Четыре картины Рембранда впервые выставляются вместе. Пять чувств картина


Пять человеческих чувств | Волшебная сила искусства

"ПЯТЬ ЧУ́ВСТВ" — традиционная аллегория изобразительного искусства. В мистической традиции пять чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) обозначаются пентаграммой (пятиугольной звездой) с латинскими литерами

«SALUS» (образуют слово "здоровье"). Литеры означают начальные звуки латинских слов: sensus — "вкус",

auditus — "слух",

libinis — "желание",

visus — "зрение",

spiritus — "дуновение, благоухание"

Геометрический символ гармонии, здоровья и мистических сил, связанный с символикой числа пять. Будучи бесконечной, пятиконечная звезда воспринимает значение, силу и совершенство круга. Подобно кругу, пентаграмма способна связывать злые силы и элементали, поэтому символизирует также удачу.

Пять её вершин означают дух, воздух, огонь, воду и Землю. Это также символ брака, осуществления: пять её лучей представляют собой плодотворный союз тройки, мужского начала, и двойки — женского. Перевернутая пентаграмма в обыденном восприятии — символ разрушения, Дьявола (козлиная голова), похотливости и грубых инстинктов.

Тему пяти чувств изображали в своём творчестве многие художники.Один из них Ганс Макарт,австрийский художник-дизайнер.(1840 — 1884)

Осязание                        Слух                          Зрение                       Обоняние                      Вкус

Так же нидерландский художник Хендрик Гольциус.1558-1617гг

Вкус.

Осязание.

Слух.

Зрение.

Обоняние.

Многие Фламандские и нидерландские художники помещали аллегорию пяти чувств в одной картине.

Луи Финсон (1575-1618гг) The Five Senses. г Herzog-Anton-Ulrich-Museum, Brunswick

Жерар де Лересс. 1640-1711ггThe Five Senses.

Теодор Ромбоутс.1597-1637гг    Allegory of the Five Senses.

Если вам удалось найти все пять чувств на каждой картине,то художники достигли своей цели.

maxpark.com

В Нью-Джерси нашли картину из серии «Пять чувств» молодого Рембрандта | Арт Новости | Современное искусство | Картины

На аукционе в Нью-Джерси была продана неизвестная работа маслом за 870 000$, что вызвало серьезные подозрения, поскольку сумма почти в тысячу раз превысила номинальную оценку. Многие эксперты считают, что это часть ранней серии картин о пяти чувствах, который написал известный художник Рембрандт еще во времена своего студенчества. К сожалению, имя покупателя выяснить так и не удалось, однако стало известно, что это был дилер из Великобритании.

Продали картину на аукционе Bloomfield в Нью-Джерси 22 сентября, а в каталоге картина была записана как «Triple Portrait with Lady Fainting» (“Тройной портрет с леди без сознания”). На картине была изображена молодая женщина без сознания, а также рядом была старая дама, которая при помощи платка пыталась привести её в чувства (наверняка, на платке была нюхательная соль). На картине вы увидите также некоего мужчину. Предположительно, это муж молодой женщины. По словам экспертов аукционного дома, работа выглядела как панель размером 12,5х10 дюймов, XIX века, континентальной школы. Потенциальных покупателей заранее предупредили, что лот имеет незначительные повреждения трещины деревянного основания и краски.

Картина “Запах” из серии “Пять чувств”. Автор: Рембрандт
Читайте также: Выставка известного скульптора в Лос-Анджелесе: разнообразие форм и материалов

По мнению экспертов, это картина «Smell» (“Запах”), которая была написана предположительно в 1625 году на тот момент еще очень молодым Рембрандтом. Также эксперты считают, что именно серия «Пять чувств» являются самыми первыми работами известного мастера. Он написал их еще будучи учеником в студии голландского художника Pieter Lastman (Питера Ластмана). На сегодняшний день миру известны ещё три картины из данной серии. «The Spectacle Seller» (“Продавец зрелищ”) находится в Нидерландах, а точнее, в Лейдене в музее Лакенхал (Museum de Lakenhal), а «The Operation» (“Операция”) и «Three Singers» (“Три певца”) принадлежат Тому Каплану, частному нью-йоркскому коллекционеру.

8.6k

Поділитися

art-news.com.ua

Пять основных чувств человека

чувства человека

У человека есть пять основных чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Органы чувств, связанные между собой посылают информацию в мозг, чтобы помочь нам понимать и воспринимать окружающий мир. Люди также имеют другие чувства в дополнение к основным пяти. Вот как они работают.

Пять чувств человека

Люди обладают множеством чувств. Но традиционно пять чувств человека признаны зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Также существует способность обнаруживать другие раздражители помимо тех, которые регулируются этими наиболее широко признанными чувствами, и эти сенсорные модальности включают температуру (термообнаружение), кинестетический смысл (проприоцепция), боль (ноцицепция), равновесие, вибрацию (механорецепция) и различные внутренние стимулы (например, разные хеморецепторы для определения концентрации соли и углекислого газа в крови, чувство голода и чувство жажды).

Сделав эти замечания, давайте посмотрим основные пять чувств человека:

Осязание

Осязание

Осязание считается первым чувством которое развивает человек, согласно Стэнфордской энциклопедии. Осязание состоит из нескольких различных ощущений, передаваемых мозгу через специализированные нейроны в коже. Давление, температура, легкое прикосновение, вибрация, боль и другие ощущения являются частью осязания и все они приписываются различным рецепторам на коже.

Осязание — это не просто смысл, используемый для взаимодействия с миром; это также, по-видимому очень важно для благополучия человека. Например, касание в качестве сострадания одного человека к другому.

Это чувство, благодаря которому мы различаем различные качества тел:—такие как тепло и холод, твердость и мягкость, шершавость и гладкость.

Зрение

Зрение

Зрение или восприятие глазами — это сложный процесс. Во-первых, свет отражается от объекта к глазу. Прозрачный наружный слой глаза, называемый роговицей, изгибает свет, проходящий через отверстие зрачка. Зрачок (который является цветной частью глаза) работает как затвор камеры, сужается чтобы пропустить меньше света или открывается шире, чтобы впустить больше света.

Роговица фокусирует большую часть света, а затем свет проходит через объектив, который продолжает фокусировать свет.

Затем линза глаза сгибает свет и фокусирует его на сетчатке, которая полна нервных клеток. Эти клетки имеют форму стержней и конусов и названы по их формам. Конусы переводят свет в цвета, центральное зрение и детали. Жезлы также дают людям видение, когда есть ограниченный свет, например, ночью. Информация, переведенная из света, отправляется в виде электрических импульсов в мозг через зрительный нерв.Слух

Слух

Слух работает через сложный лабиринт, который является человеческим ухом. Звук направляется через внешнее ухо и подается в наружный слуховой проход. Затем звуковые волны достигают барабанной перепонки. Это тонкий лист соединительной ткани, который вибрирует, когда звуковые волны достигают его.

Вибрации перемещаются к среднему уху. Там вибрируют слуховые косточки — три крошечные кости, называемые malleus (молотком), incus (наковальня) и stapes (стремя).

Люди сохраняют свое чувство равновесия, потому что евстахиевая трубка, или фаринготматиновая трубка, в среднем ухе выравнивает давление воздуха с атмосферным. Вестибулярный комплекс во внутреннем ухе также важен для баланса, поскольку он содержит рецепторы, которые регулируют чувство равновесия. Внутреннее ухо связано с вестибулокохлеарным нервом, которое передает звуковую и равновесную информацию в мозг.

Обоняние

Обоняние

Обоняние, посредством которого мы различаем запахи, различные виды которых передают разные впечатления разуму. Органы животного и растительного происхождения, а также большинство других тел, подвергаясь воздействию воздуха, постоянно посылают запахи, а также состояние жизни и роста, как в состоянии ферментации и гниения. Эти эффлювия, втягивающиеся в ноздри вместе с воздухом, являются средством, которые выделяют все тела.

По словам исследователей, люди могут ощущать более 1 триллиона ароматов. Они делают это с обонятельной щелью, которая находится в верхней части носовой полости, рядом с обонятельной луковицей и ямкой.Нервные окончания в обонятельной щели передают запахи в мозг.

Фактически, плохая способность к обонянию у людей может быть симптомом состояния здоровья или старения. Например, искаженная или уменьшенная способность к обонянию является симптомом шизофрении и депрессии. Старость также может уменьшить эту способность. Согласно данным, опубликованным в 2006 году Национальным институтом здравоохранения, более 75 процентов людей старше 80 лет могут иметь серьезные обонятельные нарушения.Вкус

Вкус

Вкус обычно подразделяется на восприятие четырех разных вкусов: соленого, сладкого, кислого и горького. Может быть много других вкусов, которые еще не были обнаружены. Кроме того пряный, вкусом не является.

Чувство вкуса помогает людям проверить еду, которую они едят. Горький или кислый вкус указывает, что растение может быть ядовитым или гнилым. Что-то соленое или сладкое, однако, часто означает, что пища богата питательными веществами.

Вкус ощущается в вкусовых рецепторах. Взрослые имеют от 2000 до 4000 вкусовых рецепторов. Большинство из них находятся на языке, но они также вытягивают заднюю часть горла, надгортанник, полость носа и пищевод.

Это миф о том, что язык имеет особые зоны для каждого аромата. Пять вкусов можно ощутить на всех участках языка, хотя стороны более чувствительны, чем середина. Около половины сенсорных клеток вкусовых рецепторов реагируют на несколько из пяти основных вкусов.

Клетки отличаются уровнем чувствительности. Каждая из них имеет определенную палитру вкусов с фиксированным ранжированием, поэтому некоторые клетки могут быть более чувствительными к сладкому, за которыми следуют горькие, кислые и соленые. Полная картина вкуса производится только после того, как вся информация из разных частей языка объединена.

Пять чувств человекаВ этой картине Пьетро Паолини, каждый индивид представляет собой одно из пяти чувств человека.

Шестое чувство человека

В дополнение к традиционной большой пятерке, есть еще шестое чувство человека — чувство пространства, которое касается того, как мозг понимает, где ваше тело находится в пространстве. Этот смысл называется проприоцепцией.

Проприоцепция включает в себя ощущение движения и положения наших конечностей и мышц. Например, проприоцепция позволяет человеку прикоснуться пальцем к кончику носа, даже закрыв глаза. Это позволяет человеку подняться по ступенькам, не глядя на каждую. Люди с плохой проприоцепцией могут быть неуклюжими.

Исследователи из Национального института здоровья (NIH) обнаружили, что люди, у которых особенно плохая проприоцепция, например чувство, когда кто-то нажимает на вашу кожу, (могут иметь мутированный ген, который передается из поколения в поколение) может не работать, поэтому их нейроны не могут обнаружить движения прикосновений или конечностей.

Чувства людей: список

Вот список других чувств людей относительно основных пяти чувств:

  • Давление
  • Зуд
  • Температура
  • Боль
  • Жажда
  • Голод
  • Направление
  • Время
  • Мышечное напряжение
  • Проприоцепция (способность распознавать ваше тело в деталях, относительно других частей тела)
  • Чувство баланса (способность держать равновесие и ощущение движения тела с точки зрения ускорения и изменения направления)
  • Рецепторы растяжения (они находятся в таких местах, как легкие, мочевой пузырь, желудок, кровеносные сосуды, и желудочно-кишечного тракта.)
  • Хеморецепторы (это триггер продолговатого мозга в головном мозге, который участвует в обнаружении крови. Он также участвует в рефлекторной рвоте.)

Тонкие чувства человека

Есть более тонкие чувства человека, которые большинство людей никогда не воспринимает. Например, существуют датчики нейронов, которые воспринимают движение для контроля баланса и наклона головы. Конкретные кинестетические рецепторы существуют для обнаружения растяжения в мышцах и сухожилиях, помогая людям следить за своими конечностями. Другие рецепторы обнаруживают уровни кислорода в определенных артериях кровотока.

Иногда люди даже не воспринимают чувства одинаково. Например, люди с синестезией могут видеть звуки как цвета или ассоциировать определенные взгляды с запахами.

Источник: Территория знаний

tagweb.ru

Четыре картины Рембранда впервые выставляются вместе

Впервые в истории показываются вместе четыре картины Рембрандта из серии, изображающей пять чувств: зрение, осязание, слух, запах и вкус.  Работы, созданные художником в его юности, будут представлены на выставке «Чувства: первые картины Рембрандта», в музее Эшмола, Оксфорд, Англия до 27 ноября 2016 года.

Аллегория запаха, знаменитое полотно голландского гравёра XVII века «Пациент без сознания», было обнаружена всего лишь год назад на аукционе в Нью-Джерси, после того, как его нашли в чьем-то подвале и выставили на торги. Небольшой аукционный дом оценил картину в 500-800 долларов. Два эксперта по Рембрандту предположили, что полотно является оригинальной работой знаменитого голландского художника и подняли стоимость работы до 870 тыс долларов.

С тех пор картина была идентифицирована и официально признана работой крупнейшего представителя золотого века голландской живописи — Рембрандта. Сейчас картина находится в Нью Йорке и является частью Лейденской коллекции, собранной супружеской парой Дафной Реканати и Томасом С. Капланом. Коллекция уже содержит два произведения художника из серии с изображением слуха и осязания. Три работы были выставлены в мае этого года в Центре Гетти в Лос-Анджелесе. Теперь к ним присоединилась и аллегория зрения, переданная из музея Лекенхаль, голландского города Лейден — родного города Рембрандта.

Одна из четырех ранее неизвестных картин Рембрандта

Созданная с 1624 по 1625 в Лейдене серия картин идеально вписываются в традиции северной европейской жанровой живописи, для которых характерна игра на двойном значении слов, олицетворяющих чувства.К примеру, в картине Рембрандта «Мужчина, продающий очки» (зрение. — Прим. «365») пожилая пара с плохим зрением просматривает коробку с очками, принадлежащую ненадежному уличному торговцу. Работа изображает оба значения слова зрения: видение и наблюдение.

«Эти ранние работы Рембранта являются захватывающими потому, что они демонстрируют нам способности молодого художника и его скороспелость», – рассказывает Эн Ван Кэмп, куратор североевропейского искусства в Музее Эшмола. — «Картины показывают, что в восемнадцатилетнем возрасте Рембрандт уже был гением: он умело мог изобразить характер и эмоции людей, обладая способностью уместить всю яркую палитру чувств на полотне при помощи всего нескольких мазков».

Пятая и последняя картина из серии «Чувств» Рембрандта «Вкус» так и не была найдена за последние 400 лет. Г-жа Ван Кэмп считает, что картина была потеряна или уничтожена. На выставке, рядом с четырьмя полотнами голландского рисовальщика будет располагаться пустая рама, которая, как надеется куратор выставки, призовет гостей галереи подумать и представить, как могла бы выглядеть пятая картина, а также, добавила Мисс Кэмп, это может побудить их поискать полотно у себя на чердаке.

Текст: Яна Полянинова

365mag.ru

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ПЯТЬ ЧУВСТВ ДАТЧАНИНА ЭБЕРХАРДА КЕЙЛЯ. )

Этого живописца XVII века можно с уверенностью назвать и датским, и итальянским. Он по происхождению датчанин, но практически всю сознательную жизнь прожил в Италии. Да и знатоки живописи, и специалисты знают его по двум именам. Интересно, что художник умер более трехсот лет назад и был забыт почти на два столетия и в самой Италии, и, тем более, на родине. О нем всерьез заговорили лишь в первой половине ХХ века. Сегодня представляю вам картины художника из цикла "Пять чувств". Вероятней всего, им было написано несколько таких серий, судя по найденным работам, некоторые из которых имеют разные или двойные названия, изображая одну и ту же аллегорию пяти чувств. Ну, а после просмотра галереи я расскажу вам о самом художнике, хотя сведения о нем в Сети, увы, немногочисленные...

Эберхард Кейль Аллегории пяти чувств (Allegoria dei cinque sensi)

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) La scena di baldoria. Allegoria dell'udito (Сцена кутежа. Аллегория слуха).

Bernhard Keil (Dutch, 1624-1687) Due pizzo. Allegoria della vista. (Две кружевницы. Аллегория зрения).

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) Allegory of the Sense of Sight (Аллегория зрения). Kunsthaus Lempertz, KölnНа мой взгляд, это скорее аллегория осязания - старуха наощупь вдевает в ухо сережку. Но тем, кто атрибутировал картину таким названием, наверное, виднее...

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) Ung man med blomma (Allegori över Luktsinnet) (Молодой человек с цветком (Аллегория обоняния)).

Примечательно, что больше всего картин нашлось с изображением Аллегории вкуса. Все ли они входили в циклы, написанные художником, или являются отдельными произведениями, названия к которым придумали искусствоведы или аукционисты, я не знаю, поэтому и представляю все найденные полотна.

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) Allegoria del Gusto (Аллегория вкуса).Интересно, что эта же картина фигурирует в серии художника "Времена года" под названием "Аллегория Осени".

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) Allegoría del Gusto o Joven charcutero (Аллегория вкуса или Юный гастроном).

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) Vecchio bevitore.Allegoria del Gusto. (Пьющий старик. Аллегория вкуса).

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) Allegoria del Gusto. (Аллегория вкуса).

Bernhard Keil (Danish, 1624-1687) Allegoria del Gusto. (Аллегория вкуса).

Эберхард (Бернхард) Кейль Eberhard (Bernhard) Keil

1624, Хельсингёр, Дания – 3 февраля 1687, Рим, Италия

Датский живописец эпохи барокко, известный в Италии под именем Монсу Бернардо (Monsù Bernardo).Эберхард родился в городе Хельсингёр на северо-востоке Дании в семье немецкого живописца Гаспара Кейля (Gaspard Keil), работавшего при дворе короля Кристиана IV. С двенадцати лет Эберхард начал изучать живопись в Копенгагене у художника Мартена ван Стинвинкеля (Maarten van Steenwinckel, 1595-1646). Примерно в 1642 году восемнадцатилетний юноша уехал в Нидерланды, где в течение двух лет продолжил обучение в мастерской Рембрандта в Амстердаме. Последующие семь лет Кейль работал в собственной студии, обучал молодых художников, выполнял заказы на алтари и жанровые картины в немецких городах Франкфурте, Кельне, Майнце и Аугсбурге.В 1651 году художник уехал в Италию, наиболее плодотворный творческий период Кейля связан именно с Апеннинским полуостровом. Первоначально Эберхард творил на территории Республики Венеции, выполняя заказы кармелитов на фрески и картины религиозного содержания, например, картина «Дева и Святой Илия», написанная для церкви кармелитов в Венеции. Также художник писал портреты и работал во дворцах. Много работ было создано художником для Бергамо, который находился тогда под контролем Венеции. Например, несколько росписей Кейль создал для монастыря Святого Бартоломея в Бергамо. В этом городе Эберхард познакомился и подружился с художником и музыкантом Эваристо Баскенисом (Evaristo Baschenis, 7 декабря 1617 - 16 марта 1677), который известен своими натюрмортами с музыкальными инструментами. 31 марта 1656 года Кейль отправляется в Рим, останавливаясь по пути в Равенне и Ферраре, где получает заказ на портрет шведской королевы Кристины. Наиболее характерные для творчества художника картины были созданы после его прибытия в столицу и знакомства со школой Караваджо. Именно в римский период Кейль написал все известные серии аллегорий, посвященных пяти чувствам, четырем элементам природы и временам года. Один из биографов художника, Филиппо Бальдинуччи, писал, что Эберхард был по вероисповеданию протестант, но во время пребывания в Риме принял католичество. В течение года художник выполнял серию заказов для римских церквей, в 1657 году Кейль собрался отправиться во Францию, но затем передумал и остался в Риме, где прожил до самой своей смерти в 1687 году. Бальдинуччи писал, что художник умер из-за тяжелой формы плеврита, который он подхватил после девяти дней непрерывной работы в сыром помещении. Как часто водится, после смерти Кейль был забыт на несколько столетий. Вернул имя художника из небытия искусствовед Роберто Лонги в 1938 году, отделив большую часть работ Кейля от имени представителя позднего барокко Антонио Амороси (Antonio Mercurio Amorosi, 1660-1738), к наследию которого до тех пор относили картины итальянского датчанина. Хотя историкам было известно, что Амороси изображал на своих картинах, в основном, детей.С той поры Кейль считается одним из лидеров итальянской школы «реальности», он писал, в основном, сцены из жизни простолюдинов. Наиболее известные картины художника: «Старуха за рукоделием» (Серпуховский историко-художественный музей), «Старуха со свечой» (ГМИИ им. А.С.Пушкина), «Мальчик, продающий овощи» (Музей изящных искусств, Бостон), «Мальчик, продающий хворост» (Музей изящных искусств, Бостон), «Кружевница» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Возвращение охотника» (Музей изящных искусств, Сан-Франциско), «Возвращение с охоты» (частная коллекция).

parashutov.livejournal.com

Adriaen van Ostade (1610 — 1685).Серия из пяти крестьянских интерьеров, представляющих пять чувств.

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

muromlena57.livejournal.com

Серия фигур Шонхайта «Пять чувств» Art-Salon

Коллекция "Пять чувств"

Прежде чем говорить о конкретной коллекции Майсенской мануфактуры, посвящённой аллегориям пяти чувст, хотелось бы уделить внимание в общем теме аллегорий в искусстве.

Причины возникновения аллегорий и их суть

Аллегория сама по себе является очень интересным явлением. Человек всегда пытался быть понятым, стремился каждому понятию дать своё индивидуальное собственное название. Но иногда известные уже предметы намного лучше подходили для определения новых абстрактных чувств и состояний.

В различных видах искусства творческий человек также пытается быть понятым, но понятым красиво! И аллегория наряду с метафорами и сравнениями всегда служила вспомогательным художественным элементом показать образно отвлечённую идею или понятие.

Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии – например, лев, как олицетворение силы, лиса, как олицетворение хитрости, голубь – как аллегория мира, а весы, как символ равенста, справедливого суда и мудрости.

   

Богиня Ночи с образом летящей совы                 Весы, как символ Богини Правосудия                                                                                  

Змей, который дал вкусить плод яблока Адаму и Еве также является аллегорическим образом понятий „коварства и искушения“.

В переводе с греческого Аллегория обозначает иносказание, то есть выражение какого-либо отвлечённого понятия посредством искусственного построения конкретного жизненного образа, в котором большую роль играют символы. В свою очередь такие символы не сочиняются и не составляются, а берутся из реального мира, который окружает человека. Обобщённое сознание человечества выявляет соответствие символа с построенным образом. Символ имеет устойчивый постоянный характер, однако в отличие от аллегории символ может быть растолкован различно, то есть он многозначен.

Cильное влияние на символы и аллегории оказывает культурное, политическое, экономическое, социальное состояния общества на определенные моменты в истории. Существует и обратная связь – символы опередляют культурное развитие и уровень общества, в котором они создаются.

Символы и аллегории являются важнейшими инструментами моделирования образов действительности. Они создают представление о том, что не доступно конкретному изображению. И именно по этой причине символические и аллегорические образы стали безумно популярны в прикладном искусстве, поскольку позволяли художнику или скульптору выражать свои идеи не прямо, а посредством неоднозначноти, многогранности, многоплановости и при помощи большого выбора красивых образных способов их выражения.

История аллегорий

Аллегорическое изображение абстрактных понятий человеческой жизни появились ещё во времена Античности. Можно увидеть зачатки аллегорий еще в изображении Античных богов, которым вкладывали в руки опередлённые предметы, характеризующие предназначение бога. Например, лук и стрелы вкладывали в руки Дианы – богини охоты.

   

Диана                                                               Артемида                            

Некоторые исследователи называют Эзопа первым, кто начал использовать аллегорию в литературе. Через зверей и птиц он пытался показать человеческие недостатки. Его опыт затем был продолжен Крыловым в его баснях. Анималистические аллегории до сих пор имеют свое место в различных видах искусства.

Басня Крылова "Квартет" - иллюстрация

В 13-ом веке Данте Алигьери в своей „Божественной комедии“ стал мастером аллегорического поэтического искусства.

Иллюстрация к книге Данте Алигьери - Аллегория Чревоугодия

В 16-ом веке аллегория пяти чувств снова стала по большей части анималистическая: Орел – Зрение, Олень – Слух, Обезьяна – Вкус, Собака – Обоняние. С 17-ого века аллегорией России, например, стал Медведь. До сих пор в западных СМИ в карикатурах используется именно этот персонаж для изображения страны.

   

Аллегорические изображение России - начало 19-ого века

Каждый исторический период в жизни человека аллегории были наполнены разными смыслами. Аллегории очень сильно были распространены в эпоху Возрождения и Классицизма.

Братья Луи, Антуан и Матье Ленен "Аллегория победы" 1635

Во времена Возрождения аллегории наполняются гуманистический содержанием – физическая красота человека, его физиологические особенности становятся предметами, помогающими выразить отвлеченные понятия.

      

"Аллегория Весны" и "Аллегория Флоры" на картинах Джузеппе Арчимбольдо     

Четыре Всадника Апокалипсиса на гравюре Альбрехта Дюрера

А в эпоху рококо и барокко аллегории были наполнены смыслом чувств и персонифицированы.

Аллегория живописи

В середине 19-ого века понятие аллегории становится уже художественным приёмом. В период ралистичного искусства конца 19-ого-начала 20-ого веков аллегории были полны социально-политическим смыслом – аллегорические фигуры Революции, Свободы.

   

Плакат с аллегорией Революционного движения

Французский художник Эжен Делакруа "Аллегория Свободы"

Появление цензуры в свое время тоже очень сильно подстегнуло творческих людей к использованию аллегорических образов в газетах, журналах, публикациях, чтобы скрыть прямоту часто обличающих и бичующих анти-настроений.

Аллегории присутстуют везде – в скульптуре, картинах, в поэзии, в песнях, на агитационных плакатах, в различного рода пародиях и сатире, в политической карикатуре, в рекламе, если говорить о современной жизни.

Аллегория злости

Аллегория „Пяти Чувств“ в искусстве

   

Аллегория "Обоняние" Питера Пауля Рубенса                                                                                                      "Пять чувств" Себастьяно Чезарини

Когда возрос интерес к познавательным возможностям человека, в искусстве сложилась иконография аллегории пяти чувств. Переменчивость мира человек воспринимает и познает через уши, глаза, на ощупь, на вкус: «Я воспринимаю, значит, существую» - писал Джордж Беркли в своём „Трактате о принципах человеческого знания“ 1710 года.

В живописи аллегория пяти чувств ярко выразилась в жанре натюрморта. Цветы, фрукты, музыкальные инструменты, зеркало, ларцы и ковры – все эти предметы, составляющие «говорящую» композицию натюрморта, трактовались, в свою очередь, как обоняние, вкус, слух, зрение, осязание.

   

Джузеппе Рекко "Натюрморт с пятью чувствами" (середина 17-ого века)

Любен Божен "Пять чувств"

Атрибуты женского образа в аллегориях определяются художественным периодом, в котором существует аллегория. Например, Слух во времена Ренессанса изображался с флейтой или органом, а в 17-ом веке – со смычковым иснтрументом. Зрение, как правило, изображалось при помоши Зеркала. У Вкуса была корзина с фруктами, у Обоняния должны были присутствовать букеты цветов или ваза с благовониями. В барочной живописи и фрукты и цветы мог преподносить путти. Манера изображения Осязания менее устоявшаяся. Женщину, демонстрирующую понятие этого чувства, может сопровождать образ ежа и/или горностая, горностаевой шубы. Такую символику можно часто увидеть на гравюрах 16-ого века. В 18-ом веке обычно Осязание изображалось с птицей в руке или в клетке.

На известных французских средневековых гобеленах 16-ого века (они хранятся в музее Средневековья аббатства Клюни в Париже) можно увидеть очень интересную интерпретацию аллегории пяти чувств в виде нескольких сюжетных линий, в которых главными действующими персонажами становятся девушка и Единорог.

На серии таких гобеленов (шпалер) девушка предстает по-разному: на одном она держит зеркало - зрение, на другом играет на органе - слух, на третьем - гладит единорога - осязание, на четвертом - берет с блюда конфету - вкус и на пятом - получает от слуги цветочную корону - обоняние.

      

"Слух"                                                                                "Зрение"                                                                      "Обоняние"                               

   

"Вкус"                                                                                                             "Осязание"                                                                 

Неисчислимое количество различных символов до сих пор делает эти гобелены одними из самых таинственных исторически-значимых экспонатов.

Многие Фламандские и Нидерландские художники помещали аллегорию пяти чувств в одной картине. Встречались варианты изображения данной темы при помощи сцен в тавернах, которые включали пьяниц (Вкус), курильщиков трубок (Обоняние), певцов, поющих во всю глотку, и деревенских скрипачей (Слух). Осязание изображалось в виде мужчины, держащего за талию женщину, или хирурга, пускающего кровь.

        

             Ганс Макарт "Пять Чувств"                                                                          Аллегория Слуха художника Гольциус        

          

 Аллегория Зрения художника Гольциус                                   Ян Санреда "Обоняние"

Коллекция „Пять чувств“ мануфактуры Майсен

Обращение к различным аллегориям скульпторов 18-ого века очень часто наблюдается в изделиях знаменитой фарфоровой фабрики Meissen. Часто такие аллегории исполнялись на заказ русской императрицы Екатерины Второй, которая очень любила эту тему именно в фарфоровом исполнении.

Тема пяти чувств в аллегориях в скульптуре обычно предстаёт в виде пяти женщин, каждая из которых занята соответствующим характерным делом и окружена определенными атрибутами-символами. 

Коллекция мануфактуры Meissen «Пять чувств» 1772 года была разработана скульптором Иоганном Карлом Шонхайтом (Johann Carl Schonheit 1730-1805). Она представляет собой аллегорические композиции, отражающие основные органы чувств человека. Эта тема является традиционной аллегорией изобразительного и скульптурного искусства.

В фигурах этой серии традиции рококо сочетаются с сентиментальными настроениями и с принципами классицизма, в частности, проявившиеся в строгой форме основания фигурок с геометрическим орнаментом. Фигуры данной серии исполнены с характерным для мануфактуры особым вниманием к деталям быта и очень точной передачей костюмов.

      

"Зрение"                                                               "Обоняние"                                                                 "Осязание"                       

   

"Слух"                                                                         "Вкус"                                              

У скульптора И.К. Шонхайта Зрение сидит за туалетным столиком и рассматривает себя в зеркале, Слух играет на клавесине, Обоняние вдыхает аромат цветка, взятого из корзины рядом с ней, Осязание протягивает свою руку к птице в клетке, а Вкус кладёт в рот пирожное со стола, наполненное едой и напитками.

Серия из пяти фигур, демонстрирующая аллегорическое изображение пяти человеческих чувств скульптора Шонхайта, может стать хорошим пополнением Вашей коллекции или достойным подарком для самых близких.

   

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых ВарахИспользуемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

art-salon.eu


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта