Изобразительное творчество при шизофрении[7]. Шизофрения картина
Клиническая картина и течение шизофрении - ПСИХИАТРИЯ. Краткое руководство для врачей
Трудности диагностики шизофрении объясняются не отсутствием точных знаний ее этиологии, а касаются клинической стороны ее теории. Одним из центральных моментов клинической стороны проблемы шизофрении является вопрос о наличии или отсутствии собственно шизофренической симптоматики. Клинический опыт и строгий психопатологический анализ психических расстройств при шизофрении показывает, что здесь имеются свои, специфические нарушения различных сторон психики, не встречающиеся при других психических заболеваниях.
Таковы эмоциональные нарушения в виде нарастающего ослабления чувств у больных, расстройства в сфере мышления, в частности — в протекании ассоциативных процессов и в сфере деятельности.
Но не только клинический опыт, но и история развития учения о dementia ргаесох — шизофрении тоже подтверждает это. Э. Крепелин (1896), говоря об аморфности мышления у больных ранним слабоумием, Э. Странский (1909)—об интрапсихической атаксии, Клод и Шаслен — о дискордантности психики, Е. Блейлер — о шизисе, расщеплении психики, П. А. Останков (1913) — об атактических замыканиях и В. П. Осипов (1931)—об атактической речевой спутанности, как бы преемственно углубляли описание диссоциации психических функций, одних и тех же симптомов при этом заболевании. Следовательно, как клинический опыт, так и история развития учения о шизофрении говорят о наличии при шизофрении свойственной ей особой симптоматики. Такая симптоматика представлена эмоциональной тупостью, атактическим мышлением и абулией с парабулией.
Как показывают наблюдения, самым ранним симптомом шизофрении является чувственная тупость. На начальных этапах болезни она проявляется еще нерезким, но уже заметным ослаблением эмоций по отношению к родителям, другим близким и дорогим лицам и ослаблением свойственных ранее больным интересов и избирательных увлечений («хобби»). Обращает на себя внимание постепенное ослабление чувств именно по отношению к наиболее важным для больных и эмоционально значимым лицам и обстоятельствам, ослабление эмоционального тона в пунктах его наибольшего «накала». Прежде всего это отражается на чувстве любви к родителям, так как болезнь чаще всего начинается в молодом, юношеском возрасте. Эмоциональное движение, чувство к родителям ослабевает, причем это обычно дополняется и общим изменением отношения к ним. Такое эмоциональное «притупление» у больных в начале болезни налицо уже тогда, когда нет еще ни продуктивных симптомов, ни ассоциативных и волевых расстройств.
В дебюте шизофрении ослабление чувств довольно часто сочетается с чувственной неадекватностью, которая проявляется более или менее выраженным несоответствием между качеством эмоции и характером вызвавшего ее раздражителя. Раньше всего и в наибольшей степени это проявляется в чувствах к родителям. Обычно на теплое участие, нежность и заботу родителей больной отвечает раздражением, неприязнью и даже чувством злобы. Заметно при этом, что чем богаче и теплее отношение родителей, тем очевидней неприязнь больного в их адрес, завершающаяся нередко злобой и агрессией по отношению к отцу и матери. Злым и враждебным тогда становится у больного выражение лица и принимаемая им поза. Больные часто неуместно улыбаются и даже смеются при печальных сообщениях и горестных для них событиях. Именно в связи с такой эмоциональной неадекватностью и непонятной враждебностью и злобой к родителям больные впервые и попадают в поле зрения психиатров, когда еще нет ни «окликов», ни бредовых идей. Таким сочетанием эмоционального дефицита и неадекватности и их сложным переплетением проявляется чувственная тупость на начальных этапах шизофренического процесса.
По ходу дальнейшего течения болезни ослабление чувств больного, общее снижение его интересов становится все более заметным. Он уже утрачивает любовь к родителям и близким, привязанность к друзьям и все другие ранее важные для него интересы и привязанности. На этапе развернутого шизофренического процесса при еще длительно сохраняющейся неадекватности на первый план в структуре чувственной тупости выходит эмоциональный дефицит, выражение лица больного становится пустым и безразличным. Отсутствие чувств к родным и близким выявляется у него также в лишенном интонаций и чувственных модуляций голосе даже тогда, когда на словах он и не отрицает приверженности к ним. Теперь уже обнаруживается характерное для шизофрении одновременное, как бы параллельное ослабление как высших человеческих, так и низших инстинктивных чувств.
Больные безразличны не только к любимым (в прошлом) занятиям, к общественным событиям и судьбам родины, но не проявляют должного интереса к удовлетворению своих низших, биологических чувств (голода, самосохранения и др.). Именно этим объясняется пассивность больных в отношении пищи, их особая «терпимость» по отношению к болевым и термическим воздействиям, резкое ослабление самозащитного инстинкта. Больной шизофренией, несмотря на относительно сохранную память и интеллект, может остаться голодным в обеденное время, так как не проявит никакой «пищевой» активности, тогда как пациент с органическим слабоумием (со сниженными интеллектом и памятью) в тех же условиях проявит должную активность и насытится. Это связано с отсутствием у больного шизофренией достаточного (в данном случае — пищевого) чувства, которое бы охватывало весь организм и, создавая личностную заинтересованность, стимулировало бы его к деятельности. Также ослабленными при шизофрении оказываются и другие низшие чувства, в частности — половое, что получило в клинике специальное определение как «половой тупик».
Таким универсальным поражением всех видов чувств как высших, так и низших, эмоциональные расстройства при шизофрении — чувственная тупость — качественно отличается от эмоциональных нарушений при грубых органических процессах (чувственного оскудения), при которых наблюдается ослабление (вплоть до полного нивелирования) лишь высших чувств, в то время как низшие чувства, связанные с инстинктивными потребностями, у больных вполне сохранены и даже усилены, подчас обнажены.
На заключительных стадиях шизофренического процесса (в рамках тяжелых дефектных и исходных состояний) чувственная тупость достигает крайней степени выраженности, главным образом, за счет эмоционального дефицита. Больные безразличны к родным, близким и собственной судьбе, у них утрачиваются желания, они не тяготятся постоянным пребыванием в психиатрической больнице, становятся пассивными и неряшливыми. Однако у части пациентов на этом этапе болезни чувственная тупость изменяется, как бы «расцвечивается» высказываниями больных на пищевые и сексуальные темы. Но в действительности дело здесь не идет об оживлении этих низших чувств (о чем может возникнуть мысль), так как никаких попыток для реализации этих высказываний, никаких действий в этом плане больные не предпринимают и остаются столь же пассивными, как и раньше. В сущности низшие чувства у этих больных отсутствуют, и речь идет лишь об оживлении инстинктов, так как последние не сопровождаются необходимой субъективной реакцией больного, определившей бы его личностную охваченность и стимул к действию. Очевидно, такая диссоциация в проявлениях чувств у больных свидетельствует об особенно глубоком поражении физиологических механизмов эмоций на заключительных стадиях шизофренического процесса. Таким образом, чувственная тупость представляет собой структурно сложный симптом, присущий только шизофрении, закономерно видоизменяющийся в динамике болезни на различных этапах шизофренического процесса в соответствии с прогредиентной динамикой последнего и отражающий суть самого мозгового процесса в рамках стереотипа развития болезни.
Следующим важным симптомом шизофрении, также составляющим специфику ее психопатологии, является атактическое мышление. С момента начала и в процессе течения заболевания обнаруживаются закономерные изменения мышления и речи больных шизофренией. Речь становится недостаточно конкретной, излишне витиеватой, они склонны чаще, чем прежде, и не по назначению пользоваться абстрактными выражениями, «пускаться» в пространное пустое рассуждательство на отвлеченные, например, философские темы. Центральным феноменом нарушения мышления при шизофрении является атактическое замыкание, которые заключается в том, что в речи, высказываниях больных, нарушается закономерная координация элементов мысли, наблюдается объединение некоординируемых между собой представлений, сочетание несочетаемого. Во фразе больного, в речевом выражении его суждений наблюдается сочетание несочетаемого, объединение в норме не сочетающихся между собой чувственно-образных представлений и понятий. Последние сочетаются так, как в норме этого никогда не бывает. При этом особенностью мышления больных является то, что такого рода бессмысленные сочетания (как в устной, так и в письменной продукции больных) облекаются в грамматически правильную форму. Вот пример такой речи: «Видимо, со смертью приходится будить громом». В этой фразе налицо сочетание несочетаемого, в ней заключена очевидная бессмыслица, так как смерть и возможность разбудить взаимно исключают друг друга. Но сама фраза построена грамматически правильно, так как в ней чувствуются и главные и второстепенные члены предложения и даже вводное слово «видимо».
Клиническая практика показывает, что степень выраженности этого расстройства может быть самой различной: у некоторых больных в речи встречаются лишь отдельные замыкания, причем в начале беседы их может не быть совсем, но они появляются в конце ее в результате утомления больного. В других случаях они чрезвычайно часты, обильны и тогда протекание ассоциативного процесса у этих больных оказывается столь деформированным, что квалифицируется как атактическая (шизофреническая — по В. П. Осипову) речевая бессвязность. И тем не менее, думать о шизофрении врач-психиатр должен даже тогда, когда речевой спутанности в собственном смысле слова еще нет, а имеются лишь отдельные атактические замыкания, так как такое расстройство мышления присуще только шизофрении, является специфически шизофреническим симптомом и при других психозах не наблюдается.
Одним из конкретных проявлений атактического мышления являются неологизмы, т. е. такие слова, которые формируются больными шизофренией в результате слияния, соединения в единое понятие несовместимых между собой слогов. В сущности проявляется та же закономерность в патологии мышления, то же атактическое замыкание, но наблюдающееся не между словами в одной фразе (что встречается чаще), а между слогами, т. е. проникающее в само слово, в понятие больного. Здесь речь идет о большей злокачественности процесса, коль скоро психическая атаксия проникает внутрь фонемы, проявляется как бы на более «коротком радиусе». «В других случаях, — как пишет В. Гризингер, — конечно, самых интересных, в речи больных появляются новые, изобретенные ими слова, некоторым словам придается совершенно иное значение, так что больной составляет себе новый язык… Изменения в форме речи могут при случае послужит сколько-нибудь опытному медику диагностическими данными».
При резонерстве, напротив, утрачивается координация не внутри фразы или предложения, а между предложениями или даже целыми блоками предложений. Резонерские высказывания больных шизофренией характеризуются не только утратой конкретности, крайней обобщенностью речи, но и тем, что больной в конце концов теряет первоначальную тему. Это происходит в результате вторжения тех или иных атактических сочетаний, патологических закономерностей на стыке фраз, т. е. проявления той же психической атаксии в сфере мышления уже на более широком радиусе. Следует иметь в виду, что резонерство (атактическое) встречается только при шизофрении и мнение некоторых авторов, выделяющих еще астеническое, органическое и другие виды резонерства, никакого отношения к атактическому мышлению не имеют.
Абулия является третьим членом шизофренической триады симптомов. Известно, что у больных шизофренией наблюдается нарастающее ослабление и распад волевых действий и переход в их взаимоотношениях с окружающими на ограниченный круг автоматизированных действий. Больные становятся все более и более пассивными, они не принимают участия в трудовых процессах в больнице, не способны обслуживать самих себя дома (при выписке), перестают следить за собой, становятся неряшливыми, большую часть времени проводят в постели или ходят по палате и коридору, не вступая в общение с другими и избегая контактов с врачом. С течением времени эта абулия все более нарастает и приводит не только к распаду волевых актов, но и к нарастающему ограничению автоматизированных и инстинктивных действий, поскольку больные становятся пассивными и в отношении интересов пищевых, самосохранения и др. Относительно последних актов речь идет не о полном распаде этих навыков (безусловных и натуральных условных рефлексов), а лишь о нарастающей слабости побуждений к их осуществлению в рамках общей чувственной тупости.
Но этим не исчерпываются нарушения сферы деятельности при шизофрении. Для этих больных, кроме нарастающего ослабления всех форм деятельности, характерны еще различные формы извращенных действий — парабулия. Сюда относятся разнообразные парамимии и парапраксии. Клинические наблюдения показывают, что для больных шизофренией (независимо от ее клинической формы) характерно особое гримасничанье, особая манерная мимика. Это различные ужимки, необычное сощуривание глаз, искаженное выражение лица, которые у каждого больного свои, индивидуальные, всегда у него воспроизводятся, но, вместе с тем, имеют что-то общее (в их основе) для всех больных.
К парапраксиям принадлежат также разнообразные необычные позы (не относящиеся к кататоническим расстройствам), когда больной сидит или стоит; это — необычайная, совершенно особенная походка с раскачиванием в коленных и тазобедренных суставах и выставлением живота вперед и т. д. К парапраксиям относятся и необычные жесты больных, особенно манерные движения, когда они подают руку для приветствия, перевертывая ее волярной поверхностью наружу и т. п. Для шизофрении, таким образом, характерна не просто абулия, а абулия в сочетании с парабулией.
Такова основная симпатоматика болезни или собственношизофреническая симптоматика, с которой начинается построение диагноза шизофрении и при отсутствии которой такой диагноз оказывается необоснованным.
Из других проявлений болезни следует иметь в виду такие симптомы, как аутизм, бред, явления психического автоматизма и кататонические расстройства. В свое время Е. Bleuler считал аутизм одним из главных симптомов шизофрении. Под этим расстройством он имел в виду уход больных от впечатлений внешнего мира, свертывание отношений с окружающими и погружение их в мир собственных переживаний, сосредоточение на элементах своего внутреннего мира. Понимая патогенез заболевания с фрейдистских психоаналитических позиций, Е. Bleuler предполагал богатство и динамизм собственного внутреннего мира больных, на чем и основывал их так называемую интравертированность.
Однако здесь уместно вспомнить описание Е. Minkowski (1927) двух разновидностей аутизма, которые он сравнивал с двумя внешне одинаковыми домами с заколоченными ставнями, но в одном внутри кипит жизнь и «справляются пиры», а в другом — мрак, руины и запустение. Первую, свойственную реактивным состояниям, он называл продуктивным аутизмом, а вторую, свойственную шизофрении, — непродуктивным. Важно иметь в виду, что при шизофрении наблюдается именно непродуктивный аутизм. Такие больные безразличны к окружающему, оно их не волнует, общение с людьми у них сводится до минимума, продуктивному психическому контакту они не доступны. Однако это объясняется не «загруженностью» больных их внутренними переживаниями (тем более, что таковые резко обедняются и редуцируются), а нарастающей чувственной тупостью, безволием и пассивностью больных.
Некоторые авторы для обоснования диагноза шизофрении ссылаются на развернутый бред и наличие у больных явлений психического автоматизма. И действительно, такие расстройства часто встречаются при этом заболевании и дают основание для выделения его параноидной формы, они характерны для него, но не специфичны для шизофрении, так как встречаются при большинстве психозов. Столь же характерны для шизофрении и часто встречаются при ней кататонические расстройства, что и обусловило выделение соответствующей формы ее. Однако и они не специфичны для шизофрении. Этот синдром подробно описан при реактивных [Морозов Г. В., 1968], инфекционных [Чистович А. С., 1953], инволюционных [Сметанников П. Г., 1971] и других психозах.
Кроме двух упомянутых форм шизофрении (параноидной и кататонической), клинически оправданным является выделение еще простой и гебефренической форм. Некоторые авторы берут под сомнение существование простой формы, оценивая ее то как быстро формирующийся дефект параноидной, то как клинический вариант гебефренической формы. В действительности же встречаются больные, у которых не бывает какой-либо существенной продуктивной симптоматики, но с самого начала заболевания и в дальнейшем его течении налицо собственно-шизофренические расстройства. Правда, такие случаи нечасты, но они являются несомненной клинической реальностью. Еще очевиднее необходимость выделения гебефренической формы, поскольку у многих больных шизофренией вся продуктивная симптоматика исчерпывается гебефреническим синдромом.
Выделяя 4 данные формы шизофрении, мы имеем в виду, что клиническая картина психических расстройств представлена всякий раз прежде всего основными проявлениями болезни, т. е. собственно-шизофренической симптоматикой (пусть порой в незначительной степени и в неполном ее объеме) и соответствующим синдромом — параноидным, кататоническим или гебефреническим, т. е. формообразующей симптоматикой. Именно в сложном переплетении собственно-шизофренической и формообразующей симптоматики и проявляется всякий раз та или иная картина клинической формы шизофрении. При этом надо иметь в виду, что как собственно-шизофреническая, так и формообразующая симптоматика имеют одну и ту же основу — единый патологический мозговой процесс. Однако роль их в болезни и диагностическая значимость совершенно различны, так как первая выражает суть процесса и является первоосновой диагностики, тогда как вторая отражает лишь частные особенности психопатологических расстройств и диагностического значения не имеет. Клинический опыт, изучение проявлений и динамики шизофрении позволяют подразделять ее на клинические формы и выделить два типа ее течения — непрерывно-прогредиентный и приступообразно-прогредиентный. Однако в рамках обоих этих типов и при любой из 4 клинических форм болезни диагноз шизофрении возможен лишь при установлении в ее клинической структуре собственно-шизофренической симптоматики.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
auno.kz
Шизофрения - формы, симптомы, течение
Шизофрения является распространенным психозом и по разным данным в популяции достигает 1-1,5% независимо от пола. Около двух миллионов новых случаев заболевания ежегодно регистрируется по всему миру. Шизофрения может возникать в любом возрасте, но максимум случаев (50%) приходится на период от 16 до 25 лет. Шизофрения имеет 3 основных симптома: аутизм, абулия и эмоциональное притупление. Аутизм - это отход от реальной действительности, что проявляется в самых разнообразных формах, которые, однако, составляют схожую картину.
Эмоциональное притупление проявляется в начале заболевания. Пациенты постепенно теряют обычные живые человеческие чувства и интересы, вместо этого становятся холодными к своим близким и родным. В дальнейшем холодность нарастает, и в течение нескольких лет переходит в полное равнодушие ко всему, кроме бредовых идей больного.
При всем разнообразии проявлений заболевания у отдельных лиц, главные симптомы шизофрении в их сочетании создают, во многих случаях схожую картину. Большинство пациентов правильно ориентированы в окружающем, во времени и собственной личности, однако в части случаев имеет место «двойное ориентирование», когда больной при сохранении правильного ориентирования в то же время утверждает, что он на самом деле другой человек, живет в другом месте, времени, что отражает явление расщепления психики.
В начальной стадии шизофрении большинство пациентов хотя бы частично сохраняют критическое отношение к себе, они чувствуют, что они больные, что произошли какие-то сдвиги в их состоянии, многие из них открыто говорят, что они «сошли с ума». В связи с этим нередко они начинают читать психиатрическую литературу, сами приходят на прием к психиатру.
Однако при дальнейшем прогрессировании болезни, критическое отношение постепенно утрачивается, и больные не замечают нарушений в своем психическом состоянии, в связи с чем часто отказываются от лечения.
Простая форма шизофрении
Дебютирует преимущественно в подростковом и юношеском возрасте. Ее основные признаки заключаются в постепенном малозаметном начале и медленном, но непрерывном прогредиентном ходе без ремиссии.
У больных постепенно развиваются следующие изменения характера и поведения: замкнутость, прохладное или даже враждебное отношение к родителям, необдуманные, импульсивные, парадоксальные поступки, негативизм по отношению к окружающим, потеря обычных интересов, появление новых, необычных увлечений. Такие больные становятся безучастными к своему внешнему виду, неопрятными, а иногда, наоборот, слишком модно и гротескно одеваются. Кроме того, при данной форме шизофрении отсутствуют маячные идеи и галлюцинации, определяющие название этой формы. Через 3-5 (иногда больше) лет с начала заболевания развивается дефект психики апатико-абулического или психопатоподобного типа.
Гебефреническая форма шизофрении
Гебефреническая форма (с древнегреческого «гебефрения» - «молодая психика») - так как и простая форма, возникает, как правило, в подростковом или юношеском возрасте. Наряду с наличием тех же симптомов, что и при простой форме, здесь на первый план выступают такие особенности поведения, как постоянная дурашливость, агрессивность. В поведении такие пациенты манерны, осуществляют вычурные движения, ведут себя как клоуны, дурачатся, насмехаются, задевают окружающих, причиняют им разные мелкие неприятности, насмехаются над людьми преклонного возраста. Часто они проявляют чрезмерную бездушность и, злорадно насмехаясь, могут совершить убийство или нанести тяжкие телесные повреждения. Эта форма шизофрении встречается очень редко, ход ее характеризуется отсутствием ремиссии и злокачественностью. Диагностируется не сразу (из-за того, что больных долгое время принимают за невоспитанных подростков или хулиганов), приводит к значительному выраженному дефекту психики психопатоподобного типа.
Кататоническая форма шизофрении
Раньше встречалась гораздо чаще, чем теперь. Характерным для нее является сочетание нарушений психики, свойственных шизофрении с изменением тонуса мышц, что отражено в названии («кататонический» - с измененным тонусом »). Может встречаться в любом возрасте. При ней отмечается дежурство кататонического ступора и кататонического возбуждения.
Кататонический ступор может длиться от нескольких недель до нескольких лет. После выхода из ступора, когда больные вступают в адекватный речевой контакт, удается выяснить, что они на протяжении всего этого времени были полностью ориентированы в окружающем, хорошо помнят все детали разговоров и событий, которые в то время происходили вокруг них.
При кататонической форме может встречаться онейроидный синдром, при котором больные погружаются в мир фантастических переживаний, находятся в вымышленной обстановке и ситуации: "на небе, в аду, совершают полет в космос" и т.п. При этом они не вступают в контакт, не отвечают на вопрос, а лежа в постели, наблюдают вымышленные сцены с выражением удовольствия или увлечения на лице.
Состояние кататонического ступора опасно возможностью образования пролежней, стойким отказом от пищи, из-за чего больные могут погибнуть от истощения. Кроме того, кататонический ступор может сразу и неожиданно перейти в кататоническое возбуждение: пациенты бурно и импульсивно вскакивают с постели, осуществляют непрерывные однообразные движения: топочут, размахивают руками, мотают головой и т.п. Эти движения могут продолжаться без каких-либо признаков усталости несколько суток. Вступить в речевой контакт с больными невозможно, они не отвечают на вопросы. Кататоническое возбуждение может внезапно закончиться: или снова перейти в кататонический ступор, или завершиться выходом в ремиссию.
Параноидная (или галлюцинаторно-параноидная) форма шизофрении
Эта форма шизофрении наиболее распространена. Может возникать в любом возрасте, но наиболее часто в 16-30 лет. Главным проявлением, которое определяет название («параноид» - с древнегреческого - бред) и содержание этой формы является параноидный (бредовый) синдром. В клинической картине данного синдрома наблюдаются симптомы, которые входят в структуру парафренного синдрома - систематизированных бредовых идей, которые начинаются с идей отношения, воздействия, преследования, отравления и приобретают большой размах (встречи с пришельцами, небывалая мощь, которая позволяет управлять целой вселенной и т.п.), заканчиваясь формированием бредовых идей собственного величия.
В случаях благоприятного течения через несколько месяцев наступает состояние ремиссии - пациенты возвращаются на работу и к семье при адекватном поведении. Психотический приступ может больше никогда не повторяться.
В других, более тяжелых случаях, психотические эпизоды могут многократно повторяться в течение всей жизни.
У большинства же пациентов отмечается приступоподобно-прогредиентный ход заболевания, при котором нападение психоза после ремиссии сменяется нападением примерно в той же форме. Такие приступы неоднократно рецидивируют в течение многих лет. При этом после каждого нападения психоза все больше углубляется дефект психики.
К атипичным формам шизофрении относятся – циркулярная, шизоаффективная и ремитирующая формы, форма шизофрении, которая имеет вялый ход, ипохондрическая, неврозоподобная формы и фебрильная шизофрения.
Циркулярная форма шизофрении
Эта форма проявляется в виде маниакальных и депрессивных приступов, которые проявляются друг за другом или перемежаются через ремиссии различной продолжительности. После каждого приступа психоза углубляется дефект психики. В целом эта форма шизофрении имеет рваное благоприятное течение с относительно благоприятным прогнозом, больные в течение многих лет могут сохранять работоспособность и другие аспекты социального функционирования.
Ипохондрическая форма шизофрении
При данной форме шизофрении больные убеждены в том, что они страдают тяжелым соматическим заболеванием. В одних случаях эта убежденностью выражается в ипохондрических бредовых идеях: больные утверждают, что у них туберкулез, сифилис, рак или какое-то другое заболевание. Причем к этому убеждению они приходят внезапно, «озарением».
Пациенты находят у себя признаки одного из заболеваний и обращаются за медицинской помощью, требуют, чтобы их лечили и, не доверяя выводам врачей о том, что они здоровы, переходят из одного лечебного учреждения в другое, требуют бесконечных анализов и курсов лечения. Они обвиняют врачей в обмане, в том, что от них скрывают настоящий диагноз, тратят целые годы на то, чтобы убедить окружающих в своей правоте.
В других случаях, встречающихся более часто, есть твердая убежденность в наличии какого-то неконкретного "заболевания", которое основывается на многочисленных тягостных, болезненных, неприятных ощущениях во всем теле. Эти ощущения пациенты описывают в виде вычурных, необычных жалоб: «печет голову» и одновременно «холодеют ноги», по телу «ходят иглы», «волны», в участке сердца «пустота», «клапаны сердца щелкают», «горячая кровь идет по сосудам», «бурлит» и многое другое.
Выражены явления деперсонализации: голова кажется мягкой, пустой, на голове щели или трещины, впадины, бугры, лицо зелено-желтое, руки «высохли» и т.п.
Все больные ипохондрической шизофренией обычно насупленные, замученные. Заявляют, что их что-то «гнетет». Нередко у них можно обнаружить элементарные галлюцинации - зрительные: «кружки», «шары» перед глазами, слуховые: «треск» в голове, шум или звон в ушах и т.п., обонятельные: чаще всего запах гнили или протухшего яйца изо рта, тактильные: что-то ползает под кожей т.п.
Заболевание чаще всего начинается и развивается постепенно. Обычно в возрасте 25-40 лет. В ряде случаев оно может начинаться внезапно, в виде нападения жара, дрожи или слабости. А потом также переходит на постепенный ход.
После многолетнего безуспешно лечения у врачей самых разнообразных специальностей больные переходят к самолечению.
Вырабатывают для себя особый режим питания, постоянно носят на голове теплую шапку, и прокладки на разных частях тела. Постепенно они все больше отдаляются от окружающих и теряют интерес ко всему, кроме состояния своего здоровья и поисков все новых средств лечения.
Часть пациентов ведет себя пассивно, проводя время дома, главным образом в постели. Некоторые проявляют сутяжную активность, обращаясь в различные инстанции с жалобами на врачей. Требуют более квалифицированной медицинской помощи. Обычно лишь через много лет больные попадают в поле зрения психиатров. На этой стадии болезни наряду с ипохондрическим синдромом ярко выражены эмоциональная уплощенность и аутизация психики.
Течение заболевания при этой форме шизофрении медленное, вялое, без ремиссий. Пациенты поступают на лечение в поздние сроки с начала заболевания, вследствие чего лечение становится во многих случаях малоэффективно.
medlibera.ru
medlibera.ru
Изобразительное творчество при шизофрении[7]. Психология шизофрении
Изобразительное творчество при шизофрении[7]
Э. Кречмер говорил, что, если мы хотим полностью познать внутреннюю жизнь при шизофрении, то нам следует изучать истории жизни не крестьян, но поэтов и королей, страдающих этой болезнью. Также и К. Ясперс(38) считает, что особенно ценными для феноменологического анализа являются исключительные случаи, и именно такие случаи он часто цитирует в своей «Психологии». Действительно, картина шизофрении у лиц, наделенных выдающимся интеллектом, воображением и талантами, особенно художественными, бывает настолько богатой, что некоторые авторы называют ее в таких случаях фантастической шизофренией, а в обиходном языке краковской психиатрической клиники используется термин «художественная шизофрения».
Подобно тому как здоровые художники благодаря своим талантам выражают переживания многих людей, которые сами не могут их творчески выразить, а их произведения находят живой отклик, так и художествен но одаренные больные шизофренией создают некий синтез переживаний большой массы больных, которые сами не могут найти соответствующее выражение для своих необычайных переживаний.
Проблема связи между художественным талантом и психической болезнью остается по-прежнему актуальной и спорной. По причине немногочисленности научно подтвержденных описаний психических нарушений, наблюдавшихся у талантливых художников, исследователи часто вынуждены опираться на исторические свидетельства и произведения писателей и художников, подвергавшихся психопатологическому анализу. Этим обусловлены большие расхождения во взглядах, произвольность интерпретаций и неточность выводов. Несмотря на это подобный исторический подход представляется необходимым, когда речь идет о творчестве психически больных, так как он выявляет значение психических заболеваний для истории человеческой культуры.
Психоз в современном обществе трактуется как зло. Однако так было не всегда, поскольку многие религиозные и философские учения усматривают в страдании позитивные силы, а психически больной человек в иных социальных кругах нередко играл активную социальную роль.
Психические нарушения — даже вопреки своему часто социально негативному аспекту — наложили свой отпечаток на обычаи, верования, мифы, религию и художественное творчество. Очарованность психозом, его абсурдный и сюрреалистический характер проявились в творчестве многих представителей искусства, как писателей, так и художников. Можно предполагать, что фантастический мир древних мифов и сказок, подобный нередко переживаниями психически больного, живущего в мире галлюцинаций и бреда, возник в определенной мере из наблюдений за болезнями и собственными переживаниями больных.
Мир человека — это в равной мере как мир точного знания, логики, обдуманных действий, так и творческой интуиции, тревоги, абсурда. Наука — инструмент первой, искусство — второй сферы нашей жизни.
Так же, как картина получает полноту благодаря свету и тени, контрастам и позитивным сторонам, так и полнота жизни человека и его познание возможны благодаря наиболее крайним впечатлениям, даже ценой страдания (pathos) как патологического выхода за границы того, что называют психическим здоровьем. Со строго медицинской точки зрения психическое заболевание — явление вредное; оно часто приводит к деградации и нарушению творческой деятельности, но в перспективе развития истории, психологии и культуры оно расширило границы человеческого познания.
На тему творчества больных шизофренией и так называемого психопатологического искусства существует столь обширная литература, что ее обзор и критическая оценка потребовали бы специальной монографии.
Поскольку существует мало польских публикаций на эти темы и отсутствует соответствующая, устоявшаяся терминология, необходимо обсудить основные понятия, касающиеся этого предмета.
Немецкие и английские психиатры, в общем, избегают пользоваться терминами «шизофреническое искусство», либо «психопатологическое искусство», которыми пользуются французские авторы, заменяя их более осторожными определениями «artistic self-expression»(39), либо «schizophrenische Bildnerei»(40).
Быть может, было бы правильнее использовать название «шизофреническая пластическая экспрессия» как наиболее общее понятие, которое включало бы как хаотические каракули и рисунки, не имеющие эстетической ценности, так и продукцию, обнаруживающую уже творческий замысел, и, наконец, произведения, обладающие выраженной художественной ценностью.
Другим, более узким понятием был бы термин «пластическое творчество», определяющий и сужающий проблему, поскольку благодаря такой формулировке удается избежать возражений со стороны теоретиков искусства, требующих, чтобы слово «искусство» отвечало определенным эстетическим канонам. Таким образом, предметом исследований в данной области были бы произведения с выраженной концепцией и конкретными содержанием и формой, причем как не имеющие большой ценности, так и работы, обладающие художественной ценностью.
И наконец, наиболее интересной проблемой была бы проблема творчества профессиональных художников и талантливых самоучек, больных шизофренией. Этот раздел психиатрии следует трактовать с особенной осторожностью и лучше здесь ограничиться психопатологическим анализом. Такой ошибки не избежал К. Ясперс, который, исходя из эстетических предпосылок, пытался усмотреть в произведениях Ван Гога последнего периода его творчества выраженные черты деградации, вызванные его болезнью(41). Эта проблема, следовательно, остается дискуссионной.
Рискованной также была бы попытка ставить диагноз исключительно на основе картин без хорошего знания биографии их автора, особенно если дело касается творчества профессиональных художников. Не должно удивлять подобие фантазий художников-визионеров, как например Босха или некоторых экспрессионистов и сюрреалистов, фантазиям больных шизофренией и неправомерно определять такие направления как «шизофреническое искусство», как это делали не только некоторые критики, но и психиатры(42).
Эта родственность воображения служит еще одним доводом в пользу того положения, что не существует резкой границы между определенными секторами «нормальной» психики и «шизофренической». Здесь будет уместным сослаться на высказывание К. Ясперса о том, что не следует трактовать мистические переживания при шизофрении как патологическое явление, поскольку подобные состояния являются естественным выражением трансцендентных потребностей человеческой природы(43).
Психиатры нередко в силу профессиональной привычки выискивают патологию в явлениях нормальной психологии. Примером этого может служить хотя бы не вполне удачное название книги З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни». Небезынтересным было бы поискать «нормальность» в психозе.
В поисках таких подобий полезными оказались эксперименты с галлюциногенами, такими, например, как ЛСД и мескалин(44). Достаточно большая группа художников экспериментировала с этими средствами под контролем психиатров. Многие из них утверждали, что воспоминания экстатических видений и переживаний, чувство измененности собственной психики и окружающего мира, усиление способности переживания дали им возможность преодоления пластических шаблонов, которым они ранее подчинялись, обогатили их творческое воображение и привели к изменению стиля в направлении визионерского искусства. Эти переживания напоминают шизофреническое озарение и явление смены стиля, встречаемые у некоторых художников, больных шизофренией.(45)
Шизофреническое озарение открыло А. Кубину мир психотических переживаний и определило направление его дальнейшей изобразительной и литературной деятельности. Возникает впечатление, что без собственных психотических переживаний он не мог бы создать столь странного, жуткого и гротескного видения, какое он нарисовал в своем произведении «Другая сторона»(46). В своей автобиографии Кубин дает описание необычного переживания типа озарения: «…Со мной случилось что-то особенно необычайное и решающее для моей психики, чего я и сегодня еще не в состоянии хорошо понять, хотя много думал об этом… Вдруг все окружающее представилось мне более ясно и четко, как бы в ином свете. На лицах окружающих меня людей я вдруг увидел что-то удивительно животно-человеческое. Все звуки стали особенно странными, оторванными от своей причины. Звучала как бы издевательская, угрожающая общая речь, которую я не мог понять, но которая как будто таила в себе непонятное внутреннее значение. Мне стало грустно, хотя одновременно я чувствовал удивительное блаженство… И вдруг на меня нахлынули видения черно-белых образов; невозможно описать, какое богатство представилось моему воображению.
Я быстро вышел из театра, так как музыка и освещение мешали мне, и я бесцельно бродил по темным улицам, все еще захваченный, буквально влекомый темной силой, которая каким-то волшебством вызывала в моей душе удивительных животных, дома, пейзажи, гротескные и поразительные ситуации»(47).
Во время психоза у Энсора произошло изменение стиля, так же как и в творчестве Хилла и Джозефсона, как если бы болезнь высвободила у них оригинальный талант, закрепленный ранее канонами академического искусства(48).
Следует отличить «спонтанное» изобразительное творчество больных шизофренией от «направляемого», т. е. такого, которое вызывается психотерапевтами в сотрудничестве с художниками в рамках так называемой арттерапии. Это направляемое творчество часто бывает вторичным; в нем можно обнаружить влияние терапевтов, а также и психоаналитических теорий. Вследствие этого оно утрачивает своеобразный «вневременной» характер. Эта вневременность, независимость от каких-либо условностей и норм, отчужденность от реальной действительности, но не полная изолированность от нее, может быть идеальным примером оригинального творчества, наиболее естественного высвобождения таланта. Эти черты и отсутствие эволюции, которая свойственна нормальному искусству, сближают творчество больных шизофренией с произведениями «наивных» художников. Этих представителей отдельного направления так называемого «примитивного» искусства А. Яцковски метко назвал «Иными» в своем каталоге, посвященном польским «примитивистам»(49). Инаковость этих художников подобна «инаковости» больных шизофренией не только в их творчестве, но и в их историях жизни, в которых иногда можно усмотреть немало патопсихических черт, свидетельствующих о том, что некоторых из них следует отнести к числу лиц, страдающих психическим заболеванием с симптомом расщепления.
Одной из них была знаменитая художница-самоучка, психически больная, но никогда не лечившаяся француженка, известная под псевдонимом Серафимы.
Художник, особенно любитель, в своем творчестве проявляет собственную личность, свои стремления, чувства и противоречия. Одновременно он осуществляет выбор, который является актом воли. Больной шизофренией посредством творчества пытается освободиться из плена враждебных сил, которые его захватили. Как суеверный человек во времена средневековья, он создает пластическое изображение своего врага, демона, с тем чтобы посредством этого изображения сделать его неподвижным, уничтожить или победить его. В ином случае захваченный чувством всеведения и всемогущества больной конструирует фантастические машины либо создает планы миров, которыми он владеет, либо в которых пребывает. В таком случае следует говорить о шизофренических «мирах», а не о шизофреническом «мире», поскольку в отличие от нашего, социально общепринятого мира, шизофренических «миров» существует столько же, сколько и шизофреников. А поскольку каждый такой «мир» является проекцией собственной личности, то чем богаче умственный кругозор, чем оригинальнее фантазия, тем более необычным и поэтическим становится этот мир. Психическая болезнь не создает таланта, но может его высвободить, увеличить творческие силы, наложить отпечаток неповторимой оригинальности.
Можно поставить вопрос, является ли пластический образ мира, создаваемый художником, страдающим шизофренией, патологическим образом его внутренних переживаний или же своеобразным объективным «психологическим образом», или же своеобразным объективированным «психологическим портретом». И не является ли творчество как спонтанный акт выражением позитивных, «здоровых» тенденций, желанием вырваться из одиночества аутистических переживаний и передать другим людям информацию о них.
В. Кюрбиц назвал способ восприятия и воспроизведения мира ребенком интеллектуальным реализмом(50).
Он выражается в том, что ребенок в своих рисунках фиксирует факты и детали, которые взрослыми художниками игнорируются соответственно объективно воспринимаемой действительности. В детских рисунках среди прочего часто встречается явление «прозрачности» — изображение невидимых в действительности элементов. Например, у человека, изображенного в профиль, рисуются оба глаза; у человека, сидящего в автомобиле, нарисована также и нижняя половина тела, хотя в действительности она закрыта кузовом машины. Этот интеллектуальный реализм встречается также и в творчестве больных шизофренией, причем они воспроизводят собственную действительность, ибо мыслят по-своему логично, рационально интерпретируя реальные события в соответствии со своими бредовыми построениями, а не с объективной действительностью. Е. Минковский назвал этот способ мышления болезненным рационализмом (rationalisme morbide(51)). Соединяя термин В. Кюрбица (интеллектуальный реализм) с понятием, созданным Е. Минковским, можно было бы изобразительное творчество больных шизофренией назвать патологическим реализмом.
Для психиатра неизмеримые и неточные психологические и психопатологические определения, которыми он пользуется в своей работе, являются терминами столь же реальными, как для физика понятие массы. Мир, несуществующий для здоровых, но существующий в разуме больного, может быть для врача более реальным, нежели псевдореальность театральной игры.
В польской психиатрической казуистике известно интересное творчество больного шизофренией художника-любителя Э. Монселя, собрание работ которого, состоящее из 553 сохранившихся рисунков и набросков мессианского содержания, можно рассматривать как альбом, пластически иллюстрирующий картину шизофрении.
Монсель родился в 1897 г. и умер в 1962 г. Имел начальное образование. До войны владел небольшим магазином в провинциальном городке. После войны работал весовщиком на сахарном заводе. По характеру он был скрытным, холодным в отношении к окружающим и не проявлял каких-либо особых интересов в сфере изобразительных искусств.
Заболел психической болезнью в 1943 г. Несмотря на то что лично ему ничто не угрожало, он был убежден, что ему грозит арест, и скрывался до конца войны на темном, необогреваемом чердаке. За это время он сильно изменился, стал странным, избегал даже самых близких ему людей, перестал заботиться о себе. После войны стал жить отдельно. С работой справлялся хорошо, но избегал всяких контактов. Стал преувеличенно религиозным. Лишь один раз, доверившись соседу, он рассказал о том, что видит необычные вещи, которые удивили бы людей.
После смерти Монселя выяснилось, что в течение последних двадцати лет жизни все свободное время он посвящал рисованию, о чем не знал никто из окружающих. Эти рисунки и подписи к ним(52) являются столь представительной иллюстрацией критериев шизофренического искусства, что даже без информации о жизни Монселя можно было бы на их основе поставить диагноз заболевания художника.
Г. Реннерт относит к формальным критериям пластической экспрессии страдающих шизофренией странные, манерные формы в стиле барокко, нагромождение форм и фигур, заполненность изображениями до самых границ композиции (horror vacui)[8], включение в рисунок элементов письма, стереотипии в виде заполняющих всю поверхность картины повторяющихся форм, символов и т. п., стереотипное повторение определенных мотивов в целых сериях картин, геометризацию и схематизацию формы, декомпозицию фигур людей и животных, орнаментальные заполнения фона, умножение частей тела фигур, странные, неоморфические монстры. К содержательным критериям Реннерт относит замкнутую, орнаментальную композицию формы, например арабески; наиболее излюбленными темами являются магические и аллегорические изображения с их странной символикой, особенно религиозного и сексуального характера, портреты с явно акцентированными глазами, ушами, руками, элементами, выражающими чувство страха, психического обнажения личности больного(53).
Известно достаточно точно, что Монсель до заболевания никогда не рисовал и не интересовался искусством. Его первые рисунки были выполнены в период около пасхи 1943 г. В рисунке с подписью «Иисус Христос явился в Великую Пятницу 1943 г.» можно с большой вероятностью усмотреть пластическое представление момента шизофренического озарения. На нем изображены лица, выступающие из досок какой-то постройки, быть может чердака, на котором Монсель в то время скрывался. На некоторых из этих рисунков как бы украдкой появляется дьявольская физиономия. Вероятно, на них представлены изображения первых галлюцинаций Монселя. Поскольку на большинстве рисунков указаны даты, то можно проследить эволюцию его болезни и творчества. Уже вскоре трагическое спокойствие и холод, веющие от больших, черных поверхностей портретов Христа, уступают место драматическому хаосу переплетенных странной арабеской линий, на фоне которых выступают отдельно глаза, оскаленные зубы, гротескные, часто жуткие лица.
Подобно тому, как бывает при галлюцинациях, возникающих под влиянием ЛСД, эти лица умножаются, формы переходят одна в другую, становятся все более странными, дереализованными, иногда переходят в чистую абстракцию. На рисунке «Композиция с лицом» возникает кульминационный хаос безумного видения, несущий печать космической катастрофы. Здесь не осталось уже почти ничего от форм прежнего, реального мира.
Следствием великого и возникшего почти одновременно с началом психоза таланта художника-любителя явилось то, что и это произведение, созданное в крайне болезненном состоянии, оказывается подчиненным творческой дисциплине. В этом периоде Монсель не делает подписей под своими рисунками. Молчит, как если бы у него не было слов для описания поражающих переживаний, но от этих образов веет страхом и чувством грозящей катастрофы.
Из этого нагромождения хаотических линий и форм, из этого «салата образов» (определение использовано Г. Реннертом по аналогии с выражением «словесный салат») через несколько месяцев формируется новый, жесткий и почти уже не меняющийся до конца творческой жизни образ психотического мира, в котором Монсель находит спасение, становясь посланником Бога. Роли поменялись: мир уже не угрожает ему, но он грозит миру, обладая моральной властью над ним.
Это ясно вытекает из многочисленных надписей на рисунках, написанных патетическим стилем по образцу Священного Писания; они свидетельствуют о бреде мессианства и величия, о двойственности чувств, проявляющейся в доктринерской любви к людям и одновременно суровом, не ведающем прощения отношении. Монсель глубоко убежден в своем мессианстве и величии, однако до конца жизни никого не посвящает в свои бредовые построения и свое творчество. Для окружающих он остается скромным, одиноким, всеми покинутым чудаком, но в своем шизофреническом мире Монсель — избранник Бога, который с гордостью пишет: «Мое творчество не имеет и не будет иметь конца; кто пойдет за мной, тот обретет счастье».
В этом периоде создания «нового мира» на развалинах мира, разбитого психозом, который можно было бы назвать теоморфическим[9] миром, поскольку он весь без остатка заполнен божеством, наступает успокоение и конкретизация формы. Исчезают зловещие маски, жутко оскаленные пасти, а если они и появляются, то как воспоминание об опасности зла, но уже как бы освоенного, подчиненное идее вездесущего Бога. Появляются и уже останутся навсегда тесно заполняющие картину бесчисленные усатые лица, проницательно смотрящие глаза и патетически вытянутые руки, указывающие и повелевающие. Из них строятся монументальные, несмотря на миниатюрную технику, фигуры святых; ими заполняется весь без остатка фон; они образуют характерный ограничивающий картину орнамент. Эта жесткость форм является, по-видимому, выражением стремления к созданию порядка и гармонии, родом адаптации формальной концепции.
Творчество Монселя отличается узкой сферой содержания и формы. После короткого периода катастрофического перелома оно достигает своего совершенства и не обнаруживает дальнейшей эволюции. Это не уменьшает, однако, его ценности. Монсель в своем диапазоне действует смело и уверенно и не питает сомнений в отношении мира, порожденного его воображением. Действительность была для него бледной тенью. Настоящая жизнь начиналась, когда в темной каморке он слушал голос Бога, внушающего ему преудивительные картины и приказывающего ему рисовать и писать ради обращения человечества.
В случае Монселя трудно говорить о регрессии, часто называемой в качестве одной из черт шизофренической пластики(54). Как представляется, слишком поспешно делается вывод о регрессии у художников-непрофессионалов, которые начинают рисовать лишь во время болезни. Нередко мнимая регрессия может быть попросту результатом недостаточного владения техникой либо недостатка одаренности. У Монселя следовало бы говорить не только о «прогрессе», но даже об эксплозии пластической одаренности, порожденной психотическим состоянием. Его творчество сыграло роль катарсиса, освободило его от страха, наделило его в собственных глазах высоким социальным рангом.
Ошибкой было бы считать, что рисунки Монселя являются только отражением его шизофренического мира, ибо он не был только психически больным, который рисует во время болезни, а его рисунки представляют пластическое отражение психотических переживаний. Больной шизофренией не заботится о порядке, но создает картину мира таким образом, чтобы она соответствовала его патологически измененному опыту. Монсель был психически больным самобытным художником. Поэтому его рисунки, хотя и жуткие, вызывающие тревогу, остаются гармоничными и подчиненными творческой дисциплине. Здоровый художник и его произведение — отдельные явления, которые можно рассматривать по отдельности. Психически больной тесно связан со своим творчеством, ибо оно непосредственно выражает его психику.
Полностью его понять можно, лишь познав переживания больного.
Правомерным было бы полагать, что для Монселя его творчество имело иное значение, нежели для здоровых художников. Неизвестно, в какой степени он понимал связанные с искусством проблемы эстетики и изобразительной техники. Его многочисленные наброски свидетельствуют о том, что он сознательно осуществлял определенные пробы и поиски. Импульсом к творчеству у него служили вещи внехудожественные, его бредовые убеждения в том, что он является посланником Бога, что его произведения послужат делу направления человека на правильный путь. Такого рода убеждения весьма характерны для художников далекой доисторической эпохи. Весьма вероятно, что для них важна была не эстетика, а магическое действие их рисунков.
Монсель являет собой редкий пример высвобождения заболеванием таланта и творческой инспирации, а форма и содержание его рисунков неразрывно связаны с его патологическим видением мира. Его произведения как и работы других одаренных больных шизофренией, являются как бы призывом из мира психоза к здоровым людям, суггестивность этого искусства указывает на тот факт, что его не приходится считать совершенно нам чуждым. Оно не только раскрывает перед нами этот мир, но также и частицу нашего очень интимного, личного мира магии, абсурдных мыслей, сновидений и психических механизмов, в существовании которых мы нередко не хотели бы признаться даже самим себе.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Шизофрения: клиническая картина - Развитие
Шизофрения, как правило, начинается в молодом возрасте у людей, которые до начала заболевания были нормальными, и характеризуется целым набором симптомов, включая галлюцинации, мании, нарушение внимания, странности в поведении и др. [ Тиганов и др. 1999 ; Andreasen, 1995 ]. Широкий спектр симптомов и, соответственно, психопатологических форм шизофрении, делает очень сложным изучение первичных причин этого заболевания. Для шизофрении нет характерной патологии, какой, например, является сочетание нейрофибриллярных клубков и амилоидных бляшек в тканях мозга для болезни Альцгеймера. Выявление связи между нейропатологическими и нейропсихологическими нарушениями является одной из основных целей исследований шизофрении. Метод компьютерной томографии и метод ядерного магнитного резонанса позволяют выявить наиболее общие нарушения, которые происходят в мозге у больных. К этим изменениям относятся увеличение желудочков мозга, уменьшение объема коры мозга (особенно в височных и фронтальных долях), уменьшение объемов гиппокампа, базальных ганглий и таламуса, а также снижение ассиметрии височных долей [ Woods et al, 1996 ; Arnold and Trojanowski, 1996 ]. Такие изменения наблюдаются при начале развития шизофрении и неизвестно, прогрессируют ли они. Постмортальные исследования выявляют нарушения в гиппокампе и других отделах мозга, изменение плотности нейронов и уменьшение их размеров в лимбическом, височных и лобном районах мозга [ Arnold and Trojanowski, 1996 ]. Нарушения в процессах апоптоза и снижение количества синапсов при развитии мозга, которые могут быть вызваны ионизирующим излучением, злоупотреблением алкоголем, инфекционными заболеваниями, также, возможно, способствуют дальнейшему уменьшению объема мозга и развитию шизофрении [ Woods, 1998 ]. Таким образом, шизофрения является скорее не нейродегенеративным заболеванием, а заболеванием, связанным с нарушением развития нервной системы. Отсутствие глиоза при постмортальных исследованиях подтверждает эту точку зрения [ Woods, 1998 ].
Клиническая картина шизофрении складывается из продуктивных симптомов ( разорванность мышления. бред. галлюцинации ) и негативных симптомов ( бездеятельность. ангедония. эмоциональная тупость. снижение концентрации внимания. аутизм ). У трети больных негативная симптоматика преобладает над позитивной, что обычно сочетается с плохим долгосрочным прогнозом и устойчивостью к медикаментозному лечению.
Однако шизофрения течет весьма вариабельно, и симптоматика ее индивидуальна.
В зависимости от основных проявлений выделяют четыре типа шизофрении: кататонический, параноидный, гебефренический (дезорганизованный) и резидуальный (однако эта классификация не отражает ни течения болезни, ни прогноза, ни эффективности лечения; более того, у многих больных симптоматика соответствует более чем одному типу).
При параноидном типе больной сосредоточен на определенной бредовой системе. при этом должны отсутствовать признаки гебефренического типа.
Резидуальный тип протекает только с негативной симптоматикой, без бреда, галлюцинаций и двигательных расстройств.
Диагноз шизофреноподобного психоза ставят больным с клинической картиной шизофрении, но при недостаточной продолжительности заболевания.
Прогноз зависит не от тяжести клинической картины, а от реакции на нейролептики. Возможно острое начало болезни, возможно также наступление постоянной ремиссии без последующих рецидивов.
Самоубийство совершают 10% больных шизофренией.
По современным данным, шизофренией страдают 0,85% жителей Земли, а риск заболеть в течение жизни составляет 1-1,5%.
Общественные затраты, связанные с шизофренией, значительны. В США ежегодно отмечается 300000 острых случаев шизофрении, что обусловливает 25% общего количества койко-дней и 20% дней нетрудоспособности. Общая сумма прямых и непрямых расходов, связанных с шизофренией, в США составляет примерно 33 млрд долларов в год.
У детей нейропсихологические нарушения выявляются до появления симптомов шизофрении. Ретроспективные исследования показали, что изменения в моторной активности и выражении лица, социальной адаптации и слабые нарушения в способности к обучению ярко выражены до начала заболевания [ Davies et al, 1998 ]. Некоторые анатомические и нейропсихологические нарушения, которые наблюдаются при шизофрении (например, увеличение желудочков мозга), встречаются и у здоровых родственников шизофреников. Т.е. для развития шизофренического фенотипа требуется как наличие генетической предрасположенности, так и уникальных условий среды.
Материалы: http://humbio.ru/humbio/har_nevr/001f0c81.htm
razvitielife.ru
Художник нарисовал серию автопортретов, отражающих развитие его шизофрении
Британский художник Брайан Джон Чарнли родился в 1949 году. В 1968 юноша пережил первый нервный срыв, но все же смог закончить курс в Школе искусств в Лестере, а затем продолжить обучение в Лондоне. В 1969 году Чарнли поставили диагноз «острая шизофрения» и ему пришлось пройти разные виды лечения, включая электрошоковую терапию.
Его успех и признание как художника шли рука об руку с его борьбой с болезнью и приемом мощных лекарств. Серия «Автопортрет» была написана, когда он экспериментировал с различными дозировками депиксола и триптозола. Чарнли покончил жизнь самоубийством в 1991 году, закончив последний автопортрет этой серии.
Все картины написаны маслом на холсте, размер 51х51 см. К каждому автопортрету Чарнли оставлял запись, объясняющую образ. Вся серия была выставлена в Национальной портретной галерее в Лондоне в 1995 году.
1. 11-16 апреля 1991
Обычный портрет, написанный в два подхода. Удачное сходство? Дозировка препарата – две таблетки депиксола (3 г) плюс две таблетки триптизола (25 г). Много спал.
2. 20 апреля 1991
Уменьшил на одну таблетку дозу депиксола с таблетками тремазепама, чтобы немного поспать. Большое ухо кролика потому, что я был чрезвычайно чувствителен к человеческим голосам, как дикое животное.
3. 23 апреля 1991
Я не в состоянии сконцентрироваться, так что картина выглядит как плохое граффити. Депиксол усиливает концентрацию, а уменьшение дозы её снижает. У большинства людей вокруг меня была какая-то дополнительная сенсорная способность восприятия, которая давала им доступ к моему разуму. В этом отношении я был слеп. Отсюда кресты на глазах. Они также пересказали мне мои мысли. Отсюда крест на рте.
4. 24 апреля 1991
Зачем упускать прекрасную возможность нарисовать весь ментальный распад. Полное отсутствие концентрации и эффект граффити снова. Пятна на головном мозге – настоящая кровь, преодоление психической боли. Нет глаз, чтобы видеть происходящее, и зашитый рот.
5. 29 апреля 1991
Вещи выходят из-под контроля. Я принял 15 таблеток депиксола, результата нет. Скоро в больницу. Когда я приехал домой после прогулки, позвонил мой брат-близнец. Кажется, все пытаются заставить меня чувствовать себя еще хуже. Меня переполняют вещи, которые я не могу понять.
6. 2 мая 1991
Химия лекарств начала действовать, но энергия на нуле. Отсюда куколка насекомого. Дух, выраженный птицей, раздавлен личинкой. Мой Эдипов комплекс представлен фаллосом в презервативе. Мой конфликт мысли – это человек с двумя головами, одна из голов – это нос. Развешенная одежда – мое стираное грязное белье. Кресты – это шизофрения, являющаяся разновидностью распятия эго. Человек в шляпе наблюдает за мной и держит все в тайне.
7. 6 мая 1991
Я чувствую себя мишенью для жестоких высказываний. Что происходит? У меня не было языка, потому и гвоздь во рту. Гвозди в глазах означают, что я слеп в этом отношении. Любовь причиняет боль. Теперь я держусь подальше от женщин по рекомендации моего психиатра.
8. 14 мая 1991
Нога римского солдата выражает мой страх перед мафией. Я также чувствую, что Рим фактически распял Христа. Мое эго распято. Мои чувства, мой Эдипов комплекс раздавлены ногой итальянца. Римская нога порождает тревогу. Я не могу рассчитывать ни на что, кроме полного поражения, поскольку священная корова никогда не умрет.
9. 18 мая 1991
С 10 мая уменьшил дозу антидепрессанта, спал мало. Изобразил мой мозг как огромный рот, действующий независимо от меня. Опять же гвоздь во рту выражает мою неспособность к общению. Тем не менее я чувствую сильные вибрации своей личности, отсюда волнистые линии из головы.
10. 23 мая 1991
Я действительно устаю объяснять свои картины. Моя трагедия в том, что люди не могут понять поэтичное использование моих символов. Преобладающая синева потому, что я чувствовал себя подавленным, сократив антидепрессанты. Люди смеются надо мной. Продолжаю избегать социальных контактов.
11. 24 мая 1991
Похоже, разбитое сердце является причиной всего. Конечно, это больно. Ноги пауков справа должны выразить мою подавленность. Страшно. Приближаюсь к более острой фазе моей шизофрении.
12. 8 июня 1991
Ноги пауков – мое основное состояние. Когда они покидают мой мозг, то их сила ослабевает. Белые треугольники отражают мои мысли. Ноги пауков представляют собой подавленность и социальные проблемы. Это правда мое состояние?
13. 13 июня 1991
Люди говорят, что я не умею рисовать, что моя техника предназначена лишь для моего воображения. Яйца опустели, как голова, лишенная ее содержимого. Два яйца? Само собой разумеется, у меня суицидальные мысли, поэтому я нарисовал в воронах Ван Гога его последнюю самоубийственную картину пшеничного поля. Птицы происходят из яиц, так что вороны похожи на мои мысли, улетающие прочь.
14. 19 июня 1991
Они просто хотят веселиться? Это вторжение в мою душевную внутреннюю жизнь, куда все пытаются войти. Пригвожденные рот и язык связаны, у меня нет разумного на это ответа.
15. 27 июня 1991
Чрезвычайно сложная картина, поскольку я чувствую, что приближаюсь к основному образу моей шизофрении. Во-первых, я прозрачен. Мой мозг, мое эго прибиты гвоздями как Христос. Страх, вызванный гневом (красный связанный зверь), вызывает у меня галлюцинации. Это выражено во ртах на концах длинных изогнутых ресниц. Гнев – причина страха, гнев находится в скрытом, бессознательном состоянии, но порождает паранойю, а она порождает галлюцинации и симптомы шизофрении. Но я по-прежнему остро ощущаю недостаток в обществе. Может ли это измениться или гнев останется навсегда? Я намерен запечатлеть мой прогресс большим количеством автопортретов, это важный документ о жизни в конце 20 века. Серия «Автопортрет» покажет, что значит быть человеком и шизофреником. Почти неделю принимаю только депиксол.
16. 12 июля 1991
Текст в центре: «Карты в моих руках не ахти, если только они не из другого мира».
17. 19 июля 1991
К двум последним автопортретам Брайан Чарнли не оставил комментариев. Предполагается, что эти два цвета (желтый и красный) указывают на его острую душевную боль.
Текст: Flytothesky.ru
Поделитесь постом с друзьями!
flytothesky.ru
Клиническая картина шизофрении
Клиническая картина шизофрении
Шизофрения, патология, приводящая к проблеме внешнего восприятия мира человеком. Невозможность отличить вымышленное от действительного, такое психическое расстройство возникает по ряду разных причин, которые остаются до конца не изученными. Заболевание имеет обширную клиническую картину, зависящую от стадии болезни, её формы, а также возраста и иногда пола человека, у которого оно развилось.
В зависимости от того когда проявились признаки патологии и наличие генетических отклонений у больного выделяют две формы заболевания:
- врожденная шизофрения; приобретенная шизофрения.
Первый случай возникает в результате генетических мутаций под воздействием наследственности, может проявиться как у женщин, так и мужчин. Шизофрения не относится к тем наследственным болезням, которые возникают в результате генетической поломки в одном гене. В этом случае задействуется целый ряд генов, точное количество и какие именно они до сих пор для ученых остаётся загадкой. Второй случай с приобретенной формой, возникает под воздействием внешних факторов, например, серьёзных стрессовых ситуаций, перенесённого инфекционного заболевания, которое затронуло структуры мозга или др. Возраст проявления диагноза болезни в этом случае может варьироваться от 15 до 50 лет, преимущественно первые симптомы возникают у молодых женщин либо мужчин.
Помимо врождённой и приобретённой формы, различают следующие виды шизофрении:
- гебефрения либо злокачественная шизофрения. Проявляется чаще в подростковом возрасте. Отмечается регресс поведения пациента, отрешенность и бездейственность; вялотекущая форма шизофрении возникает как у мужчин, так и женщин, преимущественно в юном возрасте. Нарастание симптомов происходит постепенно, на протяжении не одного года. Личностные изменения приобретают характер психических расстройств и неврозов.
Как правило, шизофрения симптомы начинает проявлять постепенно, зачастую близкие люди больного замечают некие изменения в поведении, но не могут понять причину их проявлений. На ранней стадии заболевания, человек становится:
- отрешенным; лишенным эмоций; изолируемым от общества; безразличным к жизни; не следят за своим внешним видом.
Частыми основными признаками болезни, как у мужчин, так и женщин становятся:
- подозрительность к окружающим; социальная отрешенность; отсутствие эмоций; депрессивные состояния; беспричинные приступы смеха либо плача; сонливость или, наоборот, бессонница; несвязная речь; не способность воспринимать критику; отсутствие желания следить за личной гигиеной.
Все симптомы, которые начинают проявляться у мужчин либо женщин, страдающих от шизофрении, принято делить на две группы:
- позитивные. Это симптомы, которые возникают в период развития болезни и окрашивают собою клинику патологии, например, галлюцинации или бред; негативные. К этим признакам относят те качества, которые утрачивает пациент с прогрессом заболевания, например, апатия или снижения волевых качеств.
Такое название симптомы получили не из-за своего положительного влияния на состояния больного, а в результате добавления новых красок в течение заболевания. Они возникают в результате повышенного содержания дофамина и излишней стимуляции рецепторов, вырабатывающих вещество. Позитивными симптомами принято считать:
- навязчивые идеи; галлюцинации; расстройства речи; бред; расстройства в функциях опорно-двигательного аппарата.
Проявляться те или иные признаки начинают постепенно, причём у каждого пациента диагностируется свой набор клинических проявлений. Наиболее распространённым признаком считается галлюцинация. Подобный симптом заключается в появлении явлений, которых на самом деле нет. Галлюцинации могут возникнуть разного рода:
Наиболее частыми при диагнозе шизофрения, возникают именно слуховые галлюцинации. Заключаются они в появлении голоса из разных объектов, например из телевизора или радио. Голос может быть как мужчины, так и женщины, знакомым или нет. Очень часто больные слышат голоса святых, в том числе и Бога, в результате чего вступают в религиозные общины.
Слуховые галлюцинации классифицируют по следующему типу:
- угрожающие, возникают чаще всего, голос пугает и намеревается подвести человека к суициду; комментирующие, такие голоса либо просто комментируют те или иные действия, либо делают замечания пациенту; повелительные, заключаются в приказании больному сделать какое-либо действие, не редко также приводят к суициду; антагонистические — это два голоса, хороший и плохой, которые спорят между собой.
Могут возникнуть тактильные галлюцинации, при появлении которых, например, больной ощущает движения внутри себя змей или ящериц. Реже всего возникают зрительные галлюцинации, они не являются характерными для шизофрении.
На фоне галлюцинаций часто возникает бред. Ему присущи ложные суждения, которые возникают на фоне болезненных убеждений. Разница в настойчивых убеждениях у психически здоровых людей и бредом, в том, что последний не подтверждается никакими фактами, событиями или опытом. Бред, так же как и галлюцинации имеет свои виды, к ним относят:
- бред величия, в этом случае пациент убеждён, что он лучше других людей, он относится снисходительно к ним. Считает себя обрадованным и наделённым способностями, которых нет у других; преследование, заключается в убеждении о слежки за больным, абсолютно в любом месте; самообвинение, бредовые идеи этого характера заключаются в обвинении себя в смерти, болезни родных или близких, они убеждены, что приносят несчастья; патологическая ревность заключается в постоянных поисках доказательств измены женщины или мужчины. В качестве доказательства могут быть предоставлены абсолютно бредовые вещи; бред воздействия. Этот симптом проявляется в виде убеждения воздействия на больного, например, лучей, исходящих от экрана телевизора или монитора. Пациент убеждён в применении к нему гипноза или телепатии, всё это по его мнению проделки «злых людей»; дисморфофобический бред проявляется убеждением наличия у себя какого-либо дефекта, которого нет на самом деле, например, шрама, больших ушей или носа, кривых ног и так далее; ипохондрический бред проявляется при диагнозе шизофрении в виде убеждения наличия у пациента неизлечимого заболевания.
Еще у мужчин и женщин с диагнозом шизофрении возникают навязчивые идеи. Заключаются они в появлении идей против воли больного, как правило, они имеют глобальных характер, например, будет ли конец света или что произойдет, если солнце перестанет светить. Может возникнуть навязчивый счёт, который поглощает большую часть времени больного. В этом случае, пациент постоянно умножает, делит или отнимает какие-то числа.
Для диагноза характерно расстройство мышления, оно доминирует среди всех позитивных симптомов. Проявляется такая картина, как правило, в рассуждениях, собственных умозаключениях и рассказах, причём больного не волнует наличие заинтересованности в его рассказе окружающих, его увлекает сам процесс. Также может наблюдаться неуправляемый поток мыслей с несвязной речью.
Расстройства двигательной системы проявляются у мужчин и женщин в виде ступора или, наоборот, повышенного возбуждения. Ступор — это состояние крайней заторможенности, в котором больные могут пребывать неделями. Проявляться ступор может по-разному, в виде оцепенения, когда человек находится в состоянии напряженных мышц, чаще всего в позе эмбриона. Не исключено явление восковой гибкости, когда больной, к примеру, лежит приподняв голову как будто бы желая положить её на подушку, но последняя вовсе отсутствует. Больной отказывается говорить, при этом функции речевого аппарата остаются сохранены.
Возбуждение чаще проявляется при острых проявлениях диагноза. Движения в этом случае хаотичны и не связанны между собой. Часто могут проявляться агрессией, но направленной на самого себя.
Частым симптомом, в более чем в 90% случаев является заблуждение. При этом состоянии пациент уверен, не смотря ни на что, в том, что прав и не предполагает, что все может происходить другим образом.
Эти клинические проявления диагноза выражаются в следующем:
- эмоциональные нарушения проявляются в пребывании в состоянии тоски, депрессии, отсутствии эмоций к близким. Пациенты описывают это состояние как «камень на душе». Значительно реже может проявляться обратная реакция, как правило, в подростковом возрасте, такому состоянию присуще беспричинное веселье, приступы смеха и радости; социальная изоляция также присуща диагнозу и негативным симптомам шизофрении. Этот признак проявляется задолго до остальных, характеризуется отрешенностью от остальных, замкнутостью и изолированностью. Наблюдается уединение, отказ от посещения коллектива, общения с родными и близкими людьми. Интерес к каким либо действиям отсутствует; расстройство волевой сферы заключается в гипербулии и гипобулии. Первый случай характерен для начала течения болезни и заключается в повышенном либидо или аппетите, при этом времени на сон больному требуется значительно меньше нежели раньше. Гипобулия более характерна для диагноза шизофрении. В этом случае подавляются любые влечения и интересы. Больной начинает игнорировать правила гигиены, едят с неохотой, физиологическое влечение пропадает. Гипобулия может перейти в абулию — это конечное состояние при шизофрении, характеризуется резким снижением воли и полной апатией к жизни; дрейф — такое состояние заключается в нарастающей пассивности пациента, в невозможности принять какое-либо решение. Больные подчиняются обстоятельствам, не реагируя на них и принимая как должное, что невозможно изменить.
Диагноз шизофрения имеет четыре этапа своего развития, они характерны для любого возраста, а также как для женщин, так и мужчин. Они следующие:
- преморбидный период заключается в изменении основных черт в поведении человека, начинает появляться неадекватность, но в лёгкой форме, также характерна рассеянность; продромальный период заключается в нарушении контакта с миром, изоляцией от социума. Возникают когнитивные изменения, наблюдаются проблемы в быту и коллективе; первый психотический эпизод является самым острым. В этот период времени, как правило, и возникают позитивные симптомы в виде бреда, галлюцинаций или иллюзий; ремиссия, период, когда исчезают клинические проявления полностью или большая их часть. Больной чувствует в это время себя хорошо, но в след за ремиссией вновь наступает психотический эпизод, то есть обострение состояния. В шизофрении существует такое понятие как дефект — это стойкие изменения в психике, которые влекут за собой необратимые последствия. Главной целью лечения заболевания является именно отсрочить начала проявления дефекта или не допустить его вовсе.
Перед началом лечения следует длительный этап диагностики, он заключается в проведении ряда исследований для постановки точного диагноза. Как правило, на протяжении минимум полугода собирается анамнез заболевания, с чётким описанием всех признаков и симптомов. Это необходимо для отличия шизофрении от других психических расстройств и назначении правильного лечения. Далее проводятся психологические тесты, которые позволяю отобразить неадекватность мышления и другие проявления патологии. Далее проводят инструментальные исследования головного мозга и сосудов, к ним относятся:
- МРТ; сканирование сосудов головного мозга; электроэнцефалография; нейрофизиологические и вирусологические исследования.
Терапия же в свою очередь требует серьёзного подхода, с точным анализом происходящих изменений у пациента. Терапия включает в себя медикаментозное лечение, психотерапию и социальную адаптацию. При отсутствии эффекта от лечения, может быть назначена электросудорожная терапия, и даже современное хирургическое вмешательство на структуры головного мозга. Последняя методика применяется в исключительных случаях при полном бездействии других процедур.
Шизофрения, патология, которая не проявляется за один день, её симптомы нарастают годами. Как правило, средний возраст, в котором происходит первый психический эпизод, варьируется от 15 до 35 лет. Раньше либо позже возникает редко. Причины до конца остаются не установленными, существует ряд теорий, выдвинутых учёными, но они не стали доказанными фактами и признанными медициной официально. Лечение основывается на устранении клинических проявлений, мешающих в обычной жизни, а также не допущении новых патологических изменений. Главной целью терапии является добиться максимально длительного по времени этапа ремиссии болезни с недопущение очередного психического эпизода. Для больных чрезвычайно важна и нужна поддержка близких и родных.
Автор: Складаная Юлия
Интересно почитать:
hyperthermia.in.ua
Клиническая картина шизофрении - Популярная Психология
Еще со времен Блейлера выделяют два общих паттерна симптомов, или синдромов, шизофрении. Сегодня они называются позитивным и негативным синдромами шизофрении. К позитивным признакам, или симптомам, относятся те, которые что-то добавляют к нормальному репертуару поведения и опыта, например выраженную спутанность эмоций, двигательное возбуждение, бредовую интерпретацию событий или галлюцинации. Напротив, негативные признаки и симптомы относятся к отсутствию или дефициту поведенческих проявлений, которые присутствуют в нормальном репертуаре человека, например эмоциональной выразительности, коммуникативной речи или реакции на события, происходящие в окружающей среде. Сходная классификация, в которой делается больший упор на биологических переменных и времени начала заболевания, выделяет практически те же самые паттерны под названиями шизофрения I и II типа. В 12.1 дано сравнение этих двух систем. Несмотря на то что большинство пациентов демонстрируют в ходе заболевания и позитивные, и негативные признаки, было, что преобладание негативных симптомов в клинической картине имеет более неблагоприятное прогностическое значение.
В последние годы был выделен третий паттерн, шизофрения дезорганизованного типа — еще один кластер признаков шизофрении, частично независимый от двух других. Как вытекает из самого названия, этот паттерн характеризуется главным образом хаотической, ненаправленной речью и поведением; его существование, фактически, признавали еще в прошлом веке как один из классических подтипов шизофрении. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, Долфус и его коллеги, используя статистический метод кластерного анализа, недавно высказали предположение о том, что существует, по крайней мере, четыре различных паттерна признаков шизофрении: 1) позитивная, 2) негативная, 3) дезорганизованная и 4) смешанная. Поскольку в реальной жизни большинство пациентов, по крайней мере в какой-то период времени, демонстрируют «смешанный» тип, не совсем ясно, что это предположение может добавить к нашему пониманию шизофрении. Можно также отметить, что «дезорганизованное» поведение считалось негативным признаком в более ранних формулировках концепции позитивного и негативного субсиндромов.
Важно помнить, что деление на позитивность и негативность не дихотомическое. На самом деле, оно не подразумевает наличия только одного измерения. Данные исследований говорят о том, что эти полярные термины можно определять как полюса бесконечного континуума или, возможно, двух отдельных и достаточно независимых континуумов, которые оба в силу некоторых причин участвуют в проявлениях шизофренического поведения..
Каковым бы ни было сочетание или относительная доля позитивных и негативных признаков в каждом конкретном случае, шизофрения охватывает множество специфических проявлений, которые сильно варьируют в течение жизни одного человека или у разных людей. Подобные непредсказуемые колебания зависят от степени развития и скорости прогрессирования негативных признаков. Однако, по всей видимости, основное проявление шизофрении выражается в такой степени дезорганизации восприятия, мышления и эмоций, что больной оказывается более не в состоянии адекватно исполнять привычные социальные роли. В DSM-IV предлагается список критериев для постановки данного диагноза
Вконтакте
Google+
mypsychologic.ru