Живопись серебряного века — Основные направления. Серебряный век картины
Художники «серебряного века»
На рубеже XIX-XX веков в русской живописи происходили значительные перемены. Отходили на второй план жанровые сцены. Пейзаж терял фотографичность и линейную перспективу, становился более демократичным, основываясь на сочетании и игре цветовых пятен. В портретах нередко сочетались орнаментальная условность фона и скульптурная чёткость лица.
Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением «Мир искусства». В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и студентов, любителей искусства. Они собрались на квартире одного из участников – Александра Бенуа. Обаятельный, умевший создать вокруг себя творческую атмосферу, он с самого начала стал душою кружка. Постоянными его членами были Константин Сомов и Лев Бакст. Позднее к ним присоединились Евгений Лансере, племянник Бенуа, и Сергей Дягилев, приехавший из провинции.
Заседания кружка носили немного шутовской характер. Но доклады, с которыми выступали его члены, готовились тщательно и серьёзно. Друзей увлекала мысль об объединении всех видов искусства и сближении культур разных народов. С тревогой и горечью говорили они о том, что русское искусство мало известно на Западе и отечественные мастера недостаточно знакомы с достижениями современных европейских художников.
Друзья взрослели, уходили в творчество, создавали свои первые серьёзные работы. И не заметили, как во главе кружка оказался Дягилев. Прежний провинциал превратился в высокообразованного молодого человека с утончённым художественным вкусом и деловой хваткой. Сам он не занимался профессионально ни одним видом искусства, но стал главным организатором нового творческого объединения. В характере Дягилева деловитость и трезвый расчёт уживались с некоторой авантюрностью, и его смелые затеи чаще всего приносили удачу.
В 1898 г. Дягилев устроил в Петербурге выставку русских и финских художников. По существу это была первая выставка художников нового направления. Затем последовали другие вернисажи и, наконец, в 1906 г. – выставка в Париже «Два века русской живописи и скульптуры». «Культурный прорыв» России в Западную Европу произошёл благодаря усилиям и энтузиазму Дягилева и его друзей.
В 1898 г. кружок Бенуа-Дягилева стал издавать журнал «Мир искусства». В программной статье Дягилева говорилось, что целью искусства является самовыражение творца. Искусство, писал Дягилев, не должно использоваться для иллюстрации каких-либо социальных доктрин. Если оно подлинное, оно само по себе – правда жизни, художественное обобщение, а иногда и откровение.
Название «Мир искусства» от журнала перешло к творческому объединению художников, костяк которого составляли всё тот же кружок. К объединению примкнули такие мастера, как В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, Н. К. Рерих. Все они мало походили друг на друга, работали в разной творческой манере. И всё же в их творчестве, настроениях и взглядах было много общего.
«Мирискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города, застроенные безликими фабричными зданиями и населёнными одинокими людьми. Их беспокоило, что искусство, призванное вносить в жизнь гармонию и умиротворение, всё более вытеснялось из неё и становилось достоянием небольшого круга «избранных». Они надеялись, что искусство, вернувшись в жизнь, постепенно смягчит, одухотворит и объединит людей.
«Мирискусники» считали, что в доиндустриальные времена люди ближе соприкасались с искусством и природой. Особо привлекательным казался им XVIII в. Но они всё же понимали, что век Вольтера и Екатерины не был столь гармоничен, как он им представляется, а потому единица версальских и царскосельских пейзажей с королями, императрицами, кавалерами и дамами окутывается у них в лёгкую дымку грусти и самоиронии. Каждый такой пейзаж А. Н. Бенуа, К. А. Сомова или Е. Е. Лансере окончен как бы со вздохом: жаль, что это безвозвратно прошло! Жаль, что на самом деле это было не так красиво!
Масляная живопись, казавшаяся художникам «Мира искусства» несколько тяжеловатой, отошла в их творчестве на второй план. Гораздо чаще употреблялась акварель, пастель, гуашь, позволявшие создавать произведения в лёгких, воздушных тонах. Особую роль в творчестве нового поколения художников играл рисунок. Возродилось искусство гравюры. Большая заслуга в этом принадлежит А. П. Остроумовой-Лебедевой. Мастер городского пейзажа, она запечатлела в своих гравюрах многие европейские города (Рим, Париж, Амстердам, Брюгге). Но в центре её творчества были Петербург и его дворцовые пригороды – Царское Село, Павловск, Гатчина. Сурово-сдержанный облик северной столицы на её гравюрах отразился в напряжённом ритме силуэтов и линий, в контрастах белого, чёрного и серого цветов.
С творчеством «мирискусников» связано возрождение книжной графики, искусства книги. Не ограничиваясь иллюстрациями, художники вводили в книги заставные листы, затейливые виньетки и концовки в стиле «модерн». Пришло понимание того, что оформление книги должно тесно быть тесно связано с её содержанием. Художник-оформитель начал обращать внимание на такие детали, как формат книги, цвет бумаги, шрифт, обрез. Оформлением книг занимались многие выдающиеся мастера того времени. Пушкинский «Медный всадник» прочно соединился с рисунками Бенуа, а толстовский «Хаджи-Мурат» - с иллюстрациями Лансере. Начало XX в. отложилось на библиотечных полках многими высококлассными образцами книжного искусства.
Художники «Мира искусства» отдали щедрую дань искусству, прежде всего музыкальному. Декорации художников того времени – то изысканно-утончённые, то полыхающие как пожар, - соединяясь с музыкой, танцем, пением, создавали ослепительно-роскошное зрелище. В успех балета «Шехерезада» (на музыку Римского-Корсакова) немалый вклад внёс Л. С. Бакст. Столь же ярко, празднично оформил А. Я. Головин балет «Жар-птица» (на музыку И. Ф. Стравинского). Декорации Н. К. Рериха к опере «Князь Игорь», наоборот, очень сдержанны и суровы.
Балет «Петрушка», обошедший театральные подмостки многих стран, был совместным произведением композитора Игоря Стравинского и художника Александра Бенуа. Незатейливый сюжет о том, как Петрушка полюбил Балерину, разыгранный изящно, с лёгкой иронией и грустью, навеивал невесёлые мысли о судьбе художника в безжалостном мире, где господствуют физическая сила и грубые страсти.
В области театральной живописи «мирискусники» ближе всего подошли к исполнению своей заветной мечты – соединить разные виды искусства в одно произведение.
Судьба объединения «Мир искусства» оказалась непростой. Журнал перестал издаваться после 1904 г. К этому времени многие художники отошли от объединения, и оно сократилось до размеров первоначального кружка. Творческие и личные связи его членов продолжались многие годы. «Мир искусства» стал художественным символом границы двух веков. С ним связан целый этап в развитии русской живописи. Особое место в объединении занимали М. А. Врубель, М. В. Нестеров и Н. К. Рерих.
Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) был разносторонним мастером. Он с успехом работал над монументальными росписями, картинами, декорациями, книжными иллюстрациями, рисунками для витражей. И всегда оставался самим собой, пылким, увлекающимся, ранимым. Три главные темы, три мотива проходят через его творчество.
Первый, одухотворённо возвышенный проявился, прежде всего, в образе юной Богоматери с младенцем, написанном для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве.
Демонические мотивы у Врубеля навеяны были поэзией Лермонтова. Но врубелевский Демон стал самостоятельным художественным образом. Для Врубеля Демон, падший и грешный ангел, оказался как бы вторым «я» - своеобразным лирическим героем. С особой силой эта тема прозвучала в картине «Демон сидящий». Могучая фигура Демона закрывает почти всё полотно. Кажется, он должен встать и распрямиться. Но опущены руки, до боли сцеплены пальцы, а в глазах глубокая тоска. Таков врубелевский Демон: в отличии от лермонтовского, он не столько беспощадный разрушитель, сколько страдающая личность.
В 1896 г. для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде Врубель написал панно «Микула Селянинович», в котором наделил народного героя-пахаря такой мощью, словно в нём была заключена первобытная сила самой земли. Так в творчестве Врубеля проявилось третье направление – эпически-народное. В этом духе был написан и его «Богатырь», преувеличенно-мощный, восседающий на огромном коне. К этой серии примыкает картина «Пан». Лесное божество изображено в виде морщинистого старика с голубыми глазами и крепкими руками.
Последние годы жизни Врубеля были обречены тяжёлой душевной болезнью. В моменты просветления у него рождались новые замыслы – «Видение пророка Иезекииля», «Шестикрылый Серафим». Возможно, он хотел соединить, слить воедино три основных направления своего творчества. Но такой синтез был не по силам даже Врубелю. В день его похорон Бенуа сказал, что будущие поколения «будут оглядываться на последние десятки лет XIX в. как на «эпоху Врубеля»… Именно в нём наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было способно».
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) ранние свои работы писал в духе передвижников. Но затем в его творчестве зазвучали религиозные мотивы. Нестеров написал цикл картин, посвящённых Сергею Радонежскому. Самой ранней из них была картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890). Белоголовый мальчик, которому был назначен жребий стать духовным наставником Древней Руси, благоговейно внимает пророческим словам, и вся природа, простой русский пейзаж конца лета, казалось, наполнена этим чувством благоговения.
Природа играет в нестеровской живописи особую роль. В его картинах она выступает как «действующее лицо», усиливая общее настроение. Особенно удавались художнику тонкие и прозрачные пейзажи северного лета. Среднерусскую природу он любил рисовать на пороге осени, когда притихшие поля и леса настраивались на её ожидание. У Нестерова почти нет «безлюдных» пейзажей и редко встречаются картины без пейзажей.
Религиозные мотивы в творчестве Нестерова полнее всего выразились в его церковной живописи. По его эскизам исполнялись некоторые мозаичные работы на фасадах храма Воскресенья Христова, воздвигнутого в Петербурге на месте убийства Александра II.
Художник создал целую галерею портретов выдающихся людей России. Чаще всего он изображал своих героев на открытом воздухе, продолжая излюбленную свою тему «диалога» человека и природы. Л. Н. Толстой был запечатлён в отдалённом уголке яснополянского парка, религиозные философы С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский – во время прогулки (картина «Философы»).
Портретная живопись стала основным направлением творчества Нестерова в годы Советской власти. Писал он преимущественно близких ему по духу людей, русских интеллигентов. Особым его достижением стал выразительный портрет академика И. П. Павлова.
Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) в течение своей жизни создал более семи тысяч картин. Они украсили музеи многих городов в нашей стране и за рубежом. Художник стал общественным деятелем мирового масштаба. Но ранний этап его творчества принадлежит России.
В живопись Рерих пришёл через археологию. Ещё в гимназические годы участвовал он в раскопках древних курганов. Воображение юноши рисовало живые картины далёких эпох. После гимназии Рерих одновременно поступил в университет и Академию художеств. Молодой художник приступил к исполнению первого своего большого замысла – серии картин «Начало Руси. Славяне».
Первая картина в этой серии, «Гонец. Восстал род на род», была написана ещё в манере передвижников. В дальнейшем в рериховской живописи всё более активную роль стал играть цвет – чистый, интенсивный, необыкновенно выразительный. Так написана картина «Заморские гости». Интенсивным сине-зелёным цветом художник сумел передать чистоту и холод речной воды. Плещется по по ветру жёлто-багряный парус заморской ладьи. Его отражение дробится в волнах. Игра этих цветов идёт в окружении белого пунктира летающих чаек.
При всём своём интересе к древности Рерих не уходил из современной жизни, прислушивался к её голосам, умел улавливать то, что другие не слышали. Его глубоко тревожила обстановка в России и в мире. Начиная с 1912 г. Рерих создаёт серию странных картин, в которых, казалось бы, нет определённого места действия, перемешаны эпохи. Это своеобразные «вещие сны». Одна из таких картин называется «Ангел последний». В клубящихся красных облаках возносится ангел, покинув охваченную пожаром землю.
В картинах, написанных в годы войны, Рерих пытается воссоздать ценности религии и мирного труда. Он обращается к мотивам народного православия. На его полотнах святые сходят на землю, отводят от людей беду, оберегают от опасностей. Последние картины этой серии Рерих дописывал уже на чужбине. На одной из них («Звенигород») святые в белых одеждах и с золотыми нимбами выходят из древнего храма и благословляют землю. В советской России в это время разворачивались гонения на церковь, разрушались и осквернялись храмы. Святые уходили в народ.
studfiles.net
Живопись Серебряного века
Введение
Рубеж 19-20вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904-05гг. и революции 1905-07гг., первая мировая война 1914-18гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г., свергшие монархию, а затем власть буржуазии. В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.
В духовной жизни России отразились социальные противоречия эпохи, и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство катастрофизма времени, завершенности культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалипсические мотивы. Однако, Россия тогда переживала период плодотворного и динамического развития культуры. Это был период духовного ренессанса, обновления. «Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры философ Н. А. Бердяев.
Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества-в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов.
Серебряный век приобрел расширительное толкование и стал использоваться для характеристики определенных культурных процессов, происходивших в России в означенный период. Ведь одни и те же идеи, мотивы, настроения питали, наряду с литературным творчеством, также музыкальное и театральное, изобразительное искусство, перекликаясь в то же время и с исканиями русской религиозно-философской мысли. При этом Серебряный век не просто отражал философско-художественными средствами существующие исторические условия, но, складываясь на основе нового мироощущения, сам творил новый стиль мышления, и в каком-то смысле новую социальность, что позволяет определить его, как культуру.
Истоки и понятие символизма
Древнегреческим словом «символ» изначально называли монету, разделенную надвое. Два человека, у которых было по половине этой монеты, при встрече могли узнать друг друга, сложив обе части между собой. Однако с течением времени, символ из простого опознавательного знака превратился в одно из самых сложных, емких, глубоких понятий мировой культуры искусства и философии. Тему символизма невозможно уместить в рамки определенной школы, направления, стиля, манеры… это, скорее, общий диахронический срез развития всей мировой художественной культуры с древнейших времен до настоящего времени.
Основные принципы символизма полностью исчерпываются понятием «символ». Символ - прежде всего универсальное понятие, универсальный образ, знак, число значений, смыслов которого бесконечно, как сама вселенная. В искусстве символизм – попытка человека ограниченными средствами разума выразить невыразимое, трансцедентальное, интуитивно нащупать ту бездну, которая находится за пределами зримого мира. Творцы, художники символизма, рассматриваются, как посредники между реальным и сверхчувственным, везде находящиеся знаки мировой гармонии, пророчески угадывающие признаки будущего, как в современных явлениях, так и в событиях далекого прошлого. Поэтому символическое – это, в некотором роде, синоним сакрального.
Как направление, символизм в изобразительном искусстве складывается одновременно с символизмом в литературе в 60-70-е гг. 19в., в эпоху декаданса. Однако, характерные черты символизма проявляются гораздо раньше: вся иконопись и живопись средневековья имела глубоко символический характер.
Основные мотивы символизма в изобразительном искусстве – это вечные темы: смерть, любовь, страдание.
Русский символизм имеет свой особый самобытный характер, является уникальной вехой в истории мировой культуры. Возникновение символизма в России в конце 19в., в первую очередь связано с деятельностью, так называемых, старших символистов-поэтов и публицистов Д. Мережковского и З. Гриппиуса; отчасти-Валерия Брюсова. Символизм Мережковского и Гриппиуса-это прежде всего символизм христианский, религиозно-мистический, постижение символизма, как акт богопознания.
Ярчайшими предшественниками русского символизма можно назвать по праву Ф.М. Достоевского и философа С.М. Соловьева. Последний был еще и поэтом, и своим поэтическим осмыслением доктрины о Софии Премудрости Божией обусловил особенности развития основного направления русского литературного символизма от Гриппиус и Блока. Термин «символизм» в отличие от своих предшественников они, минуя французский язык, возводили к греческому источнику. В пылу полемики Блок даже заметил, что русский символизм лишь по случайному совпадению носил то же греческое имя, что и французское направление.
Становление художника Серебряного века
Именно в 80-е годы 19 столетия, в эпоху духовного застоя, началось формирование нового типа художника. Появились потомственные интеллигенты-выходцы из профессорских семей или творческой среды.
Художник перестал восприниматься ремесленником, он становился властителем дум. Это был человек блестяще образованный. Отличительной чертой художника Серебряного века стал творческий универсализм. Тяга к универсализму не возродить старой романтической идеи синтеза искусств. Серебряный век предложил множество вариантов его воплощения: в модерне, в деятельности «Мира искусства»…
Однако, универсализм заключался не только в овладении смежными специальностями. Он проявлялся в стремлении художника вывести творчество за узкопрофессиональные рамки своей непосредственной специальности. Прежде всего, предметом постоянных увлечений художников Серебряного века была философия. Мы имеем в виду не только наличие у большинства модернистов искусствоведческих, философско-эстетических и философских работ, но и философско-концептуальный характер содержания их художественных произведений, вследствие чего, мы должны отнести их к философски мыслящим художникам.
Художник, «формируя» действительность наступавшего века, творит новый миф. Отходя от событийности, он создает не иллюстрацию изображаемого, а его символическую передачу, поэтический эквивалент. Художественный вымысел становится своеобразной легендой о жизни, способом постижения её скрытых основ и законов.
В культуру, таким образом, вернулось мифопоэтическое мироощущение, поэтически-эмоциональное переживание мира, больше отвечавшее духу времени, чем рефлексивно-дискурсивное его освоение. Мифологизированное мировосприятие и диалектически с ним связанное мышление символами стимулировали интерес к традиционному народному творчеству, свободному от непосредственного эмпирического воспроизведения окружающей действительности. В старых культурах привлекаламифологическая концепция мира, целостное и гармоничное его восприятие. Однако,неомифологизм принципиально отличался от мифологии как формы наивно-поэтического мышления древних времен.
Таким образом, опыт архаических эпох в культуре и для художника накладывается на попытки современного искусства проникнуть в глубочайшие тайники внутреннего мира человека. Благодаря особому чувствованию и особому осознанию настоящего, формировался художник Серебряного века.
Периоды истории русского символизма Серебряного века. Хронология развития
Символизм в России зарождался в течении трех временных отрезков:
- Первый охватывает середину 1880-1900-х гг. - время зарождения и развития символистских тенденций в творчестве участников Абрамцевского кружка и художников Москвы, объединения «Мир искусства»;
- Второй период ограничен 1900-14гг. – временем расцвета символистского движения в литературе, театре и пластических искусствах, когда творят Врубель, Борисов-Мусатов, мастера «Мира искусства» и молодежь «Голубой розы», и когда принципы символизма своеобразно претворяются в произведениях раннего русского авангарда;
- Третий связан с эпохой Первой мировой войны и начавшейся в России революцией (1914-1920гг.) – цельный по своей проблематике и достижениям.
В качестве «протосимволизма» выступают евангельские холсты В.Г. Перова, Н.Н. Ге, религиозные и исторические картины поздних академистов В.П Верещагина, Г.И. Семирадского, П.А. Сведомского и др. В 1880-90-х гг. эта тенденция к передаче «внутренней правды» и живого, эмоционального переживания автора найдет свое развитие в религиозных работах М.А. Врубеля, В.М. Васнецова, И.Е. Репина.
В 1880-е гг., в разгар триумфа передвижничества, появились ранние символистские работы М. А. Врубеля. Дуализм пронизывал его творчество; в нем одновременно проявлялось поклонение натурфилософии Гете и дуализму Канта, Шопенгауэра и Ницше. Почти единовременно художник писал святых и Демона, воплощение богоборчества. Автор возвышенных и отвлеченных узоров, он был околдован микрокосмосом растений, орнамента узоров. В 1880-е гг. подключились к символистскому поиску И.И Левитан, С.ВМалютин, А.Я. Головин, В.Э. Борисов-Мусатов, К.А Сомов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст и др.
Смотр русского символизма состоялся в 1896-97 гг. на «Выставке опытов(эскизов) художественного творчества», в которой принимали участие Репин, Васнецов, Поленов, Головин, Нестеров, Сомов. Для символизма с его культом незавершенности характерна была сама идея подобной выставки.
В 1890-е гг. мечта о соединении литераторов и художников ненадолго осуществилась в редакции журнала «Мир искусства»: стихи и проза Мережковского, Бальмонта, Сологуба печатались в оформлении Бенуа, Бакста, Лансере. Многие из их виньеток, концовок, заставок являются признанными шедеврами символистской графики.
mirznanii.com
Портреты Серебряного века: poyeliku
Чем хуже этот век предшествовавших? РазвеТем, что в чаду печалей и тревогОн к самой черной прикоснулся язве,Но исцелить ее не мог?
Еще на западе земное солнце светит,И кровли городов в его лучах горят...А здесь уж, белая, дома крестами метит,И кличет воронов, и вороны летят.А.Ахматова
* * *Вы, чей резец, палитра, мира,Согласных Муз одна семья,Вы нас уводите из мираВ соседство инобытия.
И чем зеркальней отражаетКристалл искусства лик земной,Тем явственней нас поражаетВ нем жизнь иная, свет иной.
И про себя даемся диву,Что не приметили досель,Как ветерок ласкает нивуИ зелена под снегом ель.Вяч.Иванов
Художник Борис Дмитриевич Григорьев
«Я весь ваш, я русский и люблю Россию...»БОРИС ДМИТРИЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ - (1886 Москва, Россия - 1939, Хань, Франция)
Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит. Десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности.
В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе:
"Сейчас я первый мастер на свете. Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости".(из письма поэту В. В. Каменскому).
Портрет Сергея Васильевича Рахманинова.
Дама в цилиндре.
Дама в шляпе.
Женщина в цилиндре.
Портрет Ф.И. Шаляпина.
Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда. 1916. Мейерхольд изображен в роли Лучника и в роли Денди.
И.М. Москвин в роли царя Федора Иоанновича.
Портрет В. Качалова в роли царя Фёдора.
Ольга Книпер-Чехова в роли Настасьи в драме "На дне".
Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла (из пьесы Горького "На дне"). 1922.
Максим Горький.
Портрет Ф.И. Шаляпина.
Портрет Николая Константиновича Рериха.
Есенин.
Портрет художника Б.М. Кустодиева. 1917.
Израилевич Яков Львович.
Автопортрет.
Портрет фотографа М.А. Шерлинга. 1910 г.
Женский портрет.
Душка. Женский портрет.
Женский портрет.
Женский портрет.
Женский портрет.
Дама в черном. 1910-е годы.
Грилихес Анна Ефремовна 1917 г.
Портрет Александра Александровича Коровина» (коллекционер) 1916 г.
Портрет, С.И. Молло, 1917 г.
Портрет женщины в зеленом платье.
Портрет еврейской девушки.
Портрет Анны Сергеевны Сергеевой.
Портрет М.Я. Ясной.
Мать. (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном).
Портрет сына художника, Кирилла.
Мать и дитя 1918 г.
Мальчик в матроске.
Дети.
Девочка с бидоном.
Крестьянин. 1917-1918 гг.
Старуха-молочница. 1917.
Олонецкий дед.
Монах.
Бретонский рыбак.
Старый Тромбола. 1924 г.
Женщина из Бург де Батц. 1920 г.
Консьержка.
Марсельская шлюха. 1923 г.
Человек из подвала. До 1924 г.
Парижское кафе.
Улица блондинок. 1917 г.
Циркачка.
Сон акробата.
Крестьяне, играющие на дудках. 1920–1931.
Лики мира.
(c) http://blog.i.ua/community/1952/1170153/http://www.izmailovart.ru/velikie/3...-1886-1939.html
poyeliku.livejournal.com
Список художников Серебряного века - это... Что такое Список художников Серебряного века?
Борис Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“».Список художников Серебряного века включает живописцев и графиков, работавших в 1900-1930-е годы в России и входивших в различные художественные группировки и объединения.
В список не включены художники предыдущего поколения, продолжавшие работать в этот период, однако не находившиеся под воздействием новых художественных веяний (например, Илья Репин, Исаак Левитан).
Для иллюстрирования преимущественно использованы автопортреты художников, в таком случае фамилия автора картины не указывается.
Список художников
А
- Альтман, Натан Исаевич (1889—1970)
- Андреев, Николай Андреевич (1873—1932)
- Анисфельд, Борис Израилевич (1878—1973), «Мир искусства», «Союз русских художников». В эмиграции.
- Анненков, Юрий Павлович (1889—1974), «Мир искусства». В эмиграции.
- Арапов, Анатолий Афанасьевич (1876—1949)
- Архипенко, Александр Порфирьевич (1887—1964). В эмиграции.
- Архипов, Абрам Ефимович
Б
- Бакст, Леон (1866—1924), «Мир искусства». В эмиграции.
- Баранов-Россине, Владимир Давидович (1888—1944). _v_emigratsii._ В эмиграции. Умер в Освенциме.
- Белкин, Вениамин Павлович (1884—1951), «Мир искусства»
- Беляшин, Василий Васильевич (1874—1929)
- Бенуа, Александр Николаевич (1870—1960), «Мир искусства». В эмиграции.
- Бехтеев, Владимир Георгиевич (1878—1971), «Бубновый валет»
- Билибин, Иван Яковлевич (1876—1942), «Мир искусства». В эмиграции.
- Бобровский, Григорий Михайлович (1873—1942)
- Бобышов, Михаил Павлович (1885 - 1964)
- Богаевский, Константин Фёдорович (1872—1943), «Мир искусства»
- Богуславская, Ксения Леонидовна (1892—1972), «Супремус». В эмиграции.
- Богородский, Фёдор Семёнович (1895—1959)
- Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович (1870—1905)
- Браз, Осип Эммануилович (1873—1936)
- Бродский, Исаак Израилевич (1883—1939)
- Бубнова, Варвара Дмитриевна (1886—1983), «Союз молодежи». В эмиграции до 1959.
- Бурлюк, Владимир Давидович (1886—1917)
- Бурлюк, Давид Давидович (1882—1967). В эмиграции.
- Бурлюк-Кузнецова, Людмила Давидовна (1884—1968). В эмиграции.
-
Баранов-Россине
-
Билибин (на портрете Кустодиева)
-
Борисов-Мусатов
В
-
Воинов (на портрете Кустодиева)
Г
- Генке-Меллер, Нина Генриховна (1893—1954)
- Головин, Александр Яковлевич (1863—1930), «Мир искусства»
- Гончарова, Наталья Сергеевна (1881—1962). В эмиграции.
- Грабарь, Игорь Эммануилович (1871—1960), «Мир искусства»
- Граве, Вера Федоровна, ученица Репина
- Григорьев, Борис Дмитриевич (1886—1939), «Мир искусства». В эмиграции.
- Гуро, Елена Генриховна (1877—1913)
- Гурович, Эмма Ильинична
-
Грабарь (картина Кустодиева)
Д
-
Делла-Вос-Кардовская
Е
Ж
З
И
-
Иванов (картина О. Браза)
К
- Кандинский, Василий Васильевич (1866—1944). В эмиграции.
- Кардовский, Дмитрий Николаевич (1866—1943), «Мир искусства»
- Клуцис, Густав Густавович
- Клюн, Иван Васильевич (1873—1943)
- Колесников, Степан Фёдорович (Одесский; 1879—1955), «Община художников». В эмиграции.
- Коненков, Сергей Тимофеевич
- Кончаловский, Пётр Петрович (1876—1956), «Мир искусства»
- Коровин, Константин Алексеевич (1861—1939). В эмиграции.
- Коровин, Сергей Алексеевич (1858—1908), «Союз русских художников»
- Кузнецов, Николай Ефимович, «Бубновый валет»
- Кузнецов, Павел Варфоломеевич (1878—1968), «Мир искусства»
- Куприн, Александр Васильевич (1880—1960), «Бубновый валет»
- Кустодиев, Борис Михайлович (1878—1927)
- Кругликова, Елизавета Сергеевна (1865—1941)
- Крымов, Николай Петрович (1884—1958), «Голубая роза», «Союз русских художников»
-
Кардовский (работа Делла-Вос-Кардовской)
-
Константин Коровин (работа Серова)
Л
- Лансере, Евгений Евгеньевич (1875—1946), «Мир искусства»
- Лансере, Николай Евгеньевич (1879—1946), «Мир искусства»
- Ларионов, Михаил Фёдорович (1881—1964), «Мир искусства». В эмиграции.
- Ледантю, Михаил Васильевич (1891—1917)
- Лентулов, Аристарх Васильевич (1882—1943)
- Лисицкий, Лазарь Маркович
- Лобанов, Сергей Иванович (1887—1942), «Мир искусства»
- Лукомский, Георгий Крескентьевич (1884—1952). В эмиграции.
-
Евгений Лансере (работа Сомова)
-
Николай Лансере
М
- Малевич, Казимир Северинович (1879—1935). В эмиграции.
- Малявин, Филипп Андреевич (1869—1940). В эмиграции с 1926.
- Малютин, Сергей Васильевич (1859—1937), «Мир искусства», «Союз русских художников»
- Матвеев, Александр Терентьевич
- Матюшин, Михаил Васильевич (1861—1934)
- Машков, Илья Иванович (1881—1944)
- Милиоти, Василий Дмитриевич (1875—1943)
- Милиоти, Николай Дмитриевич (1874—1962). В эмиграции.
- Мильман, Адольф Израилевич (1886—1930), «Бубновый валет». В эмиграции.
- Мисс (Ремизова), Анна Владимировна
- Митурич, Пётр Васильевич
- Митрохин, Дмитрий Исидорович (1883—1973), «Мир искусства»
- Мухина, Вера Игнатьевна
-
Матюшин (работа Гуро)
-
Николай Милиоти (работа Сапунова)
-
Митрохин (работа Нарбута)
Н
О
-
Остроумова-Лебедева (работа Сомова)
П
- Павлов, Иван Николаевич
- Падалицын, Николай Иванович
- Пастернак, Леонид Осипович (1862—1945). В эмиграции.
- Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878—1939), «Мир искусства»
- Пирогов, Николай Васильевич (1872—1913)
- Попова, Любовь Сергеевна (1889—1924)
- Пуни, Иван Альбертович (1894—1956) В эмиграции.
- Пурвит, Вильгельм (1872—1945), «Мир искусства»
- Пэн, Юдель Моисеевич (1854 −1937)
-
Петров-Водкин
Р
-
Радлов (работа Яковлева)
-
Рождественский (работа Кончаловского)
-
Рерих (работа Григорьева)
С
- Сапунов, Николай Николаевич (1880—1912), «Венок — Стефанос», Московское товарищество художников, «Алая», и «Голубая роза», «Мир искусства»
- Сарьян, Мартирос Сергеевич
- Серов, Валентин Александрович (1865—1911)
- Сарьян, Мартирос Сергеевич (1880—1972), «Мир искусства»
- Серебрякова, Зинаида Евгеньевна (1884—1967), «Мир искусства». В эмиграции.
- Синякова-Уречина, Мария Михайловна (1890—1984)
- Соколов-Скаля, Павел Петрович (1899—1961)
- Сологуб, Леонид Романович (1884—1956), «Мир искусства». В эмиграции.
- Сомов, Константин Андреевич (1869—1939), «Мир искусства». В эмиграции.
- Сорин, Савелий Абрамович (1878—1953). В эмиграции.
- Степанова, Варвара Фёдоровна (1894—1958)
- Стенберг, Владимир Августович
- Судейкин, Сергей Юрьевич (1882—1946). В эмиграции.
- Суетин, Николай Михайлович
-
Сапунов (работа Павла Кузнецова)
Т
У
-
Удальцова (работа Древина)
Ф
Х
Ц
Ч
- Чашник, Илья Григорьевич
- Чемберс, Владимир Яковлевич (1877 или 1878—ок. 1934), «Мир искусства»
- Чемберс-Билибина, Мария Яковлевна (1874—1962)
Ш
Э
Ю
Я
-
Якунчикова (картина Врубеля)
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Живопись Серебряного века - часть 2
1890-е гг. дали широкий диапазон поисков в плане символизма, эволюционируя, будут постоянны и популярны в следующие два десятилетия развития этого течения.
Русский символизм в изобразительном искусстве, как это было и на западе, не дал единого стилистического потока(небольшое исключение составляет группа «набидов» и участники выставки «Голубая роза»).
Особенности жанровой живописи на рубеже 19 - 20 -х вв.
С кризисом народнического движения в 90-е гг. многие из художников-передвижников испытывали творческий упадок. Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет.
Широкая свободная живописная манера – это результат эволюции в развитии изобразительных средств во всех жанрах рубежа веков. В поисках «красоты и гармонии» художники пробуют себя в самых разных техниках и видах искусства – от монументальной живописи и театральной декорации до оформления книги и декоративно-прикладного искусства.
На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, получивший название стиля модерн. Явление это неоднозначное, в модерне есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные главным образом на буржуазные вкусы, но есть и знаменитое само по себе стремление к единству стиля. В живописи модерн проявил себя символикой образов, пристрастием к иносказаниям.
В 90-х гг. развивается жанровая живопись. По-новому раскрывается крестьянская тема. Раскол в сельской общине подчеркнуто обличительно изображает Сергей Алексеевич Коровин (1858-1908) в картине «На миру»(1893).
Безысходность существования в тяжелом изнуряющем труде сумел показать Абрам Ефимович Архипов(1862-1930) в картине «Прачки»(1901). Он достиг этого в большой степени благодаря новым живописным находкам, по-новому понятым возможностям цвета и света.
Недоговоренность, «подтекст», удачно найденная выразительная деталь делают еще трагичнее картину Сергея Васильевича Иванова(1864-1910)
Иванову принадлежит одно из произведений, посвященных революции 1905 г., - «Расстрел».
Импрессионистический прием «частичной композиции», как бы случайно выхваченного кадра сохранен и здесь. Для Иванова характерны резкие светотеневые контрасты, выразительный контур предметов, известная плоскость изображения. Язык его лапидарен.
В 90-х гг. 19 в. В искусство входит художник, который главным героем своих произведений делает рабочего. В 1894г. Появляется картина Н.А. Касаткина(1859-1930) «Шахтерка», в 1895 г. – «Углекопы. Смена».
Андрей Петрович Рябушкин(1861-1904) работает скорее в историко-бытовом, чем чисто историческом жанре. «Русские женщины 17 столетия в церкви»(1899),
«Свадебный поезд в Москве. 17 столетие»(1901) и прочие - это бытовые сцены из жизни Москвы 17 столетия. Рябушкина привлекал этот век, с его пряничной нарядностью, полихромией, узорочьем. Стилизация сказывается у Рябушкина в плоскостности изображения, в особом строе пластического и линейного ритма, в колорите, построенном на ярких мажорных цветах, в общем декоративном решении.
Еще большое внимание уделяет пейзажу в своих исторических композициях Аполлинарий Михайлович Васнецов(1856-1933).
Его любимой темой также является 17 в., но не бытовые сцены, а архитектура Москвы. «Москва конца 17-го столетия. На рассвете у Воскресенских ворот»(1900).
Новый тип картины, в которой совершенно по-особому освоены и переложены на язык современного искусства фольклорные художественные традиции, создал Филипп Андреевич Малявин(1869-1940). Его образы «баб» и «девок» имеют некое символическое значение – здоровой почвенной Руси. Картины всегда экспрессивны. «Смех»(1899), «Вихрь»(1906)
Живопись размашистая, эскизная с фактурным мазком. Малявин соединял в своей живописи экспрессивный декоративизм с реалистической верностью натуре.
К теме Древней Руси, как и ряд мастеров до него, обращался Михаил Васильевич Нестеров(1862-1942), но образ Руси предстает в картинах как некий идеальный, почти зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой. Это острое ощущение природы, восторг перед миром, перед каждым деревом и травинкой особенно ярко выражены в одном из самых известных произведений Нестерова – «Видение отроку Варфоломею»(1889-1890), «Христова невеста»(1887). Нестеров много занимался монументальной религиозной живописью. Росписи всегда посвящены древнерусской теме. В настенных росписях Нестерова много реальных наблюденных примет, особенно в пейзаже, портретных черт - в изображении святых. В стремлении же художника к плоскостной трактовке композиции нарядности, орнаментальности, утонченной изысканности пластических ритмов проявилось несомненное влияние модерна. У Нестерова пейзаж играет одну из главных ролей.
Пейзажный жанр развивается в конце 19 столетия по-новому. Новое слово на рубеже веков предстояло сказать ряду художников.
Уже в ранних пейзажах Константина Алексеевича Коровина(1861-1939) решаются чисто живописные проблемы – написать серое на белом, черное на белом, серое на сером. Для блестящего колориста мир представляется «буйством красок». Он занимался и портретом, и натюрмортом, но любимым его жанром был пейзаж. Он принес в искусство прочные реалистические традиции своих учителей – это другой взгляд на мир, он ставит другие задачи. Он рано стал писать на пленэре. «В лодке»,
«Зима в Лапландии». Его французские пейзажи- это уже вполне импрессионическое письмо, с его высочайшей культурой этюда. «Париж. Бульвар Капуцинок»(1906), «Париж ночью. Итальянский бульвар»(1908). Те же черты импрессионическойэтюдности, живописную маэстрию, поразительный артистизм сохраняет Коровин и во всех других жанрах, прежде всего в портрете и натюрморте, но также в декоративном панно, в прикладном искусстве, в театральной декорации. «Портрет Шаляпина»(1911), «Рыбы, вино и фрукты»(1916).
Одним из самых крупных художников, новатором русской живописи на рубеже веков явился Валентин Александрович Серов(1865-1911). Его «Девочка сперсиками»(1887) и «Девушка, освещенная солнцем»(1888) – целый этап в русской живописи. Серов воспитывался в среде выдающихся деятелей русской музыкальной культуры - отец был известным композитором, а мать - известной пианисткой, учился у Репина и Чистякова, изучал лучшие музейные собрания Европы. Вышеупомянутые портреты были написаны в Абрамцеве и вошли в искусство со своим собственным светлым и поэтичным взглядом на мир. В портретах Серова существуют принципы пленэрной живописи. Так, художник изображает людей в гармонии с миром, полных трепетности и внутреннего движения. Цвета даются в сложном взаимодействии друг с другом. Серов отходит от критического реализма своего учителя Репина к «реализму поэтическому» (термин Д.В. Сарабьянова). В отличие от импрессионистов, Серов никогда не растворяет в этой среде так, чтобы он дематериализовался, его композиция никогда не теряет устойчивости, массы и всегда находится в равновесии.
Серов часто пишет представителей художественной интеллигенции: писателей, артистов и художников (портрет Коровина1891, Левитана 1892, Орловой(1910-1911), Ермоловой 1905.
Всех их он интерпретирует индивидуально, но на всех них лежит свет интеллектуальной исключительности и вдохновенной творческой жизни. Серов формирует образ символический, передающий смысл целой эпохи.
«Петр 1»(1907).
Здесь Серову удается изобразить стремительное движение царя и нелепо поспешающих за ним придворных. Художник восхищается неординарностью своего героя.
Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, историческая картина: масло, гуашь, темпера, уголь – трудно найти живописные и графические жанры, в которых бы не работал Серов, и материалы, которые бы он не использовал.
Особая тема в творчестве Серова – крестьянская. В его крестьянском жанре есть ощущение красоты и гармоничности крестьянского быта, восхищение здоровой красотой русского народа. «В деревне. Баба с лошадью», пастель(1898)
Особенно живописны его зимние пейзажи с серебристо-жемчужной гаммой красок «Зимой».
Серов был постоянно ищущим новые формы художественного претворения реальности. Навеянные модерном представления о плоскостности и повышенной декоративности сказались не только в исторических композициях, но и в его портрете танцовщицы Иды Рубинштейн
Знаменательно то, что Серов в конце жизни обращается к античному миру. «Похищение Европы»(1910). Художник многогранен в своей эволюции от импрессионической достоверности портретов и пейзажей 80-90-х гг. к модерну в исторических мотивах и композициях из античной мифологии.
Творческий путь Михаила Александровича Врубеля(1856-1910) был более прямым, хотя при этом необычайно сложным. Начиная с Петербургского университета, где окончил юридический факультет-до Академии художеств. У Врубеля полный таинственности и почти демонический стиль письма. Этот стиль не спутаешь ни с кем другим. Он лепит форму, как мозаику, из острых «граненых» кусков разного цвета, как бы светящихся изнутри («Девочка на фоне персидского ковра» 1886, «Гадалка» 1895)
Цветовые сочетания не отражают реальности отношения цвета, а имеют символическое значение. Натура не имеет над Врубелем никакой власти. Он знает её, прекрасно владеет ею, но творит свой собственный фантастический мир, мало похожий на реальность. В этом смысле Врубель антиподен импрессионистам, ибо он никак не стремится к фиксации непосредственного впечатления от действительности. Он тяготеет к литературным сюжетам, которые толкует отвлеченно, стремясь создать образы вечные, огромнойдуховной мощи («Пляска Тамары», «Не плачь дитя, не плачь напрасно», «Тамара в гробу» и пр.). В 1890 г он создает своего «Демона сидящего» - произведение, по сути, бессюжетное, но образ вечный. Образ Демона – центральный образ всего творчества Врубеля, его основная тема. «Демон летящий» 1899, «Демон поверженный» 1902.
Демон Врубеля - существо страдающее. Страдание превалирует над злом, и в этом особенность национально-русской трактовки образа. Современники видели в его «Демонах» символ судьбы интеллигента – романтика, пытающегося бунтарски вырваться из лишенной гармонии реальности в ирреальный мир мечты. Этот трагизм мироощущения Врубеля, определяет его портретные характеристики: душевный разлад, надлом в его автопортретах, настороженность, почти испуг, но и величавую силу, монументальность - в портрете С. Мамонтова(1894), смятение и тревогу – всказочном образе «Царевны-Лебедь»(1900)
mirznanii.com
Художественная культура России «Серебряного века»
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Художественная культура России «Серебряного века»
«Серебряный век» — это стык двух веков в истории России: XIX и XX. В это время появляются такие художественные произведения, как «Воскресенье» и «Живой труп» Л.Толстого, великим писателем становится А.П.Чехов, публикуются повести и рассказы В.Короленко, А.Серафимовича, Гарина-Михайловского, М.Горького, Л.Андреева. Заявляют о себе ранней прозой И.Бунин, печатаются А.Куприн и В.Вересаев. В это время расцветает и театральное искусство. Имена К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермолаевой приносят славу русскому искусству. А музыкальные произведения А.Скрябина и С.Рахманинова отличается таким новаторством и глубиной, что определяет развитие мировой культуры на многие годы вперед. Новые течения возникают и в русском изобразительном искусстве.
В художественной культуре России появляется большое количество направлений, группировок, объединений, ассоциаций, которые выдвигают собственные творческие программы. Восприятие мира становится более свободным, личность художника все более раскрепощается. Многие писатели и художники предпринимают попытку «сконструировать жизнь», представить ее такой, какой она «должна быть». Жесткие рамки критического реализма ослабевают.
Все это было подготовлено революционной ситуацией в России и буржуазно-демократической революцией 1905 г. Многие русские писатели обратились к драматургии как жанру литературного творчества, способного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.
Ставятся пьесы А.Толстого, М.Горького, А.Андреева, А.Чехова. «Чайка», «Дети Ванюшина», «Васса Железнова», «На дне» — можно продолжать список наиболее заметных драматургических произведений.
В культуре «серебряного века» большое место занимают философско-этические проблемы. «Что лучше, истина или сострадание?» — так ставит вопрос М.Горький в пьесе «На дне». Эта тема уже звучала в романах Ф.Достоевского, с особой силой она раскрыта в романе Л.Толстого «Воскресенье».
Критика социальной обстановки в России в этот период превращается в критику бытия в целом. «Космическим пессимизмом» отличается творчество Л.Андреева. Нотки безверия, отчаяния звучат в его произведениях, смыкая с писателями русского модернизма.
В русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направление — модернизм. Он явился результатом поисков нового способа освоения мира. Часть русской интеллигенции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности человеческой психики, эта часть искала утешения в «тихой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страстей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Возник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких символистов начала XX века, как В.Брюсов, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символистов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей.
В первом десятилетии XX века, наряду с символизмом, появляется и пролетарская поэзия — массовая, близкая к городским низам, рабочим. Эта поэзия наполнена революционными настроениями, авторами нередко являются сами рабочие, стихи которых печатаются в журнале легального марксизма «Жизнь». Писатели и поэты этого направления группируются вокруг М.Горького.
После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пессимизма. Это характерно для творческого пути Л.Андреева. Но постепенно намечался выход из декадентских творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира человека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.
Поэты — акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, Г.Иванов, М.Зенькович в своем творчестве противопоставляли мистическим устремлениям символизма стихию естественной природы и жизни, «цветущую силу» жизни, конкретно-чувственное восприятие мира вещей и природы.
Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык улицы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.
Тенденции символистов проявились и в живописи. В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля. Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реальностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников М.В.Нестерова, К.А.Коровина, АП.Ряпушкина, Н.К.Рериха, И.Левитана развивается на стыке веков в лучших традициях реалистического искусства. Скульптура этого периода также отличается богатством. Это творчество А.С.Голубкиной, С.Г.Коненкова, П.Трубецкого.
Следует подчеркнуть, что все эти процессы в художественной культуре России происходили в русле социально-исторического контекста. Основные темы этого времени: Россия и свобода, интеллигенция и революция. «Левые» направления в искусстве нашли свое воплощение в авангардизме. Авангардизмом именовались те художественные течения начала XX века, которые стремились к коренному обновлению художественной практики, к разрыву с традициями, в том числе и с реализмом. Авангардисты искали новые, необычные средства выражения и формы произведений, новые аспекты взаимоотношений художника с жизнью. Другие направления в русской художественной культуре проявляли повышенный интерес к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям. Художники этого направления объединились вокруг журнала «Мир искусства».
Ряд художников в атмосфере послереволюционных лет высказывают свое недоверие к жизни, сосредотачивают свое внимание на форме, реализуют новый эстетический идеал современного модернизма. Возникают и развиваются известные всему миру школы русского авангарда, которые основаны на творчестве В.Е.Татлина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича. В 1911 г. возникает сообщество художников, получивших название «Бубновый Валет». В него входили П.П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, М.Шагал. Их творчество носило бунтарский характер, отличалось формальными исканиями, направленными против сложившихся норм художественного творчества.
В общем художественная культура «серебряного века» — явление противоречивое и многогранное. Время между двумя революциями (1905 — 1917) было сложным, духовный кризис охватил значительную часть творческой интеллигенции, что нашло отражение в русском искусстве. Неприятие ценностей буржуазной культуры и цивилизации, отрицание современных порядков и предчувствие перемен — характерная содержательная сторона русской культуры этого периода. Литература, живопись, театр и музыка «серебряного века» стали своеобразным прообразом искусства XX столетия, отразив противоречивый и сложный характер культуры.
Две страшнейшие в истории человечества мировых войны, политические перевороты и революции, установление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.
Читайте также:
www.mudriyfilosof.ru
Слайд №2 | |
На Руси. Душа народа 1914—1916. НестеровТрадиции русского реализма. | |
Слайд №3 | |
Михаи?л Васи?льевич Не?стеров (1862—1942)«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». Михаил НестеровПортрет дочери, 1906 | |
Слайд №4 | |
«Видение отроку Варфоломею» | |
Слайд №5 | |
Гамаюн 1897Ви?ктор Миха?йлович Васнецо?в 1848 -1926 — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. | |
Слайд №6 | |
Богатыри 1898 | |
Слайд №7 | |
Модернизм (от «moderne» — «новейший», «современный») — авангардистские направления «другого искусства» XX в. , отделившиеся от реализма и классических традиций. Живопись начала XX века в России | |
Слайд №8 | |
Основной принцип модернизма:идея неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой и антигуманностью, неспособности запечатлеть все это. Основная черта модернизма:художник направляет свою волю и творчество на борьбу с жестокой реальностью, стирает границы прежних идеалов. | |
Слайд №9 | |
Модернизм в изобразительном искусстве — это культурный пласт, охватывающий множество понятий:импрессионизм,экспрессионизм,кубизм,символизм,футуризм и другие. | |
Слайд №10 | |
Грабарь. ИнейИмпрессиони?зм (от impression — впечатление) — направление в искусстве конца XIX -начала XX веков. Появилось во Франции. Представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. | |
Слайд №11 | |
Валентин Александрович Серо?в (1865—1911) — русский живописец и график, мастер портрета. Импрессионизм русской школы имеет ярко выраженную национальную специфику | |
Слайд №12 | |
«Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой»1887 | |
Слайд №13 | |
Портрет Николая II1900Французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили и отображение внутреннего состояния художника. | |
Слайд №14 | |
Портрет кузины художника М. Я. Львовой (1895) «Девушка, освещённая солнцем» (кузина художника Маша) | |
Слайд №15 | |
Заброшенный пруд. Домотканово (1888) | |
Слайд №16 | |
Октябрь. Домотканово. | |
Слайд №17 | |
Константин Алексеевич Коро?вин (1861-1939) — выдающийся русский живописец, театральный художник и педагог. Портрет Константина Коровина работы Валентина Серова. 1891 год Французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили и отображение внутреннего состояния художника. | |
Слайд №18 | |
Гурзуф. 1914 | |
Слайд №19 | |
Портрет Ф.И.Шаляпина. 1911 | |
Слайд №20 | |
Зимой. 1894 | |
Слайд №21 | |
Масленица. 1903Бори?с Миха?йлович Кусто?диев 1878 — 1927 | |
Слайд №22 | |
Купчиха за чаемЯрмарка в Саратове | |
Слайд №23 | |
Казаки1917, Третьяковская галереяКандинскийЭкспрессиони?зм (от expressio, «выражение») — течение в модернизме, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. | |
Слайд №24 | |
«Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1893) — своеобразная витрина искусства экспрессионизма | |
Слайд №25 | |
Школа | |
Слайд №26 | |
Марианна Владимировна Верёвкина, Красный город | |
Слайд №27 | |
Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Марк Шагал график, живописец, театральный художник, иллюстраторЯ и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-ЙоркНевеста с веером 1911 год | |
Слайд №28 | |
Кандинский Василий (1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; Пара, едущая верхом на коне1906-1907, Ленбаххаус, МюнхенПестрая жизнь1907, Ленбаххаус, Мюнхен | |
Слайд №29 | |
Москва 11916, Третьяковская галереяСиний гребень 1917 | |
Слайд №30 | |
Лео?н Никола?евич Бакст (настоящая фамилия — Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), русский художник и сценограф. Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». «Древний ужас» Картина, изображающая гибель античной цивилизации (возможно, Атлантиды) в природном катаклизме. 1908год | |
Слайд №31 | |
Лентулов. Василий Блаженный. ЗвонКуби?зм (фр. Cubisme) —модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. | |
Слайд №32 | |
Портрет философа, 1915 Любовь Сергеевна Попова (1889-1924) — русский и советский живописец, | |
Слайд №33 | |
Человек + воздух + пространство. 1912 | |
Слайд №34 | |
В.Э. Борисов-Мусатов. ВодоёмСимволи?зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде во Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. | |
Слайд №35 | |
Ви?ктор Эльпидифо?рович Бори?сов-Муса?тов 1870 — 1905 — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»..Призраки | |
Слайд №36 | |
Михаил Александрович Вру?бель (5 марта 1856 –1 апреля 1910) — русский художник рубежа XIX-XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. | |
Слайд №37 | |
Демон (сидящий) | |
Слайд №38 | |
Портрет Н. И. Забелы-ВрубельЦаревна-Лебедь | |
Слайд №39 | |
Утро | |
Слайд №40 | |
Кузьма? Серге?евич Петро?в-Во?дкин (1878- 1939) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог.«Купание красного коня», 1912 | |
Слайд №41 | |
Татлин. Матрос.МалевичФутури?зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма. | |
Слайд №42 | |
Наталья Сергеевна Гончаро?ва Павлин под ярким солнцем, 1911 | |
Слайд №43 | |
Александр Константинович Богома?зов Портрет дочери, 1928Первая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже. Футуристы в своем стремлении передать восхищение достижениями современной техники отказались в живописи от любых сложных приемов, используя предельно примитивную технику. Они представляли композиции из пересекающихся воронок, конусов, спиралей, кругов, острых углов. | |
Слайд №44 | |
Казими?р Севери?нович Мале?вич (11 февраля 1879-15 мая 1935) русский и советский художник-авангардист польского происхождения. Казимир Малевич: достичь нуля… и перешагнуть черту | |
Слайд №45 | |
На бульваре. Около 1930 | |
Слайд №46 | |
Автопортрет. Около 1910. | |
Слайд №47 | |
Бездна? Шутят. Шляпка гвоздя, вбитая в русское искусство. |
volna.org