Якупов Харис Габдрахманович – художник. Картины харис якупов
Харис Якупов - TOP-7 Знаменитого Мастера
Х. Якупов. Автопортрет. 1937.
Харис Якупов — знаменитый татарский живописец - автор исторических и жанровых картин, портретов, пейзажей. Родился 23 декабря 1919 года в столице Татарстана - Казани.
За долгую и плодотворную творческую жизнь создал десятки шедевров, вошедших в Золотой Фонд культурного наследия татарского народа.
Является обладателем множества различных наград и званий, в частности:— Народный художник СССР,— Заслуженный деятель искусств ТАССР,— Кавалер ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан».
* * *
Татарский интернет-журнал «Кара Аккош» представляет подборку TOP-7 наиболее интересных (на наш взгляд) работ Хариса Якупова.
Памяти Г. Тукая. Триптих. 1985-2003 г. (фрагмент - детство и юность)(Холст, масло)
В данной картине Харис Якупов проиллюстрировал краткую биографию величайшего татарского поэта в стиле арабского письма. Главные моменты человеческой жизни - детство, зрелость, уход в иной мир - представлены справа на лево, в традиции арабского письма.
* * *Мелодия курая. 1985 г. (фрагмент)(Холст, масло)
* * *
Сильные люди (молодые доярки Ф.Гараева, М.Исламова, С.Сагдиева). 1964 г.(Холст, масло)
* * *
Портрет Матери. 1955 г.(Холст, масло)
* * *
Золото Татарстана. 1974 г.(Картон, масло)
* * *
Сенокосная пора. 1985 г. (фрагмент)(Холст, масло)
* * *
Фаузия Гараева. 1965 г.(Холст, масло)
02.10.2016
© Марат Умяров
© Все права на статью и фотографии в ней принадлежат ее автору и татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (karaakkosh.com). Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции татарского интернет-журнала «Кара Аккош».
karaakkosh.com
23 декабря 1919 года родился выдающийся татарский художник Харис Якупов, в картинах которого красочно воплощены образы из жизни татарского народа.
Календарь Татарстана
Художник Харис Якупов
Народный художник СССР и РФ, заслуженный деятель искусств РФ и ТАССР Харис Якупов за свою творческую карьеру создал более 300 работ, среди которых 20 крупных полотен и более 200 зарисовок в самых разных жанрах живописи. Харис Абдрахманович Якупов родился 23 декабря 1919 года в г.Казани.
Харис Якупов — Портрет Матери .
После окончания Казанского художественного училища в январе 1940 года был призван в армию. С первых дней войны был в действующей армии, прошел через Сталинград, Курскую дугу, Польшу, Германию. День Победы встречал в Праге.
Харис Якупов 1942год./ «В 1941 году мы вели бои почти круглосуточно, и я почти забыл, что я художник, — вспоминал Харис Якупов. — С 1942 года с альбомом уже не расставался… БАЛАМ — БАГАЛМАМ6 сен 2016 в 14:06 через YouTubeДокументальный фильм о татарском художнике Харисе Якупове (из цикла «Ватандашлар — Соотечественники»). Производство творческого объединения «Панорама-телефильм» (телеканал ТНВ, г.Казань, Республика Татарстан).
«Художник. Фронтовые зарисовки»,1985.
1946 году Х.А.Якупов вернулся в г. Казань. Работал в Татарском художественном фонде, преподавал в Казанском художественном училище, занимал пост председателя правления Союза художников Татарской АССР. С 1977 года в течение 30 лет руководил творческой мастерской Академии художеств России в г.Казани. Харис Якупов — признанный художник-живописец, мастер тематической картины, обращавшийся к важнейшим темам истории и современности. В своих произведениях художник продолжил традиции мирового и отечественного реалистического искусства. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны, он стал певцом героической темы в искусстве, создал масштабные и жизненные полотна о подвиге наших земляков — героев Мусы Джалиля, Михаила Девятаева. Настоящей художественной летописью войны стали залы художника в Национальной галерее «Хазине».
Якупов Харис Абдрахманович\«Сильные люди» 1964. Якупов Харис Абдрахманович (Россия, 1919-2010) «Весна на Волге» 1960.
Харис Якупов — доярка Фаузия Гараева/ 1965 г.
Харис Якупов \ Сенокосная пора. 1985 г.
Х.А.Якупов оставил богатое творческое наследие. Значителен его вклад в книжную и станковую графику, в искусство плаката. Творчество Х.А.Якупова — убедительное свидетельство таланта, подвижнического труда, поиска своего места в искусстве, постоянного стремления к совершенствованию мастерства. Лучшие произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусства народов Востока, Музее изобразительных искусств Татарстана. Его работы побывали на выставках во многих странах Европы, Азии и Северной Америки. Х.А.Якупов прожил яркую, полную творческих исканий жизнь. Как педагог и наставник он дал путевку в жизнь целой плеяде талантливых художников республик Поволжья. Он принимал активное участие в общественной и политической жизни республики. Был председателем правления Союза художников Татарской АССР, многократно избирался в органы управления Союза художников СССР и РСФСР, был председателем зонального выставочного комитета «Большая Волга». Избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета Татарской АССР четырех созывов.
На мостках.
Хариса Абдрахмановича Якупова отличали высокое чувство общественного долга, трудолюбие, целеустремленность в работе, уважительное отношение к людям. Родина высоко оценила заслуги Х.А.Якупова. Он был награжден орденами Ленина, Великой Отечественной войны II степени, Красной Звезды, «Дружбы народов», «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За заслуги перед Республикой Татарстан», медалями. Он был лауреатом Государственных премий СССР, РСФСР имени И.Е.Репина и Татарской АССР имени Г.Тукая. Был удостоен звания «Почетный гражданин Казани». Х. А. Якупов умер 17 февраля 2010 года в Казани. Похоронен на Арском кладбище.
Лилия Хусаинова
Такие яркие и реалистичные картины. Браво! Даже не знала что у нас были такие талантливейшие художники.
xn--80aaa8bxajbei4c3af.xn--p1ai
Culture and art
X. Якупов. Сильные люди. (Доярки Ф. Гараева, М. Исламова, С. Сагдиева.) Масло. 1964.
Харис Якупов
Художник стоял на стремянке — картина была более трех метров в высоту, более семи в длину. Кисть спешила еще что-то изменить в мерцающей красочной стихии: сильнее акцентировать или приглушить, подчеркнуть силуэт фигур. Работал художник уже не в мастерской — в зале Казанского дворца выставок, где была развернута экспозиция зональной художественной выставки «Большая Волга». Председатель выставкома Харис Якупов оставил себе последние часы для завершающей работы над полотном. Требовательному взгляду автора еще необходимо было уточнить холст. И наверное, многим, кто, подобно автору этих строк, был тогда свидетелем творческого труда художника, казалось, будто в тишине выставочного зала с неслышным шелестом раскрывается новая страница истории изобразительного искусства Советской Татарии.
X. Якупов. Золото Татарии. Масло. 1974.
Когда распахнулись двери зала, в ярком свете юпитеров картина X. Якупова «Казанские студенты. Год 1887» притягивала каждого, кто приходил на выставку.Картине по праву предстоит почетная судьба. После выставки она займет место в Ленинском мемориальном комплексе — в здании Казанского университета. Вслед за студентами нынешнего года, которые первыми увидят это полотно, все новые и новые первокурсники будут входить в университетский зал. И картина с особой силой напомнит, что учатся они в университете, где начинал революционный путь Владимир Ильич Ленин.Был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Харису Абдрахмановичу Якупову высокого звания народного художника СССР. Так по достоинству был отмечен его многолетний творческий труд, вклад мастера в сокровищницу многонациональной советской живописи.Путь Хариса Якупова в большое искусство обычен для многих советских художников. Первое сохранившееся детское произведение — старательно срисованный с фотографии портрет маленького Володи Ульянова. Позднее на уроках рисования в школе Харис увлекся сочинением фантастических пейзажей. Лучшие рисунки мальчика, показанные весной 1935 года на выставке-конкурсе детского творчества, воспроизвел журнал «Пионер каляме», отметив наблюдательность и остроту глаза пятнадцатилетнего художника. Рисунки с подписями «Пионер Харис Якупов» или «Ученик 13-й школы Харис Якупов» печатают в газетах «Красная Татария» и «Яшь ленинчи» («Юный ленинец»). На одном изображен пограничный дозор у реки, на другом — атака красной кавалерии, преследующей врага… Рисунки-карикатуры обличают зверства фашизма, утверждавшегося в те годы в Германии и Италии: фашист со свастикой на рукаве целится в ребенка, дуло фашистской пушки нацелено на зеленеющие пальмы Абиссинии.
X. Якупов. Портрет М. Галиуллиной — знатной свинарки колхоза имени М. Вахитова. Масло. 1961.
Окончив семилетку, Харис поступил в Казанское художественное училище. Преподававший на старших курсах живопись Н. К. Валиуллин приучал молодых художников работать на пленэре, собирать натурный материал, любовно писать этюды, передавая изменчивость световоздушнои среды. Из летней командировки в Кзыл-Байракский район его студенты привезли работы, которые были рекомендованы на республиканскую выставку 1939 года. Девятнадцатилетний Харис Якупов стал самым молодым ее участником. И вот работа над дипломом — эскизом композиции «Бунт». Высочайшим образцом в творческом поиске служила молодому татарскому художнику историческая живопись В. И. Сурикова.Сразу после окончания художественного училища комсомолец Якупов был призван в армию. Воинская служба стала для него настоящей жизненной школой. Шли тревожные предвоенные годы. А когда грянула В июле 1942 года во фронтовом блиндаже Якупову был вручен партийный билет.В кратких передышках между боями он много рисовал. Фронтовые рисунки вобрали впечатления, навсегда оставленные войной в душе художника.
X. Якупов. Челнинские красавицы Масло. 1975.
Вспоминаю наш передний край. Он проходил через минные поля и проволочные заграждения, окопы и траншеи, он проходил и через наши сердца. Помню тех, кто остался на полях сражений. Их светлые образы вижу в священном пламени Вечного огня, в сиянии салюта ПобедыВсе это воплотилось потом в батальных картинах, портретах ветеранов войны, полотнах, рассказывающих о подвигах советских людей. После демобилизации художник с радостью пишет мирные пейзажи родной земли, берега Волги, уголки Казани, создает портреты современников и исторические портреты — М. Горького, Г. Тукая, Ш. Камала. Но с особенным увлечением работает он в жанре картины. Пишет композицию «А. С. Пушкин на пути в Казань», картину «Жаркий день на Волге», которой участвует на Всесоюзной выставке 1947 года в Москве. К 30-ле- тию Татарской АССР Якупов в соавторстве с Л.Утверждался мир на родной земле, и рос интерес художника к современности, приметам социалистического обновления жизни и труда родного народа.В стихах татарского поэта Сибгата Хакима есть строчка: «Вся синь весны вошла в глаза мои…» Нечто подобное произошло в живописи Якупова. В начале 60-х годов, когда художник работал над портретами передовиков в колхозе имени М. Вахитова, его живопись стала богаче светом, в ней засверкали краски щедрой природы. Вспоминая о работе в колхозе, о встречах с тружениками, Якупов рассказывал: «Они поражали меня своей способностью удивляться тому, что я делал. Многие из них, молодые девушки и ребята, только что окончившие сельскую школу, никогда прежде не видели самого процесса труда художника. Сделаешь, например, набросок — портрет молодой доярки, она посмотрит на этот портрет, вспыхнет вся, глаза засветятся и как-то на одном дыхании скажет: «Чу!» Это слово местного диалекта, мы в городе его и не слышим, а там, в Пестречинском районе, его часто говорят. Восклицание как бы сразу удивление и радость выражает. Очень оно мне тогда помогало».
X. Якупов. Холодное утро. Масло. 1975.
Одна из лучших работ Пестречинского цикла — «Портрет знатной свинарки колхоза имени М. Вахитова М. Галиуллиной» (1961 год). Пронизанное светом полотно выдержано в солнечной гамме. Смуглый цвет загорелого лица молодой женщины перекликается с золотыми отсветами фона золотистой бревенчатой стены избы. Спокойная поза, гордая осанка, жест скромно сложенных на коленях рук помогают раскрыть внутренний мир славной труженицы. Любуясь, пишет художник яркие своеобразные черты облика героини, внимательно воспроизводит детали костюма и его цветовой колорит, создавая обобщенный образ, в котором светло и правдиво воплотился национальный характер, красота женщины Татарии.Групповые портреты «Сильные люди» (молодые доярки Ф. Гараева, М. Исламова и С. Сагдиева) и «Передовые животноводы-пастухи Н. Зиганшин, Ш. и Г. Шакировы» построены как живописный рассказ о трудовом коллективе, о том, как полно раскрывается в труде и дружбе душевная красота человека.Особенно поэтично написаны молодые доярки, которые только что окончили утреннюю дойку, погрузив бидоны с молоком в автомашины. Фигуры улыбающихся, жизнерадостных девушек отчетливо выделяются на фоне земли, которой солнечное освещение добавило золотистых оттенков. Солнце заливает все вокруг, просвечивает сквозь легкую ткань платьев, фартуков, косынок, румянит улыбчивые лица. И эта насыщенная солнцем мажорность картины становится воплощением современности.В более поздних исторических полотнах «Пролог. В. И. Ульянов (Ленин) на студенческой сходке в Казанском университете в 1887 году», «Раздумье. Живые и мертвые» и главным образом в картинах, посвященных современному рабочему классу, нефтяникам, строителям КамАЗа, людям колхозной деревни, сформировались новые качества живописи Якупова — рациональная строгость, символическая смелость образов. Глубже стало философское содержание картины, сильнее стремление не просто отражать, но прежде всего размышлять об окружающем мире, его социальном устройстве, об историческом противоборстве сил.
X. Якупов. Казанские студенты. Год 1887.
«Золото Татарии». Само название многозначно. «Черное золото» республики — это ее природное богатство, нефть. Но золото Советской Татарии — это и ее народ, ее рабочий класс, люди труда. Лица их даны в картине крупным планом. В них выразилось восхищение художника силой, статью, красотой, волевой решимостью своих героев. А его глубокий интерес к духовному миру современника воплотился в стремлении уловить сложный оттенок чувства, глубинное душевное движение.Порою рядом с радостью живет грусть, нахлынет тревога, чуть сдвигая брови, резче прорезая морщинки на лбу. В такие мгновения случается, что человек почувствует себя вдруг одиноким среди друзей, товарищей, и художник хочет быть тогда рядом со своим героем. В живописном строе картины есть перекличка с золотом осени. Теплый охристый тон широкой полосы земли и ярко горящая на первом плане ветка осенней рябины не только создают декоративное обрамление фигур, усиливают живописную звучность холста, но и словно вводят в это многоголосое звучание чуть печальную ноту осенней поры. А ведь наступает она не в одной жизни природы, но и в человеческой жизни.Так новую меру глубины в художественном познании и воплощении мира человека обретает художник. И все познанное, открытое им передает мастер своим ученикам.В новых мастерских-мансардах многоэтажного здания в Казани идет творческая работа. На двери строгая табличка: «Мастерская живописи орденаЛенина Академии художеств СССР». Это первая академическая мастерская в автономной республике. Здесь под его наставничеством складывалась творческая личность Шамиля Шайдуллина, Зуфара Гимаева, Станислава Слесарского и других уже известных мастеров советского изобразительного искусства. В этой мастерской молодыми художниками Татарии были задуманы и созданы картины, показанные затем на всесоюзных молодежных, республиканских, зональных выставках. Так передает народный художник СССР Харис Якупов опыт и мастерство молодым.
culture-art.ru
Харис Якупов - Искусcтво на тему войны .
Харис Абдрахманович Якупов (1919 - 2010) - народный художник СССР, России и Татарстана, общественный деятель, член-корреспондент Российской академии художеств. Желание рисовать появилось у Якупова в раннем возрасте: он перерисовывал понравившиеся картинки из журналов и книг, продавал свои рисунки на базаре, помогая небольшим своим заработком многочисленной семье. Однажды на улице он увидел художника за мольбертом, и понял, что это и есть его призвание. Он легко сдал экзамены и поступил в Казанское художественное училище. В январе 1940 года, с пятого курса, Якупов, а с ним еще десять однокурсников были призваны в армию, дипломные работы были зачтены по эскизам.
Военная подготовка проходила в г. Кузнецке, в Татищевских лагерях с раннего утра и до позднего вечера. 22 июля 1941 года молодой боец уже участвовал в бою. Возможность хотя бы урывками заниматься рисованием появилась у Якупова только в декабре 1941 года. Сначала он рисовал только ночью, отрывая минуты от сна, но однополчане, увидев рисунки, поддержали молодого художника, и Якупов стал рисовать портреты бойцов. Эти портреты они отправляли домой, своим родным и близким. В полевой сумке всегда наготове лежали самодельный альбом и карандаш.
Сохранилось около 250 рисунков, они являются сейчас бесценными художественно-документальными свидетельствами военного времени. Весной 1944 года, когда 60-я армия штурмовала Тернополь, в землянку к бойцам спустился генерал Черняховский. Якупов стал докладывать по карте положение на переднем крае, и тут Черняховский увидел на столе рисунки. Полистав их, сказал, что в этом самодельном альбоме заложена большая сила. Слова генерала воодушевили художника и оказались пророческими для него. Впоследствии частенько в трудные минуты жизни Якупов вспоминал слова боевого командира.
Фронтовые дороги Якупова прошли через Сталинградское сражение, Курскую дугу, Львов, Польшу, Германию, Чехословакию. Он был награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
«Художник. Фронтовые зарисовки.» (1985)«Полёт на свободу», триптих (1964-1971)
Триптих посвящён побегу группы советских военнопленных во главе с лётчиком-истребителем М.П. Девятаевым на захваченном немецком самолёте 8 февраля 1945 года из немецкого концлагеря Пенемюнде.
большой размер
с другого ракурса
центральная часть триптиха
портрет Михаила Петровича Девятаева (1964-1971)
«Моя однополчанка пулемётчица Мария Щербак», триптих (1990-1991)
«Юная пулемётчица Маша Щербак пришла к нам в 654 стр. полк осенью 1942 года. Назвалась "Володькой" - мстила за погибшего брата Владимира. Сражалась на Курской дуге, за Чернигов. Под Чернобылем её окоп утюжил немецкий танк, но она чудом осталась жива. Житомир, Тарнополь, Львов, Польша, Германия, Чехословакия. Была трижды ранена. В день Победы ей, командиру роты автоматчиков, не было и двадцати лет».
большой размер
Мария Кузьминична Щербак, 1925 г.р.
Войну закончила в звании старшего лейтенанта. В годы войны была награждена: орденами Красной Звезды, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени и медалью "За Отвагу". Описание подвигов из наградных листов и списков:
медаль "За Отвагу"
орден "Боевое Красное Знамя"
орден "Красная Звезда"
орден "Отечественная война" I степени
art-war-ru.livejournal.com
Якупов Харис Абдрахманович
(1919-2010)
Советский живописец. Харис Абдрахманович Якупов родился 23 декабря 1919 года в Казани. Окончил Казанское художественное училище в 1940 году. Народный художник СССР, России и Татарстана, заслуженный деятель искусств РТ. Действительный член-корреспондент Академии художеств РФ. Лауреат Государственных премий СССР, РФ и РТ (имени Г. Тукая). Член Союза художников и Худфонда ТАССР с 1946 г.
Участник всероссийских, зональных, республиканских и персональных выставок. Награжден орденами Ленина, Великой Отечественной войны II степени, Красной Звезды, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени и др. Работы художника находятся в ГТГ, Музее Восточных культур России.
Название: ГаграТехника: картон, маслоРазмер: 16,5 х 24 смГод: 1962Цена: 30 000 руб. Название: Старая МоскваТехника: картон, маслоРазмер: 30 х 20 смГод: 1970Цена: 40 000 руб. Название: У БерсутТехника: картон, маслоРазмер: 12,5 х 17,5 см.Год: 1958Цена: 30 000 руб. Название: Джинальские горыТехника: картон, маслоРазмер: 17,5 х 24,5 см.Год: 1964Цена: 30 000 руб. Название: Улочка в ГурзуфеТехника: картон, маслоРазмер: 24 х 17 смГод: 1972Цена: 60 000 руб. Название: ФлоренцияТехника: картон, маслоРазмер: 25 х 16 смГод: 1971Цена: 40 000 руб. Название: Вид на КолизейТехника: картон, маслоРазмер: 17 х 24 смГод: 1961Цена: 60 000 руб. Название: о. КаприТехника: картон, маслоРазмер: 24 х 16,5 смГод: 1961Цена: 60 000 руб. Название: ВолгаТехника: картон, маслоРазмер: 20 х 30 смГод: 1949Цена: 40 000 руб. Название: Сентябрьские узорыТехника: холст, маслоРазмер: 60 х 65 смАтрибуция: НетГод: 1984Цена: 100 000 руб. Название: Голубые елиТехника: картон, маслоРазмер: 55 х 86 смГод: 1951Цена: 120 000 руб. Название: Ранний снегТехника: картон, маслоРазмер: 50 х 107 смГод: 1965Цена: 80 000 руб. Название: УтроТехника: Холст, маслоРазмер: 55 х 68 смГод: 2002Цена: 90 000 руб. Название: Ранняя осеньТехника: Картон, маслоРазмер: 60 х 80 смГод: 1983Цена: 220 000 руб. Название: Весна идётТехника: Холст, маслоРазмер: 50 х 63 смГод: 1994Цена: 120 000 руб. Название: ПионыТехника: Холст, маслоРазмер: 50 х 60 смГод: 1991Цена: 140 000 руб.kupitkartinu.ru
Якупов Харис Габдрахманович – художник
Якупов Харис Габдрахманович – художник. За иллюстрации книги"Татар халык әкиятләре" ("Татарские народные сказки") в 1958 году былудостоен Госпремии Татарстана им.Г.Тукая.
Харис Якупов
(1919–2010)
За свою долгую творческую карьеру Харис Абдрахманович Якупов создалболее 300 работ, среди которых 20 крупных полотен и более 200зарисовок. Значительные и самые ценные работы художник решил передать вдар столице Татарстана.Ряд произведений Х.Якупова находится в Государственной Третьяковскойгалерее, Музее Восточных культур России. Его работы побывали навыставках в Финляндии, Китае, США, Корее, Франции, Болгарии, Германии,Польше и других.Персональная галерея художника в г. Казани представляет разные грани еготворческого наследия. В ней представлены 15 больших живописныхработ, которые в разное время принимали участие в крупнейших всесоюзныхи международных выставках. Там можно увидеть и фронтовые зарисовки,которые сделаны Харисом Абдрахмановичем во время войны. Харис Абдрахманович Якупов родился 23 декабря 1919 года в г. Казани.Окончил Казанскую художественное училище (1935-1939), с 1940 г.находился на службе в Советской Армии. Он участник ВеликойОтечественной войны. Фронтовые дороги Якупова прошли черезСталинград, Курск, Львов, он воевал в Польше, Германии, Чехословакии.Награжден орденами Отечественной войны II степени и КраснойЗвезды, медалью "За боевые заслуги". День Победы ХарисАбдрахманович встретил в Праге.В 1945 г. после демобилизации из Советской Армии возвратился в Казань иначал работать в Татарском художественном фонде. В 1946 г. учился вМоскве у знаменитого художника Б.В.Иогансона. В 1947-1951 гг.преподавал в Казанском художественном училище. Член Союза художников –с 1947 г. Был председателем правления Союза художников Татарской АССР в1951-1975 гг.В 1951 году художник удостоен Государственной премии СССР заполотно "Подписание В.И.Лениным Декрета об образовании ТАССР",созданное в соавторстве с Л.А.Фаттаховым. В 1958 году за иллюстрации ктатарским народным сказкам художнику была присуждена Государственнаяпремия ТАССР имени Г.Тукая. В 1963 году Якупову было присвоено званиенародного художника РСФСР. В 1973 году он избираетсячленом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1997 становитсядействительным членом. В 1976 году Якупову присуждаетсяГосударственная премия РСФСР имени И.Е.Репина. В 1980 году ему былоприсвоено звание народного художника СССР.Труд Хариса Абдрахмановича Якупова отмечен орденами "Знак Почета"(1950), Ленина (1971), "Дружбы народов" (1986), "За заслуги передОтечеством" I степени (1998), "За заслуги перед РеспубликойТатарстан" (2005) и Золотой медалью Академии Художеств России (2005).Харис Абдрахманович Якупов в своем многогранном творчестве создалэпическую художественную летопись Татарстана ХХ века. Как педагог ондал путевку в жизнь многим ведущим мастерам изобразительного искусствареспублики. В 1976 году президиум Академии художеств СССР утвердилЯкупова руководителем мастерской живописи Академии в Казани.
"Казанские истории"
gabdullatukay.ru
Арское кладбище... Казань, Татарстан. Часть 5. Николай Фешин, Харис Якупов и иные художники...
Есть мнение, что Фешин наиболее выдающийся живописец, из уроженцев Казани. Утверждать или или опровергать оное я не буду.Просто поделюсь с тем что есть...Итак:Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Отец был родом из Арзамаса, его родичи происходили из деревни Пушкарка, основанной сосланными из Москвы мятежными пушкарями ещё в XVI веке. Мать — Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы. Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков».В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде; отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Николай после этого пошёл на поправку, однако болезнь сделала мальчика замкнутым и одиноким. Проявляя с раннего возраста талант рисовальщика, он оказался полностью сконцентрированным на искусстве. Первые опыты самостоятельного творчества Николая Фешина прослеживаются с шестилетнего возраста, сохранился альбом орнаментов того времени. С 9 лет Николай стал работать в мастерской отца, принимая участие в исполнении заказов. Дарование мальчика было замечено первым директором Казанской художественной школы Н. Н. Бе́льковичем — будущим тестем художника. И. А. Фешин не обладал предпринимательской жилкой и, несмотря на известность, разорился, за долги пришлось отдать всю имевшуюся собственность. Он стал ездить по деревням на заработки, семья оставалась в городе, испытывая большую нужду. Тем не менее, сын смог получить начальное образование в публичной школе. Сам Николай Фешин вспоминал, что первый заработок ему принёс чертёж иконостаса, сделанный в 13-летнем возрасте, на эти деньги (10 рублей) был сшит школьный костюм.В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. К тому времени семья распалась: измученная нуждой Прасковья Фешина уехала к родителям в Кострому, Иван Фешин тоже покинул Казань и был не в состоянии помогать сыну. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом[6]. 14-летний Николай Фешин остался один в Казани, живя впроголодь и не имея постоянного заработка, некоторую помощь оказывал ему дядя по отцовской линии, владевший скипидарным заводом в деревне Кушня в 100 верстах от Казани. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Бо́льшую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет.Так он нем говорит всезнающая википедеия
[Николай Фешин, статья]остальное читать нижеПри всем своем таланте, он почему то не приобрел большой, соотвествующей дарованию славы...Даже в Казани, он не обладает культовым статусом, хотя постоянно подчеркивается, что он наш земляк.вот парочка картин для иллюстрации сказанного:1.2.
3.
4.
Ну и так далее
[Посмотрите здесь...тут их много]и вот несколько ссылок с текстами и илюстрациями о нем.
[Текст Ларисы Давтян][тут о его графике]http://graphic.org.ru/feshin.html[Статья Юлии Горячевой]http://www.peremeny.ru/blog/9683
[И у пользователя art-tourism текст с картинками о Фешине есть]http://art-tourism.livejournal.com/8286.htmlДумаю достаточно про Фешина, поскольку я обнажуил на Арском кладбище еще нескольких живописцев.совсем рядом с Фешиным, буквально не далее чем в 10 метрах покоится Максимов Кондрат Евдокимович. Он не так иззвестен, как Фешин, и о его существовании я и не подозревал, пока не увидел надгробный камень, на котором было написано что он народный художник, вернее заслуженный художник РСФСРтак он выглядел.Один из сайтов сети пишет:
Кондрат Евдокимович Максимов родился в 1894 году в деревне Шишкино Вятской губернии. В 1914-1917 годах учился в Казанской художественной школе.
Народный художник Татарии, один из старейших живописцев республики. В своих произведениях он воспевает красоту родной природы. Заветная тема художника - хвойный лес. От маленьких этюдов до эпических полотен - вот диапазон его "хвойных пейзажев". "Сосновый лес. Дорога на Каму."(1953), "Потревоженная тишина" (1966). Сюжеты он видел в окрестностях Казани, на берегах Волги и Камы, в таких картинах "Разбуженная тишина"(1973)
Большое внимание уделяет художник натюрмортам. Это букеты садовых (пионы, флоксы, золотые шары), а чаще полевых цветов, в картинах "Полевые цветы"(1955), "Виноград с белой вазой"(1956).
Пейзажи и натюрморты - основные жанры творчества художника.
Достоверное воспроизведение натур, стремление наиболее точно передать ее разнообразные формы присущи художнику на протяжении всей его творческой жизни и определяет своеобразие его художественного дара.кроме того, оказывается был в ноябре 1941 года был арестован по обвинению в «пораженческих разговорах».В 1942 году отпущен за отсутствием состава преступления.Помимо рисования, занимался также изобретательством. Запатентовал 27 изобретений, в основном связанных с его работой на лесоповале.Следущий на очереди художник - Александр Федорович Симбирин:
7.
Увы он оказался еще менее известным чем Максимов. Статьи в википедии про нет, только абзац на сайте Депутатских дел (http://depdela.ru/):Художник, живописец; родился 22 ноября 1923 г. в Казани; участник Великой Отечественной войны; окончил Казанское художественное училище в 1947 г.; 1947-1971 - художник Татарского творческо-производственного комбината Художественного фонда СССР; 1971-1975 - член правления Союза художников ТАССР; 1975-1980 - председатель художественного совета Союза художников Татарской АССР и республиканского художественного фонда; 1980-1983 - заместитель председателя правления Союза художников Татарской АССР; участник всеросийских, зональных, республиканских и персональных выставок; заслуженный деятель искусств Республики Татарстан; народный художник Татарстана; награжден орденом Отечественной Войны I степени, орденом Красной Звезды; женат, имеет сына и дочь; увлекается рыбалкой, охотой.Вот еще нашел, но не рискнул качнуть, пройдя по пяти ссылкам. На первой утверждалось, что там школьное сочинение по его картине на татарском языке[Сочинение по картине]И сегодня напоследок, пттица иного полета, уровня если не Фешина, то в тех же эмпиреях (на мой, естественно взгляд) - Харис Якупов:
про него даже настоящяя статья есть в википедии, хоть и короткая, но все ж
[Статья здесь...]Да и награды говорят сами за себя:
народный художник СССР (1980)народный художник РСФСР (1963)заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1957)Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «Подписание декрета об образовании Татарской АССР» (с Л. А. Фаттаховым)Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1976) — за картины «Челнинские красавицы», «Передовые животноводы — пастухи Н. Зиганшин, Ш. И Г. Шакуровы»Республиканская премия Татарской АССР имени Г. Тукая (1958)орден Ленинаорден Отечественной войны II степениорден Красной Звездыорден Дружбы народоворден «Знак Почёта»орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени[1]орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»медаль «За боевые заслуги»вот парочка примеров его картин:Яблочный спас
Как ни странно,ничего тольком в сети про него нет. Я как то видел альбом в продаже, но это было года два назад, и все...ну вот ссылка, там короткий текстhttp://gabdullatukay.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=164&Itemid=57вот ссылка для скачивания десятка его картиин для ознакомленияhttp://rinfom.ru/zhivopis/jakupovДа и в общем и целом и все оказывается....Я думал будет больше информациипусть о нем будут и мои пять копеек в виде этого поста:это не горизонт завален, а все могилы склонены налево, потом что там очень долгое время был овраг и почва сползала туда, год или два назад его завалили, но не полностью
ramis-nazmiev.livejournal.com