Картина Татары идут. Конец XIV века Аполлинария Васнецова. Картина татары
Репродукция картины "Татары идут. Конец XIV века" Аполлинария Васнецова
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Аполлинария Васнецова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Аполлинария Васнецова на натуральном холсте.
Родился в семье священника. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Отец определил его для учебы в Вятское духовное училище, но Аполлинарий с детства увлекался рисованием и совсем не хотел стать священнослужителем. В возрасте 14-и лет он потерял и отца. Старший брат, в то время студент Петербургской Академии Художеств, заметив увлечение искусством Аполлинария, договорился о частных уроках для брата с польским художником Эльвиро Андриоли, проживавшего в Вятке, будучи сосланным туда как участник восстания в Польше 1863 года. После окончания училища в 1872 году Аполлинарий уехал к брату.
Через три года, проведенные в Петербурге, он решил вернуться в Вятку и принял решение просвещать народ, сдав экзамен на звание народного учителя.
Но увидев безрезультатность своей деятельности, с конца 1870-х годов, под руководством брата, Аполлинарий Васнецов начал усиленно заниматься живописью и почти сразу достиг значительных успехов. Кроме брата, Виктора Михайловича Васнецова, на формирование его как художника огромное влияние оказали Иван Шишкин и Архип Куинджи.
Начиная с 1882 года, вместе с братом, Аполлинарий принимал активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова, где он познакомился и подружился со многими художниками.
Первое признание как самостоятельный художник он получил в 1883 году, когда его картину, представленную на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок приобрел известный коллекционер Павел Третьяков.
В 1890-1891 годах Аполинарий отправляется на Урал. Эта поездка дала ему богатый материал для создания цикла замечательных картин.
К 1900 году Аполинарий Михайлович Васнецов стал известным художником.
За заслуги на художественном поприще Петербургской Академией Художеств Васнецову было присуждено звание академика.
На рубеже веков Васнецов увлекся театрально-декоративным искусством. Он работал над оформлением ряда спектаклей: «Иван Сусанин» (1885), «Хованщина» (1897), «Садко» (1899) для Частной русской оперы Мамонтова.
В 1903 году возникло новое творческое объединение - Союз русских художников, объединившее мастеров Москвы и Петербурга. Аполинарий Васнецов стал одним из главных его руководителей. Он обладал удивительной способностью улаживать споры и конфликты, находить компромиссные решения, при этом всегда был тверд в своих нравственных и художественных принципах.
В 1906 году художник становится членом Московского археологического общества. Увлечение русской историей привело его к созданию особого типа исторического пейзажа, в котором он как исследователь возрождает облик допетровской Москвы, в знании старинной русской архитектуры ему не было равных.
Научная информация помогала художнику не создавать иллюстрации, а передавать живые образные представления, в которых воскрешалась жизнь наших предков.
Значительной и плодотворной была преподавательская деятельность Аполлинария Васнецова. С 1901 по 1918 год он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества руководителем пейзажного класса.
Аполинарий Васнецов был наделен и литературным даром.
Еще в 1880-1890-е годы он опубликовал в журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детский отдых» свои беллетристические очерки о деревенской жизни и поездках на Урал и Кавказ. Позднее подобные рассказы печатались в журналах «Осколки» (1916) и «Нива» (1917).
Все это подтверждает, сколь многогранной и многоодаренной была личность Аполлинария Васнецова - художника, ученого, мастера слова.
В 1918 году Васнецова изгнали из Московского училища живописи.
Говорят, Аполлинарий Васнецов был единственным художником, публично выразившим протест против сноса храма Христа Спасителя в Москве.
В послереволюционные годы становления Советской власти художник не унизил себя приспособленчеством, угодничеством, лакейским отношением к новому режиму. Его народная основа подсказала, что можно и нужно жить, оставаясь честным перед своей совестью.
Христианское смирение, чувство долга, желание работать помогли Васнецову в последние годы жизни обрести «второе дыхание»
В 1918 году он стал председателем Комиссии по изучению старой Москвы.
Он скромно и честно делал свое дело: изучал прошлое столицы, занимался археологическими раскопками, готовил доклады в Комиссии по изучению старой Москвы, создал цикл графических работ об ее истории, вспоминал о детстве в серии акварелей «Моя родина», составлял автобиографию и писал, писал этюды. Он пытался даже создавать большие монументальные пейзажи.
Таким был этот благородный закат жизни.
Аполлинарий Васнецов умер 23 января 1933 года и похоронен на Введенском кладбище в Москве рядом со старшим братом.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Аполлинария Васнецова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Изображения монголо-татар из русских источников
Солнечное затмение предшествовало нападению монголо-татар, одежда русских образца 1236 года вроде-бы:
|
|
Взятие Суздаля: |
Еще одна миниатюра о взятии Суздаля:
Штурм Владимира:
Монголо-татары у стен Козельска:
Монголо-татары у стен Москвы:
Наверняка, Монголо-татары на Ледовом побоище:
Витовт под Смоленском, события конца 14 в, написано в 16 в.:
Нападение татар на город Кашин:
Куликовская битва, поединок Пересвета с Челубеем:
Бой благочестивых с нечестивым Батыем:
Великое стояние на Угре:
Липицкая битва 1216 г. между владимиро-суздальцами и новгородско-псковско-смоленскими войсками Мстислава Удалого: "Пошли сыновья на отца, отцы на детей, брат на брата, рабы на господина, господин на раба":
В Новгороде существует икона Чуда образа Пресвятой Богородицы "Знамение". В 1169 году вышеупомянутый Андрей Боголюбский осадил Новгород, икона Божией Матери была вынесена на городскую стену и одна из стрел попала в изображение Богоматери. Из очей Богоматери потекли слёзы и суздальцы, поражённые этим чудом, обратились в бегство:
Куликовская Битва, миниатюра летописного свода 16 века. тут отчётливо виден стяг красного цвета у русских и бунчук из конского хвоста на татарской стороне:
Маленькое объяснение того что вы видите
Почти на всех этих картинках изображены сражения руских с монголо-татарами. Но почти нигде невозможно определить кто русич, а кто татарин. Разве что учтем что правитилей Орды называли часто царями, тогда Батый в короне. Но !!! почему тогда Батый в короне Византийского императора. Знатоки византийского военного дела подумают что и руские и ордынцы одевались и вооружались исключительно по-византийски. И правда присмотревшись внимательно мы увидим что кольчуги одеты на стеганный ватный кафтан - кавадион, а поверх чешуя - клибанион или проклепанная наполненная ватой безрукавка - бомбакион, также все носят парадные плащи - таблионы. На картинках "Взятие Суздаля" и "бой благочестивых с нечестивым Батыем" за руских и за татар дерутся спафарии (почетная гвардия) византийского императора, в характерных позолоченных шлемах с цветными плюмажами и в шитых золотыми нитками наддоспешными платьями - эпилорикеях (эпилоконах). А дело в том что для руского духовенства Византийский Канон был дороже исторической правды. И рисунки сами выполнены в 14 - 16 веках тут и не пахнет современниками.
А вы думаете в Европе все в порядке? Как бы не так.
Миниатюрный цикл, посвященный битве при Лигнице 9 апреля 1241 года (Hedwigs-codex, 1353). Изображение монголов несколько схематично, но сам цикл уникален и позволяет вполне реально проследить последовательные фазы битвы. Много интересных деталей:
В XV веке, художники никогда не видевшие моголов изображали их в смешных шапках и в полных латных доспехах:
Опять таки битва при Лигнице, время очень сильно меняло облик монголов, сравните изображения 14 и 15 веков:
На Руси Монголо-татары похожи на руских, а в Европе на европейцев в шутовском наряде:
В манускрипте Рашид-ад-Дина монголы изображены вот так, совсем ни похоже ни на руские ни на европейские изображения:
Одно из самых достоверных изображений монголов, Иран начало 14 века. Только вот здесь действительно монголы с монголами дерутся:
http://swordmaster.org/2009/04/19/tataro-mongolskij-vermaxt.html
historicaldis.ru
Картина Н.К.Рериха "Сеча при Керженце"
Картины Н.К.Рериха
Название: Сеча при КерженцеГод: 1911Где находится: Государственный Русский музей. Россия. Санкт-ПетербургХолст, размеры: Картон, темпера. 52 x 70.5 см.Примечание: Эскиз занавеса к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Париже в театре Шатле
Русская легенда о Керженце относится ко времени монголо-татарского ига. Она рассказывает, что когда приблизились победоносные татаро-монгольские орды, древнерусский город Керженец не смог защитить себя. Тогда весь святой народ этого города пришел в храм и молился о спасении. Перед самыми глазами безжалостных завоевателей город торжественно опустился в озеро, которое впоследствии стало считаться священным. Хотя легенда говорит о времени татарского ига, вы можете понять, что основа легенды намного более древняя и вы можете найти следы типичных переселений.
Эта картина - эскиз панно для Казанского вокзала в Москве.
Однажды наступили для Руси страшные времена - напали на нее татары. Множество городов было ими разрушено, только Китеж, затерявшийся в лесной чаще, они не могли найти. Но предатель указал дорогу к городу. Навстречу "поганым" вышла дружина с князем и была великая сеча при Керженце. Все русские полегли на поле брани, но Китеж не достался татарам - город стал невидимым.
...В яростной битве два войска сшиблись среди зеленых холмов у озера, в которое погрузился град Китеж. Справа — русские всадники в островерхих шлемах с червлеными щитами мчатся ритмичными рядами со знаменем «Спаса» и хоругвями. Слева — плотные ряды коренастых татарских лучников в шапках и круглых шлемах осыпают русскую конницу стрелами.
В приемах живописи сказалось изучение Рерихом древнерусских икон. Силуэты воинов четко читаются на зеленом фоне. Они такие же, как изображения на хоругвях и иконах. Так же горят чистые звонкие краски: киноварь, охра, изумрудная зелень. Пересечение коротких кривых и рубленых линий, очерчивая группы сражающихся воинов, вызывает в воображении стук и звон мечей, а полыхание красных продолговатых полос неба и его отражения в озере невольно ассоциируются с протяжными звуками медной группы оркестра.
Тема героического сражения русского воинства с татарскими ордами передана композитором в форме симфонической картины, полной эпической силы, былинности, национального звучания.
http://gallery.facets.ru/show.php?id=753
tatar-rulit.livejournal.com
Рамиль Гарифуллин: Образ татарина в российскм кинематографе
(Послесловие к фильму Н. Михалкова "Утомлённые солнцем 2")
В новой киноленте режиссёра Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем 2" есть фрагмент, когда один из штрафников, татарин по национальности, молится перед боем, зазывая Аллаха. Это весьма трогательная сцена, вызывающая противоречивые чувства. Очень трудно определённо сказать, что хотел выразить тем самым Никита Михалков. И всё-таки этот образ некорректен и однобоко примитивизирует образ татарина. Это традиция, которая может усугублять комплекс татарской национальной неполноценности. Почему так происходит? Несмотря на то, что в советском и российском кинематографе образ татарина или татарки практически не представлен, тем не менее он всегда являлся показателем отношения государственной власти к татарам.
Персонажу татарской национальности в советском кино всегда отводилась незавидная роль. На память приходят лишь некоторые короткие киноэпизоды, которые уже многие не помнят. Так например, это образ татарина-дворника в фильме о молодом Ульянове-Ленине. В фильме молодой Ульянов иронизирует над татарином, относясь к нему несерьёзно. Ульянов встречает дворника, которого призвали в армию и спрашивает его: "А что если тебе дадут приказ стрелять в меня... ты будешь стрелять?" Тот утвердительно отвечает: "Буду...", но после некоей паузы заявляет: "Стрелять буду... да только мимо". На экране хитрые глаза татарина-дворника и смех.
Ещё пример. В фильме Эйзенштейна "Иван Грозный ". На экране хитрый татарин с репликой: "Маскау манинький... Казан бальшой... "
Архетип хитрого, но наивного татарина, говорящего с акцентом, хорошо прижился в советском кино.
Ещё пример. Образ Абдуллы-торгаша в художественном фильме "Евдоким и Евдокия ". Эту роль сыграл наш известный актёр-чтец Айрат Арсланов. Мой отец, будучи одногруппником по театральному училищу с Айратом Арслановым, всегда восхищался талантом и порядочностью этого великого артиста. Но здесь ему была отведена негативная и невзрачная роль красивого и опять-таки хитрого татарина, совращающего русскую замужнюю женщину.
У Андрея Тарковского в фильме "Андрей Рублёв" татары представлены в маленьком, но сильном эпизоде. Теперь уже татары не хитрые лакеи, не глупые или наивные существа. Теперь это агрессивная сила, способная выкалывать у русских глаза. После просмотра этих эпизодов у многих татар начинался приступ комплекса национальной неполноценности. Это очень серьёзно. Будучи ещё очень молодым при виде этих кадров у меня внутри что-то сжималось и я задумывался: "Неужели это образ моего татарского народа?"
Кто-то может возразить, что дескать есть фильм-сказка "Булат-батыр " (фильм тридцатых годов) или "Клад" (фильм семидесятых годов). Но это ленты, где нет образа татар, там стояли иные задачи.
Почему татарам на советском культурном пространстве так и не достался достойный образ-земляка, который бы любили все. Грузинам в этом плане повезло. Им достался образ Мимино (Вахтанг Кикабидзе). Мимино любят все... Но это пожалуй исключение из правил. Все остальные нации могли формировать объективный художественный образ себя, имея свои национальные киностудии. У нас таковой не было никогда.
И вот, наконец, свершилось. После различных попыток ("Куктау", "Тёплый ветер булгар" и др.) на экран вышел полнометражный художественный фильм "Зулейха", снятый Р.Ч. Тухватуллиным, по одноимённому произведению Гаяза Исхаки. Эта лента, пожалуй, впервые претендует на более правдивый художественный образ татар в российском, да и, пожалуй, в мировом кинематографе. Это не образ татарина, но образ татарки - Зулейхи. Она и есть нерв всего фильма - нерв всего татарского многострадального народа. Её образ аналогичен образу из плаката "Родина мать зовёт!" Но теперь это звучит: "Зулейха чакыра! " ("Зулейха зовёт!"). Она призывает не в явной форме, не прямо, но косвенно, то есть своим поведением. В ней собран архетип страдающей татарской женщины. Несмотря на то, что она мусульманка её насильственно крестят (Зулейха становится Марфой), насильственно заключают в монастырь, насильственно выдают замуж за русского мужика. Короткая сцена сексуального насилия Зулейхи русским мужиком вызывает сверхомерзение зрителя, несмотря на то, что зритель уже адаптировался к насилию на российском телевизионном экране. Но это особое насилие. Это насилие одной религии и национальности другой. Межрелигиозный антогонизм между мусульманами и христианами становится главным напряжением всего фильма. Это напряжение является основой эстетического переживания всего фильма. Это деструктивная, но надо признать, правдивая эстетика. Эпизод в котором мусульмане окружают и защищают свою мечеть от вторжения христиан, символичен. Силы оказываются не равными и с мечети сносится шпиль-символ ислама (луна) и на место него водружается крест. Это также глубоко воздействует на зрителя. Данная сцена бьёт по национальным чувствам татар.
Из фильма мы узнаём, что современный русский жаргон в отношении татар ("чаплашка", "не бельмеса" и т.п.) процветал и тогда, то есть пять столетий назад.
В целом, весь фильм переполнен символами, архетипами, вещами, мелодиями и звуками, которые, с одной стороны воздействуют на национальные чувства и подсознание, а с другой, в замаскированной форме показывают наши современные этнические и религиозные проблемы.
Видимо настало время когда в кинематографе образы нерусских национальностей России должны быть представлены в более корректно.
Доцент, кандидат психологических наук РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН
http://tatarlar.ru/news.php?lng=ru&pg=14332
tatar-rulit.livejournal.com
Современный татарский художник Ильяс Айдаров
. Это цитата
Современный татарский художник Ильяс Айдаров
">
Художник, архитектор Ильяс Айдаров родился 29 января 1956 года в Казани. Окончил Московский архитектурный институт.
Ильяс Айдаров – правнук татарского просветителя, имама татарской Красной мечети города Уральска, духовного наставника и учителя великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Внук основателя казанской оперы С. Айдарова, именем которого назвали улицу в Казани. Его называют «Моцартом в живописи»… Впрочем, это эмоциональное выражение скорей можно отнести к метафоре. Но моцартовская лёгкость и лучезарность колорита, изящество рисунка художника, равное архитектурной гармонии – несомненно, в его творчестве присутствует.
Стиль художника своеобразен и уникален, его произведения яркие и талантливые. За свою творческую жизнь он испробовал многие направления и жанры.Его работы насыщены энергией, радостью, эмоциональностью. В арсенале портреты знаменитостей, пейзажи, сюрреалистические картины.И не удивительно, что работы современного художника Айдарова Ильяса Сайяровича находятся во многих частных коллекциях и всегда являются украшением любой выставки.
Сейчас трудно себе представить все многообразие работ Ильяса Айдарова, разбросанных по многочисленным частным коллекциям в нашей стране и в большинстве стран Европы, Азии и Америки. Ильяс Айдаров пишет все, он разнообразен не только в технике: живопись, графика, но и в жанрах. Перед зрителем предстают полотна, окрашенные эмоциональной проникновенностью, радостью жизни, заложенной в природе мощью, энергией созидательного начала. Его картины – это романтические образы, где реальность и вымысел сливаются воедино, это новеллы со своими неповторимыми характерами, такие неожиданно близкие, словно они знакомы нам с детства. Все это создает ощущение праздника, который художник дарит зрителю.
Имеет массу наград и титулов. В 2013 году награжден Государственной премией за цикл работ посвященных Тукаю.
Работы Айдарова побывали в космосе. Ряд произведений современного художника были выставлены на орбитальной станции, на МКС. За эту выставку имя художника появилось в Российской Книге Гиннеса.
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/page,2,16191-vystavki-v-kosmose-i-na-zemle-ilyas-aydarov-290-rabot.html
kolybanov.livejournal.com
Образ татар в русской литературе
Типажи героев, особенно монголов. К примеру, завоеватель изрядной части тогдашней Евразии Бату. Он прямо-таки пышет молодостью, свежестью и ухоженностью, как будто только что вышел из спа-салона, а мини-морщинки, если они вдруг у него все же появились, ему тут же подтянули ботоксом. Его «свита» не подкачала. Какие-то «травести» (критик Клим Жуков), видимо, изображающие шаманов или жрецов, говорящие на русском, но почему-то с акцентом, вероятно, должны были внушить зрителю, с каким коварным и труднопонятным противником приходилось иметь дело Евпатию. Наряды можно не обсуждать — как заверяют почти все критики (подтверждаю), они не имеют ничего общего с исторической действительностью: «Скажем, Батый и его придворные предстают в причудливых обликах, сочетающих китайские, монгольские и даже, кажется, японские мотивы» (Борис Иванов).Однозначно уже можно назвать тенденцией подачу образа завуалированного противника как имеющего татарские корни. Вспомним фильм «Орда». Теперь еще и «Коловрат». Как только русские герои как «Орды», так и «Коловрата» с прекрасных, пышущих жизнью русских земель въезжают на ордынскую территорию, пейзаж и виды сразу же сменяются на темно-серо-черные, а в «Коловрате» еще и дымные. Все призвано показать, что если это и не сама преисподняя, то, по крайней мере, ее «предбанник».Правда, в фильме «политкорректно» не используется термин «татары», который как раз имеется в аутентичных источниках по периоду (например, русские летописи). Его заменили на «ордынцев» (как во всех школьных учебниках. Кстати, термина «ордынцы» источники не содержат — там есть «Орда» и «Татарове», но «ордынцев» там нет). Это, конечно, крайне «политкорректно», однако мало-мальски разбирающиеся в истории хотя бы на уровне «Википедии» люди могут несложно прийти к выводу, кем в итоге стали эти «ордынцы» (а они стали татарами). Неужели было сложно найти, раз уж это так необходимо некоторым, неприятелей хотя бы подальше, нежели чем в сердце современной РФ, где татары являются вторым по численности народом? Политкорректно ли это не по форме, а по сути?
Булат Рахимзяновhttps://realnoevremya.ru/society/culture/83253-legenda-o-kolovrate-recenziya-istorika-na-film
tatar-rulit.livejournal.com
15 лучших старинных изображений крымскотатарских кофеен
Испокон веков кофейни являлись неотъемлемой и очень важной частью жизни крымских татар. В них не только пили ароматный кофе, но и вели беседы, курили трубки и отдыхали от мирских дел.
Колоритные татарские кофейни всегда привлекали внимание путешественников и художников, бывавших в Крыму. Вот что писал русский и французский меценат Анатоль Демидов, побывавший в Карасубазаре в 1837 году:
«Внутренность каждого кофейного дома разделяется на квадратные пространства, отделяемые друг от друга деревянными решетками; подобные квадраты устроены по ту и другую стороны каждой комнаты, а в середине идет длинный проход, в виде коридора. Вы входите в любую из этих клеток и в каждой найдете множество праздных татар, армян, караимов, которые усевшись на диванах, с длинными черешневыми чубуками в руках, проводят целые часы только в том, что молча курят трубки, лишь изредка произносят они несколько слов голосом тихим, не изменяя нисколько величественного, почти совершенно неподвижного положения…».
А вот что писал о кофейне в Бахчисарае русский путешественник XIX века Павел Свиньин: «В какую пору ни войдёшь в неё, она всегда наполнена народом; но при всём том не слышно ни малейшего шуму. Объясняются по большей части телодвижениями, медленным наклонением головы, отрывистым пеки, йок (хорошо, нет), вырывающимися из уст шахматных игроков и безмолвных зрителей их искусства. Иногда только учёный татарин, оставляя кофейню, произносит стихи из Алкорана, или в каком-нибудь углу сказочник убаюкивает нескольких сибаритов волшебными небылицами, того ещё реже раздаются тихие, нескладные лютни. Или резкий голос хозяина кофейни, который, обнося кофе, повторяет джаба (безденежно), был заплачен тайком за все угощения кем-нибудь из посетителей, возложившим на себя, по благочестивому усердию, сей гостеприимный обет. В противном случае всякий татарин кладёт в сундук 5 копеек за чашку кофе без сахара, а гривну- с сахаром, так что хозяин и не заботится о верности уплаты. Это черта честности всего народа».
Мы отобрали для вас 15 лучших, на наш взгляд, старинных изображений крымских кофеен. На все изображения можно кликать, чтобы рассмотреть получше.
Татары слушают вестника. Художник Уилки Девид, 1785-1841 гг.
Татарин в кофейне в Карасубазаре. Картина Вильгельма Кизеветтера. 1845-1847 годы
Цыгане-музыканты в татарской кофейне. Картина Вильгельма Кизеветтера. 1845-1847 годы
Крымские цыгане в лавке, торгующей напитками. Картина Вильгельма Кизеветтера. 1845-1847 годы
В татарской харчевне. Картина Вильгельма Кизеветтера. 1845-1847 годы
Татарская кофейня. Макет Вильгельма Кизеветтера. 1845-1847 годы
Татарская кофейня на бахчисарайском базаре. Картина Вильгельма Кизеветтера. 1845-1847 годы
Внутренний интерьер татарской кофейни в Симферополе. Картина Вильгельма Кизеветтера. 1845-1847 годы
Татары в кофейне. Литография 1869 года
Армяне и татары в кофейне в Карасубазаре. Гравюра 1848 года
Кофейня в Байдарах. Иллюстрация из коллекции Британской библиотеки
Кафе в Кадыкое. Рисунок времен Крымской войны
В крымской кофейне. Фотография начала XX века. Из коллекции музея «Кунсткамера»
Крымская кофейня. Фотография начала XX века. Из коллекции музея «Кунсткамера»
Крымская кофейня. Фотография начала XX века. Из коллекции музея «Кунсткамера»
Все изображения получены из открытых источников. Предметы искусства хрантся в Государственном музее Берлина и в российском музее «Кунсткамера»
www.crimeantatars.club