Колесников (Одесский) Степан Федорович [1879—1955]. Колесников степан картины


Колесников Степан Федорович , арт галерея живописи. Страница get.

Степан Федорович Колесников родился 11 июля 1879 года в селе Адрианополе Екатеринославской губернии Славяносербского уезда, в крестьянской семье. Художественные способности Степана проявились рано. Первые «уроки» письма он получил от заезжих изографов, и уже в 1896 году его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде и получили награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.

 

В 1897 году Колесников поступил в Одесское художественное училище, одно из лучших в то время средних художественных учебных заведений России. В училище Колесников быстро нашел себе друзей: будущих классиков советской живописи Исаака Бродского, Митрофана Мартыщенко (Грекова), и будущего классика русского авангарда Давида Бурлюка.

 

После он поступает (1903) и с успехом заканчивает (1909) Академию художеств в звании художника и с правом на заграничную командировку. Его дипломная работа "Весна" подытоживала многочисленные учебные пейзажи, которые молодой академист привозил из своих частых поездок на юг России, в Бессарабию, на Балканы, в Карпаты. В пенсионерской поездке С. Колесников побывал во Франции и Италии, вскоре после нее (1913) совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай.

 

Любимой темой художника было состояние южнорусской природы во времена ее бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен.

До времен великих перемен (октябрьские события 1917 года, Гражданская война) много и плодовито работал, регулярно участвуя, иногда с большим числом работ, на многочисленных выставках. Ни вниманием критики, ни ее оценкой его творчества С.Ф. Колесников обижен не был. Наоборот, на экспозициях регулярно занимал высокие места и часто поощрялся премиями.

В 1920 году С.Ф. Колесников эмигрировал из бушующей страны и поселился в Сербии. Вскоре он стал профессором белградской Академии художеств. В 1920-е годы организовал несколько персональных выставок в странах Европы. В это же время выполнил ряд серьезных монументальных работ. Среди них — роспись плафона (свыше 80-ти квадратных метров) для оперного театра в Белграде. Работы художника представлены в ведущих музеях страны.

 

О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). В мае 1955 года его не стало. Степан Колесников был похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни.

paintingart.ru

Живопись русского художника Колесникова Степана Федоровича

КолесниковСело Андрианаполе находится в Екатеринославской губернии. В этом селе в 1879 году (11 июля) родился художник Колесников Степан Фёдорович. Семья его была не богатой, крестьянской. Как и многие художники, талант рисовальщика Степан проявил в раннем возрасте.

Первый успех пришел в 1896 году. Рисунки семнадцатилетнего художника были взяты для выставки в Нижнем Новгороде. За эту выставку Колесников получил стипендию для дальнейшего образования.

В восемнадцатилетнем возрасте художника принимают в художественное училище Одессы. Это самое авторитетное учебное заведение того времени. Здесь он приобрел много друзей, имена которых в дальнейшем стали в ряд классиков. Например, известный художник И. Бродский, Давид Бурлюк, Митрофан Мартыщенко.

Живопись Колесникова

 

В 1899 году художник обзавелся семьей, женившись на дочери помещика, Ирине Попандопуло, и к 1991 году в семье появилась дочь, которую назвали Любой.

С отличием окончив училище, он едет в Петербург, со своими друзьями Грековым и Бродским, для дальнейшего обучения живописи у профессора Кисилева. Хотя успешное обучение в училище давало художнику возможность поступления без вступительных экзаменов в Академию Художеств. Так же ему предлагалось остаться преподавателем в училище, но он сделал выбор в пользу обучения живописи в Петербурге.

Революционные события 1905 года повлияли на судьбы всех жителей России, не исключением была и семья Колесникова. Художник прерывает занятия и на определенное время в сопровождении Бродского и Грекова уезжает в Бурлюк.

Все это время много работает. Ярким событием в творческой жизни была вторая премия за картину «Весна». Ее присвоили в 1905 году после «Весенней выставки», и в дальнейшем картину приобрел Императорский музей. К этому времени у художника вырабатывается свой стиль и манера письма, появляется индивидуальность. После такого громкого заявления о себе, художника постоянно приглашают на весенние выставки, и почти каждый раз его работы удостаиваются премий.

К 1920 году художник вместе с семьей уезжает за границу. Он селится в Белграде (Сербия). Здесь приобретает небольшой дом рядом с центром. Зарубежная часть жизни Колесникова мало известна. По большей части мы о ней знаем из писем к Репину.

Письма в пропитаны ностальгией по родине. На жизнь за границей он не жалуется, пишет, что принимают его тепло, много работает, но жгучее чувство тоски по родине мучает его.

Работает много, картины продаются. Фотографии картин посылает Репину и с благодарностью читает рецензии учителя.

В пятьдесят шесть лет произошел разрыв в семье. Колесников уходит на всегда.

Затруднения в материальном плане заставляют продавать картины, в 1938 году жена художника умирает. Вскоре начинается война. Сын Федор после ареста, и в дальнейшем освободившись, убивает себя. А дочь Люба, когда гитлеровцы оставляют Белград, уходит вместе с ними.

В конце жизни у Колесникова С. Ф. развивается болезнь Паркинсона, которая не дает художнику работать. Что бы продолжать писать он просит молодых художников по своим эскизам делать пейзажи. Делая в конце кое какие поправки и подписывая полотна выставляет их, а работу помощников оплачивает. Умер художник в 1955 году.

 

 

 

 

artatac.ru

Художник Степан Колесников-Одесский: vakin

Колесников-Одесский Степан Федорович (англ. Stepan Kolesnikov 11 июля, 1879-1955, Белград, Сербия) - украинский художник-пейзажист, эмигрант в Сербию. Ученик Ильи Репина.

Париж и Белград - два центра русской  эмиграции, куда после революции 1917 года потянулась большая часть  русского дворянства и интеллигенции. Среди огромного списка имен, можно найти и имена русских художников, архитекторов и артистов. Кто-то нашел в  Европе свою вторую Родину, а кто-то же всю жизнь мучился от тоски. В 1920 году с первой волной эмигрантов в Сербию попал и замечательный,  почти неизвестный в России художник Степан Федорович Колесников. В наше время его художественные работы потихоньку находят своих почитателей и покупателей: на антикварных аукционах пейзажи художника уходят за весьма  приличные деньги, а сербы считают Колесникова своим национальным достоянием. И не мудрено, большая часть его полотен находится именно в Сербии, здесь он был вхож в светское общество, исполнил множество работ  на заказ и даже расписал плафон Народного театра в Белграде.

В 1879 – 1903 учился в Одесском художественном училище, где сдружился с будущими классиками советской живописи Исааком Бродским и Митрофаном Мартыщенко (Грековым), а также с Давидом Бурлюком – будущим классиком русского авангарда. Участник выставок с 1896 (Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде).

В 1903 поступил в Академию Художеств (СПб.), где учился у И.Е. Репина, В.Е. Маковского, А.А. Киселёва. С Весенней выставки Академии 1905 года, стал постоянным участником сезонных выставок, получая почти каждый раз Куинджиевские премии. В 1909, сразу по окончании Академии, принял участие в X Международной выставке в Мюнхене, где был удостоен Большой золотой медали 1-ого класса. Успех молодого художника не остался не замеченным в России: Колесников получил от Николая II золотой портсигар и звание «почётного гражданина». Современники отмечали необычайную «ходкость» его картин и постоянный спрос на них на художественном рынке, а также, что «…Колесников чересчур стал похож на самого себя и поэтому не оригинален…» (Подстаницкая, 2003).

В 1919 (1920?) С. Колесников перебрался в Сербию, где был принят при дворе короля сербов, хорватов и словенцев Александра I. Король неоднократно поручал русскому художнику руководство реставрацией картин и отделкой монастырей. В 1927 на одной из стен монастыря св. Наума (что на Охридском озере) С. Колесников запечатлел лик Николая II, «принявшего мученический венец за благоденствие и счастье славянства».Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы.

 Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской). В мае 1955 года его не стало. Степан Федорович Колесников был похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни.

Степана Федоровича Колесникова очень ценил Илья Ефимович Репин. История сохранила для нас несколько его писем художнику.  Одно, самое интересное, ярко характеризующее отношение Репина к творчеству Колесникова:

"Дорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству.

Все утро  сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ, сейчас только ушел Юра; с  ним опять при сильной, хорошей лампе вновь рассматривали всю вашу  выставку. О! Какой Вы превосходный художник. Очень, очень благодарю Вас и  за письмо Ваше такое доброе, ласковое, и за фотографии. Юра особенно со  стороны лошадей, да и я лошадь люблю, и мы - просто пируем! Спасибо!  Спасибо! И я не знал, как благодарить Ивана Степановича Майковича!  Какой, однако, он поэт. Но тут начинается мое огорчение: ведь я не знаю  языка! А сколько дает Сербия! Да здравствует! Да здравствует!.Ваш старый товарищ,очень старый Илья Репин."

Источники - Вікіпедія, www.pv-gallery.ru, clubs.ya.ru, subscribe.ru и www.liveinternet.ru

vakin.livejournal.com

Степан Колесников - национальное достояние Сербии

. Это цитата

Степан Колесников - национальное достояние Сербии

Париж и Белград - два центра русской эмиграции, куда после революции 1917 года потянулась большая часть русского дворянства и интеллигенции. Среди огромного списка имен, можно найти и имена русских художников, архитекторов и артистов. Кто-то нашел в Европе свою вторую Родину, а кто-то же всю жизнь мучился от тоски. В 1920 году с первой волной эмигрантов в Сербию попал и замечательный, почти неизвестный в России художник Степан Федорович Колесников. В наше время его художественные работы потихоньку находят своих почитателей и покупателей: на антикварных аукционах пейзажи художника уходят за весьма приличные деньги, а сербы считают Колесникова своим национальным достоянием. И не мудрено, большая часть его полотен находится именно в Сербии, здесь он был вхож в светское общество, исполнил множество работ на заказ и даже расписал плафон Народного театра в Белграде...

 

Колесников С.Ф. Церковь зимой 1937

Живопись Колесникова необычна и далека от академизма. На его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета - голубой или ярко-оранжевый. Темы картин - украинский быт, природа и животные. О жизни Колесникова известно крайне мало, лишь отрывки или сплошной официоз, повторяющийся то тут, то там... попробую его чуть-чуть разбавить чем-то иным.

 

  Колесников С.Ф. На службу

 

Колесников С.Ф. Зимний пейзаж

 

Колесников С.Ф. Вид церкви весной

Степана Федоровича Колесникова очень ценил Илья Ефимович Репин. История сохранила для нас несколько его писем художнику.  Одно, самое интересное, ярко характеризующее отношение Репина к творчеству Колесникова привожу ниже. Оценка учителя стот дорого...

Художник Степан Федорович Колесников

Илья Репин - Степану Колесникову 21 октября 1926 г. КуоккалаДорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству. Все утро сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ, сейчас только ушел Юра; с ним опять при сильной, хорошей лампе вновь рассматривали всю вашу выставку. О! Какой Вы превосходный художник. Очень, очень благодарю Вас и за письмо Ваше такое доброе, ласковое, и за фотографии. Юра особенно со стороны лошадей, да и я лошадь люблю, и мы - просто пируем! Спасибо! Спасибо! И я не знал, как благодарить Ивана Степановича Майковича! Какой, однако, он поэт. Но тут начинается мое огорчение: ведь я не знаю языка! А сколько дает Сербия! Да здравствует! Да здравствует!..Ваш старый товарищ, очень старый Илья Репин.

Колесников С.Ф. У ворот церкви

Колесников С.Ф. Перед службой

Колесников С.Ф. После службы

 

Колесников С.Ф. Паломники у церкви

 

Колесников С.Ф. Голова старика

 Ну а теперь непосредственно о жизни художника и поможет в этом небольшой совсем материал из книги Косик В.И. "Что мне до вас, мостовые Белграда?: Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920-1950-е годы)", Институт славяноведения РАН. - М., 2007 и сами картины.

___

Белград вобрал в себя немногих художников-профессионалов, большинство предпочло Париж — столицу мирового искусства. Может быть это было и естественно, иначе главный город Королевства «лопнул» бы от переизбытка тех же живописцев, ссорящихся из-за клиентуры. И кого же можно назвать из «академиков» и любителей? 

 

Колесников С.Ф. Киргизы

 

Колесников С.Ф. Тигр

Академик живописи Степан Федорович Колесников (11. 07. 1879, Андреанополь, Екатеринославская губ.—1955, Белград).Этот крестьянский сын получил первые уроки живописи у мастеров-иконописцев. Потом были годы учебы в художественной школе в Одессе у Г. Л. Ладыже нского и К. К. Костанди, в Петербурге в императорской Академии художеств у И. Репина (1903—1909 гг.). Последовали первые награды на родине и за рубежом.  Были путешествия по Европе и Туркестану. Стал членом парижского международного художественного общества «Леонардо да Винчи». В 1912 г. С. Ф. Колесников организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, и организовал две огромные по количеству выставленных полотен выставки в обеих столицах. Большинство картин распродано по музеям и частным коллекциям. Любители высокого искусства, не обладавшие достаточными средствами, могли довольствоваться репродукциями в расходившейся по всей России «Ниве».В 1914 г.он стал академиком живописи. На его картинах нашла свое отражение и Великая война.

 

Колесников С.Ф. Албания 1930

Колесников С.Ф. Установка полевой гаубицы на позиции

С 1920 г. в Королевстве. И здесь Колесников быстро снискал известность, вошел в моду. В январе 1922 г. белградцы уже смогли посетить выставку картин Колесникова. Там экспонировались полотна под незатейливыми названиями как «Село Всехсвятское», «Базарный день на Волге», «Разлив», «Помидоры», «Тает снег». Выставлялись и портреты, например г-жи Юреневой. На обозрение публике были представлены и картины иного характера: «Тайная Вечеря», полотна с изображениями святых в полный рост для церкви в Летнаваце (арх. Андросов), в 80 км от Белграда. Особенно отмечалось прессой изображение Св. Николая Чудотворца. Ко времени открытия выставки он написал в Сербии около 100 картин и 20 уже успел продать во время ее работы. Не могла не пользоваться популярностью у недавних жителей России и у строящих свою Великую Сербию белградцев трехчастная картина: на левой стороне Россия под большевиками, на правой — цветущее Королевство сербов, хорватов и словенцев, в центре — будущее воскресение славянства.

Колесников С.Ф. Перед церковью

 

Колесников С.Ф. Дворец под Москвой. Сокольники

Колесников С.Ф. Дворняги

Колесников С.Ф. Рыбаки, ремонтирующие сети

Колесников С.Ф. Солнечный день. Перед рыбалкой 1937

В ноябре 1925 г. состоялась удостоенная посещения королевской четой очередная выставка Колесникова, разножанрового характера. Здесь и картины, сюжеты которых связаны с недавним боевым прошлым сербов, такие как полотно «За отечество на Каймак-Чалане», с их безыскусной жизнью и красотой природы — «На дороге Сараево — Мостар», «У Прилепа», «Осень около Лукова» (близ Заечара). Были представлены и среднеазиатские воспоминания: «Тигр в горах Тяншана», «Туркестанские сарты», «В Туркестане». Непременными были и картины посвященные ушедшей России: «Соперницы» — сцена из малороссийской жизни, «Водяная мельница», «Утром», «Рыбак», «Курская губерния», «В Виленской губернии», «У церковной ограды».За его полотна боролись все лучшие белградские дома. Цена на его картины подскочила еще выше, когда он расписал потолок — композиция «Богиня Талия на квадриге» — в обновленном Народном театре. Стал белградским Марком Шагалом, которому Париж оказал честь сделать то же самое.

Колесников С.Ф. Березы. Осень

Колесников С.Ф. Весна в Малороссии

 Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Весна. Март

Колесников С.Ф. Вожак 1940

Колесников С.Ф. Высокий берег

Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Зима. На околице Одессы 1918

Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Зима

Колесников С.Ф. Олененок

Колесников С.Ф. Отдых у озера

Колесников С.Ф. Село

Колесников С.Ф. Осень

Картины плодовитого художника украшали дворец короля, столичный отель «Палас», радовали пациентов Городской больницы, он был творцом художественных композиций в Экспортном банке. Будучи модным художником, имел обширную клиентуру, вкладывавшую деньги в «картинную недвижимость». На его полотнах были не только русские традиционные мотивы с церквами, но и сербские пейзажи, сербские святые, зарисовки балканской природы.  Многие его картины «разлетелись» по свету, что-то осталось и для Белграда нынешнего XXI в. И познакомиться с творчеством Колесникова сейчас очень просто, достаточно поднять глаза к потолку в Народном театре…

___

 

Колесников С.Ф. Девичья весна 1920

Колесников С.Ф. Зима. Околица

Колесников С.Ф. Прачки

Колесников С.Ф. Танец 

Колесников С.Ф. Прогулка 1929

Русского наследия Колесникова почти нет: все его картины были просто уничтожены во время революционных событий и Гражданской войны. Кому тогда было дело до живописи и страданий интеллигенции? К сожалению Колесников был лишь одним из... из многих.   

P.S. Все изображения кликабельны и увеличиваются до большого размера.

kolybanov.livejournal.com

Колесников (Одесский) Степан Федорович :: Артпоиск

Колесников (Одесский) Степан Федорович

Русский художник. Живописец. Брат живописца Ивана Колесникова (1887—1829). Вырос в усадьбе близ Одессы. В 1897—1903 учился в Одесском художественном училище у К. Костанди Костанди Кириак Константинович Костанди Кириак Константинович [1852—1921] Русский живописец. Родился в семье греческого эмигранта. С 1868 служил ретушером в фотомастерской. Занимался в рисовальной школе Одесского общества изящных искусств (с 1870), а затем в петербургской Академии художеств (1874–1882) у П.П.Чистякова;... и Г. Ладыженского. В 1903 году поступил в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, учился у И.Е. Репина Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., А.А. Киселева Киселев Александр Александрович Киселев Александр Александрович [1838—1911] Русский художник-пейзажист. Живописец. С 1861 по 1865 год учился в Петербургской АХ, в 1864 получил звание классного художника 3-ей степени. С 1865 жил в Харькове, с начала 1870-х – Москве, впоследствии переехал в Петербург. Член ТПХВ с 1876. В 1890... и В.Е. Маковского Маковский Владимир Егорович Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину "Мастерская художника"; в....

artpoisk.info

САМОБЫТНЫЙ ХУДОЖНИК КОЛЕСНИКОВ СТЕПАН ФЁДОРОВИЧ (1879

Живопись Колесникова необычна и далека от академизма. На его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета - голубой или ярко-оранжевый. Темы картин - украинский быт, природа и животные. О жизни Колесникова известно крайне мало, лишь отрывки или сплошной официоз, повторяющийся то тут, то там... попробую его чуть-чуть разбавить чем-то иным.Ну а теперь непосредственно о жизни художника и поможет в этом небольшой совсем материал из книги Косик В.И. "Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920-1950-е годы)", Институт славяноведения РАН. - М., 2007

Академик живописи Степан Федорович Колесников (11. 07. 1879, Андреанополь, Екатеринославская губ.—1955, Белград).Этот крестьянский сын получил первые уроки живописи у мастеров-иконописцев. Потом были годы учебы в художественной школе в Одессе у Г. Л. Ладыже нского и К. К. Костанди, в Петербурге в императорской Академии художеств у И. Репина (1903—1909 гг.). Последовали первые награды на родине и за рубежом. Были путешествия по Европе и Туркестану.Стал членом парижского международного художественного общества «Леонардо да Винчи».

Степана Федоровича Колесникова очень ценил Илья Ефимович Репин. История сохранила для нас несколько его писем художнику. Одно, самое интересное, ярко характеризующее отношение Репина к творчеству Колесникова привожу ниже. Оценка учителя стоит дорого...

Илья Репин - Степану Колесникову 21 октября 1926 г. Куоккала

"Дорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству. Все утро сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ, сейчас только ушел Юра; с ним опять при сильной, хорошей лампе вновь рассматривали всю вашу выставку. О! Какой Вы превосходный художник. Очень, очень благодарю Вас и за письмо Ваше такое доброе, ласковое, и за фотографии. Юра особенно со стороны лошадей, да и я лошадь люблю, и мы - просто пируем! Спасибо! Спасибо! И я не знал, как благодарить Ивана Степановича Майковича! Какой, однако, он поэт. Но тут начинается мое огорчение: ведь я не знаю языка! А сколько дает Сербия! Да здравствует! Да здравствует!..Ваш старый товарищ, очень старый Илья Репин."

В 1912 г. С. Ф. Колесников организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, и организовал две огромные по количеству выставленных полотен выставки в обеих столицах. Большинство картин распродано по музеям и частным коллекциям. Любители высокого искусства, не обладавшие достаточными средствами, могли довольствоваться репродукциями в расходившейся по всей России «Ниве».В 1914 г.он стал академиком живописи. На его картинах нашла свое отражение и Великая война.

С 1920 г. в Королевстве. И здесь Колесников быстро снискал известность, вошел в моду. В январе 1922 г. белградцы уже смогли посетить выставку картин Колесникова. Там экспонировались полотна под незатейливыми названиями как «Село Всехсвятское», «Базарный день на Волге», «Разлив», «Помидоры», «Тает снег». Выставлялись и портреты, например г-жи Юреневой. На обозрение публике были представлены и картины иного характера: «Тайная Вечеря», полотна с изображениями святых в полный рост для церкви в Летнаваце (арх. Андросов), в 80 км от Белграда.

Особенно отмечалось прессой изображение Св. Николая Чудотворца. Ко времени открытия выставки он написал в Сербии около 100 картин и 20 уже успел продать во время ее работы. Не могла не пользоваться популярностью у недавних жителей России и у строящих свою Великую Сербию белградцев трехчастная картина: на левой стороне Россия под большевиками, на правой — цветущее Королевство сербов, хорватов и словенцев, в центре — будущее воскресение славянства.

В ноябре 1925 г. состоялась удостоенная посещения королевской четой очередная выставка Колесникова, разножанрового характера. Здесь и картины, сюжеты которых связаны с недавним боевым прошлым сербов, такие как полотно «За отечество на Каймак-Чалане», с их безыскусной жизнью и красотой природы — «На дороге Сараево — Мостар», «У Прилепа», «Осень около Лукова» (близ Заечара). Были представлены и среднеазиатские воспоминания: «Тигр в горах Тяншана», «Туркестанские сарты», «В Туркестане». Непременными были и картины посвященные ушедшей России: «Соперницы» — сцена из малороссийской жизни, «Водяная мельница», «Утром», «Рыбак», «Курская губерния», «В Виленской губернии», «У церковной ограды».

За его полотна боролись все лучшие белградские дома. Цена на его картины подскочила еще выше, когда он расписал потолок — композиция «Богиня Талия на квадриге» — в обновленном Народном театре. Стал белградским Марком Шагалом, которому Париж оказал честь сделать то же самое.Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). В мае 1955 года его не стало. Степа Колесников был похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни.

Картины плодовитого художника украшали дворец короля, столичный отель «Палас», радовали пациентов Городской больницы, он был творцом художественных композиций в Экспортном банке. Будучи модным художником, имел обширную клиентуру, вкладывавшую деньги в «картинную недвижимость». На его полотнах были не только русские традиционные мотивы с церквами, но и сербские пейзажи, сербские святые, зарисовки балканской природы. Многие его картины «разлетелись» по свету, что-то осталось и для Белграда нынешнего XXI в. И познакомиться с творчеством Колесникова сейчас очень просто, достаточно поднять глаза к потолку в Народном театре…

kovlam.livejournal.com

Художник Степан Колесников

Отсюда

Художник Степан Колесников

Совершенно удивительный, не похожий по манере письма ни на кого, художник. Степан Федорович Колесников родился 11 июля 1879 года в селе Адрианополе Екатеринославской губернии Славяносербского уезда, в крестьянской семье. Художественные способности Степана проявились рано. Первые «уроки» письма он получил от заезжих изографов, и уже в 1896 году его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде и получили награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования. В 1897 году Колесников поступил в Одесское художественное училище, одно из лучших в то время средних художественных учебных заведений России.

В училище Колесников быстро нашел себе друзей: будущих классиков советской живописи Исаака Бродского, Митрофана Мартыщенко (Грекова), и будущего классика русского авангарда Давида Бурлюка. Одновременно происходят изменения в личной жизни: в 1899 году Степан Фёдорович женится на дочери греческого помещика Ирине Федоровне Попандопуло, «отбив» ее у своего друга М.Грекова.

В январе 1901 года у них родилась дочь Люба. В 1903 году Степан Колесников окончил училище но первому разряду, что давало ему право поступления в Императорскую Академию художеств без экзаменов. И, несмотря на предложение места преподавателя, он вместе с Бродским и Грековым отправился в Петербург и стал учеником пейзажной мастерской профессора А.А. Киселева.

Однако вскоре революционные события 1905 года сыграли свою роль в творческой судьбе Колесникова: из-за волнений остановились занятия в академии — и Колесников на некоторое время уезжает вместе с Грековым и Бродским в малороссийское поместье Бурлюка. Результатом этого становится создание многочисленных этюдов с натуры и подготовка эскизов, очень богатых и разнообразных по содержанию. В это же время Степан Колесников успешно дебютировал на Весенней выставке в залах академии. Его картина «Весна» (1905, Днепропетровский художественный музей) получила вторую премию и была приобретена музеем Императорской Академии художеств. В этом полотне уже в полной мере проявились индивидуальные черты, свойственные таланту художника. Первый успех не был случайным и кратковременным. С этих пор Колесников стал постоянным участником весенних выставок, почти каждый раз получая «куинджиевские» премии, которыми отмечались его лучшие творения. А тем временем в 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем — в Сербию. С 1920 года Степан Колесников постоянно живет в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д. 81). О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения.

В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Фёдорович навсегда уходит из семьи. Семья Колесниковых осталась в тяжелом материальном положении. Началась распродажа картин, но и им пришел конец. В 1938 году после тяжелой болезни умирает Ирина Федоровна. Началась война. Арестован сын Колесникова Федор. Вскоре после освобождения он покончил с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними. Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке.

Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы. Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской). В мае 1955 года его не стало. Степан Федорович Колесников был похоронен на Новом кладбище в Белграде, недалеко от Иверской часовни.

Image Hosted by pixs.ru

(с) http://nnm.ru/blogs/6serj6/hudozhni...ich_kolesnikov/

subscribe.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта