов он представляет в своих картинах не печальные или темные стороны этого быта, а его отрадные проявления, порой излишне приукрашенные идиллией, причем особенно любит выводить на сцену детей. В 1884 году снова поступил на службу в мозаичное отделение.Первенец, 1888, Русский музейНачиная с 1860-х годов, живописец постоянно принимал участие в выставках Академии художеств. Пелевин являлся одним из самых плодовитых жанровых живописцев второй половины ХІХ столетия в русской реалистической живописи. Создал свыше ста произведений. Общественного резонанса картины Пелевина не имели, однако среди современников он был популярен как художник бытового жанра, писавший приятные малоформатные картины. Известен как мозаичист, исполнил работы в Исаакиевском соборе (фигура Иуды в образе "Тайная вечеря", 1869-1870) в Петербурге, принимал участие в создании мозаик «Несение креста», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк» и «Апостол Петр».Блестящий образец мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 - 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи.Картины художника представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Курской областной картинной галерее имени А. А. Дейнеки, в Тюменском музее изобразительных искусств, в других художественных музейных собраниях, галереях и частных коллекциях. Пелевин Иван Андреевич умер в Санкт-Петербурге в 1917 году.Дети в санях, 1870, Нижнетагильский художественный музей
Евграф Семёнович Сорокин, Портрет 1891 года работы В. Е. Маковского.Евграф Семенович Сорокин (1821—1892) - один из знаковых мастеров религиозной живописи. Живописец также обладал незаурядным талантом преподавания - Евграф Сорокин выучил многих знаменитых художников.Родился 6 декабря 1821 года в посаде Большие Соли Костромской губернии и уезда, ныне поселок Некрасовское в Ярославской области. Первоначальное ознакомление с живописью Сорокин получил у одного ярославского иконописца. Уже в это время он проявлял большие способности к собственной композиции, чем обратил на себя внимание заказчиков работ по церковной живописи.
Распятие
Представляет интерес то, как достаточно подготовленный к рисунку и живописи двадцатилетний Евграф Сорокин попал в Академию художеств.Император Николай I на одной из выставок заприметил картину "Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего с него портрет А.М. Матвеева и предугадывает в нем талантливого живописца". То ли название понравилось российскому самодержцу, то ли сама картина, то ли он тоже распознал в авторе картины — Е. Сорокине — незаурядного художника. Только история окончилась тем, что император издал указ о зачислении Евграфа Семеновича Сорокина учеником в Академию художеств.
Сорокин учился в Академии под руководством профессора А. Маркова . В 1845 г. получил большую серебряную медаль за этюд с натуры, а еще через четыре года — золотую медаль за исполнение конкурсной программы «Ян Усмовец останавливает разъяренного быка».
Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира. 1849Ян Усмошвец (Усмович, Усмарь) — легендарный летописный богатырь. Упоминается в летописях под 992, 1001 и 1004 гг, всегда в роли победителя печенегов, в двух последних случаях вместе с богатырем Александром Поповичем.
[История целиком]Наиболее подробен следующий легендарный рассказ. В 992 году печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на единоборство с их богатырём. Охотников не находилось, и великий князь Владимир начал тужить. Тут подошёл старик и сказал, что оставшийся дома меньшой его сын (из пяти) в гневе разрывает кожу. Силач был вызван; для пробы силы он схватил бежавшего мимо быка и вырвал кожу с мясом, сколько мог захватить рукою. Печенежский силач был им побеждён и печенеги бежали. Князь Владимир заложил на месте поединка город, дав ему название Переяслав, якобы потому, что здесь русский богатырь «перенял» славу печенежского. Однако город Переяславль упоминался ещё в договоре 907 года Олега с греками. В то же время сомневаться в реальности существования самого витязя не приходится — известны два совместных похода Яна Усмовича и Александра Поповича на печенегов — в 1001 и 1004 годах. Позднейшая сходная малорусская сказка о Никите Кожемяке напечатана во 2-м томе «Записок о Южной Руси» Кулиша. Здесь богатырь — старик, мнет и рвёт в гневе кожи, убивает змея и освобождает похищенную змеем царевну. Летописный Ян Усмошвец и украинский Кирилл Кожемяка, по-видимому, два далеко разошедшиеся варианта одного и того же сказочного мотива об освобождении царевны от похитившего её змея.
За успехи в обучении был отправлен за казенный счет в Европу, посетил Германию, Бельгию, Францию и Испанию, а также Сирию и Египет. За написанную в Риме картину «Благовещение» он получил звание академика. Кроме того, Сорокин создал в этот период шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной Вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди в парижской православной церкви.Благовещение
Создал также ряд светских работ — написал несколько сцен испанской и итальянской жизни, например «Испанские цыгане» и «Свидание» и «Нищая девочка, в Испании». В 1859 г. возвратился в Россию и поступил на службу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем живописи. На этой должности оставался до конца своей жизни, вел живописный и рисовальный натурные классы.
Испанские цыгане
В 1860-х Сорокин руководил росписями в храме Христа Спасителя. Им исполнены, в частности, фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей и некоторые из образов в иконостасе московского храма Спасителя, а также окончены и частично переписаны на стенах храма произведения Ф. А. Бруни, оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За работу в храме Сорокин в 1878 г. получил звание профессора.Храм Христа Спасителя. Главный иконостас. Фото 1902 года.
Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10)ogrinky.livejournal.com
Вера человека в картину маслом. Владимир Сорокин и Ирина Прохорова о «Павильоне Теллурии»
Фото предоставлено пресс-службой«Теллурия», эскиз маски для девушки-лани, Женя Шефзаписали ~ Лика Кремер, Ксения Чудинова
«Павильон Теллурии» – совместный проект писателя Владимира Сорокина, художника Жени Шефа и фонда Михаила Прохорова, который выступил спонсором инсталляции. И хотя Республика Теллурия – мифическое государство, создатели павильона полагают, что его художественная проекция вполне органично умещается в современный культурный и политический контекст.
Прохорова: Забавно, что мы обсуждаем выставку, о концепции которой я практически ничего не знаю. В общем, вполне в согласии с традицией: «Я не видела, но скажу…»
Сорокин: В этом, как я понимаю, и заключена интрига нашей беседы. Я расскажу, что это такое и как все случилось. Дело в том, что после «Теллурии» я уже два года ничего не пишу – даже не хочется на самом деле. Зато после тридцатилетнего перерыва начал снова интенсивно писать картины маслом. Собственно, роман «Теллурия» дал мне и тему, и концепцию. Я решил сделать двенадцать работ маслом, разных по размеру и стилю – здесь и суровый реализм, и импрессионизм с экспрессионизмом, и поп-арт, и сюрреализм, – а также представить практически все жанры, от портрета до натюрморта. Это художественный проект, путь живописного искусства от XX до XXI века. Есть лишь одна работа – триптих «Теллурический плач по Ленину», – которая может иметь какое-то отношение к России. Все остальное – разговор о лице будущего мира. Делаем проект мы вдвоем с замечательным художником Женей Шефом, который живет в Берлине. В своей части он выступает и как художник, и как литератор – пишет картины, заполненные сообщениями. Для «Теллурии» будет издан каталог, и для этого каталога я придумал новую, пятьдесят первую главу, которая впишется и в контекст романа, и в нашу выставку. В этой главе будут действовать зооморфы – они как бы авторы двух картин.
Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.
Хотите стать участником?
Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.
snob.ru
"Границу между искусством и неискусством определяет сам художник": philologist
Из интервью писателя Владимира Сорокина главному редактору сайта Eksmo.ru Павлу Соколову.www.srkn.ru
- В мае прошлого года Вы участвовали в перформансе на Венецианском биеннале современного искусства. Будет ли нечто подобное в будущем?
Понятия не имею. Я почти три года занимался живописью, сделал перформанс. Буду ли я продолжать эти занятия? Неизвестно. Сейчас мне захотелось вернуться на литературную поляну.
- Как Вы относитесь к акциям Петра Павленского?
Петр Павленский — мощный, талантливейший художник, единственный в своем роде. Безусловно, он сейчас самый яркий художник-акционист в России. Он очень последователен в своем искусстве и двигался с ускорением. Он уже состоялся как серьезная величина, поэтому мне очень интересна динамика его дальнейшего движения.
- Возможно, Вы помните. Когда-то Юрий Лотман в своих «Беседах об искусстве и культуре» попытался объяснить, что же такое искусство и не искусство, и провести границу между ними. Но в современном мире эта грань практически стерлась. Не могли бы дать свое определение, что же сегодня есть искусство и не искусство?
Знаете, я не большой поклонник Лотмана. Границу между искусством и неискусством определяет сам художник. Другое дело, что общество может не согласиться с этим. Так было всегда.
- Что позволено и не позволено художнику на Ваш взгляд?
Мне кажется, художнику непозволительно бить человека кулаком по голове. Лучше — просто огорчать.
- Рисуете ли Вы сейчас картины?
Рисовал. Сейчас сделал паузу.
- Вы автор нескольких замечательных пьес, не собираетесь ли Вы в ближайшее время вновь обратиться к жанру драматургии?
Пока — нет. Но все возможно. Желание написать пьесу приходит, когда проза не пишется. Главное — писать не для какого-то театра, а просто для чтения. Как бы для придуманного, невидимого театра, где сидят не зрители, а читатели. И ты один из них.
- Интересуетесь ли Вы современным российским театром?
Крайне мало. Я вообще не большой поклонник театра. С одной стороны в этом жанре есть что-то архаическое, от древних мистерий для избранных, но и от древних цирков, когда на аренах лилась кровь, а публика смеялась; с другой — это теперь уже и современный цирк, пошловато-простоватый. Когда человек выходит на сцену и начинает влюбляться, рыдать, хохотать... в этом есть нечто и пугающее и смешное. Страшноватая профессия. Недаром лицедеев раньше хоронили отдельно. Я дважды уходил с собственных премьер.
И один вопрос о поэзии. Как Вы оцениваете к творчество Веры Полозковой?
Предпочитаю другую Веру — Павлову. Полозкова — насквозь эстрадный человек, у нее много от советских поэтов-шестидесятников. Стихи у нее эстрадные, обращенные в зал, это ее жанр, она прекрасно в нем существует, она внешне красивая, яркая. Мне же больше интересны стихи, обращенные к читателю, а не к зрителю. Хотя, любимый мой Игорь Северянин тоже был эстрадником, но он создавал удивительные словесные конструкты, чего не скажешь о Полозковой.
- Как Вы относитесь к социальным сетям?
Стараюсь никак не относиться. И так слишком много опосредованного в нашем мире. Соцсети — это информационный шум. Нужны беруши. Большинство этих ежедневных откровений, кулинарно-музыкально-географических исповедей, житейских советов и философских рассуждений в Сетях отдают графоманией, эксгибиционизмом, а зачастую — обыкновенным идиотизмом. И забирают массу времени. Я использую Интернет функционально.
- Теперь проговорим о Вашей творческой кухне. Когда Вы пишите, то создаете язык для мира, или же мир для языка? Что стоит на первом месте?
Все проще: я стараюсь найти словесную одежду для некой идеи. Чтобы она была красивой, современной и удобной.
- Какая музыка Вас вдохновляет?
Очень разная, до неприличия: от классики до хард-рока или шлягеров 50-х. Но вообще, я предпочитаю романтиков XIX века.
- Где лучше пишется: в России или за рубежом?
Везде, где пишется. Если не пишется — не пишется нигде.
- Что бы заставило Вас навсегда уехать из страны?
Идея эмиграции мне в принципе никогда не была близка. В этом есть нечто трагичное, безвозвратное. Во всяком случае, добровольно я не собирался и не собираюсь эмигрировать.
- Недавно умер Фазиль Искандер. Не могли сказать несколько слов о его творчестве?
Об Искандере воздержусь высказываться: честно говоря, я плохо знаком с его творчеством.
- Кого из современных российских авторов Вы читаете?
Вот недавно с удовольствием прочитал рассказ Марины Степновой «Перепелка». Хочу прочитать новый роман Димы Бавильского.
- А из западных?
Последняя радость — «Благоволительницы» Джонатана Литтелля.
- Вы некоторое время жили и работали в Японии. Кого бы из японских писателей Вы могли бы посоветовать?
Признаюсь, я не большой любитель японской прозы. Зато я обожаю их дизайн, анимацию и еду.
- Тот же вопрос про китайских писателей?
Я люблю китайскую классику: «Речные заводи», «Путешествие на Запад», «Сон в красном тереме».
- И еще один вопрос про Китай. Эта страна пережила во многом схожий с российским опыт. Как Вы относитесь к литературе «ран и шрамов»?
Спокойно. Они преодолевают свое прошлое.
- Вернемся к России. Кто из современных отечественных авторов, на Ваш взгляд, мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по литературе?
Саша Соколов, Татьяна Толстая, Лев Рубинштейн, Вера Павлова.
- А если им станете Вы, то как отреагируете и на что потратите деньги?
В моем физическом и литературном возрасте уже ко многому относишься спокойно. И к деньгам тоже.
- И последний вопрос: мертв ли концептуализм в России?
Концептуализм мертв, но я еще нет.
https://eksmo.ru/news/3104575/
Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
philologist.livejournal.com
Сорокин Виктор Семенович (1912-2001)
Художник В.С. Сорокин родился 25 декабря 1912 года в Москве. Его мать происходила из купеческого сословия, отец был офицером, служил в технических войсках.
В 1917 году родители мальчика умерли, он воспитывался сначала у родственников, потом, с 12 лет – в детском доме, с 17 лет – в трудовой коммуне ОГПУ им. Дзержинского в Люберцах. В коммуне он посещал изостудию, руководитель которой Б.В. Иогансон рекомендовал Виктора Сорокина в Московский художественный институт им. Сурикова. Окончив институт (1946; мастерская С.В. Герасимова), художник совершенствовал свое мастерство под руководством И.Э. Грабаря и Б.В. Иогансона. В 1946 году он был принят в члены Союза художников СССР.
В 1948 году В.С. Сорокин переехал в Елец. Специалист по творчеству художника Т.И. Нечаева приводит его слова, объясняющие причину переезда: «Хотел работать по-своему, но в Москве это было трудно. Живопись была не нужна». До 1957 года он работал преподавателем живописи в Елецком художественном училище, и впоследствии говорил об этом периоде: «Если б не Елец, может, и не выжил бы как художник».
С 1957 года Виктор Семенович жил в Липецке. Здесь его работы завоевали признание профессионалов, стали широко известны любителям живописи. Он активно участвовал в художественных выставках – всесоюзных, всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, областных. Более двадцати персональных выставок художника прошло в Липецке, Ельце, Санкт-Петербурге, Москве. Его излюбленные жанры – натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет.
Искусствовед Т.И. Нечаева определяет тайну таланта художника: «Он не только воспел гармонию мира, счастья жизни, он сделал это по-своему. Особенно это касается последнего периода творчества. Он выработал свою особую технику - он шел от импрессионизма в сторону живописного экспрессионизма, настолько его живопись динамична и по фактуре, и по внутреннему ощущению. Ему уже собственно предмет не так важен, он его уже не изображает, а обозначает, и он является частью композиции и живописного действа. Здесь живопись можно сравнить с музыкой - с ритмами, мощными звуками, их сочетанием. Есть даже выражение - симфоническое звучание холста. Все вместе у Сорокина - триумф жизни, триумф духа».
Один из его учеников в Елецком художественном училище вспоминает о своем учителе: "Он был велик талантом, скромен и беззащитен в жизни. За жизнелюбием и уравновешенностью пряталось его интеллектуальное одиночество. Среди всех нас, окружавших его, не было личности, равной ему. Он был один! В творчестве он мог соперничать только с самим собой."
В.С. Сорокин - Заслуженный художник РСФСР (1976), Народный художник России (1991). Он награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1986), «Знак Почета» (1997), золотой медалью Российской Академии художеств (1997).
В 1992 году в г. Липецке открыт Музей-мастерская художника В.С. Сорокина, ныне Художественный музей им. В.С. Сорокина – Дом Мастера. С 1993 года его имя носит Липецкая детская художественная школа № 1. В 1994 году он был избран Почетным гражданином г. Липецка.
Умер В.С. Сорокин 25 августа 2001 года в г. Липецке. С 2004 года ежегодно 25 декабря в день его рождения в Липецкой области проводится День Художника. С 2006 года в г. Ельце работает Культурный центр имени В.С. Сорокина с постоянной выставкой его картин, открытый елецким коллекционером Е.П. Крикуновым. С 2013 года в г. Липецке существует бульвар Виктора Сорокина.
В Липецке создан Фонд художника Виктора Сорокина, среди задач которого - создание сводного каталога произведений Сорокина, хранящихся в государственных музейных и частных коллекциях, формирование архива, публикация искусствоведческих статей и воспоминаний современников. Учредителями Фонда стали известный меценат и коллекционер А.В. Назаров, искусствовед Т.И. Нечаева и сын художника А.В. Сорокин.
Учреждена областная премия имени В.С. Сорокина, которой ежегодно награждаются лучшие воспитанники детских художественных школ.
Работы мастера хранятся в Третьяковской галерее, в Липецком областном и Елецком краеведческих музеях, других государственных и частных собраниях в России и за рубежом.
lounb.ru
Павильон Теллурии на биеннале в Венеции « Год Литературы 2018
Владимир Сорокин не только украсил «представительство» придуманного им государства своими картинами, но и открыл его шокирующим перформансом
Текст и фото: Мария БеловаДополнительные фото фото: Frida Project Foundation
Голубой шершень — герб Теллурии
Вслед за открытием национальных павильонов на Венецианской биеннале был представлен еще один — от несуществующей страны Теллурии. «Демократическая Республика Теллурия», расположенная в горах Алтая, — это плод фантазии писателя Владимира Сорокина, который настолько увлекся описанным им в одноименном романе миром будущего, что снова начал рисовать — ту, будущую жизнь.
Художник Женя Шеф
В молодости известный писатель работал художником-оформителем и книжным дизайнером; неудивительно, что у Сорокина вышли вполне профессиональные картины, внятно визуализирующие суть романа. Да и кто, как не сам автор, лучше всего может проиллюстрировать свой текст?
Искусствоведы, пришедшие на открытие, пристально изучали мазки Владимира Сорокина-живописца, отмечая аллюзии на Дали. Литераторы с еще бóльшим интересом сопоставляли известный им романный текст с его визуальным воплощением. Помимо пятнадцати картин Сорокина, экспозицию, как бы воспроизводящую личные апартаменты президента Теллурии, полковника «Голубых шершней» Трокара, дополняют работы его друга — художника Жени Шефа, представляющие собой нечто среднее между комиксами и летописями государства, которое пока не существует. Зато у Теллурии уже есть свой павильон в Венеции, и эта сама по себе интересная концепция приобрела новые смыслы:
Владимир Сорокин в павильоне Теллурии на биеннале в Венеции
«Я доволен выставкой, — говорит куратор Дмитрий Озерков. — Уже два национальных павильона закрылись: Коста-Рики и Кении. Коста-Рики — потому, что куратор продавал места в своем павильоне за пять тысяч евро, — разразился скандал на государственном уровне. А с Кенией — выяснилось, что все четыре художника, которые выставляются в павильоне, — китайцы. И, после протеста художественного сообщества в Кении, премьер-министр принял решение закрыть павильон».
Открытие сопровождалось перформансом, вызвавшим диаметрально противоположную реакцию у зрителей. Одни выразили удовольствие, другие отказались от комментариев увиденного. К числу этих отказавшихся относился и сам Владимир Сорокин, принимавший в перформансе самое активное участие. Состоял же он в следующем: полностью обнаженные девушки в масках оленя, свиньи и зайца (персонифицирующие, таким образом, «зооморфов» из романа) медленно передвигались по внутреннему двору палаццо Рокка Контарини Корфу, в котором был сооружен павильон Теллурии, выстраиваясь в линию, а между воином в латах и шлеме и Владимиром Сорокиным в образе правителя Теллурии в шкуре и с посохом, который венчал старый монитор, случился бой. Рыцарь упал. В конце действа упал и Сорокин.
Выставка продлится до 4 июня.
Ссылки по теме:На биеннале в Венеции воссоздадут «Теллурию» — ГодЛитературы.РФ, 24.03.2015«Павильон Теллурии» на Венецианской биеннале пройдет при поддержке Фонда Михаила Прохорова — сайт Фонда Прохорова
Просмотры: 629
13.05.2015godliteratury.ru