Картины разных художников посвящённые Октябрьской революции. Революция картина


Октябрьская Революция в живописи - Colonel Cassad

К очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции подборка картин посвященных судьбоносному Октябрю 1917 года изменившего историю России и всего человечества. Именно в этот день начался тот путь, который привел советского солдата в Берлин, а советского человека в космос.

Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе.

Принятие решения о вооруженном восстании.

Александр Керенский.

Керенский накануне революции.

Как пройти в Смольный.

Смольный в дни Октября.

Ленин в Смольном.

Великая ночь.

Левый марш.

На Зимний.

Сталин как организатор Октябрьской революции.

Канун Октября.

Перед штурмом.

Аврора.

Залп Авроры.

Залп Авроры. В Зимнем дворце.

Залп Авроры. Смольный.

Последний выход Керенского.

Арест Временного Правительства.

Революция победила.

Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали.

Да здравствует Октябрьская революция.

Революционный Петроград.

Красногвардейцы Петрограда.

Революционный матрос.

Первый декрет Советской власти.

Ленин и революционные матросы.

Выступление Ленина на одном из петроградских заводов.

Ленин в редакции Правды.

Мир народам!

Декрет о мире.

Декрет о мире.

Солдат Революции.

Патруль.

Погромы винных магазинов.Вот здесь пишут http://blog.dahr.ru/?p=5757, что картина возможно фейковый новодел, который приписан советскому художнику Владимирову.

На улицах Петрограда.

В штабе обороны Петрограда.

Вручение Дзержинскому решения об образовании ВЧК. Есть еще один вариант этой картины, где Сталина нет.

Яков Свердлов.

Декрет о земле.

Дзержинский.

Мы наш, мы новый мир построим!

С праздником товарищи! С днем Великого Октября!

colonelcassad.livejournal.com

Революция в картинках • Arzamas

Поклонницы Распутина, вождь свободы Керенский и большевики у кабинета классной дамы: краткая история революции в фотографиях, карикатурах, политических брошюрах и газетных заголовках

Подготовил Павел Рогозный

Фотографии

Распутин (в центре) в окружении своих почитателей. 1914 год© DIOMEDIA

Этот снимок ходил по рукам в Петрограде еще до революции. Считалось, что среди «поклонниц» находится и императрица Александра Федоровна, которой приписывали связь с Распутиным, — за императрицу принимали секретаршу Распутина Марию Головину (третья слева во втором ряду). Также на фотогра­фии есть фрейлина двора Анна Вырубова (вторая слева в первом ряду), ближай­шая подруга императрицы и преданная поклонница Распутина. Фотографию продавали за 25 руб­лей (зарплата квалифицированного рабочего была около 50 рублей). После убийства Распутина этот же снимок появился во многих газетах и журналах.

Очередь у продовольственного магазина в Петрограде. 1917 год© РИА «Новости»

Продовольственный кризис в России стал ощущаться с началом войны. Глав­ной его причиной были перебои со снабжением: железнодорожный транспорт обслуживал в первую очередь армию. К концу 1916 года в крупных городах, в первую очередь в Петрограде, возник дефицит продовольствия. Это привело к появлению очередей в магазины — «хвостов», которые стали одним из симво­лов начала 1917 года.

Сорванные двуглавые орлы. 1917 год© DIOMEDIA

Сразу после февральских событий и отречения императора началась борьба с символами прежней власти. Уже 28 февраля (12 марта) 1917 года в Петрограде стали уничтожать царских двуглавых орлов: их сбивали с ворот и мостов, топили в воде, уничтожали печати; у Аничкова моста развели костер, где сжигали государственные гербы и портреты Николая II. 4 (17) марта художник Константин Сомов записал в дневнике: «Видел, как везде сбивают царские гербы».

Похороны жертв революции. 23 марта 1917 годаpastvu.com

23 (10) марта на Марсовом поле в Петрограде были вырыты четыре боль­шие братские могилы. Гробы с телами погибших участников февральских событий сопровождали колонны со знаменами, оркестрами и венками. По раз­ным оценкам, в церемонии приняли участие от 800 тысяч до 1,5 миллио­на человек.

Демонстранты с лозунгом «Война до победного конца». 1917 год© РИА «Новости»

Лозунг «Война до победного конца» произнес министр иностранных дел, кадет Павел Милюков. 18 апреля (1 мая) 1917 года он направил ноту правительствам стран Антанты, в которой уверял, что Россия не выйдет из Первой мировой войны, продолжит соблюдать обязательства перед союзниками и не станет заключать сепарат­ный мир. Заявление министра, сделанное в уставшей от войны стране, привело к политическому кризису, отставке Милюкова и военного министра Алексан­дра Гучкова, а затем и к созданию нового, коалиционного правительства.

Александр Керенский (слева) на смотре. 1917 год© Universal History Archive / DIOMEDIA

Керенский был прекрасным оратором и любил позировать фотографам. Став военным и морским министром, он ездил по армейским частям, агитируя их пойти в решающее наступление. За это Керенский получил прозвище «главноуго­варивающий». Речи Керенского вызывали восторг — ходили слухи, что неко­торые офицеры даже падали в обморок во время его выступлений.

Женский батальон. 1917 год© Keystone-France / Getty Images

Женские батальоны были созданы летом 1917 года Временным правительством по инициативе председателя Государственной думы Михаила Родзянко. Женские добро­вольческие формирования должны были поднять воинский дух, но в итоге принесли не слишком много пользы. На фронте батальон приходи­лось допол­нять специальной частью для охраны женщин от революционных сол­дат, полностью потерявших дисциплину. Женский батальон был одной из по­следних частей, оставшихся защищать Зимний дворец во время октябрь­ских событий.

Офицеры приветствуют Лавра Корнилова. Июль 1917 года© РИА «Новости»

Корнилов отличился во время июньского наступления на Юго-Западном фронте, после чего стал наиболее популярной фигурой среди офицеров. В ав­густе 1917 года он прибыл в Москву на Государственное совещание, созван­ное Керенским для консолидации политических сил в борьбе с большевиками. У поезда генерала встречали офицеры Текинского конного полка и юнкера, которые затем несли Корнилова на руках под восторженные крики толпы.

Большевики на посту у кабинета Ленина в Смольном. Ноябрь 1917 года© Getty Images

Это одна из нескольких подлинных фотографий октябрьских событий в Петро­граде. Фото хоть и постановочное, но не вызывает сомнений в подлинности, в отличие от большинства других, сделанных через десять лет после револю­ции. На двери кабинета — надпись «Классная дама»: до революции в Смольном располагался Институт благородных девиц.

Карикатуры

Дмитрий Моор. Последняя подпись. 1917 год«Будильник»

На рисунке Дмитрия Моора Николай II подписывает манифест об отречении. Рядом с ним — цесаревич и императрица с портретом Распутина в руках. Мало кто из сатириков обходил стороной слухи о связи Александры Федоровны с Распутиным.

«Посмотрим, как они обойдутся без орла». Открытка 1917 годаvalenik.ru

Последний самодержец с портфелем в руках тащит на веревке двуглавого орла. Карикатура намекает не только на падение монархии, но и на уничтожение российской символики в первые месяцы революции.

Борис Антоновский. Один из «батюшек». Апрель 1917 года «В дни революции много пулеметов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ».«Новый Сатирикон», № 14

После Февральской революции появился слух о том, что восставших обстре­ливали из пулеметов с колоколен церквей в Петрограде. Позже события Февраля изучались Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства, и причастность священнослужителей к расстрелам демонстрантов не подтвердилась.

Продажа России оптом и в розницу. Апрель 1917 года«Как, ваше величество?! Вы находите миллион рублей за план этой крепости дорого?! Но ведь не забывайте, что я продаю вам самое дорогое для меня — нашу милую Россию…»«Новый Сатирикон», № 14

Во время войны разговоры о германофильстве «государыни-немки» превра­тились в прямые обвинения в работе на германскую разведку и в предатель­стве. Об Александре Федоровне ходили самые невероятные слухи — от прода­жи вагонов сахара Германии до выдачи военных секретов: якобы императри­ца даже передавала врагам шифрованные телеграммы. В это верили многие — от крестьян до великих князей.

Социал-революционер. Из серии открыток «Дети-политики». 1917 годWikimedia Commons

В 1917 году художник Владимир Табурин выпустил серию открыток «Дети-политики» с изображением различных политических сил в виде детей. Кадет — с портфелем, анархист — с бомбой, трудовик — в лаптях, эсер — с пистолетом. Были также в этой серии большевик и меньшевик, умеренный, буржуй и социал-демократ.

Ленин-пролетарий, или Шило в мешке. Июль 1917 года«Стрекоза», № 30

После вооруженного противостояния в июле 1917 года большевиков публично обвинили в сотрудничестве с Германией. Ленина, Зиновьева и других партий­ных лидеров подозревали в получении денег от Германии за целенаправ­лен­ную дезорганизацию русской армии. Июльское восстание, как гласили обвинения, было организовано для ослабления боеготовности в тылу.

Слепые пассажиры. Август 1917 года«Эй, шофер, ты, кажется, собираешься повернуть направо?»«Новый Сатирикон»

В 1915 году «Русские ведомости» опубликовали впоследствии нашумевшую статью Василия Маклакова, адвоката и члена партии кадетов. Маклаков писал о «безумном шофере», управляющем Россией. «И вдруг вы видите, что ваш шофер править не может; потому ли, что он вообще не владеет машиной на спусках или устал и уже не понимает, что делает, но он ведет к гибели и вас, и себя». На карикатуре 1917 года за рулем уже не Николай II, а Керенский, пропасть же никуда не делась, а пассажиры так же слепы, как и шофер.

Дмитрий Моор. На двух полюсах. Ноябрь 1917 года«Новый Сатирикон»

На карикатуре Дмитрия Моора — председатель Совнаркома Ленин и атаман войска Донского Алексей Каледин. Под картинкой поясняющая подпись: «Два казака — пара». Осенью 1917 года атаман Каледин выразил недоверие прави­тельству Керенского и начал создавать независимую республику на Дону. Ленин и Каледин считались двумя полюсами российской политики, но оба они, как считает автор рисунка, принесли одинаковый вред.

Брошюры

Алексей Мельгунов. Самодержавные палачи. Москва, 1917 годИз частной коллекции

Триста лет «русский народ находился под гнетом династии Романовых. В сущности, род Романовых угас со смертью Петра I, а воцарившиеся потом голштинцы, произвольно и противозаконно, при поддержке холопствующих вельмож, начали называть себя Романовыми». Германофобия времен начала войны осталась и после революции. Императорскую семью обвиняли не только в угнетении народа, но и в том, что они — немцы.

Иван Лукаш. Преображенцы. Петроград, 1917 годИз частной коллекции

«Преображенцы вышли, как один, на грозный зов Свободы, лишь только заслышали ее медно-бряцающий шаг». Запасные батальоны гвардейских полков, оставшиеся в Петрограде в 1917 году, сыграли важную роль во время Февральской революции. Волынский, Павловский и другие гвардейские полки сначала отказались стрелять в манифестантов, а затем и вовсе перешли на сторону восставших.

Николай Арсеньев. Краткий политический словарь для всех. Москва, 1917 годИз частной коллекции

Многочисленные словари, выпущенные после Февральской революции, до­ходчиво разъясняли гражданам новые термины и трактовки. «Социалисты — это люди, которые добиваются такого порядка в государстве, чтобы не было ни хозяев, ни рабов. Все люди должны трудиться». Или о сепаратном мире: «Когда мы, например, в лесу работаем, а один уйдет от нас, оставив нас дорабатывать дело одним и за него, то этим он выдает своих товарищей по работе». 

Толковник политических слов и политических деятелей. Петроград, 1917 годИз частной коллекции

Толковники были подробнее словарей и еще более популярны. Например, про «женский вопрос» следовало такое разъяснение: «Женщины ограничены в своих правах. У нас в России женский вопрос перестанет существовать, потому что женщины будут избираться наравне с мужчинами и в Учредитель­ное собрание, и в Государственную думу».

Алексей Рождественский. Что надо знать каждому. Москва, 1917 годИз частной коллекции

Такие брошюры были построены по системе «вопрос — ответ». «Вопрос: Что такое свобода? Ответ: Свободой называется право делать все что угодно, но не нару­шая закона и в случае нарушения отвечая только перед судом присяжных». Автор брошюры — профессор Рождественский, читавший общую теорию права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле и написавший множество статей о проблеме парламентаризма.

Владимир Ленин. Империализм как новейший этап капитализма. Петроград, 1917 годWikimedia Commons

После Февральской революции в России начинают легально издавать работы Ленина, написанные в эмиграции. «Апрельские тезисы», в которых сформули­рована программа партии, напечатана в газете «Правда», появляются и старые теоретические труды, ранее издававшиеся подпольно. Лидер большевиков пока подписывается Н. Ленин (Вл. Ильин). После июльских событий Ленин пишет в Разливе книгу «Государство и революция», в которой предупреждает о меж­ду­народной пролетарской революции, но издана эта брошюра была только в 1918 году.

Брошюра Олега Леонидова «А. Ф. Керенский. Вождь свободы». Петроград, 1917 годИз частной коллекции

«На Керенского, этого тщедушного и щуплого человека, устремлены сейчас взоры не только многострадальной России, но и всего мира… Его несут на ру­ках. И я сам видел, как юноша с восторженными глазами молитвенно тянулся к рукаву его платья, чтобы только прикоснуться. Так тянутся к ис­точнику жизни и света». Это одна из многочисленных брошюр, прослав­ляющих Керен­ского, «солнце свободы России», как его называли сочинители панегириков. Автор этой брошюры, Олег Леонидов, впоследствии восторженно писал и о советских вождях.

Газеты

Статья «Наш долг» в журнале «Музыкальный современник». 1917 годИз частной коллекции

Многие деятели культуры горячо одобрили революцию. «Мы чаем великих перемен прежде всего именно в жизненном значении нашего искусства, в его воздействии на массы в качестве объединяющего начала». Передовица в «Му­зыкальном современнике» написана музыковедом Андреем Римским-Кор­саковым, сыном композитора.

Статья «Пастыри, объединяйтесь» в журнале «К свету». Тверь, 1917 годИз частной коллекции

«Старая власть всячески и планомерно… давила дух русского народа, душила его творческие силы». После Февральской революции изменения произошли и в церкви. 18 апреля (1 мая) 1917 года священники принимали участие в демонстрациях, рядом с красными флагами виднелись и церковные хоругви. Первомай отме­чался торжественной службой и в храме Христа Спасителя в Москве, глава епархии епископ Иоасаф даже осудил приходское духовенство за недостаточно активное участие в праздновании.

Статья Александра Куприна «Звездный флаг» в журнале «Нива», май 1917 годаИз частной коллекции

Вступление США в войну на стороне Антанты позволило надеяться на перелом в боевых действиях. Все российские газеты конца марта — начала апреля 1917 года вышли с заголовками, посвященными этому событию. Передовица в «Ниве» — авторства писателя Александра Куприна. «Но есть одно волшебное, упоительное, одинаково радостное на всех языках слово — „свобода“». Справа от текста — американский плакат, на котором братаются два солдата, русский и американский. Перевод надписи — «Привет брату-демократу!»

Статья «Ленин и Ко» в журнале «Искры». 1917 годИз частной коллекции

Статья посвящена розыску лидеров большевиков. После июльских событий 1917 го­да многие партийные вожди были арестованы; другим, таким как Ленину и Зиновьеву, удалось бежать. В статье рассказывается о «госу­дар­ствен­ной измене, совер­шенной большевиками». Ленин и Зиновьев, чьи полицейские фотографии приводятся в тексте, в это время прячутся в шалаше на озере Разлив под Сестрорецком.

Статья «Корнилов среди друзей и врагов» в журнале «Искры», июль 1917 годаИз частной коллекции

Фото Корнилова сделано в Китае в 1910 году: рядом с ним стоят немецкие, фран­цузские, китайские и английские офицеры. Популярность в армии Кор­нилов получил после Русско-японской войны: совсем еще молодой офицер смог в одиночку вывести из окружения целый корпус. В 1916 году известности ему добавил и дерзкий побег в 1916 году из австрийского плена. Летом 1917 го­да популярность Корнилова достигает пика.

Статья «Текущий момент. Поражение большевиков в городской думе» в «Петроградской газете», 8 сентября 1917 годаИз частной коллекции

В газете едко пересказывается выступление Анатолия Луначарского в город­ской думе Петрограда. Один из лидеров большевиков произносит громкие слова о прекращении войны и продовольственном вопросе. Но, по словам корреспондента, «большевистские герои, приведенные в зал заседаний Думы, уже сейчас не знают, что они будут дальше делать, чем будут и чем могут они заниматься в Думе».

Статья «Разброд» в газете «Труд и воля», сентябрь 1917 годаИз частной коллекции

«Собрание оживляется только тогда, когда начинают скандалить большевики. А скандалят они каждый раз, когда со сцены начинают звучать трезвые дело­вые слова, призывающие к работе на пользу родине и к единению всех ее твор­ческих сил». Созванное в сентябре 1917 года Демократическое совещание, Форум всех левых сил, прошло в атмосфере постоянных конфликтов между большевиками и организаторами совещания (эсерами и меньшевиками). Большевики бойкотировали создание Предпарламента, посчитав невозможной коалицию с кадетами.  

arzamas.academy

Картины разных художников посвящённые Октябрьской революции: muschketer

  • Как найти друзей, или Почему со мной никто не дружит

    Оригинал взят у bulat_blog в Как найти друзей, или Почему со мной никто не дружит Вроде бы и жизнь налажена, и интересы, увлечения…

  • (no subject)

  • Сколько стоит гречневая каша?

    (Размышления ночью в период бессонницы, писано от балды и с мобильного телефона, строго не судить)))) ) Посмотрел вчера по телевизору передачу,…

  • Эффект прожектора, вера в справедливость и другие ловушки, мешающие нам жить

    https://daily.afisha.ru/technology/2324-6-lovushek-soznaniya-chto-meshaet-prinyat-mir-takim-kakoy-on-est/?utm_source=lj&utm_medium=socialsharing&utm_…

  • 11 ляпсусов и нестыковок в Новом Завете о Иисусе Христе

    Оригинал взят у sovremennikk в 11 ляпсусов и нестыковок в Новом Завете о Иисусе Христе Ляпсус 1-й «Христос» по-новогречески…

  • К вопросу о выборах

    Сижу сейчас, слушаю дискуссию по телевизору по поводу избрания нового президента США - какими будут наши дальнейшие отношения и сдержит ли он свои…

  • путин любит говорить партнеры теперь понятно

    Оригинал взят у dt80 в путин любит говорить партнеры теперь понятно • Дочь Сталина — десятилетия жила и умерла в США. • Сын Хрущёва —…

  • Почему нельзя говорить «спасибо» и чем грозит такая благодарность

    Мы говорим слово "спасибо" постоянно, ведь это проявление вежливости. Однако это, казалось бы, безобидное слово, которое мы произносит в знак…

  • Как попал в Россию А.В. Колчак - британский офицер с декабря 1917-го

    Оригинал взят у arctus в Как попал в Россию А.В. Колчак - британский офицер с декабря 1917-го Об этом не все знают. Об этом сейчас…

  • muschketer.livejournal.com

    Французская революция: melanyja

    Сейчас читаю книгу про Великую Французскую революцию, книга неожиданно стала соотноситься с текущей политикой :) Но про книгу будет потом, а пока картины разных художников на актуальную тему.

    Г.Робер. Бастилия. Вот она грозная крепость, символ абсолютистского режима.20 июня 1789 года. Король не очень хотел прислушиваться к мнению депутатов Генеральных штатов от третьего сословия. Тогда они объявили себя национальным собранием и вместе с несколькими депутатами от (Единой России) 1 и 2 сословий собрались в зале для игры в мяч, где дали клятву не расходиться, пока не будет принята конституция. Картина Кудера.

    Художник Домье. Демулен в саду Пале-Рояля.Один журналист толкнул на улице речь, и началось:

    Бернар Журдан. Штурм Бастилии.

    Шарль Тевенин. Штурм Бастилии. Изображена сцена убийства коменданта крепости де Лонэ.

    Шарль Тевенин. Праздник 14 июля 1790 года.Прошел год после начала революции. Франция – конституционная монархия, все празднуют начало новой эры.

    Летом 1791 года король Людовик XVI попытался сбежать от своих конституционных обязанностей, но был узнан в городе Варенн и возвращен обратно.

    Жан Дюплесси-Берто. Штурм королевского дворца Тюильри 10 августа 1792 года.Однако короля оставили главой государства, потому что между самими революционерами были противоречия, тем временем началась война и положение в стране стало совсем плохим. Народ опять восстал и свергнул короля, который был объявлен виноватым в голоде и войне.

    Луи-Леопольд Буальи. Санкюлот.То есть представитель революционного народа.

    А это портрет революционного депутата в униформе.

    Робеспьер, Дантон и Марат. Альфред Луде, 1882.Лидеры якобинцев, революционной партии, собрались для обсуждения ситуации.

    Картина на туже тему.Марат обвиняет Дантона в том, что он бал взятки. Дантон говорит, что он всё делал на благо революции. Робеспьер пока молчит. Он решил сыграть на ненависти к коррупции и взял прозвище «Неподкупный».

    Луи-Леопольд Буальи. Триумф Марата.Против Марата тоже были обвинения, но революционный трибунал его оправдал, и толпа с триумфом вынесла его на улицу.

    А бывшему королю Людовику XVI отрубили голову. С помощью инновационного орудия – гильотины. Начался 1793 год.

    Дворянка Шарлотта Кордэ убила Марата. Художник Бодри.

    Ещё картина на тот же сюжет.Марат принимал посетителей, сидя в ванной. Шарлотта Кордэ обещала ему рассказать про заговорщиков против революции и дала якобы их список. Марат заглянул в бумагу и получил удар кинжалом. Кордэ задержали революционеры во главе с женой Марата Симонной Эврар.

    Власть захватил Робеспьер, который устроили арест и казнь Дантона.

    Жан-Луи Давид. Лавуазье с женой.Начался террор против бывших дворян и революционеров тоже. Химик Лавуазье был выбран депутатом в 1789 году, в 1790 году он занимался регулированием финансов Франции, в 1794 году его казнили с финансами при революции было плохо.

    Робеспьер решил основать новую революционную религию и устроил праздник Верховного существа.

    Валерий Якоби. 9 термидора, 1794 год.27 июля / 9 термидора по революционному стилю якобинцев вместе с Робеспьером свергли, и на следующий день казнили. На картине изображена ночь перед казнью. Робеспьер пытался застрелиться и лежит с перевязанной челюстью, остальные якобинцы справа у окна.

    Француа Бушо. Переворот 18 брюмера.Война тем временем продолжалась, военные стали популярными, и один из них – Наполеон Бонапарт совершил переворот и захватил власть.

    Луи-Леопольд Буальи. Новости из великой армии.

    Жан-Луи Давид. Коронация Наполеона.Окончание революции – установление новой монархии.

    melanyja.livejournal.com

    Русская живопись и революция 1917 года

    Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении  новых, до этого невиданных событий в России.

    Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис и уникальной культурной революции, к слову, не имевшей тогда никаких мировых аналогов. Содержание данного феномена также не может иметь каких-либо однозначных характеристик.

    С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:

    • Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в Серебряном веке принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно — искусства и литературы.
    • Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан бывшей империи, и их приобщение к национальным достижениям искусства.

    Русские художники и революция – новые организации, новые задачи

    Октябрь 1917 года в основном круто изменил положение и характер деятельности мастеров, чья художественная жизнь и манера уже сложились. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Однако возникшие в первом ее порыве многочисленные и многообразные платформы просуществовали в целом лишь пять следующих лет. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути.

    Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:

    Возникают же в отечественной живописи на революционном подъеме абсолютно новые направления:

    • «Уновис» как представитель уже революционного авангарда (просуществовал 1 год) – входили М.Шагал, К.Малевич, Л.Лисицкий. Задача объединения – новые формы и новое «чистое искусство» (Расшифровка аббревиатуры – «Утвердители нового искусства»)
    • Группа художников «НОЖ» — по задачам и формам она была близка с идеями «Бубнового валета»
    • «Пролеткульт» — возникает как объединение на принципе создания новой культуры (пролетарской), противопоставленной всему наследию классики

    Меж тем, на художественном поприще России, изменившемся с революцией 1917 года, продолжали существовать и художественные группы, державшиеся традиционных форм и глубин философского осмысления – это объединения:

    • «Четырех искусств» — К.Петров-Водкин, Н.Тырса, А.Кравченко
    • «Маковца»  — отец П.Флоренский, В.Чекрыгин

    Революция  — новые смыслы и жанры живописи

    Вождь революционных событий В.Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:

    • Образования населения (общего), т.е. ликвидации его безграмотности
    • Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей
    • Культурной революции, по словам Ильича, необходимой для «отсталой страны»

    Так появились в России целые агитационно-массовые направления, соединяющие в себе живопись, кино, театр, слово.

    По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики т.д.  Также эти агитпоезда везли с собой газеты, плакаты и иную продукцию печати, являясь по своей сути на тот момент аналогом СМИ. В тяжелое пятилетие после Октября России почти не располагала иными средствами информации.

    Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественными панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку.

    Такая живопись непременно дополнялась текстом, объясняющим содержание, а также обязательно мотивирующим зрителя к действию.

    Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.

    Советский плакат – виды, темы, художники

    Основными видами, рожденного революцией вместе с новой страной жанра плаката, стали:

    • Героический и политический тип (худ. Д.С. Моор, В.Маяковский)
    • Сатирический тип (худ. В.Н. Денни, М.М. Черемных)

    Агитационная и информативная «нагрузка»  в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.

    Советские художники, работавшие в плакатном жанре, вывели его на высокий уровень техники, обладая как своими уникальными манерами, так и личным художественным мастерством.

    На самом деле, плакат как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением.

    Задачи и функции советского плакатного искусства

    Еще в мировую войну газетная графика играла значительную роль, сравнимую с действием прямого или психологического оружия, крушившего врага и поднимающего на бой.

    Во времена последующего за войной строительства плакат продолжал реализовывать те же задачи, являясь идеологическим средством. Как покажет вся история СССР, в ней не будет ни одного значительного события или явления, которые останутся вне своего плакатного осмысления.

    Таким образом, главными функциями советского плаката являлись:

    • Агитация
    • Информация
    • Сатира
    • И позднее добавившаяся к ним задача – рекламы (с 20-х гг.)

    А для целей – это еще и эстетическое воспитание.

    Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране:

    • Проводятся тематические плакатные выставки
    • Эти произведения включаются в фонды музеев
    • Помещаются в архивы
    • Открываются учебные курсы

    К чести работавших в этом виде искусства художников следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне. Отчасти поэтому в дальнейшем в функции советского плаката добавились, кроме вышеназванных, и задачи:

    • Коммуникации – как связи народа и власти
    • Имиджевые – как формирующие образ самой власти
    • Воспитательные – как разрабатывающие нравственные и социальные темы

    О влиянии же революции 1917 на русскую культуру в целом — см. здесь

    Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

    velikayakultura.ru

    Первая русская революция глазами художников. Серов, Маковский, Кустодиев, Репин, Владимиров: falyosa

    В. Серов. 1905 год

    В прошлый раз показал работы Валентина Серова, посвященные событиям революции 1905-1907 гг. Но перед тем, как перейти к другим художникам, надо ещё сказать несколько слов о Серове.

    Сейчас в Третьяковке на Крымском валу проходит большая юбилейная выставка его работ. Посетили ее очень многие, и многие, вероятно, ещё пойдут (до 24 января 2016 время есть). Но проблема в том, что сам Серов, как это ни странно, на этой выставке оказался как бы не в фокусе. Удивительно, но это так. Несмотря на обилие работ и текстовых сопровождений.

    Такое ощущение, что устроители выставки делают все, чтобы как-то ограничить от диалога с настоящим Серовым - человеком, гражданином, борцом. А это неуважение и к самому художнику, и к людям, которым попросту не дают всерьез соединиться с родной культурой и историей.О выставке и о самом Серове недавно вышло несколько хороших статей в газете "Суть времени". Очень советую прочесть! Особо тем, кто только пойдет на выставку.

    Кстати, работы Серова о революции 1905 года на выставке вообще отсутствуют. Как я понял, их в это же время отвезли в Питер на выставку, посвященную революции. Случайно ли такое совпадение?

    Ну а теперь, как и обещал, приведу работы других художников, бывших свидетелями Первой русской революции (работы, созданные разными художниками в гораздо более поздние периоды специально не беру).

    В.Е. Маковский (1846-1920)

    9 января 1905 г. на Васильевском острове

    Портрет к картине "9 января 1905 г."

    Б.М. Кустодиев (1878-1927)

    Манифестация

    Первомайская демонстрация у Путиловского завода

    Вступление. 1905 год. Москва

    И.Е. Репин (1844-1930)

    Манифест 17 октября 1905 года

    Красные похороны (1906)

    И.А. Владимиров (1869-1947)

    Разгром манифестации 9 января 1905 года

    Расстрел на Пресне в декабре 1905 года

    Баррикады на Пресне

    falyosa.livejournal.com

    Октябрьская Революция в живописи - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА

    К очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции подборка картин посвященных судьбоносному Октябрю 1917 года изменившего историю России и всего человечества. Именно в этот день начался тот путь, который привел советского солдата в Берлин, а советского человека в космос.

    Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе.

    Принятие решения о вооруженном восстании.

    Керенский накануне революции.

    Как пройти в Смольный.

    Смольный в дни Октября.

    Ленин в Смольном.

    Великая ночь.

    Левый марш.

    На Зимний.

    Сталин как организатор Октябрьской революции.

    Канун Октября.

    Перед штурмом.

    Аврора.

    Залп Авроры.

    Залп Авроры. В Зимнем дворце.

    Залп Авроры. Смольный.

    Последний выход Керенского.

    Арест Временного Правительства.

    Революция победила.

    Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали.

    Революционный Петроград.

    Красногвардейцы Петрограда.

    Революционный матрос.

    Первый декрет Советской власти.

    Ленин и революционные матросы.

    Выступление Ленина на одном из петроградских заводов.

    Ленин в редакции Правды.

    Мир народам!

    Декрет о мире.

    Декрет о мире.

    Солдат Революции.

    Патруль.

    В штабе обороны Петрограда.

    Вручение Дзержинскому решения об образовании ВЧК. Есть еще один вариант этой картины, где Сталина нет.

    Яков Свердлов.

    Декрет о земле.

    Дзержинский.

    Мы наш, мы новый мир построим!

    С праздником товарищи! С днем Великого Октября!

    Оригинал взят у colonelcassad в Октябрьская Революция в живописи

    aloban75.livejournal.com


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта