Русский натюрморт 19 века. Известные картины натюрморты
Натюрморты русских художников
Значительность художника измеряется количеством новых знаков,которые он введет в пластический язык.Анри Матисс
Наталья Гончарова
Н. Гончарова "Пионы"
Н.Гончарова "Натюрморт с магнолиями"
Казимир Малевич "натюрморт"
М. Ларионов "Груши"
Михаил Ларионов "Натюрморт с кувшином и иконкой"
Михаил Ларионов "Три рыбы"
Б.М. Кустодиев "Сладости"
Б.М. Кустодиев "Яблоко и сторублевка"
А.Лентулов "Астры"
Аристарх Лентулов "Самовар"
Петр Кончаловский "Татарский натюрморт"
П.Кончаловскй "Натюрморт с фруктами и арбузом"
П.Кончаловский "Натюрморт"
Давид Бурлюк
И. Левитан "Одуванчики"
Исаак Левитан "Васильки"
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин "Черемуха в стакане"
К.С. Петров-Водкин "Утренний натюрморт"
Роберт Фальк "Натюрморт"
Р. Фальк "Кувшин и фрукты"
Александр Яковлевич Головин
Давид Петрович Штеренберг "Цветы и гипс"
Давид Петрович Штеренберг "Колокольчики"
Давид Петрович Штеренберг "Натюрморт с лампой"
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru
Самые известные натюрморты
06.02.2016Отношение к натюрморту в разные эпохи менялось, иногда о нем практически забывали, а иногда он был самым популярным жанром живописи. Как самостоятельный жанр живописи он появился в творчестве голландских художников в 17 веке. В России долгое время к натюрморту относились как к низшему жанру, и только в начале 20 века стал полноценным жанром. За четырех вековую историю художниками было создано очень большое количество натюрмортов, но и среди этого количества можно выделить наиболее известные и значимые работы для жанра.
«Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649) Виллем Клас Хеда (1594-1682).
Голландский художник был признанным мастером натюрморта, но именно эта картина выделяется в его творчестве. Здесь заметно виртуозное мастерство Хеды в передаче повседневных предметов быта - создаётся ощущение реальности каждого из них. На столе, покрытом богатой скатертью, стоит янтарный лимон, кусок свежей ветчины и столовое серебро. Завтра только что окончен, поэтому на столе заметен небольшой беспорядок, что делает картину еще более реальной. Как и у большинства голландских натюрмортов этого периода, здесь каждый предмет несет какую-то смысловую нагрузку. Так, серебряная посуда говорит о земном богатстве, ветчина обозначает чувственные радости, а лимон – внешнюю красоту, скрывающую внутреннюю горечь. Через эти символы художник напоминает нам, что следует думать больше о душе, а не только о теле. Картина выполнена в единой коричнево-серой гамме, характерной для всей голландской живописи этой эпохи. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника.
«Персики и груши» (1895) Поль Сезанн (1830-1906).
Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. Поэтому практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн. Он считал, что живопись должна объективно передавать действительность, а картины должны быть основаны на закономерностях природы. Сезанн стремился передать не изменчивые, а постоянные качества предмета, через синтез формы и цвета, объединение формы и пространства. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Так стол мы видим сверху, фрукты и скатерть – сбоку, маленький столик – снизу, а кувшин вообще одновременно с разных сторон. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Поэтому форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Именно поэтому Сезанна выглядят монументальными.
«Голубая скатерть» (1909) Анри Матисс (1869-1954).
В живописи 20-го века Анри Матисс занимает особое место – среди своих многочисленных коллег он практически единственный художник-оптимист, который через свои жизнерадостные полотна стремился дать людям покой. Именно таков натюрморт «Голубая скатерть», где Матисс при помощи своего любимого приёма, ниспадающей ткани, делает пространство картины практически плоским, двумерным. Взгляд невольно любуется игрой синего орнамента на скатерти, причудливыми линиями предметов натюрморта. Художник словно обобщил формы кофейника, графина и румяных яблок, и они потеряли свою объёмность и подчинились ритму ткани
«Сирень» (1939) Петр Кончаловский (1876-1956).
П. Кончаловский в своей живописи пытался соединить праздничность цвета, характерную для русского народному творчеству и конструктивность цвета Поля Сезанна. Известность Кончаловскому принесли натюрморты, выполненные в стиле, близком фовизму и кубизму. Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. Хотя кисти сирени изображены достаточно обобщённо, воображение автоматически дорисовывает очертание каждого цветочка, делая изображение максимально реалистичным.
«Ягоды на фоне красного подноса» (1910) Илья Машков (1881-1944).
Эта работа оказалась в этом списке не из-за своей значимости для жанра, а благодаря уникальному чувству радости от каждого мгновения. Хотя все изображенные здесь предметы хорошо всем знакомы, но художнику удалось передать свое восхищение щедростью природы и богатством окружающего мира.
8-poster.ru
Неожиданные натюрморты: agritura
Ну, что, еще картиночки посмотрим?Неожиданные натюрморты - это потому, что мы ожидаем обычно совсем других сюжетов от их авторов. Традиционно эти художники работали в совершенно иных жанрах, предпочитая пейзаж, портрет или жанровую живопись. Лишь изредка им что-то взбредало в голову и они восклицали: "А рисану-ка я эту вазочку с туберозой!". Правда, случалось это крайне редко. Так редко, что мне пришлось полдня рыться в источниках, чтобы разыскать их натюрморты.Марк Шагал "Белые цветы на красном фоне". 1970. У Марка всего пара-тройка натюрмортов, написанных в уже зрелом возрасте, и то он, привыкший к изображению человечески-животных фантасмагорий, ни в одном из них не удержался - хоть кусочек людской физиономии, хоть где-то с краюшку, да вставит.
Я вот, например, очень люблю натюрморты, а большинство художников - нет. Как-то не солидно это маститому творцу, все студенты изучают азы рисования с постановочных натюрмортов.
Особенно непопулярным был натюрморт во второй половине 19 века, в наибольшей степени - у импрессионистов, еще его недолюбливали наши передвижники. У некоторых из них я не нашла ни одного натюрморта. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю).
Конечно, и среди импрессионистов есть исключения - очень любил натюрморты Сезанн, хоть он и не считал себя импрессионистом. "Оторвались" на натюрмортах постимпрессионисты - Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать - мы охотимся за редкими работами "нелюбителей" натюрморта). Но, в основном, представители этих направлений это цветочно-фруктовое дело недолюбливали - буржуазно и патриархально, без любимого пленэра - скукота! Даже Берта Моризо - единственная девчонка среди импрессионистов, и та не любила этот немного "девчоночий" жанр.
Илья Репин "Яблоки и листья", 1879. Натюрморт - не типично для Репина. Даже здесь композиция не похожа на классическую постановку - все это может валяться где-то на земле под деревом, никаких бокалов и драпировок.
Не всегда натюрморт переживал плохие времена. Он начал появляться в 16 веке, пока как часть жанровых живописных полотен, а в 17 веке, благодаря голландцам, перерос в самостоятельный жанр живописи. Очень популярен был в 18 и в первой половине 19 века, а потом, благодаря новаторским движениям в искусстве, популярность стала падать. Возрождение моды на натюрморт началось примерно в 20-х годах 20 века. Многие художники-представители современного искусства опять взялись за вазы и персики, но это уже были новые формы. Конечно, полностью жанр никогда не умирал, и сществовала (и сейчас существует) целая плеяда художников-натюрмортистов. Мы будем болтать об этом потом, а пока я умолкаю, только кое-что буду комментировать, а вы просто посмотрите редкие натюрморты авторов, которые писали их лишь изредка:
Валентин Серов "Сирень в вазе", 1887. На его известных работах можно видеть только кусочек натюрморта - персики перед девочкой. Проникновеннейшему портретисту, видно, скучно было писать цветы и трупики птичек.
Василий Суриков "Букет". Автор "Утра стрелецкой казни" любил размах и драматизм. Но сохранилось и это - немного наивные и очаровательные розочки.
Борис Кустодиев. "Натюрморт с фазанами", 1915. Нередко в его работах присутствуют огромные натюрморты - он рисовал купчих и румяных мужичков за столами, буквально ломящимися от яств. Да и вообще его жизнерадостные яркие полотна похожи на натюрморт, даже если это портрет, но вот отдельных изображений не купчихи, а ее завтрака, встречается немного.
Михаил Врубель "Цветы в синей вазе", 1886Какой талант! Как до обидного мало успел! Цветы тоже шикарны, как и демоны.
Василий Тропинин "Дупель и снегирь", 1820-е. Крепостной художник, похоже, относился к жанру натюрморта без особого почтения, и поэтому почти никогда его не рисовал. То, что вы видите - даже не полноценное полотно, а этюд.
Иван Крамской "Букет цветов. Флоксы", 1884Прямо на дачу захотелось - у меня там тоже летом были флоксы.Василий Кандинский "Рыба на голубой тарелке". Еще не полностью все в закорючках, на картине прослеживаются глаза и даже рот, и они даже рядом!
Натан Альтман "Мимоза", 1927Мне нравится. Что-то в этом есть.
Иван Шишкин, 1855.А где же мишки и лес?!
Еще хотела Петрова-Водкина вставить, но у него довольно много натюрмортов, как казалось. И у Машкова, Лентулова, Кончаловского, так что они для этого поста не подходят.
ЗАГРАНИЧНЫЕ:
Эгон Шиле "Натюрморт", 1918 А вы думали, он только голых несовершеннолетних рисовать умел?
Альфред Сислей. "Натюрморт с цаплей". Мертвые птички - драма в быту.
Еще Сислей. Ну, люблю я его!
Гюстав Курбе. Яблоки и гранаты на блюде. 1871
Эдгар Дега "Женщина, сидящая у вазы с цветами", 1865Не смотря на название, женщина занимает процентов 30 площади полотна, поэтому сочла это за натюрморт. А вообще, Дега намного больше цветов любил рисовать людей. Особенно балерин.
Эжен Делакруа. "Букет". Ну, слава тебе Господи, никто никого не ест и ни в кого не стреляет!
Теодор Жерико "Натюрморт с тремя черепами"Вообще, Жерико как-то подозрительно любил синие трупы и всяческую "расчлененку". И натюрморт у него соответствующий.
Камиль Писсарро "Натюрморт с яблоками и кувшином", 1872
Клод Моне "Натюрморт с грушами и виноградом", 1867.Были у него натюрморты, были, но относительно немного.
Огюст Ренуар "Натюрморт с большой цветочной вазой", 1866У него, по сравнением с остальными, здесь представленными, довольно много натюрмортов. И каких! Кто-то из его современников сказал, что у него отсутствуют грустные работы, и я его обожаю, поэтому сюда впихнула. А еще потому, что его натюрморты все-таки мало известны, намного меньше, чем все эти купальщицы и т.п.
А это знаете кто?! Пабло Пикассо! 1919 год.
Пабло был удивительно продуктивен! Огромное число картин! И среди них натюрморты занимают намного меньший процент, чем все остальное, да и то они были в основном "кубистические". Именно поэтому он попал в подборку. Чтобы вы поняли, насколько это был чокнутый (но, безусловно, талантливый!) и непостоянный человек, посмотрите на картину ниже. Это тоже он, и в тот же год!
Пабло Пикассо "Натюрморт на комоде", 1919
Поль Гоген "Окорок", 1889. Таитянки позже пошли, он уехал на Таити через 2 года (сейчас допишу и пойду пороюсь в холодильнике).
Эдуард Мане "Гвоздики и клематис в хрустальной вазе", 1882Есть еще чудесные работы, например "Розы в бокале шампанского", но натюрморты Мане в его наследии всегда на заднем плане. А зря, правда?
Франсуа Милле, 1860-е.Просто обед всех его крестьян и жнецов.
Берта Моризо "Голубая ваза", 1888Все-таки не удержалась!
Фредерик Базиль. "Натюрморт с рыбой", 1866Просто и даже грубовато, но я, кажется, даже запах рыбы чувствую! Пойти, что ли, выбросить мусор?...
Анри "Таможенник" Руссо, "Букет цветов", 1910
Неожиданно по жанру, но неизменно по стилю. Простодушный таможенник всегда был верен себе.
Все, спасибо за внимание!Как вам?
agritura.livejournal.com
изображение неодушевлённых предметов. Картины по жанрам.
Натюрморт (фр. nature morte - «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта (см. vanitas). Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Нидерландский натюрморт XVII века
Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».
Натюрморт в русской живописи 18-20 веков
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
Русские натюрмористы
- Хруцкий Иван Фомич (1810-1885)
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
- Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
- Кончаловский Пётр Петрович (1876-1956)
- Альберти Петр Филиппович (1913-1994)
- Антипова Евгения Петровна (1917-2009)
- Захаров Сергей Ефимович (1900-1993)
- Копытцева Майя Кузьминична (1924-2005)
- Котьянц Геворк Вартанович (1906-1996)
- Крестовский Ярослав Игоревич (1925-2003)
- Осипов Сергей Иванович (1915-1985)
- Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)
- Румянцева Капитолина Алексеевна (1925-2002)
- Скуинь Елена Петровна (1909-1986)
- Тетерин Виктор Кузьмич (1922-1991)
- Шаманов Борис Иванович (1931-2008)
xn--80aaa5aniti.xn--p1ai
Русский натюрморт 19 века
24.01.2015В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был второстепенным жанром. А назвать отечественного художника-натюрмориста смогут только искушенные искусствоведы. Но, так или иначе, натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в 19 веке. Первыми «ласточками» стали небольшие акварели и гуаши Ф.П. Толстого и работы И.Т. Хруцкого. Это были классические европейские натюрморты с пышными букетами садовых цветов и корзинами фруктов. При всем их художественном обаянии эти работы имели весьма ограниченное значение для развития российской живописи.
Интерес к натюрморту как к самостоятельному жанру живописи появляется в 80-х годах 19 столетия. Важное место здесь принадлежит картинам И.И. Левитана (1860-1900). Они, как правило, просты по замыслу и не велики по размеру, и представляют букеты привычных садовых или полевых цветов. В натюрморте «Лесные фиалки и незабудки» (1889) художник чутко предал хрупкость ночных фиалок и воздушность голубых незабудок, их гармонию с простой деревенской кринкой. Близки по мотиву «Одуванчики» и «Белая сирень». Первые выдержаны в теплой гамме, которая очень органично смотрится с глиной молочной кринки и желтыми головками цветов. Эти натюрморты Левитана достаточно традиционны: букеты изображены на нейтральном фоне и изолированы от окружающего пространства. Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры. Однако в эти же время в творчестве В. А. Серова и К.А. Коровинастали проявляться новые веяния, зародившиеся на полотнах французских импрессионистов. Импрессионисты старались связать натюрморт с окружающей средой, и сюжетно, и живописно. Для этого «мертвую натуру» выносят в пленэр, связывают с пейзажем или соединяют с интерьером комнаты. При помощи натюрморта пытаются создать отражение мироощущения человека, его настроения и жизненного уклада.
Все эти тенденции заметны на картине Коровина «За чайным столом» (1888). На полотне изображено дружеское общество на даче В.Д. Поленова. Картина написана на террасе загородного дома. Художник пытается передать ощущение летнего дня, прелесть дружеской беседы. Свежесть, исходящая от зелени и молодых лиц, создается в определенной степени и натюрмортом – контрастом красных налитых ягод в белой тарелке, молоком в высоких прозрачных стаканах, белизной свежей скатерти. Эмоциональное единство картины прежде всего достигается живописным решением полотна. Все изображенное написано с учетом окружающей световоздушной среды. На знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» (1887) натюрморт с персиками на переднем плане на первый взгляд не играет важной роли в композиции полотна. Все внимание художника устремлено на В. Мамонтову, а фрукты только дополняют созданный образ. Но персики помогает Серову решить важную художественную задачу. Фрукты, по замыслу художника, служат цветовым ключом к колористическому построению картины. Серов подбирает для персиков собственный желтый цвет и противопоставляет его с белизной скатерти, с зеленью кленовой листвы и желтизной света, льющегося из окна в сад. Художник различает лимонно-желтые, зеленоватые и золотисто-желтые тона на неровных боках плодов. Осязаемый свет летнего дня, который словно формирует персики, определяет весь эмоциональный и живописный строй картины.
В этих работах Серов и Коровин открывают новый этап в развитии русского натюрморта. Аналитический характер этих картин принципиально отличается от существовавшей на тот момент концепции салонного натюрморта. Главным достоинством таких работ считалось максимальное сходство изображения с предметом. Также высоко ценилось этюдная легкость манеры или тщательная отделка живописной поверхности. Наиболее точно все эти принципы воплощены на большой картине К. Е. Маковского «В мастерской художника» (1881). Работа поражает «натюрмортным» нагромождением деталей: экзотических фруктов, богатых тканей, антикварных редкостей. Огромная собака и маленький мальчик кажутся не живыми существами, а простыми экспонатами этой выставки предметов роскоши. Новая же концепция натюрморта предполагала всестороннее расширение границ жанра и слиянию его с портретом, пейзажем, интерьерной и бытовой живописью. Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в средство раскрытия образа.
Новые веяния заметны в известной картине В.Д. Поленова «Больная» (1886). Интерьер и фигура героини погружены в глубокую тень – они лишь фон, а смысл происходящего раскрывается при помощи компактной группы предметов, которая ярко освещена лампой с зеленым абажуром. Этот натюрморт очень содержателен. Полуобгорелый абажур выхватывают из темноты смятые подушки и простыни, стеклянный графин, стакан с водой, пузырьки с лекарствами и рецепты врача. Слева заметны потрепанные книги в красной и голубой обложке, возможно это домашние лечебники или альбомы, которыми развлекали больную. Подобная композиция является символом того, что вся жизнь этой больной сосредоточена вокруг этого стола и стоящих на нем предметов. На работе натюрморту отдана активная роль в создании настроения. Также достаточно характерен натюрморт, который выдвинут на первый план, в картине К.Маковского «Алексеич». На картине фигура человека изображена уже на заднем плане, за натюрмортом. Образ благодушного старика раскрывается в той искренней радости, с которой он предвкушает свое одинокое чаепитие. Горбушка хлеба, кипящий самовар, варенье в стеклянной банке, бережно укрытая полотенцем коробка с сахаром и чаем – все это создает ощущение покоя и тепла, которое искренне радует неприхотливого человека.
Дальнейшее развитие русского натюрморта связано с более активным вторжением его в бытовой жанр. Эта тенденция ярко прослеживается в творчестве Б.М. Кустодиева. Встречаются интересные натюрморты среди работ М.А Врубеля, например «Роза в стакане» (1904). В начале прошлого века натюрмортом усиленно занимался П.П. Кончаловского (1876 – 1956).
8-poster.ru
НАТЮРМОРТЫ РЕНУАРА | ARTотека еды
В творчестве импрессионистов натюрморт играл второстепенную роль, тем не менее, практически у всех значимых художников этого направления, за исключением разве что Дега, можно найти картины этого жанра. Пьер Огюст Ренуар прославился, прежде всего, как мастер светского портрета. Его наследие включает порядка 6 тысяч(!) картин, но мало кто знает, что 1880 картин из них – это натюрморты. Не все они равнозначны по уровню, но лучшие из них занимают достойное место в творчестве художника.
Натюрморты Ренуара всегда интересны по теме, изысканны по стилю и великолепны по цвету. Наполненные воздухом и светом, они являются яркими образцами творческого стиля художника.В истории натюрморта редко можно встретить такую свободно-экзотическую компоновку предметов, как в картинах Ренуара. Подчас его фруктово-овощные миксы представляют немыслимое сочетание с точки зрения вкусовых ощущений, но художника, прежде всего, интересовала декоративность изображения.
Картина “Плоды в вазе в форме раковины” (1881) дерзко нарушает неписанное правило, что живописец должен изображать продукты в их кулинарной совместимости, а не по визуальной привлекательности. Натюрморт включает в себя 24 предмета, демонстрирующие буйство красок и форм — синий баклажан, алый перец, красный помидор, а рядом с ними соседствует желтый лимон, красно-фиолетовым гранат и оранжевый апельсин. На протяжении всего творчества цвет для Ренуара был самым важным компонентом натюрморта.В другом стиле выдержан изысканно-сдержанный “Лук”, написанный в том же 1881 году.
Несмотря на название, на картине присутствуют помимо 6 луковиц и 2 чесночные головки. Нарочито небрежно брошенные на белую ткань, они замерли в неустойчивом положении, которое в любой момент может быть нарушено. Округлые формы овощей подчеркиваются резкими диагональными мазками заднего плана .Виртуозно передана сама текстура лука, его глянцевой шелухи. Красные, желтые и розовые оттенки луковиц подчеркиваются и оттеняются холодными оттенками фона. Картина написана во время поездки по Италии, когда Ренуар только оттачивал свой стиль.В более поздних работах Ренуара наблюдается доминирование красного цвета, с преобладанием массивных и округлых форм.
По воспоминаниям американского художника Уолтера Пэча, Ренуар говорил:
” Я ставлю предмет так, как хочу его видеть, а затем начинаю рисовать, как ребенок. Предположим, мне хочется добиться яркого красного тона, и я начинаю добавлять красный к другим цветам, пока не достигаю желаемого эффекта. И больше ничего. Для меня не существует правил…”
Самая знаменитая картина Ренуара – “Завтрак гребцов” (1881), которая стала этапной в творчестве художника. По сути, полотно представляет собой групповой портрет близких друзей живописца, но центральное место в нем занимает мастерски написанный натюрморт. Несмотря на название картины, мы видим конец трапезы — пустые тарелки и бокалы, кожуру фруктов, небрежно брошенную кисть винограда… На картине запечатлено то мгновение, когда съеденная с удовольствием еда не отвлекает внимание и можно сполна насладиться великолепным днем и общением с приятными людьми.
Интересно, что на картинах Ренуара вы никогда не увидете изображения готовых блюд. Может быть, это связано с тем, что художник не был изысканным гурманом. По воспоминаниям Жана Ренуара, сына художника и известного кинорежиссера, его отец всегда предпочитал простую еду, даже если на столе присутствовали утонченные блюда, которыми так славится французская кухня. Натюрморты Ренуара – это ингредиенты будущих блюд в их естественном виде.
Любимыми темами натюрмортов для Ренуара были фрукты и цветы. Художник однажды сказал: “Живопись создана для украшения стен. Нужно поэтому, чтобы она была как можно богаче. Для меня картина должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да — красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать ещё новых.”
И в подтверждении его слов — одна из лучших работ в наследии мастера “Натюрморт с букетом и веером”, написанная в 1871 году. На полотне изображен лежащий на столике букет, пара книг и восточная ваза с японским веером (в те годы в европейском искусстве в моде была японская тема)Интересно, что на заднем фоне изображен офорт Эдуарда Мане по его копии картины Хуана Батиста Мартинеса дель Мазо “Маленькие кавалеры”. Тогда эту картину причисляли к наследию Веласкеса. Изображенный букет перекликается с букетом на картине Мане “Олимпия”, а книги и японские предметы – отсыл к портрету Эмиля Золя. В целом “Натюрморт с букетом и веером” считается данью уважения Эдуарду Мане, одному из родоначальников импрессионизма.Натюрморты для Ренуара были во многом полем для эксперимента, к тому же давали возможность расслабиться после написания других, более сложных картин.
“Я просто даю моему мозгу отдохнуть, рисуя цветы и не испытываю того напряжения, когда стою лицом к лицу с моделью. Я исследую тона, я упражняюсь в сочетании света и тени и не боюсь загубить картину. Я не могу позволить себе того же, рисуя модель, из опасения все испортить”.Ренуар считал натюрморты хорошей школой для начинающего живописца и рекомендовал оттачивать свое мастерство именно на картинах этого жанра.На редкость плодовитый художник, Ренуар рисовал в среднем по две картины в неделю. При таком темпе трудно постоянно держать высокую марку. С изрядной долей цинизма художник говорил: “Если бы я продавал только хорошие картины, я бы умер с голоду”. Коммерческая сторона играла существенную роль в жизни Ренуара, а натюрморты хорошо продавались и приносили стабильный доход. В результате большинство из них оказалось в частных коллекциях.
К концу жизни Ренуар оказался прикован к инвалидному креслу, но превозмогая боль, продолжал писать картины. Анри Матисс, который постоянно навещал художника, однажды спросил: “Почему вы не оставите живопись, если она даётся вам с таким трудом и болью?”. На это Ренуар ответил фразой, которая стала знаменитой: “Боль проходит, а красота остаётся”.
Похожие статьи
www.art-eda.info
Cheifetz David. Натюрморты живопись | Usenkomaxim.ru
Привет всем входящим на usenkomaxim.ru
Раз уж пошла тема натюрмортов в живописи, то выкладываю еще одного стоящего внимания американского художника Cheifetz David. Как и недавний Keys Daniel J он примечателен своеобразной этюдной манерой письма. При всей намеренной незавершенности картин и скудной детализации, их все же смотришь и смотришь, одну за другой. Для меня они оказались очень притягательными эффектом света и контрастами чистых красок. И все это усилено грамотным минимализмом композиций. Местами напоминает фотографии, качественно обработанные фильтрами Photoshop. Но от мысли этой картины хуже не воспринимаются. Своеобразные очень запоминающиеся работы и молодой автор, нашедший свой индивидуальный стиль.
Как противопоставление сегодняшнему и позавчерашнему авторам хочу привести известного в жанре натюрморта художника Jose Escofet. У него полноразмерные ОЧЕНЬ прорисованные работы. Полная противоположность «миниатюрам» Cheifetz David, размер которых около 25х40 см. И если бы меня в обязательном порядке попросили выбрать для своей квартиры картину одного из этих авторов, то я бы однозначно выбрал одну из работ Cheifetz David. Уж больно притягателен свет и цвет…
Cheifetz David родился в 1981 году в Pacific Northwest, сейчас живет со своей женой в Пало-Альто, что в Калифорнии. В 2004-ом David окончил Университет Вашингтона со степенью бакалавра изобразительных искусств и архитектуры. После учебы стал работать архитектором. Осенью 2007 начал учиться писать маслом в школе изобразительных искусств Schuler в Балтиморе,. Далее учился у лучших художников, обучался на нескольких курсах. Уже в 2009 году полностью перешел в художество и вскоре получил широкое признание и награды. В сентябре 2010 года Юго-Западный художественный журнал отметил его как «восходящую звезду» среди художников в возрасте до 31.
Помимо натюрмортов размещу пару рисунков и работы художника других жанров. Чтобы сложилось более полное представление о нем.
Портрет
Городской пейзаж
Напоследок скажу, что работы художника стоят от 900 до 3500 долларов.
Ниже отличного качества слайд-шоу с работами художника. Разрешение даже больше, чем на фото в тексте. Надо только выбрать 720HD в настройках воспроизведения…
Другие материалы из этой категории:
usenkomaxim.ru