Гойен ЯнКартины и биография. Ван гойен картины


Ян ван Гойен. | Блог художника

Речной пейзаж. 1625 г.

Ян ван Гойен считается главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой половины XVII века. Яну очень нравилось рисовать. Он любил пейзажи крестьянских деревень, замков, морские пейзажи, берега. Он придавал большое значение небу и хорошему освещению. Но в свое время его ценили мало и только со времен импрессионизма он считается одним из ведущих голландских художников.

Голландцы мне нравятся с той поры, когда ко мне попала перва книга-сборник голландских пейзажистов. Не смотря на всю реалистичность, которую я не очень люблю, этих ребят я очень полюбил.

Основные сведения о жизни ван Гойена можно почерпнуть из исторической хроники города Лейдена, составленной Яном Орлерсом, и книги Арнольда Хаубракена: «Ян ван Гойен родился в Лейдене в 1596 году. Его отец любил искусство и, заметив талант сына, отдал его в обучение первоначальным основам искусства… Потом отец послал его учиться живописи по стеклу. Но Ян ван Гойен объявил, что только занятия масляной живописью доставляют ему удовлетворение, поэтому, чтобы не препятствовать его стремлениям, отец послал его в Горн… к Виллему Герретцену, у которого тот около двух лет работал с усердием и прилежанием. После этого он снова приехал в Лейден и работал самостоятельно. Когда ему было около 19 лет и у него появилось желание странствовать, он поехал во Францию, но после того как посетил важнейшие города, вернулся назад. Тут его отец, чтобы сын имел теперь достаточный успех и чтобы подготовить из него большого мастера, поехал с ним в Харлем и привел его к известнейшему пейзажисту Эсайасу ван-де Велде, у которого тот оставался год и сделал такие успехи, что каждый поражался. Потом он женился и работал с 1631 года в Лейдене. Затем выехал по какой то причине в Гаагу, где и умер в конце апреля 1656 года. Он писал большей частью спокойные водные пейзажи с милыми его сердцу торговыми и рыболовецкими судами, церковью или какой либо деревней на заднем плане, которые он большей частью зарисовывал на природе. Эти заштрихованные черным мелком листы продавались, и их очень высоко ценили любители».

Сенокос. 1630 г.

А вот что написал Тарасов Ю.А.: «Обилие и дешевизна картин в буржуазной Голландии, где они зачастую рассматривались как товар, а также зависимость художников от стихии рынка заставляли их зарабатывать себе на жизнь побочными от живописи средствами. Так, Гойен, чрезвычайно активный по своему характеру, перепродавал и сдавал внаем дома, устраивал аукционы картин, торговал луковицами тюльпанов, за которые сам платил по 60 гульденов за штуку, что в десять раз превышало ту сумму, которую он мог получить за один свой пейзаж. Среди сохранившихся эскизов Яна ван Гойена есть целый ряд архитектурных набросков, портала дома, интерьера комнаты, украшения напольных часов — то есть его творческая натура проявлялась и в сугубо прозаической деятельности коммерсанта. Несмотря на занятия коммерцией, Гойен так и не разбогател, и после его смерти кредиторам нелегко было собрать его долги. Все имущество художника распродали с аукциона, при этом три его картины оценили всего лишь в 40 гульденов. Такова была судьба многих художников пейзажистов национального направления».

Сельские дома и крестьяне. 1636 г.

Обитая в Гааге с 1631 года и до самой смерти (27 апреля 1656 года), Ян много путешествовал по родной стране, делая зарисовки в альбомах. До нас дошли всего четыре альбома и сотни разрозненных листов с набросками.В своих ранних работах просматривается еще стиль учителя Ван Гойена— Э. ван-де Велде. Он пишет и жанровые сцены и пейзажи. Характерным примером подобных работ является «Паром» (1625). Произведения тридцатых-сороковых годов позволяют уже говорить о сложившемся пейзажисте, имеющем свое творческое лицо, свои темы и почерк.

Побережье у Схевеннинга. 1645 г.

В «Пейзаже с крестьянской хижиной» (1634) можно найти все характерные приемы этого периода: диагональная композиция, чередование полос света и тени, тональное решение цветовой гаммы. Незатейлива композиция и «Пейзажа с дубом», где изображены кряжистое дерево возле хижин и путники на дороге.

Вид на Емерих. 1645 г.

«Эти картины Гойена, несмотря на обыденность мотива, а верно именно благодаря ему, открывают новый этап в пейзажной живописи, — пишет Ю. А. Кузнецов. — Конкретность сюжета усилена в них подчеркнутой вещественностью и осязаемостью в трактовке предметного мира, приемы тонального колорита создают ощущение единой световоздушной среды. Даже ошибки в этих произведениях показательны. Мы видим, что художник ставит перед собой новую важную задачу: изображение солнечного света. На картине есть все: и контраст освещенных и затемненных участков, и падающие тени — нет только солнечного света. Да в рамках тональной живописи передать его было и невозможно, так как и тени и света писались при этом в одинаково холодных тонах, а основной закон эффекта солнечного освещения состоит в контрасте теплых светов и холодных теней».После переезда в Гаагу художник стал создавать тихие морские пейзажи («Спокойная вода», «Парусная лодка») и «открытые» речные пейзажи («Вид на Дордрехт из Папендрехта» (1633), «Вид на Оверсхи» (1635)). Ему нравится писать устье реки с виднеющейся вдали гаванью: «Вид на Веере в ветреную погоду» (1639), «Вид на Зюдерзе у Муйдерберга» (1640). Создает Ваг Гойен и картины береговой панорамы: «Вид вдаль» (1641), «Дали» (1641).

Ян ван Гойен создал виды многих городов Голландии, особенно часто он писал Нейменген и Дордрехт: «Вид на Дордрехт из Папендрехта» (1633), «Вид Мерведе у Дордрехта», «Вид Неймегена» (1643), «Вид Неймегена с Фалкенхофом» (1648), «Вид реки Ваал близ Неймегена» (1649).Как пример можно привести картину «Вид реки Ваал близ Неймегена». Глазами путника художник пишет свои пейзажы. Перед ним расстилается широкая голландская равнина, спокойно течет речка, ленивокопаются люди около лодок, стоят коровы на песчаной отмели, между постройками старинной крепости то там, то здесь растут зеленые деревья, и надо всем этим прекрасным пейзажем встает высокое, красивое облачное небо. Горизонт опущен совсем низко, и у зрителя создается впечатление полного реализма. Картина кажется написанной одной двумя красками; и без того приглушенные тона, которые Гойен мог наблюдать в натуре, в картине еще более неопределенны, как и очертания и фактура предметов, но в пределах ограниченной красочной гаммы развивается все богатство оттенков, переходов цвета. Ян отлично рассчитывает линейную, цветовую и воздушную перспективу, создавая неуловимую глубину пространства. Глядя на картину, почти реально ощущаешь влажную атмосферу и теплые лучи солнца..

Дюны. 1629 г.

Арнольд Хаубракен пишет о методе работы художника: «После того как он записал весь холст более или менее многокрасочно, он начал ставить на заднем плане кляксы краски, из которых обозначились крестьянские дома… Короче говоря, его опытный глаз в хаосе нераспутанных еще красок выискивал лежащие там образы… и картина была закончена совершенно прежде, чем можно было сообразить, что он собственно намеревается сделать».Ван Гойен так же был большим мастером зимнего пейзажа. В сороковые годы подобные картины создаются в виде панорамы одного из голландских городов, где на переднем плане замерзшая река: «Зимний вид в окрестностях Гааги» (1645) и «Зимний пейзаж», «На льду вблизи Дордрехта» (1644), «Катание на коньках и санях». Одна из самых известных «зимних» картин художника «Конькобежцы» (1641).

Лето на реке. 1643 г.

Небольшая по размеру картина исполнена в тончайших нюансах серебристо серых тонов. Е. Ю. Фехнер пишет: «В атмосфере холодного зимнего дня фигуры конькобежцев постепенно превращаются в чуть заметные силуэты. Лишь одно цветовое пятно ориентирует глаз — это красный цвет плаща человека на переднем плане. Высокое облачное небо сливается на горизонте с гладью замерзшей реки. Простирающаяся во все стороны ледяная поверхность способствует впечатлению безграничного пространства.

Ветряная мельница у реки. 1642 г.

Если «Конькобежцы» Гойена — наглядный образец тональной живописи с мягким, без плановых делений разворачиванием пространства в глубину, то в картине «Зимний вид в окрестностях Гааги», написанной четыре года спустя, выступает новый важный фактор его искусства — противопоставление светлых и темных планов. Сохраняя тональное единство и подчеркнутость горизонтальной протяженности, художник теперь строит картину на контрасте между первым темным планом и светлеющей далью».

Пейзаж с дюной. 1628 г.

В более позднем этапе своего творчества палитра Яна становится более светлой и разнообразной. Так написаны «Вид на реке Маас» (1645), «Лодки в тихом море» (1646) и «Голландский пейзаж». Здесь художник показывает лучшие качества своего таланта колориста и блестящее владение кистью воздушной перспективой.Последние работы художника просто превосходны: «Речной пейзаж с рыбачьими лодками» (1653), «Харлемское море» (1656), «Река с лодками», «Устье реки с выходящими судами» (1655).Как всегда уголок голландской природы, изображенный художником с непритязательной простотой, воспринимается как частица большого мира, созданного как бы из единого целого, проникнутого во все его картины.

Зима. 1625 г.

Дюнный пейзаж. 1631 г.

Крестьянские избы. 1633 г.

Деревья у реки. 1636 г.

Гроза. 1641 г.

Речной пейзаж с руинами. 1634 г.

Зима на реке. 1627 г.

Фермерский дом со стогом сена. 1632 г.

Лето. 1625 г.

Речной пейзаж с ветряной мельницей и разру-

шенным замком. 1644 г.

Паромная переправа на реке Ваал в Неймегене. 1641 г.

blogproart.ru

Гойен Ян Картины биография Goyen Jan

Ян ван Гойен (Jan van Goyen) (1596 — 1656), голландский живописец, рисовальщик и офортист. В 1616–1617 годах учился в Харлеме у Эсайаса ван де Велде, работал в Лейдене (с 1618) и Гааге (с 1634). Один из создателей школы нидерландского пейзажа, художник Гойен писал лирические виды рек и расположенных на их берегах городов и деревень, включал в композицию одинокие фигуры лодочников и рыбаков, использовал эффект низкого горизонта, передающий равнинный характер ландшафта. Стремясь к созданию поэтически обобщенного образа Голландии, изображал природу в тихие пасмурные дни, тонко воссоздавая влажность воздуха и речных испарений, легкость тумана, обволакивающего предметы (“Река Маас близ Дордрехта”, 1643, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Устье реки”, 1655, Маурицхёйс, Гаага). Живописи Гойена присущи прозрачность и мягкий тональный колорит, основанный на тонких переходах зеленовато-серых и светло-коричневых оттенков.

Замок на реке с лодками у причала1645, Эрмитаж, Санкт-Петербург Пейзаж с дюнами, 1630-1635,Музей истории искусства, Вена

Картина “Замок на реке с лодками у причала”. Теплые коричневатые тоня придают мирный сельский вид зданию справа с его многочисленными башенками и окнами -"фонарями". По мере того, как взгляд скользит вдаль по реке, цвет постепенно теряет свою силу. Низкий горизонт пробуждает воспоминания о плоских равнинах голландского ландшафта. Это впечатление усилено обширным серым небом, занимающим три четверти картины - особенность, очень существенная для голландских живописцев 17 века. Ван Гойен был одним из первых, кому удалось запечатлеть эффекты свето-воздушной среды. Большинство его картин основано на зарисовках, которые он делал во время путешествий по сельской местности, и похоже, он использовал их снова и снова, поскольку одни и те же сцены повторяются в ряде картин. У Ван Гойена было много учеников и подражателей. Он создал огромное число работ и бесспорно оказал большое влияние на пейзажную живопись 17 и 18 столетий. Пейзажная живопись Голландии →

smallbay.ru

Ян ван Гойен | Artifex.ru

Ян ван Гойен (Jan van Goyen) – голландский живописец, применявший в создании пейзажа особые методы, которые продумывал и сформировывал сам.

Он, Питер де Молин и Саломон ван Рёйсдал известны тем, что работали в жанре тонального пейзажа. Но что же именно выделяло их творения из ряда других?

Чтобы разобраться в этом, взглянем на одну из самых чувственных картин ван Гойена – «Парусные шхуны в грозу».

  

И небо, и море, и шхуны написаны практически в одной цветовой гамме, а по всей картине разбросаны острые золотистые линии, потёртости, усиливающие сюжетную составляющую произведения. Почти монохромная палитра – это и есть то, что свойственно тональному пейзажу. Кроме того, работы ван Гойена отличаются особым отношением перспективы и горизонта, которое даёт зрителю возможность глубже погрузиться в сюжет полотна.

Ян ван Гойен – художник, которому повезло с семьёй. Отец поощрял его пристрастие к искусству и помогал сыну найти свой собственный творческий путь. Он находил для него таких наставников, которые обучали начинающего живописца основам мастерства и способствовали развитию его уникального стиля. У ван Гойена было много учителей, но можно предположить, что самое сильное влияние на него оказал Эсайас ван де Велде, у которого он учился в течение одного года в Харлеме. Влияние этого известного мастера заметно в ранних работах ван Гойена.

  

Взглянем, например, на картину «Пейзаж с дюнами» 1630-1635 годов. Она написана в тёплых тонах, а жёлтые оттенки на ней переливаются один в другой, связывая небо, землю и крошечные фигурки людей. Желтизна обычно не свойственна пейзажам, так как она придаёт картине излишнюю эмоциональность и отдаляет её от действительности. Но Ян ван Гойен не боялся неожиданных решений и уверенно шёл на подобные эксперименты. На его работе в центре внимания находятся дюны, и кажется, что пыль с них будто взвивается в воздух, образуя тяжёлые облака. Надо отметить, что небо занимает большую часть картины и создаёт некую напряженность, которая свойственна природе перед дождём. Плотные кучевые облака словно давят на дюны с расположившимися на них людьми, смещая их к нижнему краю картины. Это воспринимается как напоминание о том, что мир людей, как бы он ни был велик,- крошечный по сравнению со Вселенной.

В позднем творчестве ван Гойена стали преобладать светло-зелёные, серебристо-серые и буроватые оттенки.

 

Способы передачи воздушного пространства, лирическая нечёткость силуэтов и цветовые предпочтения художника утвердились в стилистике национального пейзажа Голландии.

Ван Гойен был человеком, желавшим охватить разные сферы деятельности. Он занимался предпринимательством, оценивал произведения искусства, даже попробовал себя в ажиотажной торговле тюльпанами. Но его призванием была живопись, а «цветочный бизнес» привел лишь к долгам. К счастью, финансовые проблемы не заставили художника впасть в депрессию и не отразились на его творчестве, которое со временем становилось все совершеннее.

artifex.ru

Гойен, Ян ван. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Ян ван Гойен родился в Лейдене в 1596 году — за 10 лет до Рембрандта. Его первыми учителями были малоизвестные художники Схильперорт и И. Н. Сваненбурх, и лишь после двухлетнего пребывания во Франции (где в то время он едва ли мог что-либо почерпнуть для себя полезное) Гойен поступает (еще в Гарлеме) к Эзайасу ван де Вельде и переезжает с ним в Гаагу.

Эзайас мог направить юного художника на изучение природы, но еще более могли на него подействовать тонкие, полные нежного чувства гравюры Блумарта и, вероятно, пейзажи чудесного амстердамского художника Геркулеса Сегерса (род. в 1589), рядом с которыми произведения обоих ван де Вельде кажутся скорее архаичными.

Первые картины Гойена также не лишены еще известной архаичности, сказывающейся как в пестроте фигур, так и в условном зеленом тоне деревьев, имеющем в себе что-то каллиграфическое. Но затем искусство его все более освобождается от маньеризма и достигает простой, широкой правдивости. [168] К 1630-м годам, с переездом в Гаагу, он становится тем дивным мастером, значение которого обозначилось вполне лишь в наши дни, когда наконец была понята вся глубина его искреннего искусства, вся тонкая красота его мягкой, однотонной красочности. В Гааге Гойен достиг одно время известного благосостояния, но это, кажется, благодаря разным посторонним аферам (например, покупке и продаже домов). Умер Гойен в конце апреля 1656 года.

Гойен представлен в Эрмитаже девятью вполне достоверными произведениями. Все картины принадлежат к одному периоду, к 1640-м годам, когда искусство мастера достигло полной зрелости. [169]

Наибольшая по формату из эрмитажных картин изображает берег Mac y Дордрехта и помечена 1643 годом. Это превосходная, полная жизни картина, но не она говорит с полной убедительностью о своеобразной прелести Гойена. Для того, чтобы понять ее целиком, лучше обратиться к его восхитительному “Схевнингенскому берегу”, где одна серебристая желтизна общего тона как бы окутывает нас “ароматом моря”.

Ян ван Гойен. Берег в Схевенингене (В наст. время — Берег в Эгмонд-ан-Зее). 1645. Дерево, масло. 53х71,5. Инв. 993

Какое волшебство эта скромная, небольшая картина! Красиво писали облака венецианцы и фламандцы, но рядом с облаками Гойена их небеса покажутся грузными, “каменными”. Кажется, действительно вся эта рыхлая, пропитанная светом и влагой масса несется, развевается. Вот выглянул тусклый кусочек неба, вот сейчас он снова скроется за подвижными громадами. И как высоко до неба! Сколько простора. Дышится легко, бодряще. Внизу далеко светлеет серая равнина воды и с ней сливается плоская, желтая равнина прибрежного песка.

Большое наслаждение могут доставить и остальные эрмитажные Гойены. Из них “Зимний вид”, “Зимний вид в окрестностях Гааги” и “Вид на реке Маас” — помечены 1645 годом.

Ян ван Гойен. Зимний вид в окрестностях Гааги. Дерево, масло. 52х70

Четыре же маленькие кругляшки 1641 года имеют более декоративный характер. Это точно драгоценные камеи, на которых художник с большим вкусом расположил здания, хижины, суда и деревья. Такие картины Гойена в настоящее время редкость, но возможно, что в свое время мастер их готовил массами для сбыта небогатым любителям. Есть что-то ремесленное в этих работах, но эта ремесленность, подобно ремесленности Гварди, чужда пошлости.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Гойен Ян ван - это... Что такое Гойен Ян ван?

  • Гойен Ян ван — Я. ван Гойен. Вид реки Ваал у Неймегена . 1649. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. Гойен Ян ван (van Goyen) (1596—1656), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Один из создателей голландского реалистического… …   Художественная энциклопедия

  • Гойен Ян ван — (Goyen) (1596 1656), голландский живописец. Один из создателей национальной школы пейзажа; писал лирические ландшафты с пасущимися стадами, тихими водными гладями, окутанными влажным воздухом («Вид на реке Маас», 1645). * * * ГОЙЕН Ян ван ГОЙЕН… …   Энциклопедический словарь

  • Гойен Ян ван — Гойен (van Goyen) Ян ван (13.1.1596, Лейден, 27.4.1656, Гаага), голландский живописец пейзажист. Учился у Э. ван де Велде в Харлеме (1616 17). Работал в Лейдене (с 1618) и Гааге (с 1634). В зрелый период (с 1640 х гг.) писал выдержанные в… …   Большая советская энциклопедия

  • Гойен, Ян ван — Ян ван Гойен Имя при рождении: Jan Josephsz. van Goyen …   Википедия

  • ГОЙЕН Ян ван — (Goyen, Jan van) (1596 1656), голландский художник пейзажист, родился 13 января 1596 в Лейдене. После путешествия во Францию в течение года учился у Эсайаса ван де Велде в Харлеме. Самые ранние работы ван Гойена близки произведениям ван де Велде …   Энциклопедия Кольера

  • Гойен Ян ван — …   Википедия

  • Гойен — Гойен, Ян ван Ян ван Гойен Имя при рождении: Jan Josephsz. van Goyen Дата рождения …   Википедия

  • ГОЙЕН (Goyen) Ян — ван (1596 1656) нидерландский живописец. Реалистические пейзажи с пасущимися стадами, тихими водными гладями, окутанными влажным воздухом ( Вид на реке Маас , 1645) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гойен — (van Goyen)         Ян ван (13.1.1596, Лейден, 27.4.1656, Гаага), голландский живописец пейзажист. Учился у Э. ван де Велде в Харлеме (1616 17). Работал в Лейдене (с 1618) и Гааге (с 1634). В зрелый период (с 1640 х гг.) писал выдержанные в… …   Большая советская энциклопедия

  • Гойен — Ян ван (Goyen, Jan van) 1596, Лейден 1656, Гаага. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Учился у И. ван Сваненбурга в Лейдене, позднее у Э. ван де Велде в Харлеме. Посетил Францию (1614), Фландрию (1619) и Германию; много путешествовал… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Живопись Гойен Ян ванн, «Вид реки Вааль у Неймегена», описание картины

    Живопись XVII в.

    В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранится небольшая картина голландского художника. На ней изображен средневековый город под низким и хмурым небом, расположенный на берегу реки. Это всего лишь пейзаж, но почему-то при виде полотна возникает ощущение, будто знаешь о Голландии практически все. Это всего лишь вид уголка чужой земли, но откуда рождается чувство любви к нему?

    Имя автора картины – Ян ван Гойен, творчество которого сыграло большую роль в развитии голландской живописи XVII в. Ван Гойен считается основоположником голландского реалистического пейзажа, и именно в его картинах закладываются те традиции жанра, которые будут определять дальнейшую эволюцию этого вида изобразительного искусства. Поэтому с полным правом можно утверждать, что в работах ван Гойена пейзаж окончательно оформился как самостоятельный жанр.

    Интерес ван Гойена к отражению на полотне особенностей родной природы проснулся рано. Еще будучи учеником Э. ван де Велде, под чьим влиянием, собственно, и сложилась его творческая манера, ван Гойен начинает работать с возможностями этого жанра. В то время он делает пока лишь легкие наброски и зарисовки, варьирует темы, но в кисти художника уже чувствуется нечто от будущего мастера пейзажей. Такова была школа ван Гойена-художника.

    В ранних работах ван Гойена привлекает какой-нибудь крупный, значительный предмет, который размещается художником на переднем плане. Он позволяет задержать внимание зрителя, однако цветового единства еще нет. Над живописцем довлеют рамки предшествующих опытов, но он уже на пути к освобождению от них. Примером может послужить картина «Сенокос», написанная в 1630 г. Дальнейшая эволюция ван Гойена ознаменована отказом от этих опорных пунктов и переключением внимания на передачу атмосферы, градации освещения, использование цветовой созвучности. Классического видения принципов голландского пейзажа ван Гойен добился в работе над «Видом реки Вааль у Неймегена», созданной девятнадцать лет спустя после «Сенокоса».

    Голландский пейзаж – это не стремление запечатлеть космически целостную картину природы. Это пейзаж глубоко национальный, с видами конкретной местности. Ясный день или пасмурное небо, мельница на берегу реки или крепостная стена – все становилось для художников источником вдохновения, передаваемого с глубоким чувством любви и искренней привязанности. Внутреннее отношение к объекту сказывалось настолько сильно при работе, что отражение его на полотне заметно даже неопытному глазу. Не лишены этого и произведения ван Гойена, отчего и рождается то необъяснимо теплое чувство при взгляде на «Вид реки Вааль у Неймегена».

    Возможно, в «Виде реки Вааль» мастер впервые отступает от традиционного метода построения пространства. До ван Гойена иллюзию глубины принято было создавать посредством кулисного расположения объектов с отступающими планами. Композиционный центр в таком случае необходимо располагать строго в середине. Ван Гойен находит другой прием. Он строит перспективу с помощью диагональной композиции, расположив наиболее мелкие детали на левом заднем плане, а самый значительный объект – на правом переднем, на котором и находится «точка отсчета»--место, откуда и происходит все движение на полотне.

    Созданию визуального эффекта глубины служит и постепенное убывание четкости изображения объектов, благодаря чему на дальнем фоне явственно возникает воздушная дымка. Ощущение воздуха – одно из важных достижений ван Гойена. Тонко используя градацию цветов, художник, удаляясь вглубь, уменьшает отчетливость и звучность тонов, наполняя пейзаж воздушной свободой, которая удивительным образом воссоздает влажность речных испарений, легкость расплывшегося тумана, обволакивающего собой предметы. Для передачи равнинного характера местности ван Гойен использует низкий горизонт, оставив практически все место на полотне хмурому небу с тяжелыми облаками. Небо играет здесь едва ли не ведущую роль. Само подобное видение небесного элемента является открытием голландской живописи, и ван Гойен гениально применяет известный опыт для воздействия на зрителя. Затянутое облаками, оно изменяется, и это движение можно явственно воспринимать, а низкий горизонт способствует созданию ощущения необычайной высоты. Используя серовато-серебристые тона, ван Гойен помещает все предметы в единую световоздушную среду, где сближенные и рассеянные друг в друге части рождают неповторимую целостность.

    jivopis.org

    Гойен, Ян ван — WiKi

    Ян ван Гойен (нидерл. Jan Josephsz. van Goyen [ˈjɑn vɑŋˈɣoːjə(n)], 13 января 1596, Лейден — 27 апреля 1656, Гаага) — нидерландский художник-пейзажист, рисовальщик, офортист XVII века.

    Вместе с Саломоном ван Рёйсдалом и Питером де Молином является представителем так называемого тонального пейзажа, появившегося в конце двадцатых годов XVII в. Композиции картин Гойена, отличающиеся уверенными напряжёнными диагоналями перспективы к линии горизонта, экономность в цвете — практически монохромная палитра, отличающая поздние произведения художника, и просвечивающий грунт придают им невероятную глубину и неповторимое очарование.

    Ян ван Гойен родился 13 января 1596 года в городе Лейдене в семье сапожника. Первые уроки живописи получил в 10 лет. В течение двух лет он поменял четырёх учителей живописи: Шилперорт, Ван Сваненбург, де Манн. Гойен продолжил образование в Хорне у мастера пейзажа Виллема Герритса. После поездки во Францию (1615) Гойен в течение года обучался у Эсайаса ван де Велде в Харлеме[1].

    В 1618 году Гойен женился в Лейдене на Аннетье ван Ралст и открыл собственную мастерскую.

    Помимо живописи и продажи собственных работ Гойен занимался оценкой и продажей произведений искусства, а также недвижимостью, земельными участками и торговлей тюльпанами, однако выдающихся материальных успехов не достиг[2].

    В 1632 году Гойен вместе с семьёй переехал в Гаагу, где прожил до конца жизни, продолжая свои безуспешные попытки преуспеть на ниве предпринимательства. К 1656 году его долги достигли 18 тысяч гульденов, но экономические неудачи и долги не влияли на творческий настрой художника.

    Ян ван Гойен умер 27 апреля 1656 года в городе Гааге.

    Ян ван Гойен был одним из самых плодовитых художников XVII века: сохранилось около 1200 созданных им картин и около 800 рисунков[3]. Именно благодаря его творчеству окончательно сформировался и утвердился стиль передачи национального пейзажа Голландии в живописи. Это стало возможным в результате применения художником новаторских техник воздушной перспективы, тональности, размытости живописи с подчинением единому зеленоватому или светло-бурому тону[4].

    ru-wiki.org


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта