«Мертвый Христос» и Достоевский. Смерть христа картина


«Мертвый Христос» и Достоевский, Ганс Гольбейн «Мертвый Христос в гробу»

Столкновение двух гениев из разных эпох, то великое и таинственное по своей природе действо, рождающее новый гений. Знакомство Федора Михайлович Достоевского с картиной Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» — событие, которые оставило неизгладимое впечатление в жизни писателя.

Сказать, что картина «Мёртвый Христос в гробу» художника Ганса Гольбейна Mладшего просто знаковая в его творчестве, ничего не сказать. Ведь это первое натуралистичное изображение, написанное по мотивам библейского сюжета. Да что уж там, это просто абсолютно новое понимание божественного, это святотатство и безбожие на холсту, это непозволительное, для того времени, инакомыслие и мироощущение. Христос мертв, его тело безжизненно, и всякий может потерять веру в то, что он способен на воскрешение, что он — великий мессия, который должен спасти наши грешные души.

Эта картина поразила умы не одного десятка верующих, по очереди заставляя то одного, то другого, порицать и хулить автора. Но в ком-то она пробудила более глубокие чувства, нежели банальную религиозную фанатичность и злость — мысль о вере, о ее силе и о том, как каждый должен эту веру проявлять и проверять.

Федор Михайлович, великий наш, Достоевский познакомился с картиной в Базеле в 1867 году. Тогда он сам был подобно Иисусу, распят болезнью и кредиторами. Чуть позже, его жена, Анна Григорьевна сделает заметку в своих запись по поводу этого события: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».

Сам же Достоевский никому и никогда не расскажет о своих впечатлениях от этой знаменательной встречи, но на то он писатель, чтобы не разбрасываться пестрыми словами на ветер. Увиденное останется где-то в глубинах его творческой фантазии, и он, как настоящий мыслитель и философ, изречет свою мысль через уста другого. Этот случай проявился в двух эпизодах романа «Идиот», один из которых в диалоге князя Мышкина и Рогожина:

— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу. — А, на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин. — На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть! — Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.

Другой в монологе Ипполита:

«Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?

Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя, или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно великое и бесценное существо...

Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все подчинено... Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»

estetico.me

Мертвый Христос в гробу — Artrue

Автор: Ганс Гольбейн.Дата создания: 1521–1522 год.Местонахождение: Базельский музей (Швейцария).

Ганс Гольбейн Младший

Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) был художником и принадлежал к династии знаменитых немецких художников эпохи Возрождения. Как и его отец Ганс Гольбейн Старший и старший брат Амброзиус, он создавал живописные произведения, а также был знаком с ювелирным делом и техникой гравирования.

На формирование личности художника повлияло знакомство с величайшим ученым-гуманистом того времени Эразмом Роттердамским, а также знакомство с реформаторскими трудами Мартина Лютера. Гольбейн Младший работал над иллюстрациями к произведениям Эразма Роттердамского и к Библии на немецком языке Мартина Лютера.

Знакомство с Эразмом Роттердамским произошло в швейцарском городе Базеле, где Ганс Гольбейн Младший провел несколько лет своей жизни: так называемый первый базельский период охватывает 1515–1525 годы, второй базельский период — 1529–1531 годы. В промежутках между этими периодами художник творил и жил в Англии, где создал ряд выдающихся портретов английской знати и представителей королевской династии (портреты Генриха VIII, Эдуарда VI, королевы Джейн Сеймур).

Автопортрет. Ганс Гольбейн

Разрыв с традициями

В первый базельский период Ганс Гольбейн Младший создает свою самую необычную работу, аналогов которой трудно найти не только в предшествующий период, но и в последующем развитии европейского искусства.

Как отмечается на сайте Художественного музея Базеля, Гольбейн сначала пометил картину датой «MDXXII», но затем закрасил последний символ «I». Поэтому принято считать, что хотя картина была завершена в 1522 году, но идея ее создания относится к предыдущему году.

Картина «Мертвый Христос в гробу» непохожа на традиционные изображения мертвого Христа и с формальной позиции, и с точки зрения нравственного содержания.

Прежде всего, бросается в глаза необычный формат и размеры картины — 30,5*200 сантиметров. Произведение представляет собой узкое, но длинное живописное полотно, в рамки пространства заключено истерзанное тело.

Мертвый Христос в гробу

Необычный формат может объясняться несколькими причинами, самая общепризнанная среди которых — принадлежность картины к части алтаря (в связи с этим упоминается Базельской картезианский монастырь). Тем не менее, картина эта известна как самостоятельное произведение, композиционно не связанное с другими частями.

Фоном изображения служит внутренняя поверхность гроба, хотя, как известно, в иудейской традиции мертвых хоронили не в гробах, а в пеленах. Тело истерзано и избито, в отличие от предыдущей художественной традиции, изображающей мертвого Христа в величии непоруганной телесной красоты. Страшное напряжение в фигуре неспособно скрыть даже смерть.

По легенде, художник писал тело с утопленника, погибшего в Рейне. Необычным является ракурс смотрящего: это предельно реалистичное — даже натуралистичное — изображение с близкого расстояния увиденного трупа Господня в натуральную величину.

В картине отсутствуют изображения других библейских персонажей, упоминаемых при описании снятия Христа с креста и его положения во гроб: рядом с ним нет учеников, нет и Богоматери.

В истории искусства картина по сей день остается уникальным явлением и оставляет множество загадок.

Базельский художественный музей

artrue.ru

"СЕ, СТОЮ У ДВЕРИ СЕРДЦА И СТУЧУ" :: ИКОНОГРАФИЯ ХРИСТА и ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ

         ‘He is no fool who gives what he cannot keep to gain what he cannot lose’. Христос воскрес! Опять с зареюРедеет долгой ночи тень,Опять зажегся над землеюДля новой жизни новый день.

Еще чернеют чащи бора;Еще в тени его сырой,Как зеркала, стоят озераИ дышат свежестью ночной;

Еще в синеющих долинахПлывут туманы... Но смотри:Уже горят на горных льдинахЛучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют.Недостижимой, как мечта,Где голоса земли смолкаютИ непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясьИз-за алеющих вершин,Они заблещут, разгораясь,И в тьму лесов, и в глубь долин;

Они взойдут в красе желаннойИ возвестят с высот небес,Что день настал обетованный,Что Бог воистину воскрес!                            Иван Бунин                              The Resurrection, Benvenuto di Giovanni, c. 1491Hans Holbein the Younger[German Northern Renaissance Painter, 1497-1543]

was a German artist and printmaker who worked in a Northern Renaissance style. He is best known for his numerous portraits and his woodcut series of the "Dance of Death", and is widely considered one of the finest portraitists of the Early Modern Period.

В швейцарском городе Базеле находится старейшее в мире и полностью дошедшее до нас собрание шедевров мирового искусства, которое начало складываться еще в XV веке

Когда Ганс Гольбейн и его брат переехали в Базель, они познакомились с трудами Эразма Роттердамского, в частности, сего «Похвалой глупости». На полях этой книги братья сделали 80 рисунков, которые очень понравились самому автору. Десять дней Э. Роттердамский забавлялся, рассматривая их. Впоследствии эта книга всегда стала издаваться с рисунками братьев Гольбейнов.

В Базельском художественном музее находится и самое известное полотно Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу».Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, действительно ли эта картина - только одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид.

Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Перед нами самостоятельное произведение - редкая и старинная форма картины "Мертвый Христос в Гробу", восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией.

Собственно, такова и есть другая версия: «такие изображения во времена Гольбейна в Южной Германии служили крышкой макета Гроба Господня, в который клали скульптуру Христа в Страстную пятницу» (традиция «пасхальных гробниц» — декораций для театрализованного церковного представления в Страстную неделю).

По всей видимости, на подобные мысли вдохновляет необычный формат картины – 30,5 см х 200 см. Впрочем, можно думать и о том, что этот формат сам собой напрашивается в том случае, если хочешь изобразить человеческое тело в натуральную величину и ничего кроме, ни одной лишней, отвлекающей детали.

Изображение мертвого Христа, лежащего на погребальном столе, знали и немецкая, и итальянская традиции. Такого рода образы встречались вплоть до XVI века, особенно в венецианском искусстве (например, картина Карпаччо "Положение во гроб") В Германии эта традиция проявила себя с особой полнотой. Немецкие художники второй половины XIV века часто изображали поруганное мертвое тело Христа. Матис Грюневальд, например, смог придать величие израненному и измученному Христу тем, что не побоялся утрировать размеры фигуры, землистый оттенок мертвого тела, когтистость исковерканных судорогой пальцев. Каждая колючка тернового венца величиной и остротой своей напоминала кинжал, а вопиющее к небесам горе предстоящих людей еще больше усиливало эмоциональное воздействие картины.

Указывают, что подобный тип изображения вытянутого горизонтально тела Иисуса мог проникнуть в западноевропейское искусство из Византии, где Христос подобным образом изображался на плащаницах — в сцене Оплакивания, окружённый женщинами, либо же в одиночестве.

Паоло Веронезе - "Оплакивание Христа"Иконография проникла как в живопись (хотя и не очень распространилась), так и в религиозную скульптуру. Тело Христа изображается лежащим и вытянутым во весь рост (в отличие от иконописи, где он изображался вертикально и по пояс). На нём видны раны от гвоздей и копья и кровь, иногда рядом изображаются Орудия Страстей.

Скульптура Грегорио Фернандеса, XVII в., церковь Сан-Мигель, Вальядолид

Но все эти иконографические обоснования не объясняют образного звучания картины Ганса Гольбейна, который разрушил традиции иконографической схемы.

 Художник отказался от всех этих выразительных средств, прибегнув к другим - не менее впечатляющим. Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти - нет рядом ни учеников его, ни родных.

Перед нами смерть в самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо, застывшие и потерявшие блек сглаза, всклокоченные волосы, вздыбленные ребра, провалившийся живот... Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие. Низкая точка зрения и вытянутая поза фигуры еще больше усиливают это впечатление.http://www.artcyclopedia.com/artists/holbein_the_younger_hans.html

Это, действительно, была страшная картина. Спаситель - и на кресте, и снятый с креста - по обычаю всегда изображался в покое и величии телесной красоты, как бы не тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения. Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный, иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках - следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста. Глаза его полуоткрыты, но - и это, может быть, самое ужасное - в них мертвая остекленелость; губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: "Господи! Отец мой, зачем ты оставил меня...".

Образ Христа лишен у Гольбейна Младшего евангельского содержания, в нем видно уже ренессансное понимание древней темы: религиозное учение об искупительной жертве Спасителя получило у художника толкование в форме художественного размышления о жизни и смерти Человека.

Существует легенда, что моделью Гольбейну послужил неизвестный, утонувший в Рейне. Картина поражает зрителя прежде всего тем, что связанный с Христом евангельский сюжет художник низводит до скурпулезной анатомии мёртвого тела. Иные видят в этом факте некоторое безбожие самого Гольбейна.Изображается человеческая плоть на начальном этапе гниения, изображаются раны на лице, руках, ногах, животе. Тело измождено длительным истощением, глаза и рот широко раскрыты.

 

Картина "Мёртвый Христос в гробу" нашла отражение в русской литературе. Фёдор Достоевский, видевший эту картину в 1867 году в Базельском художественном музее, где она хранится и по сей день, дважды обращается к ней в своём романе "Идиот". Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф.М. Достоевского неизгладимое впечатление. Он будто окаменел перед жутким откровением образа, в глазах - смятение и страх.

Вот запись его жены, Анны Григорьевны: "Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный... В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии".

Сам писатель никому и никогда не писал о своих впечатлениях от картины Гольбейна. Запись жены зафиксировала лишь внешнее потрясение, а глубинные импульсы воплотились только в романе "Идиот".

"   -Это копия с Ганса Гольбейна, - сказал князь, успев разглядеть картину, - и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.

  -А на эту картину я люблю смотреть! - пробормотал, помолчав, Рогожин.

  -На эту картину! - вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, - на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!

  -Пропадает и то, - неожиданно подтвердил вдруг Рогожин."

Бесподобный, Великолепный, Грандиозный и Неистовый Микеланджело Меризи да Караваджо

Роман «Идиот» Достоевского, в связи с этой картиной, наводит на некоторые размышления.

Зачем в доме Рогожина висит картина «Мертвый Христос», копия картины Ганса Гольбейна «Христос в могиле»? Это воплощение для Достоевского тезиса «Христос вне истины».

Иисус «вне истины» оказывается абсолютно невозможен для Достоевского: в силу ориентации на Воскресение – то есть прощение и исцеление, а не на сострадание и убеждение в невиновности. Именно это и предлагается князю – простить грехи грешнице и исцелить безнадежно больного. Но простить грехи может лишь тот, кто способен и исцелить: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем же некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: “прощаются тебе грехи”, или сказать: “встань и ходи”? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мат. 9, 2-8).

Ориентация культуры на Пасху, на Воскресение, на Вознесение предполагает не сочувствие и сожаление по отношению к падшему, но уверенность во всегда остающейся возможности его восстановления во всей славе. Память о своем богосыновстве, восстановленном Христом, делает верующего дерзновенным, и это дерзновение одобрил Христос, сказав: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Мораль не становится самодовлеющей и подавляющей, но, значит, и сочувствия и сострадания вовсе не достаточно.

Если Тот, кто провозгласил достоинство человека в Богосыновстве, его  не мог дать ничего, кроме сострадания, Новый Завет должен был походить на роман «Идиот». Вернее, не было бы никакого Нового Завета, ибо не из чего было бы возникнуть христианству.

Видно, чем бы обернулись для Христа все исцеленные им больные, все прощенные грешницы – их бы пришлось тащить за собой и постоянно поддерживать своим оправданием – а такое оправдание может привести к ограниченному пониманию человеком мира, как средоточие человеческих представлений о грехе и прощении. Т.е. культура Ренессанса возродила античный тезис «Человек человеку бог», или как формулировал Протагор «Человек – мера всех вещей».

Так вот, понятно, чем бы все это обернулись для Христа, если бы он не был Богом, то есть если бы он не внес в жизнь иных оснований, выходящих за понимаемые человеческим умом пределы. Жизнь неисцелима изнутри себя, если нет Бога. Человек наполняется божественным светом, светом благодати – и в этом его спасение. Если нет Бога, то действительно, «сострадание – все христианство», и это значит, что христианства нет.

Весь роман пронизан страданием, действующие лица, вплоть до самых незначительных персонажей, прямо-таки упиваются своим страданием. И это как бы омывает их грешные души, создает иллюзию прощения - "он много страдал...", и позволяет творить зло под личиной творения добра. Каждый считает себя правым в своем праве.Но оказывается: не всякое страдание благодатно. “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7, 10)».

 

Доказать, что Христа нельзя писать ни с утопленника, ни с мертвого натурщика, как это утверждал Сальери в драме А.С. Пушкина, можно лишь путем эксперимента, поставленного Достоевским в своем романе: что выйдет у «вполне прекрасного человека», решившего (или  рассчитывающего) на рай на земле, если он не Бог. Не говоря уже о результатах, но каждый момент жизни «идеального человека» и Бога оказываются глубоко различны. Из «Христа вне истины», то есть Христа без бессмертия, без Богосыновства, не может выйти «19 веков христианства».

Мало того, только если Христос есть Истина, то есть Бог, нельзя убивать натурщика для того, чтобы Его изобразить. Ибо если нет бессмертия, то получают силу высказывания типа: «Жизнь коротка, искусство вечно». Если Христос вне истины, то во имя создания его образа в искусстве можно пожертвовать натурщиком. В сущности, ради этого можно пожертвовать и Христом. Вся традиция «реалистического» (то есть – натуралистического) изображения крестных мук и снятия с креста в западноевропейской живописи и скульптуре и есть такая жертва – можно предположить, что раскрыть, ярко обнажить это и являлось сверхзадачей автора романа «Идиот».

От лица юноши Ипполита писатель дает следующее гениальное описание:

«...когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?..

Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя, или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно великое и бесценное существо...

Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все подчинено... Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»

Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь"

Действительно, задавался (вслед за Ф.М. Достоевским) вопросом литературовед Юрий Селезнев, "в чем же тогда он, высший смысл законов природы, по которым она с холодным безразличием отправляет даже единственное, неповторимейшее из своих созданий в бездну небытия своей темной утробы?

Или действительно высший смысл именно в этой бессмысленности: и страсти, духовные, муки совести, полет мысли, порывы творческого вдохновения, непоколебимость веры не более чем чудовищная ухмылка над бедным человечеством, пустая игра воображения, чтобы хоть на краткий миг забыться, отвлечься от жуткой неминуемости этой последней правды, от этого вселенского, паучьи ненасытного бога - чрева?

И пока не пришел твой черед идти на заклание, пока не выпал твой номер в этой бешеной круговерти слепого колеса всемирной рулетки - живи, человече, для своего маленького личного пуза, все тебе дозволено, ибо все только на мгновение, ибо вечно одно только это, бездонное, невообразимое чрево..."

Богословское толкование

В Своем замысле спасения Бог предопределил, что Сын не только <умрет за грехи наши> (1 Кор. 15,3), но и <вкусит смерть>, то есть познает состояние смерти, состояние разделения души и тела, в продолжение времени между тем мгновением, когда Он испустил дух на кресте, и тем, когда Он воскрес. Это состояние Христа умершего есть тайна погребения и сошествия в ад. Это тайна Святой Субботы, когда Христос, положенный во гроб, являет нам великое субботнее отдохновение Бога после совершения спасения людей, которое умиротворяет всю вселенную.Пребывание Христа во гробе представляет собой реальную связь между преходящим состоянием Христа до Пасхи и Его нынешним славным состоянием Воскресшего. Это Тот же <Живой>. Который может сказать: <…и был мертв, и се, жив во веки веков> (Откр 1,18).Во время пребывания Христа во гробе Его Божественное Лицо оставалось соединенным как с душой Его, так и с телом, разлученными между собою смертью. Вот почему тело Христа умершего <не увидело тления> (Деян 13,37).— «Катехизис католической церкви»

«Ecce homo», Иероним Босх

Ecce Homo — «се, Человек», слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.

Классич. лат. [ek:e  homo:]: латинский перевод из Вульгаты греческого выражения Iδοu o νθρωπος, с которым, согласно Евангелию от Иоанна (гл. 19) прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом Иисуса, желая возбудить сострадание толпы.

 «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины». Событие это имело место поздним утром Страстной пятницы, в иерусалимской претории рядом с башней замка Антония.

«Се человек», Караваджо, ок. 1605, Палаццо Россо, Генуя

Иконография Ecce Homo в искусстве

 В иконографии Иисуса Христа — название типа изображения, входящего в цикл Страстей Господних: Иисус изображается страдающим, в терновом венце, впивающемся шипами в кожу, окровавленного после бичевания, в руках может быть ветка, символизирующая скипетр, на плечах красная мантия — так как он карикатурно переодет царём.

В исходном варианте в сцене обязательно присутствовал человек, произносящий эту фразу, то есть Пилат; желательно было наличие тех, кто в ответ прокричит ему «Распни его, распни» — священники, стражники, толпа.

«Ecce Homo», Корреджо

Но нередко название применяется к произведениям, где Христос изображён в описанном виде, но один, во время осмеяния, или же страждущий. В этих случаях подчеркивается полное человеческое одиночество Иисуса, покинутого, брошенного и уничиженного.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/352859

Картина Альбрехта Дюрера традиционно называется «Ecce homo», хотя имеет типичную иконографию «Мужа скорбей» — обратите внимание на след от удара копья.

Муж скорбей (лат. Vir dolorum, ивр. אִישׁ מַכְאֹבוֹת, иш мах'овот‎) — эпитет Иисуса Христа, идущий из ветхозаветного предсказания о грядущем Мессии в 53-й главе «Книги Исайи».[1]

 Нет в нем ни вида, ни величия… который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.(Ис.53:1-3) 

Символический смысл данного образа — добровольное принятие Сыном Божьим человеческого облика со всеми его немощами и роли жертвенного «козла отпущения».

Иконографический тип Иисуса-Мужа скорбей (в западноевропейском искусстве) является изображением Христа в терновом венце, с кровавыми следами от бичевания и с орудиями Страстей. Тип часто совмещается с иконографией Ecce Homo, из которого, предположительно, развился. Но в отличие от него в «Муже скорбей» Иисус изображается в одиночестве (а не в сопровождении стражников), максимум — поддерживаемый ангелами. Кроме того, Ecce Homo является изображением фактического эпизода Страстей — предстояния Христа перед Пилатом и выдача его толпе, а «Муж скорбей» — абстрактная иллюстрация тщеты и страданий, испытываемых им.

Кроме того, раны Иисуса Христа в данном случае — это травмы, полученные им уже на кресте, включая следы от гвоздей и удара копья в подреберье. Но при этом он изображен живым — но не воскресшим (одетым в свет, без ран и проч.). В Ecce Homo он также живой, но не имеет ран, поскольку это конкретный момент Страстей — Пилат показывает Христа народу перед осуждением его на смерть.

На некоторых ранних работах встречаются гроб и пещера, как атрибуты его смерти и погребения. Кроме того, в Ecce Homo Христос изображается терпящим страдания от толпы, а в «Муже скорбей» — скорбящим за все человечество (поэтому часто ему придается задумчивая поза, подпирающая щеку рукой).

Этот тип изображения появился в XII в. в Византии в качестве Akra Tapeinosis («Христос во гробе»)[2], получив в католических странах несколько иное толкование — поскольку в Византии Христос изображался все-таки мертвым. К нач. XIV в. благодаря распространению христианской мистики перебрался в Европу, преимущественно в немецкоговорящие регионы.

http://www.krotov.info/spravki/persons/01person/nz_ill_162_muzh_skorby.htm

ЭЛЬ ГРЕКО

jaga-lux.livejournal.com

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

2 мая исполнилось 70 лет со дня рождения заслуженного художника России Александра Лепетухина (1948-2016). 8 мая в Хабаровске открылась большая выставка его работ.Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

Фото Анны Самойловой

Крещение

Два события, которые определили жизнь и творчество художника в последние 20 лет его жизни, — это Крещение и работа над циклом «Путь».

Крестился Александр Петрович поздно и сознательно осенью 1998-го, в год своего пятидесятилетия. Этому предшествовали десятки лет педагогической работы на графическом факультете Хабаровского Пединститута, годы духовных исканий и выбора веры. В 90-х его увлекали восточные практики, беседы в разного рода экуменических братствах, но в итоге стрелка нравственного компаса показала на Православие, от которого Лепетухин уже никогда не отходил.

«Настоящие изменения во мне , — рассказывал художник, — начались, когда Властная Сила взяла меня за шиворот и привела в храм креститься. Воздействие было таким отчетливым, что я чуть ли не бегом бежал. Покрестился и тут же оказался внутри чуда. Весь мир увидел лучезарным и полным любви…»

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

Крещение внешне не изменило Александра Петровича. У него никогда не было амбиций быть монахом или священником, Он не претендовал ни на какое особенное служение или роль. Круг его общения, в который входило немало скептиков, агностиков и атеистов (которые были объектом его миссионерства) — существенно не изменился. Он даже не пытался заниматься иконописью.

Иными словами — он остался самим собой. Крещение действовало в нем не столько внешне, сколько внутренне.

Александр Петрович самым пылким защитником и проповедником христианства из тех, что я знаю. Но делал он это таким образом, чтобы никого не оскорбить и не нарушить ничьей свободы воли.

«В принципе все, что я пытаюсь сделать в последние годы в своем творчестве — это сказать о христианстве за церковной оградой. Моя задача найти форму, оживить образ, — говорил Александр Петрович в одном из интервью. — Против образа невозможно спорить логически. Он входит прямо в душу, подсознание».

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

Фото свящ. Игоря Сальникова

 

Цикл работ «Путь»

В 2000 году у Александра Петровича открылось тяжелое заболевание поджелудочной железы, сопровождавшееся острыми, почти невыносимыми, болями. Была проведена операция. Потом еще несколько. Впоследствии образовалась злокачественная опухоль, перекрывшая канал, по которому шла желчь. Так что Александр Петрович жил от больницы до больницы, от реанимации до реанимации. Но унынию он не поддался.

«Врачи сказали, что жить мне четыре года, максимум восемь лет, — со свойственным ему мягким юмором рассказывал Александр Петрович. — Хорошо, решил я, тогда все это время я буду рисовать Христа и апостолов».

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

«Наставление апостолов»

Так возник его библейский цикл. Количество картин серии пока точно не установлено. Предполагается, что это примерно тысяча работ, выполненных в разной технике. Сюжет картин был предельно прост. Христос и ученики идут по Святой земле. Меняются ракурс, пейзажи, интерьеры, человеческое окружение, но главной доминантой остается путь Христа и будущих апостолов. Это стало названием цикла.

Впоследствии тематика расширяется и дополняется классическими евангельскими сюжетами: Распятие, Воскресение, Вознесение, явление на озере Тивериадском и так далее. Более богатым и духовно насыщенным становится содержание образов.

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

«Большой улов»

Приобщение к евангельским событиям помимо прочего придало художнику жизненные силы. Он прожил не восемь лет, как обещали врачи, а вдвое больше. За это время он побывал в Израиле, Гонконге, Греции (в том числе на Афоне), написал несколько книг, которые переведены на английский и японский языки; провел ряд персональных выставок, увидел не только взрослых детей, но и внуков.

Александр Петрович преставился ко Господу поздним вечером 11 июля 2016 года, накануне Праздника святых апостолов Петра и Павла.

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

«На подходе к Иерусалиму»

 

Христос в эпоху постмодерна

Если обозначить направление, вольным, а скорее невольным последователем которого стал Лепетухин, то это постмодернизм. Тем, кому принципиально не нравится термин, можно сказать «необарокко».

Постмодерн при всей разности идеологий и талантов, которые он вместил, на мой взгляд, отличает следующее.

Во-первых, он возник в ХХ веке, как реакция на модернизм с его культом форм современного или нового доселе не виданного (футуризм). Постмодерн «разрешил» свободно комбинировать любые предшествующие формы, даже без изобретения новых. Тут у художника возник выбор. Либо отказаться от любой национальной и вообще какой-либо традиции, что возможно только на пути к совершенной аморфности. Либо включить те формы и краски, которые выработало национальное художественное сознание в иконописи и живописи. По второму, плодотворному, на его взгляд, пути в своем евангельском цикле идет Лепетухин. Создается новый ракурс, который отличается от иконописи и графики иллюстраций.

Во-вторых, идея в постмодерне несколько возвышается над формой. Отточенность, индивидуальность, неповторимость стиля, довлевшие в европейской живописи и словесности, теперь оказываются избыточными. Это опять же может привести к претенциозной бесформенности и содержательной пустоте. Важна работа мысли художника, а не только стильность. У Лепетухина эта работа видна.

В-третьих, равнодушие к высоте традиции, в которой трудится автор. Не важно, где родился и работает художник. К примеру, скромный библиотекарь Хорхе Луис Борхес из Аргентины, как постмодернист, много выше своих коллег, работавших в Европе или Америке. То есть провинциальный художник в этом направлении получает неожиданный лифт. Он может быть как вне традиции, так и внутри ее без опасения остаться на периферии.

Сам Лепетухин к слову «постмодерн» отнесся бы скорее негативно, потому что видел в этом направлении преобладание тех художников, чье творчество ему было несимпатично.

В 1990-х его увлекала демонстрация на холсте формальных поисков, но после он воспринимал это, скорее, как полезные упражнения для дальнейшей содержательной работы. Он всегда много внимания уделял линии и цвету, но в библейском цикле они не самостоятельны по отношению к теме. Формы выражают мысль художника, но не подчиняют ее.

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

Перефразируя Бориса Пастернака, можно сказать, что художник является заложником своего времени и пленником вечности.

Он не создает формы. Они достаются ему от современности. А времена, как известно, не выбирают.

Творческий путь Александра Лепетухина пока еще не получил должной оценки, но он может стать ярким примером того, как художник встал с Божьей помощью над материей и формами, утвердив в своем творчестве приоритет Вечности.

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

Фото свящ. Игоря Сальникова

 

Экспозиция работ Александра Лепетухина в Хабаровске будет открыта до 25 мая.

Адрес: ул. Карла Маркса, 47 (Галерея им. А. М. Федотова)

Художник узнал, что умирает, и написал тысячу картин о Христе

Фото Анны Самойловой

На заставке фото свящ. Игоря Сальникова

foma.ru

Распятие и смерть Иисуса Христа.Картины,фрески,иконы

Распятие и смерть Иисуса Христа. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского)

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать.

Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых.

Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

Распятие 15 в.Греция

Змитрович Геннадий.Голгофа .

По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

 

 Michelangelo Merisi da Caravaggio, Christ Carrying the Cros

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Нестеров "Несение креста"

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают".

Нестеров Михаил Васильевич. Несение креста.(фрагмент)

Голгофа Комаров Николай. jpg (600x404, 78Kb)

Голгофа Комаров Николай.

Голгофа--Jan-Brueghel-the-Younger-001 (700x440, 76Kb)

Голгофа .Jan Brueghel the Younger

Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53, 12).

По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: "Иисус Назорей Царь Иудейский", и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: "не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский".

Но Пилат ответил: "что я написал, то написал".

Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой.

Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу.

крест 2 proxy.imgsmail.ru (500x426, 307Kb)

Тогда они сказали друг другу: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: "разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21, 19).

Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста".

Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын".

По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: "если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого".

видео "Днесь висит на древе" Хор Св.Троице-Сергиевой лавры

https://www.youtube.com/watch?v=CpzybgaaRYo

Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас".

Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)?

Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: "помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!"

Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю".

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: "Жено! вот, сын Твой". Потом говорит Иоанну: "вот, Матерь твоя". С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение.

С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец страждет, или мир разрушается".

Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Нестеров "Распятие "

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: "Или, Или! лима савахфани!" то есть "Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?"

Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: "вот, Илию зовет Он". А другие говорили: "посмотрим, придет ли Илия спасти Его".

Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: "Жажду".

Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.

Вкусив уксуса, Спаситель сказал: "Совершилось", то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода.

 Гойя Франциск.Распятие Христа 1780

После этого Он громким голосом произнес: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.

Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: "истинно, человек этот был Сын Божий".

А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем.

Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам.

Прободение копьем (480x640, 50Kb)

Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

И ещё картины и фрески из моих загрузок

Вальдивьесо и Энарехос, Доминго -Снятие с креста- (640x488, 65Kb)

Вальдивьесо и Энарехос, Доминго "Снятие с креста"

Боровиковский Бог-Отец... (403x600, 121Kb)

Боровиковский. Бог-Отец...

ВАснецов Положение во гроб 40 (500x363, 65Kb)

Васнецов .Положение во гроб

Васнецов предположительно (700x277, 203Kb)

Васнецов. (предположительно) Положение во гроб

Врубель Надгробный плач 43 (700x508, 87Kb)

Врубель " Надгробный плач "

Жуковский Павел Оплакивание41 (395x504, 49Kb)

Жуковский Павел "Оплакивание Христа"

Возвращение с погребения Ге (621x480, 44Kb)

Николай Ге."Возвращение с погребения"

оплакивание Gaspar-de-Krayer-1584-1669-Oplakivanie-Hrista (616x480, 63Kb)

Оплакивание Христа. Gaspar de Krayer 1584-1669

источник

subscribe.ru

Картины, описание картин — Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, пределла. Мертвый Христос. 1521-1522

В то время, когда Лукас Кранах писал портреты Мартина Лютера, другой немецкий художник - Ганс Гольбейн Младший - создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий.

Н. Карамзин написал о Гольбейне и его картине: «С большим удовольствием смотрел я на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Какое прекрасное лицо у Спасителя на вечери! Иуду, как он здесь представлен, узнал бы я всегда и везде. В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек он изображен весьма естественно».

Это была страшная картина. Как правило, Спаситель - и на кресте, и снятый с креста - изображался в покое и величии телесной красоты.

Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений - «Мертвый Христос в гробу» - в 1521 году. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа. Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение - одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид?

Возможно, форма картины «Мертвый Христос в гробу» восходит к византийским плащаницам или связанная с пасхальной литургией. Кроме того, изображение мертвого Христа, лежащего на погребальном столе, знали и немецкая, и итальянская традиции. Немецкие художники второй половины XIV века часто изображали поруганное мертвое тело Христа. Матис Грюневальд, например, смог придать величие израненному и измученному Христу тем, что не побоялся утрировать размеры фигуры, землистый оттенок мертвого тела, когтистость исковерканных судорогой пальцев. Каждая колючка тернового венца величиной и остротой своей напоминала кинжал, а горе предстоящих людей еще больше усиливало эмоциональное воздействие картины. В скульптурных изображениях Христа еще больше достигалось пугающее сходство с мертвым человеком: одеревеневшее тело синевато-желтог о цвета, закатившиеся зрачки, жуткий оскал зубов. Ощущение это еще больше усиливалось от парика со спутанными, торчащими волосами, надетого на голову деревянной статуи.

Ганс Гольбейн разрушил все традиции иконографическо й схемы. Художник отказался от всех этих выразительных средств, прибегнув к другим - не менее впечатляющим. Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти - нет рядом ни учеников его, ни родных. Кроме того, Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Нет здесь ничего одухотворенного , ничего святого. Говорят, что Христа Гольбейн рисовал с утопленника. Связанный с Христом евангельский сюжет Гольбейн низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела, что даже говорит о некотором безбожии самого художника. Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие. Низкая точка зрения и вытянутая поза фигуры еще больше усиливают это впечатление. Образ Христа лишен у Гольбейна Младшего евангельского содержания. Религиозное учение об искупительной жертве Спасителя получило у художника ренессансное толкование в форме художественного размышления о жизни и смерти Человека.

www.art-drawing.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта