Александр Осипович Орловский (1777–1832). Картины орловский


Орловский Владимир Донатович

 Орловский Владимир Донатович (1842 - 1914) - воспитанник Петербургской Академии художеств и один из лучших пейзажистов 80-х годов XIX века. Современники называли Орловского "звездой первой величины наравне с Айвазовским", "искателем солнца", "несравненным пейзажистом южной природы", "корифеем русского пейзажа". 

Российско-украинский художник, пейзажист академической школы. Родился в семье киевского помещика. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И.М. Сошенко. В 1861 по окончании гимназии поступил в Академию художеств. В Петербурге Орловский стал учеником прекрасного пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова. Боголюбов многое смог передать начинающему живописцу, именно у него Орловский научился в полной мере использовать сочность и яркость красок, умело передавать переменчивость состояний природы, её обаяние и красоту. Боголюбов научил Владимира писать не только «сухопутные», но и морские пейзажи, в чем сам был признанным мастером.В Академии художеств стал делать быстрые успехи, так что в 1863 г. уже получил большую серебряную медаль. Потом писал этюды в Крыму, Киевской губернии и Финляндии.В 1868 г. — окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счет за границу.

Три года (1869—1872) «пенсионером от Академии» он работал в Париже, Швейцарии, Германии и Италии. Привезенные им из Европы работы получили высокую оценку Совета академии, который продлил ему на три года пенсионерское содержание, но для изучения природы и совершенствования живописи в России. В 1874 году ему было присвоено звание академика, а в 1878 — профессора за картину «Сенокос». Также в 1878 году Владимира Донатовича ввели сверхштатным членом в Совет академии.Представитель академизма. Произведениям художника присущи строгость композиционного построения, тщательность проработки деталей, пристальное внимание к эффектам естественного освещения.

Он оказался не только талантливым живописцем, но и хорошим педагогом, о чем свидетельствовали успехи его учеников. Педагогическая работа не мешала Орловскому плодотворно работать. Вскоре Владимира Орловского стали называть «корифеем русского пейзажа». Его картины быстро завоевали популярность у любителей живописи, которые стали охотно их покупать. Он много писал для аристократии Москвы и Петербурга, для царской фамилии. Кстати, одна из причин, что Орловский не так уж много картин показывал на выставках, как раз и заключалась в том, что многие его новые работы уходили к покупателям прямо из мастерской. Он был популярен наравне с И.К. Айвазовским.

Картины Орловского очень разнообразны по содержанию (пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат солнца, осенний разлив и т. д.). Специальность его - открытые виды леса.Хороший рисовальщик, Орловский помещал в свои картины хорошо поставленные и расположенные фигуры. Морские виды Орловского замечательны детальным рисунком больше, чем колоритом. Живопись Орловского сначала не вполне свободная, впоследствии стала мало-помалу широкою, колорит богаче.Любил «открытые» виды – морские пейзажи, закаты, разливы, лунные ночи, испытывая склонность к отображению наиболее эффектных состояний природы.

В 1881 предпринял поездку на Кавказ, в 1880-х - 1890-х периодически бывал в Крыму. В 1887 году Орловский переехал из Петербурга в Киев. Он оказывал большую помощь Киевской рисовальной школе им. Н.И. Мурашко, входил в её художественный совет. Был одним из организаторов создания Киевского художественного училища. Конец жизни Владимир Донатович Орловский провел в Италии, где он жил с 1909 года и где 16 марта 1914 года скончался. Хоронить мастера-пейзажиста привезли на родину в Киев. Работы Орловского хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупных музеях бывшего СССР.

Во второй половине 19 века в мире шло активное развитие живописи, возникали новые направления и течения, в том числе и весьма экстравагантные. Орловский с интересом следил за ними и даже применял в своих работах некоторые новаторские приемы. Но при этом он всегда оставался художником-реалистом академической школы.

«Я убедился, что по настоящее время художники-пейзажисты постоянно делились на две категории: одни увлекались всегда идеей, мотивом, а другие пробовали и пробуют фотографически передать натуру. Думаю, что всякая из этих категорий – крайность… Задача художника изображением предметов и эффектов, существующих в природе, – передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива – не более», - писал он.

*   *   *

Галерея (71 изображение)

*   *   *

gorenka.org

Александр Осипович Орловский (1777–1832). Мастера исторической живописи

Александр Осипович Орловский

(1777–1832)

Поляк по происхождению, Александр Орловский большую часть своей жизни провел в России, поэтому его искусство отразило особенности культуры обеих стран. Орловский был замечательным живописцем, карикатуристом, графиком. С одинаковым мастерством он работал в самых разных жанрах, писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, баталии.

Александр Осипович Орловский родился в Варшаве. Его отец являлся владельцем заезжего дома, где останавливались самые разные люди. Мальчик часто слышал разговоры о трагической судьбе польского народа, и это во многом повлияло на дальнейшее творчество будущего художника.

Орловский учился живописи в Варшаве, в мастерской Я. Норблина и М. Баччарелли (1793–1802). В эти годы он написал ряд жанровых картин сатирического характера («Базар в местечке», 1794–1795, Национальный музей, Варшава; «Сцена в корчме», 1795–1796; «Постоялый двор в польском местечке», 1795, Национальный музей, Варшава). Кроме того, художник создал несколько портретов и композиций, посвященных польскому восстанию 1794 года. Именно жанровые картины принесли первый успех мастеру.

Тонкая наблюдательность и умение живописца передать типические черты отразились уже в ранних работах, изображавших людей из народа. Таковы картины «Крестьянин с мешком на спине» (1797–1798, Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестьянин, закинувший за спину руки» (1797–1798, собрание Оссолинеум, Вроцлав), «Молодой мужчина в костюме XVIII века» (1797–1798, Национальный музей, Варшава), «Щеголь» (1798, Государственный исторический музей, Москва).

А. О. Орловский. «Польские повстанцы в лесу ночью», начало XIX века, Третьяковская галерея, Москва

В 1802 году Орловский поселился в Петербурге. Он много работал, создавая самые разнообразные по тематике картины. Среди них — полотна, посвященные лошадям и другим животным («В конюшне», 1802, Русский музей, Санкт-Петербург; «Орел с распростертыми крыльями», 1807, Национальный музей, Варшава; «Кляча», 1809, Третьяковская галерея, Москва; «Пасущаяся лошадь», 1811, Третьяковская галерея, Москва), проникнутые романтическим пафосом морские пейзажи («На берегу моря», 1809, Русский музей, Санкт-Петербург; «Кораблекрушение», ок. 1809, Русский музей, Санкт-Петербург), портреты («Портрет А. Д. Давыдова», 1806, Русский музей, Санкт-Петербург; «Портрет неизвестного в кресле», 1809, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Портрет Ч. Камерона», 1809, Русский музей, Санкт-Петербург).

А. О. Орловский. «Портрет великого князя Константина Павловича», 1802, Третьяковская галерея, Москва

А. О. Орловский. «Бивуак казаков», 1809, Русский музей, Санкт-Петербург

Глубоко поэтичны созданные мастером образы героев Отечественной войны 1812 года («М. И. Платов», 1812–1813, «Портрет М. И. Кутузова», 1812–1813, оба — Государственный исторический музей, Москва; «Портрет А. П. Ланского», 1813, Третьяковская галерея, Москва).

Важное место в творчестве Орловского занимает батальная живопись. Его картины, посвященные русским воинам, выполнены в романтических традициях («Казак-всадник», 1807, Русский музей, Санкт-Петербург; «Казак на белой лошади», ок. 1808; «Отряд уральских казаков с пиками», 1808; «Всадник-казак с пикой в руке, мчащийся на сером коне», 1810; «Вооруженный казак на неспокойном коне», «Уральский казак в красной шапке, сидящий на сером коне» — все в Национальном музее, Варшава).

Эти композиции отмечены героическим пафосом, их герои, эмоциональные и напряженные, готовы к подвигам во славу отечества.

В 1809 году за одну из лучших своих работ в батальном жанре — картину «Бивуак казаков» (1809, Русский музей, Санкт-Петербург) — Орловский получил звание академика. В этой многофигурной композиции, как и в ряде других работ художника с похожим сюжетом, выразилось новое, нехарактерное для живописи первой четверти XIX столетия: героем батальной сцены стал не военачальник, не командир, а простой казак. Полотно привлекало своим мажорным звучанием, мастерством рисунка и колористической насыщенностью.

Интерес к обычному человеку заметен во многих работах Орловского, который первым начал изображать представителей малых народностей России: калмыков, башкир, киргизов, монголов («Всадники-башкиры», 1807, Русский музей, Санкт-Петербург; «Монголы», 1807, Национальный музей, Варшава; «Монголы», 1808, Краевой художественный музей имени А. В. Луначарского, Краснодар; «Башкирский отряд», 1813, Русский музей, Санкт-Петербург). Эти картины имеют не только художественную, но и этнографическую ценность.

В более поздних произведениях Орловского романтическое влияние значительно ослабло. В его живописи постепенно появлялись черты реализма. Размышления мастера о тяжелом положении народа в России нашли отражение в картинах «Пашущий крестьянин» (ок. 1812, Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестьянин на возу» (1812, Третьяковская галерея, Москва), «Двое арестованных крестьян, сопровождаемых конными казаками» (Русский музей, Санкт-Петербург), «Крестьянская телега» (1814, Исторический музей, Москва).

Орловского справедливо называют основоположником шаржа и политической карикатуры («Французский эмигрант Дю-Селон», 1806; «Ш. Л. Дидро», ок. 1810). Его рисунки изобличали пороки современного общества: жадность, самодовольство, глупость («Неудобство кирасирской формы для толстых», 1816, Русский музей, Санкт-Петербург; «Неудобство кирасирской формы для худощавых», 1816, Русский музей, Санкт-Петербург; «Высший офицер в треуголке с перьями и орденами на груди», 1818, Национальный музей, Варшава; «Монах, топчущий книгу», ок. 1818, Национальный музей, Краков; «Шляхтич в полосатом жупане», ок. 1818, Национальный музей, Варшава).

В 1816 году Орловский увлекся литографией. В этой технике он исполнил ряд работ, среди которых «Всадники» (1816, ГМИИ, Москва), «Наказание батогами» (1819, ГМИИ, Москва), «Персидский преступник в кандалах».

Почти все произведения мастера проникнуты ощущением сопричастности к событиям истории и современности. Многие из них затрагивали животрепещущие проблемы, волновавшие общество в первой половине XIX века.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Описание картины Владимира Орловского «В поле»

Описание картины Владимира Орловского «В поле»

Перед нами грандиозное творение подлинного мастера. Орловский изображает, на первый взгляд, ничем не примечательный пейзаж. Мы видим традиционное для России поле. На первом плане – трава зеленого и желтого цветов.

Слева можно заметить участки земли без травы. Они выжжены солнцем. Если мы обратим внимание на средний план, то увидим небольшие кустарники сочного зеленого оттенка. На заднем плане высится вековой лес.

Зритель чувствует, что художник любит тот уголок природы, который изображает. Впечатляет особый колорит этого полотна. Если на переднем плане каждый листочек и травинка достаточно четко прописаны, то на заднем деревья сливаются в темные пятна насыщенного синего и зеленого цветов. На картине преобладают оттенки зеленого и коричневого цветов.

Художник изображает один из солнечных летних дней. По выцветшему небу плывут белые облака. Солнца мы не видим. Но при этом полотно напоено им словно изнутри. Все оно излучает особый свет. У зрителей создается по-настоящему радостное настроение.

Орловский сумел увидеть особое очарование в обыденном пейзаже. Его картина нарочито фрагментарна. Кажется, что это часть какого-то большого шедевра. Живописец хотел подчеркнуть традиционность этой картины.

Впечатляет широта размаха и особое мастерство художника. Его кисть творит настоящие чудеса. Орловский не просто изображает увиденное, но и передает свое отношение к этому пейзажу. Мы чувствуем, что он по-настоящему любит это русское поле. Оно просто и неброско. Но именно в этом и кроется его подлинное очарование.

Заметить это может лишь настоящий мастер. Достаточно остановиться и оглядеться вокруг, чтобы проникнуть в тайны природы. Орловскому эту удалось. Он приглашает зрителей подметить это великолепие и осмыслить особое очарование родных пейзажей. Это так просто.

opisanie-kartin.com

Пушкинская эпоха в картинах и рисунках А.О.Орловского

Пушкинская эпоха

в картинах и рисунках А.О.Орловского

 
 

       Александр Осипович Орловский (1777 – 1832) – российский художник-баталист и жанровый живописец польского происхождения. В 1802 году приехал в Санкт-Петербург. В 1809 году за картину "Бивуак казаков" Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году он был причислен к генеральному штабу для создания рисунков военных костюмов.       Кроме картин, Орловский произвел множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков.      В рисунках и литографиях 1810-х годов получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: "Бега на Неве", "Лихач" и другие. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки "Привал арестантов", "Нищие крестьяне у кареты" (оба 1815).      С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников ("Тетради на тему русского народного быта", 1825-26). Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И.А.Крыловым, А.С.Пушкиным, П.А.Вяземским, Д.В.Давыдовым, которые любили и ценили его.       Орловский упоминается в поэме Пушкина "Руслан и Людмила":

Бери свой быстрый карандаш,Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

Франт на дрожках*.1825 г.

Военный курьер на тройке. 1819 г.

Базар на Сенной. 1820 г.

      Эта гравюра находилась на одном из двух листов под обложкой с подписью: "Биржа и великой базар». 1-й лист представлял извозчичью биржу; справа лоточник продает гороховый кисель; слева еще два продавца, с калачами и с пирогами; позади их мужичок разговаривает с жандармом; посредине колода, y которой четверо саней в одиночку; на колоде надпись: "A. Orlowsky 1820"; внизу: "Lithog: de I. Beggrow St.-Petersbourg" и герб Орловского. 2-й лист (тот, что представлен выше) – базар на Сенной; слева на первом плане стоят торчком свиные замороженные туши; справа разносчик с гречневиками; далее подвода с разными съестными припасами, разносчики и всякий народ.

     Наибольшею известностью пользовались литографированные листы Орловского, изображающие всадников, тройки, разносчиков и разные сцены из русской жизни, которые исполнены чрезвычайно типично и в русском стиле.

*Франт на дрожках парой с завивающейся кольцом пристяжной; он вставляет в правый глаз монокль, a в левой руке держит хлыст, сбоку бежит его собака.

 

(вернуться в начало страницы)

literatura5.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта