Красота Родного края в живописи и слове. Родной край картина
Величество родного края в картинах Шишкина
Выдающийся мастер Иван Иванович Шишкин вступил в эпопею российской живописи как автор «пейзажа настроения». Художнику весьма искусно удавалось передать состояние окружающего мира через свои произведения.
Ключевым персонажем в полотнах автора Ивана Ивановича Шишкина представлено изображение соснового бора. В полотнах мастера воспета вся сущность родимого края, состояние и богатство людей, проживающих в нем. Произведение «Рожь», которую мастер закончил в 1878 году, проникнута ощущением спокойствия и создана в красочной манере живописи.
Главный план произведения представлен полем, на котором поспела золотистая рожь. Могучие колоски, колыхаются из-за легких порывов ветра и уже совсем готовы к уборке урожая. Золотые колосья, находящиеся на обочине под собственной тяжестью приникли к земле.
Глубь поля необычайно окрашена голубыми отблесками васильков, что придает пейзажу некое великолепие. На первом плане полотна набирает свой извилистый путь деревенская дорога, по которой редко ездят, поэтому она практически заросла травой, украшенной белыми ромашками.
Величественное ржаное поле, на котором вдоль всей дороги встали многовековые сосны. Косматая ветка одной из сосен достаточно близко склонилась к ржаному полю. А стоящие слева деревья представили всё многообразие своего одеяния: от наиболее роскошных форм, целиком облаченной ветвями вплоть до абсолютно обнаженной сосны.
На небосводе, над вековыми деревьями пустились в пляс птицы, вкушая последние дни тепла и солнца. Провожая их по небу, неспешно плывут кучевые облака. Перенося взор вглубь полотна можно заметить грозовые тучи, быть может, вскоре пойдет легкий теплый дождь, который принесет временную прохладу.
Картина наполнена большим ощущением влюбленности к любимому краю и окружающей его природе. Она дарует людям данное ощущение и позволяет с удовольствием насладиться превосходным созданием знаменитого художника.
Автор сочинения: Ольга
Похожие записи
Люблю тебя, мой край родной!: Художники Тамбовского края
Сегодня Тамбовская область активно развивается, сохраняя культурные традиции и профессиональное искусство. Важную роль в этом процессе играют тамбовские художники. Яркая, самобытная и многоплановая палитра их произведений пробуждает стремление к прекрасному, призывает задуматься над вечными вопросами, утверждает непреходящие ценности. Вместе с тем, продолжая традиции выдающихся предшественников, художники русской глубинки близко к сердцу принимают проблемы и реалии сегодняшнего дня, совершают благородное дело духовного воспитания наших современников. Творчество нескольких поколений художников тамбовского края показывает преемственность школ, их творческих позиций, разнообразие и индивидуальность поисков, что является, несомненно, важным, актуальным и интересным событием, сохраняющие лучшие традиции нашей культуры.
19 век
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927 гг.)
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Живописец, народный художник России, академик.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью. Хоть и родился великий художник Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, корни его рода напрямую связаны с Тамбовской губернией. В селе Ольшанка Уваровского района находилось имение его дяди Леонида Алексеевича Воейкова. Сюда он нередко приезжал погостить и здесь он начал проявлять себя как пейзажист. В 1887 году Василий Поленов переезжает в Москву. В первопрестольной он впоследствии напишет одни из самых популярных своих полотен: "Московский дворик" и "Бабушкин сад". Лето этого года, и последующие несколько лет он проводил в имении своего дяди, где впервые решил попробовать писать лирические пейзажи. Здесь он напишет четыре пейзажа: "Заросший пруд", "Старая Ольшанка", "Пруд в парке. Ольшанка", "Старая мельница". Картина «Пруд в парке. Ольшанка» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Среди вершин творчества художника полотно «Бабушкин сад», составившее целую эпоху в русском пейзаже. Искусствоведы, описывая картины Поленова, отмечают его великолепные пейзажи родной природы: " Природа очень человечная в изображении художника, светлая и радостная, всегда значительнее для него, чем сам человек...".Герасимов Александр Михайлович (1881–1963)
Герасимов А. М. , русский художник. Родился в Козлове (ныне Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881 в купеческой семье. Окончил (в 1915) Московское училище живописи, ваяния и зодчества; среди его наставников были А.Е.Архипов, К.А.Коровин и В.А.Серов. Испытал большое влияние импрессионизма. Жил и работал в Козлове (1918–1925) и Москве (с 1925). После службы в армии Герасимов с 1918 по 1925 год почти безвыездно жил в Козлове, много рисовал, работал художником-декоратором в театре, организовал "Коммуну творчества козловских художников".
А.М. Герасимов почти ежегодно на всё лето приезжал в родной город, где много работал, встречался с мичуринскими художниками. Он любил старый отцовский дом, где продолжали жить его близкие.
Родной край вдохновлял художника. Очень многие картины писались в Козлове-Мичуринске или создавались на местном материале: портреты Мичурина, "Прасол", "Женщина в платке", "Крестьянин с рыжими усами", тематические полотна "Тройка", "Зимняя дорога", "Бойня", "Деревенская баня", пейзажи "Большак", "Рожь", "После дождя", "Мокрая терраса", "Домик в Панском" и многие другие. Сам он до конца жизни оставался верен русской реалистической школе в живописи.Бюст А.М. Герасимову |
Мемориальный музей-усадьба А.М. Герасимова |
Видео из музея-усадьбы "50 лет без А.М. Герасимова"
Работы художника А.М. Герасимова
Фонвизин Артур Владимирович (1882-1973 г.)
А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен за устройство не разрешенной начальством выставки. В 1904-06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как "Голубая роза", "Венок", Салонов "Золотого руна", "Венок-Стефанос", "Мир искусства".С 1914 года переехал в Тамбовскую губернию (село Карандеевка Инжавинского района. В 1920-х гг. стал членом объединения "Маковец", преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме.Лёвшин Алексей Иванович (27.03.1889-09.05.1972 гг.)
Родился в селе Никольском Тамбовского уезда в крестьянской семье. В 1900 году окончил трёхклассную земскую школу и переехал в Тамбов, поступил учеником в мастерскую вывесок, затем – в Тамбовские вагоноремонтные мастерские живописцем малярного цеха. В 1907 году А. И. Лёвшин посещал студию Общества любителей художеств, которой руководил талантливый живописец Н. М. Шевченко; с 1908 по 1913 год учился в Пензенском художественном училище и окончил его со званием профессионального рисовальщика.
Мост через р. Студенец в Тамбове. Гравюра А.И. Лёвшина. 1960-е гг. |
Алексей Павлович Краснов (18.91.1923 - 12.09.1998 гг.)
Одним из таких художников стал живописец, народный художник Краснов Алексей Павлович. Он родился в Старой Тамбовке Мезилинского уезда. В 1937 году А. П. Краснов поступил в Ижевское художественное училище, но из-за материальных трудностей вынужден был оставить учёбу. А в декабре 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Под Киевом был тяжело ранен и демобилизован. В творчестве он часто обращался к теме войны, создавая полотна, полные глубокого внутреннего напряжения и выразительности: «За землю родную», «Подвиг Якова Синёва», «Арест Тамары Дерунец», «Передача танковой колонны “Тамбовский колхозник”».
Но мечта стать профессиональным художником не оставляла А. П. Краснова. После войны он окончил Пензенское художественное училище, затем - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.После окончания института А. П. Краснов в 1955 году приезжает в Тамбов. Его первые самостоятельные картины отражают поиски своей темы в искусстве. Живописец чутко воспринял художественный подъём тех лет. Поиски героя привели его к деревенской теме, которая нашла воплощение в картине «Весна в МТС». Обобщённый образ современника отражён в ранних работах: «Семья», «Весна пришла».
Таисия Николаевна Емельянова (1911 - 2010 г.)
Немалый вклад в искусство Тамбовской области внесла Таисия Николаевна Емельянова. Она родилась в Тамбове. В 1928-1930 обучалась в Воронежском худ.-пед. техникуме, в 1930-1931 в Тамбовском худ. техникуме. С 1929 член Тамбовского отделения Ассоциации художников России. В 1934 окончила дирижерско-хоровое отделение Тамбовского муз. училища, в 1938 - кл. фортепьяно, в 1945 - кл. сольного пения того же училища. В 1935-1941 работала организатором и первым директором музыкальной школы пос. Пороховой завод (с 1940 г. Котовск). Затем работала преподавателем фортепьяно, концертмейстером Тамбовского музыкального училища (1941-1966), преподавателем рисования педагогического училища № 1 (1945-1956). Во время Великой Отечественной войны, как певица и пианистка, выступала с концертными бригадами в войсковых частях и госпиталях, как художник, оформляла «Окна ТАСС», рисовала плакаты патриотической и антифашистской тематики. Член Союза художников СССР с 1939. Участница выставок с 1937. Автор портретов, пейзажей, натюрмортов. Никиреев Станислав Михайлович(7.11.1932 - 24.08.2007)
Станислав Михайлович Никиреев родился в 1932 году в г. Мичуринске Тамбовской области, в семье рабочего. Учился в городской художественной школе, затем в Пензенском художественном училище. В 1963 году закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова по классу известного художника-графика Е. А. Кибрика.
С. М. Никиреев - блестящий мастер офорта. Виртуозные и филигранные листы, выполненные его рукой, отличаются особым изысканным вкусом, тонкостью восприятия натуры - и поразительной художественной достоверностью.
Излюбленные мотивы художника - маленькие русские города, полные своеобразного очарования старины, памятные места, связанные с дорогими русскому сердцу именами и событиями, поэтические уголки среднерусской природы. В серебряное кружево своих пейзажей автор как бы вплетает живых участников композиций - человека, лошадь, собаку, птиц, отчего листы его наполняются теплым дыханием реальной жизни.
С. М. Никиреев - постоянный участник республиканских, всесоюзных и многих зарубежных выставок; его работы неоднократно отмечались различными наградами.В 1978 году С. М. Никирееву за создание высокохудожественных пейзажей Подмосковья; "Соловьиные места", "Весенний мотив", "Зимний пейзаж", "Сельский пейзаж" была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина. Награждён Серебряной и Золотой медалью Академии художеств России. Народный художник России. Действительный член Академии художеств России. Работы находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Министерства культуры Российской Федерации, Союза Художников России, более 80 музеев России и бывшего СССР.
Борис Михайлович Ольшанский (25 февраля 1956 г.)
Воспеватель своего родного края и родины, замечательный русский художник, Борис Михайлович Ольшанский, родился 25 февраля 1956 года, в Тамбове. Его родители – Михаил Федулович и Варвара Сергеевна – потомки зажиточных крестьян, которые испокон веков проживали в Тамбовской губернии.
Любовь к крестьянским обычаям и труду проявилась еще в детстве: будущий художник очень интересовался своим родом и историей родного края и собрал внушительное количество информации. Он тренировался в рисунке и живописи, рисуя с натуры или по памяти, однако чувствовал потребность в художественном образовании. По собственному признанию, такие этюды и зарисовки явились твердой основой для будущих академических знаний. Борис Михайлович считает, что академизм не сковывает творческий потенциал, как это принято считать: «Для тех, кто не доучился – это камень на шее, который позволяет увидеть собственное несовершенство» (Б. М. Ольшанский).
В 1980 году Борис Михайлович с отличием оканчивает художественное училище им. К.А. Савицкого в Пензе и поступает в Суриковский институт в Москве, который также успешно оканчивает в 1986 году.
Так как учился он в книжной мастерской под руководством профессора Дехтерева, во время проживания в Москве Ольшанский работает над иллюстрациями книг, газет и журналов. По возвращению он продолжил работу в газете «Литературный Тамбов», но с началом перестройки это занятие пришлось отложить, и молодой художник вплотную занялся живописью.В новом виде изобразительного искусства Ольшанского ожидал успех и с 1983 года он становится постоянным участником различных выставок, как на родине, так и за границей. В 1989 году Ольшанский вступил в союз художников СССР. Первая персональная выставка Бориса Михайловича состоялась в 1993 году, в Тамбовской картинной галерее, где было представлено неимоверное количество работ: более 300. Далее последовали выставки в Центральном Доме Художника на Крымском Валу в Москве.Страницу оформили Юрова А. и Пустовалова Е.
iskusstvovedi.blogspot.com
«Природа родного края». Подборка фотографии, присланных на краеведческий конкурс
С 23 сентября по 12 декабря 2016 года Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова проводит региональный фотоконкурс «Моё путешествие по Ульяновской области – 2016». Туда принимаются работы, сделанные авторами во время путешествий по региону На фотографиях могут быть запечатлены леса и реки, города и деревни, представители флоры и фауны, памятные места и другие достопримечательности нашего региона, а также кадры, отражающие жизнь туристов и различные этапы их путешествия.
По результатам проведения мероприятия на конкурсной основе определяются победители фотоконкурса по 3 номинациям:— «Исторические и культурные памятники региона»;— «Природа родного края»;— «Лучший день туриста».С 01 по 30 ноября 2016 года в социальной сети «ВКонтакте» проходит открытое зрительское голосование.По итогам фотоконкурса в Историко-мемориальном центре-музее И.А.Гончарова будет организована выставка лучших работ.
Представляем вам работы из номинации «Природа родного края»:
Анисимов Е.Е.Анисимов Е.Е.Анисимов Е.Е.Анисимов Е.Е.Антонова Н.А.Березовская Г.Березовская Г.Березовская Г.Величкина Г.Б.Воронова Е.Лиль А.С.Дмитренко Н.В.Дмитренко Н.В.Калагин М.В.Калагин М.В.Калагин М.В.Кременицкий А.П.Кременицкий А.П.Кременицкий А.П.Кременицкий А.П.Меркулов Ю.А.Меркулов Ю.А.
Мизюрина С.Мизюрина С.Леготина О.Пинкова Ю.В.Пинкова Ю.В.Порицкая О.А.Порицкая О.А.Порицкая О.А.Порицкая О.А.Салахутдинов И.Р.Салахутдинов И.Р.Салахутдинов И.Р.Трубникова А.Филатова Т.Филатова Т.Швухова Т.Швухова Т.Швухова Т.Димитровград, Марков пруд, сентябрь 2016
ulpressa.ru
«Мой край родной» - ИЗО - Статьи
Как красив и богат наш родной край! Сколько в нём интересного, любимого, милого сердцу нашему. Здесь и первый учитель, и лучший друг, и лавочка перед домом, и родные берёзки, всё, всё здесь наше, всё здесь мы любим, всё это мы хотим сберечь.
«Мой край родной», так назывался районный заочный конкурс рисунков, который проходил среди 7-11 классов с 1 по 22 марта 2012 года. Целью конкурса было создание благоприятных условий для развития в подростково - молодёжной среде гражданских ценностей и интереса к изучению родного края.
Все работы участников, конечно же, заслуживают внимания, но единогласно Жюри было принято решение о победителях. В старшей возрастной категории первое место заняла Гречкина Анна, ученица 11 класса Сорокинской СОШ №2, с работой под названием «Милый сердцу край родной».
Аня уже не первый раз принимает участие в творческих конкурсах, у её таланта уже есть свои поклонники. И техника исполнения рисунков, и композиционное решение и духовное наполнение, всё на достаточно высоком уровне. В её рисунке легко угадываются знакомые, родные для нас места.
В младшей возрастной категории первое место присуждено Новосельцевой Елене, ученице 7 класса Сорокинской СОШ №2, её работа называется «Дедушкина усадьба».
Очень простая, аккуратно оформленная работа, выполненная мелками технически очень хорошо. Смотришь на рисунок и погружаешься в атмосферу этой усадьбы, так обволакивает и увлекает её работа. В каждой возрастной категории за первые три места участники были награждены грамотами, а Аня и Лена получили ещё и памятные призы. Награждение прошло в рамках районной школы актива, которая проходила 30 марта 2012 года.
Наш край такой разный и такой красивый, это мы увидели в ваших рисунках ребята, как здорово, что вы видите его таким и любите его таким. Все ваши рисунки вы можете посмотреть ниже, пусть все видят ваш край родной!
Работы участников:
Локшина Ксения 8 класс ССОШ №1 2место.
Сабаганова Жулдуз 10 класс ССОШ №3 2место.
Федосеева Люба 9 класс Знамещик. СОШ 3 место.
Шерстнев Коля 7 класс Коррекц.школа-интренат 3 место.
Крылова Ольга 8 класс ССОШ №1 4место.
Радионова Кристина 11 класс ССОШ №3 4место.
Банная Елена 9 класс ССОШ №1 4место.
Козар Мария 10 класс Ворсихинская СОШ 5место.
Пепеляева Яна 7 класс Готопутовская СОШ 5место.
Леонова Наталья 10 класс Ворсихинская СОШ 6 место.
Пепеляева Яна 7 класс Готопутовская СОШ 6место.
Музалёва Снежана 9 класс Пинигинская СОШ 7место.
Пепеляева Яна 7 класс Готопутовская СОШ 7место.
Федосеева Люба 9 класс Знамещик. СОШ 8 место.
Т. Пшеничникова
sorokinocdt.ucoz.ru
Красота Родного края в живописи и слове.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя общеобразовательная школа» МО «Алданский район»
678900 Республика Саха (Якутия), Алданский улус, город Алдан,
улица Дзержинского, дом 23, корпус А.
Тел./факс: (41145)3-16-06; 3-59-23
E-mail: [email protected]; сайт: vechershkol.ucoz.ru
_____________________________________________________________________________
Методическая разработка
классного часа
Тема: Красота родного края в живописи и слове.
Разработала:
Кл. руководитель 9 класса
Титова Любовь Александровна
г.Алдан 2016г.
Тема: Красота родного края в живописи и слове.
Цели: Познакомить детей с творчеством Алданского художника – самородка А. Ф. Хоменко и Алданского поэта А. Войтовича. Научить целостно, воспринимать произведения живописи и поэтическое слово. Познакомить воспитанников с живописью и поэзией с целью привития художественного вкуса. Определения своего места в жизни и выбор профессии (художника, поэта, дизайнера, лесника, архитектора)
Задачи: Создать условия для:
- формирования навыка анализа пейзажа и сравнения его поэтическими строками.
- развития эстетического вкуса и обогащения речи воспитанников.
- воспитания духовно-нравственных ценностей и пробуждения чувства любви к Родине через язык живописи и слова
Оборудование:
Фотография художника, автопортрет, картины «весенний снег», «Домик на Орочёне», выставка картин, магнитофон, компьютер.
Организационный момент: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся, скажем «Здравствуйте!»
Материал по теме «Красота родного края в живописи и слове» направлен на пропаганду творчества местного художника-самородка А. Ф. Хоменко и Алданского поэта А. Войтовича.
Учитель: Тема нашего занятия, красота родного края в живописи и слове. Мы пойдем на экскурсию в картинную галерею.
Наши гиды Саша Л, Аня М, Саша А, Оксана Л, познакомят нас с замечательными людьми г. Алдана и их творчеством художника-самородка А. Ф. Хоменко и поэта-любителя А. Войтович.
Ход занятия:
Учитель:
Наступившее XXI столетие-это пора взлета технического прогресса, когда особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие в нас любовь к прекрасному, красоте, добру и справедливости. Одним из ярких видов искусства, эмоционально воздействующих на человека на его настроение, является живопись.
Живопись-часть культуры народа. Произведения живописи - это мощный источник получения культурной информации, духовного обогащения, эстетического воспитания.
Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение и «опошление» речи.
Как и всякому общению, общению с искусством надо специально учить, так как оно особого народа.
Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понятно. Картина представляет собой предметный план речи, своими образами она помогает узнавать, осваивать незнакомое, вызывает интерес, побуждает к высказыванию.
Многие ученые лингвисты отмечают, что картины развивают наблюательность, воображение, способствуют проявлению широты мысли, обобщениям.
На экране фото художника. Выступает гид Даша.
Александр Федорович Хоменко – одарённый человек. По профессии музыкант. Он окончил музыкальное училище в г. Санкт-Петербурге. По воле судьбы ему пришлось жить у его дяди Ведерникова С. С, известного ленинградского художника, в доме которого была своя мастерская. Встречи с начинающими и уже известными художниками, разговоры о живописи, эскизы, этюды, картины - всё это по-особенному волновало душу Александра. Его рука потянулась к кисти, а душа – к изобразительному искусству. После службы в армии работал в Луганске, затем переехал в Алдан. Работал по своей профессии, но наряду с музыкой он начал писать картины. В этом же году из-под его кисти вышла первая картина. С 1986 года приступил вплотную к своему творчеству, им написано более 200сот картин. Пейзажи разного характера, описательно – натуралистические, эпические, портреты, натюрморты приносят известность художнику-самородку.
Картины Хоменко А. Ф. Неоднократно выставлялись в музеях во время открытия выставок художественно-изобразительного искусства. Посетителей привлекал яркий колорит красок, жизнелюбие, вдохновение, поэтичность образов.
Его картины помогают увидеть красоту своего края, воспевающие любовь к природе, а значит к Родине. Казалось, что особенного в том, что в детстве ему были подарены цветные карандаши, а именно с них- то и началось первое увлечение живописью. Хоменко А. Ф жил в селе Степановка Сумской области, там, в живописном краю русских берёз, просторов полей, зарождался его талант. Сейчас он живет на якутской земле, своим творчеством дарит радость людям, пробуждает чувство добра и справедливости.
Учитель: Что удивило, понравилось в биографии?
На слайде фото художника. Слайд.
Учитель: Перед вами, как вы догадались, фотография Хоменко А. Ф. Рассмотрим внимательно выражение его лица. Какое оно? (веселое, радостное)
Учитель обобщает ответы детей: Открытая улыбка, лукавый взгляд, притягивает внимание. А что у художника в руках? (картины)
Учитель обобщает: Да, это картины, на которых изображен пейзаж родного края. Но Хоменко А. Ф пишет не только природу родного края, но и портреты.
(На экране автопортрет) слайд.
Учитель: Перед вами автопортрет художника А. Ф. Хоменко.
Учитель: Как вы думаете, что обозначает слово автопортрет художника? (любые ответы). Когда художники пишут свой портрет – это и будет автопортрет.
Учитель: А сейчас сравним фотографию с автопортретом. Что вы можете сказать об автопортрете? Каким вы здесь видите А. Ф. Хоменко (любые ответы учащихся).
Учитель: Портрет привлекает внимание.
Контрастностью красок (желтой, черной) сосредоточенностью выражения лица и изображением большой твердой руки. Это обобщенный образ художника. Уверенная поза, серьезный, но чуть затемненный «говорящий» взгляд. Несколькими мазками изображен крепко сжатый рот, волевой подбородок. Замечательная внешность!
Учитель: Так как художник любит свой родной край, видит его красоту, он стремится показать ее нам через картины-пейзажы.
Учитель: Ребята знакомо ли вам слово пейзаж? Что оно означает? (это изображение природы)
Выступает гид: Пейзаж – особый вид живописи, который вызывает наибольший интерес, и развивает естественное чувство природы, которое заложено в каждом из нас. А художник показывает красоту природы через свои картины.
Учитель: Картины Хоменко А. Ф. разнообразны по своим видам и настроению. Они охватывают просторы полей и лугов, богатство лесов, вершины сопок Алданского нагорья, самобытность старой деревни и современного города. Красота родного края завораживает, начинаешь острее чувствовать торжество природы, еще больше понимать и любить ее. Это происходит потому, что художник изображает близкое и дорогое ему.
Хоменко А. Ф. не только воспроизводит понравившийся ему уголок природы, не только доносит до зрителя чувства и мысли, которые у него пробудились, он видит то, что до него не замечалось.
На экране картина «Весенний снег»
Учитель: А сейчас обратимся к картине «Весенний снег» 2003. Я расскажу собственные впечатления о картине. На картине изображена ранняя весна, которая волнует и будоражит душу. Автор передаёт внутренние состояния человека через обычные краски весны. Природа пробуждается от снега, она полна жизненных сил и любви. Дышащий ноздреватый снег, ватные клубящиеся облака. Завораживающие таинством деревья, столпившиеся на косогоре, похожие на воинов, одетых в коричнево – зеленые мундиры, выславшие вперед своих собратьев узнать, откуда такой аромат свежести? Не проснулась ли их красавица – река? День теплый, солнечный, чувствуется дыхание весны. Игра света на освещенном солнце снегу желтого, белого, серого с искринками в контрасте с голубой синевой реки, очаровывает зрителя, придавая картине цветность, одушевляя этот радостный пейзаж.
Учитель: Когда мы смотрим на картину, то невольно вспоминаются слова известного Алданского поэта А. Войтовича. Читает стихотворение Арина.
Весна
Запах талого снега,
Запах талой воды,
Холодов отступивших
Заметает седые следы.
Поброжу я по лесу,
На поляне лесной отдохну,
Полной грудью сегодня вздохну
От забот и от жизни,
От волнений еще не устал,
Не всегда я был первым.
И последним тоже не стал.
Отошла от морозов
Ветка кедра в ладонях моих,
И сквозь дым папиросы
Терпкий запах согретой хвои.
Учитель: А сейчас несколько слов о поэте и стихах Александра Войтовича нам расскажет Саша Александрова
Александр Войтович родился в Алдане 1954г. В этом городе он жил и работал в Алданском авиапредприятии, писал стихи, увлекался литературой, играл на аккордеоне. Его стихи – это стихия чувств светлых, добрых, грустных, проникнутых то надеждой, то отчаянием. Ушел из жизни в 2004 году он оставил созданный мир в стихах, мир любви, дружбы, надежды и бесконечного разговора с природой.
Легко я научился ненавидеть.
В сто крат трудней учился я прощать.
Я шел к тебе, господь дорогой длинной.
Но я пришел, прошу меня принять.
Слайд. Картина «Домик на Орочене»
Учитель: А сейчас вместе с вами попробуем составить ваши впечатления о картине «Домик на Орочене» написанная в 1998г.
Опорные слова
-крыша дома;
-изгородь;
-деревья;
-дверь;
-старое строение;
Учитель обобщает: Самый – маленький уголок русского села.
Все на картине предельно просто.
Ветхость строения показана через темно-серый, пасмурный цвет.
Покосившаяся крыша навевает уныние.
Разобранное ограждение придает заброшенность.
Цвет на передней стенке дома символизируют светлые воспоминания о прошлой жизни.
Учитель: А вот как А. Войтович пишет о домике – прочитает Оксана Лузгина.
Встреча.
Здравствуй, дом мой родной!
Здравствуй, Старый мой дом!
Вот опять прохожу, дело случая,
Мимо окон твоих и рябин под окном,
Что – то сердце щемит боль колючая,
Знать хозяин твой новый
Не ладит с тобой,
В запустении двор, все безжизненно,
Покосившейся крышей…
Да ржавой трубой
Ты глядишь на меня укоризненно,
Ты меня согревал,
Ты меня защищал,
От рождения дня и до юности.
Все ты видел и помнишь, и мне ты прощал.
Все ошибки, проказы и глупости…
Все ты видел и помнишь,
Сколько б лет не прошло,
Видел жизни большой перемены.
Молча тайны, хранишь, и чужое тепло
Берегут твои старые стены.
Учитель: И художником, и поэтом создан цельный образ домика, где прошло детство, юность, переполняют душу поэта. Невысказанная печаль.
Взволнованно – тревожное настроение, которое передается зрителю. Сосредоточие глубоких переживаний и мыслей жизни.
Учитель: А сейчас мы посмотрим выставку картин А. Ф. Хоменко. (Слайды)
Учитель: Какое чувство у вас возникло? (чувство красоты, любви к родному краю, а значит к Родине).
Учитель: Сегодня на занятии мы говорили о живописи и поэзии, которые неразрывно связаны. Это подтверждают слова Леонардо да Винчи. (На доске запись) Живопись – поэзия, которую видят. А поэзия – живопись, которую слышат.
Рефлексия. Возьмите краски и обозначьте свое впечатление о нашем занятии символом – рисунком.
infourok.ru
Детская выставка-конкурс «Мой родной край»
Ровно неделю назад в Стерлитамакской картинной галерее открылась ежегодная отчетная выставка учащихся детских художественных школ города Стерлитамака. В этом году она получила название «Мой родной край» и в экспозицию вошло 120 работ начинающих художников.
Как это уже стало традицией, выставка открылась в первые дни лета и приурочена сразу к нескольким событиям: окончанию учебного года, международному дню защиты детей, дню России и дню рождения Алексея Сергеевича Пушкина. Кроме того, открытие выставки сопровождалось награждением победителей конкурса, посвященного родному краю.
Шулаева Анастасия. 14 лет, 4 класс. «Новая шинель» по Н. В. Гоголю. 2013 год. Диотипия. Преподаватель Литвиненко О. В.
Темы для своих работ юные художники выбрали самые разнообразные: от изображения того, что ребята видят каждый день вокруг себя - родной двор, знакомые улицы, до персонажей из любимых сказок и книг, и сюжетов периода Великой Отечественной войны. И глядя на эти работы, понимаешь, что к воплощению задуманного, учащиеся отнеслись достаточно профессионально, во всяком случае, профессионально на том уровне, на котором они сегодня могут творить. Что тут говорить, если даже в ходе подготовки к выставке-конкурсу среди ребят сформировались отдельные творческие группы.
Лазарев Игорь. «Блокада». 2013 год. Диотипия. Преподаватель Литвиненко О. В.
В этом году победителями в различных номинациях среди младших ребят стали Елизавета Соболева, Вероника Егорова, Полина Черемискина, Арина Малахова и Наталья Дубова. А среди учащихся старших классов победили Рита Абдуллина, Юлия Киндсфатер, Анастасия Герасимова, Роберт Саттаров, Розалия Вахитова Динара Салихова и Юрий Шатохин.
Подарки победителям конкурса вручали: директор художественной школы заслуженный работник культуры РФ и РБ В.А.Курбатов; председатель горкома профсоюза работников культуры Г.И.Кочеткова; Президент городского рок-клуба В.С.Гнусин.
Хайрутдинова Рагина. «Утро». Бумага. Акварель . Преподаватель Литвиненко О. В.
Не забыли отдать дань памяти безвременно ушедшему Сергею Геннадьевичу Кочеткову (1947-2003), который организовал и долгое время руководил группой акварелистов «Радуга», и проработал в детской художественной школе с 1979 года до дня своей смерти. На выставке представлен целый раздел его зарисовок.
В целом можно отметить, что праздник окончания учебного года удался. Ребята смогли показать то, чему они научились за весь период обучения. Наставники – современные профессиональные художники смогли по достоинству оценить их творчество и наградить достойными подарками. Нам остается лишь пожелать ребятам и дальше развивать свой художественный талант, творить и создавать свои собственные уникальные миры.
artageless.com