Какие современные художники имеют свои галереи? Илья Глазунов. Художник глазунов картины


Какие современные художники имеют свои галереи? Илья Глазунов | Культура

В 1997 году, к 850-летию Москвы, Илья Сергеевич Глазунов подарил столице и государству все свои работы, созданные за 40 лет творческой деятельности. Для размещения такого огромного художественного наследия нужно было и соответствующее помещение.

И вот, по постановлению Правительства Москвы 31 августа 2004 года в самом центре столицы, на ул. Волхонка, дом 13, рядом с Храмом Христа Спасителя и через дорогу от Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина, в отреставрированном особняке, была торжественно открыта Московская Государственная галерея Ильи Глазунова.

В одном из залов ГалереиВ одном из залов ГалереиФото: Гертруда Рыбакова (Гертруда), личный архив

И. С. Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, в детстве пережил блокаду, во время которой потерял родных и близких. В Ленинграде он стал художником, окончив в 1951 году среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а потом и живописный факультет этого института. Он говорит:

«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя — рисовал…».

Но так сложилась судьба, что с 1957 года он живет и работает в Москве. А в родном городе с периодичностью примерно раз в 10 лет проходят его персональные выставки в Центральном выставочном зале Манеж.

Зимой 2000 года, с 11 февраля по 19 марта, в Манеже Санкт-Петербурга проходила очередная выставка Ильи Сергеевича — под девизом «Храни Бог Россию!». Илья Глазунов, «Храни Бог Россию!», 1999 г.Илья Глазунов, «Храни Бог Россию!», 1999 г.Фото: Источник

Надо было отстоять большую очередь, чтобы попасть на неё, — в Петербурге творчество Глазунова любят. К тому времени в прессе было много противоречивых публикаций о его работах, особенно о масштабных картинах — «Мистерия Х Х века» и «Вечная Россия» (её первое название — «Сто веков»), посвященных истории и политической жизни России. Именно у этих полотен дольше всего и толпились посетители выставки.

Мировое искусство не знает примера подобных картин, как по своему содержанию, так и по своей сложности — ведь там прописаны десятки портретов! Действительный член Российской академии социальных наук Владимир Большаков сказал как-то, что даже если бы Глазунов совершил лишь одно из своих деяний — написал картину «Вечная Россия» или создал интерьеры кремлевских залов, его уже можно было бы назвать великим гражданином России.

Но ни одна, даже обширная, выставка не дает полного представления о творчестве художника. Поэтому, приехав в Москву в начале ноября 2004 года, через два месяца после открытия Галереи Глазунова, отправилась туда вместе с подругой. Только вошли в вестибюль, как смотрительница сказала нам: «Если поторопитесь, успеете на встречу с Ильёй Сергеевичем, он сейчас спустится и будет беседовать в холле, можно получить автограф».

Мы очень обрадовались, быстренько разделись и даже купили в холле по репродукции — чтобы было на чем взять автограф. Встали в очередь, достаточно длинную. И вот вышел Художник, скромный, спокойный, без всякой охраны (так модной теперь в мире искусства), сел за стол, и все, кто хотел, задавали ему вопросы, брали автографы и фотографировались на память. Какой это был удивительный человек! При его титулах и званиях — ни тени чванства, высокомерия. Простой и доступный. И.С. Глазунов дает автографИ.С. Глазунов дает автографФото: Гертруда Рыбакова, личный архив

А потом три часа мы ходили по залам художественной галереи, сначала с экскурсоводом (экскурсоводы тогда были бесплатно, сейчас не знаю), потом еще раз прошли сами. Четыре этажа здания, десятки залов вмещают несколько сотен работ Мастера. Сначала экскурсовод рассказывает о первых работах, где уже чувствуется большой талант художника.

На втором этаже — удивительные иллюстрации к произведениям Достоевского, Мельникова-Печерского, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна. Далее залы, где видим портреты разных известных людей, политиков и деятелей культуры. И живописные полотна, в которых чувствуешь любовь к родной природе, к истории России. Илья Глазунов, «В ресторане», Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока

Илья Глазунов, «В ресторане», Иллюстрация к стихотворению А. А. Блока «Незнакомка», 1979 г.Фото: Источник

Несколько залов отдано под большие полотна, площадью от 15 до 32 квадратных метров. Это картины «Мистерия Х Х века» (новая редакция), «Вечная Россия» (3×6 м), «Моя жизнь», «Великий эксперимент». Особенно большое впечатление производят картины «Разгром храма в Пасхальную ночь» (4×8 м) и «Рынок нашей демократии». Вряд ли найдется человек, которого эти картины оставят равнодушным, в них боль и гнев миллионов людей, ставших свидетелями кошмаров двадцатого века. Илья Глазунов, «Моя жизнь», 1994 г.

Илья Глазунов, «Моя жизнь», 1994 г.Фото: Источник

Удивительна картина «Моя жизнь». Она автобиографична, наиболее полно обобщает раздумья современного художника о своей судьбе, неотъемлемой от судьбы любимой им России. Создание её в 1994 году практически совпадает с началом работы художника над его книгой-исповедью «Россия распятая» (книга издана, первая часть была опубликована в Роман-газете в 1996 году, полностью — в 2004 г.). И поэтому мотивы написания и пафос картины точно определяются словами самого автора, высказанными в предисловии к книге:

Я — маленькая частица нации и горжусь тем, что более чем за тридцать лет своей творческой деятельности служил Богу, России и совести, и не отказываюсь ни от одного поступка, картины или напечатанного слова.

Не вдаваясь в перечисление всех живописных полотен и портретов, хочу сказать, что на четвертом этаже есть ещё удивительная коллекция старинных русских деревянных изделий — оконные наличники, сундуки, кресла, домашняя утварь — личная коллекция, также переданная в дар Государству.

Накануне 70-летия И. С. Глазунова проводился опрос общественного мнения ВЦИОМом, и по результатам его он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру.

Так что, если вы не видели картин И. С. Глазунова, не были в его Галерее — побывайте, получите огромное удовольствие от соприкосновения с прекрасным, вспомните выдающегося современного художника.

Кроме Глазунова, свои галереи есть у Церетели и Шилова.

shkolazhizni.ru

Художник Илья Глазунов поправит картину после замечаний Путина

В во время осмотра галереи Ильи Глазунова Путин задерживался у нескольких картин, в том числе у работы 1972 года "Князь Олег и Игорь". Премьеру бросился в глаза меч, который держал князь. "Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится", - сказал Путин.

МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. Премьер-министр России Владимир Путин посетил галерею народного художника Ильи Глазунова, которому сегодня исполнилось 79 лет и поздравил его с днем рождения. Возле галереи главу правительства встречали именинник и министр культуры РФ Александр Авдеев.

В галерее представлены свыше 700 работ, в том числе монументальные исторические полотна, портретная живопись и театральные декорации к русским классическим операм. Большой раздел экспозиции посвящен иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков.

В во время осмотра галереи Путин задерживался у нескольких картин, в том числе у работы 1972 года "Князь Олег и Игорь".

Премьеру бросился в глаза меч, который держал князь. "Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится", - сказал Путин.

Художник согласился и сказал, что придется доделать картину.

"Им (мечом) как будто колбасу режут", - добавил Путин.

Глазунов отметил хороший глазомер премьера.

"Я детали подмечаю", - сказал Путин.

Рассматривая картину "Вечная Россия", которая была создана в 1988 году и изображает всех ярких представителей России за долгий период, Путин спросил Глазунова: "Зачем Иосифа Виссарионовича (Сталина) в тройку посадили с Троцким?". Глазунов рассказал, что картину выстроил с исторической точки зрения, а Троцкий играл большую роль в истории России.

На картине изображены и святые Борис и Глеб. Премьер заметил, что Борис и Глеб, конечно, святые, "но надо бороться за себя, за страну, а отдали без борьбы".

"Это не может быть для нас примером - легли и ждали, когда их убьют", - высказал свою точку зрения Путин.

Глазунов также показал главе правительства картины, на которых изображена трагически погибшая жена художника.

Глазунов - заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник СССР, лауреат Государственной премии России (1997 год) за реставрацию Московского Кремля.

ria.ru

Биография - Илья Глазунов

1960

По приглашению молодежного журнала «Доокола свята» («Вокруг света») едет в Польскую народную республику, где летом проходят выставки художника в трех городах – Варшаве, Кракове и шахтерском городе Катовице. Вернисаж выставки в Катовице посетил Генеральный секретарь коммунистической партии Польской народной республики Эдвард Герек. Пишет портреты актрисы Беаты Тышкевич, актера Густава Холобека, дирижера Витольда Равицкого и др. В журнале «Молодая гвардия» публикует дискуссионную статью «Клякса и образ. Заметки о некоторых вопросах современной живописи», в которой впервые обстоятельно и определенно разъясняет свою творческую позицию. Знакомится с писателем и поэтом Владимиром Алексеевичем Солоухиным, который обратился с просьбой сделать обложку его книги. Создает портрет приехавшего в Москву итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, а также молодого поэта Андрея Андреевича Вознесенского для его первого сборника стихов «Мозаика». Зимой совершает поездку в Боровск и Ростов Великий, Архангельскую, Вологодскую и Рязанскую области. В полотнах «Князь Владимир Путивльский», «Ожидание», «Русская песня» и других дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По просьбе посла Израиля создает графический портрет Анны Франк.

1961

Зимой вместе с Сергеем Владимировичем Михалковым совершает поездку в Харьков к известному врачу-психиатру Казимиру Марковичу Дубровскому, лечившему от заикания. Исполняет его графический портрет. Во второй половине апреля, вскоре после полета Юрия Гагарина в космос, делает графический портрет космонавта. В мае принимается кандидатом в члены Союза художников. В июле во время II Международного кинофестиваля в Москве его находят «звезды» итальянского кино: актриса Джина Лоллобриджида, режиссеры Лукино Висконти и Джузеппе де Сантис, сценарист Эннио де Кончини. Сделав за два часа портреты, вызывавшие восторг, получает приглашение приехать в Рим. Также исполняет портреты американских актеров Элизабет Тейлор и Эдди Фишера. Во Владимире случайно знакомится с бывшим депутатом Государственной Думы Василием Витальевичем Шульгиным и вскоре рисует его графический портрет. Поздней осенью посещает Нижний Новгород, Городец, Семенов и места, связанные с легендами о Граде Китеже. Создает портреты писателей Михаила Николаевича Алексеева, Георгия Дмитриевича Гулиа, Антонины Дмитриевны Коптяевой.

1962

Зимой по командировке ЦК ВЛКСМ посещает Рязань. Впервые приходит в редакцию журнала «Огонек», которая ему заказывает портрет писателя Федора Ивановича Панферова. Знакомится с главным редактором журнала Анатолием Владимировичем Сафроновым. Знакомится с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Ивановичем Аджубеем. В газете «Известия» публикует 5 апреля статью «Что помнить, чем гордиться…», в которой призывает по примеру Грузии создать в республиках СССР добровольные общества по охране и изучению памятников культуры. Создает при Советском комитете защиты мира секцию по охране памятников, на основе которой позднее возникнет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) В июльском номере журнала «Москва» появляется сочувственная статья поэта и общественного деятеля Николая Семеновича Тихонова «Человек беспокойного таланта», посвященная Глазунову. По командировке ЦК ВЛКСМ посещает Переяславль-Залесский. 7 июля в «Литературной газете» появляется статья писателя Сергея Сергеевича Смирнова «Странная судьба одного таланта» в защиту Глазунова, последовательно отвергаемого руководством Союза художников СССР. Летом совершает поездку в Великий Новгород, пишет картину «Спас Нередица». В конце июля – начале августа экспонирует несколько произведений в рамках VIII Международного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. 26 декабря выступает с речью на совещании творческой молодежи в ЦК КПСС, формулирует свое отношение к задачам творчества, к состоянию современного искусства и говорит о тяжелом положении с охраной памятников русской культуры. В картине «Князь Игорь» под влиянием древнерусских шитых окладов применяет технику коллажа. Делает портреты делегатов Всемирного конгресса за разоружение, в том числе ученых Жолио Кюри и Джона Бернала, а также писателя Сергея Сергеевича Смирнова, композитора Арама Ильича Хачатуряна и других. Для пропаганды древнерусской культуры начинает работу по созданию патриотического клуба, вокруг которого хочет объединить молодежь. Идею поддерживает скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.

1963

Весной первый раз едет в Италию по приглашению Лукино Висконти, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Джузеппе де Сантиса, Альберто Моравиа и других деятелей культуры. Делает графические портреты Джульетты Мазины, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Клаудио Кардинале, Сальваторе Адамо, Доменико Модуньо, Эдуардо де Филиппо, Аниты Экберг и др., а также живописный портрет Лоллобриджиды. Знакомится с главным художником миланского театра Ла Скала Николаем (Никколо) Бенуа, родственником Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, с художниками Ренато Гуттузо и Джорджо де Кирико. 26 апреля открывается выставка художника в римской галерее «La Nuova Pesa» («Новые весы») на via del Vantaggio. На пресс-конференциях резко выступает с критикой абстракционизма и современных течений в искусстве, подчеркивая значение ценностей христианской цивилизации. Работает над иллюстрациями к произведениям Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», «На горах», «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» и другим для шеститомного собрания сочинений писателя, выходящего в библиотеке «Огонька». Совершает поездку в Заволжье. Пишет картину «Русский Икар». Получает премию журнала «Огонек» как художник-иллюстратор русской классики.

1964

Работает над иллюстрациями к произведениям Александра Ивановича Куприна «Яма», «Поединок», «Брегет», «Жанета», «Молох» для собрания сочинений писателя в девяти томах, выходящего в библиотеке «Огонька». Пишет портрет М.Ю. Лермонтова и иллюстрации к его поэме «Мцыри». В картине «Два князя» и других обращается к теме древнерусской истории. Пишет картину «Русский Икар». Пишет автобиографическую книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 22 марта в газете «Известия» публикуется статья «Не хватит ли копья ломать?», подписанная видными учеными и писателями, в которой ставится вопрос об организации персональной выставки Глазунова в Москве, запрещаемой Союзом художником СССР. 8 мая в аудитории Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева проходит вечер, посвященный древнерусской культуре, на котором принимается решение о создании «Клуба любителей древнерусского искусства», получившего в дальнейшем название патриотического клуба «Родина». Становится фактическим организатором и руководителем этого клуба. В связи с блестящим успехом, который художник имел в Италии, в середине июня с разрешения министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открывается выставка в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве (Манеж) со стороны Троицкой башни Кремля, где, в частности, экспонируется картина «Дороги войны». 19 июня в газете «Вечерняя Москва» публикуется письмо в редакцию нескольких московских художников с протестом против открытия этой выставки. Через пять дней по требованию Московского Союза художников выставка закрывается. Летом пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Осенью в Москве проходят гастроли итальянского театра Ла Скала. Делает более двадцати графических портретов, в том числе дирижеров Герберта фон Караяна и Джанандреа Гаваццени, главного художника Николая (Никколо) Бенуа, певиц Габриэллы Тучи и Миреллы Френи, баса Николая Гяурова и других. Портреты лично дарит своим моделям ввиду отказа Министерства культуры СССР представить эти произведения (находятся в музее театра Ла Скала) в качестве памятного подарка о гастролях. В октябрьском номере журнала «Творчество» появляется статья искусствоведа Александра Абрамовича Каменского «Сфинкс без загадки», в которой формулируются основные претензии к Глазунову со стороны советской критики. Пишет целый ряд произведений, в которых отразились чувства творческого одиночества и непонимания: «Пророк», «Осень» и др. Также делает графические портреты работниц Московской ткацкой фабрики №2 для журнала «Молодая гвардия». В октябре на пленуме ЦК КПСС происходит смещение Никиты Сергеевича Хрущева со всех должностей. Первым секретарем ЦК становится Леонид Ильич Брежнев.

1965

В феврале Московское областное управление культуры и областной комитет комсомола утверждают положение о клубе «Родина». Получает мастерскую в башне дома «Моссельпрома» в Калашном переулке. 28 июля постановлением Совета Министров РСФСР учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Входит в его организационный комитет. Совершает поездку в Новгород и на Север России. Пишет картины «Господин Великий Новгород», «Деревня Кулига. У Кириллова монастыря». В октябре журнал «Молодая гвардия» начинает публиковать автобиографическую повесть Глазунова под названием «Дорога к тебе. Из записок художника». Пишет картины «Весна в городе», «Старый двор», «Мышеловка», «ХХ век. В ресторане» и др. Выходит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с иллюстрациями Глазунова.

1966

В начале июня на Учредительном съезде ВООПиК избирается членом правления. В сентябре едет в Данию по приглашению для написания портрета премьер-министра Отто Йенса Крага. Пишет также портрет его супруги киноактрисы Хелле Виркнер Краг и портреты их детей. В ноябре в Копенгагене проходит выставка Глазунова. 11 ноября умирает дядя художника Михаил Федорович Глазунов, оказавший большое влияние на его творческое воспитание. Критическое отношение к современной советской жизни находит отражение в полотнах «В клетке (Горбун)» и «Лифтерша».

1967

В феврале через Владивосток вместе с писателем Сергеем Александровичем Высоцким уезжает в творческую командировку во Вьетнам в качестве специального корреспондента газеты «Комсомольская правда». Ее результатом становится серия из 150 работ о сражающемся Вьетнаме, созданная за 23 дня. В конце марта в Ханое на улице Ювелиров открывается выставка произведений вьетнамского цикла, которая пользуется большим успехом. По возвращении художника в Москву этот цикл демонстрируется в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Выходит папка репродукций «Дни и ночи Вьетнама» (М., Изобразительное искусство). Принят в Союз художников СССР по секции графики. Рекомендации дают Борис Ефимович Ефимов, Орест Георгиевич Верейский и Георгий Григорьевич Нисский. Осенью работает в Лаосе по приглашению короля, где пишет портреты членов королевской семьи и пейзажи, создает графические листы, изображающие современную жизнь лаосцев. 9 ноября 1967 награждается лаосским орденом Вишну. Получает почетную грамоту Советского комитета защиты мира. Под давлением партийных органов и Московского городского отделения ВООПиК закрывается созданный художником клуб «Родина», вместо которого возникает новый, чья деятельность сужается, фактически сводясь к реставрационным работам в Крутицком подворье. В новых произведениях на темы русской истории использует технику коллажа, приемы, связанные с древнерусским искусством и народным примитивом: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», «Погост Нёнокса» и др.

1968

В апреле приезжает в Париж по приглашению Ива Монтана, Симоны Синьоре, Иветт Шовире и графа Сергея Михайловича Толстого для написания портрета президента Франции Шарля де Голля. В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. Пишет портреты членов французского Кабинета министров: Эдгара Фора, Пьера Бийота, Луи Жокса и др. Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Задумывает картину «Мистерия XX века». Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым. Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним - Н.Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. В сентябре совершает поездку на Русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие.

1969

Зимой посещает Нурэкскую ГЭС по приглашению ее дирекции, пишет портреты строителей и пейзажи. В конце июня в Москве в Доме культуры и техники Главмоспромстройматериалов на Волхонке открывается персональная выставка художника. Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». 13 октября рождение сына Ивана. В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря». Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. Работает над иллюстрациями к произведениям А.К. Толстого.

glazunov.ru

Ilya Glazunov. Biography | Русские художники. Russian Artists

Ilya Glazunov (Russian: Илья Глазунов), contemporary Russian artist from Saint Petersburg, born in 1930. Ilya Glazunov is a founder of the Russian high realism artistic school, deeply influenced by Eastern Orthodoxy and iconography and a head of Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture. Ilya Glazunov’s paintings have mostly historic or religious themes. Famous works include Russia the Eternal, The 20th Century Mystery, The Ruination of the Temple on the Easter Night and illustrations to the works of Fyodor Dostoyevsky. Ilya Glazunov was one of the main advocates behind the restoration of the Cathedral of Christ the Saviour (Moscow). In his recent years soviet statesman Mikhail Suslov formed a close relationship with Glazunov. After a long time spent out of favour, Glazunov was given permission for a massive solo exhibition in the Man?ge In the 1980s Ilya Glazunov was associated with far-right Pamyat society and became known for his patriotic views. Awarded "For Service to the Motherland" decoration by the President Vladimir Putin.

Artist’s father – Glazunov Sergey Fedorovich, a historian. Artist’s Mother – Glazunova Olga Konstantinovna. Ilya Glazunov survives the WWII and in 1942 eleven-year-old Ilya is transported from besieged Leningrad along the “Road Of Life”. He stays in the village of Greblo in the Novgorod region after his entire family parishes from starvation. In 1944 he comes back to Leningrad and studies in the secondary art school. From 1951 to 1957 he studies art under the direction of Professor B. Iaganson. In 1956 he gets married to the love of his life – Nina Vinogradova-Benois. The image of the artist’s wife Nina is visible in many of his works. Nina Aleksandrovna was a descendant of the Benois family which is familiar to all art lovers. Her uncle was the artistic director of the “La Scala” Opera for 30 years. Artist’s success at the International competition of Young Artists in Prague prompts the opening of his first one-man exhibition in Moscow. Soon enough he travels to Italy for the first time to paint the portrait of famous actress, Gina Lollobridgida. From 1978 Glazunov is teaching in the Moscow University of Art. Glazunov’s children – Ivan and Vera – have both become artists. His wife died in 1986.

Biography

1930 Ilya Sergeyevich Glazunov is born on June 10 in Leningrad.

1942 Eleven-year-old Ilya is transported from besieged Leningrad along the “Road of Life” to the village of Greblo in the Novgorod region after his entire family perishes from starvation.

1944 Returns to Leningrad and enrolls in the secondary art school under the auspices of the I. E. Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture of the USSR Academy of Arts.

1948 Glazunov is first mentioned in the press (“Leninskaya Pravda,” October 28).

1951 Upon graduation from art school, enrolls in the painting department of the I. E. Repin Institute of Painting, Sculpture, and Architecture of the USSR Academy of Arts, studying under the direction of Professor Boris Ioganson.

1955 Completes the painting “The Last Bus,” which marks the beginning of the on- going series of works exploring the theme of the city.

1956 Completes the paintings “F. M. Dostoyevsky in St. Petersburg,” “Prince Myshkin,” “Rogozhin,” and “Nastasya Filippovna.” Begins work on illustrations for works by Dostoyevsky and A. Blok. --- Awarded grand-prix at the IV International Competition of Young Artists in Prague for his portrait of Iulius Fychik. --- Completes a series of portraits of famous people in the arts, including D. Sikeiros, D. Sorano, F. Fellini, M. Shomett, and M. Kazares, which marks the beginning of his world renown as a portraitist.

1957 Trips to Belozersk, Rostov Velikii, Suzdal, Vladimir, Novgorod, Pskov, Gor’kii, and Yaroslavl. --- Glazunov’s success at the International Competition of Young Artists in Prague prompts the opening of his first one-man exhibition in Moscow at the Central House of Workers of the Arts. --- Participates in a world festival of youth and students. --- Graduates from the I. E. Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture. --- Moves to Moscow the same year.

1959 The monograph “Ilya Glazunov” is published by P. Ricchi in Naples, Italy.

1963 Completes illustrations for works of P. I. Mel’nikov-Pechersky, including “In the Woods,” “In the Mountains,” “Princess Tarakanova and Princess Vladimirskaya,” and others. Completes the paintings “Russian Icarus,” and “Andrei Rublev,” initiating the series of works on themes of Russian history. -- Travels to Italy for the first time to paint the portrait of famous actress, Gina Lollobridgida.

1964 First one-man exhibition at the Manege. -- Completes illustrations for works of A. I. Kuprin, “The Pit,” “Breguet,” “Gambrinus,” and others. -- Excerpts from his book, “The Road to You. From an Artist’s Notes,” in which he sets forth his views on the role of the artist, are published in the journal “Molodaya Gvardiya.”

1966 Invited to Denmark to paint the portrait of Prime Minister Jens Otto Krag.

1967 Official trip to Vietnam as correspondent of “Komsomolskaya Pravda.” Produces a series of paintings on war-torn Vietnam. The album “Days and Nights of Vietnam” is published (Moscow: Izobrazitel’noye Iskusstvo). -- Actively participates in the creation of the All-Russian Society for the Preservation of Historical and Cultural Monuments. -- Accepted into the USSR Artists’ Union

1968 Travels to the Russian North. Starts the series of works, “The Russian North. Homeland,” “The Kirillo-Belozerskii Monastery,” and others.

1972 The monograph “Ilya Glazunov” (Moscow: Izobrazitel’noye Iskusstvo) is published. The album “Ilya Glazunov” (Moscow: Planeta) is published. “Vietnamese Diary” is published (Moscow: Progress). -- Completes illustrations for works by N. S. Leskov, including “Lady Macbeth of the Mtensk District,” The Enchanted Wanderer,” “Lefty,” “The Toupee Artist,” and others.

1973 Dostoyevsky’s novel “White Nights” illustrated by Glazunov is published in Moscow by “Khudozhestvennaya Literatura” publishing house. -- Official trip to Chile, which culminates in a series of works. The album “Chile in the Eyes of the Artist” (Moscow: Izobrazitel’noye Iskusstvo) is published. -- Receives title “Honored Worker of Arts of the RSFSR.” -- Travels to India by invitation to complete portrait of Prime Minister Indira Gandhi. Awarded the Jawaharlal Nehru Prize for strengthening Indian-Soviet friendship.

1974 Travels by invitation to Finland to paint the portrait of President Urho Kekkonen.

1975 Completes illustrations for verses by I. S. Nikitin. The album “Song of Chile” (Moscow: Agenstva Pechati Novosti) is published.

1976 The documentary film “Ilya Glazunov” is released.

1977 Official trip to the construction site of the Baikal-Amur Mainline. Creates the series of works entitled “BAM.”

1978 Glazunov’s second one-man exhibition is held at the Manezh. -- Dostoyevsky’s novel “Netochka Nezvanova” with illustrations by Glazunov is published (Moscow: Khudozhestvennaya Literatura). -- Begins to teach at the V. I. Surikov Moscow State Art Institute.

1979 The albums “The Writer and the Artist” and “BAM” are published (Moscow: Izobrazitel’noye Iskusstvo). -- Awarded the title “People’s Artist of the USSR.” -- Awarded the title of Honorary Member of the San Fernando Royal Academy of Fine Arts in Madrid, and the San Jorge Royal Academy of Fine Arts in Barcelona.

1980 At UNESCO’s invitation, creates the large painting “The Contribution of the Peoples of the USSR to World Culture and Civilization.” The painting was an official gift from the USSR to UNESCO. -- Collaborates with his wife, Nina Vinogradova-Benois, on stage designs and costumes for A. P. Borodin’s opera “Prince Igor” for the Berlin State Opera.

1981 Commissioned by the USSR Ministry of Culture in Moscow to establish the All- Union Museum of Decorative, Applied and Folk Art. Appointed director of the museum. -- Collaborates with his wife, artist Nina Vinogradova-Benois, on the stage design and costumes for the ballet “Masquerade” with music by A. I. Khachaturian for the Theater of Opera and Ballet in Odessa. -- Awarded the title of professor of painting and composition of the V. I. Surikov Moscow State Institute of Art.

1982 The Collected Works of F. M. Dostoyevsky in 12 volumes illustrated by Glazunov is published (Moscow: Pravda). -- The album “Zadonshchina” illustrated by Glazunov is published (Moscow: Khudozhestvennaya Literatura). -- Collaborates with his wife, artist Nina Vinogradova-Benois, on the stage design and costumes for Tchaikovsky’s opera “Queen of Spades” for the Berlin State Opera. -- The album “Gift to UNESCO from the USSR ” is published (Moscow: Planeta).

1983 Collaborates with his wife, artist Nina Vinogradova-Benois, on the stage design and costumes for Rimsky-Korsakov’s opera “Tale of the Invisible Town of Kitezh and the Maiden Fevroniya” for the Bolshoi Theater in Moscow. -- Official trip to Nicaragua. Creates the series “Nicaragua Diary” (Moscow: Agentstva Pechati Novosti). -- The album “The Artist and Time: Ilya Glazunov” is published (Moscow: Sovetskaya Rossiya). -- Invited to Italy to paint the portrait of Italian President A. Pertini.

1985 Awarded the Order of the Red Banner of Labor.

1986 The album “Ilya Glazunov” is published (Moscow: Izobrazitel’noye Ickusstvo). -- The album “Images of F. M. Dostoyevsky in Illustrations of Ilya Glazunov” is published (Moscow: Planeta). -- The artist’s third one-man exhibition is held at the Manege.

1987 Appointed rector for life of the All-Russian Academy of Painting, Sculpture, and Architecture.

1994 Fourth personal exhibition at the Manege.

1996 Published volume one of “Russia Crucified.”

1997 Appointed member of the Commission of the Russian Federation for UNESCO.

1999 The mayor of Moscow signs a resolution on the creation of the Ilya Glazunov Art Gallery in Moscow.

www.tanais.info

Художник Глазунов Илья Сергеевич :: NoNaMe

Художник Глазунов Илья Сергеевич «Художник обязан понять и выразить прежде всего свое время с его расстановкой сил, с его пониманием добра и зла, с его пониманием гармонии мира и назначения искусства. Каждое художественное произведение, несущее правду о человеке, о тьме и свете его духовных исканий,— это подвиг, требующий от художника гражданского мужества» (И.С. Глазунов).Валентин Распутин коротко и емко сказал: «Тот, кто против Глазунова, тот против России. И наоборот.»

----------------------<cut>----------------------

Художник Глазунов Илья Сергеевич, Художник Глазунов Илья Сергеевич

Глазунов Илья Сергеевич. (родился 10 июня 1930).Ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Действительный член Российской академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, Кавалер "Золотой медали Пикассо" награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, Лауреат премии Джавахарлала Неру, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.Илья Глазунов — художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает."Художником меня сделал Ленинград, — говорит он, — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя — рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни — кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: "Живи!"Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами…Память о войне всегда живет в душе художника. Уже будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны", полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: "Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск — такого еще не было в советском искусстве".Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена. В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится теперь в художественном музее Алма-Аты.

Выехав из Ленинграда, маленький Илья оказался в старинной деревеньке Гребло, затерянной в дремучих новгородских лесах. Вместе с деревенскими сверстниками копал картошку на поле, работал на гумне, пас колхозное стадо. Эти годы оставили глубокий след в сознании будущего художника, им он во многом обязан пониманием русского характера, ощущением поэтики русского пейзажа.Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Б.В. Иогансона. То был период поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма — как выражения внутреннего мира человека, передаваемого через правду объективного мира. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.Под высокими сводами академического коридора — бывшей Императорской Академии художеств — 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, — Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя, Н.А. Бенуа, 30 лет был главным художником театра "Ла Скала", другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны — была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный громоподобный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений. Основанием для проведения выставки послужило получение Глазуновым Гран-при на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключенных вывели на прогулку, и они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, столь необычная и драматическая, потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.Обращение художника к образу автора "Репортажа с петлей на шее" было поддержано официальной идеологией в традиционном интернационалистском звучании, и это, вероятно, давало основание предполагать развитие творчества молодого художника в перспективе. Но то, что увидели потрясенные зрители на его выставке, входило в полное противоречие с советскими идеологическими установками. Художник представил 80 графических и живописных работ. В их создании выразилось творческое кредо художника-реалиста, понимающего реализм по Достоевскому — "в высшем смысле этого слова". "Нет ничего фантастичнее реальности" или, как говорил один из любимых художников Глазунова — М.А. Врубель, "только реализм родит глубину и всесторонность". Поток зрителей, желавших попасть на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что впоследствии стало атрибутом и других выставок Глазунова. Официальная критика на первых порах пребывала в шоковом состоянии, затем по поводу творчества молодого художника разгорелась жестокая полемика, разделившая публику на два непримиримых лагеря.

И сегодня имя Ильи Глазунова — своего рода лакмусовая бумажка, которая сразу выявляет мировоззрение человека. Не случайно один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Тот, кто против Глазунова, тот против России. И наоборот". Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие появление дерзкого таланта, отмечали его глубоко национальный характер, говорили о правде жизни и поэтическом видении, об открытии новых и свежести трактовки таких вечных тем, как любовь, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского. Другие в его творчестве усматривали увлеченность западными веяниями, упадничество и пессимизм. Именно в таком духе велось обсуждение выставки в высших партийных инстанциях, которого удостоился дотоле неизвестный студент. После закрытия выставки идеологические баталии вокруг нее не закончились, что в немалой степени осложняло всю дальнейшую судьбу Глазунова.Большинство исследователей да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве. Жизнь современника, поэзия будней большого города — тема его лирического "Городского цикла", в который входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами."Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной — есть постыдное равнодушие" — эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". "История России — это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, — говорит художник. — Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России — красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое…" Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.

Важный этап творчества художника — иллюстрация литературных произведений. Если цикл "Город" сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна… Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины — такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда "иллюстрация" в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова "искать человека в человеке", в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, "где поле битвы — сердце человека".Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. "Пишу молча, — рассказывает Илья Сергеевич. — Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка — если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет — экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек — Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе… Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет — документ человеческого духа, реальная форма гуманизма".Со многих портретов, выполненных Глазуновым, глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить ее духовную жизнь. Особо интересен портрет жены Глазунова — "Нина". Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова. Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова.

Ильей Сергеевичем написаны портреты рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Сергей Смирнов… Многое написано с места событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России).Однажды на Волге, в деревенской избе, художник увидел икону, оклад которой был расшит речным жемчугом и стеклярусом. Их созвучие было "как замерзшее окно, как спелое ржаное поле — вся гамма красоты и неповторимая форма выражения". И возникла идея: писать на инкрустированной доске с использованием жемчуга. Подобный коллаж ("Иван Грозный", "Борис Годунов", "Царевич" и другие) усиливает психологию образа, воскрешает обаяние творчества древних русских художников.При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, манеры и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова — цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, который горит в душе, направляя течение мыслей. Все это составляет смысл жизни художника.Творческая биография мастера неразрывно связана с театром. Еще в студенческие годы он был страстно увлечен музыкой, искусством выдающихся певцов и музыкантов, даже хотел было стать театральным художником. Этот импульс дал плоды в зрелую пору, когда вместе с супругой, тонким знатоком русского костюма, он создал потрясающее оформление к постановкам опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова в Большом театре, "Князь Игорь" А. Бородина и "Пиковая дама" П. Чайковского в Берлинской опере, к балету "Маскарад" А. Хачатуряна в Одесском оперном театре…

Здесь им были продолжены традиции великих русских художников — таких, как В. Васнецов, А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин и других, заложивших на рубеже ХIХ-ХХ веков основные принципы современного театрально-декорационного искусства. Постановки с декорациями, созданными по эскизам И.С. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых "Русских сезонов" в Париже, имели огромный успех. Театральные критики с восторгом отзывались о "поющей живописи" Глазунова, шедшего, как всегда, и против нынешних модернистских течений, захлестнувших театральную сцену, и против казенного натурализма. Для многих русских художников, особенно прошедших школу Петербургской Императорской академии художеств, неизменным оставался интерес к архитектуре. Не мог быть чуждым ему и Илья Глазунов, выросший в атмосфере дворцовых ансамблей родного Питера. Первым его архитектурным проектом стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях "новорусского стиля", раздавленного в годы революции натиском авангарда. Этот проект, резко отличавшийся от других, попался на глаза и приглянулся тогдашнему министру иностранных дел А.А. Громыко. Вскоре Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства. Но за ним оставили только работу над интерьерами. В холле и залах здания, построенного по канонам "корбюзьевского" мышления, неожиданно открылся величественный державный дух русского зодчества, который исходил от столь любимого художником Петербурга и лучших творений отечественной архитектуры! Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. А испанские журналисты писали, что "не надо даже ездить в Россию, все известно из работ Глазунова".Особой вехой в биографии Глазунова была битва за спасение исторической Москвы — вернее, того, что от нее осталось к началу 1970-х годов. Известно, что особенно сильный ущерб был нанесен городу в 1930-е годы при реализации Генерального плана его реконструкции, взлелеянного Лазарем Кагановичем. Святыню России, воспетую во множестве произведений, приводившую в трепет иностранцев своей красотой, Каганович объявил "невообразимым хаосом, созданным будто пьяным мастеровым", подлежащим уничтожению ради постройки "нового коммунистического города". Последующие перепланировки и перестройки довели Москву до того состояния, что она была вычеркнута из международного реестра исторических городов.

Илья Сергеевич с единомышленниками создал огромный альбом, показывающий былую Москву, несравненный образец мирового градостроительного искусства, и отражающий невосполнимые утраты, нанесенные столице, которой грозило превращение в безликий населенный пункт. Этот фундаментальный труд стал веским аргументом в руках Глазунова, неустанно бомбардировавшего высшие органы власти. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи самых выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего он был "зарублен", имена его авторов сняты с представления на Ленинскую премию, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.Илья Сергеевич продолжает принимать деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди его работ последних лет — непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. Великие творцы, независимо от своей творческой профессии, всегда ощущали непреодолимую тягу к исповедальному слову. Суть этого влечения прекрасно определил Иван Ильин: "Они призваны не только творить, но и преподавать; не только созидать творения, но и подслушать свое творчество и рассказать о нем другим творящим людям… Мало самому гореть — надо других научить горению".Не мог миновать этой стези и Илья Глазунов. В 1965-1966 годах в нескольких номерах журнала "Молодая гвардия" была напечатана его книга "Дорога к тебе" — лирическая исповедь о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. В те годы, когда само понятие "русское национальное сознание" было изъято из лексикона, эта книга воспринималась как гимн историческому бытию России, ее национальному величию.Мысли и предчувствия, описанные в книге, Илья Глазунов упорно развивал затем и в творчестве, и в своих устных и печатных выступлениях. В начале 1960-х годов И.С. Глазунов создал патриотический клуб "Родина", к деятельности которого были привлечены многие авторитетные люди страны. Клуб стал одним из первых питомников национального самосознания. Увы, через некоторое время он был ликвидирован. Организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную и стабильную возможность вести борьбу за национальные святыни, — тоже во многом заслуга Глазунова.

Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в столице России в 1987 году создано уникальное учреждение — Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведется обучение по специальностям: "живопись", "скульптура", "реставрация и технология живописи", "архитектура", "история и теория изобразительного искусства". "Считаю, что миссия педагога-художника — воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем, Ренессанса, лучших русских мастеров".Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты — от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации. По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван "самым выдающимся художником ХХ века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца — орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом.И.С. Глазунов — Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997)."Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир… Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными… Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров" — так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове писатель Владимир Солоухин.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Живет и работает в Москве.

Некоторые работы большого мастера и патриота России:

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Автопортрет с семьей. 1986. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Великий Инквизитор. Левая часть триптиха. 1985. Триптих Легенда о Великом Инквизиторе.Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Великий эксперимент. 1990. Холст, масло. 250 х 500.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Венецианское адажио. 1994. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Венеция. 1987. Собственность автора.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Вечная Россия (Сто веков). 1988. Холст, масло. 300 х 600.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. 1980. Холст, масло. 250 х 500.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Центральная часть триптиха.1986. Холст, масло. 95 х 140.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Возвращение блудного сына. 1977. Министерство культуры. Москва, Россия.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Воскрешение Лазаря. 1987. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Гимн героям. 1984. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Два князя. 1994. Xолст, масло. 100 х 200. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Достоевский. Белая ночь. 1982. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. За ваше здоровье. 1977. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Изгнание торговцев из храма. 2011. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Кижи. 2008. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Мистерия XX века. 1999. Холст, масло. 300 х 800.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Моя жизнь. 1994. Холст, масло. 250 х 500.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Нина. Портрет жены художника. 1955. Собственность автора.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Поцелуй Иуды. 1985. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Поэт А.А. Блок и Незнакомка. 2009. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Проводы войска. 1979. Холст, масло. Тульский областной художественный музей, Тула, Россия. Из цикла Поле Куликово

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Рынок нашей демократии. 1999. Холст, масло. 300 х 600.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Голгофа. Центральная часть триптиха. 1983. Холст, масло. 123 х 200.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Остров Рюген. Жрец. Левая часть триптиха. 1986.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Умила Новгородская, мать Рюрика. Правая часть триптиха. 1986.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Нина в шубке. 1954. Бумага, соус, уголь.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Князь Мышкин. 1956. Бумага, соус, пастель. Иллюстрация к роману Федора Достоевского Идиот

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Русский Икар. 1964. Холст, масло.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья Глазунов. Царевич Димитрий. 1967. Фанера, масло, инкрустация. Собственность автора.

Художник Глазунов Илья Сергеевич

Илья ГлазуновБитва. Временный перевес татар. 1979

txapela.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта