Описание картины Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский». Сергий радонежский картина
Сергий Радонежский – картина Н.К. Рериха
Наставление Сергия Радонежского
К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать? Сергий ответил: «Помоги земле Руской». Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: «Помогите земле Руской». Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Руской!»* Из жизни Сергия Радонежского - Криптограммы Востока, Елена Рерих.Ванга о картине:- Преподобный Сергий – большой пророк. Он не простой святой, а главный руский святой.– Картину рисовали четыре души, которые пришли из Иного Мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали многие, чтоб знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это большой документ, это самое большое богатство России.- Не посылайте ее в другие страны. Она предназначена лишь для России.- Тот, кто был святым Сергием, сейчас является самым большим Святым. Он – водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, его тело из света…* Пророчество Ванги – возрождение Руси и Белого Братства
Сергий Радонежский - ВолхвЛевашов о Сергии РадонежскомРептоиды на картине Леонардо да Винчи
fizrazvitie.ru
Сергий Радонежский – картина Н.К. Рериха
Картина написана в 1932 году, посвящена Спасителю Земли Руской Преподобному Сергию Радонежскому. На переднем плане величественная фигура Сергия. Он стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды. Символ трех кругов в общем круге вечности на Его одежде говорит о том, что Он спасает, охраняет и ведет Россия и в прошлом, и в настоящем и в будущем. Этот знак указывает также на Его Высшие Знания. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах его дуа - смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим. Его аура золотисто-белых тонов говорит о подчинении низших оболочек, о высокой духовной мощи. В руках Сергий держит Храм Покрова на Нерли, посвященный Святой Богородице. В своей жизни Сергий был удостоен встречи с Божьей Матерью. Видение Огненного мира, какое посетило Преподобного, очень редко встречается среди высоких подвижников, ибо выдержать этот Пламень может лишь тот, у кого на Земле оформлено Огненное тело. От этого посещения Сергий мгновенно поседел, а монах, находящийся рядом, пал ниц. Внизу картины знаменательная надпись старославянской вязью: «Дано Св. Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй – при Минине. Третий...» Эта запись свидетельствует о том, что Н.К. Рерих не только провидел грозные испытания, ожидавшие его страну, но и знал о победе русского народа и духовной роли Святого Сергия в этой победе.
Наставление Сергия Радонежского
К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать?Сергий ответил: «Помоги земле Руской».Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: «Помогите земле Руской».Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Руской!»* Из жизни Сергия Радонежского - Криптограммы Востока, Елена Рерих.
Ванга о картине:- Преподобный Сергий – большой пророк. Он не простой святой, а главный руский святой.– Картину рисовали четыре души, которые пришли из Иного Мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтоб о ней знали многие, чтоб знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это большой документ, это самое большое богатство России.- Не посылайте ее в другие страны. Она предназначена лишь для России.- Тот, кто был святым Сергием, сейчас является самым большим Святым. Он – водитель всего человечества. О, как Он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, его тело из света…
По воспоминаниям очевидцев, в тот момент, когда Ванга рассказывала о мистическом значении полотна, она вдруг заговорила мужским голосом: - Нет такой силы, которая могла бы сломить Россию, - сказал она. - Россия будет развиваться, расти, крепнуть. И добавила, что это не ее слова, а слова святого Сергия.
irina-seriel.livejournal.com
Описание картины Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский»
Картина Николая Рериха «Святой Сергий Радонежский», написанная в 1932 г., изображает преподобного Сергия. Любовь к образу этого чудотворца Рерих пронес через всю свою жизнь.
Святой Сергий стоит на переднем плане, на холме цвета, напоминающего цвет необожженной глины. Его фигура высокая и статная, гармоничная во всем, лик величествен и добр, а нимб, одежда и знак триединства дают нам понять его высокое положение, подчеркивают его мощь и значимость. В руках он держит прекрасный храм – символ храма души человеческой. Чудотворец Сергий напутствует войско и молится за его благополучное возвращение.
Шлемы воинов, идущих на ратный подвиг, видны за холмом. Они шагают ровными рядами, гордо неся красные знамена. Они идут в бой храбро и достойно, осознавая силу помощи преподобного Сергия и русской церкви, стоящей вдалеке и раскрашенной удивительно сочетающимися цветами. Даже в небе видны проявления небесной помощи: оно необыкновенно синее и переходит в белоснежно-желтые оттенки, будто от яркости нимба и духовного света Сергия. Да и грязные облака очищаются, становясь белее, что символизирует очищение земли от разных пороков и дурных мыслей.
Всевидящее Око, ясно проступающее сквозь густые черные облака – это глаз Создателя, который далек и невидим для людей, но все же постоянно наблюдает за ними и хранит их. Вообще, на ранних русских иконах часто можно увидеть Око, но в таких поздних работах оно появляется довольно редко.
Все полотно пропитано духовностью, справа снизу даже вина икона с Ликом Христа-Спасителя.
Величайший подвижник Русской земли Святой Сергий – это образ воспитателя, учителя и заступника для всего народа и во все времена. При жизни этот человек всеми силами стремился объединить Русь и добиться ее нравственного возрождения. Он сплачивал воинов перед многими походами, и именно в таком образе он предстал перед нами на этой картине.
opisanie-kartin.com
Николай Рерих. Святой Сергий Радонежский
В записной книжке нашел красивое описание картины Николая Рериха "Святой Сергий Радонежский". На самом деле, художник писал эту картину как минимум дважды, и детали этих вариантов сильно отличаются. Николай Рерих большое значение вкладывал в малейшие детали и символы картины, ведь он писал Историю, которая для него была живой. И вместо слов у него были краски и символы.
Мой друг несколько лет назад, глядя на оба варианта, сложил свои впечатления вот в такую Песнь.
Проходит время, и во многом житие Подвижников забывается, становится внешним и далеким, не связанным с настоящей жизнью.И силы тьмы трудятся над искажением и принижением пресветлых обликов. Но кто, как не Подвижники, пролагают путь и являют образец для подражания на многие тысячелетия.Из дневников Е.Рерих узнаем, что ее Учитель посчитал необходимым и важным запечатлеть истинный образ Св.Сергия.Так родились замечательная книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» и картина Н.Рериха «Святой Сергий Радонежский».
Когда рисует обычный человек или выражает свои мысли, идеи, мировоззрение - это одно.Когда земной художник запечатлевает мысли, вдохновленные из тонкого мира, - это иное.Но когда живописует Мастер, иеровдохновленный самим Преподобным, когда каждый мазок происходит в состоянии, погруженном в Мир Сергия, то это больше, чем символ или просто картина. Это сами Небеса запечатлены на холсте, это понимание самого художника, переживающего погружение в Небеса.
Сила настоящего искусства в красоте и простоте. Нет сложности, но рассказывается о Высочайшем. Узор и композиция не сложны, но непостижимо явлена многогранность идей, качеств и оттенков мыслечувств: это как бы поле для проявления жизни души. И каждый может найти по-своему.Кто-то увидит красоту форм, другой узнает смысл знакомых символов, кто-то поймет аллегорические смыслы, а кто-то погрузится в атмосферу картины и вместит переживания художника и Мир самого Сергия - сами Небеса расскажут ему об этом, и каждый вместит по размеру сосудов своих…
В центре картины - изображение Сергия в молитвенном Предстоянии.Что мы знаем о молитве?В молитве люди с чем-то обращаются к высшему: обычно с просьбой чего-то или за кого-то.Но мы помним, что это молится не обычный человек, но сам Высочайший, хотя Он и видится нам воплощенным, как человек, а значит и имеющим все человеческие ограничения.Что это за состояние, каковы должны быть движения души, чтобы приобщиться? Как нужно просить, какова соизмеримость, мотивы и этика Предстояния в духе, что это за труд такой и деяние – молитва?
В фигуре Сергия чувствуется торжественность и достоинство, отрешенность от всего внешнего. Ведь ничего не может быть более важным, главным, священным и трепетным, чем Предстояние перед Высшим. Одно дело, когда молящийся ещё не убедился в реальности Небес и обращается в неведении; иное - когда уже убедился. Но каждый раз соприкосновение с Небесным - потрясение и необычность, как в первый раз.Каждый раз это таинство, происходящее в глубине души. Потому фигура Сергия изображена одиноко, вдали от людей.В радости и умиротворении ждет молящийся, когда чистота и красота отношений и Домов Небесных начнет опускаться на землю и окутывать, подобно тому, как белый свет окутал Святого на картине Н.Рериха.Не откроются Небеса, пока сам молящийся не станет подобным жителям Небес - Небожителям.Простая одежда Сергия как бы подчеркивает нищету молящегося перед Небесами, перед глубиной и богатством сокровищ небесных; говорит о том, что не твои Они, но ты принадлежишь Им и можешь только приносить лучшие дары собственных трудов и мыслей и преумножать доверенное. Но всегда к сокровищам этим ты можешь вернуться, если сердце твое Там. А земное богатство, сверх необходимого, только мешает.Так и жил Сергий в жизни земной - только самым простым и необходимым.
Матф.6:19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
И как бы ни был велик Дух, и сколько бы ему ни открылось, но богатства небесные бездонны.Это не измышленное состояние, но внутреннее чувство естества, природа Высшего Я, когда узда духа наброшена на человеческие чувства, а ум уже не властен над тобой и жажда Небес - не твоя. Но как естественно стремишься ты дышать и дышишь, так же естественно такой Человек стремится дышать красотой Небес, стремится жить Небесами.
Голова Сергия едва наклонена вперед, а взор как бы потуплен, что говорит о великом смирении его сердца пред высшей Мудростью, перед беспредельностью небесного Отца.Но не за благодатью и не за переживаниями пришел Сергий к Небесам, но за трудами и с приношением даров.
О трудах земных Сергия известно многое, но каков он, труд молитвенный?Если посмотреть на лик Преподобного, то чувствуется сосредоточенное напряжение, всматривание в Небеса, что находятся хотя и внутри Него, но всё же снаружи, и ожидание ответа. Он как бы стал внутри себя стрелой - в полете, стремящейся к цели, самим полетом радостного и смиренного ожидания. И даже тень, короткая от полуденного солнца - как стрела.Все огни напряжены, и угадывающиеся по тени вокруг Преподобного белые языки пламени Пространственного Огня как бы созвучат этому горению и устремляются навстречу порыву Святого, окружают Его в огненном Предстоянии. Недвижимо подвижным предстает перед нами воплощенный Предвечный: как огонь не может жить без движения, хотя и разлит в пространстве, так и Разум Сергия подвижно-неподвижен.И дома небесные открываются, рассказывая о сужденных построениях, словно отбрасывая тени на землю перед Сергием.
Небеса кармически не принадлежат человечеству, «мир долин антагонистичен миру гор». И только тот, кто принадлежит воплощенному человечеству, может соединить в своем сознании землю и Небеса. И через себя устремить небесный ток на земное Человечество. И не каждому это доступно - слишком велика разница звучаний между этими сферами, слишком большим диапазоном Разума преодолевается эта разница. Но, взрощенный так, такой Разум воистину живет во всех Сферах одновременно.
Сергий стоит на возвышении, как бы на шаре земном, а над ним - сфера Небес, которой он касается челом. Фигура Сергия выделяется по размерам по отношению к другим элементам картины, что говорит о величине его Духа.То, что значит прикасание к Небесному Огню в воплощенном состоянии, известно из Жития Преподобного. Когда его посетила Богородица в огненном теле, даже Он поседел, а послушник, оказавшийся рядом, упал замертво. Прикосновение к Небесам потрясает всё естество, вплоть до тела физического.
В руках у Сергия русский православный храм на рушниках - как символ Руси.Трепетно и бережно, и с великой любовью несет этот дар Сергий Небесам - этот предмет его забот и радостных трудов.Не о себе вопрошает Сергий у Небес, а о благе Руси, о лучших путях и лучшем строительстве.
«К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать? Сергий ответил: "Помоги земле Русской". Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: "Помогите земле Русской". Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги земле Русской!" Когда позвал вас, сказал: "Помогите земле Русской"».
И не только вопрошал, но за плечами его уже было земное строительство и воплощение Указов.Знаем земные труды Сергия как строителя государства, как духовного вождя и вдохновителя и объединителя народа Русского; как строителя духовных общин и традиций, как попечителя искусства, как заступника Руси, как заботливого Наставника и смиренного собрата даже в быту. И все труды земные были наполнены высшим смыслом, когда вокруг была смута и разрушение.
«И лилеи возрастут на камени,И келию отвори первому лучу.И птицы воспоют славу труду».
Сергий - также реформатор и возродитель истинных духовных традиций. Подобно тому, как православные храмы уподобились на картине по своей архитектуре Твердыне, о которой иногда говорил Сергий, но никогда не называл её места, так, используя среду Православия, он изменил суть внутримонастырской жизни, наполнив её духовными смыслами. Сделал монастыри, огражденные стенами, источником и хранителем идей, оплотом объединения, защиты и развития Руси. И это его Приношение земле и Небу символично изображено поодаль от Святого. То – изображение Сергиевой Лавры, Славу которой он отдал Небу, оставив себе Труды.
Как сам трудился, тому учил и учеников своих.«Так Сергий приветствовал начало каждого сотрудничества. Он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. Так пользуйтесь каждым случаем, чтобы посеять зерна по качеству пашни.» Дневники Е. Рерих.
Как и Будда, и Христос, он вводил в общинную монастырскую жизнь суровую дисциплину и запрещал действовать магией и механическими средствами, но следил, чтоб лишь уделом духа и трудами достигали сердечного возношения.Даже преломление хлебов при трапезах для него имело смысл преломления и передачи небесной Мудрости.
Труды Сергия как последователя Плана и Учения Христа проходили под Знаком Христа.Перед Сергием изображен Спас. То, что изображение стоит на земле, означает завет Христа – всё сужденное и полученное свыше должно быть осознано и воплощено трудами земными, «руками и ногами человеческими».
«Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами».
Эти три принципа легли и в основу трудов Сергия, и символично древний знак из 3 оснований (Знамя Мира) изображен на рушнике, обрамляющем Храм в его руках.
А ещё Христос говорил:«О, как Аум проникает в сознание человеческое!»Криптограммы Востока
Когда высокий дух прикасается к мыслям сфер высших, когда сочетает их пространственным огнем, находясь на земле, тогда рождается АУМ, психическая энергия наивысочайшего качества, которая в земных условиях может в красоте и простоте открыть людям путь Духа и подвигнуть к Небесам. Так все Труды Небесные становятся трудами земными.Таковы результаты трудов того, кто способен на огненное Служение. Потому над Сергием изображен треугольник с прозревающим оком - как символ АУМа.
«1967 г. 270. (Гуру). Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа».Грани Агни Йоги
Не случайно Явление Св.Сергия.Времена те были тяжелые, враги внешние вынашивали планы завоевания Руси.Но ещё опаснее были распри и внутренние междуусобные войны, разъединение и стремление русских князей в этих условиях к личной власти, разрушающие Русь изнутри.Причины были не только видимые – завоевание богатых территорий и утверждение власти личной - но и скрытые.Давно уже был задуман План Космоса, согласно которому России отводилась ключевая роль в битве с силами тьмы и как колыбель новой нарождающейся Расы.Здесь, на Руси, рождались души тех, кто в непростых условиях должен был стать в будущем воинством Майтрейи.А потому силы тьмы, понимая это, устремляли свои силы на Русь.Необходим был не просто правитель, но Вождь-воин, который бы принес объединяющие идеи и вдохновение на брань духовную во всех ключевых сферах, который мог бы воспитать духовных воинов и собрать воинство для внешних сражений, когда потребуется.Известно, что Сергий не благословлял на военные меры в государственных делах, пока не исчерпаны все мирные средства.Идеи правят миром, и когда Вождь Иеровдохновлен и действует в соответствии и согласии с необходимостью и непреложностью, то не может проиграть ни на каком поле брани.Но победы те - ради миротворчества.Там, под горой, замерло воинство в готовности, как бы ожидая, что скажет их Наставник, которому доверие безусловное.Сам Сергий-воин ждет Указов для претворения, о том Его молитва. Его облик полон решимости и веры, он целостен, а нимб вокруг головы - символ Иеровдохновения - показывает Благоволение Небес.Воспитанники Сергия ещё малы и молоды и только пробиваются, как ростки над землей, к высотам, но уже видно, что они воины, облаченные оружием Духа, и Спас – на их Знаменах.
"Велик воин, одолевший тысячу воинов.Ещё более велик тот, кто одолел самого себя".
Сказано о победе над астральной оболочкой посредством удела Духа.Только такие ученики нужны были для внешних дел, только такие могли достичь единения и стать воинами Ригдена - кто сражается согласованно плечом к плечу, с мастерством спартанцев царя Леонида и силой Духа Сергия, Христа и Будды.Даже шлемы их символически по форме напоминают форму Обители, а суть воспитания и дисциплины – от Иерархии.Только такие ученики могли своим примером и правдой показать другим – как нужно.В те времена собиралось Воинство Ивана Стотысячного, о котором упоминается в Агни Йоге, и внешние условия способствовали рожден
dmitriyraevskiy.livejournal.com
Сергий Радонежский – биография, иконы, мощи, храмы, помощь
Сергий Радонежский: биография
О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.
Сергий РадонежскийПозже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.
Детство
Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.
Памятник семье Сергия РадонежскогоИх усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.
Епифаний ПремудрыйЭто событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.
Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».
Картина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил НестеровС этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.
В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.
Монашество
В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.
Монах Сергий РадонежскийПо традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.
В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.
Картина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей КирилловПрошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.
Картина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил НестеровПодвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.
Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.
Монастыри, основанные Сергием Радонежским
- Троице-Сергиевая Лавра;
- Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
- Высоцкий монастырь в Серпухове;
- Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
- Георгиевский монастырь на р. Клязьме.
Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.
Куликовская битва
Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия ДонскогоВелика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь Дмитрий Донской пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битвуВместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.
Чудеса
Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.
Сергий Радонежский и медведьВершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.
Явление Пресвятой Богородицы Сергию РадонежскомуЯвление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.
Смерть
Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.
Памятник Сергию РадонежскомуКогда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.
Память
После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством Андрея Рублёва. Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.
Иконы Сергия РадонежскогоПо другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.
Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.
Иконы Сергия РадонежскогоДатами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.
Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.
Фото
24smi.org
Сергий Радонежский (5 фото)
Русский церковный и государственный деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря родился 3 мая 1314
Преподобный Сергий Радонежский почитается величайшим подвижником земли русской. Он – Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Благословил его и его войско на победу в Куликовской битве. Воспитал плеяду учеников и последователей.
Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в семье боярина. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года. В возрасте 10 лет Варфоломей обучался грамоте вместе с братьями: он существенно отставал в обучении, несмотря на то, что много и усердно занимался, в отличие от своих успешных в учебе братьев. И тем не менее, несмотря на недовольство учителей и родителей, а также насмешки сверстников, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Позже, после смерти родителей, стремясь к «строжайшему монашеству», он убеждает своего брата Стефана, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель.
В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь. Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным, быстро распространилась, и к нему приводили больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне со святыми. Но слава не прельщала подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу (25 сентября) 3 октября 1392 года в Свято-Троицком монастыре, но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...». Дни памяти святого по новому стилю: 18 июля (обретение мощей) и 8 октября (преставление).
Интересные материалы:
Гипотеза: Религиозные ритуалы нужны не людям, а...паразитам? (5 фото) Мусульмане. Различия Суннитов и Шиитов (коротко для общего понимания)nlo-mir.ru
Размышления по картине Н. К. Рериха "Святой Сергий Радонежский"
Перед нами произведение Н. К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» созданное в 1932 г., это холст, темпера. В 1931 г. был создан эскиз по этой теме, несколько отличающийся по наполнению.
На переднем плане мы видим Святого Сергия в полный рост на возвышении, на холме. Над Святым Сергием Всевидящее Око. Справа снизу – Лик Христа-Спасителя. За Сергием видны шлемы уходящих на ратный подвиг воинов.
30 декабря 1945 года, за два года до ухода с земного плана, Н. К. Рерих сообщает А. Хейдоку, одному из своих учеников: «Под моей картиной в Праге имеется скрытая надпись «Трижды дано Преподобному спасти Землю русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь от немцев. Ведь дошли они до самой Троице Сергиевой Лавры, и там ждал их удар» (сб. «Листы Дневника», т.3). Исследователи отмечают, что надпись сделана старославянской вязью.
Святой Сергий – всенародный Учитель и воспитатель, заступник Земли Русской во все времена. Всеми мерами способствовал утверждению нравственного возрождения Руси, объединению. Он был духовным объединителем Руси. Святой Сергий – великий провидец земли русской, видел великое будущее страны.
Преподобный сплачивал силы Родины для освобождения от татаро-монгольского ига и благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву в 1380 году.
Н. Рерих в статье «Битва» 24 августа 1944 года сообщает: «Одна оборона бессильна, значит приходилось наступать и действовать. … Напутствие Сергия Дмитрию Донскому: «Если испытали все мирные средства – тогда сразись и победишь».
Татаро-монгольская Орда ко времени битвы находилась в состоянии разложения и уже не давала возможности развития народам. Орда была к этому времени уже олицетворением зла, а Русь, поднимаемая Св. Сергием, – как олицетворение Света. Сергий был неумолимым врагом княжеских междоусобиц, препятствующих собиранию народных сил. Сергий был духовным вдохновителем Куликовской битвы.
Мы видим на картине Н. К. Рериха высокую статную фигуру Святого Сергия крепости неимоверной – олицетворение силы и мощи. Всё в нём ладно, гармонично. Одежды подчёркивают достоинство и благородство. Нимб святого – знак высокого духовного посвящения. Облик широкий, сияющий, мощный. Волевые черты лица чёткие, прямые. Черты лица как бы высечены, твёрдости непоколебимой. Лик старца мудрого – величественный. Всё говорит о высоком внутреннем состоянии, о высокой концентрации энергии водителя Земли Русской.
Святой Сергий держит в руках прекрасный храм – прообраз храма для духа человеческого и напутствует войска. Храм как сердце Родины, которая нуждается в защите. Храм покоится на пелене (которая закрывает священные предметы между службами), или на плате – как символе женского начала, со знаком триединности – символе знака Великого Учителя.
Святой Сергий напутствует войска своей сердечной молитвой. Храм и знак триединства, ткань с кантом голубого, небесного цвета встречается на иконах 17 века, посвящённых Сергию. Всё это тоже подчёркивает его высокое положение, силу и мощь. Всем этим Н. К. Рерих усиливает значение Сергия.
Мы видим в верхней части Всевидящее Око, оно встречается на ранних русских иконах. Проникновенное Всевидящее Око. Одну из таких икон разбирает в своём произведении Павел Флоренский.
Всевидящее Око – как глаз Архитектора вселенной из Тайны, несказуемой, непознаваемой, Высшей, неземной Тайны. Непознаваемой – потому выделено сгущением цвета. Может быть, это взгляд всей Иерархии системы Учителей.
Небо синевы необыкновенной, высокой концентрации Помощь Небесная. Вокруг всё осияно духовным светом Сергия – это символизируется жёлтым, и даже идёт процесс очищения грязно-серых потоков облаков, окутывающих землю мыслями, не подобающими человечеству: раздражения, невежества, злобы.
Светло-жёлтый цвет как бы подчёркивает тон нимба Сергия и насыщенный цвет нимба Христа Спасителя. Икона Христа Спасителя рядом с Сергием, показывает преемственность и усиление действий.
От Сергия исходит благодать, концентрация Праны высокой.
Холм жизнеутверждающего цвета – не серый, не чёрный. У подножия за Сергием – шлемы русских полков, выходящих в поход во славу земли русской под красными знамёнами, цвета творчества, так необходимого человечеству в мире и согласии. Строй, ритм идущих тоже дают ощущение концентрации силы и мощи.
Войско проходит между Сергием и стенами Троице-Сергиевой Лавры, основанной Отцом Сергием. Видим Собор и звонницу за мощными стенами. Чудесно и гармонично сочетаются краски: синие, розовые, жёлтые, зелёные, голубые. Вместе они созвучат давая ощущение радости, чистоты и святости. Очертания строений как бы повторяют очертания двух волн гор – синей волны, голубой волны. Горы – как символ Небесной Обители Света, отражённой в земном, и как символ восхождения духа к этой обители в борении, устремлении, и прообраз на Земле. Это как бы обереги земные, небесные проводимые Сергием и через Христа Спасителя.
В год создания этого произведения Н. К. Рерих в Индийском городе Наггаре, в долине Кулу, занимается научной работой в институте «Урусвати», организует экспедиции местного масштаба, работает по продвижению Пакта Рериха и ежедневно несколько часов проводит за мольбертом.
Н.К. Рерих через всю жизнь проносит любовь к Святому Сергию.
Елена Чеглакова
Статьи Н. К. Рериха
О Н.К. Рерихе на сайте "Культуру в жизнь!":
Размышления по картинам Н. К. Рериха:
© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.
Внимание: комментарии публикуются после утверждения.
culture-into-life.ru