Привал арестантов. Привал арестантов картина


Привал арестантов — узбекистан вики

История

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Эскизы и повторения

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

Ссылки

uz.com.ru

Привал арестантов

«Привал арестантов» — картина русского художника Валерия Якоби 1834—1902, оконченная в 1861 году Принадлежит Государственной Третьяковской галерее инв 354 Размер картины — 98,6 × 143,5 см[1]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Отзывы и критика
  • 4 Эскизы и повторения
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2] В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4] В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5] В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2] В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6]

Описание

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7]

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8]

Отзывы и критика

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» № 10 за 1861 год, писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале» Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки «картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы», Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9] По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7] Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10]

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“» По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11]

Эскизы и повторения

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее бумага, графитный и итальянский карандаш, инв 11638[1]

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, инв Ж-7935[12] Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1]

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т 4, кн 2, 2006, с 456—457
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т 4, кн 2, 2006, с 455
  3. ↑ В И Съедин, 1949, с 6
  4. ↑ В И Съедин, 1949, с 7
  5. ↑ И И Пикулев, 1955, с 64
  6. ↑ Письма художников П М Третьякову, 1960, с 102
  7. ↑ 1 2 Ф М Достоевский, 1979, с 153
  8. ↑ В И Съедин, 1949, с 10
  9. ↑ Ф М Достоевский, 1979, с 151
  10. ↑ Ф М Достоевский, 1979, с 154
  11. ↑ В В Стасов, 1952, с 456
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с 360

Литература

  • Бенуа А Н История русской живописи в XIX веке — М: Республика, 1995 — 448 с — ISBN 5-250-02524-2
  • Достоевский Ф М Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах — Л: Наука Ленинградское отделение, 1979 — Т 19: Публицистика и письма — С 151—168 — 560 с
  • Пикулев И И Иван Иванович Шишкин — М: Искусство, 1955 — 273 с
  • Стасов В В Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка — М: Искусство, 1952 — Т 2
  • Съедин В И Валерий Иванович Якоби — М—Л: Искусство, 1949 — 27 с
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я В Брук, Л И Иовлева — М: Красная площадь, 2006 — Т 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я — 560 с — ISBN 5-900743-22-5
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века каталог — Л: Аврора и Искусство, 1980 — 448 с
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н Г Галкина, М Н Григорьева — М: Искусство, 1960 — 372 с

Ссылки

  • Якоби Валерий Иванович — Привал арестантов, 1861 HTML wwwart-catalogru Проверено 10 августа 2017

Привал арестантов Информация о

Привал арестантовПривал арестантов Привал арестантов Просмотр темы.

Привал арестантов что, Привал арестантов кто, Привал арестантов объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Привал арестантов Вики

«Привал арестантов» — картина русского художника Валерия Якоби (1834—1902), оконченная в 1861 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 354). Размер картины — 98,6 × 143,5 см[1].

История[ | код]

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание[ | код]

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика[ | код]

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Эскизы и повторения[ | код]

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.

Литература[ | код]

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Привал арестантов — Википедия РУ

История

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Эскизы и повторения

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

Ссылки

http-wikipediya.ru

Привал арестантов - WikiVisually

1. Якоби, Валерий Иванович – Valery Ivanovich Jacobi was a Russian painter and an older brother of Pavel Jacobi, a notable revolutionary and ethnographer. Valery Jacobi was born to a family of an owner and started his education in the Kazan University. In 1856 after retirement from the Army he decided to abandon his University studies, in 1856-1861 he studied at the Imperial Academy of Arts, receiving a small gold medal for his painting Serene Holiday of a Beggar. In 1861 he painted what may be his most notable painting The Prisoners Rest, in 1861-1869 Jacobi traveled to Europe with an Academy grant, visiting Germany, Switzerland, France and Italy. In 1870 Jacobi became one of the members of the Peredvizhniki art society. But in 1872 he was excluded for his failure to participate in a society exhibition, later he was considered a conservative, sceptical to the Peredvizhnikis ideas. Jacobi was a member of the Imperial Academy of Arts after 1868, became a professor in 1871 and he lived mostly in Saint Petersburg creating historical paintings like Jesters at the Court of Anna Ioanovna, Ice Palace, etc. His works were criticized as purely decorative and lacking in substance, after a major reorganization of the Academy in 1891, he was dismissed and began dividing his time between Saint Petersburg, Algeria and France. Jacobi died in Nice in 1902, media related to Valery Jacobi at Wikimedia Commons

2. Холст – Canvas is an extremely durable plain-woven fabric used for making sails, tents, marquees, backpacks, and other items for which sturdiness is required. It is also used by artists as a painting surface. It is also used in such objects as handbags, electronic device cases. The word canvas is derived from the 13th century Anglo-French canevaz, both may be derivatives of the Vulgar Latin cannapaceus for made of hemp, originating from the Greek κάνναβις. Modern canvas is made of cotton or linen, although. It differs from other cotton fabrics, such as denim. Canvas comes in two types, plain and duck. The threads in duck canvas are more tightly woven, the term duck comes from the Dutch word for cloth, doek. In the United States, canvas is classified in two ways, by weight and by a number system. The numbers run in reverse of the weight so a number 10 canvas is lighter than number 4, canvas has become the most common support medium for oil painting, replacing wooden panels. One of the earliest surviving oils on canvas is a French Madonna with angels from around 1410 in the Gemäldegalerie, however, panel painting remained more common until the 16th century in Italy and the 17th century in Northern Europe. Mantegna and Venetian artists were among those leading the change, Venetian sail canvas was readily available, as lead-based paint is poisonous, care has to be taken in using it. Early canvas was made of linen, a sturdy brownish fabric of considerable strength, linen is particularly suitable for the use of oil paint. In the early 20th century, cotton canvas, often referred to as cotton duck, linen is composed of higher quality material, and remains popular with many professional artists, especially those who work with oil paint. Cotton duck, which stretches more fully and has an even, mechanical weave, the advent of acrylic paint has greatly increased the popularity and use of cotton duck canvas. Linen and cotton derive from two different plants, the flax plant and the cotton plant, respectively. Gessoed canvases on stretchers are also available and they are available in a variety of weights, light-weight is about 4 oz or 5 oz, medium-weight is about 7 oz or 8 oz, heavy-weight is about 10 oz or 12 oz. They are prepared with two or three coats of gesso and are ready for use straight away, artists desiring greater control of their painting surface may add a coat or two of their preferred gesso

3. Масляная живопись – Oil painting is the process of painting with pigments with a medium of drying oil as the binder. Commonly used drying oils include linseed oil, poppy seed oil, walnut oil, the choice of oil imparts a range of properties to the oil paint, such as the amount of yellowing or drying time. Certain differences, depending on the oil, are visible in the sheen of the paints. An artist might use different oils in the same painting depending on specific pigments and effects desired. The paints themselves also develop a particular consistency depending on the medium, the oil may be boiled with a resin, such as pine resin or frankincense, to create a varnish prized for its body and gloss. Its practice may have migrated westward during the Middle Ages, Oil paint eventually became the principal medium used for creating artworks as its advantages became widely known. In recent years, water miscible oil paint has come to prominence and, to some extent, water-soluble paints contain an emulsifier that allows them to be thinned with water rather than paint thinner, and allows very fast drying times when compared with traditional oils. Traditional oil painting techniques often begin with the artist sketching the subject onto the canvas with charcoal or thinned paint, Oil paint is usually mixed with linseed oil, artist grade mineral spirits, or other solvents to make the paint thinner, faster or slower-drying. A basic rule of oil paint application is fat over lean and this means that each additional layer of paint should contain more oil than the layer below to allow proper drying. If each additional layer contains less oil, the painting will crack. This rule does not ensure permanence, it is the quality and type of oil leads to a strong. There are many media that can be used with the oil, including cold wax, resins. These aspects of the paint are closely related to the capacity of oil paint. Traditionally, paint was transferred to the surface using paintbrushes. Oil paint remains wet longer than other types of artists materials, enabling the artist to change the color. At times, the painter might even remove a layer of paint. This can be done with a rag and some turpentine for a time while the paint is wet, Oil paint dries by oxidation, not evaporation, and is usually dry to the touch within a span of two weeks. It is generally dry enough to be varnished in six months to a year, art conservators do not consider an oil painting completely dry until it is 60 to 80 years old

4. Государственная Третьяковская галерея – The State Tretyakov Gallery is an art gallery in Moscow, Russia, the foremost depository of Russian fine art in the world. In 1892, Tretyakov presented his famous collection of approximately 2,000 works to the Russian nation. The façade of the building was designed by the painter Viktor Vasnetsov in a peculiar Russian fairy-tale style. It was built in 1902–04 to the south from the Moscow Kremlin, during the 20th century, the gallery expanded to several neighboring buildings, including the 17th-century church of St. Nicholas in Tolmachi. In 1977 the Gallery kept a significant part of the George Costakis collection, Pavel Tretyakov started collecting art in the middle of 1850. The founding year of the Tretyakov Gallery is considered to be 1856, schilder and Skirmish with Finnish Smugglers by V. G. Kudyakov, although earlier, in 1854-1855, he had bought 11 graphic sheets and 9 pictures of old Dutch masters, in 1867 the Moscow City Gallery of Pavel and Sergei Tretyakov was opened. The Gallery’s collection consisted of 1,276 paintings,471 sculptures and 10 drawings of Russian artists, in August 1892 Tretyakov presented his art gallery to the city of Moscow as a gift. In the collection at time, there were 1,287 paintings and 518 graphic works of the Russian school,75 paintings and 8 drawings of European schools,15 sculptures. The official opening of the called the Moscow City Gallery of Pavel. The gallery was located in a mansion that the Tretykov family had purchased in 1851. As the Tretyakov collection of art grew, the part of the mansion filled with art and it became necessary to make additions to the mansion in order to store. Additions were made in 1873,1882,1885,1892 and 1902-1904, construction of the façade was managed by the architect A. M. In early 1913, the Moscow City Duma elected Igor Grabar as a trustee of the Tretyakov Gallery, on June 3,1918, the Tretyakov Gallery was declared owned by Russian Federated Soviet Republic and was named the State Tretyakov Gallery. Igor Grabar was again appointed director of the museum, with Grabar’s active participation in the same year, the State Museum Fund was created, which up until 1927 remained one of the most important sources of replenishment of the gallerys collection. In 1926 architect and academician A. V, shchusev became the director of the gallery. In the following year the gallery acquired the house on Maly Tolmachevsky Lane. After restructuring in 1928, it housed the administration, academic departments, library, manuscripts department

5. Москва – Moscow is the capital and most populous city of Russia, with 13.2 million residents within the city limits and 17.8 million within the urban area. Moscow has the status of a Russian federal city, Moscow is a major political, economic, cultural, and scientific center of Russia and Eastern Europe, as well as the largest city entirely on the European continent. Moscow is the northernmost and coldest megacity and metropolis on Earth and it is home to the Ostankino Tower, the tallest free standing structure in Europe, the Federation Tower, the tallest skyscraper in Europe, and the Moscow International Business Center. Moscow is situated on the Moskva River in the Central Federal District of European Russia, the city is well known for its architecture, particularly its historic buildings such as Saint Basils Cathedral with its brightly colored domes. Moscow is the seat of power of the Government of Russia, being the site of the Moscow Kremlin, the Moscow Kremlin and Red Square are also one of several World Heritage Sites in the city. Both chambers of the Russian parliament also sit in the city and it is recognized as one of the citys landmarks due to the rich architecture of its 200 stations. In old Russian the word also meant a church administrative district. The demonym for a Moscow resident is москвич for male or москвичка for female, the name of the city is thought to be derived from the name of the Moskva River. There have been proposed several theories of the origin of the name of the river and its cognates include Russian, музга, muzga pool, puddle, Lithuanian, mazgoti and Latvian, mazgāt to wash, Sanskrit, majjati to drown, Latin, mergō to dip, immerse. There exist as well similar place names in Poland like Mozgawa, the original Old Russian form of the name is reconstructed as *Москы, *Mosky, hence it was one of a few Slavic ū-stem nouns. From the latter forms came the modern Russian name Москва, Moskva, in a similar manner the Latin name Moscovia has been formed, later it became a colloquial name for Russia used in Western Europe in the 16th–17th centuries. From it as well came English Muscovy, various other theories, having little or no scientific ground, are now largely rejected by contemporary linguists. The surface similarity of the name Russia with Rosh, an obscure biblical tribe or country, the oldest evidence of humans on the territory of Moscow dates from the Neolithic. Within the modern bounds of the city other late evidence was discovered, on the territory of the Kremlin, Sparrow Hills, Setun River and Kuntsevskiy forest park, etc. The earliest East Slavic tribes recorded as having expanded to the upper Volga in the 9th to 10th centuries are the Vyatichi and Krivichi, the Moskva River was incorporated as part of Rostov-Suzdal into the Kievan Rus in the 11th century. By AD1100, a settlement had appeared on the mouth of the Neglinnaya River. The first known reference to Moscow dates from 1147 as a place of Yuri Dolgoruky. At the time it was a town on the western border of Vladimir-Suzdal Principality

6. Императорская Академия художеств – The Russian Academy of Arts in Saint Petersburg, informally known as the Saint Petersburg Academy of Arts, was founded in 1757 by Ivan Shuvalov under the name Academy of the Three Noblest Arts. Catherine the Great renamed it the Imperial Academy of Arts and commissioned a new building, the academy promoted the neoclassical style and technique, and sent its promising students to European capitals for further study. Training at the academy was virtually required for artists to make successful careers, formally abolished in 1918 after the Russian Revolution, the academy was renamed several times. It established free tuition, students from across the country competed fiercely for its few places annually, in 1947 the national institution was moved to Moscow, and much of its art collection was moved to the Hermitage. The building in Leningrad was devoted to the Ilya Repin Leningrad Institute for Painting, Sculpture and Architecture, since 1991 it has been called the St. Petersburg Institute for Painting, Sculpture and Architecture. The academy was located in the Shuvalov Palace on Sadovaya Street, in 1764, Catherine the Great renamed it the Imperial Academy of Arts and commissioned its first rector, Alexander Kokorinov, to design a new building. It took 25 years to complete the Neoclassical edifice, which opened in 1789, konstantin Thon was responsible for the sumptuous decoration of the interiors. He also designed a quayside in front of the building, with stairs down to the Neva River, Ivan Betskoy reorganized the academy into a de facto government department, it supervised matters concerning art throughout the country, distributing orders and awarding ranks to artists. The academy vigorously promoted the principles of Neoclassicism by sending the most notable Russian painters abroad, in order to learn the ancient and Renaissance styles of Italy and it also had its own sizable collection of choice artworks intended for study and copying. The adherents of this movement became known as peredvizhniki, led by Ivan Kramskoi, they publicly broke with the Academy and organized their own exhibitions, which traveled from town to town across Russia. Ilya Repin, Mikhail Vrubel and some other painters still regarded the academys training as indispensable for the development of professional and technical skills. After the Russian Revolution of 1917, the Imperial Academy passed through a series of transformations, after the Academys move to Moscow that year, the building in what was then called Leningrad was renamed Ilya Repin Leningrad Institute for Painting, Sculpture and Architecture. The national academy has stayed in Moscow, in 1991 it was renamed the Russian Academy of Arts. The old academys art collection, which included works by Poussin, David. During the Soviet era, academies were free of tuition fees as they were financed by the government, many would-be students would apply to the Academy for as many as six or seven years in a row without success. With just twenty places available and thousands of applicants, the competition was brutal, well-known graduates of Ilya Repin Leningrad Institute for Painting, Sculpture and Architecture in 1930–1950s include, The Russian Academy of Arts has been headquartered in Moscow since 1947. Its current president is Zurab Tsereteli and its vice-president is Tair Salakhov and it is also called the St. Petersburg State Academic Institute of Fine Arts, Sculpture and Architecture. - Saint Petersburg, NP-Print Edition,2007, the Leningrad School Russian Academy of Arts The St. Petersburg State Academic Institute of Fine Arts Sergei V. Ivanov

7. Историческая живопись – History painting is a genre in painting defined by its subject matter rather than artistic style. History paintings usually depict a moment in a story, rather than a specific and static subject. The term is derived from the senses of the word historia in Latin and Italian, meaning story or narrative. Most history paintings are not of scenes from history, especially paintings from before about 1850, History paintings almost always contain a number of figures, often a large number, and normally show some type of action that is a moment in a narrative. The genre includes depictions of moments in religious narratives, above all the Life of Christ, as well as scenes from mythology. These groups were for long the most frequently painted, works such as Michelangelos Sistine Chapel ceiling are therefore history paintings, History painting may be used interchangeably with historical painting, and was especially so used before the 20th century. Where a distinction is made historical painting is the painting of scenes from secular history, in the 19th century historical painting in this sense became a distinct genre. In phrases such as historical painting materials, historical means in use before about 1900 and he placed emphasis on the ability to depict the interactions between the figures by gesture and expression. This view remained general until the 19th century, when artistic movements began to struggle against the establishment institutions of academic art, which continued to adhere to it. Scenes from ancient history had been popular in the early Renaissance, and once again became common in the Baroque and Rococo periods, and still more so with the rise of Neoclassicism. In some 19th or 20th century contexts, the term may refer specifically to paintings of scenes from history, rather than those from religious narratives. Scenes from ancient history and mythology were also popular, artists continued for centuries to strive to make their reputation by producing such works, often neglecting genres to which their talents were better suited. The large works of Raphael were long considered, with those of Michelangelo, un Peintre qui ne fait que des portraits, na pas encore cette haute perfection de lArt, & ne peut prétendre à lhonneur que reçoivent les plus sçavans. He who produces perfect landscapes is above another who only produces fruit, a painter who only does portraits still does not have the highest perfection of his art, and cannot expect the honour due to the most skilled. By the late 18th century, with religious and mytholological painting in decline, there was an increased demand for paintings of scenes from history. Classical history remained popular, but scenes from national histories were often the best-received, the unheroic nature of modern dress was regarded as a serious difficulty. When, in 1770, Benjamin West proposed to paint The Death of General Wolfe in contemporary dress and he ignored these comments and showed the scene in modern dress. Although George III refused to purchase the work, West succeeded both in overcoming his critics objections and inaugurating a more historically accurate style in such paintings. M. W, conveniently their clothes had been worn away to classical-seeming rags by the point the painting depicts

8. Марков, Алексей Тарасович – Alexey Tarasovich Markov was a Russian history painter, academician and Professor Emeritus at the Imperial Academy of Arts. He studied at the Imperial Academy of Arts under Andrey Ivanovich Ivanov, Alexei Yegorov and Vasily Shebuyev, graduating in 1824. He received a medal and a stipend for a study trip outside of Russia in 1830, as recognition for his painting Socrates, Before his Death. He visited Dresden and Rome, copying frescoes and paintings as well as producing his own and his work Fortune and the Beggar brought him the title of Academician. In 1842, he became a Professor, ten years later, he was promoted to Professor and was awarded the title of Distinguished Professor in 1865. Although he was an excellent craftsman, his contribution to Russian art was his diligent teaching. He sought out artists, who in turn favored his classes when requesting apprenticeships. One of his most prominent works is Joseph Meeting his Brothers in Egypt, in the attic of Saint Isaacs Cathedral

9. Казань – Kazan is the capital and largest city of the Republic of Tatarstan, Russia. With a population of 1,143,535, it is the eighth most populous city in Russia, Kazan lies at the confluence of the Volga and Kazanka Rivers in European Russia. The Kazan Kremlin is a World Heritage Site, in April 2009, the Russian Patent Office granted Kazan the right to brand itself as the Third Capital of Russia. In 2009 it was chosen as the Sports capital of Russia, in 2015, Kazan was visited by 2.1 million tourists, which is a 20% increase in comparison with 2014. The Kazan Kremlin was visited by 1.5 million tourists in 2015 and hotel, the origin of the name Kazan is uncertain. The most accepted legends derive it from the Bulgar word qazan, one legend claims that the city was named after the river Kazanka, which was named after the son of a Bulgar governor dropped a copper cauldron into it. Other local legends, including research by the Tatar scholar Shigabetdin Marjani, if there was a Bulgar city on the site, estimates of the date of its foundation range from the early 11th century to the late 13th century. It was a border post between Volga Bulgaria and two Finnic tribes, the Mari and the Udmurt, another vexatious question is where the citadel was built originally. The oldest of these seems to be the Kremlin, if Kazan existed in the 11th and 12th centuries, it could have been a stop on a Volga trade route from Scandinavia to Baghdad. It was a center, and possibly a major city for Bulgar settlers in the Kazan region. Kazan became a center of a duchy which was a dependency of the Golden Horde, two centuries later, in the 1430s, Kipchak descendants of Genghis Khan, such as Ghiasetdin of Kazan, usurped power from its Bolghar dynasty. Some Tatars also went to Lithuania, brought by Vytautas the Great, in 1438, after the destruction of the Golden Horde, Kazan became the capital of the powerful Khanate of Kazan. The city bazaar, Taş Ayaq became the most important trade center in the region, craft-based manufacturing also thrived, as the city gained a reputation for its leather and gold goods, as well as for the opulence of its palaces and mosques. The citadel and Bolaq channel were reconstructed, giving the city a strong defensive capacity, the Russians managed to occupy the city briefly several times. Kazan Khanate was making constant plundering raids on Russia, slavery in Kazan Khanate was legal. The number of slaves was up to 10% of the population, most of the slaves were Russian people who were captured during raids. All captured men were forced to turn Mohammedan, otherwise they could be killed or sold into slavery to other Muslim countries, as a result of the Siege of Kazan in 1552, Russia under Ivan the Terrible conquered the city and massacred the majority of the population. Also as a result of the Siege of Kazan 8,000 slaves were set free, in spite of the fact that under the treaty of 1551 all Russian slaves must be released Kazan Khanate still kept a lot of Russian slaves

10. Шишкин, Иван Иванович – Ivan Ivanovich Shishkin was a Russian landscape painter closely associated with the Peredvizhniki movement. Shishkin was born in Yelabuga of Vyatka Governorate and graduated from the Kazan gymnasium, then he studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture for four years. After that, he attended the Saint Petersburg Imperial Academy of Arts from 1856 to 1860 and graduated with the highest honours and he received the imperial scholarship for his further studies in Europe. Five years later Shishkin became a member of the Imperial Academy in St. Petersburg and was professor of painting from 1873 to 1898, at the same time, Shishkin headed the landscape painting class at the Highest Art School in St. Petersburg. For some time, Shishkin lived and worked in Switzerland and Germany on scholarship from the St. Petersburg Imperial Academy of Arts, on his return to Saint Petersburg, he became a member of the Circle of the Itinerants and of the Society of Russian Watercolorists. He also took part in exhibitions at the Academy of Arts, the All-Russian Exhibition in Moscow, the Nizhniy Novgorod, shishkins painting method was based on analytical studies of nature. He became famous for his forest landscapes and was also an outstanding draftsman, Ivan Shishkin owned a dacha in Vyra, south from St. Petersburg. There he painted some of his finest landscapes and his works are notable for poetic depiction of seasons in the woods, wild nature, animals and birds. In 1891, he was appointed professor-director of the class in the Academy’s Advanced Art School. In 1898, he completed his painting The Pine Grove and died on 20 March in St. Petersburg, a minor planet 3558 Shishkin, discovered by Soviet astronomer Lyudmila Zhuravlyova in 1978, is named after him. Ivan Shishkin’s paintings Ivan Shishkin at Tanais Gallery Ivan Shishkin, works Ivan Shishkin Memorial House Museum, Russia

wikivisually.com

Привал арестантов — википедия орг

История

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Эскизы и повторения

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

Ссылки

www-wikipediya.ru

Привал арестантов — ВиКи

История

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Эскизы и повторения

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

Ссылки

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта