Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2. Былины картины художников
|
hallenna.narod.ru
Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 2 – Ярмарка Мастеров
В первой публикации на тему Новгородских былин я подобрала иллюстрации о славном купце Садко. А что же второй новгородский герой — Василий Буслаев? Да и герой ли он в нашем теперешнем понимании? Этот богатырь, идеал молодецкой безграничной удали, стал героем иллюстраций и фильмов благодаря своему необузданному нраву.
Огромная сила ему досталась от отца, но распоряжается он ею не так, как известные воины.
Юный Васька всячески нарушает законы Новгорода и ведёт разгульную жизнь. Он набирает себе в дружину воинов, которые отбирались по испытаниям: выпить полтора ведра вина или выдержать удар дубины по голове. Дружина Василия Буслаева не борется с захватчиками и мифологическими «горынычам». Они пьют, дерутся в кабаках и бьются на Волховом мосту с вольными новгородцами. Там, где Васька, всегда потеха и трагедия. Силой он и завоевал себе власть и славу.
А теперь поподробнее рассмотрим иллюстрации к былине и их создателей. Художники разных эпох и направлений брались за эту тему. Проследим за их творчеством, следуя сюжету.
Известный художник-иллюстратор русских былин Раиса Алексеевна Смирнова /Член Союза художников РСФСР с 1971 года. В 1952-1957 годах училась в Палехском художественном училище. Работала в Палехских художественно-производственных мастерских, занималась миниатюрой в ювелирном искусстве. Оформляла книги. В 1991-1992 годах участвовала в создании иконостаса церкви Ильи Пророка в Палехе. Тематика произведений: фольклор, история, литература, революционная, жанровые сцены. Умерла в 1996 года, похоронена в Палехе/
представила нам Василия Буслаева в таком вот варианте:
Русский известный художник Андрей Петрович Рябушкин
/(1861г.) работал в жанре исторической и жанровой живописи. Его картины в большинстве своём описывают московский быт времён 17 века, в 1895 году иллюстрировал книгу «Русские былинные богатыри»/
видел Василия Буслаева таким задиристым и самодовольным:
Самый излюбленный иллюстраторами эпизод в былине — как Василий пришибает святого старца и своего крестного, спрятавшегося под Софийский церковный колокол. Экий поворот — святотатство, насмешка над христианством. Язычество с боем уходило из Новгорода и эта сцена тому подтверждение.
Николай Каразин, 1885 год
Павел Соколов-Скаля, 1954 год
Согласно другой былине, после победы над «мужиками новгородскими» уже взрослый посадник Василий Буслаев отправляется в плавание в святую землю, в «Ерусалим», вместе со своей вооруженной дружиной, вроде как каяться совершенными в молодости грехам.
На иллюстрации Владимира Перцова (1985 год) видно, с каким «кротким» настроением Василий отправился на покаяние «по морю Каспицкому»:
Следующая иллюстрация художников Калериия и Борис Кукулиевых (1974 год). Я о них в предыдущей публикации рассказывала подробнее, они родом из села Палех и прославляли роспись в своих миниатюрах и картинах.
По пути наш герой братается с «казаками» на некоем острове, видимо, общается и с другими разбойниками, затем натыкается на «бел-горюч камень» и на мертвую голову, которая пророчит ему смерть. Но ведь он не хочет слушать никакие предсказания. «Наш Василей тому не верует, Ни в сон, ни в чох».
Вот таким упрямым и уверенным в своих силах видит его художник Константин Васильев (1974 год):
Василий Буслаев продолжает странствие, попадает в Иерусалим, но там учиняет очередное кощунство, голым купаясь в «Ердань-реке». На обратном пути вновь посещает остров с мертвой головой и камнем, а на том камне надпись: «А кто де у камня станет тешиться,А и тешиться‑забавлятися,Вдоль скакать по каменю, —Сломить будет буйну голову».
И Василий опять испытывает судьбу — прыгает через камень, вопреки предупреждению, и гибнет. Какая-то нелепая смерть, опять же, из-за беспутного характера и излишней самоуверенности.
Тип Василия Буслаева очень мало разработан в научной литературе, большинство историков литературы считают его олицетворением могущества Новгорода, тогда как Садко служит олицетворением богатства славного города.
А что касается памяти о нем в современном Новгороде, то, в отличие от Садко, никаких упоминаний об этом веселом бунтаре мы не найдем: ни в сувенирах, ни в названиях этот яркий образ не отображается. А может зря? Приезжайте, поищем вместе.
www.livemaster.ru
Сказочно-былинный жанр живописи: возникновение, художники, картины
Искусство и развлечения 17 мая 2016Возникновение сказочно-былинного жанра живописи принято относить ко второй половине 19 века. Появление этого нового направления в искусстве было связано с возросшим интересом не только художников, но русской образованной общественности вообще к национально-самобытным истокам нашей страны.
Культурная ситуация
Еще в начале столетия между несколькими кругами интеллигенции возникли острые споры относительно путей развития нашей страны. Некоторые говорили о том, что государство принадлежит к числу европейских держав и что у него общий с ними путь развития. Другие же, напротив, полагали, что Россия должна идти по собственному оригинальному и уникальному пути развития, чему искали подтверждения в примерах древней истории.
Видео по теме
Предпосылки появления жанра
Подобные дискуссии были весьма плодотворны не только для общественно-политической мысли, но и для состояния культуры вообще. Сказочно-былинный жанр появился, если можно так выразиться, на волне вышеуказанных философских течений и направлений. Вместе с тем, он стал естественным результатом развития русского изобразительного искусства, в котором историческая тематика традиционно занимала одно из ведущих мест. Еще в 18-19 веках многие художники запечатлели на своих полотнах картины из древнерусской истории, что послужило толчком для интереса и к русским народным сказкам, былинам, старинным преданиям. Ведь многие древнерусские сюжеты были овеяны былинной романтикой, что придавало им такую привлекательность.
Особенности композиций
Сказочно-былинный жанр во второй половине 19 века занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои характерные особенности. В первую очередь большинство изображений отличались красочностью и необыкновенной выразительностью. Если вспомнить наиболее известные произведения в данном жанре, то они поражают богатством цветовой гаммы и оттенков. Это объясняется стремлением живописцев придать изображениям пластичность и вместе с тем привлечь к ним внимание публики.
Во-вторых, сказочно-былинный жанр отличался масштабностью и монументальностью. Это связано с тематикой сюжетов. Дело в том, что художники, как правило, выбирали объектом для своих полотен героические сюжеты из прошлого страны и очень часто останавливались на тех сюжетах былин, которые особенно отвечали их задумкам. Например, картина «Три богатыря» отличается необыкновенной серьезностью и торжественностью. Она выполнена в духе древнерусских сказаний и былин, прославляя подвиги защитников русской земли.
Образы
Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления - это богатырь, воин, защитник русской земли. Например, полотно «Витязь на распутье» является одновременно и отражением старинных преданий и вместе с тем показывает то, как автор представлял себе эпоху Древней Руси. Вместе с тем картина имеет отсылки к народным сказкам: на полотне изображен витязь, который выбирает себе дорогу, читая надпись на камне. Соединение сказочного, былинного и исторического элементов удивительно гармонично сошлись в данной картине. Данный принцип вообще характерен для творчества Васнецова, что и обеспечило его картинам такую популярность.
Сказочно-былинный жанр в изобразительном искусстве занял одно из ведущих мест в отечественной живописи. Еще один образ, характерный для него, - это женские персонажи. Особенно популярны были сказочные героини, например, Василиса Премудрая или Царевна-лебедь. Эти женские образы были самыми популярными в сказках, поэтому неудивительно, что авторы так часто к ним обращались.
Еще один образ – это сказитель. Например, одна из самых известных картина Васнецова, - это полотно «Баян», которое изображает древнерусского певца-гусляра, рассказывающего воинам старинное предание. Характерно, что именно этот герой стал предметом для изображения. Обращение к его образу весьма показательно в том смысле, что художники понимали, что именно благодаря таким сказителям до нас дошли эти былины, сказки и предания.
Связь с музыкой
Сказочно-былинный жанр живописи во многом получил толчок к развитию благодаря тому, что в рассматриваемое время многие композиторы при написании опер обращались к древнерусской тематике. Разумеется, что мотивы сказок, былин и старинных преданий также присутствовали в их произведениях. Очень часто художники писали декорации в соответствующем духе, что способствовало расцвету изучаемого жанра. В качестве примера опер подобного рода можно назвать музыкальные сочинения Римского-Корсакова, который очень часто обращался к исторической, былинной и сказочной тематике. Другие композиторы также привлекали эти сюжеты в своих работах (например, Стравинский). Эти сочинения пользовались большой популярностью на Западе, что послужило толчком для развития данного направления и в живописи.
Известные полотна
Картины сказочно-былинного жанра занимают видное место не только в ряду работ исторической тематики, но и в изобразительном искусстве вообще. Кроме вышеперечисленных работ, следует назвать полотна, посвященные исключительно сюжетам из древнерусских народных сказок. Например, картина «Иван царевич и серый волк» является в этом отношении шедевром. Сказочные и исторические элементы соединились в этой работе автора в таком гармоничном единстве, что, глядя на нее, трудно отличить сказочное от реального.
Еще один пример в данном ряду – картина того же автора «Аленушка». Известно, что он писал ее с простой крестьянской девушки, что и придает полотну такую яркость и выразительность. Несомненным преимуществом работ данного направления является тот факт, что в них мотивы сказок, былин и преданий имели такую живую и выразительную окраску, что сюжеты получали историческое звучание и воспринимались как часть культурного прошлого.
Представители
Художники сказочно-былинного жанра имеют мировое признание. Их работы являются достойным вкладом не только в отечественную, но и мировую культуру. Кроме Васнецова в данном ряду следует указать еще и Билибина. Он прославился тем, что писал рисунки на сказочную тематику. Особенной популярностью пользуются его иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Его работы отличаются яркостью и богатством красок, и по внешнему виду очень похожи на кадры из мультфильмов. В этом отношении автор пережил свое время: его рисунки и поныне используются в качестве эталона для создания мультипликаций.
Врубель также обращался к сказочным сюжетам. Известна его картина «Царевна-лебедь», написанная на основе той же сказки. Стиль этого художника весьма оригинален и специфичен и потому сильно отличается от работ его предшественников. Его краски несколько размыты и приглушены, в отличие от ярких рисунков Билибина.
Значение жанра
Сказочно-былинный жанр (7 класс) занимает видное место в учебном процессе в школе. Уже в среднем звене учащихся знакомят с главными работами в данном направлении. Причем их можно показывать как на уроках истории, так и на литературе. Эти работы помогают в наглядной форме продемонстрировать как особенности творчества художника, так и специфику древнерусского общества. Очень часто на основе них изучают быт, одежду, жилища, культуру тех далеких времен. Кроме того, в этом возрасте школьники очень живо воспринимают яркие образы, и поэтому картины вышеуказанных мастеров следует анализировать в контексте произведений древнерусской литературы. Это был важнейший этап в развитии отечественной живописи, который следует выделять как отдельный период в изобразительном искусстве.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Картины известных художниковАнималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещ...
Искусство и развлечения Что представляют собой картины о зиме русских художников? Какой была зима в живописи русских художников?Самым любимым в живописи среди художников и зрителей является жанр пейзажа. Творцы произведений искусства передают через свои работы собственное настроение. Картины о зиме русских художников отражают всю красоту и ска...
Искусство и развлечения Портреты Ван Гога как важный жанр в творчестве художникаПортреты Ван Гога занимают видное место в истории мировой живописи. Их значительная часть была написана в 1880-1890-е годы, то есть как раз в то время, когда известный художник переживал весьма противоречивый период т...
Искусство и развлечения В. Л. Боровиковский, художник: картины, биографияВладимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII – начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культ...
Искусство и развлечения Александр Михайлович Герасимов, художник: картины, биографияЖизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой вз...
Искусство и развлечения Зверев (художник): картины. Зверев Анатолий Тимофеевич - русский художник-авангардистЕще в конце 60-х в столице среди художественной богемы стали рассказывать о странном бомже. Он ходил по московским закусочным, обмакивал окурок в кетчуп и рисовал на салфетках портреты, которые продавал за стакан водк...
Искусство и развлечения Художники современной живописи. Современные художники РоссииИскусство современной живописи - это произведения, созданные в настоящее время или в недалеком прошлом. Пройдет определенное количество лет, и эти картины станут достоянием истории. Произведения живописи, созданные в ...
Искусство и развлечения Чувства человека в произведениях живописи великих художниковЛюдям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать чувства человека в произведениях живопис...
Искусство и развлечения О великих русских художниках: картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»Русские художники-пейзажисты всегда отличались особым трепетным отношением к родной природе. Их картины полны нежного любования, тонкого психологизма, умения передать сущность национального колорита. Достойным примеро...
Искусство и развлечения Символизм в живописи русских художниковСимволизм в России существенно отличается от данного направления в искусстве других стран Европы. Возникший в конце девятнадцатого века, русский символизм имеет свои характерные особенности, которые делают его узнавае...
monateka.com