Лебрен Шарль. Le Brun Charles. Шарль лебрен картины
Лебрен Шарль Картины биография Le Brun Charles
Лебрен Шарль (Le Brun Charles) (1619—1690), французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV. Родился 24 февраля 1619 года в Париже. Учился в Париже с 1632 по 1637 год у Франсуа Перье и Cимона Вуэ, с 1642 года по 1646 вместе с Никола Пуссеном жил в Италии, где изучал античную скульптуру, произведения мастеров итальянского Возрождения и болонской школы.
Дедал и Икар, 1645-1646Эрмитаж, Санкт-Петербург Портрет Людовика XIV, 1650-еМузей Лувр, Париж Александр Македонский в Вавилоне1662, Музей Лувр, Париж Поднятие креста, 1685Художественный музей, ТройЛебрен работал в Париже; он - один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры (с 1668 года - ее директор), "первый живописец короля" с 1662 года, директор Королевской мануфактуры гобеленов и мебели (с 1663). Подлинный диктатор художественной жизни Франции во второй половине XVII века, Лебрен руководил созданием масштабных декоративных ансамблей Лувра, Версаля и др. (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели, светильников и прочее).
В живописи Лебрена характерная для классицизма нормативность композиции, театрализованная патетика сочетаются декоративной пышностью в духе барокко (серия картин "История Александра Македонского", 1660-1668, Лувр, Париж; "Моление о чаше", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Лебрен был гибким инструментом художественной политики в руках короля и его министров Мазарини и Кольбера.
Шарль Лебрен не только руководил Королевской Академией живописи и скульптуры (основана в 1648 году), определяя ее решения и руководя дебатами в ней, но стал в 1671 году также директором Королевского кабинета картин, то есть фактически — первым директором Лувра. Этот компетентный и умный человек сосредоточил в своих руках огромную власть. Удивительно, что при этом Лебрен оставался также хорошим живописцем. Своим кумиром он выбрал Пуссена и ту стилевую систему, к которой обязывали его принципы, но как декоратор Лебрен стоял ближе к художнику Пьетро да Кортона.
Несомненно, наиболее любопытным произведением Лебрена сегодня представляется "Канцлер Сегье", конный портрет его первого покровителя, изображенного вместе со свитой. Этот портрет стал объективной и типично французской альтернативой драматизму и динамике интернационального стиля барокко. В реалистической трактовке данного портрета неожиданным образом проступают сдержанность и цельность, присущие скульптурному барельефу. Вместе со смертью Кольбера в 1683 году закончилось и "правление" Лебрена. Преемником стал его соперник, художник Пьер Миньяр, живописная манера которого не намного отличалась от манеры Лебрена, хотя в академических дебатах они всегда занимали противоположные позиции. "Пуссенизм" отступил только тогда, когда вкусам нового столетия ближе оказалась менее формализованная его альтернатива — "рубенсизм". Скончался Шарль Лебрен 22 февраля 1690 года в Париже.
smallbay.ru
Шарль Лебрен - Стиль барокко в живописи
Шарль Лебрен. Портрет выполнен Никола Ларжильером. 1683-86
Француз Шарль Лебрен – художник, монументалист и скульптор, родился 24 февраля 1619 г. в Париже. Про таких говорят – «родился под счастливой звездой», которая вела его, начиная с детства, соединяя судьбу мальчика, а потом и мужа, с самыми влиятельными благодетелями. Он одинаково преуспевал в творчестве и в политических интригах, играя в них не последнюю роль.
Родившись в семье малоизвестного скульптура, мальчик Шарль каким-то образом стал интересен Пьеру Сегье - канцлеру Франции, члену Французской академии, регулирующей языковую и литературную нормы французского языка. По его рекомендации малолетнего Лебрена определили в мастерскую к самому Симону Вуэ, придворному художнику короля Людовика XIII. Уроки творчества не проходили даром и оттачивались практически при исполнении заказов самого Кардинала Ришелье. Тогда мальчик стал пятнадцатилетним отроком и имел первые наметки на собственную технику письма, проявления амбиций и таланта, о котором он теперь знал лично, и гордился этим.
В 1634 г. ученик Вуэ стал самостоятельным творцом, работавшим на себя. Его полотна были отмечены, приехавшим в Париж, живописцем Пуссеном, служившим также при дворе и имеющим решающее слово в судьбе таких юнцов, как Шарль Лебрен. Он-то и стал тем стартом для молодого мастера, с которого началась его большая творческая биография.
И так, Пуссен уехал из Парижа в Рим вместе с Лебреном (1642г.), найдя в его лице последователя. Барочная живопись первого тесно соприкасалась с античными приемами и классицизмом, что отразилось в полотнах новоиспеченного ученика. Стенания героев, динамичность, приглушенные тона и вечный полумрак, обнаженные тела, странная мимика страданий – вот то, что населяло его полотна («Дедал и Икар» - 1645-1646гг., «Pietà» - 1643-45 гг., «Жертвоприношение Иевфая» - 1656г.).
Дедал и Икар. 1645-46
Жертвоприношение Иевфая. 1656
Написанию картин предшествовала тщательная прорисовка эскизов с поиском нужного ракурса персонажей, выражения лиц и построения композиции. Об этом свидетельствуют сохранившиеся карандашные наброски художника.
Пребывание в тени Пуссена было не долгим. Не дождавшись согласия от покровителя Сегье, Шарль вернулся в новый Париж с новыми дворцами и домами. Ему представилась возможность проявить свой талант декоратора и скульптора, замахнувшись на особняк президента Ламбера. Проецируя в пространстве свое эго, Лебрен увлеченно соединяет барельеф и лепнину с живописной росписью стен.
Следующим шагом в архитектурном ваянии мастера стал замок контролера финансов Никола Фуке, Во-ле-Виконт. К тому моменту Шарль стал служить у кардинала Мазарини, который пригласил в преображенный замок самого Короля Людовика XIV. Разумеется, скульптуры, роспись и позолота произвели на гостя впечатление, побудив обвинить в расточительстве Фуке и заполучить Лебрена в свои руки, дабы осуществить давнюю мечту о строительстве роскошных апартаментов и садов. Талантливый художник, Шарль Лебрен, воплотил в жизнь задумку Короля, перекроив его загородную резиденцию – известную теперь, как Версаль! В дополнение стоит отметить, что немилость, в которую впал контролер финансов, случилась в первую очередь по причине политической борьбы Фуке и Кольбера, который стал фактическим главой правительства при Людовике XIV, после устранения соперника. А Лебрен с его архитектурным талантом был удобным поводом в этой гонке. Окончанием в этой истории стало покровительство Лебрена и открытие мануфактуры гобеленов, а в1699 году – Французской академии в Риме (она открыта по сей день).
Заслужив уважение Людовика, мастер стал завсегдатаем торжеств и неизменным «фотографом» исторических событий и личностей («Портрет канцлера Сегье» - 1660г., «Портрет Людовика XIV» - 1661г., «Конный портрет Людовика XIV» - 1668г.).
Портрет канцлера Сегье. 1660
Портрет Людовика XIV. 1661
Конный портрет Людовика XIV. 1668
Теперь его полотна стали смелее палитрой и сильнее сюжетной линией, колорит потеплел, а фон набрал воздуха. Одним из значимых заказов для Лебрена был тот, что дал ему Король. Это серия полотен о жизни и победах Александра Македонского. Наградой за работу мастеру стали дворянство и титул «Первого королевского живописца», вдобавок пожизненная пенсия. Он лично занимался росписью Лувра и контролировал все художественные заказы дворца, продолжал работать над украшением Версаля.
Творческим задумкам Шарля Лебрена не суждено было сбыться в связи с приходом на место Кольбера маркиза де Лувуа. Новый государственный деятель пытался всячески отстранить стареющего мастера от работы, однако Академия переизбрала его на новый срок президента, что несколько сгладило политические интриги, убивающие талантливого художника. В конечном итоге здоровье Лебрена стало угасать. Версаль не был доведен до конца, и над детищем Лебрена, по его эскизам стал работать Ноэль Куапель.
Мастер ушел из жизни в феврале1690 года под своей счастливой звездой Первым живописцем Версаля.
baroquepainting.jimdo.com
Лебрён, Шарль. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
Без внимания нельзя оставить лишь Шарля Лебрёна (1610 — 1690). Именно Лебрён в своей долголетней и фантастично плодовитой деятельности доказал, что и академизм есть явление, могущее дать прекрасные плоды, при условии существования одной объединяющей мысли, одной грандиозной энергии и определенных требований общества.
Шарль Лебрен. Дедал и Икар. Ок. 1645/46. Холст, масло. 190х124. Инв. 40
Будучи разрозненным, академическое творчество лишь скучно, как скучны фрунтовики в обществе свободных и жизненных людей. Но полки дисциплинированных “фрунтовиков-академиков”, получившие в лице Лебрёна своего вождя, создали во Франции все те единственные в своем роде целостности, которые до сих пор вещают о славных днях короля-солнца. Не надо критиковать картины самого Лебрёна. Это всегда лишь разрозненные куски того ансамбля, вся прелесть которого открывается при посещении Версаля или Аполлоновой галереи в Лувре. Можно вполне сказать, что Лебрён был гениален, но вовсе не как живописец, а как церемониймейстер, создавший лицо царствования, до сих пор являющегося кульминационной точкой французской культуры. Полное техническое совершенство и отдельные вполне удачные куски на его картинах (например, на нашем “Распятии”), служили лишь к вящему утверждению авторитета Лебрёна во мнении сотен художников — его сотрудников и подчиненных.
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Лебрен Шарль. Le Brun Charles. Шедевры мирового искусства
Лебрен Шарль Искусство Франции Дедал и Икар, 1645-1646 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Этот компетентный и умный человек сосредоточил в своих руках огромную власть. Удивительно, что при этом Лебрен оставался также хорошим живописцем. Своим кумиром он выбрал Пуссена и ту стилевую систему, к которой обязывали его принципы, но как декоратор Лебрен стоял ближе к художнику Пьетро да Кортона. Несомненно, наиболее любопытным произведением Лебрена сегодня представляется "Канцлер Сегье", конный портрет его первого покровителя, изображенного вместе со свитой. Этот портрет стал объективной и типично французской альтернативой драматизму и динамике интернационального стиля барокко. В реалистической трактовке данного портрета неожиданным образом проступают сдержанность и цельность, присущие скульптурному барельефу. Вместе со смертью Кольбера в 1683 году закончилось и "правление" Лебрена.
Преемником стал его соперник, художник Пьер Миньяр, живописная манера которого не намного отличалась от манеры Лебрена, хотя в академических дебатах они всегда занимали противоположные позиции. "Пуссенизм" отступил только тогда, когда вкусам нового столетия ближе оказалась менее формализованная его альтернатива — "рубенсизм". Скончался Шарль Лебрен 22 февраля 1690 года в Париже.
www.nitpa.org
Лебрен, Шарль — википедия фото
Родился в Париже, в одиннадцать лет по протекции будущего канцлера Франции Пьера Сегье поступил в ученики к Симону Вуэ. В возрасте пятнадцати лет выполнял заказы кардинала Ришельё, был замечен признанным мастером Никола Пуссеном, в 1642 отправился вместе с Пуссеном в Рим. Благодаря стипендии от Сегье Лебрён проработал в Риме, под началом Пуссена, четыре года.
Вернувшись в Париж, Лебрён приобрёл новых влиятельных покровителей, в том числе суперинтенданта финансов Никола Фуке, по заказу которого был написан портрет Анны Австрийской, а затем перешёл на службу к кардиналу Мазарини. Работая в замке Во-ле-Виконт, Лебрён попал в центр интриг Мазарини, манипулировавшего соперничеством Фуке и Кольбера. Проявив себя в этом «деле» с лучшей стороны, он приобрёл уважение победителя — Кольбера.
Придя к власти, Кольбер среди прочего возглавил многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции, на которые опиралось культурное влияние Короля-Солнца. Лебрён, его протеже, в 1648 году организовал вновь созданную Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 — Мануфактуру Гобеленов, в 1666 — действующую по сей день Французскую академию в Риме.
Лично руководя и Академией, и промышленными цехами, Лебрён непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». Сам король разделял и поощрял искусство Лебрена, в особенности после триумфальных торжеств 1660 года и завершения интерьеров Во-Ле-Виконт в 1661. В том же году он заказал Лебрёну серию полотен из истории Александра Македонского; первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию.
С 1662 Лебрён контролировал все художественные заказы двора. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре, интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира).
С падением Кольбера маркиз де Лувуа, вопреки воле короля, пытался отстранить Лебрёна от работы при дворе. Академия, верная Лебрёну, переизбрала его на новый срок, однако придворные интриги подорвали здоровье стареющего художника и он умер, не успев завершить росписи Версаля, которую доделывал по его эскизам Ноэль Куапель.
org-wikipediya.ru