Изумрудная красота мира. Художник Валерий Сидоров. Сидоров художник картины


Сидоров Валентин Михайлович

Сидоров Валентин Михайлович«Сердцем помню только детство…». Пожалуй, у большинства людей в памяти хранятся книги, перечитать которые возникает желание в разные периоды жизни. Кому-то при этом хочется повторить ощущения от некогда прочитанного, что уже не всегда с возрастом удаётся; кому-то хочется просто увидеть верный маяк, когда становится трудно на жизненном пути. Для многих жителей Конакова такой путеводной звездой уже стала, или может стать, книга художника Валентина Михайловича Сидорова «Гори, гори ясно…».  В ней светлость взгляда и ясность бытия. Бытия, которое уходит корнями в нашу землю.

Детские, юношеские годы художника связаны с нашими краями. Но неверным будет ограничивать только этими временными отрезками отношения В.М. Сидорова с родными местами. Они стали гораздо глубже и шире первого времени становления человека. Тверская закваска оказалась для творческой натуры мощной, и сегодня как кредо художник повторяет бунинские строки о том, что «сердцем помню только детство, всё другое – не моё».

Каким оно было? Трудовым, военным, но прежде всего жизнерадостным. С крепкими крестьянскими корнями и устоями, дающими возможность этого светлого взгляда на жизнь. Внутренняя красота окружающих юного Валентина Сидорова людей, и прежде всего бабушек, одна из которых жила в Сорокопенье, другая – в Коровине оказалась определяющей.

«Колхоз в Коровине был удивительно дружный, как одна большая семья, один род. Да и вообще-то в Коровине все были родственники. Что ни хозяин, то он кем ни будь приходился другому: то деверем, то сватом, то кумом, то братом. Жизнь каждого дома была как на ладони – открытая, люди замкнутые тоже были, но не пользовались расположением. Их называли неартельными. Незлобно, конечно, но осуждали жизнь только для себя. Правилом было: сначала для артели, потом – о своём деле».

Для ночного спокойствия деревни в каждой из них был свой сторож. «Жизнь дверей и дома затихает лишь к ночи, когда бабушка, надев, спасаясь от комаров, шубу и валенки и взяв деревянную колотушку, отправляется сторожить деревню. Уже много лет она ночной сторож.» И чуть далее в книге о той же «грозной охране»: «Вот слышно, как бабушка с одного конца деревни идёт к другому, стуча своей деревянной колотушкой: стук, стук, стук, стук, и знают все, что суровая стража не дремлет, и ясно всем, где эта стража сию минуту находится. Кто придумал такого сторожа? В какие древние времена жили такие простодушные люди!».

Уже после окончания Суриковского института именно в деревне, живя у коровинской бабушки Елены, обрёл свой поэтический взгляд на окружающую действительность художник. «В годы учёбы, да и позже, я часто смотрел на природу, на мир глазами того художника, того «бога», которому поклонялся. А здесь никого не звал на помощь, меня волновала сама жизнь, и потому пришло ничем не заменимое тепло сердца. И тогда я понял, что мир моего детства, мир, окружающий меня, всегда со мною».

Такое видение досталось художнику и по наследству, от родных. «Я слушаю бабушку и поражаюсь её словам, действительно сердечному её на всё смотрению. Всё связано с прошлым и вместе с тем с радостью сегодняшнего. Она смотрела на эту природу сердцем и сердцем её любила, только любовь сердцем и способна, наверное, к истинному творчеству. Его пути – от сердца к сердцу. Остальное – сочинение, самолюбование, пусть даже технически грамотное».

Сидоров прожил после окончания института в Коровине около полутора лет. И здесь им было осознанно главное - всё, что окружает тебя в жизни, достойно искусства. Не надо выдумывать какие-то особые сюжеты, надо лишь суметь увидеть, почувствовать красоту и поэзию в самых обыденных проявлениях бытия – это и есть прекрасное. «Дождики», «Грозы», «Сенокос», «Прятки», «Пятнашки», «Припевки». Тем-то сколько! Они вокруг и неисчерпаемы, их только видеть надо, видеть сердцем».

Сегодня на дворе май. Пройдёт совсем немного времени, и мы будем наблюдать подобную картину: «Кругом свежая зелень. Лес одевается, черёмуха цветёт, кукушка кукует. Как солнечными лучами, луговины расцвечены жёлтыми одуванчиками. Старые ветлы перед домом выпустили уже свои кружевные сережки».

Скоро заполыхают заросли сирени, черёмухи. «Черёмуха уже набрякла, и день-два-пышная кипень её забелеет всюду, придёт с букетами её терпкий запах в избу».

Ещё недавно рядом с каждым домом росла не только сирень, но и старая ветла. А по улицам той деревни босиком бегали ребята (робята, как говаривали многие деревенские бабушки тех времён), ликующие после майского дождя и обилия луж.

«…и мы, бывало, маленькие радовались дождику, бегали по лужам, всему радовались: и дождику, и солнцу», - вспоминала бабушка художника, рассматривая его картины. -«А это гуси крыльями машут, у них стоит одному замахать, тут же все начнут, и они тоже радуются, ведь всё живое славит Господа!».

Майский дождь привносит свежесть, обновление, надежду на добрые перемены. Именно в Коровине, наряду со многими другими, был создан эскиз картины «Майский дождик». А писалась картина уже в Вышневолоцком крае.

Мотив благодатен своей поэтической силой, ясным и светлым, по-детски радостным восприятием жизни. Восторг перед природой и счастливой порой детства в сюжете. Художник говорит нам, что, быть может, такое мгновение и есть одно из самых прекрасных мгновений жизни. Вспоминается песенное: «И в сугробах белых, и по лужам у ручья будет кто-то бегать, но не я…». Глядя на картину, можно восстановить моменты счастья и простоту их источников в былые времена.

Уходят в прошлое чёрточки прежней жизни и быта. Нет давно уже тех бабушек, что собирались на завалинке и мирно вели разговоры. Меняется облик деревенских домов и уклад жизни в них. Вот как это было ещё недавно, опять же из книги воспоминаний художника: «Дом наш всегда был открыт. Я не помню, чтобы он запирался – замков у нас не было. Когда все уходили, ставили палочку к двери».

По прошествии времени, когда привычный ход жизни в деревне стал меняться до неузнаваемости, сохранённые черты родной деревни увиделись художнику в Вышневолоцком крае. Но родные места незабываемы. Художник их навещает, сердечно живёт ими. О том и книга воспоминаний, которую написал Валентин Михайлович по совету писателя Валентина Григорьевича Распутина.

В ней есть и такие слова бабушки В.М. Сидорова, которые она произнесла, глядя на картины о детстве: «Это игра была такая – «Гори, гори ясно». Так же и мы бегали, кричали, радовались, всё было…  Гори, гори ясно, сынок, - сказала она, вздохнув, — это ведь всё равно, что живи, живи ясно».

 

Екатерина Костышкина

5 мая 2018 г. Читательский марафон по книге Валентина Сидорова «Гори, гори ясно…» состоялся в детской библиотеке. С первой строчки «Зыбко моя низко висела возле окна…» до последней «Да не лай ты на меня, это же мой дом, моё крыльцо…» читали книгу все посетившие в этот день читальный зал юные читатели, родители, педагоги, работники культуры, СМИ, краеведы, библиотекари. Открывала марафон Анастасия Теселкина, постоянная читательница и давний друг библиотеки. Потом вступили ребята детского театра» Теремок» О. Бардаковой; у них эстафету подхватили учащиеся 8-й школы Усанс Вероника, Малхасова Амалия, Прокопов Павел, Пухов Артём, Азизова Виктория, Веденкова Александра. Наши гости из администрации Конаковского района – зам. зав. отделом молодежной политики, культуры и спорта Людмила Владимировна Шапкина, начальник управления образования Ольга Юрьевна Булгакова, а также главный редактор газеты «Заря» Максим Малахов, участники художественной самодеятельности коллектива «Сударушка», краевед Михаил Геннадьевич Семёнов с большим вдохновением и выразительностью прочитали страницы книги.

Почитатели творчества В.М. Сидорова, которые не смогли побывать в библиотеке в этот день лично, нашли возможность принять участие в нашем марафоне по скайпу. В 13 часов на связь с работниками библиотеки вышли учителя и учащиеся Юрьево-Девичьевской средней школы. И как удачно получилось: они читали о жизни Сидорова-подростка у бабушки Елены в Коровино, читали о своих родных местах!.. Учащиеся школ №№ 3, 5, 7, 8, 9 стали активными участниками мероприятия. Кто-то из ребят и взрослых пришёл поддержать марафон в качестве слушателей, кто-то выступал не один раз. Непрерывное чтение продолжалось целый день. Уходили одни посетители, приходили другие. В читательском марафоне приняли участие книголюбы всех возрастов: от тех, кто недавно научился читать до бабушек и дедушек. В том числе и мама пятилетней Ярославы Ольга Николаевна Степаненко, и педагог Светлана Викторовна Белоусова, и библиотекари Елена Дмитриевна, Иветта Александровна, Елена Владимировна, Нина Константиновна.

 

 

26 мая 2015 г. в библиотеке состоялась творческая встреча с живописцем, Народным художником СССР, действительным членом Российской академии художеств, почетным председателем ВТОО «Союз художников России»,Лауреатом Государственной премии СССР, РСФСР и РФ, профессором Валентином Михайловичем Сидоровым. Валентин Михайлович, родившийся в 1928 году в деревне Сорокопенье Конаковского района, не просто наш именитый земляк, он – дорогой и очень долгожданный гость. К началу встречи в холле второго этажа библиотеки уже не было свободных мест, все с нетерпением ждали встречи. Присутствующие говорили теплые слова и дарили подарки, которые потом будут напоминать Валентину Михайловичу об этой замечательной встрече с земляками на родине. Но самым интересным и трогательным подарком стал спектакль по страницам повести Валентина Сидорова «Гори, гори ясно…» детского театра «Теремок» под руководством Ольги Бардаковой. Это небольшое, но очень яркое представление многих тронуло до глубины души. Речь шла о войне. И у многих на глазах блестели слезы. По окончании встречи Валентин Михайлович подарил всем присутствующим свою книгу «Гори, гори ясно…», которую более получаса подписывал всем желающим. Очередь тех, кто хотел получить автограф и попутно перекинуться лично хоть парой слов с прославленным земляком и потрясающе ярким, незабываемым человеком, очередь поклонников творчества В.М. Сидорова казалось бесконечной…

Сидоров В.М.

Гори ярко, живи ясно. На мобильном телефоне Валентина Михайловича установлен не обычный рингтон или стандартная мелодия звонка – когда кто-то из друзей или коллег набирает его номер, из трубки разносится веселая песня деревенского петуха: «Ку-ка-ре-ку!»

В этом весь Валентин Михайлович, в этой песне – все его отношение к жизни, к людям, к Родине, которую он славит на протяжении всей своей жизни.

Представлять этого художника тверитянам нет особой нужды – Валентин Михайлович не только родился на тверской земле, но и едва ли не все свое творчество посвятил своей малой родине.

Действительный член Российской академии художеств, лауреат нескольких Государственных премий, почетный председатель Союза художников России, президент Международной конфедерации Союзов художников СНГ, профессор Суриковского института, Валентин Сидоров свой жизненный и, по сути, творческий путь начал в деревне Сорокопенье Корчевского уезда, откуда происходил отцовский род. В соседнем Коровине, на другом берегу Волги, родилась мать. Прадед и прабабушка были крестьянами князя Григория Гагарина, вице-президента Императорской Академии художеств, прабабушка художника кормила детей князя, прадед участвовал в русско-турецкой войне, многие годы работал перевозчиком на Волге, а зимой – ямщиком. Он обладал замечательным голосом – в округе не было песенника лучше. Деда художника в округе знали как прекрасного резчика по дереву. Не отсюда ли в Сидорове артистический дар?! Вопрос этот, впрочем, риторический. Кто же скажет, откуда у человека дар берется? Главное, что дар, проявившийся, быть может, однажды, случайно (хотя случайного, мы знаем, в жизни мало), заметили и дали возможность ему развиться и окрепнуть.

Первый рисунок – на печке. В родном Сорокопенье Валентин Сидоров провел первые восемь лет жизни, здесь, на среднерусских просторах, вблизи от волжских вод и берегов, вдохновлявших русских живописцев, он и начал рисовать. Художник вспоминает, что один из самых первых своих рисунков он сделал на только что побеленной мелом печи – на белоснежном квадрате будущий академик нарисовал углем... петуха, которого увидел во дворе.

Мне кажется, такое раннее стремление к художественному самовыражению роднит Валентина Сидорова с Венециановым, начавшим писать картины очень рано. Стоит ли удивляться, что именно творчество Алексея Гавриловича привило нашему герою любовь к русской природе, ко всему укладу сельского быта, к деревенским жителям, которые стали главными героями его картин. «Это сама Россия, вся душа ее здесь, вся прелесть ее, это как песня!» – эти слова Репина о тверской земле мог бы повторить и наверняка повторит и Валентин Сидоров. Он до сих пор не теряет связи с Верхневолжьем, регулярно приезжая в деревню Подол Вышневолоцкого района, где он живет и работает с 1966 года, на знаменитую Академическую дачу – ее художественным руководителем он был в 1960–1966 годах. Художник постоянно бывает в детском центре «Новая Корчева», воспитанники которого его знают и всегда ждут в гости, в родном Коровине. Здесь Сидоров построил часовню Преподобного Сергия Радонежского, на стене которой укреплена надпись: «В память о жителях деревни, которые защищали Отечество и жили верой и надеждой».

– Нигде в России нет такой прекрасной земли, как тверская. Для каждого художника, приезжающего сюда, она становится настоящим краем вдохновения, – убежден Валентин Михайлович, написавший здесь такие свои программные полотна, как «На теплой земле», «Пора безоблачного неба», «День Победы», и многие другие. Кажется, именно Валентин Сидоров ввел в обиход эту популярную теперь формулировку «край вдохновения» – так он назвал свою книгу о художниках, связанных с тверской землей. Она вдохновляла его всегда. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что только в образах земляков он черпал и черпает до сих пор свое вдохновение, которое дарят, казалось бы, самые простые, самые обычные деревенские ситуации. Например, весенние работы в огороде, как на картине «На теплой земле», которую можно вынести эпиграфом ко всему творчеству Валентина Сидорова. Простой эпизод – женщина высаживает в теплую, недавно отошедшую от мороза землю первую рассаду, а за этим наблюдает ее дочка – становится поводом для размышлений художника и об укладе деревенской жизни, и о радости, которую приносят первые весенние работы на земле. У Сидорова нет изображений города, городских пейзажей, его главная тема – деревня. А как же еще?!

В поиске своего мотива. – Я из потомственных крестьян, – говорит Валентин Михайлович. – Все прошло через мои руки, я все знаю, пахать, сажать, косить – все умею! И я никогда не допущу профессионального промаха, изображая крестьянскую жизнь, деревню, потому что смотрю на нее не просто как художник, а как человек, который знает ломоту в спине от крестьянской работы. А когда знания крестьянской жизни начинают переплетаться с поэтическим восприятием мира, с пониманием сути и смысла происходящего, это многое значит в искусстве…

Еще в пору ученичества, когда перед будущим большим художником стояла, как тогда казалось, невыполнимая задача – найти свой мотив, Сидоров приехал в Коровино. Заметил, что коровинский мотив не может похвастаться ни широкими панорамами, ни крутыми берегами, ни эффектами. «Какая выразительность в узкой полоске леса или полях? Что писать?» – задумался он и сам себе ответил: – «А ведь что-то тянуло меня в Коровино, что-то особенное есть в этом. Что именно? А вот это «что-то» и есть мое. Это «что-то» связано с этим домом, местом, этим краем, миром. Это и изображать надо, наверное. Здесь я. И сама деревня, и полевые сараи, и лес, и жизнь людей – моя жизнь». Так и получилось и, наверное, быть по-иному просто не могло.

Мастер «одухотворенного пейзажа», каждый из которых становится символом Родины, начал участвовать в городских, региональных, всероссийских и всесоюзных художественных выставках в 1951 году. За серию картин «Моя Родина» в 1974 году Валентин Сидоров получил звание лауреата Государственной премии РСФСР имени Репина, Госпремию за цикл пейзажей «Дороги детства» он получил в 1984-м, в 1996-м цикл живописных произведений «Тихая моя Родина» был отмечен Государственной премией Российской Федерации… Его произведения, в которых запечатлена летопись жизни природы, ее извечный круговорот, ее первородные и неразрывные связи с человеком, хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Но до 2003 года у Валентина Михайловича не было ни одной персональной выставки! Первая состоялась в Минске в Музее изобразительных искусств и называлась «На теплой земле» – по названию картины. Несколько лет спустя эту экспозицию увидели и жители Тверской области, почетным гражданином которой Валентин Сидоров является, и смогли оценить всю мощь «сидоровского» мотива…

Лик серафима смотрел на меня, в самое существо. А теперь вновь вернемся к вопросу: как становятся художником? В Москве, куда семья Сидоровых переехала в 1936 году, Валентин Сидоров жил в одном доме с известным актером Малого театра Александром Остужевым. В памяти художника осталось, как Александр Алексеевич не раз подходил к нему, когда он рисовал, и произносил своим красивым «остужевским» голосом: «Ты будешь художником!» Слово это, еще не совсем понятное и таинственное, радостно волновало. Впервые же Валентин почувствовал настоящую радость от рисования в 10 лет. Тогда он болел и, естественно, скучал по деревне, друзьям. Стал рисовать, подписывая рисунки: «Хватково», «Лесниково», «Туравка»... «Рисование заглушило тоску по деревенской жизни, и родилось чудесное ощущение, что ты можешь нарисовать любимые места и они всегда будут с тобой», – вспоминает Валентин Михайлович. Или другой эпизод из его биографии, который не раз приходилось слышать. Во время учебы на первом курсе в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде Сидорова вместе с другими студентами попросили прийти в Русский музей помочь в уборке помещений. Отправили приводить в порядок чердак, который за годы войны был превращен в свалку. Метр за метром пространство под крышей освобождалось.

– Продвигаясь все дальше и дальше, я вдруг увидел на полу что-то, напоминающее поверхность картины, – рассказывал Валентин Михайлович погожим летним днем на Академической даче, где проходил Международный русско-белорусский живописный пленэр. – Убрал мусор. Да, картина. Смахнул пыль, грязь, ясно стал виден красочный слой масляной живописи. Поднес картину поближе к свету. Передо мной был Врубель – «Шестикрылый серафим». Картина предстала предо мной, лик серафима смотрел на меня. Слабый свет из чердачного окошечка высвечивал горящую лампаду и меч, которым серафим охранял вход в рай. Даже оторопь какая-то взяла от такой неожиданной встречи. Шестикрылый серафим смотрел не просто на меня, а в меня, в самое мое существо, к которому были обращены когда-то слова Остужева: «Ты будешь художником!» Зову ребят. Да, Врубель! Скоро собрались почти все наши, прибежали и студенты других курсов. Перед юнцами в военных шинелях и телогрейках, пережившими войну, стоял «Шестикрылый серафим». Что-то в этом было мистическое и особо значимое.

Главный секрет. Нет, неспроста к Сидорову явился в тот день серафим… И как к этой находке относиться – воспринимать ее как чудо или как случайность? Во время организации своей выставки в Стокгольме Валентин Михайлович совершенно случайно (случайно ли?) обнаружил картину художника Богданова-Бельского «Устный счет», считавшуюся тогда потерянной, и даже познакомился с одним из ее героев – тем, что в лаптях. Так совершеннейшим чудом был спасен шедевр русской жанровой живописи, выставленный сейчас в Третьяковской галерее…

Долгое время Валентин Михайлович занимался творчеством уникального русского художника Григория Сороки, человека трагической судьбы и невероятного таланта. Главная проблема состояла в том, что было неизвестно, где похоронен крепостной тверской живописец, ученик Венецианова, покончивший жизнь самоубийством. Это-то больше всего и волновало Сидорова – на установление места последнего упокоения Сороки ушло у него двадцать лет! Могила была найдена в селе Поддубье Удомельского района, а на ней установлен памятный знак, однако и тогда Валентин Михайлович сказал нам о том, что «эта страница русской художественной культуры еще представляет собой огромное поле для размышлений и исследований».

Все эти и другие культурологические и краеведческие изыскания идут параллельно собственно творчеству, большой общественной работе и преподавательской деятельности, которую ведет Валентин Михайлович. Еще в жизни художника Валентина Сидорова важное место занимает писательство – признанный мастер пейзажной картины, он является и непревзойденным литератором, членом Союза писателей России – его рассказы, очерки дополняют картины, представляя с ними единое целое, раскрывая перед читателем и зрителем образ Родины. В своей автобиографической книге «Гори, гори ясно» Валентин Михайлович выступает как мастер лирической прозы. В одной из дарственных надписей автор дал своему будущему читателю такое напутствие: «Для тихого домашнего чтения и согрева души». Трудно не проникнуться книгой, в которой есть, например, такой пассаж: «В детстве я был, как у нас говорили, жараток – любил поорать, чем вызывал обеспокоенность у мамы: она боялась, что от крика у меня развяжется пупок… Бабушка же успокаивала маму: «Что ты, пусть поорет, здоровей будет, настоистей…»

…В очередной раз звоню Валентину Михайловичу. Он, почти перекрикивая голоса, звучащие на заднем фоне, говорит: «Перезвоните, пожалуйста, попозже, я сейчас в институте на просмотре, мы студентам оценки ставим. Слышите, как спорят?!»

Как все успевает? Загадка? Наверное, нет. Когда после окончания института Сидоров приехал в деревню, чтобы жить и работать в родных местах, и стал писать этюды на тему «Гори, гори ясно...», бабушка увидела их и сказала: «Гори, гори ясно все равно что живи, живи ясно».

– Под впечатлением народной мудрости я и прожил всю жизнь, – признается народный художник.

БЛИЦ-ОПРОС

– Три качества, которыми необходимо обладать, чтобы стать художником?

– Философский вопрос… Видеть сердцем – одно из самых главных качеств. Художник должен откликаться на то, что волнует, восторгает, возмущает. К этому нужно прибавить, конечно, профессиональные навыки, владение профессиональным языком. И третье – никогда не изменять избранному направлению.

– Какие события вашей жизни можно назвать судьбоносными?

– Первое – когда бабушка начала учить меня грамоте и прочитала из старинной хрестоматии стихотворение Сурикова «Вот моя деревня, вот мой дом родной…», тогда я попросил эту хрестоматию и на одной из страниц увидел репродукции картин Венецианова. Они были словно бы про наше Сорокопенье! Эта первая встреча с изображением пробудила во мне способность восторгаться, удивляться. Очень повлияло на мою жизнь знакомство с художником Александром Михайловым, педагогом изостудии в Доме пионеров в Москве, которому я принес свои рисунки. Он не только их похвалил, но и оказался земляком – он родился недалеко от Завидова. Третье событие связано с актером Остужевым, от него впервые я услышал слово «художник».

– Кто оказал большое влияние на ваше становление как художника?

– Прежде всего мой первый учитель в художественной школе Михаил Владимирович Добросердов, с которым я поддерживал самые дружеские отношения. Он определил мое отношение к искусству как к служению. Все наши художники очень повлияли на меня – Левитан, Бялыницкий-Бируля, с которым я был лично знаком, Жуковский…

– Куда вам всегда хочется возвращаться?

– Вы знаете, в детстве мне казалось, что такие желтые одуванчики растут только в Коровине, а такие синие колокольчики – только в Сорокопенье. Когда я вырос, приехал в Голландию и увидел: одуванчики и колокольчики растут и там, но все равно они связываются у меня с родными местами – Коровином, Сорокопеньем, Подолом. Это три места, без которых я себя не представляю, и я не стал бы художником, если бы не мои корни. Эти три места – это образ России, суть и характер ее.

Петренко Е. Гори ярко, живи ясно // Тверская Жизнь, 2012.- 21 января. – С. 3.

 

 

Сидоров В.М.Сидоров Валентин Михайлович . (05.05.1928). Родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопенье (Конаковский район) Тверской губернии. Предки Сидорова по отцовской линии жили в Сорокопении, мать была родом из деревни Коровино. Его прадед и прабабушка были крестьянами князя Г.Г. Гагарина. Прабабушка была кормилицей детей князя. В Сорокопении Валентин Сидоров провел первые 8 лет жизни. В 1936 году он вместе с родителями переехал в Москву. В Москве он начал посещать Дом пионеров. Его педагогом в изокружке был Александр Михайлович Михайлов. Он сразу обратил внимание на способного, старательного ученика. В 1938 году В. Сидоров поступил в Московскую художественную школу. В годы Великой Отечественной войны учеба часто прерывалась. Он ездил в родную деревню. Его картины "Вечер. Околица Коровина", "Наш дом в сугробах", "Там, за лесом мое детство" напоминают о жизни в деревне.

В 1948 году поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. В 1952 году он перевелся в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. В 1952 году, в Коровине Сидоров пишет пейзаж "В полдень. Коровино", который был показан на первой выставке молодых художников Москвы. После окончания института в 1954 году В. Сидоров уезжает в Коровино. Здесь он прожил около полутора лет, где написал множество этюдов "Первый снег", "Утро в избе", "Бабушкины сказки". В 1956 году В. Сидорову предложили для работы над картиной "Майский дождик" поехать в дом творчества "Академическая дача". Картина сразу запомнилась зрителям.

Труд на земле - главная тема творчества В.М. Сидорова первой половины 1960-х годов: "Под августовские росы", "Первый венец", "Август", "Весенний сад". В 1969 году Валентин Михайлович принял художественное руководство "Академической дачей". В деревне Подол Вышневолоцкого района построил художественную мастерскую.

В 1974 году за серию картин "Моя Родина" В.М. Сидорову присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. В 1984 году за цикл пейзажей "Дороги детства" удостоен Государственной премии СССР. В 1996 году за картины "Защитникам Отечества посвящается", "Дома", "Ясный день. 22 июня", "Тихая моя Родина" В.М. Сидоров был отмечен золотой медалью Российской академии художеств. В 2003 году в Минске состоялась первая персональная выставка Валентина Михайловича Сидорова. Она называлась "На теплой земле". В апреле 2009 года выставка была представлена в Твери. В.М. Сидоров является автором книги "Край вдохновенья", повести "Гори, гори ясно".

В деревне Коровино в память о земляках, ушедших на фронт, В.М. Сидоров возвел храм-часовню преподобного Сергия Радонежского. В 2005 году Валентин Михайлович приезжал на творческую встречу с земляками, которая состоялась в Конаковской межпоселенческой центральной библиотеке.

В.М. Сидоров - народный художник СССР (1988) и РСФСР (1979), народный художник Украины (2004), член президиума Российской академии художеств, председатель правления Союза художников России, президент Международной конфедерации Союза художников стран СНГ, профессор.

Источники: Барановская Н. "Наконец-то я дома" // Конаковская народная газета. - 2005. - 24 нояб.

Кузнецова Ю. В наших краях прошло его детство // Заря (Конаковский район). - 2008. - 23 мая.

21 мая 2013 г. гостями Центральной детской библиотеки были учащиеся средних школ № 6 г. Конаково и с. Юрьево – Девичье, гимназии № 5. Семиклассники Юрьево-Девичьевской школы подготовили презентацию-обзор творчества художника – земляка Валентина Михайловича Сидорова.

«На тёплой земле»,  «Тихая моя Родина» «Пора безоблачного неба», «Первый венец», «Там, за лесом, моё детство» -  эти и другие картины  народного художника России В.М. Сидорова, написанные с чувством глубокой благодарности родной земле, её труженикам, «воспринимаются не как факт искусства, а как часть жизни». Небо, лес, река, поле, дорога, родительский камень – всё наше, родное, близкое, всё интересно, и «великая Родина обнимает тебя, обдувая пахучими ветрами…».

В.М. Сидоров родился 5 мая 1928 г. в деревне Сорокопенье, что находится неподалёку от Селихова. Здесь у бабушки Натальи-грамотницы и у бабушки Елены Васильевны в деревне Коровино Юрьево-Девичьевского сельсовета прошло его деревенское детство. «Как-то раз бабушка достала из своего окованного металлической лентой сундука книгу. Это была старая, с довольно потрёпанными страницами из пожелтевшей лощёной бумаги, хрестоматия. Надев очки и приблизившись к огню лежанки, бабушка начала читать: Вот моя деревня, Вот мой дом родной… От первых же услышанных слов я пришёл в необъяснимое волнение. Я был удивлён, обрадован, я был потрясён. Когда стихотворение кончилось, я робко попросил: «Бабусь, ещё!» Бабушка прочитала ещё раз и ещё, а я снова просил и просил, просил даже более настойчиво. Стихотворение произвело сильнейшее впечатление не только красотой зарифмованной речи, не только потому, что это были первые услышанные мною стихи, оно потрясло меня прежде всего своим содержанием. Оно было про  меня, про нас с бабушкой, про мою деревню. Так просто и так складно!». Доброе светлое детство с бабушкиными сказками, первой самостоятельно прочитанной книжкой, первыми  изображениями на дощечке какой-либо живности: то курицы, то кошки, то соседской собаки! С мальчишескими забавами, играми, походами в лес по грибы, на речку с удочкой. Здесь на конаковской земле Валентин  наблюдал за работой взрослых в поле, на огороде. В грозном 1941 г.  подростком помогал женщинам  убирать урожай,  сеять хлеб. Обо всём читаем в пронзительной книге Валентина Михайловича «Гори, гори ясно…», о которой также рассказали ребята из Юрьево - Девичьевской школы, показали фотографии современной деревни Коровино. В.М. Сидоров – один из выдающихся живописцев России, глубоко национальный не только по происхождению, но и  по своему отношению к русской земле. Полотна мастера пейзажной живописи получили широкое признание, находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях других городов России и за рубежом. И учителя, и школьники села Юрьево -Девичье гордятся тем, что их родной край –это малая родина известного художника, с которой Валентин Михайлович не порывает связей и по сей день.

konakovobiblioteka.ru

Выставка Валентина Сидорова «Гори, гори ясно...»

Юбилейная выставка народного художника СССР,  действительного члена Российской академии художеств, председателя Союза художников России Валентина Михайловича Сидорова, проходившая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 13 ноября по 14 декабря 2008 года, продолжила серию персональных экспозиций мастеров, принадлежащих к поколению шестидесятников.

Показы произведений Николая Андронова, Павла Никонова, Гелия Коржева, Дмитрия Жилинского стали яркими событиями в культурной жизни последних лет. В сопоставлении разных, часто диаметрально противоположных индивидуальностей перед современным зрителем по-новому раскрывается феномен искусства шестидесятников. При всем различии манер, разнообразии формальных поисков, несхожести сюжетов и тем, творчество этих мастеров несет особый этический и философский заряд, выделяющий их среди художников следующих поколений.

Приуроченная к 80-летию Валентина Сидорова выставка «Гори, гори ясно...» — первый масштабный ретроспективный показ произведений мастера в Москве — реализована при поддержке Международной конфедерации союзов художников и Союза художников России. Экспозицию составили более 70 картин из Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея- заповедника, Тверской областной картинной галереи, собрания автора и частных коллекций. Коллектив научных сотрудников ГТГ подготовил к выставке альбом-каталог, выпущенный издательством «Галарт». В книге собраны статьи и воспоминания современников о мастере, приведена подробная хроника его жизни и творчества. Знакомство с миром художника дополнил творческий вечер, в рамках которого Валентин Сидоров передал в дар Третьяковской галерее картину «Белым снегом» (1964). В ближайшее время предполагается включить эту работу в постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» на Крымском Валу.

В истории отечественного послевоенного искусства Валентин Сидоров занимает особое место. Еще в ранние годы он нашел в живописи тему, определившую весь дальнейший творческий путь: это внешне неброская, но милая сердцу природа тех мест, где он вырос; простая и хорошо знакомая жизнь деревенских людей, — словом, многообразие явлений и образов, заключенное в понятии «малая родина».

Выходец из русской глубинки, Валентин Сидоров навсегда сохранил связь с деревнями Сорокопенье и Коровино в Тверской области, где прошло его детство. Простота и естественность жизни в согласии с природой, авторитет семьи, ценность труда, нравственные законы — все было заложено именно в ту пору. На протяжении всей биографии мастера счастливая пора деревенского детства остается для него неизменным ориентиром, точкой отсчета.

В 1935 году семья переехала в столицу, Валентин Сидоров поступил в московскую школу, но каждое лето по-прежнему проводил в родных местах, продолжая ощущать себя скорее деревенским, чем городским жителем. В Коровино 13-летним мальчишкой он встретил начало Великой Отечественной войны, прервавшей привычное течение жизни и пору счастливого детства. В августе 1941 года ушел на фронт отец. Зимой 1942-го мать с сыном пешком вернулись в Москву. Там оставались жилье, изостудия при городском доме пионеров, в которой Сидоров занимался под руководством А.М. Михайлова еще до войны. Но по-настоящему серьезное постижение мастерства началось в известной Московской средней художественной школе (МСХШ), куда он был принят в 1943 году. С особой благодарностью вспоминает Валентин Михайлович своих педагогов В.В. Почиталова и М.В. Добросердова, учивших не только технике, но и умению видеть большое искусство, постигать тайны великих мастеров.

Сильное впечатление на молодого художника произвели полотна И.И. Левитана, которые он увидел в 1944 году, когда вместе с другими учениками художественной школы помогал при монтаже постоянной экспозиции Третьяковской галереи после возвращения музейных фондов из эвакуации. В соответствии с принципами левитановского пейзажа решена одна из его ранних работ — «Март 1945 года. Подрезково» (1945).

По окончании МСХШ Валентин Сидоров в 1948 году продолжил учебу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Уроки, усвоенные в его стенах, а также знакомство с богатейшими музейными коллекциями Ленинграда обогащали молодого живописца все новыми и новыми художественными впечатлениями. Знаменателен случай, который Сидоров описывает в своих воспоминаниях: «В одно из воскресений... студентов Академии художеств попросили прийти в Русский музей помочь в уборке помещений самого музея и двора вокруг него. Наш первый курс отправили приводить в порядок чердак. Продвигаясь все дальше и дальше, я вдруг увидел на полу что-то, напоминающее поверхность картины. достав носовой платок, я смахнул. остатки сухой грязи и поднес картину поближе к свету. Предо мной был Врубель, “Шестикрылый серафим”. Картину не надо было даже переворачивать, она сама как бы предстала предо мной, лик серафима смотрел на меня. Что-то увиделось в эту минуту и словно услышалось, о чем и говорить-то вроде бы никому не следует.

Скоро собрались почти все наши, прибежали и студенты других курсов. Перед юнцами в военных шинелях и телогрейках, пережившими войну, стоял “Шестикрылый серафим”.

Что-то было в этом мистическое и особо значимое. Нам казалось, что серафим будто бы благословлял нас на избранный каждым и всеми жизненный путь»[1].

В годы учебы по завершении летних пленэрных практик на Волге и Каме Сидоров неизменно приезжал в родное Коровино. Постепенно к художнику приходило осознание того, сколь много для него значат деревенская жизнь, виды окрестной природы. «Обращаясь к коровинским мотивам, я заметил, что они не отличаются широкими панорамами, нет таких синих далей, просторов, нет и крутых берегов, оврагов — все простенько, ровненько, никаких эффектов, контрастов. Кругом ничем, казалось, не примечательные поля, как и везде, полоска леса. Какая в этом выразительность, что особенного, что писать? А ведь что-то тянуло меня в Коровино, что-то особенное есть в этом. Что именно? А вот это “что-то” и есть мое. Это “что-то” связано с этим домом, местом, этим краем, миром. Это и изображать надо, наверное. Здесь я. И сама деревня, и полевые сараи, и лес, и жизнь людей — моя жизнь»[2].

В 1952 году Сидоров принял решение о переводе в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Лето он вновь провел в Коровино, собирая материал для будущей дипломной работы.

Радость учебы, к сожалению, была вскоре испорчена нелепым административным нажимом в духе времени. Руководитель мастерской Ф.П. Решетников запретил молодому лирику писать в качестве дипломной работы «чистый» пейзаж, а настоятельно посоветовал взяться за картину «Будущий тракторист». «Пусть девушка сидит за рулем, а все смотрят, как она первый раз поехала. Куры бегут из-под трактора, бригадир стоит, напутствует. Пейзаж весенний, солнечный. И — диплом в кармане, а так — получите справку.. еще напишете свои картины с дождиками, а сейчас пишите с тракторами, то, что требует время. За три недели был написан двухметровый холст. Но, написав его, я дал себе слово, — вспоминает Сидоров, — никогда не писать то, к чему не лежит душа»[3]. И это слово он сдержал.

По окончании института, минуя распределение, Сидоров самовольно уехал в Коровино и с головой погрузился в создание не слишком «идейных» и «перспективных» по тому времени пейзажей и жанровых композиций.

Так в конце 1940-х — первой половине 1950-х годов сложилась «коровинская серия», представленная на выставке несколькими десятками произведений, среди которых были картины «Ненастный день. Коровино» (1952), «Бабушкины сказки», «Утро в избе» (обе — 1954), «Осенняя страда», «Тихий теплый вечер. Коровино» (обе — 1955). Эти работы привлекают деликатной, но точной манерой письма, тонкой гармонией валеров и, естественно, правдой образа. Казалось бы, незамысловатые сюжеты — дождь, восход или заход солнца, наступление сумерек — обрели под кистью молодого мастера эффект присутствия, сопричастности зрителя моментам, пережитым художником.

В ранний период Сидоров обращается и к редкому в его зрелом творчестве жанру натюрморта («Ночью был ветер. Антоновка», «Мокрый день. Колокольчики», обе — 1955). К этому времени относятся также истоки замыслов композиционных полотен, работу над которыми мастер продолжил спустя много лет («В начале мая», 2003—2008; «Гори, гори ясно...», 1960, 2008).

Живописное мастерство Валентина Сидорова еще более окрепло в годы пленэров на «Академической даче», куда он регулярно приезжал с 1956 года и где вскоре стал инициатором многих начинаний. Уже в первый год на «академичке» им создан пейзаж «Осень. Лодки осыпаны листьями», свидетельствующий о новом понимании задач картинной формы. На творческой даче художник получил уникальную возможность общаться с известными живописцами старшего поколения, воспринимая секреты мастерства из первых рук. С особой теплотой Сидоров вспоминает беседы с «дядей Жорой» — Георгием Григорьевичем Нисским, их разговоры о ритме в живописи, которые нашли отражение в решении многих композиций молодого художника.

К числу несомненных творческих удач Валентина Сидорова принадлежит картина «На теплой земле» (1957), экспонировавшаяся в 1963 году на Венецианской биеннале и положившая начало программной серии произведений.

Рубеж 1960-х—1970-х годов отмечает начало этапа подлинной творческой зрелости мастера. Избрав путь ограничения, отбора случайностей, Валентин Сидоров приходит к созданию более цельной, содержательной картинной темы. Будучи по натуре мыслителем, философом, художник стремился открыть нечто сокровенное и глубокое в каждом, на первый взгляд, случайном мотиве. И здесь для него оказалось важным передать состояние заповедной окрестной природы и сопричастность человека этой большой, вечной жизни («На лужке», 1968; «Березовый ветер», 1971—1979; «Сенокос», 1975; «Откуда берется речка Дубровка», 1981).

К числу программных холстов Сидорова принадлежат панорамные эпические пейзажи «Плывут над землей облака» (1985), «Потянулись птицы к югу» (1990), «Два тополя. «Здравствуй, племя младое.» (1999), «Родительский камень» (2001), «Святая гора» (2002). Радость как общее настроение охватывает весь цикл его пейзажных полотен. Каждое состояние природы давало художнику непочатый край впечатлений. Эта свежесть, чувство первой встречи, открытия потаенной гармонии мира в самом обычном, обыденном дне каждый раз волновали и рождали отклик в его душе. Неслучайно художник обладает также литературным даром; он — автор книги «Край вдохновения», посвященной Тверской земле, цикла рассказов и увлекательной автобиографической повести «Гори, гори ясно.».

Основательный во всем, Сидоров стал одним из главных организаторов Союза художников России, который он возглавляет с 1987 года. Благодаря ему выработана и действует большая программа развития союза, реализуются планы межкультурного сотрудничества, проводятся крупные этапные выставки искусства России.

Начало нового столетия стало для Валентина Сидорова временем подведения итогов в жизни и творчестве, хотя, по счастью, он и сегодня полон сил и новых замыслов, а в мастерской становится тесно от новых полотен. Одно из них — «Гори, гори ясно.», давшее название выставке, — задумано почти полвека назад.

На всю жизнь запомнил Валентин Сидоров слова бабушки, увидевшей эскиз картины: «А это, никак, пятнашки. игра была такая — “Гори, гори ясно”. Так же и мы бегали, кричали, радовались, все было. Гори, гори ясно. — сказала она, вздохнув, — это ведь все равно, что живи, живи ясно.» «Много лет прошло с тех пор — жизнь»[4], — завершает свои воспоминания Валентин Сидоров.

Сегодня в Коровино на месте древнего родительского камня, с которым прощались односельчане, уходя на войну, по инициативе и на средства художника воздвигнут храм-часовня преподобного Сергия Радонежского «в память о жителях Коровина, которые защищали Отечество, жили Верой и Надеждой».

 

  1. Сидоров В.М. «Гори, гори ясно...». М., 2004. С.152-153.
  2. Там же. С. 158.
  3. Там же. С. 166.
  4. Там же. С. 174.

www.tg-m.ru

Художник, что рисует дождь... Теплая романтика неповторимых мгновений в работах Stanislav Sidorov и Jeff Rowland

Сегодня я хочу рассказать вам о двух замечательных художниках, для которых такое природное явление, как дождь, является неиссякаемым источником вдохновения для творчества.

Станислав Сидоров — наш соотечественник, уроженец Благовещенска, иммигрировавший в Америку в конце 70-х. Родившись в семье художника, он рос и развивался в творческой среде. Художественное образование начал получать в школе для одаренных детей, затем 4 года в колледже и продолжил во Владивостокском в университете изобразительного искусства, где основное внимание было сосредоточено на традиции русской реалистической школы живописи, которой характеризуются работы художников 19-го века.

В августе 1977 года семья Станислава Сидорова эмигрировала в Америку. С тех пор он живет в Денвере, штат Колорадо, работает в качестве свободного художника. Его картины — буйство ярких красок, посредством которых он изображает «уходящую» архитектуру, старые тихие улочки, уютные городки, задумчивых похожих...

Его работы вдохновляют на ностальгию о предыдущих поколениях, показывают глубину и насыщенность чувств... Они затрагивают душу, не позволяя зрителю остаться равнодушным.

Дожди бывают разные... печальные, грустные, тоскливые, торжествующие, спокойные, а на картинах Станислава Сидорова они разноцветные, радостные, позитивные.

Многие полотна Станислава Сидорова экспонируются в частных и Государственных коллекциях России, Японии, Китая, Испании и США.

погода

дождь

живопись

художники

картины маслом

галерея работ

художник

непогода

Второй художник, творчеством которого я хочу сегодня поделиться — английский художник Джефф Роуланд — романтик, который рисует дождь с особым вдохновением.

Его картины произвели на меня неизгладимое впечатление и бурю эмоций!

После обучения искусству в North Tyneside College он работает профессиональным художником с 1984 года. О своем творчестве он говорит так: «Я экспериментировал со многими материалами, включая стекло, гравировку, печать и живопись, но всегда возвращался к масляной краске. Еще с детства я помню бабушку, которая рисовала масляными красками. Это привлекло мое внимание и я был очарован этим материалом. С особым вдохновением я рисую дождь, пропитывающий улицу. Это направление в моем творчестве появилось благодаря фильмам».

Как настоящий мастер, Джефф Роланд пытается запечатлеть мгновение, миг времени, который больше никогда не повторится. Дождь помогает ему справиться с поставленной задачей, усиливая эффект.

По рассказам очевидцев, художник очень трепетно относится к подготовке рабочей поверхности. Осуществляя особый ритуал, Джефф Роланд пытается прочувствовать холст руками, установить линию связи между собой и полотном. Погружаясь в рабочий процесс, художник уже не может остановиться, все дальше уходя от реальности в мир грез и искусства. В одном из интервью Джефф рассказывал, что из творческого гипноза его может вывести только кошка Бейси, которая, как и подобает всяким кошкам, время от времени требует к себе внимания.

Дождь часто символизирует одиночество, однако у Джеффа Роуланда он совершенно иной... Его дождь объединяет, а не разъединяет людей. Все его произведения просто пропитаны романтикой и чувствами между влюбленными мужчиной и женщиной, которые еще более пронзительно ощущаются на фоне дождливых городских пейзажей... В его работах дождь обостряет теплоту чувств и яркость переживаний: фонари горят ярче, окна светятся уютнее, а капли танцуют вместе с влюбленной парой. Для них возникают мосты, их привозят паровозы, а такси не удаляются с противным визгом, а доброжелательно распахивают двери будущим пассажирам.

Джефф говорит, что его картины — это не просто визуальная картинка. В каждой есть свой скрытый смысл, история и вдохновение.

вдохновение

творчество

Надеюсь, моя подборка пришлась вам по душе!

До новых встреч!

www.livemaster.ru

Изумрудная красота мира. Художник Валерий Сидоров

Валерий Сидоров – современный ярославский художник, мастер станковой живописи, работающий маслом. Первые шаги по направлению к живописи он делал, еще, будучи учеником средней школы, посещая занятия изобразительной студии. Будни армейской жизни не заглушили тягу к отражению действительности. Желание получить профессиональные знания в этом виде искусства побудили Сидорова брать уроки мастерства у художника - Щукина В. М., который делился опытом и знаниями, полученными во ВГИКе. Позже опыт профессионалов Валерий перенимал уже в стенах Московского Государственного педагогического института им. Ленина на Художественно-графическом факультете.

Сегодня творчество Валерия Сидорова заслуженно получило мировое признание. Более четверти века художник был в поиске своего индивидуального стиля. Его произведениям свойственна сочность красок, однако эта сочность не режет глаз, но создает впечатление апогея гармонии. Таким видится зрителю пейзаж Валерия Сидорова: «Старое дерево», «На отмели. Волга», «На хуторе», «Солнечный день». В центре внимания художника многократно оказываются старинные постройки родного города Ярославля, которые вопреки своей ветхости мягко и ненавязчиво вписываются в канву яркого нового дня, напоминая о том, что все тленно и одновременно вечно: «Старый двор», «Проезд», «Фабричные корпуса», «Старый город». Эти пейзажи оставляют в сердце созерцателя глубоко положительный след, благодаря своему спокойному и размеренному настроению.

Как любитель прекрасного в его зените, Валерий Константинович Сидоров не мог пройти мимо красоты буйно цветущей флоры: «Калы», «Сирень», «Ветка», «Чертополох», «Подсолнухи» удивляют своей уникальной красотой. Появление ребенка на переднем плане картины – это также дань празднику жизни, который воплощает на своем холсте художник: «Воспоминания о лете», «Маленькая обезьянка», «Воробышек», «Завалинка» и т.д. Нередко, чтобы добавить налет вечного и светлого, который приходит к нам в добрых и теплых воспоминаниях, Валерий Сидоров применят некое размытие по краям картины, тем самым придавая особую значимость тому, что изображено в центре. Это же размытие наполняет легкостью и воздушностью пейзажи, наделяя их красотой и свежестью. Большую часть своего опыта художник передает сегодня ученикам в Ярославском Училище культуры. Произведения Валерия Сидорова украшают частные коллекции ценителей живописи в странах Европы, Австралии, странах СНГ.

s30696534344.mirtesen.ru

Художник Игорь Сидоров

У нас были уже в группе темы с картинами Игоря Сидорова, но я не могу устоять перед классной живописью художника - встречайте мастера ещё раз :)

 

Отсюда: красавицу видеть хотите

 

Секунда счастья.... Вовины штаны и оранжевое настроение художника Игоря Сидорова

 

Яркие, выразительные, праздничные… Работы Игоря Сидорова, в которых отразилось по-детски доброе восприятие мира, ценят и покупают коллекционеры в России и многих стран мира. В частных коллекциях находится более 500 живописных и графических работ. На тот момент, когда я была в гостях у художника на сайте, Игорь мне сообщил - "Я прожил на Земле: -19545 дней, 8 Часов и 17 минут с момента появления на свет 02/07/1960 года"

0- Игорь Сидоров- художник- (150x200, 9Kb)

Родился Игорь в городе Норильск, Красноярского края. Закончил Уральскую Государственную Архитектурную Академию в 1985году. Поле завершения образования работал главным архитектором города Усть-Катав (Челябинская область), художником в театре юного зрителя в Екатеринбурге и архитектором в мастерских художественного фонда России. Поставил четыре кукольных спектакля в Северной Осетии ( Республика Алания ), два в Екатеринбургском ТЮЗе, три в Тюменском театре "Ангажемент". Кроме живописи немного увлекается архитектурным проектированием: ночная подсветка городских зданий. Одна из ярких работ в области реставрации: восстановление икон XIX века (12 штук) в Мужском хоровом лицее Екатеренбурга. Время от времени участвует в различных международных конкурсах, призовых мест никогда не занимал, но в каталоги попадает регулярно. С 1991 года свободный художник. Живет и работает в городе Екатеринбурге.

Saxophone

Пианист

 Трубач

Джаз

Секунда счастья

Изучающий

Домик

Домик и яблоко

Домик у зонтика

Ветер

Дворник

Ушел не попрощавшись

ЛЯ - мажор

Мечты Никифора

Мечта моляра

Гороскоп колеса

Ощущение пространства

Путник

Материнство

Прикосновение

Экстримчик

Вовины штаны

Воспоминание о дворнике

Миг

Встреча

Семён

Форель на завтрак

Птицелов

Сидр

История пуховой подушки

История пуховой подушки

Продавец лимонада

Оранжевое настроение

Красная птица

Кайф равновесия

Кайф равновесия

 

Музыка: Andre Gagnon

 

=================

Обязательно посмотрите работы ещё одного талантливого Сидорова :)

Валерий Сидоров. Старый город

Вступите в группу, и вы сможете слушать прикреплённую музыку и просматривать прикреплённые файлы

subscribe.ru

Художник Игорь Сидоров

Я так благодарна самой себе за то, что открыла эту группу

Столько открытий, столько новых имён, столько эмоций... Всё через край!

Вот сегодняшнее моё открытие - Игорь Сидоров. Потрясающее владение цветом, какие-то удивительно магнетические работы.

Меньше слов - делюсь находкой.

Игорь Сидоров закончил Уральскую Государственную Архитектурную Академию в 1985г.

Поле завершения образования работал главным архитектором г. Усть-Катав (Челябинская область), художником в театре юного зрителя (г. Екатеринбург) и архитектором в мастерских художественного фонда России. Время от времени участвует в различных международных конкурсах карикатур. С 1991 - свободный художник. Живет и работает в городе Екатеринбурге. В частных коллекциях находится более 500 живописных и графических работ. 

 

Игорь Сидоров

Крышная мысль

 

Рождение умной мысли

 

Кайф равновесия

Под скрип колес

Первый лист

Воспоминание о дворнике

История пуховой подушки

Скрипач

Органика равновесия

Птицелов

Между двух половин

Продавец лимонада

subscribe.ru

Галерея Приоритет - Сидоров В. М.

СИДОРОВ Валентин Михайлович

Народный художник СССР, народный художник Украины, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, РФ, член президиума Российской академии художеств, председатель правления Союза художников России, президент Международной конфедерации Союза художников стран СНГ, профессор.

Родился в 1928 года в деревне Сорокопение Тверской губернии. Предки Валентина Сидорова по отцовской линии жили в Сорокопении, мать была родом из деревни Коровино, расположенной на другом берегу Волги. Его прадед и прабабушка были крестьянами князя Г.Г. Гагарина – вице-президента Императорской академии художеств (прабабушка была кормилицей детей князя). Дед художника был прекрасным резчиком по дереву.

В родном Сорокопении Валентин Сидоров провел первые 8 лет жизни. В 1936 году семья переехала в Москву. Хотя мальчик учился в московской школе и приезжал лишь на лето к бабушке, деревня была ему роднее города. Неброская задушевная русская природа, устойчивый крестьянский быт стали той средой, что взрастила художника, во многом определила его личность и поныне питает его творчество. Тема лирических и одухотворенных пейзажей проходит через все творчество Валентина Сидорова. "Ранний час" - одна из работ, передающая в ярких красках красоту и великолепие русской природы. Летний день, еще не утомленный жарким солнцем, сочная зелень свежей, не скошенной травы, размашистое русское поле и горизонт с уходящими далями говорят о радости и безмятежности настоящего момента, придавая тем самым произведению поэтическое настроение и философское звучание.

Рисовать Валентин начал рано. В Москве он жил в одном доме с известным актером Малого театра А. Остужевым. В памяти художника осталось, как Александр Алексеевич, проходя по двору, не раз подходил к нему, когда он рисовал, и произносил своим красивым «остужевским» голосом: «Прекрасно... прекрасно... ты будешь художником...» Слово это, еще не совсем понятное и таинственное, радостно волновало.

Впервые Валентин почувствовал настоящую радость от рисования, когда ему было 10 лет. В то лето он болел, много времени провел в больнице. Валентин очень скучал по деревне, вспоминал своих сверстников. «Рисование заглушило тоску по деревенской жизни, и родилось чудесное ощущение, что ты можешь нарисовать любимые места и они всегда будут с тобой», – вспоминает Валентин Михайлович.

Великая Отечественная война застала Сидорова в Коровине. Тогда ему было 13 лет. Гитлеровцы в Коровино не дошли. А когда их отбросили от Москвы, Валентин с матерью пешком вернулись домой. Оказавшись в Москве, он первым делом отправился в Дом пионеров, который начал посещать еще до войны. Местным зокружком руководил замечательный педагог и воспитатель Александр Михайлович Михайлов. Он сразу обратил внимание на способного, старательного ученика, показал его работы преподавателям Московской средней художественной школы (в Москве оставался тогда филиал, сама школа была эвакуирована в Башкирию). И его приняли.

В художественной школе Сидоров учился с особым удовольствием. Его главным учителем стал Михаил Владимирович Добросердов – скромный, немногословный человек, серьезный, глубокий художник, который приучал своих воспитанников писать лишь то, что любишь, знаешь, к чему тянется душа. Для мальчика самым родным была его деревня. И он писал пашню, обед в поле, сенокос, околицу Коровина. В 1948 году Сидоров поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, где учился у П. Белоусова, Р. Френца, И. Степашкина. Немало дали ему ленинградские музеи, явившиеся своеобразной школой. Сидоров много работал. В 1952 году он перевелся в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Здесь его учителями были П.И. Котов, В.Г. Цыплаков и Ф.П. Решетников. В 1952 году, летом, в Коровине Сидоров пишет пейзаж «В полдень. Коровино», который был показан на первой выставке молодых художников Москвы: солнце заливает золотистым светом ту улицу, где жил с детских лет художник, дома, дорогу, луг…

После окончания института (его дипломной работой, которой руководил Ф. Решетников, была картина «Будущий тракторист») в 1954 году Сидоров уезжает в Коровино. Этот период сыграл большую роль в творчестве Сидорова, он увидел «свой мир в простых сюжетах, свою природу, прикоснулся к ее душе, в нем родилось поэтическое восприятие мира. Мотивы его картин полны своей поэтической силой, ясным и светлым, по-детски радостным восприятием жизни. Стремление точно воссоздать видимый мир, восхищение всем, что открывается взору, ощущение поэзии повседневной жизни, свежесть восприятия, душевная взволнованность. Утверждение самой жизни как высокой философской категории свойственно всему творчеству Сидорова.

С начала 1960-х годов в искусстве Сидорова обозначились новые тенденции: бурный восторг сменился более спокойным, углубленным, философским отношением к жизни. В 1962 году он пишет картину «На теплой земле». Она привлекает не бьющим через край восторгом перед жизнью, а глубиной, сдержанностью, мудрой человеческой душевностью. Может быть, здесь впервые была найдена та органичная связь человека и природы, к которой так стремился художник и которая станет отличительной чертой его творчества. Труд на земле – главная тема творчества Сидорова первой половины 1960-х годов. Картины «Весенний сад» и «Первый венец» экспонировались на второй выставке «Советская Россия» в 1965 году.

Сидоров опирается на традиции поэтического изображения крестьянского труда в русском искусстве. На его полотнах редко можно увидеть современную технику. Его интересует исконный крестьянский труд, идущий от дедов и прадедов, труд, которым испокон веков жила Россия. Не раз в эти годы возвращается художник мыслями к прошедшей войне. Ее отзвуки нашли свое воплощение в картинах «Первый венец» и «Ясный день.

В 1960 году Сидоров принял художественное руководство «Академической дачей», длившееся около 6 лет. Учил других. Учился сам. Много работал. Весной 1960 года на «Академической даче» Сидоров создал ряд картин, посвященных апрельской поре, в которых развивал принцип органичной связи человека и природы, продолжая пленэристические поиски, обогащая свою палитру, раскрывая красоту окружающего мира в самом, казалось бы, простом. На «Академической даче» художник обрел себя, нашел свой круг тем и образов. Природой «Академической дачи» были вызваны к жизни и многие его так называемые «чистые» пейзажи, хотя некоторые из них были написаны уже позже, в конце 1960-х годов. Потом в течение многих лет он приезжал в Подол, жил и работал в пустовавшей летом старой школе (теперь у художника здесь своя мастерская, хотя весь Подол можно назвать его своеобразной мастерской). Это место определило все последующее творчество Сидорова. В 1966 году происходит творческий взлет художника. Сидоров пишет в эти годы с особенной радостью. Он достигает мастерства, при котором возможности становятся значительно шире.

Конец 1960-х годов отмечен в творчестве Валентина Сидорова дальнейшим постижением тонких лирических настроений в природе и стремлением добиться еще более глубокой взаимосвязи между природой и судьбою людей. Художник стремится к большей ассоциативности, к большему психологизму. Он избирает такие сюжеты, где жизнь человека и природы, помимо чисто эмоциональной общности, имеет еще и иные, философские связи. Работы «Пора безоблачного неба» (1969), «Последний снег» (1969), «Утро» (1969), «Гаснет день» (1968–1969), «Миром» (1970) в 1972 году приносят Сидорову серебряную медаль Академии художеств СССР.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Сидоров работает много и плодотворно. В душе художника живет стремление к обобщенному образу Родины, передающему ее красоту и величие, к образу, могущему стать ее символом. В 1972 году он выставляет триптих «Моя Родина».

Особое внимание он начинает уделять мотивам с широким открытым горизонтом, расстилающимися далями, что позволяет дать более масштабное представление о России. ряду таких пейзажей «Потянулись птицы к югу» (1971), «Егорьев день» (1975), «Притулиха» (1971–1972), «Октябрь» (1973), «Бурный день. Звенит овес» (1975). В них художник добивается синтеза объективного бытия природы и тех раздумий и чувств, что будит она в душе человека. Валентин Михайлович особое внимание уделяет названиям своих картин, которые всегда отличаются глубиной, поэтическим и философским звучанием.

К 1970-м годам В.М. Сидоров занял одно из ведущих мест в современном лирическом пейзаже. В 1974 году за серию картин «Моя Родина» (1972–1973) ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина.

В 1970-х годах Сидоров работает над циклом, который можно назвать «Судьбы дома». Художник тонко чувствует судьбы домов и за ними человеческие жизни, заставляет зрителя ощутить течение времени: «Дом опустел» (1971), «Дуют ветры» (1971), «Дом с голубыми наличниками» (1974), «Во субботу» (1974), «Родной дом» (1975), «Майские сумерки» (1977) и другие. Среди картин цикла «Судьбы дома» закономерно появление картины «День Победы» (1975), в которой тема дома прозвучала особенно глубоко и масштабно. Здесь дом воспринимается как символ Родины – это родной дом, родной порог, с памятью о которых уходили на фронт, шли в бой. Картина «День Победы» сначала была показана на всероссийской, затем на всесоюзной выставках, экспонировалась в других городах страны и за рубежом – в Берлине, Париже, Софии, Тунисе. И везде находила живой отклик в сердцах людей.

В 1996 году за картины 1993–1995 годов «Защитникам Отечества посвящается», «Дома», «Ясный день. 22 июня», «Тихая моя Родина» В.М. Сидоров был отмечен золотой медалью Российской академии художеств, а через год он стал лауреатом Государственной премии России за цикл живописных произведений «Тихая моя Родина»: «Июльский вечер» (1994), «Тихая моя Родина» (1994–1995), «Сенокосное утро» (1995), «Весна. Высокое небо» (1990–1996).

Валентин Сидоров – художник ярко выраженного национального характера. Его творчество обращено к Родине, России и всеми своими глубинными нитями связано с ней, оно перерастает рамки только деревенской темы, поднимаясь до большого общечеловеческого звучания. Сидоров – русский художник по своему мировоззрению, мировосприятию. Мастер «одухотворенного пейзажа», за долгие годы творчества В.М. Сидоров создал неординарное собрание произведений, пейзажей, самобытную летопись о жизни природы, ее извечном круговороте, ее первородных и неразрывных связях с человеком. С 1951 года Валентин Михайлович постоянно участвует в городских, региональных, всесоюзных художественных выставках, а также многих выставках изобразительного искусства России за рубежом. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

С середины 1990-х годов В.М. Сидоров является президентом Международной конфедерации Союза художников стран СНГ. Участвует в деятельности Всемирного Русского народного собора, Форуме деятелей культуры стран СНГ. Является председателем Оргкомитета по присуждению золотой Пушкинской медали «За вклад в культуру и искусство», которая вручается в России и за рубежом. Он является автором двух книг и цикла рассказов о художниках в журнале «Мир музея».

Живет и работает в Москве.

priority.gallery


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта