Описание картины Анри Матисса «Красные рыбки». Рыбки картина
Матисс Анри "Красные рыбки" описание картины, анализ
Интересное, очень необычное произведение известного французского экспрессиониста Анри Матисса. Никаких неожиданностей в сюжете, он совершенно обычный, а зрители не могут оторвать глаз от этой работы. Здесь художник каким-то образом показал чистым и искренним, словно бы детским взором, удивительную красоту будто бы волшебных золотых рыбок. Это восхищенное настроение легко и непринужденно передаётся и зрителю. Матисс несколько раз возвращался к этому сюжету, меняя каждый раз то композицию, то аквариум, то цветовую гамму полотна. И каждый вариант исполнен такой гармонии и нежности красок, что нельзя не привести слова самого художника, который сказал, что это произведение подобно удобному креслу, которого заслуживает утомленный зритель.
Художник написал это полотно в своей мастерской, расположенной неподалёку от Парижа, его сразу же купил российский коллекционер Щукин для своей коллекции.
Год написания картины: 1911.
Размеры картины: 140 x 95 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: анимализм.
Стиль: постимпрессионизм.
Галерея: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва, Россия.
Другие картины художника:
Японский карп Кои. Богатство, традиции и живопись – Ярмарка Мастеров
Художник Терри Гилески (Terry Gilecki) влюблен в воду и рыб. Смешивая акрил с металлическим порошком, работая распылителем, кистями и элементами гравировки, он оживляет прекрасных японских карпов в своих творениях, которые радуют глаз своими цветами и умиротворением.
Терри родился в 1954 году в Британской Колумбии, получил степень прикладного искусства в 1973 году и начал работать
внештатно как коммерческий художник. Его воображение и способность к инновациям признаны выдающимися. За несколько лет он начал самостоятельно и много писать для международных корпораций. Наряду с этой деятельностью, он занялся изобразительным искусством. С повышением спроса на его работы он понял, что нашел свою нишу и теперь посвящает себя полностью этой области.
Плененный красотой кои и разнообразием их цветов и узоров, он посвятил свое художественное творчество улавливанию их сущности в своих виртуозных картинах. Коллекционеры со всего мира покупают эти экзотические образы. В то время как кои являются главной особенностью его работ, художник также любит прорабатывать их окружение путем слияния элементов выше и ниже уровня воды, а также те, которые отражены на ее поверхности.
Все картины, использованные в данной статье, принадлежат ему. Надо сказать, я бы и сама не отказалась от такой чудесной красоты! Давайте перейдем к самому красочному — его картинам и по ходу дела разберемся, что же это за чудесные рыбы, изображение которых притягивает к себе взгляд людей со всего мира!
Фигурки двух рыб — элитные карпы кои и рыбы арована — часто встречаются в модном веянии фен-шуй. Считается, что изображение этих рыб в паре приносит богатство и любовь.
История карпа кои насчитывает тысячи лет и описана в легендах. Его прародителем считают дикого сазана. Одна из легенд гласит, что японские фермеры, жившие высоко в горах, обрабатывая рисовые поля, стали выращивать карпов в рисовых затоках, чтобы обеспечить себя зимой пищей из рыбы.
Согласно преданию, первые карпы кои были белые и ярко красные. Только с течением времени цвета перемешались и появились цветные карпы. Эстетичная японская культура не могла обойти вниманием красоту этих великолепных рыб. Постепенно карпы кои стали незаменимым атрибутом прудов в домах состоятельных японцев. Из рыбы для еды карп кои превратился в гордость нации и предмет повального увлечения.
Многолетняя селекционная работа, проводимая японцами помогла вывести множество разновидностей этих красивых рыб: одноцветные, двух и трехцветные. Японцы тщательно хранили свои секреты и препятствовали вывозу карпов из станы.
Из 80 пород карпов кои выделают разновидности:
Kohaku – белый карп с красными или красно-оранжевыми пятнами.Taisho Sanshoku – кои трехцветной окраски с пятнами на спине.Utsurimono – черный карп кои с красно-желтым рисунком.Kin Gin Rin – очень необычный кои, у которого чешуя обладает металлическим блеском.Самой популярной породой стала Gosanke, к которой принадлежат виды kohaku и taisho sanshoku.
Считается, что самый первый цветной карп был красным, потом белым, а потом в результате скрещивания особей двух цветов появились красно-белые красавцы
В неволе кои могут жить долго. Известны случаи очень приличного возраста — 220 лет. В длину карпы кои могут вырасти до 130 сантиметры, что свойственно для некоторых пород, которые генетически ближе к их прародителю, дикому сазану. Но обычно их длина не превышает 90 сантиметров. Разведение и содержание кои, наконец-то, становится более распространенным хобби, так как цены на кои стремительно падают в связи из хорошим предложением и выбором из разных стран.
И напоследок необычное видео о том, как девочка кормит ворох этих рыб! :)
www.livemaster.ru
Описание картины Анри Матисса «Красные рыбки»
Матисс – известный французский художник, лидер движения фовистов, которое просуществовало всего двадцать лет, но оставило своеобразный след в истории, Фовизм родственен импрессионизму и доводит его до крайней точки, в которой перестает играть роль форма и начинает играть её эмоция и цвет.
Фовизм предельно упрощает, не зацикливаясь ни на каких рамках. Легкая кисть, тонкие мазки, игра со светом и тенью, яркие, подчас кричащие, цвета – все это нужно исключительно для выражения эмоции. На картине Матисса у женщины мог быть зеленый нос, если это придавало ей выразительности, а на вопросы, почему он считает это допустимым, если в жизни у женщин точно не зеленые носы, он отвечал: “Я рисую не женщину, я рисую картины”.
“Красные рыбки” – не самая далекая от реализма его картина. На первый взгляд она кажется даже вполне понятной и нормальной. Аквариум, рыбы, цветы и зеленые листья, ничего, что могло бы показаться необычным. Но стоит присмотреться, и окажется, что у картины заметно нарушена перспектива. Аквариум зритель видит сбоку, как и ножку стола, а вот столешницу – сверху, иначе она не казалась бы такой круглой.
Рыбки в аквариуме плавают по кругу – они красные, лупоглазые, с открытыми ртами – и круг этот поддерживает и форма стола, и завивающаяся оранжерейная оградка, и растения, тоже образующие своеобразную окружность. Цвета картины довольно мягкие, по сравнению с привычным для фовизма буйством – почти приглушенные, и сама картина передает настроение, а не рассказывает некий сюжет.
Наделенный воображением зритель может увидеть в ней символическую бесконечность – что есть круг, если не она? – почувствовать лирическое настроение художника, задумавшегося о том, как ничто не имеет ни начала, ни конца, и поместившего в аквариум рыбок, чтобы передать этот краткий миг прозрения.
АНРИ МАТИСС - АКВАРИУМОПИСEЦ, 1911
Полотна Матисса - воплощение медитации и визуального отдыха. Одна из его любимых тем - это аквариум и золотые рыбки. На языке Матисса они являются источниками абсолютной внутренней тишины, созерцательной отрешенности.
Мотивы аквариума с золотыми рыбками навеяны путешествиями Матисса по Марокко в 1912-1913гг.
Самая значительная картина марокканского периода «Арабская кофейня».
Обыденный и одновременно экзотический сюжет. Двое медитируют перед стеклянным аквариумом с золотыми рыбками. В основу легли наблюдения художника, завороженного способностью арабов часами смотреть на цветок или красных рыбок. Рыбки, и люди имеют единый, охристо-оранжевый оттенок. Матисс хотел, чтобы через картину зритель пережил тот же медитативный, созерцательный отдых.
«Арабская кофейня,1913»
Интересно, что первоначально картина выглядела по-другому. У всех персонажей были прорисованы лица. Потом Матисс закрасил их. И когда критик, который наблюдал за процессом работы, спросил, зачем он это сделал, Матисс ответил: «Совершенствовать – значит упрощать». Великий русский коллекционер искусства Сергей Иванович Щукин, который открыл Матисса России и активно покупал его произведения «не понял» новый шедевр. Тогда художник предложил полотно другому выдающемуся собирателю, фабриканту И.А. Морозову. Но Щукин не мог допустить, чтобы картина оказалась в коллекции конкурента, к тому же он любил удивлять публику и всегда руководствовался принципом: «Если, увидев картину, испытал психологический шок, — покупай ее». Так, в апреле 1913 года, «Арабская кофейня» завоевала почетное место в домашней галерее Щукина.
Картины Матисса поражают простотой и легкостью. Возникает ощущение, что рисовал их осознанный ребенок. Учитель Матисса, Гюстав Моро, укорял своего ученика: «Вы же не будете доводить живопись до такого? Упростить её до такой степени! Тогда живопись перестанет существовать...»
Анри Матисс в своих апартаментах в Нице, 1934
Действительно, Матисс сознательно «упрощал» свою живопись: «Сегодняшнее пространство перенасыщено пищей для глаз – и у нас часто нет времени, чтобы ее вкусить», - говорил он. Художник отказался от смешения цветов, мелких деталей и полутонов – чтобы не заглушать свежее звучание краски. Он превращал каждую фигуру – женщину или рыбу – почти в знак, стараясь выразить саму сущность действия или состояния.
Еще одна знаменитая картина Матисса, написанная в Марокко, в которой фигурирует емкость с рыбками - «Зора на террасе». Юная Зора стоит на коленях, слева перед ней бокал с золотыми рыбками. В атмосфере картины царит ощущение неги и покоя. Реальное и фантастическое сливаются воедино. Вероятно, поэтому отставленные в сторону туфли — «бабуши» так похожи на плавающих в аквариуме рыбок.
«Зора на террасе, 1912»
Целую серию картин с аквариумами создал Матисс в период весна-лето 1912 года. Французский поэт Гийом Аполлинер заметил, что в это время в живописных салонах было много «карповых». Возможно, это была дань моде - одержимость восточной культурой после многочисленных китайских выставок.
«Золотые рыбки и скульптура», 1911
«Красные рыбки в интерьере», 1912
«Красные рыбки», 1911
Красные рыбки - одна из самых популярных картин Матисса. На ней он изображает фрагмент оранжереи, посредине которой круглый столик с рыбками в аквариуме. Основа композиции и цветовой фокус картины - кружащиеся в аквариуме ярко-красные рыбки. Матисс специально оставил вокруг них белый холст, чтобы усилить выразительность красного. Контрастом к красным рыбкам служат зеленые листья растений. Розовые и черные оттенки усиливают звучность зеленого, а розовый нимб вокруг аквариума дает всему колористическому решению особую прозрачность.
Серия картин с аквариумами продолжается в 1914 и 1915 годах двумя произведениями.
«Интерьер, аквариум с красными рыбками», 1914
В этой композиции Матисса прежде всего интересует эффект света из окна в прозрачной воде аквариума. Так мастер объединяет два своих любимых мотива – аквариум с красными рыбками и окно.
«Красные рыбкии палитра», 1914-1915
В октябре 1914 года Матисс делился в письме о своей новой работе: «Пишу картину, это те же золотые рыбки, но я переделываю их, добавив персонаж с палитрой в руке". Работа очень близка предыдущей, но, в то же время, сильно от нее отличается. Тот же цилиндрический аквариум, переплет балконной решетки, но плоскости, образовавшие пространство интерьера, наложились друг на друга, как в аппликации.
«Чаша с золотыми рыбками», 1921-22
Письмо Анри Матисса к жене Амели, написанное в Café Monnot, Ница 29 ноября 1921
В 1940-х годах у Матисса ухудшилось здоровье. Прикованный к инвалидному креслу, художник продолжил творить и обратился к технике декупаж.
Матисс, работающий над аппликациями в своей студии в Ницце, 1952год
Матисс раскрашивал гуашью бумагу, вырезал изображения водорослей, цветов, рыб и составлял полотна большого формата. Эти работы автора самые недолговечные и поэтому считаются самыми ценными.
Полинезия, море, 1946
Одной из последних выдающихся работ Матисса стали «Китайские рыбки», созданные автором в 1951 году. Матисс говорил, что одна из тех рыб – это дюгонь: «Вот дюгонь и сверху морское животное в виде водоросли. А вокруг цветы бегонии».
«Китайские рыбки», 1951
Анри Матисс достигал эмоций за счет простых средств, кардинально изменив видение мира. До него художники стремились передать объем, а Матисс перевел весь мир в плоский рисунок.
В авторской статье «Нужно смотреть на мир глазами ребенка» Матисс написал:«Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него… Первый шаг к творчеству состоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета… Творить – значит выражать то, что есть в тебе».
«Женщина перед аквариумом», 1921-1923.
«Женщина перед аквариумом».Фотоверсия Пауля Хорста для журнала Vogue, 1952 г.
Смотрите также:ВЛАДЕЛЕЦ ЗООМАГАЗИНА ИЗВЛЕКАЕТ РЫБУ ИЗ АКВАРИУМА, 1954АКВАРИУМНЫЕ НАСТРОЕНИЯ ФЕДОРА СТУПНИКОВА, 1960-еУДИВИТЕЛЬНАЯ БЫТОВАЯ СЦЕНКА ПОЛНАЯ ТЕПЛА И ВЕСЕЛЬЯ, 1951ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО. ДЕТСКИЙ САД, 1983
glassbox-history.com