Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим». Серафим картина


Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Полотно «Шестикрылый серафим» Михаилом Врубелем было написано в 1904 году. Произведение искусства было создано художником в больнице В.П. Сербского при университете. Работа написана на холсте масляными красками. Данное творение известно под именем «Азраил», кроме того полотно называют «Ангел с мечом и кадилом».

Будто огнем воспылал венец на голове у изображенного Шестикрылого серафима, сеянием своим, пробиваясь сквозь непроглядную тьму. Драгоценным блеском камней отбывают свет сильные крылья. Облик его пронизан холодом и суровостью. Лицо обрамляют темные волосы. Его шея вытянутая и прямая. Серафим взирает пронзительным ледяным взглядом широко открытых огромных глаз. Руки его возведенные к верху.

В одной руке у него кадило с горящим пламенем, а в другой, увитой змеей, он удерживает меч. Всем своим видом серафим напоминает о небесном мире, откуда он спустился. Он как ангел смерти, напоминающий, что ничто не вечно в этом земном мире. Его взгляд говорит о скором приближении расплаты.

Картина схожа с бредовым сном, где то и дело появляются вспышки то красного, то синего и зеленого огня. Холодные краски звеняще извещают о близком конце.

Произведение искусства является иллюстрацией к стиху А.С. Пушкина «Пророк». Ранее Врубель уже писал картину, опираясь на творчество Пушкина. После этого тематика Пророка стала для художника проводной.

Врубель работал над полотном уже, будучи больным. При этом у него хватило сил вложить душу и тайный смысл в каждый мазок. Это после последнее большое полотно кисти художника.

Общий стиль исполнения полотна напоминает древнее фрески. В произведении искусства сплелись воедино мазки имеющие вид яркого витража. Кажется, будто картина собрана из тысяч частиц разноцветной мозаики. Одновременно она холодная, отталкивающая и завораживающая, наделенная глубокими переживаниями автора.

opisanie-kartin.com

«Серафим шестикрылый» и другое художественное наследие Михаила Врубеля

Михаил Врубель – загадочная личность и выдающийся художник в одном лице. Его творческий путь усеян сложными метаморфозами, которые неизменно приводили его к изображению характерных композиций, где одного владения кистью было недостаточно.

Характер творчества Врубеля

Художник был многогранной личностью. Он много путешествовал и неоднократно бывал в мировых центрах искусства: Италии, Франции, Германии. Немалый интерес Михаила Александровича вызывали Греция и Швейцария. Посетив множество галерей, изучив историю и повстречав немало персонажей на своем пути, Врубель сделал центральной темой своего творчества человеческое бытие и морально-философские аспекты жизни.

Художественная культура XIX века была довольно противоречивой, художник вынужден был бороться за возможность передать свое видение мира на холсте, постоянно претерпевая сложности в изображении духовных путей решения проблем.

врубель художник

Врубель – художник с ярким индивидуализмом и даже неким мистицизмом. Его работы встречали неоднозначные отзывы, и долгое время были не до конца приняты.

Истоки творчества художника

М. Врубель, картины которого часто выступали иллюстрациями к литературным произведениям, часто обращается в своей живописи к романтизму эпохи Возрождения, а также античной мифологии. Ввиду особенности его деятельности он был вынужден интересоваться и историей развития народных сказок.

Ввиду отсутствия строгих рамок в художественной стилистике того времени Михаил Александрович часто использует в своих работах технические приемы от разных школ. Излюбленные инструменты передачи изображений художника – загадочные и эфемерные приемы раннего российского символизма.

Михаил Врубель – художник с неоднозначной стилистической позицией. Будучи разносторонней и чувствительной личностью, он мечтал соединить жизнь и искусство в одном полотне. С этой целью он прибегал к сложным художественным решениям, используя орнаментный рисунок, который очень приближал его к последователям русского модерна.

Знаковые работы мастера

м врубель картины

Можно перечислить множество фамилий художников, которые были бы одинаково хороши в работе над портретом, пейзажем и натюрмортом, однако никто из них не сможет похвастаться столь небывалым мистицизмом и сложностью техники, как Михаил Александрович Врубель. Неординарные изобразительные решения наряду с сюжетной нагрузкой нашли отображение в следующих работах мастера: триптих «Фауст», «Утро». Здесь зритель может проследить веяние школы модернистов.

В попытке «разоблачить» человеческую душу и доказать ее единство с природой, художник создает картины «Пан», «Сирень», «К ночи». Однако и этого было мало Врубелю. Переехав в Киев в 1884 году, мастер начинает работать над циклом икон, а также находит свое предназначение в росписи стен храмов. Этим ремеслом он занимался на протяжении 5 лет и был несколько разочарован, так как не смог в своих работах воплотить свои идеи – он вынужден был служить затеям буржуазного общества.

Происходит процесс метаморфоз, когда Врубель видит, что все его мечты и видение человеческой натуры расходятся с окружающей его действительностью. Он становится одержим идеей создания произведений монументального искусства, глобальных работ. Примером попыток Врубеля воссоздать свои задумки на полотне может служить его знаменитый «Серафим шестикрылый».

Московский период творчества Врубеля

В Киеве художнику было тесно и он отправился в Москву. Здесь он всерьез занялся декоративным искусством. Предпосылкой этому послужило вступление Врубеля в художественный кружок С.И. Мамонтова. С этого момента художник работает над панно и станковыми произведениями, например «Гадалка» и «Венеция».

врубель шестикрылый серафим В столице для Врубеля открылись новые возможности, и он стал участвовать в оформлении спектаклей, создавать архитектурные эскизы. В эти годы начинается плодотворная работа Врубеля над иллюстрациями к произведениям Лермонтова.

«Серафим шестикрылый» кажется полным творческим антиподом знаменитой картине «Демон», над которой художник упорно трудился в 1890 году. Тема добра и зла становится ключевой в произведениях Врубеля в его московский период творчества. Как ни странно, именно изображение демона позволило живописцу максимально раскрыться в символизме его личности, показать дерзкую натуру героя, бунтаря, человека, который не приемлет всю низменность и обыденность бытия, вынужденного из-за этого страдать от глубокого одиночества. Технические приемы изображения на полотне передают зрителю всю напряженность художника, все его сопереживание и отождествление с собой. Символически картина напоминает исповедь человека, который сумел многое постичь в жизни, но не осилил ее сопротивления.

Михаил Врубель «Шестикрылый Серафим»

серафим шестикрылый

Михаил Врубель был очень образованным человеком, и это одновременно мешало и помогало ему в жизни. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» - квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. Он сумел этой картиной поставить точку в надежде на монументальное искусство, показав, что он все еще терзается воспоминаниями о демоне, но уже не одинок.

Полотно написано плотным мозаичным мазком, цветовое сопровождение картины передает мистичность потустороннего мира, который художник пожелал показать нам сквозь осколки витражей.

fb.ru

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим»

Полотно «Шестикрылый серафим» Михаилом Врубелем было написано в 1904 году. Произведение искусства было создано художником в больнице В.П. Сербского при университете. Работа написана на холсте масляными красками. Данное творение известно под именем «Азраил», кроме того полотно называют «Ангел с мечом и кадилом».

Будто огнем воспылал венец на голове у изображенного Шестикрылого серафима, сеянием своим, пробиваясь сквозь непроглядную тьму. Драгоценным блеском камней отбывают свет сильные крылья. Облик его пронизан холодом и суровостью. Лицо обрамляют темные волосы. Его шея вытянутая и прямая. Серафим взирает пронзительным ледяным взглядом широко открытых огромных глаз. Руки его возведенные к верху.

В одной руке у него кадило с горящим пламенем, а в другой, увитой змеей, он удерживает меч. Всем своим видом серафим напоминает о небесном мире, откуда он спустился. Он как ангел смерти, напоминающий, что ничто не вечно в этом земном мире. Его взгляд говорит о скором приближении расплаты.

Картина схожа с бредовым сном, где то и дело появляются вспышки то красного, то синего и зеленого огня. Холодные краски звеняще извещают о близком конце.

Произведение искусства является иллюстрацией к стиху А.С. Пушкина «Пророк». Ранее Врубель уже писал картину, опираясь на творчество Пушкина. После этого тематика Пророка стала для художника проводной.

Врубель работал над полотном уже, будучи больным. При этом у него хватило сил вложить душу и тайный смысл в каждый мазок. Это после последнее большое полотно кисти художника.

Общий стиль исполнения полотна напоминает древнее фрески. В произведении искусства сплелись воедино мазки имеющие вид яркого витража. Кажется, будто картина собрана из тысяч частиц разноцветной мозаики. Одновременно она холодная, отталкивающая и завораживающая, наделенная глубокими переживаниями автора.

Описание картины Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим» | источник

sochinenie-o.ru

Шестикрылый Серафим (Азраил). Картина М.Врубеля

Михаил Александрович Врубель

«Шестикрылый Серафим (Азраил)»

1904 год

Русский музей, Санкт-Петербург

 

Врубель — выдающийся, высокоодаренный колорист и рисовальщик — принадлежит в числу самых крупных мировых живописцев.

Своей живописью он надолго опередил время, в котором жил. Его самобытное, отмеченное глубоким своеобразием искусство проникнуто романтической приподнятостью, поэтической взволнованностью, экспрессией.

Творчество художника несло в себе отпечаток сложных современных исканий в плане символизма и монументально-декоративного стиля. Все ограниченное, узко-бытовое, приземленное было чуждо Врубелю, мыслившему большими философско-этическими категориями.

Страдавший от мещанства и косности, пронизывавших русскую жизнь 1880-х годов — периода жесткой политической реакции, Врубель видел долг художника в том, чтобы разбудить душу «от мелочей будничного величавыми образами».

shestikriliserafimvrubely

Присущее художнику стремление нести своим искусством в мир добро и красоту нашло воплощение в теме пророка и серафима, характерной для исканий последних лет творческой жизни.

Образ пушкинского серафима ( по стихотворению «Пророк»), рассекшего мечом грудь пророка и вложившего в нее «угль, пылающий огнем», дабы он мог «словами жечь сердца людей», преображенный вдохновением художника, предстает в полотне «Шестикрылый Серафим (Азраил)».

Ангел с неподвижным взглядом огромных глаз и сомкнутыми устами, в поднятых руках которого застыли меч, змея и пылающее кадило, кажется каменным изваянием. Вместе с тем его облик полон необычайной духовной силы, экспрессии, горения.

«Шестикрылый Серафим», писавшийся в клинике для душевнобольных, между приступами тяжелого недуга (поверх неоконченной композиции «Пасхальные голоса»), — последнее крупное произведение Врубеля.

Это своеобразный реквием (Азраил — ангел смерти), в котором с необычайной силой сказался могучий живописный темперамент художника. Точно самоцветы, светятся изнутри краски, положенные широкими мазками, придающими изображению сходство с мозаикой.

Доминируют любимые Врубелем синие и фиолетовые тона, взятые в полную силу звучания. Подобно многим другим произведениям Врубеля, «Шестикрылый серафим», отличающийся монументальностью формы и цвета, плоскостностью построения, внешней статичностью при большой внутренней динамике и напряженности, решен как декоративное панно.

Поиски большого стиля, возвышенный характер образов, романтико-символическое содержание, сложно-опосредованная связь с современностью, присущие произведениям Врубеля, характеризуют основную направленность живописи начала XX века.

Автор сочинения: Елена Рыженко

Похожие записи

design-kmv.ru

Загадки Серафима Саровского | Исторические сюжеты

serafimsarovsky

Серафим Саровский - один из самых почитаемых русских святых. Его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации…

Канонизация

Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.

В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован.

Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.

св Серафим СаровскийПрижизненный портрет Серафима Саровского, ставший иконой, после его смерти.

Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность.

Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто.

Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.

Старовер

Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года.

Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.

Saint_Serafim_Of_Sarov_Portrait

Прижизненный портрет

В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину.

Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).

Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Личные мотивы императора

Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника».  

b985c90e5f13e47e8e2c155aac1963c8_thumb[6]

После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.

Были ли в действиях Николая II сокрыты  личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

0_a921_e8b3a169_L(2)

Икона святого Царя-страстотерпца Николая II с образом преподобного Серафима Саровского. Серафим был канонизирован при Николае, и поэтому их часто сочетают.

Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.

Письмо

Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться».

Serafim_Sarovskiy3

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 1903 г.

О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.

24

Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.

Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.

Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»).

Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Molenie na kamne

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись.

По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен.

Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда.

zver_zem_image006-1-

Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима?

В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.

Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства?

0_72fcf_d73891fb_orig

Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.

Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе.

Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.

1368296730_3

Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи».

Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.

В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году.

moshi

Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.

Изречения, приписываемые Серафиму Саровскому

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

И хлебом обожраться можно.

Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На хлеб и воду ещё никто не жаловался.

Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.

Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.

Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

serafim_sarovskiy-07

Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в царствии небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.

Смирение может весь мир покорить.

Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.

 

 

 

 

link

storyfiles.blogspot.com

Репродукция картины "Шестикрылый серафим (Азраил)" Врубеля Михаила

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Врубеля.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин Михаила Врубеля на натуральном холсте.

Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в Омске, где тогда служил его отец, в то время старший штабной адъютант Отдельного Сибирского корпуса. Когда мальчику было три года, умерла от чахотки его мать. В памяти Михаила она осталась вырезающей детям из бумаги лёжа в постели «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры».

В том же году отца перевели на службу в Астрахань, в 1860 году назначили в Харьков, таким образом детство Михаила проходило в постоянных переездах. В 1863 году отец Михаила женился во второй раз, семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном, и его новая жена Елизавета Вессель полностью посвятила себя детям мужа (собственного ребенка она родила в 1967 году)

Воспитанием детей занимался также брат Елизаветы — профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый развивающими играми и домашними представлениями. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Михаил и его старшая сестра Анна держались несколько обособленно, явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома.

К десятилетнему возрасту у Михаила проявились способности к рисованию, но не меньше места в его жизни занимали театр и музыка.

Для занятий живописью отец пригласил для Михаила учителя Саратовской гимназии — Андрея Сергеевича Година. Большое впечатление на формирование художественного вкуса Михаила произвела привезенная в то время в Саратов копия фрески Микеланджело «Страшный суд».

В 1867 году отец Михаила стал слушателем Военно-юридической академии в Петербурге, а Михаил поступил в гимназию, где особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию, были введены уроки танцев и гимнастики. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда Александр Михайлович Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись.

После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет, на юридический факультет.

В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, желая упрочить познания и повысить оценки. В результате, проучившись на год больше положенного срока, Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента.

В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, но больше его занимало участие в театральной жизни (Врубель был знаком с Модестом Мусоргским, бывавшим в их доме) Театр требовал немалых расходов, поэтому Врубель регулярно зарабатывал репетиторством и гувернёрством. Благодаря этой работе в середине 1875 года он смог впервые посетить Европу, побывав вместе со своим воспитанником во Франции, Швейцарии и Германии.

Благодаря превосходному знанию латыни, Врубель около пяти лет жил в семействе сахарозаводчиков Папмелей, став репетитором собственного сокурсника по университету.

Зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка.

Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля. Он вновь стал посещать академические вечерние классы. В 24-летнем возрасте, окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств и сразу стал частным образом заниматься в мастерской Павла Чистякова.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у Павла Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской Ильи Репина.

Официально закончить Академию Врубелю так и не удалось, хотя он имел определенный успех: композиция «Обручение Марии с Иосифом» удостоилась весной 1883 года второй серебряной медали Академии.

Осенью 1883 года профессор Адриан Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Предложение было лестным и сулило хороший заработок, поэтому Врубель принял предложение, не нуждаясь больше в обучении.

Киевские работы Врубеля оказались важным этапом в его художественной биографии. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора.

Во время пребывания в Киеве летом 1884 года художник переживал бурную влюблённость в жену своего покровителя — Эмилию Львовну Прахову. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем».Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа.

После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.

Вернувшись из Венеции, весь май и большую часть июня 1885 года Врубель провёл в Киеве, сделал предложение Эмилии Праховой, невзирая на её положение матери семейства, причём, по одной из версий, он объявил о своём намерении жениться на ней даже не самой Эмилии Львовне, а мужу — Адриану Викторовичу.

Михаил Александрович вёл богемный образ жизни, стал завсегдатаем кафе «Шато-де-флёр». Это поглощало все его невеликие гонорары.

В 1889 году отца Врубеля из Харькова перевели в Казань, где он тяжело заболел. Сын вынужден был покинуть Киев и срочно приехать в Казань. Отец Врубеля оправился, но принял решение выйти в отставку и поселиться в Киеве.

В сентябре Михаил Врубель поехал в Москву — повидать знакомых — и в результате остался в этом городе на полтора десятка лет. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей.

Врубель поселился в мастерской Константина Коровина.

Коровин познакомил Михаила Александровича с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым. В декабре художник переехал в его дом, приглашённый «не без внимания к его гувернёрским навыкам» Но супруга Саввы Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей».

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал своей сестре Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»

Савва Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания — в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе».

«Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии.

В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой — Елизаветой Григорьевной — и Мамонтов с художником отбыли в Милан.

Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту, и Михаил Александрович поселился у Сведомских. Обстановка мастерской Александра и Павла Сведомских ему тоже была близка, Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами.

Зиму 1892—1893 годов Врубель вновь провёл в Абрамцеве. Заказы у Мамонтова привели к упрочению репутации Врубеля в Москве, и он смог получить несколько выгодных заказов по оформлению особняка семейства Дункер на Поварской, а затем и на оформление особняка Саввы Морозова. Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.

В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию, и Савва Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем — отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию)

Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву.

В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции, и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.

Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора — Николая II. Савва Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены, и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно. Заказ на эти панно — со свободным выбором темы — был передан Врубелю.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к Савве Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Декорации и костюмы были заказаны Константину Коровину, но он заболел, и его заказ переходил Врубелю. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую роль сестрички Гретель.

Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета Морозова — к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки, и от вокзала шёл к наречённой пешком.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»

1 сентября 1901 года у Надежды Врубель родился сын, названный Саввой. Рождение сына привело к резкому изменению образа жизни в семье: Забела-Врубель отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Содержание жены и ребёнка целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с сентября — октября 1901 года он постепенно впадал в депрессию, одновременно увеличивая число рабочих часов.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии — третичный сифилис). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали, и он отправился в Москву.

В столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину «Демон поверженный», написанную к тому времени, купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Савей-Могилевича.

Состояние его несколько улучшилось к сентябрю — он перестал буянить, стал вежлив — и было решено перевести его в клинику Сербского при Московском университете.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева — «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию, и художник вернулся в Москву. Владимир фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В Киеве болезнь обострилась, и через день — 3 мая — ребёнок умер. Врубель сразу вышел из апатии, и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова.

Савву похоронили на Байковой горе. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля.

Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. По совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Усольцева в Петровском парке.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день.

Летом 1904 года Надежда Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Вскоре оказалось, что из-за перенесённых испытаний пострадал голос певицы, Надежда Ивановна больше не могла выступать в опере и нашла себя в камерном жанре. К этому периоду относится огромное число холстов Врубеля, изображавших жену в разных сценах.

28 ноября 1905 года Михаила Александровича избрали академиком живописи «за известность на художественном поприще»

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.

Накануне смерти в апреле 1910 года Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась в июне 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Михаила Врубеля не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Преподобный Серафим Саровский - от портрета к иконе

"Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих".

"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода.

Неизвестный художник (В.Ф.Бихов?)                                                                                  

1829–1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание

Наиболее ранний, прижизненный портрет.Нимбом и надписью портреты дополнили образ после Саровских торжеств 1903г.

По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления. И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".

(написан на части кирпича из могилы святого)

"Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" (В.Е. Раев).

Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку.Третья четверть XIX века. Поволжье. Холст, масло. Частное собраниеПреподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку.Середина XIX века. Холст, масло. Патриаршая резиденция в Москве

"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны"(Русская старина. 1904. № 11.)

Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник. Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей.                                                                                                                                                          Монахиня Серафима (Петракова). Явление Божией Матери                                                                                                                                                            преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения                                                                                                                                                             1831 года. Около 1901. Мастерская Серафимо-Дивеевского                                                                                                  монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления. Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.

Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»). Конец XIX–начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. ЦМиАР

С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".

Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря. Около 1916 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).

Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития. Начало XX века. Дерево, левкас, смешанная техника. ЦМиАР.

Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мстерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь."Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет.

Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку. Клеймо складня. 1920-е годы. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь.По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов. К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле". Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.

                                                                                 

Tags: деталь/детали, живопись, икона/иконы/чудотворная, иконопись, портрет, православие, святость, старина, сюжет

rita-vasilieva.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта