Рождество ИИСУСА ХРИСТА на полотнах знаменитых живописцев. Рождество картина
Рождество Христово в картинах русских и зарубежных классиков: rex711
1. Аарт Клаас
2. Александр Иванов
3. Антонио Корреджио
4. Бартоло ди Фреди
5. Валериан Отмар
6. Виктор Васнецов
7. Джентиле да Фабриано
8. Доменико Гирландайо
9. Иероним Босх
10. Илья Репин
11. Клавдий Лебедев
12. Леонардо да Винчи
13. Лоренцо Монако
14. Мастер Франке
15. Михаил Нестеров
16. Поль Гоген
17. Ридальфо Гирландайо
18. Эль Греко
Рождество в живописи - Все интересное в искусстве и не только.
Вот и пришло Рождество – огромный светлый праздник. Предлагаю посмотреть рождественские картины русских и зарубежных художников. Это небольшая подборка - разные века, разные стили - но одна тема - Рождество! С праздником!1 репродукция - Александр Семёнов. «В Рождество», 1975
Борис Кустодиев. "Елочный базар", 1918
Константин Юон. «Волшебница-зима», 1912
Боровиковский Владимир Лукич 1757 - 1825
Рождество ХристовоХолст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Нестеров Михаил Васильевич 1862 - 1942
Рождество Христово. 1890-1891Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Нестеров Михаил Васильевич 1862 - 1942
Рождество Христово. 1890-1891Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Истман Джонсон. Christmas Time (The Blodgett Family), 1864
Волхвы перед Иродом, французский витраж 15-го века
Жорж де Латур гр. 1644
Стефано ди Джованни или Sassetta, Путешествие волхвов (фрагмент алтаря), в. 1435, темпера и золото по дереву, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Гертген тот Синт Янс, Геррит ван Харлем (Geertgen tot Sint Jans)
tanjand.livejournal.com
Рождество ИИСУСА ХРИСТА на полотнах знаменитых живописцев. – Ярмарка Мастеров
Друзья, поздравляю вас Рождеством Христовым!
Это радостный, светлый, любимый праздник! Давайте, друзья, вознесемся мыслями своими в Вифлеем, простим все огорчения и обиды и полетим в светозарную пещеру, где, окруженный Ангелами, лежит в яслях маленький Христос. Торжественная святая тишина царит в Божием небе и на земле!
О Рождестве Христовом!
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.
Альбертинелли, Мариотто - Поклонение младенцу Христу, Эрмитаж,В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7)Бонифацио Веронезе - Поклонение пастухов, ЭрмитажВ это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14).
Рождество … Ожидание чуда,Всеобъемлющей, светлой любви.В эту ночь верить в сказку не трудно,К небесам ты свой взгляд подними!Пусть рождественской звёздочкой яркойОсенит твою душу тепло,И роскошным чудесным подарком
В дом придут Божий мир и добро!
Материалы собраны в интернете.
www.livemaster.ru
РОЖДЕСТВО И НОВЫЙ ГОД В ЖИВОПИСИ
Какое блаженство, что блещут снега, Что холод окреп, а с утра моросило, Что дико и нежно сверкает фольга На каждом углу и в окне магазина. Пока серпантин, мишура, канитель Восходят над скукою прочих имуществ, Томительность предновогодних недель терпеть и сносить — что за дивная участь...
(Белла Ахмадулина, декабрь 1974)
- (Художник-иллюстратор Александр Дудин, 1953 год.)
Я начинаю свой новогодний обзор живописи, посвящённой ежегодному празднованию Рождества и встрече Нового года с этой общей символической обобщённой иллюстрации для создания соответствующего настроения у читателя. Это не значит, что я буду показывать репродукции с обычными украшенными ёлочками и веселящимися вокруг них детьми и взрослыми, а постараюсь показать нечто небанальное, а оригинальное из этого набора картин на названную тему, которых, как оказалось не так уж много художниками написано. Если не собрать всю классическую библейскую серию картин, написанных великими мастерами прошлого, тогда и название и задачи нашего исследования были бы иными. Но есть современные оригинальные эксклюзивные сюжеты живописи, которые стоит выделить и показать, как отражение праздника Рождества и встреча Нового года.…
Я, естественно не могу в обычной своей манере оценивать рассматриваемую новогоднюю и рождественскую живопись с точки зрения врача, как старался делать в предыдущих обзорах, а попытаюсь обсуждать репродукции как обычный зритель и дилетант в искусстве. И вправе в своём настоящем обзоре подобрать нетривиальные сюжеты, редкие картины знаменитых художников и изображения неожиданные для некоторых авторов, картины с юмором и с эксклюзивными сюжетами. Но все они написаны по случаю Рождества либо Новогодних праздников, нередко совмещая оба торжества.
Например, совершенно необычную картину Сальвадора Дали, написанную для французского женского журнала 'Vogue' (произносится вог, с фр. — «мода») — женский журнал о моде, издаваемый с 1892 года издательским домом Condé Nast Publications, воспринимается как шутка гения.
Насколько я мог увидеть и понять, там показаны две части раскрытой арки в виде наклонившихся мужчины и женщины, из ртов которых на подвеске опускаются зелёные ёлочные игрушки – капельки или лампочки. Разделённые балясины выполнены как части лица человека. Выше видны ели с ярко и лучеобразно светящими огоньками…
- Рождественский дизайн Дали для 'Vogue' 1946 года . Художник изобразил аллегорический новогодний пейзаж с метафорическими деталями декора и архитектуры…
Вполне естественно, что художники не могли обойти вниманием такие сюжеты, которые должны были быть переложены на холсты их волшебными кистями. Где ещё можно найти картины для весёлых изображений, сказочных, красочных, весёлых и фантастических по содержанию, как не во время рождественских и новогодних праздников?
- Это одна из старых немецких гравюр, на которой дети и сам Санта Клаус собрались у «дерева Клауса» (нем. Klausbaum). Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».
Конечно, вряд ли найдутся картины великих мастеров прошлого, когда ещё не было традиций отмечать эти дни и рисовать их на картинах. Ведь первые упоминания о праздновании Рождества Христова в России, появились только в самом конце ХV1 века. А отмечать новый год с ёлкой и того позже.
- Картина неизвестного художника о встрече нового года в крестьянской избе до или в первые годы после октябрьского переворота.
15 декабря 1699 года Петр 1 издал указ о новом летоисчислении, в связи с чем, Новый год стали праздновать 1 января. Из-за увлечения Петра I Европой празднование Нового года начали проводить на принятый там манер. Торжества стали более веселым и ярким событием для русского народа. Опираясь на голландские традиции, люди стали украшать свои жилища хвойными ветками, которые должны были оставаться до Рождества Христова. У праздника Новый Год есть и свой главный герой – Дед Мороз, сказочный персонаж, также пришедший к нам из Европы во второй половине XIX века под именем Санта Клаус. В русской традиции у него появилась внучка Снегурочка.
В этот светлый праздник
В этот светлый праздник -Праздник РождестваМы друг другу скажемТеплые слова.
Тихо снег ложится:За окном зима,Чудо здесь свершитсяИ зажжет сердца.
Пусть улыбки вашиВ этот дивный деньБудут счастьем нашимИ подарком всем.
Льются звуки жизни,Счастья и добра,Озаряя мыслиСветом Рождества.- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)
Правда, ещё до деда Мороза и Снегурочки первым гостем, приходившим на Новый год, была Снежная баба или Снеговик, составленный из скатанных шаров свежего снега, обозначенных углем черт лица, морковкой вместо носа, ведра или кастрюли на голове, и метлы в руках из веток…
Во дворе с ним дружат дети.Любит он мороз и ветер.Не пойдёт: куда захочет,И стоит с утра до ночи.Он не ест, не пьёт, не спит,А над ним снежок летит...Жить в тепле он не привык.От — га — да — ли? ( Снеговик)
(Александренко Елена)
- "Снегурочка" (буквально, "девочка из снега").
Но художник Сергей Свиридов решил разнообразить компанию привычных снеговиков или Снежных баб и нарисовал Снегурочку в образе небольшого росточка снежной бабки в типичном облике из скатанных шаров свежего снега, выложенных угольками черт лица и пуговиц, морковкой вместо носа, красного ведра или кастрюли на голове (всё же, женщина!) и метлы в руках из веток… А из под ведра-шляпы торчит белобрысый «клок волос» из щепки или веточек веника…
Эта Снежная девушка – Снегурочка стоит во дворе подле наряженной ёлки и ждёт, когда поутру из окна появиться настоящая девочка и улыбнётся ей, воскликнув: - «С Новым годом, дорогая подружка!»
Другим гостем у нас будет Санта-Клаус, которого привёз
- художник Валентин Губарев на картине «Новогоднее». Художник, наделенный яркой индивидуальностью и особым, небанальным видением мира – с большим юмором рисует свои сюжеты. Один из которых демонстрирует прибытие Санта-Клауса, сидящего на детских саночках с подогнутыми ногами. Саночки тянет длинноносая не худая дама в широченном пальто и красной шляпе. Небось училка местной школы, которой педсовет поручил организовать встречу Нового Года. Дорогу ей указывает весёлый рыжий щенок, поворачивая к ней головку и советуя звонким лаем, куда двигаться дальше. Едет Санта по русской деревне с видимой вдали колокольней…
Иное видение Санта-Клауса предлагает нам в прекрасном изображении канадский живописец-самоучка Стюарт Шервуд, который очень любит рисовать всё, что касается рождественских праздников, не жалея ярких красных оттенков и юмора, как на этой картине без названия. Но мы и сами сможем её описать, как нам представляется:
- Вот он разлёгся в удобной позе в белых носочках с не причёсанной белой копной волос на голове и лице, продолжающейся в длинной бороде, на кресле с выдвижной подставкой для ног, и внимательно читает список подарков и адресов, что и куда ему предстоит всё это доставить к Новом году. Согласно рекомендациям в книге «Очень хорошие мальчики и девочки», лежащей рядом с Тедди на полу.
- А на этой весёлой картине американского популярного художника Нормана Роквелла, нарисованной им в 1939 году, Санта-Клаус, сидит на стремянке у карты мира и также читает список «очень хороших» детей, и разрабатывает свой маршрут на рождественскую ночь. Кстати, за его картинами охотятся многие коллекционеры. А на аукционе Christie’s в 2007 году за их подборку выручили 2,5 миллиона долларов (иллюстрация украсила обложку журнала The Saturday Evening Post). (Мы ещё встретимся с этим художником по ходу повествования).
Теперь можно познакомиться и с образами русских Снегурочек, которые прижились только в России на картинах русских художников. И среди них первая Снегурочка на одноимённой картине В.М. Васнецова, нарисованной им ещё в 1899 году.
- Снегурочка – дочь Весны и Мороза - любимый сказочный персонаж Рождественских праздников, хотя в либретто оперы о Рождестве и Новом Годе не сказано, а раскрывается трагическая любовная история Снегурочки и пастуха Леля и её гибель от лучей Ярило - Солнца, за то, что познала любовь не будучи человеком. Тем не менее, Васнецов нарисовал свою картину под влиянием сказки « Снегурочка » и созданной по ней оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1881 г.), написанной, в свою очередь, по одноимённой пьесе Александра Островского (1873 г.). На картине, как в декорациях оперы - сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Ее шубка, рукавицы, шапка вобрали в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине показано достоверно с необыкновенной точностью кисти большого мастера – певца русской природы.
- Михаил Врубель представил свой образ «Снегурочки», (1890). Картина написана в манере постимпрессионизма. Прототипом образа Снегурочки, его Музы (как и Морской Царевны и Весны), всегда была его жена, актриса Надежда Ивановна Забела. На протяжении всей супружеской жизни она была для художника загадкой со свойственной ей притягивающей силой.
В облике Снегурочки художник показал заснеженные распущенные локоны девушки, сверкающие крупные снежинки на них, как драгоценные украшения. В её всегда нравившемуся ему лице, запечатлён томный, слегка удивлённо отстранённый, взгляд и ещё ощущается некоторая детскость в сомкнутых губах. Покрытые снегом еловые ветви отбрасывают узорчатые тени с синеватым оттенком. Как хозяйка сказочного леса, Снегурочка-кудесница не боится холода и мороза и её детские, нежные оголённые кисти так и хочется спрятать в муфту либо надеть на них варежки…
Но и эта картина, как и предыдущая только своим наименованием относится к Рождеству или Новому Году, символизируя их приход и наш обычай их обобщать.
Но мы отвлеклись на персон новогодних торжеств и забыли купить ёлки! Немедленно отправляемся на ёлочные базары, чтобы успеть приобрести этот важный и красивый атрибут новогоднего праздника. Вот одна из таких такую картин Генри Манизера. И жаль было бы её не показать, ибо на ней вся широта и характер русской души, длинные шубы женщин и тулупы мужчин, платки и зимние меховые шапки, гомон и безудержное веселье на лицах.
- Генри Манизер "Ёлочный торг". Как написано в сноске под картиной – «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А КАКИЕ Ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. На Театральной площади, бывало, - лес».
И ещё один ёлочный базар, нарисовал провинциальный русский художник Александр Букчури:
- Бучкури Александр Алексеевич (1870 --1942) в 1906. На этом базаре более спокойная публика, очевидно, из богатых семейств, с чадами выбирает приглянувшееся им деревцо и другие атрибуты для украшения ёлки и дома. Товар расставлен вокруг по отдельности, чтобы покупатель мог оценить красоту ёлки, приём они уже укреплены на крестовинах. Покупай, вези домой и сразу ставь на приготовленное заранее место в комнате.
А теперь все на «Елочный торг», нарисованный десятью годами позже. Б.М. Кустодиев, к сожалению, уже был прикован к креслу из-за нарастающего паралича ног…
Народные праздники и гуляния были одной из любимых тем художника. А Рождество, конечно, занимало в его творчестве особое место. На картине изображено то, что бывает где-то в России в предновогодние дни. Толпы покупателей, повозки с заряженными в них лошадьми, красавицы ёлки, несомые к саням. Продают ёлки для украшения дома, для забавы детей, для праздничного настроения, для не лёгкого, но увлекательного процесса обряжения ёлки, чем занимается вся семья, как это показано на следующей картине.
- Борис Кустодиев. «Елочный торг», 1918 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.
Помню прежний ажиотаж с покупкой ёлки заранее и временном её размещении на балконе. А также ящики старых игрушек, вытаскиваемых из шкафов, комодов, снимаемых с антресолей. Появление новых, особенно немецких, отличавшихся прекрасной расцветкой и невесомостью материала… Запахи старой ваты, игрушек, особенно мягких, впитавших и сохранивших их, следы конфетти или всяких порошков и хруст разбитых осколков под ногами, которые будут подметаться, но уже не исчезнут до конца новогодних праздников…
РождествоМой календарь полу-опалыйпунцовой цифрою зацвел;на стекла пальмы и опалымороз колдующий навел.Перистым вылился узором,лучистой выгнулся дугой,и мандаринами и боромв гостиной пахнет голубой.- Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин
- Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, (1896). На картине ещё не видно елки и подарков, зато семья собралась, чтобы сделать гирлянды и украшения для дома. Это же не то, чтобы пойти в магазин и на ёлочном базаре игрушек выбрать те, что по душе или по заказу малышей, фантазии которых порой превышают возможности и торговых сетей и родителей. И в этом часто виновата реклама. Вроде этой:
На рекламном полотне, в данном случае картины американского художника Ники Боэма, предлагается посмотреть, как лучше расставить и украсить всё в доме на его разрезе в серии ярких и красочных картин: «КРАСИВАЯ ЗИМНЯЯ СКАЗКА ОТ НИКИ БОЭМ (NICKY BOEHME)».
- «Зрители», очарованные показом интерьера уже собрались и готовы подписать пресс-релиз с рекомендациями для потребителей и торговых сетей. Все в восторге! И пингвины, и белка, и кошка с собакой, а также газель…Люди ещё не собрались, а младшие наши братья уже почуяли и примчались пораньше.
Ёлку украшают и в одиночку, если что не сложилось или перед венцом в подвенечном белом платье, как надето на этой очаровательной девушке с грустным, как мне представляется, лицом. Хотя печаль бывает и спокойная, временная. И завтра её лицо, возможно, озарится весёлой радостной улыбкой, а в глазах отразятся ёлочные радужные огоньки…
- Алексей Михайлович Корин - Рождественская ёлка, 1910 г.
Но бывает и грустное украшение ёлки двумя одинокими женщинами, возможно матерью с непутёвой или брошенной (разведенной) дочерью, у которой в руках платочек, возможно, она плачет...
- Йожеф Рипль-Ронаи. «Зимний вечер. Украшение ёлки» 1910. Одна из женщин готовит ещё одну свечу, прикрепляя её к ёлке. Её лици грустное и задумчивое, ибо она переживает ещё более грустное состояние второй женщины, сидящей за столом и закрывшей лицо руками. Такое состояние обозначается термином "Facepalm" (англ. face - лицо, palm – ладонь). Это — физический жест - «лицо, закрытое руками», которое является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения». Этот жест иногда называют «рукалицо» или «челодлань»)…
Я впервые встретился с такими терминами… Значит, - это её взрослая дочь, её ребёнок, ибо под картиной имеется такая запись -" Ребёнок -фейспалмит"… Может быть. С автором не спорят.
И на следующей картине этого же венгерского художника снова такая же мрачная обстановка в рождественский вечер на которой одна, более молодая женщина, что-то пишет на открытом секретере. Более пожилая, возможно мать, стоит в ожидании в расстроенных чувствах и ждёт, когда письмо будет закончено. Обе одеты в пальто и шляпы и собираются выходить из дома. У пожилой дамы вроде в руке палка для опоры при ходьбе…
- Йозеф Риппль-Роне. Рождество. 1903.
На тумбочке в глиняном горшке на фоне ковра скромно украшенная небольшая ёлка. По бокам две незажженные свечи под бардовыми абажурами… Не у всех праздники проходят весело и беззаботно.
Рождественский романс …Твой Новый год по темно-синей Волне средь моря городского Плывет в тоске необъяснимой, Как будто жизнь начнется снова, Как будто будет свет и слава, Удачный день и вдоволь хлеба, Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево. (Иосиф Александрович Бродский (1961)
- Эдвард Мунк «Рождество в борделе», 1904.
Картина «Рождество в борделе» знаменитого и талантливого норвежского художника Эдварда Мунка в стиле экспрессионизма была завершена в 1904/05 гг. и размещена в Музее Мунка в Осло. Картина создана в трудное время для Мунка. В результате различных треволнений, Мунк страдал тревожными психическими состояниями, с которые он пытался справиться с помощью алкоголя и наркотиков. Ему приходилось периодически лечиться в психиатрической клинике.
Посещение борделя в Любеке, под Рождество, вызвало у него состояние «легкой меланхолии" в силу впечатлительности от ситуации, когда «рабочие» девушки в только что закончили украшать елку. Нарисованную им картину он считал ироничной, сентиментальной и безобразной. Проституция была излюбленной темой Мунка, и позднее он создаст целую серию картин, The Green Room.
Но мы снова отвлекаемся от основной задачи – подготовится к встрече нового года, а игрушки ещё не все развешены на многочисленных ёлках. Часть из них лежат на столе, что изображено на картине современной художницы Т.В.Бессоновой.
- Бессонова Тамара Владимировна "Новый год", 1955
Из-под маски печального Пьеро видны красивые ёлочные лапы, а между ними и маскарадная красочная, вся в блёстках, маска, и более простая у ног мартышки. И веера к маскам для маскарада и разные крупные шары, на которые с удивлением загляделся маленький Петрушка на переднем плане…
- Неизвестный художник представил "Праздничный другой стол подарков для девочки"к рождеству, (1840). “Table of Christmas Gifts for a Girl,” unknown artist.
У девочки - куклы, сидящей за столом, на фоне скудно украшенной ёлки, видно немного предметов, возможно, подарков. Там жёлтые ботиночки, белая блузка с синим пояском, гирлянды из розовых бумажных цветов, корзинка яблок и вазочка… Ботиночки, действительно для девочки, но её на это странной картине заменяет кукла… Что хотел с казать автор. Спросить не у кого, так как он нам не известен.
А если игрушек на представленных доселе картинах всё же мало, то магазины ещё открыты и метро ещё работает и выглядит оно примерно так, как нарисовала их Наташа Виллон: Эскалаторы переполнены, едва вмещают всех покупателей с кульками, пакетами, детей с игрушками в руках. Все спешат домой, чтобы успеть нарядить ёлку и приготовить вкусности и наряды. Началось Рождество и скоро наступит Новый год… Картина новогоднего метро наполнена шумом, движением. Все в возбуждении и юмор виден в каждом из пассажиров, спускающихся в метро по эскалатору. Шляпка - колпак почти опустилась на лицо девушки, а из-под фуражки – «аэродрома» чётко вырисовываются только чёрные усики. Два батона, как уши зайца подчёркивают лицо женщины в чёрном платочке, стоящей с закрытыми глазами и не боящейся упасть из-за страхующей плотности толпы…Смешная девочка с большим мишкой улыбается темнокожему мелкому юноше с большими лыжами.
Скоро эскалатор освободится от знакомых уже нам людей , которые разойдутся в разных направлениях. А другие заполнят лестницу-чудесницу, пока не иссякнут окончательно…
- Художник Наташа Виллон, «Предновогоднее метро»
Иной раз бабушка, у которой больше свободного времени, пока все ещё на работе или в школе, начинает украшать ёлку самолично, глядя на игрушки и вспоминая каждую, как она называется и куда её надо будет подвесить… Возможно, что бабушка вдруг начинает вспоминать рождественские праздники или встречу нового года в свои молодые годы. И игрушка в её руке задерживается пока не пройдёт калейдоскоп эпизодов или конкретных лиц из воспоминаний далёкого детства или молодости… Не будем ей мешать.
- Егор Зайцев "Рождественская ёлка", 1996
Хочется надеяться, что другая бабушка, где-то в Украине, предварительно всё подготовила из угощений к приезду внуков и детей. Во всяком случае, при взгляде на столы, расставленные на кухне и на то, что на них наставлено, слюнки сами текут, а попробовав, пальчики оближешь. Известно, мне уж точно, что украинские булочки, пампушки, вареники с чем угодно – самые вкусные. В макитрах протёртый мак и кутья, Под рушниками – ломтики или кусок сала, зажаренный поросёнок в сметане с хрустящей корочкой, а в банках различные разносолы. В общем, всего не перечислишь, но, судя по картине, всё заботливой бабушкой предусмотрено и готово к подаче на стол.
- Надежда Полуян–Внукова (Украина) –«У бабушки перед Рождеством».
То же сделала и Великая княгиня Ольга Александровна Романова, ставшая художницей в советской России. На своей картине она тоже приготовила новогоднее угощение и праздничный стол, накрытый под разукрашенной ёлкой, готов к приёму гостей.
- Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра императора Николая II) "Новогоднее угощение". (1935).
В императорской семье всех детей обучали живописи, но только Великая княгиня Ольга (младшая дочь императора Александра III) стала достаточно известным художником.
Мне кажется, что краски на картине блеклые. Они либо выцвели от времени, либо у княгини не было возможности купить лучшие. Ведь она была лишенкой в советские времена и уже не была княгиней…
А теперь можно приглашать гостей и начать отмечать Рождество и наступление Нового года, что и нарисовал художник А.Ф. Чернышов.
- Сцены из семейной жизни императора Николая I.Рождественская ёлка в Аничковом дворце. Художник Чернышев А.Ф.
На картине женщины в нарядных бальных платьях, мужчины во фраках и мундирах, дети в изысканных и модных по возрасту платьицах и костюмах. Ёлки в зале украшены, а на потолке - огромные люстры. Всё торжественно и чинно, ибо чувствуется присутствие царственных особ либо членов его семьи, а то и самого императора России.
Чарльз Грин (?). "Рождество бывает только раз в году", (1896). Charles Green, “Christmas Comes But Once A Year,”
Богатая семья. Рождественский ужин (другое называние картины). Гостей обслуживает горничная или стряпуха (кухарка, повариха) в чепце и переднике. Она приносит блюдо с дымящейся запеченной индюшкой, к которому привлечены взоры гостей. Хотя некоторые равнодушны и заняты беседой. Стоит, очевидно, хозяин и следит за порядком на столе и в обслуживании…
Это всё, что я смог узнать об этой картине, причём показанной в интернете неоднократно. Даже о художнике не удалось найти никаких сведений, кроме имени, но картина отвечает замыслу описания избранной темы.
- Вигго Юхансен «Счастливое Рождество» (1891) Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество», 1891 год. Музей HIRSCHSPRUNG. Не устоял перед соблазном изобразить Рождество и датчанин Вигго Юхансен — представитель группы «Скагенские художники» и директор датской Академии художеств.
Ярко светит в затемнённой комнате наряженная красавица ёлка. Вокруг неё мамы или старшие сёстры детей устроили хоровод, в котором все участники, взявшись за руки, танцуют, водят хоровод и поют на датском языке…
- А в далёкой России юморист художник Валентин Губарев показал встречу «Нового года» на одной из серии своих шутливых картин изображений быта родственников, друзей, соседей и знакомых, чем и повеселил зрителя. Всё пристойно и уважительно, но карикатурно и умело нарисовано. Хоть и схематично.
- . Дженни Нистрем. Рождественская открытка - «Поющие (гномы или нисси)». Шведская художница Дженни Нистрем прославилась своими изображениями нисси. (Возможно, она их так назвала от части своеё фамилии?). Она придумала, как выглядит этот гном и или домовой. Своих весёлых и забавных нисси она часто рисовала на рождественских открытках. На них гномы кормят домашний скот и уличных птиц, везут елки и подарки, поют песни. А на этой открытке нисси поют, встречая приход Рождества и наступление Нового года. Ничем эти нисси не хуже и не лучше семи известных нам гномов из сказки братьев Гримм.
Итак, новогодние и рождественские дни наступили и продолжаются. По ходу торжеств возникают новые или вспоминаются всяческие недоделки и заботы. Как, например, эти две очаровательные девчушки (а м.б. старшая – это нежный мальчик – зритель разберётся) решили зажечь дополнительные декоративные ароматные свечки под ёлкой на крыше красивого средневекового замка. Либо установить на башне флажок…
- Felix Ehrlich «Christmas», (1889).«Рождество» Феликс Эрлих (1866-1931) немецкий художник прекрасно и тонко нарисовал эту нежную детскую картину. Какое приятное и красивое лицо у старшей девочки (мальчика?), нежно - розовое , белые ручки, вся она в естественной позе. Как и младшенькая, застывшая от впечатления и с вниманием смотрит, что делает сестра. Я тоже смотрю и не могу оторваться от этих очаровательных деток…
«Деревенщиной» считали Карла Улофа Ларссона некоторые его критики за его тягу к изображению сельских сюжетов. (Carl Olof Larsson, 1853- 1919). Шведский художник и автор фресок, картин маслом и акварелей, считающийся одним из самых почитаемых шведских живописцев. Мать Ларссона была прачкой, а отец - простым рабочим.
- Carl Larsson вырядил девочку в явно сельский наряд в типично народном стиле. Эта цветастая блузка и ярко красный передник на чёрной юбке очень подходят к такой же цветной шляпке, лихо надетой на головку красавице –подростку, что залюбоваться ею невозможно. Не зря её поставили на стул, наверное, не для пустого разглядывания, а для исполнения стихов или песни. Хотя, кажется, она прикрепляет свечку к веточке ёлки. Но девушка при этом стесняется и, покраснев, опустила головку…
33.
На другой картине того же автора паренёк в колпаке Санта-Клауса и в смешных великоватых ботинках то ли добавляет игрушки, то ли зачитывает текст, а одна из старших девиц или мама смотрит и внимает пацану. И Карл Ларссон восклицает в своей картине:
Now it´s chirstmas again! Теперь это снова Рождество!
Дети спать пораньше лягутВ день последний декабря,А проснутся старше на годВ первый день календаря.Год начнется тишиною,Незнакомой с прошлых зим:Шум за рамою двойноюЕле-еле уловим.Но ребят зовет наружуЗимний день сквозь лед стекла -В освежающую стужуИз уютного тепла.Добрым словом мы помянемГода старого уход,Начиная утром раннимНовый день и новый год!
(Дети спать пораньше лягут... С. Маршак)
- Дети рано утром, даже ещё не одевшись, притаились у двери комнаты, где стоит наряженная ёлка, выглядывая, нет ли под елкой мешочка с подарками…
Американский художник Генри Мослер на картине «Рождественское утро» (1916) изобразил момент предвкушения удовольствия и волнительного ожидания от возможного получения привычных и долгожданных подарков от Санта-Клауса, который никогда не забывает о них. Он и не забудет!
Не зря же он охраняет предутренний предновогодний сон девушки на картине другого американского художника, любуясь ею и безмятежным выражением её лица…
- «Санта Клаус», (1921). Работа американского художника и иллюстратора Нормана Роквелла.
Мудрый, добрый Санта-Клаус пощипывает бороду и внимательно присматривается к выражению лица и прислушивается к дыханию спящей девочки, пытаясь разгадать её сон и загадать её будущее. А на её красивом и нежном лице просматривается лёгкая добрая улыбка. Наверное, сон из приятных, какими часто бывают утренние сны, когда совсем не хочется просыпаться…
Ещё одно рождественское утро в многодетной семье.
- Фердинанд Георг Вальдмюллер «Рождественское утро», (1844). Бельведер, Wien. Отец, мать, бабушка, ещё семейная, возможно бездетная пара, - все заняты семью (я больше не насчитал) детьми разного, но близкого возраста, которые ещё не совсем одеты, но уже активны, веселы и жизнерадостны. Это настроение передаётся взрослым и доставляет им радость и удовлетворение в это светлое праздничное рождественское утро.
На другой картине этого же мастера, показана весёлая мизансцена приезда всей семьи с внуками к бабушке с рождественскими поздравлениями и подарками
- Норман Роквелл рисует бурный и шумный момент прихода семьи к бабушке, живущее отдельно. И внук кричит во весь голос: Мы приехали, бабуся! С рождеством! Мы приехали на нашем новом Плимуте! Merry Christmas Grandma… We Came in Our New Plymouth! (Картина нарисована в 1951г.)
Мне кажется странным количество подарков, но нам не известен состав семьи бабушки…
А на посошок несколько картин анималистов, изобразивших моменты полготовки кошек к новому году.
- Картина талантливого продолжателя династии художников Нефтекамска - Александр Мохов, 2005 год.
Автор картины рассказывает о любопытной рыжей кошке с белыми пятнами на морде, раскачивающей лапой большой шар, висящий на ёлочных «лапах», вставленных в вазу. Кошка любуется меняющимися бликами цвета на нём при вращении шара. На столе – остатки трапезы с апельсиновыми корками, горящей свечой в бокале и фужер. Недалеко - тёмная бутылка вина.
- И. Демина "Новогодний стол" из альбома «Скоро Новый год» 2013. Современная молодая художница. Родилась в 1988 году. Её картинку набедокурившего хитрого и безмятежного грязно-серо-коричневого кота трудно не заметить и не оценить. Оставив на праздничном столе свои объедки, аккуратно сложенные на тарелках, он лежит в безмятежной позе, подперев голову лапой, нагло смотрит на ошеломлённую хозяйку, ожидая от неё взбучки, но продолжает посасывать из рюмки вино, думая: «А, что уж будет, то и будет!». Мол, не впервой… Мяв на них на всех…
- Генриетта Роннер-Книп «Под елкой» («Котята с куклой»)
Генриетта Роннер Книп ( 1821- 1909) бельгийская художница анималистка голландского происхождения, наиболее известная благодаря своим картинам с изображением кошек. В последние годы жизни она жила в доме с большим садом, где держала собак, кошек и попугая, которые стали героями не только её картин, но и скульптур. В 1887 году она получила Орден Леопольда I, а в 1901 году-стала кавалером Ордена Оранских-Нассау.
Милые и забавные котята очень небрежно обращаются с куклой, содрав с неё паричок с косой полулёжа на ней… Да и ёлка едва видна, так как на мизансцены сюжета – котята.
Но уже на часах полночь, а это значить, что Новый Год уже наступил и нам следует это отметить как положено с бокалом шампанского в руке, что нам помог сделать на последней картине, предложенных вашему вниманию:
- Работа известного всему миру художника - иллюстратора Инге Лёёк. Инге Лоок – известная в Финляндии художница, прославившаяся веселыми тетушками-леди, а в русском переводе - старушками-хохотушками. Картины с их изображениями давно уже поселились в социальных сетях. Вот и на этой картинке, тётушки, приклеив усы, отметили тортом и рюмочкой шампанского наступление Нового Года…
Что я вам всем пожелаю это сделать, когда огненный (или «жареный») петух – символ будущего 2017 года, вас клюнет в...
www.andersval.nl
Рождество. 12 картин известных мастеров. — Церковь Святой Троицы
АНОНС! До 19 февраля 2012 года.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина реализовал ещё один значимый проект. В залах московского музея разместилась выставка, посвященная творчеству выдающегося художника Микеланджело да Караваджо. Выставка проходит в рамках Года Италии в России.Экспозиция включает в себя 11 произведений мастера из собраний Италии и Ватикана. Выставка небольшая, но редкая по своей содержательности. В числе представленных произведений такие шедевры европейской живописи как «Мальчик с корзиной фруктов» из галереи Боргезе, практически никогда не покидающее стен Ватиканского дворца «Положение во гроб», «Ужин в Эммаусе» из миланской Галереи Брера, «Обращение Савла» из церкви Санта Мария дель Пополо и другие полотна.
В подборке, посвящённой Рождеству, представлены следующие картины:
1. Джорджо Вазари. Рождество.
2. Боровиковский В.Л. Рождество Христово.
3. Боровиковский В.Л. Рождество Христово.
4. Джорджоне. Поклонение волхвов.
5. Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов.
6. Рембрандт, Харменс ван Рейн. Бегство в Египет.
7. Хуго ван дер Гус. Рождество.
8. Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество.
9. Микеланджело Меризи де Караваджо. Рождество со святыми Франциском и Лаврентием.
10. Михаил Васильевич Нестеров. Рождество Христово.
11. Василий Кузьмич Шебуев. Рождество Христово. Поклонение пастухов.
12.Эжен Анри́ Поль Гоген. Рождество.
Джорджо Вазари (1511- 1574) – итальянский живописец, архитектор и писатель.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) — русский художник, мастер портрета.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477 – 1510)) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464) – соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи.
Рембрандт Харменс ван Рейн (16-6-1669) — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Хуго ван дер Гус (ок. 1420-25 – 1482) – фламандский художник. Альбрехт Дюрер считал его крупнейшим представителем ранненидерландской живописи наряду с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом.
Сандро Боттичелли (1445-1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.
Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-1610), итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 века, один из крупнейших мастеров барокко. Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) — русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Шебуев, Василий Козьмич — (* 2 (13)апреля 1777 г. в Кронштадте — † 16(28) июня 1855, Санкт-Петербург) — русский живописец, действительный статский советник, академик, заслуженный ректор живописи и ваяния Императорской Академии художеств (1832), один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма.
Эжен Анри́Поль Гоген (1848-1903) – французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
www.cerkovst.ru
Новый год и Рождество в живописи, Buro 24/7
До Нового года остались уже не дни, а считаные часы — пока стрелка приближается к полуночи, предлагаем вспомнить новогодние картины русских и зарубежных художников, в числе которых — большой любитель русской зимы Борис Кустодиев, классик рождественской живописи — американский художник и иллюстратор Норман Роквелл и Энди Уорхол, рисовавший в 50-60-е целые серии рождественских открыток для ювелирного дома Tiffany&Co. И куда уж без волшебной зимы Константина Юона и снегурочек Врубеля, Васнецова и Рериха. Но больше всех нас в этом году настраивает на праздничный лад шведский художник Карл Ларссон, в своих акварелях запечатлевший подготовку к Рождеству, его сказочную атмосферу и зимние развлечения.
Борис Кустодиев. "Елочный базар", 1918
Истман Джонсон. Christmas Time (The Blodgett Family), 1864
Александр Семенов. "В Рождество", 1975
Виктор Васнецов. "Снегурочка", 1899
Константин Юон. "Волшебница-зима", 1912
Константин Трутовский. "Колядки в Малороссии", 1864
Йожеф Рипль-Ронаи. "Зимний вечер. Украшение елки"
Йожеф Рипль-Ронаи "Рождество", 1910
Эдуард Кортес "Площадь Сен-Мишель. Рождество"
Бабушка Мозес (Анна Мэри Мозес) "Рождество"
Рафаэль Кирхнер "Рождественские открытки"
Эдвард Мунк "Рождество в борделе", 1904
Михаил Врубель. "Снегурочка", 1890
Генри Мослер. "Рождественское утро", 1916
Джон Сарджент Нобль. "Сочельник" (Their Christmas Eve)
Сальвадор Дали
Энди Уорхол. Одна из рождественских открыток для Tiffany&Co, 1956-1962
Карл Ларссон. "Сочельник", 1904-1905
Карл Ларссон. "Керсти на санках"
Карл Ларссон. Now it´s chirstmas again
Норман Роквелл. "Санта Клаус", 1921
Текст: Дарья Горшкова
www.buro247.ru
Рождество на картинах европейских художников из русских музеев.
Тема Рождества Христова в западной религиозной живописи одна из самых популярных. Вот десять шедевров, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.
Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов
XV век, Эрмитаж
Сцена поклонения трех восточных мудрецов только что родившемуся Младенцу изображена на центральной створке триптиха. На ее заднем плане — «Поклонение пастухов» и «Путешествие волхвов». На левой створке написан эпизод с обрезанием Христа, а на правой — «Избиение младенцев».
Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. XV век, Эрмитаж
Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу. 2-я половина XV века, ГМИИ
Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу
2-я половина XV века, ГМИИ
Вместе с Богоматерью новорожденному Младенцу поклоняется ребенок постарше — Иоанн Креститель, по западным легендам — его двоюродный брат. За плечом Иоанна можно разглядеть топор лесоруба, воткнутый в пень, — напоминание, что этому святому отрубят голову.
Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу
около 1480 года, Эрмитаж
Один из первых итальянских художников, который использовал пейзаж, созвучный настроению персонажей. Мадонна и слетевшие с небес ангелы поклоняются Младенцу на лужайке, усыпанной цветами, которая окружена оградой и символизирует рай — ведь у райского сада обязательно есть забор!
Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу. Около 1480 года, Эрмитаж
Ян Йост Калькар (последователь). Рождество (Святая ночь). Около 1520 года, ГМИИ
Ян Йост Калькар (последователь). Рождество» (Святая ночь)
около 1520 года, ГМИИ)
События на картине происходят глубокой ночью. Теплый свет, озаряющий Мадонну и ангелов, идет не от какого-нибудь искусственного источника тепла, а от самого тела Младенца. Ангелы слева вверху поют, держа в руках лист с нотами.
Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»
2-я половина XVI века, Эрмитаж
Копия картины великого Питера Брейгеля Старшего, тщательно выполненная его сыном. Евангельскую сцену в левом нижнем углу можно найти с трудом. Полотно в основном посвящено зимней повседневности Голландии — например, на льду изображена прорубь для воды, откуда горожане черпают воду.
Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 2-я половина XVI века, Эрмитаж
Рембрандт ван Рейн. Святое семейство. 1645, Эрмитаж
Рембрандт ван Рейн. Святое семейство
1645, Эрмитаж
Мария с ребенком и мужем уже дома, в Назарете. Это ясно из того, что на заднем плане в тени написан плотник святой Иосиф — он стоит у своего верстака, строгая ярмо. Один из ангелов, спускающихся с небес, — в позе Распятия, чтобы напомнить зрителю, чем закончится эта семейная идиллия.
Паоло Веронезе. Поклонение волхвов
1570-е годы, Эрмитаж
Итальянский художник использует новозаветный сюжет, чтобы изобразить пышность и роскошь: дорогие ткани, перья, драпировки, античная архитектура. Рядом с коровой и ослом — истинными хозяевами яслей, где родился Иисус, написаны верблюды, на которых приехали волхвы. Морды не похожи на настоящие: автор писал не с натуры.
Паоло Веронезе. Поклонение волхвов. 1570-е годы, Эрмитаж
Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. 2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Матиас Стомер. Поклонение Младенцу
2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Если художник хотел изобразить роскошь и богатство — он выбирал сюжет Поклонения волхвов-царей, если же ему нравились жанровые сценки, крестьянский реализм и контрастные эффекты света и тени — он писал эпизод Поклонения пастухов. В руках у персонажей картины — мощные пастушьи посохи.
Рутилио Манетти. Поклонение волхвов
начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно — старик, зрелый мужчина и юноша.
Рутилио Манетти «Поклонение волхвов» (начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» (1646-1650 годы, Эрмитаж)
Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов
1646–1650 годы, Эрмитаж
Одна из легенд гласит, что пастухи, которым ангел возвестил о рождении Мессии, охраняли не обычное стадо, а животных, которые предназначались для жертв в Иерусалимском храме. По богословским толкованиям, эти простые люди символизируют будущих духовных пастырей и являются первыми евангелистами.
www.culture.ru