Дети играющие Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Играющие дети картина
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. "ИГРЫ ДЕТЕЙ"
manon-gabrielle.livejournal.com
Детские игры. Питер Брейгель Старший.
Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных как Питер Брейгель Старший. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей.
Рисунок Брейгеля.Художник и знаток.
Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.
Сегодня поговорим об одной из сюжетных картин П.Брейгеля ДЕТСКИЕ ИГРЫ
Питер Брейгель. Игры детей. 1560
Перед нами часть города, площадь с разнородными строениями. Слева, в глубине - широкая улица, идущая до горизонта, несколько перекрестков, намекающих на развитие городских районов в других направлениях, по другим осям. И в то же время слева вверху остается выход к реке, берег, излучина воды, островок.
Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, довольно специфичны. Ребенок воспринимается как маленькая, но самостоятельная личность, а детство - как самоценный этап в развитии человеческой психологии. Поэтому детей одевают по-взрослому.
Среди бесчисленных жителей городка, заполнивших обе улицы и луг на берегу реки, нет ни одного взрослого. Здесь живут только дети! В одиночку, группками в два-три человека, шумными стаями они увлеченно, упоенно, самозабвенно играют.
Можно припомнить какую-нибудь игру своего детства, а потом посмотреть на картину Брейгеля, и почти наверное, вглядевшись, найдешь ее здесь. Тут играют в салочки и чехарду, скачут верхом на палочке, катают обручи, ездят друг на друге, запускают волчки, дерутся на палках, стоят на голове, играют в «дочки-матери», выдувают мыльные пузыри, ходят на ходулях — всего не пересчитаешь.
В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий, и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки-матери». То есть какую бы игру мы не вспомнили, мы найдем ее здесь в современном или в несколько архаичном варианте.
Кто-то из искусствоведов высказал предположение, что Брейгель, вероятно, прежде чем приступить к этой картине, составил исчерпывающий список детских игр своего времени. Впоследствии сопоставляли эту картину со справочниками, составленными этнографами, дивясь ее энциклопедической полноте.
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Площадь на городской окраине, речка (слева на горизонте зеленый фон – или поля, или река Шельда, на которой стоит Антверпен), уходящая вдаль улица. Вдоль улицы – дома. Слева от зрителя – кирпичный дом непонятного назначения. За ним – два дерева на берегу, плотина и водяная мельница (ее крышу, стены и колесо видно слева).
В конце улицы – силуэт церкви. Может быть, это Антверпенский собор. Вероятно, в те времена существовал такой водный рукав, параллельный Шельде, сегодня обнаружить его следы невозможно. Играющие дети везде – в домах, в реке, на площади, на улице... Их возраст не одинаков, есть постарше (они покрупнее) и помладше, приблизительно от 7-8 до 12-13 лет.
Прямо перед зрителем – здание из каменных блоков с портиком, обращенным к реке. Высокие зарешеченные окна первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже, крыльцо под козырьком, несколько ступенек, на которых сидят дети. Дети есть и внутри. Может быть, это школа? На стене – нечто вроде таблицы. Расписание уроков?
В стенку крыльца вделаны кольца. Похоже, что здесь – место для «парковки» лошадей, коновязь. Этой же цели может служить бревно, на котором упражняются мальчики.
Площадь просматривается как бы сверху, скорее всего, с высоты второго этажа. Кирпичи, песок, неошкуренное бревно, брус – знаки стройки (можно приблизительно определить ширину дома: брус, на котором играют в «железный зад», имеет длину около 5 метров). Стройка еще не закончена, но близка к завершению
. По крайней мере, на втором этаже можно сидеть. Очевидно, что такую «энциклопедию игр» невозможно написать в один присест, так же как и заставить позировать детей.
Скорее всего, Брейгель наблюдал за детьми и одновременно – за строительством своего дома (дом за зрителем, за рамками картины). Если это так, то среди множества детей есть кто-то из его детей. Это не могли быть мальчики (они родились после окончания картины), значит, это – его дочь Мари, год рождения которой неизвестен.
Судя по одежде, на дворе не зима, но и не лето: все в шапочках и косынках, на детях довольно много одежды. На деревьях – свежая зелень. Скупое солнце едва пробивается из-за туч. Прохладно, но смельчаки уже залезли в воду, один из них плавает с надутым бычьим пузырем. Речка, в которой они купаются, течет от зрителя и крутит мельничное колесо. Справа – окна водосброса.
На берегу – куча песка. Девочка вырыла пещерку, а две другие играют в «горку»: одна пытается столкнуть другую. Слева за окном видно женщину (она красит полотно?), возле которой – трое детей. Один что-то у нее просит, а двое других смотрят в окно, на старшем – маска. Младший тянется к подоконнику, ему явно не хватает роста, чтобы увидеть улицу.
На первом этаже – свои игры. Слева, упираясь спиной в деревянную перегородку, на полу сидит девочка, которая заканчивает одевание куклы – что-то разглаживает у нее на шее. Над ее головой – нечто вроде ступеньки, на которой видно игрушечную детскую люльку и стоящую рядом куклу в черном платье. Быть может, это Мария, а в люльке – Иисус?
Справа мы видим трех мальчиков и стоящую перед ними (спиной к зрителю) девочку. Один из них сидит на столе, в руках у него нечто вроде пропеллеров. В правой руке – веревочка, в левой – основание, в которое вставлена ось с тремя крестами белого цвета.
Сейчас он резко дернет за веревочку, и ось с пропеллерами взлетит (наверное). На столе – птица с красным хохолком, которую малец держит за хвост. На голове у него – конус из прутьев. Позади – еще один с конусом на голове, он выдувает мыльный пузырь. В левой руке девочки предмет, напоминающий молоток. Она, видимо, что-то хочет от этих мальчишек, но им до нее нет дела.
Ближе к зрителю две девочки играют в бабки. Одна бабка – в воздухе, на нее направлены глаза играющей. Видимо, надо подбрасывать и ловить. Кто не поймал – тот проиграл.
На огороженной лужайке мальчики занимаются гимнастикой, как бы подражая бродячим циркачам: один уже стоит на голове, второй – хочет встать (у него от старания штаны разошлись по шву и видно голый зад), а третий пытается сложиться как человек без костей.
Он настолько старается, что его глаза сошлись к переносице. Цирк, видимо, был хорошо знаком маленькой публике: дети пытаются жонглировать, вертеться на перекладине, держать вертикально шест (шеста нет, вместо него – метла).
А за домом, у забора девочка внимательно изучает источник, который уже образовал приличную лужу (документальное свидетельство того, что в 1530 году девочки не носили трусы). Брейгель нарисовал еще несколько игр, которые не расшифровываются.
Кто-то скачет на коне, кто-то гоняет обруч, здесь меняются «втемную» (не глядя), а там – играют «об стенку». Нечто странное происходит в каменном строении: длинная белая лента развевается из одного окна, а из другого одну корзину выбросили, а другую спускают на веревке. Видимо, это инсценировка помощи осажденным в крепости. Здесь дети пытаются плеткой гонять волчки.
ФРАГМЕНТЫ ИГР.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАРТИНЕ
«Детские игры» — удивительнейший пример неиссякаемого запаса живых наблюдений. Нужно было много дней, а может быть, недель, месяцев неустанно следить за детьми, чтобы заметить все подробности их игр. Кавалерист у Брейгеля не просто скачет верхом на палочке с конской головой, он еще подхлестывает своего коня прутиком!
Если внимательно вглядываться в картину, можно заметить, что здесь изображены два рода детских игр: те, в которых дети остаются сами собой и в которые иногда, подражая детям, играют взрослые: салочки, прятки, чехарда. И другие игры, построенные на том, что дети повторяют занятия взрослых, играют в турнир, в лавку, в свадьбу.
Может быть, Брейгель хотел представить все занятия взрослых людей как неразумные забавы? Тогда «Детские игры» становятся продолжением «Нидерландских пословиц» — еще одним воплощением темы неразумия мира.
Обойти такое толкование нельзя, но и безоговорочно принять его невозможно. В «Детских играх» не ощущается насмешки, иронии. Дети самозабвенно играют в игры, принадлежащие только детству, но еще более увлеченно подражают взрослым.
Некоторая странность картины — с ней мы встретимся еще не раз у Брейгеля — поразительная серьезность лиц. Это забавы без улыбки. Но Брейгель почти никогда не изображал улыбающихся лиц.
Хохот, пожалуй, точнее, даже гримаса хохота, но улыбка — нет. Таким был его характер. Таким было время, когда он жил, так он его воспринимал. В городе игр, в городе детей слышен топот ног, стук палок, дуденье волынок, скрип, гам, шум, но не смех. Серьезное, сосредоточенное, какое-то невеселое веселье заполняет его улицы.
Но странное дело: можно забыть сюжеты ранних картин Брейгеля, можно так и не разобраться до конца в их часто ускользающем в своих подробностях содержании, но цвет Брейгеля забыть невозможно. Его подлинники, увиденные однажды, не уходят из памяти и живут в ней прежде всего своим цветом.
На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. Тревога то отодвигалась куда-то вглубь, то становилась нестерпимо острой, но присутствовала постоянно. Богаты и многолюдны были города его родины, веселы и пьяны ее праздники, но над всем нависала грозная тень Испании.
Источники.
http://www.litmir.co/br/?b=165015&p=36
http://smallbay.ru/article/bruegel15.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-62005/
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-igry-detej/
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/BREGEL_PITER.html
maxpark.com
Описание картины Питера Брейгеля «Игры детей»
Стихия городской жизни — центральные композиции в творчестве Питера Брейгеля. На полотне «Игры детей» изображена улица, усыпанная детьми, которые дурачатся и играют. Картина не имеет предела перспективы. Художник уже обращал свой взор в сторону праздной толпы, а в этот раз с точностью писателя рассказывает зрителю о нелепости человеческой деятельности. Таким образом, автор обращается к проблеме места человека в мире.
На обозрение публике представлено городское пространство, достаточно открытое, подобное современным площадям, но выполненное в средневековой манере. По разным сторонам улицы стоят дома, иногда не очень реалистичные, но при этом вовсе не приукрашенные. В стороне зеленеет берег с рекой, которая несётся куда-то вдаль. И везде, на каждом кусочке свободного пространства пристроились толпы детишек, которые играют с утра до вечера.
Опираясь на визуальную практику, Брейгель воспроизводит все очень точно. Удивительно, но художнику удалось разобрать каждую деталь, группу или фигуру на полотне. «Игры детей» является своеобразной энциклопедией детских игр: в картине представлено более сотни детских шалостей и забав. Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад. Детишки ходят на ходулях, играют в салочки, гоняют обруч.
Брейгель не был собой, если бы в описательной манере запечатлел какое-то событие. Его волнует другая мысль: бессмысленность человеческого существования. Присмотревшись можно увидеть игры, в которых малыши ловко подражают взрослым, изображая свадьбу или магазин, будто сам Брейгель говорит нам о том, что вся деятельность человека абсурдна, чем бы он ни занимался.
На лицах играющих нет улыбок и это выглядит странно. Подобно взрослым, они отдаются игре со всей вдумчивой настойчивостью. Задача, которая всегда стояла перед художником, передать мир максимально достоверное, таким каков он был в ту эпоху жестокости и насилия.
opisanie-kartin.com
Картинки дети играющие, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения дети играющие
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
monkeybusiness
4992 x 3328
ArturVerkhovetskiy
4912 x 7360
mandygodbehear
3550 x 3550
monkeybusiness
4992 x 3328
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
monkeybusiness
3328 x 4992
monkeybusiness
3328 x 4992
Wavebreakmedia
5616 x 3744
ArturVerkhovetskiy
7000 x 4672
monkeybusiness
4992 x 3328
ArturVerkhovetskiy
7360 x 4912
ru.depositphotos.com
Картинки: дети играют
Больше всего на свете дети любят играть. Какую бы игру они не выбрали, снежки, мяч, кубики, футбол или строительство замков в песочнице, ребята всегда делают это с увлечением. Смотреть на детские игры тоже можно с удовольствием. Кроме того, картинки играющих детей с родителями на улице могут стать прекрасным пособием для развития речи у малышей.
Как использовать материал?
Иллюстрации, на которых дети играют на улице в футбол, мяч, кубики, снежки, строят замки в песочнице, основаны на минисюжетах. Каждая картинка – это история, которую можно озвучить словесно. Попросите вашего ребенка описать картинку, рассказать, что на ней изображено. Изображения, где дети играют на улице с родителями, богато материалом для обозначения действий, для изучения глаголов. Одновременно на таких картинках можно отыскать предметы, явления, названия которых выражаются существительными.
Картинки, где дети играют в футбол, снежки, мяч, кубики или лепят паски в песочнице, можно применить на уроках развития речи. Это незаменимый материал для воспитателей. Предложите каждому ребенку отдельную карточку с картинкой и попросите его описать увиденное. Следите, чтобы ребенок максимально задействовал лексикон, различные части речи: существительные, прилагательные, глаголы и т.д.
Картинки, где дети играют на улице в снежки, мяч, футбол, можно использовать для развития памяти. Для этого в течение нескольких секунд покажите малышу иллюстрацию, затем спрячьте ее и попросите рассказать по памяти, что там было изображено. Откройте картинку и вместе проанализируйте, что было названо, а что нет. Пусть малыш завершит рассказ и воспроизведет то, что не было сказано.
По картинкам можно рассказывать маленькому ребенку о новых играх, которые существуют для улицы. Пожалуй, самой любимой из них являются снежки. Опишите малышу, как это весело – играть зимой снежными комочками, лепить снежную бабу и т.д. Картинки с зимними играми могут много поведать о забавах наших далеких предков.
Из имеющихся на сайте картинок можно делать аппликации: достаточно вырезать иллюстрации и наклеить их на основу. Так ребенок сможет самостоятельно формировать понравившиеся ему сюжеты из жизни детей. Если предстоит праздник школы или детского сада, можно сформировать коллаж на стенде или на бумаге, который будет чередоваться с реальными фото и представлять ребят в различные моменты их жизни.
Картинки играющих детей – это отличная возможность для воспитателей дошкольных учебных заведений привлечь внимание новых ребят. Повесьте их при входе в детсад, эстетический центр. И малыши, проходя по коридорам, будут сосредотачивать свое внимание на этих приятных моментах своей жизни.
Развивающие материалы для скачивания
Загрузка...steshka.ru
Детские игры (картина) — WiKi
История создания
Картина написана Брейгелем в 1560 году. Сюжетно и композиционно она близка таким произведениям Брейгеля, как «Пословицы» и «Битва Масленицы и Поста», созданным годом ранее. Их объединяют красочность и многофигурность композиции, стремление к предельно подробному, исчерпывающему освещению выбранной темы[2]. Н. А. Гершензон-Чегодаева отмечает, что все три работы носят подчёркнуто дидактический характер; основой их служит «тема безумия человеческого существования в условиях „перевернутого мира“»[3].
Сандра Хиндман замечает, что традиция изображения детских игр существовала и до Брейгеля, в XV веке: этот мотив нередко присутствовал на полях календарей и часословов (определённые игры связывались с определёнными месяцами)[4]. Весьма вероятно, что Брейгель был знаком с подобными иллюстрациями, однако спектр изображаемых им игр гораздо шире, чем у его предшественников, и имеет, по всей видимости, несколько иную символику.
Сюжет и описание
На картине изображена городская площадь; справа от неё вглубь уходит улица, а слева виден фрагмент пейзажа: несколько деревьев, лужайка и небольшая речка. Повсюду мы видим группки детей, поглощённых игрой. Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине «более 230»[5][6], другие — что их «более 250»[7][8]. Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux d’enfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек[9]. Разные цифры приводятся и относительно количества изображённых Брейгелем игр: 83[6], 86[10], более 90[11].
Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные, индифферентные друг к другу группы[12]. Обращает на себя внимание тот факт, что в персонажах Брейгеля очень мало детского: они изображены скорее как маленькие взрослые. Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом[13]. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми[12]. Ни один ребёнок не улыбается, их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным[14].
Поскольку дети изображены столь непривычным для нас образом, трудно сказать, есть ли на картине взрослые. Многие исследователи полагают, что Брейгель изобразил исключительно детский мир; другие допускают, что на картине присутствуют несколько взрослых (двое по Ванден Брандену[15], шестеро по Эми Оррок[16]).
В композиции картины обращают на себя внимание необычно высокий горизонт и смещённая перспектива, направляющая взгляд зрителя вправо и вглубь[2][13].
Толкования
Маловероятно, что задачей Брейгеля было создание своеобразной визуальной энциклопедии детских игр. По всей видимости, картина представляет собой некую аллегорию.
Существует предположение, что «Детские игры» должны были стать частью цикла, задуманного как «Четыре возраста человека»[17]. Этим объяснялось также и отсутствие взрослых на картине. Однако, если это и так, другие картины цикла не были созданы или не сохранились.
Возможно также, что картина представляла собой, наряду с «Нидерландскими пословицами», ещё одно воплощение темы безумия мира. В этом случае играющие дети олицетворяют всё человечество, лишённое разума и одержимое суетными интересами[12].
Высказывается версия, согласно которой высокая, панорамная точка зрения как бы сверху вниз подразумевает, что вся изображённая сцена — это наш мир глазами Бога, для которого все люди — не более чем неразумные дети[18].
Город, на улицах которого играют дети, сочетает в себе черты типичного фламандского городка XV века и города вымышленного, фантастического[19]. Однако если принять во внимание тот факт, что во время написания картины Брейгель жил в Антверпене, то следует отметить также и то, что в Антверпене в это время было около двухсот школ и что город был важным центром образования и науки[9][16]. Не исключено поэтому, что в своей работе Брейгель отразил гуманистические тенденции и педагогические идеи своего времени и что толковать её следует не в духе христианского морализаторства, а, напротив, в духе ренессансного гуманизма[16].
Игры
Все игры, изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля[12]. Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых; подвижные и силовые; ситуационные; игры со звучащими предметами; скатологические; индивидуальные (в том числе творческие)[10]. Исследователи отмечают, что Брейгель удивительно точно передал динамику и подробности каждой игры[9][20]; его картина может служить материалом для этнографических исследований.
Примечания
- ↑ 1 2 http://bilddatenbank.khm.at/viewArtefact?id=321
- ↑ 1 2 Львов, 1998, с. 181, 187.
- ↑ Гершензон-Чегодаева, 1983, с. 164.
- ↑ Hindman, 1981, с. 455.
- ↑ Krall & Neuffer-Hoffmann, с. 8.
- ↑ 1 2 Narim Bender. Bruegel the Elder: 165 Paintings and Drawings. — 2015. — ISBN 6050374279.
- ↑ Хаген, 2009, с. 32.
- ↑ Питер Брейгель Старший. Серия «Великие художники», Т. 49. — С.10
- ↑ 1 2 3 Vanden Branden, 1982, с. 503.
- ↑ 1 2 Cegarra, 2000, с. 121.
- ↑ Hindman, 1981, с. 447.
- ↑ 1 2 3 4 Гершензон-Чегодаева, 1983, с. 180.
- ↑ 1 2 Хаген, 2009, с. 31.
- ↑ Львов, 1998, с. 185-186.
- ↑ Vanden Branden, 1982, с. 499.
- ↑ 1 2 3 Orrock, 2012.
- ↑ Г. Мартин. Брейгель. — М.: Искусство, 1991.
- ↑ A. Shinn, M. Dimmock, A. Hadfield. The Ashgate Research Companion to Popular Culture in Early Modern England. — Ashgate Publishing, 2014. — С. 222. — 396 с. — ISBN 1472405781.
- ↑ Львов, 1998, с. 181.
- ↑ Snow, 1997.
Литература
- Гершензон-Чегодаева Н.М. Брейгель. — М.: Искусство, 1983. — С. 180. — 411 с.
- Львов С. Л.. Питер Брейгель Старший. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998. — С. 181—187. — 304 с. — ISBN 5-300-02191-1.
- Хаген Р.-М., Хаген Р. Брейгель. — М.: Taschen / Арт-Родник, 2009. — С. 31-34. — 96 с. — ISBN 978-5-404-00051-1.
- Marie Cegarra. Le quotidien de l'enfance. À propos d'un tableau de Bruegel l'Ancien (фр.) // Ethnologie française. — 2000. — Vol. 30, livr. 1. — P. 119-130.
- Sandra Hindman. Pieter Bruegel's Children's Games, Folly, and Chance (англ.) // The Art Bulletin. — 1981. — Vol. 63, iss. 3. — P. 447-475.
- Amy Orrock. Homo ludens: Pieter Bruegel’s Children’s Games and the Humanist Educators (англ.) // Journal of Historians of Netherlandish Art. — 2012. — Vol. 4, iss. 2.
- Edward Snow. Inside Bruegel: The Play of Images in Children's Games. — Macmillan, 1997. — ISBN 1429963468. (англ.)
- Jean-Pierre Vanden Branden. Les jeux d'enfants de Pierre Bruegel (фр.) // Philippe Ariès, Jean Claude Margolin. Les jeux à la Renaissance: actes du XXIIIe Colloque international d'études humanistes. — Tours, 1982. — P. 499-525. — ISBN 2711608085.
Ссылки
ru-wiki.org
Детские игры. Сколько им лет? | Культура
«Детские игры» совсем недетского художника Питера Брейгеля Старшего — картина-загадка. Сколько изображено играющих детей? Больше 100. Сколько изображено игр? Около 50. Что толкнуло художника на такую работу (она не очень велика по размеру, всего 118 на 161 см)? Можно только догадываться.
Питер Брейгель-старший «Мужицкий» (1525−1569) — южнонидерландский живописец и график. В 1560 году Питер заканчивает картину «Детские игры» (в это время он живет в Антверпене, женат уже 7 лет).
Площадь на городской окраине, речка (слева на горизонте зеленый фон — или поля, или река Шельда, на которой стоит Антверпен), уходящая вдаль улица.
Вдоль улицы — дома. Слева от зрителя — кирпичный дом непонятного назначения. За ним — два дерева на берегу, плотина и водяная мельница (ее крышу, стены и колесо видно слева). В конце улицы — силуэт церкви.
Может быть, это Антверпенский собор. Вероятно, в те времена существовал такой водный рукав, параллельный Шельде, сегодня обнаружить его следы невозможно.
Играющие дети везде — в домах, в реке, на площади, на улице… Их возраст не одинаков, есть постарше (они покрупнее) и помладше, приблизительно от 7−8 до 12−13 лет.
Прямо перед зрителем — здание из каменных блоков с портиком, обращенным к реке. Высокие зарешеченные окна первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже, крыльцо под козырьком, несколько ступенек, на которых сидят дети. Дети есть и внутри. Может быть, это школа? На стене — нечто вроде таблицы. Расписание уроков?
В стенку крыльца вделаны кольца. Похоже, что здесь — место для «парковки» лошадей, коновязь. Этой же цели может служить бревно, на котором упражняются мальчики.
Площадь просматривается как бы сверху, скорее всего, с высоты второго этажа. Кирпичи, песок, неошкуренное бревно, брус — знаки стройки (можно приблизительно определить ширину дома: брус, на котором играют в «железный зад», имеет длину около 5 метров). Стройка еще не закончена, но близка к завершению. По крайней мере, на втором этаже можно сидеть.
Очевидно, что такую «энциклопедию игр» невозможно написать в один присест, так же как и заставить позировать детей. Скорее всего, Брейгель наблюдал за детьми и одновременно — за строительством своего дома (дом за зрителем, за рамками картины). Если это так, то среди множества детей есть кто-то из его детей. Это не могли быть мальчики (они родились после окончания картины), значит, это — его дочь Мари, год рождения которой неизвестен.
Судя по одежде, на дворе не зима, но и не лето: все в шапочках и косынках, на детях довольно много одежды. На деревьях — свежая зелень. Скупое солнце едва пробивается из-за туч.
Прохладно, но смельчаки уже залезли в воду, один из них плавает с надутым бычьим пузырем. Речка, в которой они купаются, течет от зрителя и крутит мельничное колесо. Справа — окна водосброса.
На берегу — куча песка. Девочка вырыла пещерку, а две другие играют в «горку»: одна пытается столкнуть другую.
Слева за окном видно женщину (она красит полотно?), возле которой — трое детей. Один что-то у нее просит, а двое других смотрят в окно, на старшем — маска. Младший тянется к подоконнику, ему явно не хватает роста, чтобы увидеть улицу.
На первом этаже — свои игры. Слева, упираясь спиной в деревянную перегородку, на полу сидит девочка, которая заканчивает одевание куклы — что-то разглаживает у нее на шее. Над ее головой — нечто вроде ступеньки, на которой видно игрушечную детскую люльку и стоящую рядом куклу в черном платье. Быть может, это Мария, а в люльке — Иисус?
Справа мы видим трех мальчиков и стоящую перед ними (спиной к зрителю) девочку. Один из них сидит на столе, в руках у него нечто вроде пропеллеров. В правой руке — веревочка, в левой — основание, в которое вставлена ось с тремя крестами белого цвета. Сейчас он резко дернет за веревочку, и ось с пропеллерами взлетит (наверное).
На столе — птица с красным хохолком, которую малец держит за хвост. На голове у него — конус из прутьев. Позади — еще один с конусом на голове, он выдувает мыльный пузырь.
В левой руке девочки предмет, напоминающий молоток. Она, видимо, что-то хочет от этих мальчишек, но им до нее нет дела.
Ближе к зрителю две девочки играют в бабки. Одна бабка — в воздухе, на нее направлены глаза играющей. Видимо, надо подбрасывать и ловить. Кто не поймал — тот проиграл.
На огороженной лужайке мальчики занимаются гимнастикой, как бы подражая бродячим циркачам: один уже стоит на голове, второй — хочет встать (у него от старания штаны разошлись по шву и видно голый зад), а третий пытается сложиться как человек без костей. Он настолько старается, что его глаза сошлись к переносице.
Цирк, видимо, был хорошо знаком маленькой публике: дети пытаются жонглировать, вертеться на перекладине, держать вертикально шест (шеста нет, вместо него — метла). Кто-то скачет на коне, кто-то гоняет обруч, здесь меняются «втемную» (не глядя), а там — играют «об стенку».
Нечто странное происходит в каменном строении: длинная белая лента развевается из одного окна, а из другого одну корзину выбросили, а другую спускают на веревке. Видимо, это инсценировка помощи осажденным в крепости.
Здесь дети пытаются плеткой гонять волчки. А за домом, у забора девочка внимательно изучает источник, который уже образовал приличную лужу (документальное свидетельство того, что в 1530 году девочки не носили трусы).
Брейгель нарисовал еще несколько игр, которые не расшифровываются.
Удивительно то, что от Калининграда до Челябинска (а может быть, и до Камчатки) у детей были «игры Брейгеля» (если можно так выразиться). Как эти игры попали в Россию?
shkolazhizni.ru