Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2. Былины картины художников


Художники-иллюстраторы былин

Художники-иллюстраторы былин

 

В.М.Васнецов "Богатыри". Холст, масло.1898 г. Третьяковская галерея

Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив свое отношение к былинному творчеству. Одним из известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Самая знаменитая его картина «Богатыри». Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса. Самые популярные живописные полотна Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881).) (См. подробное описание картины "Богатыри".)
 

Н.К.Рерих. Богатыри проснулись. 1940.

Николай Константинович Рерих (1874–1947) художник, ученый, путешественник, крупный общественный деятель. Занимался изучением русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин – древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природы. В 1910 году Рерих пишет картину «Илья Муромец». Центральный образ художественный картины – великий русский богатырь. Исследуя традиции Древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье «Радость искусства» он пишет, что Русь всегда представлялась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира».Одна из самых известных картин Н. К. Рериха «Богатыри проснулись». Н. К. Рерих был первый русский художник, осуществивший «поездку за стариной», т. е. специальную поездку по русским городам с целью изучить памятники русской старины. Он призывал «узнать и полюбить Русь», стал пропагандистом и защитником созданий народных. В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Позже Рерих долгое время живет в Индии. Но художник продолжает писать картины на темы истории Древней Руси. Например, художественные полотна «Богатыри проснулись» (1940), «Земля Славянская» (1943). Его картина «Богатыри проснулись» вселяет уверенность, что по сей день в трудную годину богатыри земли Русской, некогда окаменевшие, проснутся один за другим по зову своей пламенной души и встанут на защиту Родины. Хочется верить, что сила, Богом данная для борьбы со злом, черпается ими из «неотпитой чаши» Руси сколько ни пей из нее, кипит ключ в роднике, не убывает вода, и щедро дарит он всех припадающих к нему живой творческой силой. Рерих писал о картине в статье "Великому русскому народу": "“Богатыри проснулись” сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину “Как перевелись богатыри на Руси”, но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час". (См. страницу о картинах Н.К.Рериха "Гонец. Восстал род на род" и "Заморские гости")
 

И. Е. Репин. Садко. 1876Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург

Еще одним известным русским художником, обращавшимся в своем творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844–1930). «Садко» – картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины, написанная в Париже, стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, – пишет художник В.В. Стасову, – тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, художник изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.Полотно, впоследствии представленное в Российскую академию художеств, было наполнено различными аллегориями, свидетельствовавшими о патриотизме автора и о его приверженности к традиционной живописной манере. Репин сам дал толкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном Отечестве. Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лавры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.
 

Иван Билибин. Вольга с дружиной. Вариант иллюстрации к былине «Вольга». 1902. Русский музей

Известен своими художественными иллюстрациями и художник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942). В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину "Богатыри" на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910). В иллюстрациях И.Я. Билибина 1900–1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. Именно так написана иллюстрация к былине «Вольга с дружиной».
 

Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год

Художник Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) в последние годы жизни увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и предложил оригинальный взгляд на русский эпос.В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей – Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой (Санкт-Петербург, Книгоиздательство Герман Гоппе) и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Альбом составили 10 рисунков в лист. В книге представлены иллюстрации, на которых изображены все наиболее известные герои русских былин – Святогор, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Владимир "Красное Солнышко" и жена его Апраксия Королевична, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурила Пленкович, Василий Буслаев, Садко (Богатый Новгородский гость).Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка медлительным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой – фаюмские портреты.

 

hallenna.narod.ru

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2 – Ярмарка Мастеров

В первой публикации на тему Новгородских былин я подобрала иллюстрации о славном купце Садко. А что же второй новгородский герой — Василий Буслаев? Да и герой ли он в нашем теперешнем понимании? Этот богатырь, идеал молодецкой безграничной удали, стал героем иллюстраций и фильмов благодаря своему необузданному нраву.

Огромная сила ему досталась от отца, но распоряжается он ею не так, как известные воины.

Юный Васька всячески нарушает законы Новгорода и ведёт разгульную жизнь. Он набирает себе в дружину воинов, которые отбирались по испытаниям: выпить полтора ведра вина или выдержать удар дубины по голове. Дружина Василия Буслаева не борется с захватчиками и мифологическими «горынычам». Они пьют, дерутся в кабаках и бьются на Волховом мосту с вольными новгородцами. Там, где Васька, всегда потеха и трагедия. Силой он и завоевал себе власть и славу.

А теперь поподробнее рассмотрим иллюстрации к былине и их создателей. Художники разных эпох и направлений брались за эту тему. Проследим за их творчеством, следуя сюжету.

Известный художник-иллюстратор русских былин Раиса Алексеевна Смирнова  /Член Союза художников РСФСР с 1971 года. В 1952-1957 годах училась в Палехском художественном училище. Работала в Палехских художественно-производственных мастерских, занималась миниатюрой в ювелирном искусстве. Оформляла книги. В 1991-1992 годах участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Тематика произведений: фольклор, история, литература, революционная, жанровые сцены. Умерла в 1996 года, похоронена в Палехе/

представила нам Василия Буслаева в таком вот варианте:

василий буслаев

Русский известный художник Андрей Петрович Рябушкин

/(1861г.) работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают московский быт времён 17 века, в 1895 году иллюстрировал книгу «Русские былинные богатыри»/

видел Василия Буслаева таким задиристым и самодовольным:

богатыри

былина

Самый излюбленный иллюстраторами эпизод в былине — как Василий пришибает святого старца и своего крестного,   спрятавшегося под Софийский церковный колокол. Экий поворот — святотатство, насмешка над христианством. Язычество с боем уходило из Новгорода и эта сцена тому подтверждение.

Николай Каразин, 1885 год

Павел Соколов-Скаля, 1954 год

Согласно другой былине, после победы над «мужиками новгородскими» уже взрослый  посадник Василий Буслаев отправляется  в плавание в святую землю, в «Ерусалим», вместе со своей вооруженной дружиной, вроде как каяться совершенными в молодости грехам.

На иллюстрации Владимира Перцова (1985 год) видно, с каким «кротким» настроением Василий отправился на покаяние «по морю Каспицкому»:

Следующая иллюстрация художников Калериия и Борис Кукулиевых (1974 год). Я о них в предыдущей публикации рассказывала подробнее, они родом из села Палех и прославляли роспись в своих миниатюрах и картинах.

По  пути наш герой братается с «казаками» на некоем острове, видимо, общается и с другими разбойниками, затем натыкается на «бел-горюч камень» и на мертвую голову, которая пророчит ему смерть. Но ведь он не хочет слушать никакие предсказания. «Наш Василей тому не верует, Ни в сон, ни в чох».

Вот таким упрямым и уверенным в своих силах видит его художник Константин Васильев (1974 год):

Василий Буслаев продолжает странствие, попадает в Иерусалим, но там учиняет очередное кощунство, голым купаясь в «Ердань-реке». На обратном пути вновь посещает остров с мертвой головой и камнем, а на том камне надпись: «А кто де у камня станет тешиться,А и тешиться‑забавлятися,Вдоль скакать по каменю, —Сломить будет буйну голову».

И Василий опять испытывает судьбу — прыгает через камень, вопреки предупреждению, и гибнет. Какая-то нелепая смерть, опять же, из-за беспутного характера и излишней самоуверенности.

Тип Василия Буслаева очень мало разработан в научной литературе, большинство историков литературы считают  его олицетворением могущества Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением богатства славного города.

А что касается памяти о нем в современном Новгороде, то, в отличие от Садко, никаких упоминаний об этом веселом бунтаре мы не найдем: ни в сувенирах, ни в названиях этот яркий образ не отображается. А может зря? Приезжайте, поищем вместе.

www.livemaster.ru

Сказочно-былинный жанр живописи: возникновение, художники, картины

Искусство и развлечения 17 мая 2016

Возникновение сказочно-былинного жанра живописи принято относить ко второй половине 19 века. Появление этого нового направления в искусстве было связано с возросшим интересом не только художников, но русской образованной общественности вообще к национально-самобытным истокам нашей страны.

Культурная ситуация

Еще в начале столетия между несколькими кругами интеллигенции возникли острые споры относительно путей развития нашей страны. Некоторые говорили о том, что государство принадлежит к числу европейских держав и что у него общий с ними путь развития. Другие же, напротив, полагали, что Россия должна идти по собственному оригинальному и уникальному пути развития, чему искали подтверждения в примерах древней истории.

сказочно-былинный жанр

Видео по теме

Предпосылки появления жанра

Подобные дискуссии были весьма плодотворны не только для общественно-политической мысли, но и для состояния культуры вообще. Сказочно-былинный жанр появился, если можно так выразиться, на волне вышеуказанных философских течений и направлений. Вместе с тем, он стал естественным результатом развития русского изобразительного искусства, в котором историческая тематика традиционно занимала одно из ведущих мест. Еще в 18-19 веках многие художники запечатлели на своих полотнах картины из древнерусской истории, что послужило толчком для интереса и к русским народным сказкам, былинам, старинным преданиям. Ведь многие древнерусские сюжеты были овеяны былинной романтикой, что придавало им такую привлекательность.

сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве

Особенности композиций

Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои характерные особенности. В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Если вспомнить наиболее известные произведения в данном жанре, то они поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.

сказочно-былинный жанр 7 класс

Во-вторых, сказочно-былинный жанр отличался масштабностью и монументальностью. Это связано с тематикой сюжетов. Дело в том, что художники, как правило, выбирали объектом для своих полотен героические сюжеты из прошлого страны и очень часто останавливались на тех сюжетах былин, которые особенно отвечали их задумкам. Например, картина «Три богатыря» отличается необыкновенной серьезностью и торжественностью. Она выполнена в духе древнерусских сказаний и былин, прославляя подвиги защитников русской земли.

Образы

Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления - это богатырь, воин, защитник русской земли. Например, полотно «Витязь на распутье» является одновременно и отражением старинных преданий и вместе с тем показывает то, как автор представлял себе эпоху Древней Руси. Вместе с тем картина имеет отсылки к народным сказкам: на полотне изображен витязь, который выбирает себе дорогу, читая надпись на камне. Соединение сказочного, былинного и исторического элементов удивительно гармонично сошлись в данной картине. Данный принцип вообще характерен для творчества Васнецова, что и обеспечило его картинам такую популярность.

сказочно-былинный жанр живописи

Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него, - это женские персонажи. Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.

художники сказочно былинного жанра

Еще один образ – это сказитель. Например, одна из самых известных картина Васнецова, - это полотно «Баян», которое изображает древнерусского певца-гусляра, рассказывающего воинам старинное предание. Характерно, что именно этот герой стал предметом для изображения. Обращение к его образу весьма показательно в том смысле, что художники понимали, что именно благодаря таким сказителям до нас дошли эти былины, сказки и предания.

Связь с музыкой

Сказочно-былинный жанр живописи во многом получил толчок к развитию благодаря тому, что в рассматриваемое время многие композиторы при написании опер обращались к древнерусской тематике. Разумеется, что мотивы сказок, былин и старинных преданий также присутствовали в их произведениях. Очень часто художники писали декорации в соответствующем духе, что способствовало расцвету изучаемого жанра. В качестве примера опер подобного рода можно назвать музыкальные сочинения Римского-Корсакова, который очень часто обращался к исторической, былинной и сказочной тематике. Другие композиторы также привлекали эти сюжеты в своих работах (например, Стравинский). Эти сочинения пользовались большой популярностью на Западе, что послужило толчком для развития данного направления и в живописи.

Известные полотна

Картины сказочно-былинного жанра занимают видное место не только в ряду работ исторической тематики, но и в изобразительном искусстве вообще. Кроме вышеперечисленных работ, следует назвать полотна, посвященные исключительно сюжетам из древнерусских народных сказок. Например, картина «Иван царевич и серый волк» является в этом отношении шедевром. Сказочные и исторические элементы соединились в этой работе автора в таком гармоничном единстве, что, глядя на нее, трудно отличить сказочное от реального.

Еще один пример в данном ряду – картина того же автора «Аленушка». Известно, что он писал ее с простой крестьянской девушки, что и придает полотну такую яркость и выразительность. Несомненным преимуществом работ данного направления является тот факт, что в них мотивы сказок, былин и преданий имели такую живую и выразительную окраску, что сюжеты получали историческое звучание и воспринимались как часть культурного прошлого.

Представители

Художники сказочно-былинного жанра имеют мировое признание. Их работы являются достойным вкладом не только в отечественную, но и мировую культуру. Кроме Васнецова в данном ряду следует указать еще и Билибина. Он прославился тем, что писал рисунки на сказочную тематику. Особенной популярностью пользуются его иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Его работы отличаются яркостью и богатством красок, и по внешнему виду очень похожи на кадры из мультфильмов. В этом отношении автор пережил свое время: его рисунки и поныне используются в качестве эталона для создания мультипликаций.

картины сказочно былинного жанра

Врубель также обращался к сказочным сюжетам. Известна его картина «Царевна-лебедь», написанная на основе той же сказки. Стиль этого художника весьма оригинален и специфичен и потому сильно отличается от работ его предшественников. Его краски несколько размыты и приглушены, в отличие от ярких рисунков Билибина.

возникновение сказочно былинного жанра

Значение жанра

Сказочно-былинный жанр (7 класс) занимает видное место в учебном процессе в школе. Уже в среднем звене учащихся знакомят с главными работами в данном направлении. Причем их можно показывать как на уроках истории, так и на литературе. Эти работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так и специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художниковИскусство и развлечения Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художников

Анималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещ...

Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников?Искусство и развлечения Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников?

Самым любимым в живописи среди художников и зрителей является жанр пейзажа. Творцы произведений искусства передают через свои работы собственное настроение. Картины о зиме русских художников отражают всю красоту и ска...

Портреты Ван Гога как важный жанр в творчестве художникаИскусство и развлечения Портреты Ван Гога как важный жанр в творчестве художника

Портреты Ван Гога занимают видное место в истории мировой живописи. Их значительная часть была написана в 1880-1890-е годы, то есть как раз в то время, когда известный художник переживал весьма противоречивый период т...

В. Л. Боровиковский, художник: картины, биографияИскусство и развлечения В. Л. Боровиковский, художник: картины, биография

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII – начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культ...

Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биографияИскусство и развлечения Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биография

Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой вз...

Зверев (художник): картины. Зверев Анатолий Тимофеевич - русский художник-авангардистИскусство и развлечения Зверев (художник): картины. Зверев Анатолий Тимофеевич - русский художник-авангардист

Еще в конце 60-х в столице среди художественной богемы стали рассказывать о странном бомже. Он ходил по московским закусочным, обмакивал окурок в кетчуп и рисовал на салфетках портреты, которые продавал за стакан водк...

Художники современной живописи. Современные художники РоссииИскусство и развлечения Художники современной живописи. Современные художники России

Искусство современной живописи - это произведения, созданные в настоящее время или в недалеком прошлом. Пройдет определенное количество лет, и эти картины станут достоянием истории. Произведения живописи, созданные в ...

Чувства человека в произведениях живописи великих художниковИскусство и развлечения Чувства человека в произведениях живописи великих художников

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать чувства человека в произведениях живопис...

О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»Искусство и развлечения О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Русские художники-пейзажисты всегда отличались особым трепетным отношением к родной природе. Их картины полны нежного любования, тонкого психологизма, умения передать сущность национального колорита. Достойным примеро...

Символизм в живописи русских художниковИскусство и развлечения Символизм в живописи русских художников

Символизм в России существенно отличается от данного направления в искусстве других стран Европы. Возникший в конце девятнадцатого века, русский символизм имеет свои характерные особенности, которые делают его узнавае...

monateka.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта