Юбилейная выставка в РАХ. Белюкин картины
Дмитрий Белюкин | Artifex.ru
Бесстрашие на грани безумства, мудрость на фоне простоты и талант от природы – такими словами можно описать российского художника Дмитрия Белюкина.
Он родился в далеком 1962 году и с первых дней жизни воспитывался в творческой атмосфере. Отец Дмитрия был известным иллюстратором, поэтому на собственном опыте учил сына выбирать правильную композицию и находить оригинальные решения. Папа с детства внушал мальчику непреложную истину: все, что ты делаешь, не должно быть скучным. Художник позднее вспоминал, как не мог закончить одну из своих работ, потому что рядом не было отца, к которому он всегда обращался за советом.
Унаследовав талант от родителей, Белюкин не переставал совершенствоваться и изучал искусство в Московской средней художественной школе. В те времена подрастающий художник и его друзья, натянув тонкие пиджаки, часто бегали в Третьяковскую галерею, где их компания уже была до боли знакома каждому смотрителю. Тогда сознание юного Дмитрия Белюкина было сосредоточено только на одном вопросе: сумеет ли он изменить традициям, навязанным в МСХШ?
Идея перевернуть мир и создать новое остаётся для художника главной и актуальной по сей день. Он строго придерживается заданного курса, что выдает в нем «железную» целеустремленность, которую воспитала в Белюкине служба в армии.
В сержантской учебке в Вышнем Волчке еще не знали, что солдатскую лямку у них будет тянуть знаменитый художник, который, подвязав портянки, смело рвался в бой. С одной стороны, в Белюкине говорило желание заслужить еще большее уважение отца, служившего на фронте. С другой – в армии художник стремился стать ближе к тем, кто стоял на защите страны. Солдаты с легкостью соглашались позировать Дмитрию, потому что видели в нем «свояка» в такой же пижаме и с перевязанной рукой.
Гипс и бинты, пропахшие спиртом, не помешали Белюкину работать на износ. Безумный ритм всегда сопровождался не менее безумным азартом и постоянной проверкой себя на прочность. В те годы художник написал большой графический цикл «Раны Афганистана», где он изобразил воинов-афганцев. Эти же работы позднее были запрещены цензурой, но через некоторое время о картинах громко заговорили все передовые СМИ.
Вскоре наблюдательные журналисты отметили, что творчество Дмитрия Белюкина пронизано религиозной тематикой, к которой художника приобщила его бабушка, Анна Леонидовна. Она любила гулять в районе Речного вокзала, где не закрывалась маленькая церковь. Юному Диме родители разрешали сопровождать бабушку. Женщина советской закалки не навязывала внуку свои религиозные взгляды, но молодой человек постепенно сам влюбился в атмосферу, царившую в расписных храмах и церквях. Спустя несколько лет Белюкин работал в кафедральном Вознесенском соборе в Новосибирске, где нашел вдохновение для написания знаменитой картины «Белая Россия. Исход».
Мастер трудился над масштабным полотном около четырех лет, срисовывая каждый образ с натуры и прорабатывая каждую деталь. Работа шла непривычным образом, ведь Белюкину приходилось делать множество эскизов про запас, когда того требовали условия. Студия «Мосфильм» согласилась бесплатно одолжить художнику несколько костюмов всего на месяц, в течение которого мастеру пришлось быстро создавать десятки разных персонажей. Все наброски позднее были перенесены на огромный лист картона, и лишь потом художник приступил к работе над холстом. В итоге полотно превратилось в одну из самых знаменитых картин Белюкина.
До и после «Исхода» художник написал еще много полотен, которые стали украшением нескольких выставок в России. Белюкин признавался, что за рубежом его работы просили корректировать, указывая то на недостаточно насыщенный цвет, то на кривой мазок. Не желая менять свои картины в угоду кому-либо, Дмитрий Белюкин остался верен своей стране и до сих пор продолжает доказывать, что его талант дарован свыше, а все, что он делает, не оказывается скучным, – как завещал отец художника.
artifex.ru
БЕЛЮКИН Дмитрий Анатольевич - Valerij SURKOV
БЕЛЮКИН Дмитрий Анатольевич родился в 1962 году в Москве, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И.С. Глазунов). В 1986 году Дмитрий с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР. Начиная с 1988 года является Членом Союза художников России и Московского Союза художников. Стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (руководители – Действительные члены АХ СССР А.П. Ткачёв и С.П. Ткачёв). С 1999 года и по настоящее время работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. С 2004 года Член Творческого союза художников России. Народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств. Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи, ведёт активную выставочную деятельность. В 2009 году художник был удостоен премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» и Национальной премии «Человек года - 2009». Сайт художника - http://www.belukin.ru/02. Белая Россия. Исход. 1992-94 гг.
03. Ветренный день на озере. 2006 г.
04. Вечер у белого озера. 2006 г.
05. Виноградники Афона. 2001 г.
06. Государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна. 1993 г.
07. Дверь Храма Гроба Господня. 2003 г.
08. Дорога к храму. 2003 г.
09. Есаул Кострыкин и Биплан. 1997 г.
10. Зеркало. 1991 г.
11. Зима. 2003 г.
12. Иерусалим. 2005 г.
13. Интерьер «Вратарницы». 1998 г.
14. Лунная ночь на Афоне. Облака. 1997 г.
15. Михайловское. Ссылка. 2003 г.
16. Монастырь Св. Пантелеймона на горе Афон. 2007 г.
17. Озеро Маленец ранним утром. 2001 г.
19. Панорама Афона с вершины Святой Горы. 1999 г.
20. Пантелеймонов монастырь. 1997 г.
21. Первая гроза. 2005 г.
22. Рассвет на Синае. 2002-03 гг.
23. Савкина горка ранней весной. 2007 г.
24. Светлый покой. 1996-97 гг.
25. Святая паломница. 2001 г.
26. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. У Генисаретского озера. 2004 г.
27. Сирень. 2005 г.
28. Смерть Пушкина. 1985 г.
29. Солнечное облако. 2003 г.
30. Старый новый храм. 1995 г.
31. Стожки весной. 1996 г.
32. Тропинка в горах. 1996 г.
33. Уходящая гроза. 2005 г.
34. Храм Панагии на рассвете. 2001 г.
35. Эвакуация дроздовцев и корниловцев из Крыма. 1991 г.
Источники об художнике :ArtLib.ru , Русская Галерея Искусств , Энциклопедия русской живописи , Сайт Рэдрика , Искусство живописи , Данилова слобода , Архипелаг Святая Русь , Мета , john_petrov ,
valsur.livejournal.com
Биография Д.А. Белюкина
1962 Родился в Москве.1980 Окончил Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В.И. Сурикова.
1986 Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (факультет живописи, мастерская портрета). Руководитель – профессор И.С. Глазунов.
1986-87 Проходил срочную службу в Советской армии (войска ВВС).
1987-88 Работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.
1988 Член Союза художников СССР (МОСХа РСФСР) и Московского союза художников.
1988-91 Стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР. Руководители – академики А.П. Ткачев и С.П. Ткачев.
1999 Работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Заслуженный художник Российской Федерации.
2004 Член Творческого союза художников России.
2005 Народный художник Российской Федерации.
2007 Член-корреспондент Российской академии художеств.
2012 Действительный член Российской академии художеств. Живет и работает в Москве.
НАГРАДЫ, ЗВАНИЯ
1987 Серебряная медаль Министерства культуры СССР за дипломную картину «Смерть Пушкина». Золотая медаль ВДНХ СССР за портрет А.?Т. Пальшиной.
1989 Лауреат премии Ленинского комсомола в области культуры за серию работ «Раны Афганистана».
1997 Почётный член Пушкинской академии.
2002 Медаль «200 лет Министерству обороны РФ».
2004 Медаль Правительства Москвы «В память 850?летия Москвы».
2005 Медаль Министерства обороны «За трудовую доблесть».
2007 Орден Святого князя Александра Невского II степени.1 Медаль Московской патриархии «За жертвенное служение».
2009 Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность». Лауреат Национальной премии «Человек года – 2009» в номинации «Культура».
2010 Медаль Министерства обороны «За укрепление боевого содружества». Золотая медаль имени ?Александра Иванова2 Международного Cлавянского форума «Золотой Витязь».
2012 Действительный член Петровской академии наук и искусств. Медаль Президента РФ «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»3 Золотая медаль Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство». Медаль Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства».
2013 Медаль командования ВДВ «За службу и верность Воздушно-десантным войскам». Орден «За службу России» I степени Центрального совета ветеранов МВД России. Медаль Министерства внутренних дел «В память 200?летия Отечественной войны 1812–2012 гг.».
1 — За заслуги и большой личный вклад в укрепление обороноспособности государства Российского. Орден присужден Национальным комитетом общественных наград РФ. 2 — За выдающийся вклад в изобразительное искусство. 3 — За личные заслуги в создании высокохудожественных произведений живописи.
2015 Почётная грамота Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
2016 Диплом XXIX Московской международной книжной выставки-ярмарки «За наиболее яркое полиграфическое и жудожественное воплощение книги художника»
2017 Действительный член Российской академии естесственных наук. Заслуженный гражданин Москвы. Орден Москвы (регистрационный номер №091, с бриллиантами), Российская академия естесственных наук, Академия развития Москвы и московского региона.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1995 «Выставка одной картины «Белая Россия. Исход». Москва, Центральный дом художника (октябрь).
1997 «Историческая картина. Портрет. Пейзаж». Москва, Государственный выставочный зал «Новый Манеж» (декабрь 1997 – январь 1998).
1998 Презентация картины «Белая Россия. Исход» на постоянной экспозиции нового зала Гражданской войны. Москва, Центральный музей Вооруженных сил (май).
1999 «Евгений Онегин». Остафьево, Музей-усадьба «Русский Парнас» (октябрь–декабрь).
2000 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» Москва, Выставочый зал «Тушино» (март–апрель). «Не мысля гордый свет забавить...» Москва, Музейно-выставочный комплекс Школы классической акварели Cергея Андрияки (декабрь 2000 – февраль 2001).
2002 Презентация нового издания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в иллюстрациях Дмитрия Белюкина. Москва, Государственный музей А.С. Пушкина (май).
2003 «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в иллюстрациях Дмитрия Белюкина». Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»1 (июнь–декабрь). «Кто б ни был ты, о мой читатель...» Москва, Государственный музей А.С. Пушкина (декабрь 2003 – март 2004). 1 Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина Михайловское». Усадьбы «Михайловское» и «Тригорское».
2004 «Дмитрий Белюкин. Живопись, иллюстрации». Москва, Государственный выставочный зал «Новый Манеж» (январь–февраль). «Аллея Керн». Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (сентябрь 2004 – май 2005).
2005 «Тихая моя Родина…» Тамбов, Областная картинная галерея (май–июнь). «Тихая моя Родина…» Липецк, Областной выставочный зал (июнь–июль). «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в иллюстрациях Дмитрия Белюкина». Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (июнь–ноябрь). «Тихая моя Родина…» Орел, Музей изобразительных искусств (август–октябрь). «Тихая моя Родина…» Курск, Государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки (октябрь–ноябрь).
2006 «Тихая моя Родина…» Белгород, Государственный художественный музей (январь–март). «Тихая моя Родина…». Тула, Музей изобразительных искусств (март–апрель). «Тихая моя Родина…» Живопись, иллюстрации. Москва, Российская академия художеств (апрель–май). «Волшебные места, где я живу душой…» Живопись, иллюстрации. Латвия, Рига, Музей зарубежного искусства (июнь–июль). «Тихая моя Родина…» Коломна, Культурный центр «Дом Озерова» (июль–сентябрь).
2007 «Тихая моя Родина…» Рязань, Государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина (февраль). «Тихая моя Родина…» Кострома, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (март). «Тихая моя Родина…» Владимир, Центр пропаганды изобразительного искусства (апрель). «Тихая моя Родина…» Иваново, Областной художественный музей (май). «Поэзия русской усадьбы». Живопись, графика, иллюстрации. Спасское-Лутовиново, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева (май–июль). «Тихая моя Родина…» Рыбинск, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (июль–сентябрь).
2008 «Кто б ни был ты, о мой читатель…» Живопись, иллюстрации. Ханты-Мансийск, Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева (февраль–март). «Тихая моя Родина…» Саранск, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи (март–май). «Тихая моя Родина…» Ижевск, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств (апрель–май). «Тихая моя Родина…» Елабуга, Государственный историко-архитектурный музей-заповедник (июнь–июль). Презентация картины «Матушка Русь. Ярославль». Москва, Ярославский вокзал (сентябрь). «Дорога к Храму». Живопись. Коломна, Центральный выставочный зал (октябрь–ноябрь).
2009 «Тихая моя Родина…» Живопись, графика, иллюстрации. Москва, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (март–сентябрь). «Впечатления православного паломника». Живопись. Ростов, Филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» – Музей ростовского купечества (июнь–июль).
2010 «Памяти А.С. Пушкина». Живопись, иллюстрации. Чехов, Музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское» (февраль–март). «Пушкину посвящается…» Живопись и графика Дмитрия Белюкина. Пушкинские горы. Научно-культурный центр музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» (март–апрель). «Дмитрий Белюкин. Живопись». Воронеж, Галерея на Театральной (апрель–май). «Впечатления православного паломника». Живопись. Спасское-Лутовиново, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева (апрель–май). «Россия – это листопады и снег, и Пушкин, и свеча…» Большое Болдино, Большеболдинская картинная галерея (июнь–июль). «Впечатления православного паломника». Живопись. Музей-усадьба «Михайловкое» (июнь–июль). Открытие Картинной галереи народного художника России Дмитрия Белюкина. Москва, Царская башня Казанского вокзала (13 октября).
2011 «Впечатления православного паломника». Живопись. Ханты-Мансийск, Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева (январь–февраль). «Дмитрий Белюкин. Живопись, графика». Саров, Городская художественная галерея (февраль–март). «Впечатления православного паломника» и «Деревенские кабинеты русского Парнаса». Живопись. Воронеж, Областной художественный музей им. И.Н. Крамского (июль–август). «Деревенские кабинеты русского Парнаса». Живопись. Липецк, Областная картинная галерея (сентябрь–октябрь). «Тихая моя Родина…» Брянск, Областной художественный музейно-выставочный центр (декабрь 2011 – февраль 2012).
2012 «Деревенские кабинеты русского Парнаса». Живопись. Чехов, Музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское» (январь–февраль). «Все в жертву памяти твоей…» 175-летию со дня гибели А.С. Пушкина посвящается. Графика, иллюстрации, живопись. Большие Вяземы, Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (февраль–март). «Тихая моя Родина…» Вологда, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (март–май). «Волшебные места, где я живу душой…» Живопись, иллюстрации. Украина, Одесса, Музей западного и восточного искусства (сентябрь). «Дмитрий Белюкин. Живопись, графика». Юбилейная выставка. Москва, Российская академия художеств (октябрь).
2013 «Тихая моя Родина…» Живопись, графика. Юбилейная выставка. Санкт-Петербург, Центральный выставочный зал «Манеж» (май). «Волшебные места, где я живу душой…» Живопись, иллюстрация. Орел, Областной выставочный центр (июнь). «Страницы русской истории». Чита, Музейно-выставочный центр Забайкальского края (ноябрь–декабрь).
2016 «Страницы истории Государства Российского в произведениях Д. Белюкина
2017 «Страницы истории государства Российского» (в рамках проекта «Большие мастера») в Романовском музее Государственного Костромского музея-заповеднике (март-май). Юбилейная выставка «Время собирать камни...» приуроченная к 55-летию со дня рождения художника. В выставочных залах Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21, ноябрь-декабрь).
ВЫСТАВКИ
2002 «Юбилейная выставка, посвященная 70-летию Московского союза художников». Москва, Центральный выставочный зал «Манеж».
2004 «Россия – Х». Х Всероссийская художественная выставка. Москва, Центральный дом художника. «Греков и грековцы. Эстафета традиций». Москва, Государственный выставочный зал «Новый Манеж».
2005 «Победа». Всероссийская художественная выставка. Москва, Центральный дом художника.
2006 «Графические произведения старых и современных мастеров». IV выставка графики Творческого союза художников России. Ставрополь, Краевой музей изобразительных искусств; Плес, Государственный музей-заповедник.
2008 Юбилейная выставка, посвященная 75-летию Московского союза художников. Москва, Центральный дом художника (январь). «Союз русских художников. Новое время». Москва, Центральный дом художника.
2009 «Россия – ХI». XI Всероссийская художественная выставка. Москва, Центральный дом художника.
2010 «Летописцы ратной славы». 75 лет Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Москва, Центральный выставочный зал «Манеж».
2011 «100 автопортретов художников России». Москва, ВТОО «Союз художников России».
2012 Вторая Межрегиональная академическая выставка «Красные ворота» («Против течения»). Саратов, Тольятти, Казань, Москва. «Московскому союзу художников – 80». Москва, Центральный дом художника.
2013 «Жанровая картина». Москва, ВТОО «Союз художников России». «Артранзит «Москва – Одесса». Украина, Одесса, Музей западного и восточного искусства. «Традиции школы». К 40-летию руководства творческой мастерской живописи Российской академии художеств А.П. и С.П. Ткачевыми. Картинная галерея народного художника России Дмитрия Белюкина.
2014 Выставочный проект «Вставай, страна огромная...». г. Братислава, Словакия в Европейском Центре изобразительных искусств (июль).
2015 Выставка «Летописцы ратной славы» Студии военных художников имени М.Б. Грекова в Художественной Галерее НИИ живописи и каллиграфии НОАК (Пекин, Китай. Сентябрь-октябрь).
2016 VI Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» в Ленинском Мемориале города Ульяновска (сентябрь). Передвижная всероссийская выставка «Живописная Россия» в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, ноябрь). «IV Межрегиональная академическая выставка «Красные ворота/Против Течения», Саратов - Москва (ноябрь - декабрь).
2017 Всероссийская художественная выставка «Лики России» в Архангельске (декабрь 2016 г. — март 2017 г). Выставка произведений живописи российских художников «Натюрморт. Интерьер», Выставочный зал Союза художников России (апрель). Участие в благотворительном аукционе в помощь детским домам и многодетным семьям программы «Святость материнства». Организаторы: «Фонд Андрея Первозванного», Фонд целевого капитала «Истоки» (декабрь). Участие в благотворительной выставке в помощь онкологическим больным первой градской больницы. Организаторы: Академия и школа классической акварели Сергея Андрияки, первая градская больница (14 декабря).
www.belukin.ru
Белюкин Дмитрий Анатольевич
"Классическое искусство всегда будет нужно людям, воспринимающим мир в гармонии, созданной Божьим промыслом. Приблизиться к этой гармонии - главная для меня задача".
Белюкин Д.А.Белюкин Дмитрий Анатольевич (1962 г.р.) – исторический живописец, мастер современного русского реализма, Народный художник Российской Федерации, Член-корреспондент Российской академии художеств,Член Союза художников России и Московского Союза художников, Член Творческого союза художников России, член Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году в семье известного художника, графика и книжного иллюстратора, Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). В 1986 году Дмитрий с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина». Проходя службу в армии, попал с травмой на лечение в Московский госпиталь им. Бурденко, где он «увидел наших несчастных ребят: искалеченных, со страшными ранениями, привезенных сюда из Афганистана». Дмитрий был потрясен: «Одно дело - читать об этих ужасах в газетах, и совсем другое - видеть живьем… Здесь я познакомился со многими ребятами, старался их подбодрить, развеселить, рассказывал им об искусстве, о художниках, о своей работе. Со многими из них я подружился и помню их до сих пор. Помню и то, как страшно и трогательно было глядеть и на других позировавших мне ослепших ребят, которым подносили рисунки близко к глазам, пытаясь угадать и почувствовать, похожи они или нет. Зачем я рисовал их? Не знаю. Я чувствовал боль, сострадание, ужас, и мне хотелось выплеснуть все это на бумагу, рассказать всему свету о том, как это страшно – война». В результате появилась серия портретов «Раны Афганистана», за которую Дмитрий Белюкин получил звание лауреата и премию Ленинского комсомола. Дмитрий Белюкин продолжает реалистические традиции русского искусства: создает исторические и жанровые композиции, пишет портреты, пейзажи, натюрморты, работает в книжной графике. Из исторических тем, еще со времен студенчества, самая любимая у художника – пушкинская эпоха. Известен он и как автор серии пейзажей «Святые места Православия». Дмитрий человек православный, воцерковленный, много ездит как паломник по святым местам. И эта серия постоянно пополняется. В ней можно увидеть храмы и монастыри России, а также пейзажи Святой Земли, Афона, Патмоса: «Рассвет на Синае», «Панорама Афона с вершины Святой горы», «Дорога к Храму». Картины Дмитрия Белюкина невозможно хватить взглядом целиком с одного раза, они требуют внимательного и детального прочтения. На Казанском вокзале, в Царской башне, постоянно открыта картинная галерея художника. Работы Дмитрия Белюкина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А. С. Пушкина и Музее Вооруженных Сил в Москве, Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское», а также в собраниях Министерства культуры России, Российской Академии художеств и частных коллекциях в России, Западной Европе и США. В 2009 году художник был удостоен премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» и «Национальной премии «Человек года – 2009».* * *
Галерея (41 изображение)
* * *
gorenka.org
Мир Дмитрия Белюкина | Русское поле
- "Поэт! Не дорожи любовию народной" - для меня программное стихотворение, в котором Пушкин предельно четко определил кредо и миссию творческого человека. Стихотворение достаточно жесткое, но справедливое: в нем вся правда и о трудном пути художника, и о главном смысле его жизни... Не требовать наград, не продаваться, не жить от гонорара к гонорару, - все по Пушкину! - признался народный художник России Дмитрий Белюкин в одном из своих интервью (www.viperson.ru). - И еще важная цитата: "служенье муз не терпит суеты". Живописцу нужно напряженно трудиться, ежедневно работать над картинами. Многие коллеги показывают в галереях все больше поверхностных содержательно и небрежных технически картин. Я не принимаю такой подход к творчеству. Картина непременно должна быть проработанной и цельной, завершенной, с неразмытым смыслом. Зрителя нужно уважать настолько, чтобы он мог любоваться работой и издалека, и разглядывать вблизи. Это ведь мистика, своего рода таинство, когда из смешения красок на полотне вдруг появляются туман, снег, сумерки, закаты и восходы...
Его творческий путь неразрывно связан с А.С. Пушкиным. Озарён его гением. В 1986 году студент Московского Государственного художественного института имени Сурикова пишет дипломную работу «Смерть Пушкина». «Всем, кто увидел в 1986 году дипломную работу студента Белюкина "Смерть Пушкина", было ясно: Бог подарил России ещё одну свою яркую искру», - отмечает в своей статье, посвящённой художнику, Светлана Галаганова. С тех пор на долгие годы Михайловское стало для Дмитрия Анатольевича вторым домом. А роман «Евгений Онегин» - настольной книгой. Около ста иллюстраций к нему Белюкин создал с энциклопедической точностью. «Онегина, входящего на бал, многие рисовали в кюлотах и чулках. Кюлоты – это коротенькие штанишки по моде придворной 18-го века. Но Онегин, как Денди, о чём говорил Пушкин, носил в 1819-м году белые панталоны на выпуск. И вот это такой нюанс, который должен знать или исследователь этого времени, или обязан знать художник», - говорит Дмитрий Белюкин. «Пушкинская эпоха — самая любимая мною, - признаётся художник, - жалею, что не родился тогда. Я влюблен в ее краски и пейзажи, нравы и обычаи, интерьеры и костюмы. Тема эта неисчерпаема, и я надеюсь к ней вернуться». Роман «Евгений Онегин» с иллюстрациями художника исследователи называют уникальным. Сегодня на прилавках его просто не найти.
К 207-летию со дня рождения А.С.Пушкина выставка работ Д.А. Белюкина прошла в Риге. На её открытии директор Музея зарубежного искусства Дайга Упениеце отметила:
- Дмитрий Белюкин сохранил в своем творчестве традиции русской школы реализма. Выставка, которую мы представляем сегодня, - это своеобразное путешествие во времени: глядя на картины Дмитрия Белюкина, трудно сказать наверняка, то ли это художник ведет нас в удивительное путешествие по пушкинским временам, то ли пушкинские времена пришли в наши дни. Рассматривая его портреты, с удивлением отмечаешь, как четко выполнены детали, и не пропадает ощущение, что работы Дмитрия Белюкина написаны еще тогда, в классическом 19 веке
«Дмитрий Белюкин убежденный реалист, - пишет в своей статье Александр Лонгинов. - Реалист классический, академический, романтический, ностальгический... Но даже все вместе эти определения не исчерпывают феномен. Трудно быть реалистом во времена тотального авангардизма. Однако искусство не маршевая колонна, в нем нет ни авангарда, ни арьергарда. Есть только вершина, Олимп. А все, что у его подножия, – это лишь попытки взойти на него. Дмитрий Белюкин поднялся на вершину путем самым трудным и самым достойным».
По словам самого художника: «…какие бы течения и направления не возникали в искусстве, классическое направление никто и никогда не сможет отменить. Классика гармонична сегодняшнему дню, и максимально приблизиться к этой гармонии – моя непосредственная задача. Каждый художник должен честно завоевывать сердце своего зрителя только кистью и красками. И главное условие для художника – искренность. В своих работах я старался быть честным и искренним».
Одно из самых известных и пронзительных полотен Дмитрия Белюкина – «Белая Россия. Исход». Эта картина – захватывающий и щемящий душу реквием, гениальный по своему исполнению. Реквием Руси уходящей. Руси Белой, изгнанной с родной земли красной нечистью… Интеллигенты и офицеры, священники и казаки, сёстры милосердия, женщины, дети, старики – все они являют собой образ Русского Ковчега, уносимого бушующим морем на чужбину. Выделяется фигура генерала Врангеля, Белого Рыцаря, олицетворяющего собой саму Белую Идею. «Не вычеркнуть из русской истории тёмных страниц настоящей смуты. Но не вычеркнуть и светлых – Белой борьбы», - писал П.Н. Врангель. Картина Белюкина является подлинной иллюстрацией этих светлых страниц.
Тема Белой России продолжается художником в таких картинах, как «Государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна», «Эвакуация Корниловцев», «Корниловец», «Казак Сухой», «Есаул Кострыкин и Биплан», «Зеркало», «Осколки»…
Большого внимания заслуживает серия графических портретов – «Раны Афганистана». Она была начата художником еще в 1987 году во время прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, когда он с тяжелой травмой плеча был доставлен в госпиталь имени Бурденко. Именно тогда он увидел и стал рисовать израненных и искалеченных в горах Афганистана солдат. За портреты воинов-афганцев Дмитрию Белюкину вручили премию Ленинского комсомола.
Картины Белюкина могут видеть не только жители столицы, но любители живописи по всей России, так как Дмитрий Анатольевич был одним из первых, кто откликнулся на идею возрождения передвижных выставок.
- Мои выставки – некоммерческие, - рассказывал художник в уже цитировавшемся интервью. - Я считаю, главная задача художника, - не просто написать и продать картину, но сохранить ее, показать другим людям, донести до зрителя свои сокровенные мысли и чувства. Люди, где бы они ни жили, по-прежнему тянутся к прекрасному. И видеть такое - радость для художника. Московская публика, мне кажется, более избалована, в столице каждый месяц проходит большое количество громких выставок. В небольших провинциальных городах, наоборот, публика более открытая, душевная, тонко воспринимающая гармонию мира именно в реалистических традициях. К тому же, серьезные выставки в глубинке сейчас - большая редкость. Мне одинаково радостно встречаться и с московскими зрителями, и с теми, кто приходит на мои выставки в регионах.
Выставки Белюкина проходили в Рязани, Костроме, Владимире, Ярославле, Саранске и других городах… Ярославль занимает особое место в его творчестве. Над картиной, посвящённой этому городу, художник работал два года. «Для ярославцев и ярославских художников красота этого города не так разительна, как для москвичей и жителей других городов. Потому что, когда я нашел этот ракурс с крыши гостиницы «Юбилейная», я был просто поражен и современной и в тоже время древней архитектурой. Связь эпох, старины», - говорит Дмитрий Анатольевич. Александр Лонгинов пишет об этом полотне: «В картине «Ярославль» широта охвата панорамы города, которая в реальности не воспринимается сразу ни глазом, ни фотообъективом, побудила художника отказаться от классических норм построения перспективы и сделать две самостоятельные точки схода – для правой и левой частей картины, благодаря чему полотно очень цельно воспринимается с большого расстояния. Находкой художника стал детально прописанный средний план, где сосредоточены главные памятники, определяющие «дух» темы. Соединение приемов монументального и станкового искусства привело к удивительному по силе воздействия эффекту: картину с равным интересом можно рассматривать и издалека, и вблизи.
Собственно, это не просто вид Ярославля, это срез жизни большого и древнего волжского города со всем неторопливым ритмом его, с очарованием его провинциального уклада. Это картина-книга. Ее можно читать, то есть выстраивать по точным реалиям, деталям, сценкам жизнь современного и вечного града Ярослава Мудрого.
На мой взгляд, Дмитрий Белюкин вольно или невольно основал новый жанр – портрет города! Не вид, не панораму, а портрет с чертами характера».
Отдельно следует отметить созданный художником цикл произведений «Святые места Православия», который насчитывает более 100 произведений. Это такие пейзажные картины как «Панорама Афона с вершины Святой Горы», «Рассвет на Синае», «Печоры. Вечерний Благовест», «Дорога к Храму», «Свято-Пантелеймонов монастырь ранним утром», «Иверская икона Божьей Матери «Вратарница», «Храм Панагии на рассвете» и др.
Пейзажи святых мест для художника, по его выражению,— «это взгляд издалека с надеждой и радостью, это ожидание чуда. При непохожести ландшафтов, архитектуры и внутреннего убранства монастырей и обителей – они все невероятно живописны и красивы, очевидно потому, что Святыня не бывает некрасива». Д.А. Белюкин сам принимал участие в паломнических поездках. «Глядя на светлые, живописные пейзажи, лесные просеки, тихие заводы, каждый, наверняка, видит на созданных Белюкиным картинах свои, близкие, милые сердцу, места, свою малую родину и ощущает неисчерпаемую мощь и безграничную широту Великой страны «с названьем кратким Русь»», - пишет корреспондент издания «Известия Мордовии» Мила Мельникова.
«Тихая моя Родина» - так называлась выставка Д.А. Белюкина, проходившая в минувшем году в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. «Как и для Николая Рубцова, строка из стихотворения которого дала название выставке, для меня Родина - это ностальгическая грусть по уходящей российской деревне, но не только. Я вижу Родину шире: для меня это и памятные исторические свершения прошлого, и грандиозные победы, и знаковые фигуры разных эпох. Одна из задач выставки - привлечь внимание к великому и непростому прошлому России. А "тихая" моя Родина потому, что великая держава никогда не кричала о своих достижениях, не выпячивала их. Русские люди испокон веку жили "тихо", смиренно, молча и мужественно преодолевая все ниспосланные испытания - войны, смуты, нашествия, революции, смены власти, кризисы...» - говорил художник в своём интервью.
«Несмотря на "тихое" название, выставка Дмитрия Белюкина имела такой же шумный успех, как и все предыдущие. Его произведения сполна утоляют духовно-эстетический голод посетителей, чем и вызывают их искреннюю благодарность. Художник щедро возвращает нам нашу национальную живописную классику, основанную на национальных эстетических представлениях… - отмечает Светлана Галаганова в уже приводимой статье. - …Да, Белюкин - Мастер. Но ведь он наследник уникального, богатейшего, единственного в мире явления, имя которому - русская живопись». И вполне можно согласиться с её характеристикой художника: «Дмитрий Белюкин - влюблённый романтик, очарованный странник, шубертовский Wanderer в русском облике, неутомимый искатель духовных родников в безжизненной пустыне современной цивилизации».
Краткая биография:
Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). В 1986 году Дмитрий с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.
Начиная с 1988 года является Членом Союза художников России и Московского Союза художников. Стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (руководители – Действительные члены АХ СССР А. П. Ткачёв и С. П. Ткачёв).
С 1999 года и по настоящее время работает в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. С 2004 года Член Творческого союза художников России. Народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств.
Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи, ведёт активную выставочную деятельность. В 2009 году художник был удостоен премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» и Национальной премии «Человек года - 2009».
______________________________
Дмитрий Белюкин. Белая Россия
golos.ruspole.info
Белюкин Дмитрий Анатольевич - народный художник России.
Белая Россия. Исход. 1992 год,комментарий автора
Замысел этой картины возник у меня еще в институтские годы, и потом, где бы я ни был – во время службы в армии, при росписи храма в Новосибирске, поездке в Ростов-на–Дону – я старался найти тех, кто мог бы стать ее персонажами. Юношеский размах задуманного был еще шире, чем у моего любимого Корина в «Руси уходящей»: показать не только духовенство и монашество, но и другие сословия России, которым новая власть отказала в праве на существование. Это офицеры и рядовые армии и новой гвардии – корниловских и дроздовских полков, купечество, артистическая богема, гимназисты и лицеисты, депутаты Госдумы и сановники Двора, профессора, поэты и сестры милосердия. И.А.Бунин в шляпе стоит вдалеке, слева у трубы, остальные – собирательные типы людей, олицетворяющие собой образ русского человека, навсегда уходящий в прошлое.
Белая Россия. Исход. (фрагмент) комментарий автора
Для меня всегда очень важна деталь – это дополнительный рассказ о персонаже или событии. Епитрахиль у полкового батюшки древняя, эпохи первой русской смуты XVII века, полулатаная и бережно передаваемая от священника к священнику, она прошла много войн и видела множество смертей. Надетая на подрясник, она говорит о только что совершенном Таинстве исповеди умирающего полковника в бекеше с седлом под головой. Хотелось бы, чтобы зритель не торопился, не убегал от полотна, а постепенно погружаясь в него, находил какие-то новые детали, незаметные поначалу. В классической живописи существует много почти утраченных ныне секретов и приемов как «заставить» глаз зрителя вернуться к нужному смысловому образу или детали.
Белая Россия. Исход. (фрагмент) комментарий автора
Еще о деталях в картине. Наверное, многие заметили дыры в обшивке корабля, говорящие о том, что по нему стреляли с берега. Без комментариев можно также оставить стреляные гильзы на палубе и брошенную в суматохе куклу… Но часть важных деталей поверхностный взгляд может упустить или проскочить, не расшифровав. Например, седла, взятые с собой казаками и кавалеристами и уже совершенно не нужные на чужбине, уздечки и даже переметные сумы и кобуры, набитые овсом, для оставленных на берегу верных товарищей-коней. А вот при полном параде старый генерал-адъютант с Анненской лентой, насильно впихнутый родными на корабль. Может быть, он спокойно готовился встретить смерть дома, не видя своей вины перед Родиной, которой служил всю жизнь… Среди толпы выглядывают околыши и тульи фуражек Александровского (того самого Царскосельского) Лицея и Императорского человеколюбивого общества, материально поддерживавшего революционеров в ссылках. Можно еще и еще продолжить этот список…
ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА И ВЕЛИКАЯ. 1993 год.
ЭВАКУАЦИЯ ДРОЗДОВЦЕВ И КОРНИЛОВЦЕВ ИЗ КРЫМА. 1994 год.
ЕСАУЛ КОСТРЫКИН И БИПЛАН. 1997 год.
ЗЕРКАЛО. Холст, масло. 1991 год.
ОСКОЛКИ. 1996 год.комментарий автора
Я старался написать картину, очень светлую по настроению. Возможно, отец или старшие братья этого мальчика разрушили и сожгли помещичью усадьбу, а он, вдалеке от ребятни, повинуясь природной вечной тяге к красоте, собирает тарелочку из осколков. Зачастую крестьяне жгли усадьбы из страха подвергнуться репрессиям от новой власти, разбойничье повязующей их грабежом. В Псковской губернии, когда пылали Михайловское, Тригорское и Петровское, у комиссаров был план разграбления трех усадеб в день. На картине изображено Байнево – усадьба Панаева, куда приезжал и Тургенев.
«Чужой рассвет» ( Казаки на острове Лемнос) . 1997 год.
Балаклавская бухта в 1773 году (Укрепление А.В. Суворовым по приказу Екатерины II крымских рубежей. 2008 год.
Царское Село. Непогода. 1989 год.
Московский Кремль в Рождественскую ночь. 2003 год.
ПЕТР I СТРИЖЕТ БОРОДЫ БОЯРАМ. 1985 год.
«Победа!»
2001 год.
Начало перестройки. 1988 год.
Панорама Иерусалима с Oливковой горы на Пасху. 2004 год.
ДВЕРЬ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ. 2003 год.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Генисаретском озере. 2005 год.
ПАНОРАМА АФОНА С ВЕРШИНЫ СВЯТОЙ ГОРЫ. 1999 год.
ТРОПИНКА В ГОРАХ. 1996 год.
РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА НА АФОНЕ. 1997 год.
В МОНАСТЫРЕ ЗИМОЙ.КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ. 1995 год.
СМЕРТЬ ПУШКИНА. 1985 год.
ПУШКИН И ЯЗЫКОВ В МИХАЙЛОВСКОМ. 1991 год.
Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском. 1989.
УСАДЬБА ГАННИБАЛОМ ПЕТРОВСКОЕ. ВЕСЕННИЙ РАЗЛИВ. 2004 год.
Мураново.Мороз усиливается . 2006 год.
СВЕТЛЫЙ ПОКОЙ. 1996 год.
Валдай. Серый день . 2002 год.
ВЕЧЕР НА БАЙНЕВСКОМ ОЗЕРЕ. 2003 год.
БАНЬКИ В МАЛОМ ГОРОДНО. 2006 год.
СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО.БОЛЬШОЙ СПАССКИЙ ПРУД. 2005 год.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за совершением Божественной литургии в Успенско . 2005 год.
Лида и Дуняша . 2001 год.
Портрет А.Т.Пальшиной – участницы Гражданской и двух мировых воин . 1983 год.
Есаул Сухов. Из серии «Отечественная война 1812 года». 1992 год.
«Казачок». Автопортрет в форме казака IV Донского полка. 1992 год.
Цветение весны . 2003 год.
Ромашки в поле . 1996 год.
Зайцев Эдуард в больничной палате . 1987 год.
Айсберги Шпицбергена. 2007Холст. Масло. 50х70
Матушка Русь. Ярославль, 2006-2008Холст. Масло. 200х485
Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). В 1986 году Дмитрий с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», после чего проходил действительную службу в Советской армии в войсках ВВС. В 1987 – 1988 годах работал в Комбинате живописного искусства Художественного фонда РСФСР.
Начиная с 1988 года является Членом Союза художников России и Московского Союза художников. Стажировался в Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР (руководители – Действительные члены АХ СССР А. П. Ткачёв и С. П. Ткачёв).
С 1999 года и по настоящее время работает в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. С 2004 года Член Творческого союза художников России. Народный художник Российской Федерации, Действительный член Российской академии художеств.
Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи, ведёт активную выставочную деятельность. В 2009 году художник был удостоен премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» и Национальной премии «Человек года - 2009».
Награды и звания
1987 - Серебряная медаль Министерства культуры СССР – за дипломную картину «Смерть Пушкина». -Золотая медаль ВДНХ СССР (ныне ВВЦ) – за портрет А.Т.Пальшиной. 1989 - Звание Лауреата и премия Ленинского комсомола в области культуры – за серию работ «Раны Афганистана». 1997 - Почётный член Пушкинской Академии. 1999 - Заслуженный художник Российской Федерации. - Почетный член Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. 2002 - Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств. - Памятный знак и медаль «200 лет Министерству обороны». Медаль «В память 850-летия Москвы». 2005 - Народный художник Российской Федерации. -Медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть». 2007 - Член-корреспондент Российской академии художеств. - Орден Святого Князя Александра Невского II степени, медаль «За жертвенное служение». 2008 - Юбилейный знак «225 лет Черноморскому флоту». 2009 - Лауреат Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За Веру и Верность». - Лауреат Национальной премии «Человек года – 2009». 2012 - Действительный член Российскоц академии художеств; - Действительный член Пушкинской Академии.
art.mirtesen.ru
Юбилейная выставка в РАХ
Экспозиция Юбилейной выставки в РАХСписок мероприятий на выставке академика Д.А. Белюкина «Время собирать камни...»01.12.2017 в 17:15 Встреча автора со зрителями.
01.12.2017 в 18:00 Известные живописцы России примут участие в круглом столе «Современный классический пейзаж - традиции и новаторство», который состоится 1 декабря в 18.00 в залах Академии художеств (Пречистенка, 21) на выставке Дмитрия Белюкина «Время собирать камни...». Приглашены также искусствоведы и журналисты. В дискуссии может принять участие любой почитатель пейзажного жанра. Перед этим мероприятием в 17.15. состоится встреча Народного художника РФ, академика РАХ Дмитрия Анатольевича Белюкина со зрителями. Приглашаются все желающие.
03.12.2017 13:00 - 15:00 Присутствие автора на выставке 16:30 - 19:00 Закрытие выставки.
Вводный зал экспозиции «Время собирать камни»Зал «Россия»
Справа «Вид с Баённого острова на Ильинский скит. Весна», 2015. Собственность Валаамского монастыря. Первый показ
Справа: Ипатьевский монастырь. Наступила весна, 2017. Первый показ
Зал Европы. Первый показ
Первый зал исторической картины
Второй зал исторической картины
Вид из зала исторической картины на залы этюдов «Впечатления православного паломника»
Серия «Впечатления православного паломника» (Россия, Афон, Черногория, Грузия, Греция)
Зал Иерусалима и Святой Земли
Триптих «Иерусалим. Рассвет». Слева направо: Храм петушиного крика. Старый город. Монастырь Марии Магдалины. 2017. Первый показ
Завершающий зал экспозиции. Россия, Афон
Раннее утро на озере. 2017. Первый показ
По центру: «Георгиевский монастырь. Туман». 2016-2017. Первый показ. Справа: «Разверзлись хляби небесные» (Валдайский Иверский монастырь). 2017. Первый показ
www.belukin.ru