Солнечный импрессионизм Пьера Огюста Ренуара. 15 картин. Ренуар импрессионизм картины


Классика и импрессионизм в картинах Огюста Ренуара

  Июль 5, 2018 Татьяна Хакман

 5

В конце зимы 1841 года в семье простого французского портного родился шестой ребенок. Мальчика назвали Пьером Огюстом, но мать никогда не пользовалась первым именем – в сочетании с фамилией оно казалось ей неблагозвучным. Так и вошел в жизнь своей семьи, а позже и в историю мировой живописи, выдающийся художник-импрессионист Огюст Ренуар.

завтрак гребцов

Завтрак гребцов

 

В ряду других представителей импрессионизма этот человек занимает несколько обособленное место. Картины Огюста Ренуара отличаются тонким сочетанием классического стиля и техники мелких мазков, передающих мимолетность сцены, а кроме того, необычным выбором жанра картин. Импрессионисты ставили своей целью запечатлеть мгновенные изменения в состояниях природы, поэтому работа на пленэре была важным условием создания картин. Огюст Ренуар, хотя и разделял эти взгляды, но больше всего любил писать людей и жанровые сцены – как на открытом воздухе, так и в помещении.

девушка, собирающая цветы качели

Палитра художника отличалась мягкостью, краски часто смешивались, а мелкие контрастные мазки перемежались с плавными цветовыми переходами. Много взяв как от классики, так и от импрессионизма, при создании картин Огюст Ренуар с годами выработал собственный уникальный стиль живописи. Но путь к этому был долгим и тернистым.

Уже в молодости Огюст был успешным декоратором: занимался росписью по фарфору и ткани, украшал стены в кафе и трактирах. Точность руки и потрясающая скорость работы позволяла молодому мастеру иметь приличный заработок. Но карьера ремесленника-кустаря не удовлетворяла его.

Лягушатник

Лягушатник

В 21 год молодой человек поступил учиться в мастерскую Глейра, где обрел не только навыки классической художественной школы, но еще и круг единомышленников, которые хотели расширить рамки академического искусства. Моне, Базиль, Сислей, Писсаро и другие основали кружок «непримиримых». На своих полотнах молодые художники старались отразить реальность в ее мимолетной изменчивости. Отдельные контрастные мазки, создание очертаний с помощью цвета, а не контуров, приверженность к работе на пленэре – многое отличало их от корифеев старой школы. Позже это направление стали называть импрессионизмом.

Площадь Троицы. Париж

Площадь Троицы. Париж

Однако общество и критики того времени относились к новому течению в живописи более чем скептически. Энтузиаст своего дела, Ренуар около 15 лет едва сводил концы с концами, напряженно работая над полотнами, которые позже будут украшать залы крупнейших музеев мира.

Бал в Мулен де ла Галет

Бал в Мулен де ла Галет

Поворотным моментом в творческой карьере художника стало знакомство с семьей Шарпантье, в гостиной у которых частенько собирался высший свет парижской богемы. Молва о новом модном портретисте облетела французскую столицу, теперь многие захотели приобрести картины Огюста Ренуара.

Мадам Шарпантье с детьми

Мадам Шарпантье с детьми

 

Надо сказать, что в портретной живописи художник не признавал никаких правил. Свои картины Огюст Ренуар писал без четких контуров, мелкими мазками, передающими мягкую одухотворенность. А в качестве основных цветов для портретов мастер нередко выбирал нетрадиционные сочетания, например розовый и зеленый. Жемчужиной творчества Ренуара в этом жанре по праву считается серия портретов актрисы Жанны Самари.

Портрет Жанны Самари

Портрет Жанны Самари

После поездки в Италию и знакомства с классическими работами итальянских мастеров стиль художника сильно меняется, становится более «сухим», образы предметов обретают устойчивость.

Зонтики

Зонтики

Большой ценитель женской красоты, Ренуар в зрелом периоде своего творчества уделял много внимания обнаженной натуре. По словам художника, он всегда работал над изображением до тех пор, пока у него самого не возникало желания ущипнуть холст.

Сидящая купальщица Купальщица

Последние годы художника были омрачены борьбой с прогрессирующим ревматизмом. Болезнь побеждала, но Ренуар делал все, чтобы иметь возможность продолжать работать. Даже будучи практически парализованным, он умудрялся писать кистью, привязанной к руке.

Девушка с мандолиной

Девушка с мандолиной

Выдающийся художник не любил драматический жанр в живописи, он считал, что цель искусства – показать приятное и радостное состояние людей в их обычной жизни. Картины Огюста Ренуара всегда наполнены светом, жизнерадостностью, легкостью и весельем: любя жизнь, художник старался передать это удовольствие окружающим. Недаром его искусство стало бесценным даром как современникам, так и многим поколениям потомков.

Светлана Виноградова

 

← Художник Леонид Афремов Натюрморты с бутылками и фруктами. Ван Гог →

risuy.info

ИМПРЕССИОНИЗМ.Ч.2. П.-О.РЕНУАР

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  ИМПРЕССИОНИСТ  П.-О. РЕНУАР

 

 

 

ПЬЕР - ОГЮСТ  РЕНУАР (Renoir) (1841-1919),  БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ, французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм). 

На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон).

 Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей Орсе, Париж). 

Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876, Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876).

 Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).

"Портрет актрисы Жанны Самари" 1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Жанна Самари" 1877, Музей им. А.С.Пушкина, Москва

Два из трех общеизвестных портретов Жанны Самари работы Огюста Ренуара представлены на обозрение в трех музеях мира. В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г.), в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — изысканный поясной портрет (1877 г.), а в Эрмитаже — парадный портрет в полный рост (1878 г.). И на всех она женственна, обаятельна, держится просто и естественно. Жанна — лучшая в стране исполнительница ролей в пьесах Мольера и Мюссе — и в жизни была такая же простая, светлая, красивая, приветливая, словно ожившая под кистью самого Ренуара. Сияющие синие глаза, рыжее золото волос, текучие формы тела — она был полна обаяния и привлекательности. С каждого полотна смотрит не модель, а приятная собеседница, готовая вот-вот продолжить разговор.

Портрет из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов. На нем лицо актрисы, ее обнаженные руки и плечи светоносны и теплы, они мягко сияют на розовом фоне, не сливаются с ним, разделенные рыжими кудрями и зелеными переливами платья. Ренуар был настоящим певцом диссонансных цветов — активного зеленого и розового— и умел с помощью широких пластичных и мелких вибрирующих мазков предать живописной поверхности несколько десятков оттенков одного цвета, исключив возможность цветового диссонанса. Таким способом он заставлял предметы излучать свет, а человеческое тело — тепло и движение. В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко. Но это удивительное цветовое равновесие и поразительные контрасты, которыми владел мастер, в то время только шокировали критиков и публику.

На портрете из собрания Эрмитажа актриса предстает в великолепном вечернем платье с глубоким декольте и длинным волнистым шлейфом на фоне роскошного театрального интерьера. Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план. Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг. При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма. Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете. Но не зависимо от манеры лицо Жанны, ее обнаженные руки и плечи, вся фигура выглядят прекрасными и естественными, а главное, художнику удалось передать не только внешние черты, но и характер девушки и отдать должное ее сценическому дарованию.

"На терассе"

"Нагая женщина, сидящая на кушетке" 1876

"Завтрак гребцов" 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон

"Бал в Мулен де ла Галетт" 1876, Музей д'Орсе, Париж

"Зонтики" 1881-1886 Национальная галерея, Лондон

"Мост искусств в Париже" 1867, Фонд Симона Нортона

С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (“Большие купальщицы”, 1884-1887, собрание Тайсон, Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты (“Купальщицы”, 1895) Ренуара.

"Юлия Мане"

"Южные плоды" 1881

" Яблоки и цветы"

"Молодая женщина, читающая книгу"

"Жан Фредерик Базилл"

Розы и жасмин

Розы в вазе

" У воды"

"Большие купальщицы"

"Девушка за пианино" 1875 

"Ребёнок с кнутом"

"Девушка, заплетающая косу" (Suzanne Valadon)

"Большая ваза с цветами" 1866 

"Букет хризантем" 1884

"Женский портрет"

"Женский портрет"

"Ваза с цветами" 1866

"Розарий" 1870

"Дама с веером" 1906 

"Художник Клод Моне" 1875

"Алжирская девушка

"Причесывающаяся женщина"

"В саду" Эрмитаж

"Пейзаж в Болье" Эрмитаж

"Дама в черном" Эрмитаж

"Девушка с веером" Эрмитаж

"Альфред Сислей" 1876

"Маленькая обнажённая в голубом" 1879

"Маленький букет" 1880

"Молодая женщина в шляпе с цветами"

" Девушка " 1885

" В ложе" 1874

"Альфред Сислей и его жена"

"Бюст женщины" ( Перед купанием )

" Charles and Georges Durand-Ruel"

"Кариатиды"

"Девушка с зонтом" (Aline Nunes)

"Девочка в соломенной шляпе" 1884

"Две девочки за фортепианo" 1892

"Балерина" 1874

"Танец в Буживале" 1883

"Портрет девушки" (Mademoiselle Romaine Lancaux) 1864

" Portrait of Mademoiselle Sicot"

"Коко" 1906

"Мадмуазель Жюли Моне с кошкой" 1887

"Обнаженная на скалах" 1904

"Портрет Рихарда Вагнера"

"Габриэль с драгоценностями"

"Портрет семьи художника"

"Деревенский танец" 1882-83

"Габриэль в красной блузе" 1910

"Mademoiselle Legrand " 1875

"Женщина с кошкой "

"Виктор Шоке" 1875

"Девушка в шляпе" Эрмитаж

"На качелях" 1876 

"Автопортрет" 1910

В конце жизни Ренуар  страдал от обострившегося артрита, но любовь к красоте мира, живописи побуждала его превозмогать боль. И негнущимися пальцами  он великолепно продолжал писать  жизнеутверждающие, светлые, несущие радость картины.

art.mirtesen.ru

Солнечный импрессионизм Пьера Огюста Ренуара. 15 картин | Фото | Культура

Пьер Огюст Ренуар прошёл путь от высмеиваемого обществом импрессиониста до живого классика живописи, чьи картины скупали государственные музеи. Он создавал впечатляющие полотна, играя светом и тенями, фиксировал уникальные виды французских городов, совмещал различные жанры и менял собственный стиль, но в каждой его картине сохранялся безмятежный и немного легкомысленный стиль мастера. Превозмогая болезнь, Ренуар рисовал вплоть до самой смерти, и его многочисленные работы теперь украшают Музей Орсэ, Национальные галереи США, Швеции, Бразилии и Англии, а также Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В день рождения Ренуара АиФ.ru вспоминает биографию художника.

Читайте также: Чем отличается абстракционизм от импрессионизма?

Предыдущее Следующее

  • Пьер Огюст Ренуар родился в 1841 году в не очень богатой семье и уже в 13 лет сам зарабатывал деньги – он устроился подмастерьем и разрисовывал фарфоровую посуду. По вечерам он посещал школу живописи и писал свои первые картины. © Public Domain / «Корона из роз», Пьер Огюст Ренуар, 1858 год
  • В 21 год Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств, где познакомился с Моне, Писарро, Сислеем и другими художниками, которые позднее образуют группу импрессионистов. © Public Domain / «Возвращение гребцов», Пьер Огюст Ренуар, 1862 год
  • После закрытия мастерской Глейра Ренуар вынужден был прекратить учёбу. Но в тоже время он начал писать свои большие полотна и отправлять их в Салон живописи. © Public Domain / «Поляна в лесу», Пьер Огюст Ренуар, 1865 год
  • Во второй половине 1860-х годов у Ренуар очертил круг жанров для своих произведений и в будущем от него не отступал. Пьер Огюст рисовал пейзажи, бытовые сцены, натюрморты и портреты. © Public Domain / «Лягушатник», Пьер Огюст Ренуар, 1869 год
  • Первая выставка товарищества импрессионистов открылась в апреле 1874 года. Ренуар представил там «Танцовщицу» и «Ложу». Эта выставка обернулась провалом, но именно тогда молодых художников прозвали «импрессионистами» - поначалу это слово носило презрительный характер. © Public Domain / «Ложа», Пьер Огюст Ренуар, 1874 год
  • Несмотря на бедность, Ренуар продолжал писать картины и стремился к признанию. В этот период он написал ряд своих знаменитых шедевров. В том числе «Бал в Мулен де ла Галетт». Публика хорошо восприняла эту работу, отметив мастерство художника в передаче бликов и освещения пространства – на картине отчётливо видны лучи Солнца, тут и там пробивающиеся сквозь листву. © Public Domain / «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год
  • Чуть позже Ренуар написал знаменитый «Портрет актрисы Жанны Самари», считающийся вершиной импрессионистического портрета. За счёт мазков изображённая на полотне девушка выглядит улыбающейся, но в тоже время задумчивой и несколько сдержанной. При этом свойственная импрессионистам небрежность в передаче фактуры в этой работе создавала атмосферу свежести и безмятежности. © Public Domain / «Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер Огюст Ренуар, 1877 год
  • В этот период он также написал знаменитые «Завтрак гребцов», «Две сестры» и ряд других картин, где изобразил любимые места, своих знакомых и друзей. Эти картины пользовались успехом и принесли Ренуару финансовую независимость. © Public Domain / «Две сестры», Пьер Огюст Ренуар, 1881 год
  • В 1883 году Ренуар побывал в Алжире и Италии и познакомился с работами классиков эпохи Возрождения. Они произвели на художника большое впечатление, а его вкус существенно изменился. © Public Domain / «Девушка», Пьер Огюст Ренуар, 1885 год
  • Эти перемены хорошо видны на картине «Зонтики». Первоначально Ренуар написал традиционную для импрессионизма картину – лёгкими и мягкими мазками, составлявшими размытые формы. Но затем переделал левую часть картины, детально прорисовав платье девушки с корзиной, подчеркнув её лицо выраженными линиями. Рядом художник оставил маленькую девочку в яркой шапочке – как символ того, что импрессионизм остался в юности. © Public Domain / «Зонтики», Пьер Огюст Ренуар, 1886 год
  • В 1892 году у Поля Дюран-Рюэля прошла выставка 51-летнего Ренуара. Она пользовалась огромным успехом - были показаны новые полотна Ренуара. Одной из главных работ стала картина «Девушки за фортепьяно». Все объекты были детально прорисованы и подчёркивались тенями, сюжет полотна представлял собой классическую буржуазную сцену того времени, однако полотно несло в себе прежнее свежее и безмятежное очарование картин Ренуара. Это была первая картина художника, купленная для государственного собрания – она была приобретена Музеем в Люксембургском саду. © Public Domain / «Девушки за фортепьяно», Пьер Огюст Ренуар, 1892 год
  • Пятью годами позже Ренуар сломал руку, упав с велосипеда. Это привело к ревматизму, из-за которого он вынужден был уехать из Парижа. Он продолжал писать картины, но после ярких переливов предыдущего периода, всё чаще склонялся к оттенкам красного. © Public Domain / «Женщина в зелёном кресле», Пьер Огюст Ренуар, 1900 год
  • Он по-прежнему писал солнечные пейзажи и яркие натюрморты, но работать художнику становилось всё сложнее. В 1912 году у него случился приступ паралича и работать становилось всё труднее – кисть ему между пальцев вкладывала сиделка. © Public Domain / «Пейзаж», Пьер Огюст Ренуар, 1913 год
  • Пьер Огюст Ренуар умер 3 декабря 1919 года в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Превозмогая боль, он писал вплоть до самой смерти, заявляя, что «боль проходит, а красота остаётся». Художник похоронен в Эссуа. © Public Domain / Автопортрет Пьера Огюста Ренуара, год неизвестен
  • У Ренуара было несколько детей, один из которых – Жан Ренуар – стал известным кинорежиссёром, обладателем премии «Оскар» за вклад в развитие киноискусства, а также лауреатом других наград за фильмы «Южанин» и «Великая иллюзия». © Public Domain / «Жан Ренуар – охотник», Пьер Огюст Ренуар, 1910 год

www.aif.ru

Импрессионизм. Ренуар – живописец счастья (урок)

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

1. Сформировать знание об импрессионизме как направлении в искусстве на примере творчества Огюста Ренуара. 2. Создать условия для развития эмоционально чувственной сферы, познавательного интереса, образного мышления и зрительной памяти. 3.Способствовать эстетическому воспитанию и формированию нравственных ценностей (толерантность, стремление к счастью).

Форма занятия - урок

Тип урока – урок новых знаний

Оборудование урока:

1. Видеомагнитофон, экран, диапроектор, слайды по темам «Импрессионизм» и «Ренуар» (лучше компьютерный проектор). 2. Зрительный ряд «Импрессионисты». (На листках) 3. Зрительный ряд «Ренуар». (На листках) 4. Рабочий лист. 5. Портреты импрессионистов в репродукциях (Клод Моне, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог). 6. Имена импрессионистов крупно под каждым портретом, желательно на цветных листах. 7. Словарь терминов. («Декаданс», «Импрессионизм», «Пленэр» и т.д.) 8. Книга А. Перрюшо «Жизнь Ренуара» (и др. для выставки).

Ход урока.

1. Организационный момент. 2. Повторение. 3. Новая тема. «Импрессионизм». (Экскурсия) 4. Продолжение темы «Импрессионизм». (Лекция со зрительным рядом с элементами беседы) 5. Продолжение темы «Импрессионизм». ( Критики) 6. Введение в тему «Ренуар – живописец счастья». (Беседа) 7. Разработка темы «Ренуар – живописец счастья». (Лекция о жизни художника) 8 «Ренуар – живописец счастья». (Зрительный ряд с комментариями) 9. Вывод. Основные черты импрессионизма. (Работа учащихся) 10. Контрольная работа. (Знание картин О. Ренуара)

Программа Л.М. Предтеченской, 10 класс. В прошлом году предмет МХК в школе №22 шел факультативом, посещали не все учащиеся, и поэтому первая четверть была посвящена программе 9 класса, чтобы показать закономерное появление тех или иных направлений и художественных методов.

В данном классе программа 9 класса была пройдена в 8 классе, но по 2 часа в неделю, значит, знания у детей должны сохраниться, несмотря на то, что уроков МХК в 9 классе у них не было. Это позволит мне не задерживаться на повторении.

В своей школе у меня уже прошли вводный урок и уроки «Натурализм» (Э.Золя «Жерминаль») и «Чистое искусство» (О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея»).

Это - первый урок в теме «Импрессионизм» и здесь я ввожу в тему и рассматриваю подробнее только первых импрессионистов, а следующая тема – «Постимпрессионисты» (Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог).

Думаю, что тема не вырвана из контекста курса МХК и в этом классе.

Мне известно, что в данном классе учащиеся получают как гуманитарные знания, так и физико-технические, наверное, они с трудом будут идти на контакт, считая, что знать искусство им не нужно. Попробую дать им роли экскурсоводов и критиков, думаю, что эти дети, учась в гимназии, элементарно воспитаны и грамотны, чтобы прочитать текст.

Спецификой урока будет являться усиленная работа с большим зрительным рядом, который необходим для восприятия и понимания творчества импрессионистов. Эффективность этой работы будет проверена в контрольной работе «Ренуар».

Главная цель – образовательная, так как для осуществления воспитания и развития условия минимальные (класс другой школы и возраст, который иногда долго приходится «покорять»)

Структура урока проста – повторение, новая тема, вывод. Решение проблемы – выделение сущности импрессионизма как художественного направления в искусстве и его основных черт будет настолько полным, насколько эффективно будет организовано чувственное познание творчества импрессионизма и насколько эмоционально отзывчивы учащиеся.

Структура урока определяется и принципом художественной драматургии – завязка (повторение и введение в тему), постановка проблемы и ее разработка (новые знания), кульминация (выводы), развязка (контрольная работа) и последействие (например, отзывы об уроке)

Такая структура позволит сформировать знание и подвигнуть познавательный интерес.

Методы – словесный, наглядный, частично-поисковый. Форма работы фронтальная под руководством учителя.

Результатом буду считать знание представленных репродукций картин Ренуара и особенностей импрессионизма, которое может быть востребовано на уроках литературы и истории и при подготовке к экзамену по истории. Возможно, произойдет расширение культурного кругозора у части учащихся, и эмоциональный отклик получу, когда учащиеся поставят знак в конце названия темы.

План урока

№ этапа Этапы урока Логический смысл этапов Методы и приемы Работа учителя и учащихся

I

Повторение

Звучит музыка – Моцарт. Симфония № 40.

Предлагается зрительный ряд из имен деятелей искусства предыдущих направлений и репродукций художников этих эпох.

Завязка.

Обобщает и систематизирует уже имеющиеся знания.

Музыка настраивает на повторение пройденного, так как именно она звучала в 8 классе и легко узнаваема.

Беседа

Частично-поисковый

Словесно-наглядный или объяснительно-иллюстративный

Учитель: демонстрирует зрительный ряд

Чья музыка звучала?

Учащиеся: ответы на вопросы

II

Введение в тему

Эпиграф:

С какой стати люди видят в импрессионизме нечто декадентское? Ведь дело-то обстоит как раз наоборот…»

Винсент Ван Гог.из письма к брату.

Музыка (Дебюсси «Лунный свет»)

Зрительный ряд

(экскурсия по выставке)

Формулировка и разработка проблемы 1

Отражали ли жизнь импрессионисты?

Вводит в новую тему, дает новые понятия, стимулирует интерес к теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

Понятия «декаданс», импрессионизм, пленэр,

Музыка (Дебюсси) формирует атмосферу непостоянности, неустойчивого движения, неопределенности.

Частично-поисковый

Фиксирование противоречий – прием, стимулирующий учебную дискуссию (Цуккерман)

 

 

 

Наглядный

Учитель: рассказ об эпохе 2-й половины ХIХ в – декадансе, демонстрирует зрительный ряд

Учащиеся: делают вывод

 

 

 

 

 

Рассматривают репродукции на листках, размышляют, слушают музыку.

III

Импрессионизм

Основные черты импрессионизма.

Кульминация 1

Подводит итог размышлениям о импрессионизме, декадансе.

Выделяет импрессионизм из других направлений в искусстве.

Частично-поисковый Задание – закончите фразу: импрессионизм – это …

(впечатление, изменение, свет и цвет, мгновенность, отсутствие предварительного рисунка, изображение природы, человека без проблем)

Ход урока

Эпиграфы:

Нужно создавать искусство своего времени. (О. Ренуар)

Я всегда старался писать людей, точно прекрасные плоды… (О. Ренуар)

Я знаю, что живопись… может быть большой живописью, оставаясь радостной. (О. Ренуар)

Организационный момент.

В класс входят учащиеся. Звучит музыка – (В. Моцарт. Симфония № 40)

Пока рассаживаются, подойти, раздать и попросить в нужный момент урока зачитать девочкам тексты экскурсоводов, попросить обратить внимание на выделенные слова, они понадобятся для вывода. Мальчикам – роли критиков, тоже попросить прочитать с выражением.

(На фоне затихающей музыки)

Учитель:

Здравствуйте.

Мы начинаем урок искусства, великую, облагораживающую силу его почувствовали еще древние люди. Наверное не случайно мы и сейчас украшаем свой быт, интерьеры дома, офисов то причудливыми орнаментами, то картинами…ведь и первобытный человек с большим старанием на бивне мамонта вырезал солнце, цветы, волны, женщину… Почему?

У поэта этот ответ звучит так:

У женщин, у волн и роялей – волнистые линии тел,

Из пенистых песенных далей их голос до нас долетел.

Мужчин в эти дальние страны не злато влечет и не честь.

Поэтому есть Магелланы, поэтому Моцарты есть.

(Глеб Еремеев)

Да, история знает имена многих великих людей, в т. ч. и композиторов, художников, писателей, чье творчество, так или иначе, сформировало наше отношение к миру.

Посмотрите в свой рабочий листок, я думаю, вы вспомнили имена, которые звучали у вас на уроках МХК и героев произведений.

Назовите, что вам больше всего запомнилось, что взволновало вас?

(Учащиеся называют, учитель комментирует)

  • У. Хогарт. Серия «Модный брак».
  • Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
  • В.А. Моцарт. «Свадьба Фигаро»
  • Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской.
  • Д. Фонвизин. «Недоросль».
  • Д. Бортнянский. Духовные концерты.

 

  • Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ».
  • В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери».
  • Л. Бетховен. Соната № 14 «Лунная».
  • О. Кипренский. Портрет Евграфа Давыдова.
  • В. Жуковский. «Светлана»
  • М. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

 

  • Г. Курбе. «Дробильщики камня».
  • Ф. Милле. «Сборщицы колосьев».
  • Дж. Верди. Опера «Травиата».
  • О. Бальзак. «Гобсек».
  • П. Федотов. «Сватовство майора».
  • Н. Гоголь. «Мертвые души».
  • А. Даргомыжский. Опера «Русалка».

(Список может быть исправлен или добавлен, исходя из пройденного к этому времени материала)

Каждое из этих произведений принадлежит определенному творческому направлению, художественному методу. Назовите их.

(Учитель обращает внимание учащихся к словарю терминов с названиями «Просветительский реализм, «Романтизм», «Реализм», «Символизм», «Натурализм», «Чистое искусство»- словарь может быть добавлен или изменен)

Учитель:

Прекрасного много, прекрасное всюду,

Но стало прекрасным оно потому,

Что кто- то ему подивился как чуду,

Поверил ему и научит ему.

Звучит музыка – (Эдит Пиаф. «Жизнь в розовом свете»)

Сегодня у нас встреча с чудом, творчеством художников – импрессионистов.

(Словарь «Импрессионизм»)

На уроке вам предстоит понять сущность импрессионизма, выделив его основные черты.

Итак: (показывая приготовленные таблички с именами импрессионистов) – Клод Моне. Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Проверьте запись в рабочем листке, поставьте ударение.

Жили эти художники во Франции, в довольно мрачную эпоху декаданса (словарь), когда в обществе, уставшем от войн и революций, царили настроения пессимизма, отчаяния, неверия в будущее, ощущение «конца света …»

За художника должны говорить его картины, говорил Ван Гог, давайте войдем в Эрмитаж, пройдем в зал импрессионистов, где благодаря русским меценатам собрана прекрасная коллекция картин этих художников.

В/фильм «Импрессионизм, К. Моне, О. Ренуар».

Продолжим экскурсию, девочки, на несколько минут я прошу вас побыть в роли экскурсоводов.

Учащиеся выразительно читают тексты. (Можно на фоне музыки. К. Дебюсси. Лунный свет»)

На экране (см. Слайд-презентацию № 1) Камилл Писсарро. «Оперный проезд в Париже».

Дождь, зонтики, вереница экипажей, мокрая мостовая, вот и все, что изображено на этом полотне. Но как все написано!

Поистине какое-то колдовство красок, и кажется, что сам воздух светится и мерцает мириадами дождевых капель.

В этом серебристом тумане тает глубина улицы, а за ней – невидимый, огромный Париж.

Мокрая серая каменная парижская мостовая отсвечивает множеством самых различных полутонов – желтых, розовых, зеленоватых.

На экране (см. Слайд-презентацию № 2) Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы».

В «Голубых танцовщицах» Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения.

Зрителя завораживает сияние голубого цвета – то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты…

На экране (см. Слайд-презентацию № 3) Эдуард Мане. «Бар в Фоли–Бержер».

Эту последнюю картину называют самым фантасмагорическим произведением Мане.

Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращаясь в искрящуюся мириадами огней и цветовых бликов поэтическую среду, в которой предметы и фигуры обретают новую жизнь. Девушка, воплощение женственности и грации, кажется сказочной феей, отчужденной от своего окружения. И это подчеркивается выражением ее нежного лица – мечтательным и грустным. Но, отраженная в зеркале, ее фигура склоняется с заученной грацией к посетителю.

На экране (см. Слайд-презентацию № 4) Поль Сезанн. Натюрморт «Персики и груши».

Выразительность пластичности предметов Сезанн передает в своих многочисленных натюрмортах зрелого периода. Здесь он стремится к контрастному сопоставлению форм и цветовых сочетаний, что в целом создает впечатление продуманной гармонии композиции.

Отбор предметов строго продуман. Горизонталь стола подчеркивает смятость скатерти, на которую положены яркие фрукты, а рядом высятся граненый узорчатый кувшин и круглая сахарница. Темно-красные персики, розово-золотисто-зеленоватые груши контрастируют с холодной гаммой, в которой написана белая с сине-голубыми переходами скатерть. Красная кайма, изломанная складками материи и окруженная ее холодными рефлексами, вторит приглушенным цветовым эхом насыщенности теплых тонов.

На экране (см. Слайд-презентацию № 5) Поль Гоген. «Таитянские пасторали». (Сцены из жизни пастушков и пастушек)

Создавая это произведение, художник подчинялся, прежде всего, своему интуитивному ощущению природы. Но, тем не менее, все в ней говорит о тщательно продуманном замысле. Здесь нет ни одной случайной детали. Все подчинено одной цели – создать единую мощную красочную оркестровку, где мотив свирели является только графическим олицетворением той музыки цветовых соотношений, которая и создает иллюзию таитянской пасторали.

Слушая музыку виво (таитянской свирели), на котором играет сидящая за деревом женщина, вторая таитянка, уже сделавшая шаг вперед, вдруг останавливается и замирает.

На экране ( см. Слайд-презентацию № 6) Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле».

Полотно поражает великолепием красок и удивительно переданным освещением. Стоит яркая прованская осень. Виноградники окрасились в желтые и пурпурные тона, и каждый куст уподобился маленькому костру с причудливыми по форме языками пламени. Среди этой полыхающей листвы виднеются фигуры сборщиц в сине-зеленых платьях. Круглое белесое солнце на шафрановом небе близко к горизонту. И если под его лучами еще горит виноградник, то размытая дождем дорога приобретает прохладные сине-сиреневые оттенки.

Все средства художественной выразительности и, прежде всего, колорит подчинены передаче восторга художника перед красотой осеннего пейзажа.

Учитель:

Скажите, есть ли, на ваш взгляд, в этих картинах ощущение «конца света»? (Нет)

А какие слова вы найдете для выражения вашего ощущения от просмотра этих репродукций?

К сожалению, многие художники были несчастны при жизни, картины их не покупались, в официальный салон не принимались. Они организовали так называемый «салон отверженных». Ван Гогу, например, удалось при жизни продать лишь одну картину «Красные виноградники» за 400 франков, а сегодня даже рисунки его стоят миллионы долларов.

На аукционе Сотби картина Моне недавно была продана за 14 млн. долларов, посчитайте в рублях. 14 000 000 Х 30 – 420 млн руб.

О чем говорит этот факт? (Обратиться к учащимся)

(О повышенном внимании к живописи импрессионистов)

Откуда же появилось название «импрессионизм»?

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 7). (Может быть продемонстрирован в компьютерной слайд-презентации, через диапроектор или в репродукциях, аккуратно оформленных в паспорту и заранее размещенных на стенах класса)

К. Моне. «Впечатление. Восход солнца».

Однажды Клод Моне выставил картину без подписи и надоевшему критику на вопрос: «Что же вы хотели изобразить?» Ответил: «Я хотел изобразить свое впечатление от восходящего солнца». С легкой руки критика картину назвали «Впечатление. Восход солнца». По-французски впечатление – импрессион, и всех художников, чьи картины были похожи на картину Моне, стали называть импрессионистами.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 8, № 9)

У Моне много картин с изображением Руанского собора.

Разное время суток – разное впечатление.

Импрессионисты не прошли мимо научных открытий, касавшихся оптики, разложения цвета.

Помните диффузию цвета из уроков физики? Кто знает, что это значит?

(Разложение цвета.)

Такие исследования велись еще Ньютоном и Гете. В 1839 году химик Э. Шеврейль опубликовал работу, где показал, что соседствующие цвета влияют друг на друга, то усиливая цвет, то обесцвечивая его.

Любой цвет, положенный на белый фон, кажется окруженным легким ореолом дополнительного цвета. Импрессионисты учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и, избегая смешивать краски на палитре, располагали красочные чистые мазки так, чтобы они смешивались в глазу зрителя.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 10).Э. Мане. «Олимпия».

Когда Мане выставил свою «Олимпию», то удивился, что зрители не оценили его умения работать с белым цветом, который может быть и желтым, и зеленым, и синим, и розоватым рядом с насыщенными коричневым, черным, бордовым…

Злое шипение зрителей, особенно дам, раздавалось по поводу изображенной девушки. Рядом висели знаменитые картины с изображением Венеры кисти Тициана, Джорджоне, но видно слишком вызывающе смотрела на зрителя эта парижская девчонка с бульвара Монмартр.

А как зрители догадались, что это не аристократка? (Поговорить)

У картины поставили охрану, поместили повыше. Но, в конце концов, ее пришлось снять, и только через 20 лет она заняла свое почетное место рядом с Тицианом и Джорджоне, как шедевр живописи.

Так случилось не только с Э. Мане. Над всеми импрессионистами буквально глумились критики.

Критики. (Послушаем их)

Учащиеся (мальчики):

Критика на 2-ю выставку импрессионистов.

1. «… они позволяют себе пренебрегать всеми правилами, делают все шиворот – навыворот, нимало не заботясь ни о здравом смысле, ни о правдоподобии» 2. « От этих картин встали бы на дыбы лошади…» 3. « Люди у них похожи на трупе в морге». 4. «Право же смотреть на подобные вещи вредно» 5. «…Есть в этой группе, как и во всех знаменитых бандах, женщина. Ее зовут Берта Моризо – она сохраняет изящество вопреки разгулу обезумевшего рассудка…» 6. «Вчера арестовали беднягу, который, выйдя с этой выставки, начал кусать прохожих…» 7. «Приглашаем вас присутствовать при выносе, отпевании и погребении господ импрессионистов…»

А вы согласны?

(Конечно же, нет. На этих картинах радость жизни, счастье жизни).

(В этот момент можно начать работу по выделению черт импрессионизма)

Живописцем счастья называют Огюста Ренуара. (Это выражение Анатолия Луначарского)

А что такое счастье? (Обратиться к учащимся. Если будет некоторое смущение и нерешительность, можно вновь воспользоваться психологическим приемом передачи из рук в руки мягкой игрушки, в авторском случае - Сердце).

Когда человек бывает счастливым?

Наверное. Для вас счастье – это большая любовь, что-то возвышенное, недоступное…

(Я чувствую себя счастливой, когда отдыхаю на природе, когда вдруг мои сыновья неожиданно сделают уборку в доме, когда муж дарит мне цветы…) Значит, счастье складывается из моментов нашей жизни, можем ли мы создавать его?

Стих. В. Шефнер.

Идем за надеждою вслед, За древней скрипучей арбою… А счастье не там, где нас нет, А там, где мы рядом с тобою.

В судьбу к нам оно не влетит Кичливой и пышной жар – птицей, Но вплавлены в будничный быт Его золотые частицы.

Как же создавал свое счастье импрессионист О. Ренуар?

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 11).

Портрет Ренуара.

Родился в семье бедного портного, и у него не было возможности получить хорошее образование. Тем не менее, этот неуклюжий рыжеволосый мальчик не сдавался. Он улыбался, мечтал и рисовал. Правда, был момент, когда к отцу пришел регент церкви, где Огюст пел в хоре, и настоятельно просил отца отдать сына учиться музыке (Это был будущий знаменитый композитор Шарль Гуно).

Отец же, беспокоясь о судьбе сына, отдал его работать на фарфоровую фабрику разрисовывать посуду, статуэтки…, это надежнее.

Работники фабрики сразу заметили необычную радостность в раскрасках Ренуара и называли его в шутку вторым Рубенсом

Все заработанные деньги Ренуар вкладывал в свое образование, учился в мастерских художников – академистов правильному рисунку, правильному наложению красок на холст.

Его приветливость нравилась друзьям – художникам-импрессионистам, с которыми он встречался в кафе «Гербуа», и они охотно приглашали его писать на пленэре (словарь), т.е. на воздухе.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 12). «Купание на Сене. (Лягушатник)»

На берегах Сены всегда было многолюдно. Плескались в купальнях женщины, дети, в плавучем ресторанчике можно было перекусить…

Денег у импрессионистов часто не было, и они расплачивались картинами, которыми хозяин закрывал дыры. Представьте огорчение этого человека, когда картины импрессионистов резко выросли в цене!

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 13). «Завтрак лодочников».

Здесь же Ренуар встретил и свою будущую жену. Алина Шариго была простой швеей, девушка в шляпке украшенной цветком с собачкой в руках – это Алина. Действительно. Наше счастье может составить человек, идущий по жизни рядом с нами. Но Ренуар сомневался, он не верил своему сердцу, бежал от любви в Венецию, чтобы забыть все.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 14). «Собор Сан-Марко в Венеции».

Ведь художники редко бывают счастливы, а быть ответственным за жену, будущих детей – это совсем оторвет его от любимой живописи. Но, возвращаясь в Париж, он почему-то захотел, чтобы его встретила Алина. И она ждала его.

Зачитать из книги. (автор - Анри Перрюшо) стр. 157. (Три сына Жан – к/режиссер, Пьер – актер, Клод – скульптор)

Давайте далее рассмотрим картины Ренуара, и в конце урока в теме после слов «живописец счастья» поставьте свой знак.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 15). (Рассказывая о произведениях рекомендую произносить слова, характеризующие живопись импрессионистов)

Музыка (Шопен. Вальс)

«Женщина за пианино».

Серо-голубой цвет создает атмосферу звучания нежной музыки.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 16). «Ложа». (театральная)

Перед нами женщина, которая внимательно следит за происходящим на сцене. Ренуар запечатлел мгновенность, но мы вдруг неожиданно чувствуем духовное богатство женщины и безразличие ее спутника.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию №17). «Обнаженная».

Ее зовут Анна. Она как бы окутана жемчужной дымкой. Ренуар часто писал обнаженных женщин, но его внимание к женщине никогда не было вульгарным.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 18). «Танец в Буживале».

Гимн красоте и жизни, не содержащий ни единой горестной ноты.

Есть картины «Танец в городе» и «Танец в деревне» и там то же обаяние.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 19). «Зонтики».

В конце жизни, уже прикованный ревматизмом к инвалидной коляске, Ренуар вдруг сказал: «Я 40 лет шел к пониманию того, что королевой всех цветов является черная краска». Но он и черный цвет сумел сделать радостным! Черные зонтики уже не могут закрыть пробивающиеся солнечные лучи, вот-вот и зонтики закроются.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 20). «Бал в Мулен де ла Галетт».

Ах, как прекрасна молодость! Танцевальный зал как будто создан для встреч, любви и счастья.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 21, № 22). «Портрет Жанны Самари».

Разноцветные мазки подчеркивают радостный и приветливый образ этой знаменитой актрисы. Особенно привлекают глаза, они светятся добротой и вниманием к собеседнику.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 23). «Портрет мадам Анрио».

Тоже актриса, ее спокойный характер передан через голубовато – жемчужный фон.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 24). «Мадам Шарпантье с детьми».

Мягкие, нежные краски как будто рассказывают зрителю о тепле и семейном уюте в этом доме.

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию № 25). «Коко рисует».

Как любовно выписаны локоны. Это ведь сын! Безмятежность детства – это тоже счастье.

А теперь закройте глаза, чтобы в вашей памяти остались эти картины. Откройте и сделайте так несколько раз.

Вы пережили сегодня определенные впечатления. Поделитесь ими, выразите их одним словом. (Если будет некоторое смущение и нерешительность, можно воспользоваться психологическим приемом передачи из рук в руки мягкой игрушки, в авторском случае - Сердце).

Учащиеся высказываются.

Учитель:

Так какими же чертами характеризуется это направление в художественной культуре второй половины ХIХ в.?

(Учащиеся называют).

Зрительный ряд (см. Слайд-презентацию №26)

Черты импрессионизма.

  • Мгновенность.
  • Сочность и яркость красок.
  • Чистота тона.
  • Цветные рефлексы.
  • Динамизм стремительных мазков.
  • Свето-теневые эффекты.
  • Впечатления.
  • Поиск прекрасного в обыденном и современном.

Зафиксируйте в своих рабочих листках то особенное, что вы увидели и почувствовали в творчестве художников – импрессионистов.

Контрольная работа (см. Приложение)

Карточка для ученика

Проверьте свою память, поставьте номер картины Ренуара напротив ее названия.

Лишних знаний не бывает.

Во время выполнения контрольной работы звучит музыка.

(Песня «В розовом свете» в исполнении Эдит Пиаф.)

Спасибо за работу. До свидания.

Рабочий листок

Критика на 2 –ю выставку импрессионистов.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Картины импрессиониста Пьера Огюста Ренуара: лучшие шедевры

Французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар творил в конце XIX – начале XX века, он появился на свет в 1841 году. Отличием от других художников данного направления была тематика его работ. Если Моне, Сислей и Сезанн предпочитали пейзажи, то Ренуар посвящал свое творчество запечатлению повседневной человеческой жизни и запоминающихся женских образов.

Ранние работы Ренуара

Вырабатывая свой особый и неповторимый стиль, Ренуар стал одним из основоположников импрессионизма. Его картины всегда наполнены светом. Первые творения выполнены в розовых, голубых и нежно-зеленых тонах. Возможно, такой колористический выбор обусловлен тем, что в юношеские годы мастер подрабатывал в мастерской специализирующейся на росписи фарфора.

К лучшим творениям художника в этот период относятся:

«Натюрморт с большой цветочной вазой», написанный в 1866 году. Четко прописанная ваза с сине-голубым рисунком изумительно сочетается с большим количеством цветов в ней.

Натюрморт с большой цветочной вазой, 1866 год

«Художник Базиль в ателье», 1867 года. Этот портрет наглядно показывает напряженную работу другого мастера. Положение художника, то, как он держит палитру и кисть, демонстрирует кропотливость творческого процесса рождения шедевра.

Художник Базиль в ателье, 1867 год

«Новый мост» 1872 года, погружает в атмосферу ясного дня со спешащими куда-то людьми.

Новый мост, 1872 год

Время выставок импрессионистов

В 1874 году состоялось открытие первой выставки импрессионистов, где участвовал мастер. Именно в это время Ренуар начинает писать преимущественно портреты:

«Портрет художника А. Сислея» 1874 года показывает задумчивого художника сидящего на стуле.

Портрет художника А. Сислея, 1874 год

«Читающая девушка», над которой работал мастер в 1874-1876 годах, написана уже в другой цветовой гамме;

Читающая девушка, 1874-76 года

«Обнаженная (Анна)», 1876 года прорисована во всех деталях. Вообще, Ренуар, рисуя обнаженную натуру, выбирал себе в модели женщин далеких от совершенства: круглолицых, с пышными формами и крепкими руками.

Обнаженная (Анна), 1876 год

«Перламутровый» период  творчества

В 1880-х годах художник проводил много времени в путешествиях по Испании, Италии и Албании. Там он попал под влияние творчества Рафаэля и изменил манеру своего письма. Это особенно заметно в четком выделении контуров, в более проработанных объемах. Но потом Огюст вернулся к своему свободному стилю, добавив особого света в картины. Именно поэтому исследователи творчества Ренуара назвали этот период его жизни «перламутровым».

Яркими работами данного времени можно назвать эти работы:

«Фигуры в саду», которые мастер создавал с 1880 по 1890 гг. Светлая картина в лучших традициях импрессионизма показывает залитый солнцем сад и гуляющих в нем людей, очертания которых немного размыты.

Фигуры в саду, 1880-90 года

«Большие купальщицы» написаны в 1887 году. Именно в этой работе видно влияние итальянской школы живописи;

Большие купальщицы, 1887 год

«Натюрморт с анемонами» 1898 года очень отличается от «Натюрморта с большой цветочной вазой» 1866 года. В данной картине уже видна рука опытного художника, непревзойденно владеющего кистью.

Натюрморт с анемонами, 1898 год

В последние годы жизни Ренуара мучил артрит, и он почти перестал рисовать, отдавшись другому занятию – скульптуре. Последние его работы «Автопортрет» и «Портрет Тиллы Дюрье» написанные в 1910 году фактически безупречны. Мазки кисти передают не только внешнее сходство, но и всю глубину глаз позирующих, создается впечатление присутствия человека. 

Пьер Огюст Ренуар скончался в 1919 году в Кань-сюр-Мер, где провел последние 16 лет своей жизни на своей вилле «Колетт». Его творчество было ярким, светлым и незабываемым не только на протяжении жизни, но и после, внося свой вклад в дальнейшее развитие искусства.

fancy-journal.com

Огюст Ренуар «Девушка с веером». Описание картины. Художники импрессионисты

Огюст Ренуар «Девушка с веером»

Великолепная работа, отличающаяся ярко выраженной  импрессионистической манерой, была написана предположительно с Альфонсины Фурнез, дочери владельца ресторана Фурнез, который вошедшёл в историю искусства в виде декораций к некоторым картинам Ренуара, а также как место, которое художник очень любил посещать.

Образ девушки, воссозданный на полотне, отличается хрупкостью, свежестью и нежностью. И это не только из-за колористического решения, но и, главным образом, благодаря особенной размытой техники живописца. Как будто объектив фотоаппарата выхватил какое-то ускользающее мгновенье. Мы видим, как лицо девушки будто попало в фокус и видно отчётливо и ясно, а руки и фон, напротив, намеренно смазаны. С предельной аккуратностью изображены тёмные глаза, чуть приоткрытый рот, небольшой нос, чёлка, а характер фона только усиливает эту акцентность.

Энергичные короткие мазки и игра с цветом создают уникальный эффект – всё полотно залито сияющим светом, который вибрирует и переливается по мере перемещения вашего взгляда по пространству картины.

Ещё один любопытный приём, свойственный Ренуару – это излюбленное выписывание складок. Живописец очень любил тщательно прорисовывать складки одежд или же обивки мебели, это его привычка в этой работе выражена в изображении веера, который помимо чёткой линии также поражает живописными цветовыми переливами.

После того, как работа была закончена, её приобрёл знаменитый меценат и ценитель импрессионизма Поль Дюран-Рюэль, который с радостью предоставлял её для различных выставок, пока не продал нашему коллекционеру Ивану Морозову, запросив за неё в 60 раз больше цены от уплаченной Ренуару. Так замечательная картина оказалась в России, где и находится до сей поры.

Около 1881 г. Холст, масло. 65 х 50 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

www.hudojnik-impressionist.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта