Рюрик, кто он,откуда пришел и кем был. Рюрик картина


Рюрик, кто он,откуда пришел и кем был.: well_p

Сегодня мы с вами будем изучать старинные портреты Рюрика. Их немного, но они есть. Я их собрал в сети. Для начала просто посмотрим их все.

«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.

А теперь давайте все это проанализируем. Так вот, все эти картины очень похожи между собой. На них изображен безбородый воин с усами (это очень важно).Кроме первой. Он одет в кольчугу. Причем на 2-5 картинках это один и тот же вид кольчуги , с горизонтальными нашивками поперек груди.Также общим, на именно этих портретах Рюрика, является щит за спиной . Причем форма у него такая специфичная, полумесяцем. На большей части картин на Рюрике один и тот же шлем с пером наверху .И наконец самое важное. Обратите внимание на оружие в руках Рюрика. На всех картинах  Рюрик в руке держит клевец.

Клеве́ц (укр. клевець, келевець, келеп) — холодное оружие, имеющее ударную часть в форме клюва, плоского, гранёного или круглого в сечении, который может быть разной длины, прямым или изогнутым книзу. Обычно скомбинирован с молотком. В оружейной терминологии его относят к боевым молотам, реже к боевым топорам.

Это очень специфичное оружие. Предназначено в основном только против  одного рода войск - рыцарей в тяжелых доспехах.Именно вот таким вот "клювом" удобно пробивать рыцарские доспехи в уязвимых местах.Причем это оружие первого удара. Оборонятся им практически невозможно. Насколько я понимаю вся фишка состоит в том, что бы с одного удара четко попасть рыцарю, например, в забрало или в сочленение доспехов.При удачном и сильном ударе рыцарь, как минимум, потеряет сознание от болевого шока.  Достать же клевец из раны будет практически невозможно. Он там просто застрянет. Это, в тоже время, один из недостатков оружия. Клевец- оружие одного удара.

Кстати доспехи на последнем портрете Рюрика один в один с доспехами  на портрете Петра Первого, нарисованном Готфридом Кнеллером во  время пребывания Петра в Англии.

Такое чувство, что в 18-19 веках, когда рисовали все эти портреты, у художников было, по крайней мере, какое то словесное описание Рюрика. Больно уже они похожи друг на друга.А тот же клевец можно увидеть только на портретах Рюрика и по сути больше нигде.Нет, за этими портретами стоит какая то традиция, которая позволяет надеяться, что портреты имели в своей основе  очень и очень реального человека.Так кто же был этот человек по имени Рюрик ? А был он воином, точнее даже воинским начальником.Именно воинским.Политической власти у него не было. Я очень много изучал "Лицевой свод Ивана Грозного",так вот там есть строгое разделение.Все воины без бород. А вот князья и прочий люд как раз с бородами. Ну собственно вот, картинка , сами посмотрите.Наверху, справа и слева. стоят мужчины в гражданской одежде и с бородами. Причем Мамай в царской короне.Это политическое руководство. А вот все воины как один без бороды и в кольчугах.Как и Рюрик на всех портретах.

Существовал ли он на самом деле ? Думаю да. Это был, скорее всего, лихой рубака, специалист по дракам с рыцарями,которого Новгород нанял для руководства своей дружины.Никакой особой политической властью он в принципе не обладал и обладать не мог.О чем говорит отсутствие бороды и его наряд.Политическое руководство того времени на всех портретах всегда в гражданской одежде и с бородами.Ну вот сами посмотрите.  Даже по мнению современных историков в Новгороде была вечевая демократия. Т.е. все решения принимались на общем собрании всего княжества.Князь, в этом случае, был простым нанятым работников. Не более того.Был ли Рюрик предком будущих Русских царей? Не знаю. Вполне возможно.Не даром же о нем сохранилось столько сведений.Но совершенно точно, для своего времени, личностью он был заметной и знаменитой.Когда он жил? Наверно в 15 веке.Раньше вряд ли.Если уж в России и в Европе в 17 веке средний город был меньше тысячи человек, то про 15 век и говорить нечего.Только тогда рыцари могли существовать. В 16 веке уже появилось огнестрельное оружие, пробивающее любые доспехи. А в 14 веке населения, скорее всего, было так мало, что вряд ли оно могло прокормить и снарядить рыцаря.Откуда он пришел ? Из Пруссии. Как и Романовы. Когда то это были исконно славянские земли.Немцы тоже из Пруссии. И Варяги тоже оттуда.И все они были славянами. И это была официальная точка зрения дома Романовых. Но потом политическая ситуация изменилась и пришлось срочно придумывать Норманнскую теорию.История.к сожалению, всегда шла в русле конкретных политической ситуации.И корежили ее и корежили.......

well-p.livejournal.com

Рюрик — Родоначальник русских князей

Рюрик (830-879) правил в 862-879 гг.

Рюрик (830-879) правил в 862-879 гг.

Согласно летописи XII века, называемой «Повесть временных лет», в 862 году племена чудь, словене, кривичи призвали княжить в Новгород варяга Рюрика с братьями. Эта дата считается началом отсчета государственности восточных славян. В историографии событие получило название «Призвание варягов». Славяне хотели с помощью Рюрика усмирить начавшиеся междоусобицы среди вождей местных племен. Рюрик пришел не только с двумя братьями, но и с вооруженными людьми своего племени русь. Сам он осел в Новгороде, брат Синеус — на Белоозере, а другой брат, Трувор,- в Изборске. От этих варягов началась Русская земля.

Но не все славянские князья безоговорочно приняли Рюриковичей. Внук славянского князя Гостомысла Вадим Храбрый и его дружина не хотели отдавать свою Новгородскую землю пришлым людям. Началась смута. Вадим хотел изгнать Рюрика и его людей. Однако спор за главенство решили выявить не сражением воинов, а поединком князей. Какой князь победит, тот и сильней, он и получит все, а побежденный…

Призвание князя. Художник А.Д. Кившенко. 1880 г.

Призвание князя. Художник А.Д. Кившенко. 1880 г.

В поединке против чужеземного пришельца Вадим Храбрый был убит. Его дружину перебили, а Рюрик стал единовластным князем- правителем в молодом Новгороде, который возник чуть севернее древнего поселения Словенск, отсюда его название «новый город».

Прежде всего, Рюрик решил защитить себя и граждан от прихода непрошеных гостей — велел возвести неприступную крепость. Скоро вокруг нее образовалась торговая площадь, куда съезжались на торговлю крестьяне из ближних и дальних селений, а также чужеземные купцы. Торговля шла бойко: на продажу и обмен предлагались выпечка, мед, рыба, птица, дикие звери, кованые инструменты, оружие, ткани, деревянные изделия. Жизнь налаживалась, горожане были довольны.  Вокруг Новгорода вскоре выросла деревянная стена, которая должна была ограждать его от вражеских набегов. Город богател, хорошел и стал известен далеко за пределами княжества.

Археологические раскопки, произведенные в 1901 году в окрестностях Новгорода, выявили место, вероятно первого поселения Рюрика, оно теперь так и называется Рюриково городище и находится в двух километрах от центра современного Великого Новгорода. Ученые обнаружили там остатки крепости, имевшей деревянную стену на валу, военного снаряжения и одежды варягов, берестяные грамоты, свинцовые княжеские печати, арабские, византийские и другие монеты, украшения и другие находки IX-XI веков…

Рюриково городище археологический памятник IX века и руины церкви Благовещения

Рюриково городище археологический памятник IX века и руины церкви Благовещения

Через два года после начала княжения умер Синеус, за ним вскоре его брат Трувор. Вся власть перешла в руки Рюрика. Но одному ему было не под силу справиться с новыми землями. Он стал раздавать их своим близким родственникам. Так одни варяги начали править в Полоцке, другие в Ростове, третьи в Белоозере. Пришлых варягов также называли находниками, коренное же население было: в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома. И над всеми властвовал Рюрик.

Его происхождение точно неизвестно. Все данные о нем достаточно условны, они получены из древнерусских летописей, которые начали составляться 200 лет спустя после его смерти. Основой для них служили устные рассказы, легенды, предания. Изложенные в них данные частично были заимствованы из византийских хроник. Определить, в какой степени они правдивы, уже невозможно.

В XVIII веке и в первой половине XIX века господствовала теория о скандинавском, или финском происхождении Рюрика, ведь варягами в то время называли наемников (викингов) из-за Балтийского моря.

Изображение Рюрика на памятнике «Тысячелетие России» в Великам Новгороде. 1862 г.

Изображение Рюрика на памятнике «Тысячелетие России» в Великам Новгороде. 1862 г.

А позднее появилась гипотеза о его западнославянских корнях. Якобы он был помором с севера, то есть был ближе к славянам . Свою теорию происхождения Рюрика предлагал и русский ученый Михаил Ломоносов. Он считал, что Рюрик с братьями и своими людьми пришел не с севера, а из прусских земель, что он больше немец, чем скандинав…

В 879 году во время охоты Рюрик простудился и умер. От него остался малолетний Игорь, которого стал опекать князь Олег — брат жены Рюрика. Правление Рюрика способствовало становлению Русского государства.

100grm.ru

Эпоха Рюриковичей в живописи ( 9-16 вв.)

Эпоха Рюриковичей  в живописи (9-16 вв.)

Эпоха правления Рюриковичей охватывает большой исторический период- с 882 года, когда государство было образовано князем Олегом, до 1598 года – года  прекращения правления  династии в связи со смертью её последнего представителя Фёдора Иоанновича.

ЕГЭ по истории включает в себя задания, при выполнении которых необходимо знать наиболее известные полотна художников.

В данной подборке картин я представляю вашему вниманию произведения художников, отражающих период правления Рюриковичей. Надеюсь, материал поможет вам при выполнении заданий № 33-34 (В 12-В13).

Картины, представляющие  периоды правления конкретного правителя данной эпохи представлены в статьях серии « Исторический портрет» , которые вы можете найти на моём

сайте :

http:// istoricheskiy-portret.ru (скопируйте ссылку).

В.Васнецов. Призвание варягов

 

 

В.Васнецов. Гусляры

В Васнецов. Встреча Олега с волхвом

В.Васнецов. Прощание Олега с конём

В.Васнецов. Олег у костей коня

В.Лебедев. Князь Игорь собирает дань

В.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами

В.Шовкун. Битва на Калке

Д. Зябкин.  Битва на Калке

С.Бабюк. Последний бой  Евпатия  Коловрата

В.Серов. Ледовое побоище

В.Серов. Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища

М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею

И.Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Н. Неврев. Малюта Скуратов и митрополит Филипп.1898г.

Г.Седов. Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1871г.

М. Авилов. Опричники в Новгороде

П. Рыженко. Победа Пересвета. 2005г.

М.Авилов. Битва Пересвета и Челубея перед Куликовской битвой

К. Лебедев. Марфа посадница. Уничтожение новгородского веча

Автор: Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

История: Наука и техника: Lenta.ru

Нет никаких достоверных сведений о том, что Рюрик существовал на самом деле. Тем не менее появляются научные работы, посвященные его личности, а на юбилейных торжествах в честь исторических событий актеры исполняют роль легендарного князя. В департаменте медиа НИУ ВШЭ прошла конференция, организованная Лабораторией публичной истории, в рамках которой доктор исторических наук Адриан Селин рассказал о том, как менялся образ Рюрика в современном историческом дискурсе и почему он вытеснил образ Александра Невского.

Время от времени возникают споры о том, куда был призван Рюрик, один ли он пришел, с братьями или с дружиной. Этот вопрос не может быть досконально исследован, так как достоверно об этом ничего не известно, но часто повторяемая легенда становится основанием для разветвленных спекуляций. О Рюрике можно говорить только как о символической фигуре, равно как и об «основании российской государственности» в 862 году.

Потребительское использование летописных данных некоторыми историками, некритическое отношение части академического сообщества к спекулятивным «татищевским известиям», плохое знание некоторыми археологами специфики летописей как исторического источника — все эти факторы провоцируют серьезные публичные споры. Куда пришел Рюрик в 862 году: в Старую Ладогу или в Новгород?

В позднесоветской традиции для Рюрика не находилось места ни в научной интерпретации «Повести временных лет», ни в школьном нарративе. Тридцать лет назад «Советская историческая энциклопедия», а за ней и школьные тексты сообщали, что он был «легендарным основателем династии», а Олег при этом — «первым исторически достоверным русским князем» (здесь, конечно, помог Пушкин).

Отказ Рюрику в подлинности в позднесоветские времена, скорее всего, связан с его варяжским (германским) происхождением, в соответствии с негативными коннотациями середины XX века. Но в современном школьном историческом нарративе Рюрик — вполне достоверная историческая фигура. Как правило, внимание на его происхождении не акцентируется; в иных случаях скандинавскость Рюрика либо подвергается сомнению, либо оспаривается. Есть тексты, созданные академическими учеными для трансляции региональным элитам идеи о том, что Рюрик был «наполовину славянин, наполовину скандинав».

Мифотворчество на тему Рюрика оказывает непосредственное влияние на региональные элиты и празднование разнообразных юбилеев, которое является тем языком, на котором власти так или иначе готовы разговаривать с обществом в целом и с историческим экспертным сообществом в частности. Степень корректности, политичности и честности такого диалога зависит от обеих сторон, в большей степени — от экспертов. В нашем постмодерновом обществе археология играет роль поставщика сенсаций. Массовое появление историографического мусора — это только один из результатов этой тенденции. Человеку, не владеющему специальными знаниями и компетенциями в предметной области, очень сложно через такой мусор прорваться.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Фото: Дар Ветер / Wikipedia

В 2006 году городская администрация Великого Новгорода предполагала принять в подарок памятник Рюрику. Протесты местной общественности остановили попытку появления нового Рюрика в городе. В то же время Рюрик в качестве genius loci (дух места — прим. «Ленты.ру») зафиксировался и латентно продолжал существовать в представлении бюрократии о прошлом управляемого ими города.

В 2012 году, накануне празднования так называемого 1150-летнего юбилея российской государственности, был отчеканен памятный значок с изображением Рюрика, воспроизведенным по памятнику «Тысячелетие России». Один из сценариев празднования юбилея в Новгороде предполагал (высокобюджетный проект был в итоге отвергнут), что в кульминационный момент князь спускался с парашютом в центральную часть Новгородского кремля, а изображать его, по замыслу сценаристов, должен был депутат Госдумы Николай Валуев.

В постсоветских театрализованных праздниках на территории Северо-Запада России есть и другие genii loci. Так, на праздновании 1060-летия и 1070-летия поселка Любытино в Новгородской области в 2006 и 2016 годах присутствовала княгиня Ольга, с прибытием которой связывают основание населенного пункта (спасибо представителям академической науки, организовавшим юбилей).

В празднике «принимал участие» и последний премьер-министр царской России Горемыкин, владевший здесь усадьбой. Если Ольга играет роль основательницы поселка, очень близкую Рюрику, то Горемыкин выступает в качестве доброго гения с некоторыми специфическими признаками: он пожилой сластолюбец и повеса.

В Старой Руссе, где Рюрик (почему-то с боярами) также присутствует на местных праздниках, близкая роль принадлежит Вере Комиссаржевской и Федору Достоевскому, который, по сценарию, воспел город (под всем известным именем Скотопригоньевск).

Если наблюдать провинциальные фестивали, Александра Невского Рюрик вытеснил полностью. Это произошло где-то между 2003-2005 годами. До этого в начале 90-х Борис Ельцин подписал указ об основании ежегодного праздника с федеральным финансированием «Венок славы Александра Невского» в пяти областях России. Там был Невский, рыцари с рогами, битвы...

Как только в Ленинградской области стало известно о подготовке указа президента о праздновании в 2003 году 1250-летия Старой Ладоги, древней столицы Руси — все, Александр Невский сменился Рюриком. Здесь, что интересно, реконструкторы, претендующие на высокий уровень подлинности и качества своих реконструкций, тут же заменили на праздниках актеров провинциальных театров.

Церемония открытия памятника основателям российской государственности, великим князьям Рюрику и Олегу

Церемония открытия памятника основателям российской государственности, великим князьям Рюрику и Олегу

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

В официозном дискурсе северо-западных областей России Рюрик занял свое место около 30 лет назад благодаря активности археологов, представителей академического сообщества.

Важное место памяти в Ленинградской области — Старая Ладога. Миф о Рюрике в Ладоге присутствует одновременно в публичной сфере и в академических трудах. В 1970-1980-х годах эта тема была мейнстримом для ленинградского археологического фольклора. В 1997 году связанные с Рюриком варяжские легенды, староладожский миф были застолблены в статье археолога Глеба Лебедева и позднее (и очень по-разному) воспроизведены в работах археологов Анатолия Кирпичникова и Дмитрия Мачинского.

В позднесоветской и постсоветской историографии родилась идея Рюрика, основателя Руси, которая «пошла из Ладоги». После привлечения внимания власти к этой легенде, после официального празднования 1250-летия Старой Ладоги (2003 год) на северо-западе России стали возникать новые объекты, связанные с Рюриком и пропагандирующие «возникновение Руси». В 2004 году в Приозерске был воздвигнут новый памятник (небольшой прямоугольный гранитный камень) с характерной надписью: «В 879 году умер Рюрик в Кореле». Это забавный текст, так как «Повесть временных лет» ничего не говорит о Кореле; текст же взят из источника XVIII века.

Образ Рюрика в публичной сфере представляет серьезный интерес. Его изображение в Радзивилловской летописи (первое из сохранившихся), ставшее известным в начале XVIII века, никакого резонанса не вызвало.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника», XVII век)

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника», XVII век)

Изображение: public domain

А вот другой образ Рюрика — из Царского титулярника 1672 года, где он изображен хорошо вооруженным, без бороды, но с усами (польское происхождение облика такого Рюрика не подлежит сомнению) в 1760-е годы был воспроизведен и отчеканен в Петербурге на медали в паре с князем Олегом. Этот же Рюрик в 2011 году попал на золотую монету, выпущенную Банком России.

В 1862 году плоскостное изображение Рюрика уже с бородой появляется на памятнике «Тысячелетие России» в Новгородском кремле. Группа Рюрика, впрочем, создавалась не Микешиным, а другим скульптором — Михайловым. Рюрик микешинского памятника создал определенный канон в разнообразных научных и научно-популярных изданиях XIX-XXI веков. Именно этот образ многократно воспроизводился.

С 2007 года идея соорудить новый памятник Олегу и Рюрику неоднократно инициировалась руководителем староладожской археологической экспедиции Анатолием Кирпичниковым. Наконец, один из губернаторов Ленинградской области согласился поставить новый памятник «древним и истинным создателям российского государства».

В октябре 2012 года правительство Ленинградской области объявило конкурс на создание памятника Рюрику и Олегу. В феврале 2013 года в Смольном открылась выставка, на которой было представлено 38 проектов монумента. Идеи памятника были самыми разными, но победил проект скульптора Олега Шорова. Рюрик, согласно Шорову, вновь стоит в паре с Олегом, причем Олег — воин с мечом и щитом, а Рюрик, так сказать, гражданский.

Пока сложно говорить о том, станет ли новый «гражданский» образ столь же каноническим, как облик 1862 года. Во время выставки Кирпичников попытался как-то скорректировать образ Рюрика. «Это князь или сельский староста?» — спросил он. Осенью 2013 года в Ладоге был воздвигнут камень, а в 2015 году появились и фигуры.

Появление парного Рюрику Олега в Старой Ладоге, несомненно, связано с «Олеговой могилой» — это современное название одного из больших курганов в северной части поселка. Олег-воин, присоединивший юг и среднее течение Днепра вкупе с Киевом (как подчеркивается в пресс-релизах в связи с установкой памятника), поставлен с Рюриком, гражданским миролюбивым основателем, избранным на «первых русских выборах»; в руках Рюрик держит рукопись. Страшно подумать, на каком языке и какими буквами эта рукопись создана. Вместе они символизируют нечто вроде созидательной агрессии.

Выбор места для нового монумента тоже имеет особую историю. Памятник поставлен на так называемой Варяжской улице, что вместе с идеей двух основателей добавляет монументу символического содержания. В местном нарративе, созданном и поддерживаемом музейным сообществом, эта улица часто именуется «улицей X века», а то и «древнейшей улицей на Руси». Разумеется, два сохранившихся здания конца XIX столетия и воспоминания о раскопках, действительно выявивших застройки эпохи викингов, не делают эту часть Старой Ладоги наиболее древней.

На выставке «Моя история. Рюриковичи» в Центральном выставочном зале «Манеж»

На выставке «Моя история. Рюриковичи» в Центральном выставочном зале «Манеж»

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Выбор Рюрика в качестве нового символического основателя российского государства несколько странен, но легко объясним — прежде всего архаизирующим трендом в популярном историческом жанре. Советские «монстры истории» — академики Греков, Тихомиров и Рыбаков — справедливо именовали князя мифологическим персонажем. Новые ваятели образа Рюрика выдают свои спекуляции, апеллируя прямо к авторитету Карамзина или ссылаясь непосредственно на летописи, потребительски толкуя их данные.

Это происходит на фоне развивающегося в последнее десятилетие научного изучения Древней Руси. Использование такой архаизирующей историографии связано с тем, что некоторые представители академии взяли линию на успех трансляции представителям власти идеи автократии и автохтонности, сформулированной около двух столетий назад и определенной безразличием к публике, с общим направлением на создание сенсации. Думаю, что имя Рюрика последние полтора десятилетия создало новую точку, где сошлись интересы властей и некоторых высокопоставленных менеджеров современной академии.

lenta.ru

Эпоха Рюриковичей в живописи ( 9-16 вв.)

Эпоха Рюриковичей  в живописи (9-16 вв.)

Эпоха правления Рюриковичей охватывает большой исторический период- с 882 года, когда государство было образовано князем Олегом, до 1598 года – года  прекращения правления  династии в связи со смертью её последнего представителя Фёдора Иоанновича.

ЕГЭ по истории включает в себя задания, при выполнении которых необходимо знать наиболее известные полотна художников.

В данной подборке картин я представляю вашему вниманию произведения художников, отражающих период правления Рюриковичей. Надеюсь, материал поможет вам при выполнении заданий № 33-34 (В 12-В13).

Картины, представляющие  периоды правления конкретного правителя данной эпохи представлены в статьях серии « Исторический портрет» , которые вы можете найти на моём

сайте :

http:// istoricheskiy-portret.ru (скопируйте ссылку).

В.Васнецов. Призвание варягов

 

 

В.Васнецов. Гусляры

В Васнецов. Встреча Олега с волхвом

В.Васнецов. Прощание Олега с конём

В.Васнецов. Олег у костей коня

В.Лебедев. Князь Игорь собирает дань

В.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами

В.Шовкун. Битва на Калке

Д. Зябкин.  Битва на Калке

С.Бабюк. Последний бой  Евпатия  Коловрата

В.Серов. Ледовое побоище

В.Серов. Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища

М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею

И.Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Н. Неврев. Малюта Скуратов и митрополит Филипп.1898г.

Г.Седов. Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1871г.

М. Авилов. Опричники в Новгороде

П. Рыженко. Победа Пересвета. 2005г.

М.Авилов. Битва Пересвета и Челубея перед Куликовской битвой

К. Лебедев. Марфа посадница. Уничтожение новгородского веча

Автор: Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

От Рюрика до Александра I. История в портретах: humus

01. Рюрик, Олег Вещий, Игорь Рюрикович, Ольга (княгиня Киевская)01. Рюрик, Олег Вещий, Игорь Рюрикович, Ольга (княгиня Киевская)

02. Святослав Игоревич, Ярополк Святославич, Владимир Святославич02. Святослав Игоревич, Ярополк Святославич, Владимир Святославич

03. Святополк Владимирович Окаянный, Ярослав Владимирович Мудрый, Изяслав Ярославич, Святослав Ярославич03. Святополк Владимирович Окаянный, Ярослав Владимирович Мудрый, Изяслав Ярославич, Святослав Ярославич

04. Всеволод Ярославич, Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Мстислав Владимирович Великий04. Всеволод Ярославич, Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Мстислав Владимирович Великий

05. Ярослав Всеволодович (князь владимирский), Вячеслав Владимирович, Всеволод Ольгович, Игорь Ольгович05. Ярослав Всеволодович (князь владимирский), Вячеслав Владимирович, Всеволод Ольгович, Игорь Ольгович

06. Изяслав Мстиславич, Юрий Владимирович Долгорукий, Андрей Юрьевич Боголюбский, Всеволод Юрьевич (князь новгородский)06. Изяслав Мстиславич, Юрий Владимирович Долгорукий, Андрей Юрьевич Боголюбский, Всеволод Юрьевич (князь новгородский)

07. Юрий Всеволодович, Константин Всеволодович, Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич Невский07. Юрий Всеволодович, Константин Всеволодович, Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич Невский

08. Ярослав Ярославич, Василий Ярославич, Дмитрий Александрович, Андрей Александрович08. Ярослав Ярославич, Василий Ярославич, Дмитрий Александрович, Андрей Александрович

09. Даниил Александрович, Юрий Данилович, Александр Михайлович09. Даниил Александрович, Юрий Данилович, Александр Михайлович

10. Иоанн Иван Данилович Калита, Симеон Иванович Гордый, Иван II Иванович Красный, Дмитрий Константинович (князь суздальский)10. Иоанн Иван Данилович Калита, Симеон Иванович Гордый, Иван II Иванович Красный, Дмитрий Константинович (князь суздальский)

11. Дмитрий I Иванович Донской, Василий I Дмитриевич, Василий II Тёмный, Иван III Васильевич11. Дмитрий I Иванович Донской, Василий I Дмитриевич, Василий II Тёмный, Иван III Васильевич

12. Василий III, Иван IV Васильевич, Фёдор I Иоаннович, Борис Годунов12. Василий III, Иван IV Васильевич, Фёдор I Иоаннович, Борис Годунов

13. Фёдор II Борисович Годунов, Василий IV Шуйский, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович13. Фёдор II Борисович Годунов, Василий IV Шуйский, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович

14. Фёдор III Алексеевич, Иван V Алексеевич, Пётр I Алексеевич, Екатерина I Алексеевна14. Фёдор III Алексеевич, Иван V Алексеевич, Пётр I Алексеевич, Екатерина I Алексеевна

15. Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI, Елизавета Петровна15. Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI, Елизавета Петровна

16. Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I16. Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I

humus.livejournal.com

Откуда пришел Рюрик | Интересная Россия

О том, как и откуда на русской земле появился Рюрик, есть множество гипотез. Одна из них кажется вполне правдивой, потому что имеет под собой серьезную историческую основу.

Рюрик – сын Умилы и внук Гостомысла, а значит, и прямой потомок легендарного Словена. В древней «Книге Велеса” написано, что в 2578 году до нашей эры великий князь Словен построил град Словенск, «иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Илмера по реце Волхову полтретья попреща. И от того времени новопришельци скифы начаша именоваться словяня…”. Предполагают, что под Великим Новгородом имелась в виду Ладога.

По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривому с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл, избранный славянами князем, после того, как прогнал варягов правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость.

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли: одни умерли от болезней, другие были убиты на войне, не оставив наследников мужского пола. Дочери Гостомысла были выданы замуж, как водится, по политическим мотивам, за разных заморских князей. Старшая — за норманнского конунга. Младшая — за сына булгарского кагана, а средняя, Умила, за одного из западнославянских князей с острова Руген, князя ободричей. Ободричи — «об Одере» жившие — славянский род, имевший некогда непосредственное отношение к жителям Новгорода. К концу жизни Гостомысл оказался без наследника, что его очень тревожило. Но однажды во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и «земля удобрится княжением его».

Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и посоветовал отправить посольство к варягам просить князя. Гостомысл умер в 860 году. Следуя его завещанию, славяне новгородские, кривичи, племена веси и чуди в 862 году отправили посольство за море, к сыновьям его дочери Умилы: Рюрику (Рорик — славянское имя, от огненной птицы Рарог), Синеусу и Трувору, со словами : «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Таким образом, княжить в земле Новгородской был призван Рюрик — внук Гостомысла, которому Гостомысл, как сыну своей средней дочери Умилы, завещал еще в 844 году город Ладогу.

Умила была замужем за князем славянского племени бодричей Годославом (Годлвом). Оно обитало на южном берегу Балтийского моря. Столицей племени был город Рагон – будущий Нейстерлице близ германского Мекленбурга. Князь Годлав был убит Готфридом Датским. Рюрику пришлось покинуть родной дом и стать варягом – наемным воином – и долго скитаться на чужбине.

Согласно «Повести временных лет”, Рюрик сначала пришел в Ладогу, а через несколько лет срубил Новгород. Но есть мнение, что Рюрик никуда из Ладоги не уезжал. Новгородская летопись рассказывает об этом времени: «В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю… ”. То есть князь покинул старый город Ладогу и обосновался в Новгороде. Но в то время Новгорода еще не было. Он возник как торговый и ремесленный центр в конце X века. Полагают, что Рюрик никуда из Ладоги не уходил и до самой смерти, в 879 году, правил именно в ней. Летописцы, описывая события двухвековой давности, не могли умалить значения Господина Великого Новгорода в истории государства, поэтому и написали в своих трудах, что легендарный князь перенес княжеский стол из Ладоги в верховья Волхова в то место, где позднее поднялся главный город Новгородской феодальной республики. Исследователи летописей отмечают более поздние вставки, сделанные опытными правщиками, на тех страницах, где говорится о переносе столицы в Новгород.

На фото: картина «Рюрик, Трувор и Синеус» И. Глазунова

interesnayarossiya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта