Автор картины "Привал арестантов" 5 букв. Картина привал арестантов


Привал арестантов — WiKi

История

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Эскизы и повторения

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

Ссылки

ru-wiki.org

Якоби Валерий Иванович Картины биография Yakobi Valeriy

Якоби Валерий Иванович — русский живописец, художник жанровой и исторической тематики, профессор и академик Императорской Академии художеств. Родился в 1834 году в деревне Кудряково Казанской губернии в семье помещика. По окончании городской гимназии учился в Казанском университете, но с началом Крымской войны записался в добровольцы народного ополчения, которое отправлялось в Крым для участия в боевых действиях. С прекращением военных операций Якоби решил посвятить себя живописи.

Светлый праздник нищего,1860, Русский музей Привал арестантов, 1861,Третьяковская галерея Девятое Термидора, 1864,Третьяковская галерея Осень, 1865,Русский музей

В 1856 году Валерий Якоби прибыл в Санкт-Петербург и стал посещать классы профессора Алексея Тарасовича Маркова в Императорской Академии художеств. Во время обучения в столице получил все установленные академические медали, в частности, в 1858 малую серебряную медаль за картину "Разносчик фруктов" (Третьяковская галерея, Москва), в 1859 году большую серебряную медаль за работу "Татарин, продавец халатов", в 1860 году малую золотую медаль за картину "Светлый праздник нищего" (Русский музей, Санкт-Петербург) и в 1862 году большую золотую медаль за картину "Привал арестантов" (Третьяковская галерея). Это произведение молодого художника вызвало одобрение художественных критиков. И, кроме того, получило признание общественности, в связи с реформами императора Александра II, которые касались, в том числе, и облегчения участи ссыльных и каторжников.

В обрисовке характеров и внешности арестантов художник проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины Якоби оказались заметным событием в художественной и общественной жизни во времена начала реформ императора Александра II. 1860-е годы Валерий Иванович Якоби провел за границей в пенсионерском путешествии от Академии художеств; эта поездка в целях совершенствования живописной техники изменила творческое кредо молодого художника. Из Европы Якоби привез два значительных полотна: "Девятое Термидора" (другие названия картины "Последние минуты жизни Робеспьера" и "Террористы и умеренные первой французской революции") и "Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь 1572 года". За последнюю картину, представленную на академической выставке 1864 года, Якоби был удостоен звание академика. В 1870 году за картину "Арест герцога Бирона, герцога Курляндского" Якоби был возведен в звание профессора, а в 1870 году стал членом Совета Императорской Академии художеств. Вернувшись в Россию, художник принял деятельное участие в организации Товарищества передвижных выставок, однако он пробыл в нем лишь до 1872 года. В 1883 году Якоби был назначен профессором-преподавателем исторической живописи в академических классах.

Семья художника, 1867,художественный музей, Хабаровск Портрет неизвестной, 1870, Волгоградский музейизобразительных искусств Шуты при дворе императрицыАнны Иоанновны, 1872, ГТГ

В 1870-е годы Якоби создал несколько интересных полотен исторической тематики — "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны" (1872), "Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров" (1875), "Свадьба в Ледяном доме" (по мотивам романтического произведения Ивана Ивановича Лажечникова, 1878). На картине "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны" изображено двадцать шесть фигур, собравшихся в спальне недомогающей императрицы. Герцога Бирона, сидящего у изголовья императрицы, и придворных стараются развеселить шуты, играющие в чехарду. Это родовитые дворяне и государственные деятели той поры — М.А. Голицын (стоит согнувшись) и Н.Ф. Волконский (вскочил на него), А.М. Апраксин (растянулся на полу), шут Балакирев (возвышается над всеми), Педрилло (со скрипкой) и д'Акоста (с бичом). У кровати - графиня Бирон, за столом играют в карты статс-дама Н.Ф. Лопухина, ее фаворит граф Левенвольде и герцогиня Гессен-Гомбургская, позади них - граф Миних и князь Н. Трубецкой. Рядом с Бироном расположены его сын с плеткой и начальник Тайной канцелярии А.И. Ушаков, будущая правительница Анна Леопольдовна, французский посол де Шатарди и лейб-медик Лесток. На полу, возле постели - карлица-шутиха Буженинова. У насеста с попугаями - поэт В.К. Тредиаковский. В дверях стоит кабинет-министр А.П. Волынский, с негодованием взирая на происходящее.

Артемий Петрович Волынский на заседании кабинета министров,1875, Омский художественный музей Любитель редкостей, 1876,Центральный музей музыкальнойкультуры имени М.И. Глинки, Москва Свадьба в Ледяном доме,1878, Русский музей

Сюжет картины "Свадьба в Ледяном доме" связан с событиями 1739 года, когда на масленой неделе архитектор Еропкин построил по приказу императрицы Анны Иоановны Ледяной дом. Он предназначался для свадьбы шута Анны Иоановны Кульковского с "барской барыней" Подачкиной. В свадебных торжествах помимо императрицы принимали участие представители многочисленных народностей России в национальных костюмах. Торжества сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира устроенного в манеже герцога Бирона новобрачные были отвезены вновь в Ледяной дом, где их заперли до утра для совершения брачного таинства. Из картин Якоби исторического жанра особо следует отметить одну из значительных работ художника — "Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года", в котором Якоби запечатлел вручение Екатериной II дипломов ведущим деятелям и преподавателям академии. При написании этого полотна художник создал живописные портреты сановников с 35 гравюр государственных деятелей екатерининской эпохи.

У бассейна, 1883,Пермская картинная галерея У входа в мечеть, 1883,Государственный Русский музей Первое торжественное собрание Академии художеств, 1889,музей РАХ, Санкт-Петербург

Дар жанриста-рассказчика проявляется и в этих последних колоритных работах, но в целом историческая живопись Якоби стала заметно уступать по художественной выразительности его ранним жанровым картинам. Последние годы своей жизни Валерий Иванович Якоби провел в Санкт-Петербурге, затем на юге Франции и в Алжире, путешествуя по африканским странам Средиземноморья. Результатом этих поездок стали этюды и картины художника в духе экзотически-красочного этнографизма, близкого к символистским тенденциям. Другие произведения Якоби, кроме вышеупомянутых, — картины: "Парижский тряпичник перед дверью таверны" (1864), "Осень" (1865), "Семья художника" (1867), "Политика после завтрака" (1869), "Любитель редкостей" (1876), а также портреты Н.А. Киреева, госпожи Рудзинской с дочерью, портрет неизвестной и другие. Умер Валерий Иванович Якоби в Ницце в 1902 году. На основе материалов статей из Русского биографического словаря А.А. Половцоваи из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Дворик в Севилье, 1891,Омский художественный музей Типы Танжера, 1879, Музей-усадьбахудожника Н.А. Ярошенко, Кисловодск Девушка с саблей, 1881,Третьяковская галерея

smallbay.ru

Привал арестантов Википедия

«Привал арестантов» — картина русского художника Валерия Якоби (1834—1902), оконченная в 1861 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 354). Размер картины — 98,6 × 143,5 см[1].

История

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Эскизы и повторения

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

Ссылки

wikiredia.ru

WikiZero - Привал арестантов

Open wikipedia design.

«Привал арестантов» — картина русского художника Валерия Якоби (1834—1902), оконченная в 1861 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 354). Размер картины — 98,6 × 143,5 см[1].

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

В статье «Выставка в Академии художеств з

www.wikizero.com

Привал арестантов Википедия

«Привал арестантов» — картина русского художника Валерия Якоби (1834—1902), оконченная в 1861 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 354). Размер картины — 98,6 × 143,5 см[1].

История[ | код]

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

Описание[ | код]

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

Отзывы и критика[ | код]

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фо

ru-wiki.ru

Автор картины "Привал арестантов" 5 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Русский физик

Ответ: Якоби

Вопрос: Художник

Ответ: Якоби

Вопрос: Немецкий математик

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский электротехник

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский живописец

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский : электротехник

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский электротехник; художник; голландский математик

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский физик, химик и электротехник 19 века

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский электротехник, изобретатель электродвигателя

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский физик, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук. Родной брат выдающегося немецкого математика Карла .... (фамилия)

Ответ: Якоби

Вопрос: Немецкий философ. (фамилия)

Ответ: Якоби

Вопрос: Немецкий математик. Внёс огромный вклад в комплексный анализ, линейную алгебру, динамику и другие разделы математики и механики. Родной брат российского академика, физика Бориса Семёновича .... (фамилия)

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский военачальник и государственный деятель, генерал-губернатор Астраханский, Саратовский, Уфимский и Симбирский, Иркутский и Колыванский. (фамилия)

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский живописец, профессор, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Брат революционера, впоследствии психиатра и этнографа П. И. .... (фамилия)

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский революционер-шестидесятник, входил в революционную организацию «Земля и воля», позднее врач-психиатр и этнограф. Правнук Ивана Ворфоломеевича ..., брат живописца Валерия .... (фамилия)

Ответ: Якоби

Вопрос: Династия русских ученых, живописцев, врачей немецкого происхождения

Ответ: Якоби

Вопрос: Рус. революционер

Ответ: Якоби

Вопрос: Рус. революционер, врач и публицист

Ответ: Якоби

Вопрос: Русский академик, физик и эл. техник

Ответ: Якоби

Вопрос: Автор картины "Привал арестантов"

Ответ: Якоби

Вопрос: "Привал арестантов" (живописец)

Ответ: Якоби

Вопрос: Рус. изобретатель в области эл.-техн..

Ответ: Якоби

Вопрос: Изобретатель электродвигателя

Ответ: Якоби

Вопрос: Придумал якорную мину

Ответ: Якоби

Вопрос: Символ Кронекера...

Ответ: Якоби

Вопрос: Кто создал гальванотехнику?

Ответ: Якоби

wordparts.ru

Привал арестантов — Википедия

«Привал арестантов» — картина русского художника Валерия Якоби (1834—1902), оконченная в 1861 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 354). Размер картины — 98,6 × 143,5 см[1].

В 1856 году Валерий Якоби был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи к профессору Алексею Маркову[2]. В 1858 году, за картину «Разносчик фруктов», Якоби был удостоен малой серебряной медали[3], в 1859 году, за полотно «Татарин, продавец халатов» — большой серебряной медали, а в 1860 году, за картину «Светлый праздник нищего» — малой золотой медалью Академии художеств[4]. В 1861 году, к окончанию обучения, Якоби представил полотно «Привал арестантов»[2], над которым он работал в Казани — там же он познакомился с художником Иваном Шишкиным[5]. В том же году за картину «Привал арестантов» Академия художеств присвоила Якоби звание классного художника 1-й степени, наградила его большой золотой медалью, а также правом пенсионерской поездки за границу[2]. В 1861—1862 годах полотно, под названием «Партия арестантов на привале», экспонировалось на выставке Академии художеств. В 1861 году оно было приобретено у автора Павлом Третьяковым[1] — согласно расписке Валерия Якоби, Третьяков заплатил ему за картину 1400 рублей серебром[6].

На картине изображена остановившаяся на привал группа арестантов. Вероятно, этот привал является вынужденным, из-за поломки одной из телег. Мужик, одетый в сильно изорванный кафтан, удерживает отпряженную лошадь. На телеге лежит умерший арестант, накрытый рогожей. На его левой руке, безжизненно свесившейся вниз, надет перстень. Под телегой прячется другой арестант, который, неестественно согнувшись, пытается снять перстень с руки умершего. У телеги стоит этапный офицер, который одной рукой приоткрывает глаз покойника, чтобы убедиться в его смерти. При этом офицер покуривает трубку с равнодушным выражением лица. В правой части картины на переднем плане изображён сидящий арестант в лохмотьях, который осматривает рану на ноге, натёртую кандалами. Помимо этого, на картине присутствует ряд второстепенных лиц, среди которых женщина с детьми и другие арестанты[7].

Одной из моделей для картины художнику послужила Александра Толиверова, его будущая жена, впоследствии ставшая известной писательницей[8].

В статье «Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год», опубликованной в журнале «Время» (№ 10 за 1861 год), писатель Фёдор Достоевский подробно описал свои впечатления от картины «Партия арестантов на привале». Отметив большой интерес к полотну, проявляемый зрителями во время выставки («картина всем нравится, ни перед одною более картиной нет такой постоянной толпы»), Достоевский заключил, что приговор публики ясен — «картина нравится более всех остальных на нынешней выставке»[9]. По словам Достоевского, картина Якоби «поражает удивительною верностью», зритель действительно видит на ней «настоящих арестантов, так, как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии», но именно это, по мнению писателя, «и есть отсутствие художества», потому что зеркало отражает предмет пассивно, механически, а для истинного искусства нужно, чтобы в произведении был виден сам художник[7]. Именно в этом видел Достоевский главную ошибку создателя полотна, который «фотографировал каждого из своих субъектов», причём «все у него равно безобразны, начиная с кривого этапного офицера до клячи, которую отпрягает мужик», за одним только исключением, которым является «герой картины, покойник, накрытый изорванной рогожей»[10].

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, называл полотно «Привал арестантов» «чудесной картиной» и писал, что в творчестве русских художников 1860-х годов эта картина «была настоящая запевала — „увертюра“». По словам Стасова, на полотне Якоби изображена «страшная сцена, где люди, отправляемые в Сибирь, и образованные, интеллектуальные, и самые грубые дикари, мошенники и разбойники, одинаково преданы на полный произвол одичалого этапного начальника»[11].

Графический эскиз к картине «Привал арестантов» находится в Государственной Третьяковской галерее (бумага, графитный и итальянский карандаш, 11638)[1].

Одноимённое уменьшенное авторское повторение картины принадлежит Государственному Русскому музею (масло, бумага на холсте, 53 × 75 см, Ж-7935)[12]. Ещё одно авторское повторение находится в Музее современной истории[1].

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 456—457.
  2. ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 455.
  3. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 6.
  4. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 7.
  5. ↑ И. И. Пикулев, 1955, с. 64.
  6. ↑ Письма художников П. М. Третьякову, 1960, с. 102.
  7. ↑ 1 2 Ф. М. Достоевский, 1979, с. 153.
  8. ↑ В. И. Съедин, 1949, с. 10.
  9. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 151.
  10. ↑ Ф. М. Достоевский, 1979, с. 154.
  11. ↑ В. В. Стасов, 1952, с. 456.
  12. ↑ Каталог ГРМ, 1980, с. 360.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Достоевский Ф. М. Выставка в Академии художеств за 1860—1861 год // Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. — Т. 19: Публицистика и письма. — С. 151—168. — 560 с.
  • Иван Иванович Шишкин. — М.: Искусство, 1955. — 273 с.
  • Стасов В. В. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2.
  • Съедин В. И. Валерий Иванович Якоби. — М.—Л.: Искусство, 1949. — 27 с.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1856—1869 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. — М.: Искусство, 1960. — 372 с.

ru.wikiyy.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта