Лебедев Владимир Васильевич. Картины владимира лебедева
Profile Name: sergej_manit Entry Tags 1000 псто :), 1917, hopper, livejournal, livre d'artiste, nemgosisdat, pin-up, А, Абрамцево, Аверин, Аврора, Австралия, Австрия, Азбука, Аземша, Айвазовский, Алексеев, Алелекова, Алиса, Алиса в стране чудес, Алтай, Алфеевский, Алые паруса, Алянский, Америка, Англия, Андерсен, Андреев, Андриевич, Анисфельд, Антарктида, Антоненков, Аралова, Аржекаев, Артюшенко, Архипов, Арцеулов, Астафьев, Астрель, Афанасьев, Афанасьева Е., Африка, Б, БУМ, Бабиков, Бажов, Байкал, Бакст, Барбье, Барвинок, Барто, Басманова, Басов, Баумволь, Бах, Беломлинский, Бем, Бенвенути, Бенуа, Бергамаско, Берестов, Бернар, Библиотека приключений, Библия, Билибин, Битный, Блок, Блюм, Богаевская, Богдеско, Боим, Бордзиловский, Брак, Брей, Брейгель, Брехт, Бриллиант, Бродский, Брок, Брукс, Бруни, Брюханов, Бубнов, Будный, Булатов, Булгаков, Булла, Бунин, Бурдель, Бушен, Быков, Быльев, Бычков, Бёклин, ВК, Васенко, Василенко, Васильковский, Васин, Васнецов, Васнецов В., Ватагин, Ваулин, Венеция, Венкова, Вергилий, Верейский, Верещагин, Веркин, Вертинский, Веселов, Веселье, Византия, Винокур, Вита Нова, Владимиров, Владимирский, Вламинк, Власов, Власова, Волков, Волкова, Воллар, Вологда, Волошин, Волянская-Уханова, Воробьёв, Врубель, Выборг, Высоцкий, Вятка, ГМИИ, ГРМ, ГТГ, Галей, Галич, Галле, Гальба, Гальдяев, Ганф, Гауди, Гейслер, Герасимова, Герман, Германия, Гершкович, Гнедич, Гоголь, Голландия, Головинская, Гольц, Гончарова, Горбатов, Гориславцев, Горлов, Горький, Горяев, Горячева, Греция, Григорьев, Григорьевы, Гудзенко, Гумилев, Гуревич, Гурченко, Гусев, Гюго, ДДТ, ДЕТГИЗ, Давыдова А, Дали, Данько, Дейнека, Декамерон, Демидов, Демурова, Дени, День Победы, Депардье, Дерен, Детмольд, Детский мир, Дехтерев, Диво Остров, Диккенс, Динотопия, Диньимо, Диодоров, Дмитрюк, Добужинский, Доре, Достоевский, Дошо, Драгунский, Дрезден, Дубинский, Дувидов, Дулево, Дюлак, Дюфи, Евган, Евдокименко, Езучевский, Елагин, Елинсон, Елисеев, Емельянов, Епишин, Ермолаев, Ерёмина, Ефимов, Ефремов, ЖЖ, Жозефина, Жуков, Журнал, Забила, Загадка, Зайчик, Закржевская, Заходер, Зверев, Златоуст, Зусман, ИДМ, Иванов, Ильинский, Инбер, Индия, Испания, Италия, Иткин, Кабаков, Кабинет книги художника, Кавказ, Кайботт, Калаушин, Калевала, Календарь, Калинина, Калиновский, Калинычева, Калмаков, Кандинский, Каневский, Капустина, Караффа-Корбут, Карлов, Касаткин, Катаев, Квитко, Кедрин, Кемпион, Кеш, Кибрик, Киев, Ким, Кино, Киселев, Киселева, Китаев, Клаве, Климт, Клодель, Клузо, Клушанцев, Кнебель, Книга знаний, Книжка-игрушка, Ковенчук, Ковчег, Кокорин, Колобок, Колокол, Коломенское, Кольцова, Комильфо, Компас Гид, КомпасГид, Конашевич, Кононов, Конёк-горбунок, Копейко, Копылков, Корж-Радько, Коровин, Костер, Костров, Котовский, Кочергин, Кранах, Красаускас, Крейн, Крейцер, Криммер, Крокодил, Кронштадт, Круглый год, Крылов, Кубашта, Кудашева, Кузнецов, Кузьмин, Культура, Купка, Куприянов, Курдов, Курёхин, Кусково, Кустодиев, ЛФЗ, Лабас, Лаврова, Лаврухин, Лагерлёф, Ладонщиков, Лазаревская, Ланской, Лаптев, Лебедев, Левитан, Левицкий, Лейхтенбергская, Лемкуль, Ленинград, Лермонтов, Лесков, Лизочек, Литвиненко, Лифшиц, Ломаев, Лондон, Лоренс, Лосин, Луганский, Лурье, Любарский, Маврина, Магомаев, Мазрухо, Мазурин, Майоль, Майорова, Макаревич, Малевич, Малютин, Манизер, Марайя, Маримба, Маркарян, Марсо, Маршак, Массон, Мастрояни, Матисс, Матюх, Маугли, Маяковский, Медведев, Межелайтис, Мейсен, Мелик-Пашаев, Мешков, Мигунов, Мир искусства, Митрофанов, Митрохин, Митурич, Михалков, Михаэлис, Моне, Монин, Моро, Москва, Москвоведение, Мочалов, Мошковская, Мук, Мунц, Мурзилка, Муха, Набоков, Наполеон, Нарбут, Неаполь, Незнайка, Некрасов, Немгосиздат, Нестеров, Нивинский, Нигма, Николаев, Николаенко, Никольский, Нобель, Новая школа, Новгород, Новожилов, Новый год, Норнштейн, Носкович, Носов, О, О Коннелль, Облака, Озон, Окуджава, Олег Попов, Олимпиада, Орлова, Островой, Остроумова, Открытки, Оцуп, П, Павлишин, Павловск, Пажу, Пан пресс, Панов, Париж, Пахомов, Первая мировая, Перцов, Петербург, Петергоф, Петров, Петров-Водкин, Петрова, Петроградская сторона, Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Пиаф, Пикар, Пикассо, Пилецкая, Пименов, Пиранези, Питер, Пластов, Погани, Погодин, Пожарский, Покровский, Поленова, Полетика, Полунин, Попов, Порет, Порхов, Почтовая карточка, Прагер, Приозерск, Прокудин-Горский, Проспект, Прутков, Псков, Пух, Пушкин, Р, РГДБ, РОСМЭН, Радаков, Радиге, Радлов, Рафаэль, Рачёв, Рейпольский, Рекхем, Рембрандт, Ренуар, Репин, Репкин, Рерих, Речь, Рига, Рид, Рим, Рипол, Робинзон, Родари, Роден, Родченко, Рожанковский, Роквел, Роскин, Россия, Россия жжет, Ротов, Рубинштейн, Рублев, Рудаков, Румянцев, Руо, Рыбченкова, Рябушкин, С. Петербург, СССР, Савченко, Салиенко, Салтыков, Самокат, Самокиш, Самохвалов, Сандлер, Сапгир, Сахарнов, Сверстники, Свирин, Свое издательство, Семенов, Семёнова, Серебрякова, Серов, Сибирь, Синани, Сингапур, Слепков, Слуцкая, Смеляков, Смирнов, Смольников, Сморгон, Снежная королева, Солнечный луч, Сомов, Сотников, Союз художников, Старасте, Старое фото, Стацинский, Стивенсон, Стругацкие, Стыка, Суворов, Суриков, Сутеев, Талашкино, Тамби, Тарасенко, Таубер, Твардовский, Тиссо, Токмаков, Толкин, Толстой, Траугот, Тризна, Троице-Сергиева лавра, Трофимов, Трухина жжет, Туве Янссон, Турция, Тырса, Уайет, Узбяков, Украина, Уорхол, Успенская, Устинов, Фаберже, Фаворский, Фарджон, Фейерабенд, Фейнберг, Фелиш, Филипповский, Фини, Фитингоф, Флинт, Форд, Фордевинд, Фраерман, Франция, Фролов, Хайкин, Хармс, Хоббит, Хогард, Ходлер, Холин, Холмс, Храпковский, Художники детской книги СССР, Царицыно, Царское Село, Цветы, Цейтлин, Центомирский, Цигаль, Цирк, Чарли Харпер, Чарушин, Челищев, Челушкин, Черемных., Чехов, Чехонин, Чешка, Чижиков, Чиполлино, Чуковский, Чухлома, Шагал, Шаляпин, Шварц, Швеция, Шевченко, Шекли, Шекспир, Шепард, Шехтель, Шиле, Шишкин, Шишмарева, Шорр, Штейнберг, Штиглиц, Шубов, Эвенбах, Эйснер, Эксмо, Экстер, Энас книга, Эппле, Эрмитаж, Эрни, Эроль, Эрте, Эстляндская губерния, Эстония, Этерна, Юлий Ким, Юркин, Я, Якобсон, Яковлев, Япония, Яхнин, а просто, авангард, автограф, азбука, азулежу, академия наук, академия художеств, акварель, актер, алиса, алхимия, альбом, анималист, анимация, антиквариат, антики, арт-бизнес, арт-деко, арт-проект, археология, архитектура, аукцион, афиша, балет, баловство, беда, библиография, библиотека, биографии, битва, блокада, верстка, веселье, вид сверху, витраж, вкусняшки, во дают, военное, возрождение, война, враги напали ночью, всякое, высота, выставка, гауди, география, геология, гифка, город, готика, гравюра, графика, грустное, дагеротип, дарственная, дачное, дети, диафильм, для осмысления, довоенное, док. кино, домашнее, древнее, древние книги, друзья, дурь, душевное, еда, живность, живопись, журнал, жуть, завод, загадка, замок, запад, записи в книгах, зверики, зима, злобное, зоопарк, и понимать нечего, игра, игрушка, игрушки, издательство, иллюстратор, импрессионизм, индейцы, интерьер, инфа, искусство книги, историческая серия, история, история искусства, история кино, история книги, италия, их нравы, как делать, карнавал, картинки, карты, керамика, кино, |
sergej-manit.livejournal.com
Женские образы Владимира Лебедева - С первого взгляда...
Началось все довольно давно с портрета жены Владимира Лебедева из Русского музея, пожалуй, моего любимого женского портрета.Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967)Портрет Н.С.Надеждиной, 1927 годХолст, масло, 65 х 50 смПост. в 1928 от автора, ЛенинградРусский музей, Санкт-Петербург
Надежда Сергеевна Надеждина, в те годы жена художника, была личностью выдающейся. Титулованная балерина, балетмейстер, организатор и руководитель хореографического ансамбля "Березка", училась у Н.Г.Легата и А.Я.Вагановой. Про Надежду Сергеевну нужно писать особо, поэтому вернемся к ее портрету, написанному в мягких полутонах слегка скошенными уверенными мазками, изменяющимися при проработке фигуры и лица. Мне удалось при сканировании достаточно точно передать переливы цвета, где доминирующими являются оттенки голубого и розового. Этот эмоциональный портрет так сильно отличатся от всего написанного художниками в конце 20-х годов.А ведь Владимир Лебедев с горечью сказал про себя в конце жизни - "нет я не живописец"? Его работы говорят совсем другое.Может быть его кистью при создании загадочного образа Надеждиной двигала большое чувство, но об этом мы вряд ли узнаем, так как Владимир Васильевич был человеком очень скрытным и ни в каких биографиях не опубликована полная информация о женщинах, его вдохновлявших. По всей видимости Н.С. Надеждина была второй женой художника.
Начнем по порядку, первой женой В.В.Лебедева была Сарра Дмитриевна Дармолатова, впоследствии советский скульптор С.Д.Лебедева, человек чрезвычайно талантливый, умный и благородный. Их отношения начались в 1915 году, однако мне не удалось найти ранних портретов Сарры Лебедевой, нет их и в каталогах работ. Владимир Васильевич расстался с Саррой где-то в начале 30-х годов, мотивируя это тем, что двум талантливым людям сложно жить вместе. Однако это не помешало им на всю оставшуюся жизнь сохранить удивительно душевные и теплые отношения. До последних дней жизни Сарра Дмитриевна беспокоилась о здоровье художника и навещала его.
Лебедев Владимир ВасильевичПортрет С.Д. Лебедевой, 1936Холст, масло, 35 х 26 смРусский музей, Санкт-Петербург
Этот лучший лирический портрет написан в 1936 году и находился у Лебедева до конца жизни. Но как он отличается от незнакомки в синей шляпке.
Вот такой она была в жизни скульптор С.Д.Лебедева. А так о ней вспоминают художники - «Помню Сарру светловолосую, голубоглазую, пластически крепко сколоченную, как говорят скульпторы, обтекаемую, — вспоминал известный художник А. Г. Тышлер. — Она сама походила на скульптуру из бледно-розового мрамора. Несуетливая, медлительная, она так двигалась в пространстве, словно невидимые существа переносили ее осторожно с места на место, чтобы не уронить. В моем представлении Сарра настолько слилась со своими работами, а работы ее так проникли в ее сущность, что только в таком сочетании я вижу ее».
А вот портрет с аукциона Sotheby's, который подтолкнул меня к раскопкам. Лебедев Владимир ВасильевичПортрет жены артиста, 1943Холст, масло, 55 х 47 смаукцион Sotheby's 2002 (портрет фигуративного скульптора С.Д.Лебедевой, решили эксперты Sotheby's?) Сложно предположить, что Сарра Лебедева была такой, даже если Владимир Васильевич писал ее по памяти, такой, какой она была в молодости.
В 40-е годы у Владимира Васильевича была жена Ирина ( известно из писем С.Я.Маршака), однако ее портрета мне найти не удалось. В недоступных запасниках Русского музея имеется портрет Ирины Николаевны Кичановой 1941 года. Но это только догадки...Ирина Кичанова (1918-1989). Портрет работы Владимира Лебедева.(из интернета)
И закончить мне бы хотелось изображением последней жены В.Лебедева Ады Сергеевны Лазо.
Вот такие замечательные женщины любили Владимира Васильевича Лебедева и остались запечатленными на его работах. Наверное это большое счастье, когда тебя пишут с любовью.
P.S. Сегодня мне удалось достать монографию о В.Лебедеве, написанную В.Петровым, которая писалась еще при жизни художника и где приведено много его интересных высказываний. Так что в следующий раз поговорим о самом Владимире Лебедеве и посмотрим его автопортреты.
renew23.livejournal.com
Лебедев Владимир Васильевич - Каталог картин. Цены.
Владимир Васильевич Лебедев — (14 (26) мая 1891 — 21 ноября 1967), русский советский художник, живописец и график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации; наибольшую известность получили его произведения в жанре детской книжной графики. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.
Автор множества станковых графических работ, ставших классикой искусства графики. Также иллюстрировал стихи Самуила Маршака «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».
Лебедев Владимир Васильевич (14 (26) мая 1891, С.-Петербург - 21 ноября 1967, Ленинград). Русский художник, самобытный представитель русского авангарда, мастер дизайна детской книги. Родился в семье предпринимателя. В 14 лет он уже продавал в магазине созданные им вручную открытки. Посещал в 1910-1914 мастерскую Ф.А.Рубо, где учился рисовать животных, а также Школу рисования, живописи и скульптуры М.Д.Бернштейна и Л.В.Шервуда, где освоил натурные зарисовки человеческого тела и познакомился со своей будущей женой, художницей С.Д.Дормилатовой (Лебедевой). В 1912-1914 учился в петербургской Академии художеств. Рисовал для журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (1911-1917). Был одним из организаторов агитационных «Окон РОСТА» в Ленинграде (1920-1921). Примыкал к авангардистскому «Объединению новых течений в искусстве» (1922-1923) под председательством В.Е.Татлина; испытал большое влияние последнего. Позднее был членом общества «Четыре искусства». В свой авангардный период создавал элегантные контррельефы, исследующие фактурно-пластические возможности разных материалов, а также натюрморты в духе иронического дадаизма или более строгого декоративно-синтетического кубизма (Натюрморт с ботинком, 1920, Русский музей; серия Кубизм, 1922). Вернулся к фигуративному искусству и тонкой светотеневой моделировке форм в графическом цикле Прачки (карандаш, тушь, гуашь; 1920-1925). В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством. В конце 1920-х Лебедев вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд женских портретов: Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937).Близки по своей поэтике прозе М.М.Зощенко его гротескные, исполненные в той же технике серии Панель революции (1922) и Нэп (1925-1927). Лебедев нашел удачную возможность для развития своего дара художника-экспериментатора в русле оформления детской книги, - его книжки-картинки 1920-х годов (с текстами С.Я.Маршака - Сказка о глупом мышонке, Цирк, обе - 1925; Багаж, 1926; Усатый-полосатый, 1930; и др.), веселые, ритмически-орнаментальные, остроумно соединившие «мирискусническую» и футуристическую традиции, принадлежат к шедеврам этого вида искусства. В 1924-33 гг Лебедев возглавлял. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др. В последующие десятилетия по-прежнему успешно работал как «книжник» и станковист, примыкая, как и многие былые авангардисты, к умеренно-оппозиционному, как бы полуофициальному «тихому искусству». В 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта).
Для его творчества «эпохи соцреализма» особенно характерны женские портреты и типажи, полные чуть ироничного (Девушка в футболке с букетом, 1933, Русский музей) или задушевно-лирического эротизма (серия литографий Обнаженная натура, 1949).
Лебедев Владимир Васильевич
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Лебедев Владимир Васильевич 1891-1967 - Музей рисунка
15 comments — :
Вика, спасибо!но есть несколько повторений: 2, 14. их можно убрать.
Дима, у меня есть рисунок К.Коровина))С возвращением!
ну так давайте же его сюда скорее )
УЖЕ!)
Всегда пожалуйста!Дим, по поводу повторений - смотрела специально.Оставила только потому, что здесь контрастнее и фокус получше)
вторая была у меня отдельным постом, давно уже.
ну давай тогда я оставлю ее, раз давно.Я ее почему-то вообще не нашла. Она без тега была что ли?
с тэгом, но на второй странице, лебедева тут много
Ах вот оно что! сейчас уберу ее.Слушай, странно, поскольку места еще много внизу, то не замечаешь, что есть еще страницы.
прекрасный
замечательные
Отличная подборка, спасибо вам!
Всегда пожалуйста)
ух, как здорово!вот они так близко!уходя с выставки жалела, что не могу взглянуть ещё раз,на многие хотелось наглядеться...Благодарю за фото:))
У Вас есть какая-нибудь информация о фотографиях. сделанных Лебедевым в 1910-х и 1920-х гг? Мне предложили купить, но я ненашел сравнительного материала.Я бы мог Вам прислать, если интересует, и узнать Ваше мнение[email protected]
all-drawings.livejournal.com
Любимый художник (Владимир Васильевич Лебедев, 1891–1967 гг.)
Ю. Мезерницкий, Б. Семенов
Многие тысячи советских детей, ставшие в наши дни вполне взрослыми дядями и тётями, с радостью вспоминают, как появлялись в их детской жизни чудесные, незабываемые потом уж на всю жизнь книжки: "Цирк", "Багаж", "Пудель", "Человек рассеянный". Каждая книжка магически притягивала необыкновенностью и красотой, хотелось скорей взять в руки эти удивительные чудо-рисунки. А чудо здесь было самое расчудесное! Перед глазами маленького читателя книжка открывала дверь в настоящее, подлинное, большое искусство. На страницах этих книг возникал мир, окружающий ребенка: дети, взрослые, животные и птицы, верстак и рубанок, самолёт и автомобиль и многое другое. Велика была познавательная ценность рисунков, которые при величайшей точности изображаемого смотрелись как яркая увлекательная иллюстрация. В этих книгах гармонически сочеталась умная и звонкая поэзия С. Маршака с блестящим мастерством великолепного художника Владимира Васильевича Лебедева. Поэтому на обложках книг стояли рядом два имени равноправных авторов: С. Маршак – В. Лебедев. Владимира Васильевича по праву называют создателем отечественной детской книги. Он был первым, кто после 1917 года отдал своё прекрасное творчество детям. Снова и снова хочется разглядывать артистически выполненные им иллюстрации, рисунки, обложки книг. Хочется научить смотреть и понимать его искусство всех! В двадцатых годах, работая художником-консультантом в Детгизе, В. Лебедев объединил вокруг себя и воспитал большую группу талантливой молодежи. Многие из них стали народными и заслуженными художниками и каждый считал себя учеником В. Лебедева. В подвижническом своём труде художника В. В. Лебедев был образцом неукоснительной дисциплины. В любой день, – цветущей ли весною, в ранние ли зимние сумерки, – ровно в 7 часов утра его можно было застать за мольбертом или работающим за широким столом над рисунками для очередной книжки. Он и сам говорил с удовольствием, что трудится, как рабочий на заводе. Этого же он требовал от своих учеников. В. В. Лебедевым были созданы известные всему миру сатирические Окна Роста. Политическая сила этих плакатов была столь велика, что правительство Великобритании в 1920 году не разрешило въезд в Англию "опасному сатирику" В. Лебедеву и тем самым, конечно, дало высокую оценку работам советского художника...
"Матрос и красноармеец" – этот плакат В. В. Лебедева был выставлен в Ленинграде, в Окнах РОСТА (Российское Телеграфное Агентство), в 1919 году.
Бывало, вместе с художником работал в холодной, нетопленной мастерской и Владимир Маяковский. Часто он писал стихи под только что выполненные Лебедевым плакаты. Оба они, поэт и художник, под стать друг другу – рослые, широкоплечие. Кстати, спортивная форма Владимира Васильевича – результат постоянных тренировок: гимнастики, бега, боевых встреч на боксерском ринге – увлечения классической борьбой. Даже в семидесятилетнем возрасте В. Лебедев не расставался с гимнастическими упражнениями и гантелями. Может быть, поэтому в замечательной живописи и рисунках В. Лебедева много изображений борцов, физкультурниц, спортсменов, моряков, крепких, здоровых и красивых людей. Владимир Васильевич Лебедев – любимый художник советской детворы.
journal-shkolniku.ru
Художник Владимир Лебедев - mihasem
"М.П. Рит в голубом" 1935
Марчелло - Adagio
Наиболее сильно и плодотворно искания Лебедева сказались на его книжной графике. Живописные эксперименты помогли ему, начиная с рисунков к "Слоненку" Р. Киплинга (1921), открыть новую эру в иллюстрировании детских книг. Найденное было развито в книжках С. Я. Маршака, постоянного соавтора Лебедева, - "Вчера и сегодня", "Мороженое", "О глупом мышонке", "Цирк" (все 1925), "Багаж" (1926), "Как рубанок сделал рубанок" (1927) и др.Лебедев возглавлял в 1924-33 годах художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др.
Напряженная издательская деятельность нисколько не мешала его творчеству. В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством.
В конце 1920-х гг. он вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд отличных женских портретов - Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937), в которых, двигаясь от холодной рационалистичности своих прежних работ к чувственному началу, своеобразно возрождал многие приемы импрессионистической живописи.
Сходные изменения наметились в начале 1930-х гг. и в его книжной графике, которая постепенно начала приобретать черты импровизационной легкости и непосредственности. Книжки "Зима - лето - попугай" О. Ф. Берггольц, "Мистер Твистер", "Усатый-полосатый" и "Сказки, песни, загадки" С. Я. Маршака обозначили собою наступление нового этапа в творчестве художника.
Но уже в 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта).Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда. Эти события произвели разрушительное действие на растерявшегося художника.
В годы войны Лебедев жил в Москве, где сотрудничал в плакатной мастерской "Окон ТАСС", иллюстрировал книги. Книжной графикой он продолжал заниматься и вернувшись в Ленинград (1950).Многие из его послевоенных книг получали высокую оценку - "Откуда стол пришел?" (1946) и "Разноцветная книга" (1947) С. Я. Маршака, "Три медведя" Л. Н. Толстого (1948) и др. Они действительно свидетельствовали о его мастерстве, но в них все возрастали натуралистичность и слащавость. То же самое происходило и с новыми вариантами его прежних иллюстраций, и даже с живописью. Смягчение идеологической обстановки в 1950-60-х гг., позволившее художникам немного воспрянуть, ничего не принесло Лебедеву, и последние годы жизни стали затянувшейся творческой агонией этого блистательного мастера и сильного человека.
"Портрет Н.С.Надеждиной" 1927
"Портрет Т.Макаровой" 1943
"Художник Татьяна Шишмарёва" 1934
«Женщина с гитарой» 1930
"Городской мотив" 1918
"Катька" 1918
"Женский портрет" 1934
"Девушка с кувшином" 1928
«Девушка с букетом» 1933
"Женский портрет"
"Девушка с гитарой"
"Обнаженная намыливающая ногу"
"Обнаженная в ванной со спины"
"Обнаженная со шнурками"
"Девочка с собачкой" 1930-e
"Женщина с мандолиной" 1927
"Натюрморт с бутылкой" 1930
"Натюрморт с гитарой" 1930, Тульский музей
"Натюрморт (корзина с фруктами)" 1931
"Натюрморт"
"Девушка с букетом" 1933
"Рабфаковка с портфелем" 1937, Омский музей
"Девушка с букетом" 1933
"Женский портрет" 1941
"Гладильщица" 1925
"Женский портрет" 1937
"Спортсмен" 1940-e
"Краснофлотец" 1937
"Портрет К.Георгиевской" 1937
"Портрет художницы Нины Лекаренко" 1934
"Портрет жены артиста" 1943
"Портрет Татьяны Ельциной" 1936
"Обнажённая женщина" 1936
«Обнаженная со скрещенными перед грудью руками» 1937
"Полевые цветы" 1946
"Натюрморт с палитрой"
"Портрет С.Д. Лебедевой" 1936
"Танец «Сыпь, Семёновна, подсыпай, Семёновна!»
"Танцовщица" 1916
"Балерина"
Натурщик" 1915
"Ирина Кичанова" (1918-1989) 1940
"Примерка" 1927
"— Скажите, вы едете на курорт по предписанию врача...?- Нет, по протекции."" Бегемот" 1925
"Семейный портрет", "Смехач" 1926
" У автомобиля" 1917
"Нэпманы"
"Ты то, что надо" 1923
"Турецкие борцы" 30-е
"Стоящая обнаженная" Конец 1920-х
"Разочарования и неудачи, без которых не обходится жизнь всякого активно работающего художника, всегда обращали Лебедева к тому вечному источнику вдохновений, каким неизменно оставалась для него живая натура. Здесь он черпал новую уверенность в своих силах. После «Девушек с букетами», не показанных никому, кроме близких друзей, после «Турецких борцов», отрицательно воспринятых критикой, наконец, после книжных работ, подвергшихся осуждению в газетах, художник сосредоточил все свое творческое внимание на портретной живописи; она стала главным содержанием его деятельности в последние предвоенные годы.С 1934 года начала расти серия лебедевских женских портретов. Они составляют именно серию, во многом подобную ранним графическим циклам, вроде «Акробатки» и «Танцовщицы». Каждый портрет представляет собой как бы звено в цепи экспериментов, направленных на творческое осмысливание и эмоциональное истолкование образа современной женщины. Примеры, вырванные из цепи, не могут дать представления о живописи Лебедева. Любая отдельная работа — это добросовестный реалистический этюд, в котором нет иной задачи, кроме правдивого воссоздания натуры. Общий замысел — но не априорный, не сочиненный заранее, а естественно вырастающий из осмысления жизненного материала, изученного и обработанного художником, — раскрывается лишь тогда, когда воспринимаешь всю серию в целом, во всем разнообразии ее идейно-образных и формальных аспектов.Анализ лебедевских портретов удобнее начать с определения их формальных, точнее, живописных особенностей, так как именно здесь наиболее четко выступают объединяющие признаки серийности.Композиционная структура — лучше сказать, архитектоника портретной живописи Лебедева отличается постоянством и устойчивостью приемов, издавна облюбованных и тщательно выверенных художником. Основы метода были заложены еще в 1927 году, в описанном выше портрете Н.С. Надеждиной. Подобно последнему, почти все позднейшие портреты изображают полуфигуру на отвлеченном цветопространственном фоне или — реже — в интерьере. Изображение дается фронтально, изредка — в легком повороте. Можно насчитать не более трех-четырех вариаций для положения рук. Везде отчетливо намечена центрическая композиционная ось, к которой стягиваются все изобразительные формы; нетрудно заметить в них тяготение к симметрии. Однако здесь нет и намека на какую-либо нарочитую схему; чтобы дать почувствовать симметрию, художник сознательно ее чуть-чуть нарушает. Такая устойчивость принципов композиционной структуры, быть может, таила бы опасность самоповторения и даже некоторой монотонности для художника менее глубоко и менее тесно связанного с натурой, чем Лебедев. Но однообразие композиционных решений компенсируется разнообразием и тонкостью живописно-декоративной разработки поверхности холста.Мысль об органической цельности и гармонии живописной поверхности портрета была едва ли не главной для Лебедева. Обычно художник строил три тесно сближенных пространственных плана: лицо модели несколько выдвинуто вперед, контуры плеч и торса образуют второй план, слегка выступающий на цветном фоне, укрепляющем плоскость и лишенном мотивов иллюзорной глубины. Плоскостный характер композиции подчеркнут живописной трактовкой формы, которая передана не объемом, а пятном, иногда превращенным в полурельеф, как бы растекающийся в неуловимых очертаниях. Живопись Лебедева почти не знает светотени; уплощенный рельеф создается при помощи оттенков и тональных градаций цвета. Ранние работы изучаемой серии, написанные между 1934 и 1936 годами, обнаруживают сильное влияние Мане; оно проявляется не только в характере мазка и способе наложения краски ровным, легким, почти прозрачным слоем, но и в колорите, построенном на модуляциях двух-трех основных тонов; преобладают серые, черные и приглушенные желто-коричневые цвета. Некоторые произведения этого периода тяготеют к монохромности. Это живопись тонко продуманная, очень интеллектуальная, но слишком сознательная и безупречная; в ней больше рассудка, чем темперамента, больше изящества, чем силы. Однако уже с 1937 года лебедевские портреты начинают говорить несколько иным живописным языком. Колористические решения здесь ближе к Ренуару, чем к Мане. Цвет становится более интенсивным и насыщенным, мазок — более пастозным. Контрастные сочетания желтых, красных, синих, зеленых и розовых тонов создают вибрирующую, пронизанную светом, но, вместе с тем, плотную, как бы эмалевую поверхность. Заметно повышается роль контурной линии; форма обретает объемно-пластический характер.Художественная критика 1930-1940-х годов отметила эти «ренуаровские» тенденции портретной живописи Лебедева, но несколько преувеличила их значение. «Некоторые из наших живописцев настолько поддались влиянию французских импрессионистов, что превратились в их прямых подражателей и „идолопоклонников", — говорится в одной из критических статей. — Талантливый художник В. Лебедев затворился в своей мастерской и вот уже много лет не выступает на выставках, не решаясь демонстрировать свои живописные опыты, представляющие подражание Ренуару» (Зотова А. За преодоление пережитков импрессионизма // Искусство. - 1950. - № 1. - С. 77).Между тем, едва ли есть основания говорить не только об «идолопоклонстве», но даже и о подражании, как о чем-то существенно важном в портретной живописи Лебедева. Выше была уже сделана попытка выяснить его отношение к традициям импрессионизма. Влияние великих французских живописцев было, быть может, глубже, нежели воздействие системы кубизма, но и оно не заходило за пределы проблем профессионального мастерства; опыт Мане и Ренуара был для Лебедева лишь опытом школы, а не мировоззрением, и — повторяя уже цитированные слова Лунина — «он использовал этот опыт, чтобы сделаться более совершенным художником». Но весь жизненный материал, обработанный Лебедевым, весь круг его идейно-образных представлений, неразрывно связанных с окружающей современностью, был далек от идей и образов французского искусства. Сказанное можно сформулировать и более категорично: Лебедев не писал «ренуаровских женщин», как это казалось некоторым критикам, и не придавал «ренуаровских черт» своим моделям; он перерабатывал опыт Ренуара (так же, как и Мане), чтобы правдиво и поэтично передать на холсте образы своих современниц.Следует еще подчеркнуть, что Лебедев не делал так называемых «заказных» портретов. Круг людей, которых писал художник, составляли частью профессиональные натурщицы, частью друзья и знакомые Лебедева, преимущественно из художественной или спортивной среды. Выбор модели никогда не был случайным, хотя его и нельзя объяснить теми или иными предвзятыми намерениями социального или психологического порядка. Предвзятость вообще чужда мышлению Лебедева; создавая образ, он исходил неизменно из живого восприятия натуры. В облике своих будущих персонажей он искал только своеобразия и выразительности, а творческая интуиция помогала ему раскрывать типические черты и характерные приметы переживаемой эпохи.В обширной серии портретов, написанных Лебедевым в последние предвоенные годы, нетрудно заметить две раздельные, хотя и одновременные струи, бегущие параллельно и не смешивающиеся друг с другом; в них воплотились две стороны дарования художника — его интимный лиризм и его сатирическая ирония.Известно, как трудно давались Лебедеву положительные образы и насколько подчас невозможно было ему совладать со своим темпераментом сатирика. Можно предположить, что обращение к портретной живописи было в значительной степени вызвано стремлением найти в окружающей действительности прочную опору жизнеутверждающему чувству и социальному оптимизму художника. Он хотел показать, что его современницы достойны восхищения и восторженного любования.В самом деле, легко указать ряд портретов, в которые Лебедев вложил всю силу своего лирического чувства. Вместе с тем, он оставался далек от идеализации натуры, в его моделях нет ничего нарочито эффектного.Он писал большею частью девушек и женщин, милых своей молодостью и свежестью. Мир душевных переживаний героинь художника обычно несложен, чужд надрыва и какой-либо патетики, далек от драматических конфликтов и не дает повода для глубоких психологических обобщений. Лебедев, впрочем, и не претендовал на психологические глубины. Он желал лишь передать поэтическое очарование своей модели, ее пленительную женственность и трогательную девическую грацию.Было бы, однако, неверным считать лебедевские портреты внепсихологичными. В каждом из них есть тонкая характеристика модели, хотя типическое в облике изображенной женщины почти всегда подчеркнуто сильнее, нежели индивидуальное. Лишь в сравнительно немногих работах, где портретированы люди с творческим дарованием и сильной индивидуальностью, характеристика становится более глубокой, разносторонней и сложной. В изощренном искусстве Лебедева нашлись выразительные средства, чтобы передать энергию и творческое горение скульптора С.Д. Лебедевой, утонченность и одухотворенность художницы Т.В. Шишмаревой.
(из книги: Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1972. - С. 202-213.)
"Портрет женщины" поздняя работа
"Портрет А.С.Лазо" 1954
"Портрет девушки" 1956, графитный карандаш
"Разноцветная книга"
"Игрушки и зверушки"
"Игрушки и зверушки"
"Гитара с фарфоровой кошкой и вазой с фруктами" 1930
"Портрет А.А.Салтыковой" 1950-e
Обложка книги С.Я.Маршака «Усатый-полосатый»
В.В.Лебедев на своей персональной выставке. Фотография 1928
Источник текста: http://lebedev-1920.livejournal.com/21295.html
mihasem.livejournal.com
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ
Художник Владимир Николаевич Лебедев родился в 1925 году в деревне Загорново Московской области. Член Коммунистической Партии Советского Союза с 1944 года. В 1950 году окончил Московскую городскую художественную студию для инвалидов Отечественной войны Управления по делам искусств Мосгорисполкома. Учился у К. Юона, И. Гурвича, И. Рубанова, Г. Цейтлина, Я. ТитоваВ годы Великой Отечественной войны (с 1943 года) был командиром пулеметного расчета. Старший сержант. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Дружбы народов, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За трудовое отличие», «За доблестный труд, « В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другими орденами и медалями. С 1963 года участвует в художественных выставках. В 1965 году принят в члены Союза художников СССР. Результатом творческих поездок в Узбекистан, Казахстан, Сибирь, в Центральные области РСФСР явились тематические картины: «Ради жизни земле» (1960 год), «Подвиг Героя Советского Союза Тулегена Тахтарова» (1972 год), «Подвиг Героя Советского Союза А. В. Лопатина» (1973 год), «Юные следопыты» (1972—1975 годы), «Подвиг Героев Советского Союза Вилкова и Ильичева» (1971—1979 годы), «Освобождение Гжатска. Март 1943 года» (1981—1983 годы).В 1960 и в 1978 годах состоялись персональные выставки художника Владимира Николаевича Лебедева в Москве, а также в городе Обнинске Московской области.Имеет дипломы Союза Художников РСФСР и Московской Организации Союза Художников РСФСР.Основные произведения: тематические картины «Юные следопыты» (1972—1975 годы), «Именем народа. Подвиг Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова» (1977 год), «Подвиг Героя Советского Союза А. И. Лебедева» (1982 год), «Подвиг Р. Утигенова» (1984 год). Картины художника Владимира Николаевича Лебедева находятся в Обнинском краеведческом музее, Тюменской областной картинной галерее, музее-квартире Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова (г. Ровно) и других музеях страны. А также в частных художественных коллекциях как в России, так и за рубежом. Свое творчество художник целиком посвятил, военно-патриотической теме. Помимо жанровой живописи писал также портреты, пейзажи и натюрморты.
sovjiv.ru