Преображение интерьера с помощью картин. Полезные советы. Преображение картины
Преображение интерьера с помощью картин. Полезные советы
Интерьер для каждого из нас – это своё особое понятие, в которое мы вкладываем присущее нам настроение, характер и вкус. Но для каждого из нас интерьер, прежде всего – обстановка, атмосфера помещения. Жилое или рабочее пространство всегда нуждается в соблюдении ряда условий, позволяющих чувствовать себя комфортно в интерьере. Немаловажно учитывать эргономические или физические нормы и правила для организации идеального пространства интерьера, но все же речь пойдет о декоре. Декоративная составляющая – это особо важная часть интерьера любого назначения. Каждый штрих способен как наполнить, так и разрушить всю гармонию окружающей среды.
Всем известно, что самым распространенным декоративным элементом в интерьере всегда были, есть и будут – картины. Настоящие живописные картины сложны в исполнении и являются предметом роскоши, но существует альтернативный вариант для решения этой проблемы: декоративные печатные картины, выполненные на полимерном холсте, к примеру триптих "Альпийское озеро", которые широко используются в декорировании различных интерьеров. Благодаря несложной технике печати можно создавать любые изобразительные композиции любой сложности и без особых материальных затрат. Теперь живописное искусство доступно каждому. При помощи такой печати можно воспроизводить не только графические и живописные полотна, такие как изображение для интерьера "Амстердам" но и великолепные фотографии, которые благодаря благородной структуре холста приобретают особый шарм и роскошь. Конечно, как и любой холст – этот материал отлично ложится на подрамник, что позволяет сформировать настоящее произведение искусства у вас дома или в офисе. За счет простоты выполнения картин или фотографий появилась возможность создавать целые домашние галереи: диптихи, триптихи или полиптихи. Это целые мозаики, собранные из отдельных частей целого полотна или композиции, части которых дополняют друг друга. Одним из самых распространенных приемов такого декора является триптих, поскольку тройная сегментная структура наиболее лаконично и гармонично существует в любом пространстве.
При помощи этих полотен можно разрешить множество композиционных проблем пространства. Наполнить его стилем и уютом, завершить линию декора в помещении, расставить акценты и доминанты, наполнить изысканными нюансами и создать индивидуальное пространство. Стоит лишь выбрать рисунок.
На сайте интернет-магазина «Stickbutik» можно отыскать декоративную картину, которая будет отвечать всем Вашим требованиям. Здесь представлены изображения на любой вкус, с помощью которых можно украсить как детскую комнату, так и кухню, гостиную, спальню или офисное помещение. Оформить заказ можно прямо на сайте интернет-магазина «Stickbutik», или по телефону бесплатной горячей линии 8-800-1000-284, где специалисты ответят на любые вопросы, или пишите на электронный адрес: [email protected].
Полезные советы.
Для того чтобы сделать правильный выбор для Вашего интерьера, то стоит прислушаться к некоторым советам. Не рекомендуется использовать в маленьких квартирах темные или яркие тона, крупные рисунки, так как они зрительно уменьшат пространство, наоборот будут более уместны и приятны взгляду светлые пастельные тона и умеренные акценты на стенах, такие как модульная картина Акварельные цветы. Чтобы оптически расширить или сузить помещение, можно использовать трафарет, картины, накат или обои с орнаментом. Для расширения орнамент выбирают помельче, а для сужения – покрупнее и ярче. Также, для наибольшей выразительности пространства стоит сыграть на контрасте цветовой гаммы общего тона стены и доминирующем элементе картины или триптиха, что позволит сосредоточить взгляд на самом стильном и эмоциональном моменте декора интерьера.
В детской комнате должна присутствовать атмосфера радости, которая будет стимулировать жизнедеятельность ребенка. Но стоит помнить, что пусть дети и тянутся к ярким и насыщенным цветам, их использование должно быть умеренным. Это связано с тем, что такие цвета при длительном влиянии могут утомить. В связи с этим, детскую комнату необходимо окрашивать в приглушенные тона, а именно, белые, охристые, разбавленные зеленые, серые или голубые. При этом интерьер необходимо разбавлять яркими ковриками, покрывалами, обивкой мебели, дверей или шкафов, именно здесь не помешает волшебная картинка из мира сказок для маленьких принцесс, в этом Вам поможет интерьерный триптих для детской комнаты "Зверюшки".
Не стоит забывать о том, что пестрота и разнообразие цвета, особенно в жилом интерьере быстро надоедает и изрядно утомляет, поэтому не следует использовать более трех оттенков в оформлении пространства. Лучше чтобы элементы декора становились небольшими нюансами на стенах, а контрастные детали отлично существуют с лаконичной обстановкой.
Интерьерная живопись.
Ничто не сравнится с настоящим искусством живописи, но все же, всегда есть доступная альтернатива. Создать уникальный стиль интерьера может каждый, но создать гармоничное, эргономичное и уютное пространство может человек с большим художественным чутьём. А при помощи живописи, интерьерных триптихов, печатных фото и графических картин Ваши возможности в создании правильной и красивой среды будут безграничны.
www.stickbutik.ru
Преображение Господне – картины, иконы и фрески
Преображение Господне – один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?
От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».
Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.
Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.
Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.
Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?
Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. ФрагментТри апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.
Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.
В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».
Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.
Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.
Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.
В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.
Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.
Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.
В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.
В произведениях второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.
В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).
В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.
* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г. Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех Икона. Кон.XVIII – нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб. Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 – нач.1850-х гг. ГТГ, МоскваЧитайте также:
Что поется в храме на Преображение? Преображенские истории владыки Саввы Яблочный Спас в 2012 году – 19 августа Преображение как победа, или НЕ ЖАЛЕЙ СЕБЯ! Преображенская история Страшное Преображение? Мысли о Празднике Преображение Господне 19 августа в 2012 году: ничто доброе в человеке не пропадетМетки: живопись, Икона: Православные иконы, иконопись, иконы, картины, картины и иконы, Преображение Господне в 2013 году – 19 августа, фрески
anapahram.ru
Преображение Господне — картины, иконы и фрески — Кафедральный собор Рождества Христова
Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?
От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».
Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.
Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.
Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.
Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?
Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.
Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.
Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.
В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».
Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.
Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.
Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.
В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.
Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.
Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.
В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.
В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.
В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).
В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.
* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.
xn--b1addbblfih3afaxcngdhh2c.xn--p1ai
Икона «Преображение Господне»: описание сюжета и изображения
Икона «Преображение Господне» является знамением события, которое описано в Евангелии. Каково значение этой иконы и какие существуют разновидности ее написания, расскажет эта статья.
Икона «Преображение Господне»: сюжет
На этом образе изображено евангельское событие, которое произошло с Иисусом Христом и его учениками: Иоанном, Петром и Иаковом. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами. Он рассказал им о том, что в скором времени Он будет убит, но через три дня после Своей погибели воскреснет. Заметив, что некоторые из его учеников огорчились из-за этих слов, Христос решил показать им все Свое величие и божественность. Сын Божий предложил апостолам подняться в гору Фавор для молитвы. Во время моления произошло чудо, а именно – Христово преображение. Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. При этом событии произошло и явление ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые молвили с Иисусом о его исходе. Впоследствии всех трех осенило светлое облако, из которого послышался Глас Божий, который возвестил, что Христос – Сын Господа. Спаситель попросил своих апостолов никому не рассказывать об этом событии до его чудесного Воскрешения.
Икона «Преображение Господне»: изображение
В настоящее время имеется много вариаций этого образа. Рассмотрим некоторые из них. Так, по сей день сохранился образ, сотворенный в XV веке, который, по некоторым данным, написал Феофан Грек. Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно. Характерной чертой этой иконы является изображение апостолов, ослепленных Божественным сиянием, в довольно резких ракурсах. Причем на иконе изображено не только само Преображение Господне, но и события, предшествующие ему. Так, в левой части образа отображено, как Иисус Христос ведет своих учеников на гору Фавор. Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. Также можно отметить и символическое разделение образа на две части: верхнюю (небесную) и нижнюю (земную). На иконе справа показано завершающее событие – уход с горы Иисуса и апостолов. То есть на одном образе нашли свое место три сюжета, составляющих Преображение Господне. Важное место в иконе играет ее цветовая гамма, которая лишь усиливает контраст между землей и Небом. Автор второго наиболее известного изображения образа «Преображение Господне» - Рублев Андрей, русский иконописец. Его вариант отображения этого евангельского события не динамичный, как предыдущий, а статичный. Здесь имеет место лишь основное событие – непосредственно Преображение. Эта икона также была написана в XV столетии.
Икона «Преображение Господне»: значение
Переоценить значимость этого образа очень сложно и даже невозможно. Ведь икона отображает события, которые легли в основу одного из двунадесятых, самых важных христианских праздников, который отмечается ежегодно 19 августа. Сами изображения, созданные Феофаном Греком и Андреем Рублевым, в настоящее время являются ценными реликвиями не только христиан, но и всего населения Земли.
fb.ru
Преображение Господне – картины, иконы и фрески
Преображение Господне – один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?
От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».
Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.
Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.
Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.
Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия
Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент
Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.
Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.
В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».
Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.
Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.
Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.
В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.
Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.
Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.
Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.
В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.
В произведениях второй половины XIII – XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.
В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).
В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.
* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва
Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент
Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция
Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция
Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция
Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.
Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб
Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция
Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва
Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва
Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва
Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Икона. Кон.XVIII – нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник
Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция
Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция
Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана
Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.
Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 – нач.1850-х гг. ГТГ, Москва
www.krasnoslobodsk-eparhia.ru
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: akhuet.gif, Kursovaya_Preobrazhenie.docx.Показать все связанные файлы Сюжет Преображения в живописи В рамках моей курсовой работы я планирую рассмотреть традиции живописи сюжета Преображения в европейском и славянском искусстве. Кроме того, моя цель заключается в анализе особенностей интерпретаций изображения Фаворского Света в искусстве и в сравнении традиций этого изображения в соответствии с догматикой Фаворского Света в католичестве и православии. Эта тема заинтересовала меня потому, что, во-первых, для меня очень остро стоит проблема различий между католицизмом и православием, а в особенности влияния этих различий на искусство католического Запада и православного Востока. Общий сюжет сцены Преображения в трёх Евангелиях выглядит так:Христос привёл трёх своих учеников - Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору Фавор и преобразился перед ними: одежды его стали белыми, лицо просияло, как свет. Рядом с Христом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с ним. Один из учеников, бывших при этом, Пётр, сказал Иисусу «Господи, хорошо нам быть здесь. Если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну тебе, одну Моисею и одну Илии». Когда Пётр ещё говорил эти слова, всех бывших там осенило светлое облако, из которого был слышан голос, говорящий: «Это сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение, его слушайте». Когда ученики услышали это, они очень испугались и, пав ниц, спрятали свои лица. Однако, Иисус сказал им встать и не бояться. Когда ученики подняли глаза, они уже не увидели никого, кроме самого Иисуса. Когда они сходили с горы, Иисус запретил ученикам говорить кому-либо о том, что они видели, до того, как он воскреснет из мёртвых. Ученики же спросили его о пророчестве, которое говорит, что Илия должен прийти раньше, Иисус ответил им «Да, Илия должен прийти прежде и устроить всё, но говорю вам, что он уже пришёл и поступили с ним, как хотели, как и написано о нём». Ученики поняли, что он говорил об Иоанне Крестителе.На этом сама сцена Преображения заканчивается, но дело в том, что у трёх евангелистов она описывается по-разному. Стоит вспомнить, что каждый из них писал для одной определённой аудитории. Но для начала нужно определить богословский смысл Преображения. Преображением Бог показывает апостолам, кто Христос на самом деле, ведь как оказалось, они ещё не до конца понимали это. Так Пётр, который говорит «Сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии» таким образом приравнивает Христа к Моисею и Илии, как одного из великих пророков. Бог же, явившийся здесь как голос с неба, весьма деликатно поправляет его, говоря «Сей есть Сын мой возлюбленный».Разберём каждое Евангелие с этой точки зрения. Итак, Матфей, писавший для иудеев: 1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. 6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. 7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. 8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. 9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем 10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти видении, доколе Сын Человеческий не прежде и устроить всё; 12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. 13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. воскреснет из мертвых. Иисус возводит учеников на «высокую гору», что немедленно напоминает нам события Ветхого Завета: ведь Божественные откровения получали Моисей и Илия на такой же как будто абстрактной «высокой горе» (гора Синай или Хорив). Мы видим, что Матфей сравнивает одежды Христа со светом, а его лицо с солнцем. Правильнее же было бы сказать так: «ученикам показалось, что его лицо просияло, как солнце», на самом же деле, ученики увидели этот свет «якоже можаху», то есть, настолько, насколько могло вместить их сознание. Конечно, не только Матфей, но никто другой не способен описать Божественный Свет или как-то передать его. Поэтому евангелист сравнивает этот, как мы помним, нетварный Свет с тем из творений, к которому он ближе всего – с солнцем. Одежды же Христа белы не только потому что освещены, но и потому, что сам Христос не имеет в себе ничего тёмного и неясного. Далее рядом с Христом предстоят Моисей и Илия. Если мы говорим об иудеях, то этот аспект особенно важен: ведь Иисуса многие считали законопреступником. Именно поэтому Христос поставляет рядом с собой Моисея, для того, чтобы показать, что написавший законы вряд ли встал бы рядом с законопреступником, да ещё и в роли раба. Для того же здесь и Илия: таким образом Иисус как бы опровергает обвинения в свою сторону в богохулении. Или же так: Моисей – представитель царства мёртвых, а Илия – царства живых (потому, что не был погребён, а был вознесён на Небеса),так Христос является как бы связующим звеном между двумя мирами – миром живых и миром мёртвых. Эта же сцена показывает, как Моисей и Илия как бы «свидетельствуют своё подчинение Христу», чтобы подтвердить, что всё, что они говорили и делали, все их жизни сводятся к одному – ко Христу. Далее Пётр произносит свою малопонятную реплику, в ней совершая ошибку, случайно приравнивая Христа к Моисею и Илии, а «Глас, с неба глаголющий» поправляет его. Марк пишет о Преображении так: 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божье, пришедшее в силе. 2 И, по прошествии шести дней, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на высокую гору особо их одних, и преобразился перед ними. 3 Его одежды сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.5 При этом Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три шатра: Тебе один, Моисею один, и один Илии.6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел голос, говорящий: Это есть Мой возлюбленный Сын; Его слушайте.8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собой не видели, кроме одного Иисуса.9 Когда же сходили они с горы, Он велел никому не рассказывать о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничиженым. 13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Евангелист Марк, не упоминая о том, как изменяется лицо Христа, особенный акцент делает на его одежды. Описывая их, евангелист говорит, что одежды были так белы, как «на земле белильщик не может выбелить», подразумевая нетварное происхождение этой белизны, этого Света. Кроме того, в отличие от Матфея, Марк первым упоминает Илию, а не Моисея – скорее всего, это потому, что дальше разговор между Христом и учениками будет идти об Илии. Опять же в отличие от Матфея, Марк после слов Петра вставляет важное пояснение: «Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе». Это пояснение напоминает нам, что Марк писал своё Евангелие для язычников, так что этот стих необходим. Тем более, Евангелие от Марка во многом основано на рассказах апостола Петра, а потому в этом стихе отчасти присутствует личное отношение апостолов к происходящему – ведь кому, как не самому Петру знать, что происходило тогда в его душе. Важно также, что Пётр в своих необдуманных словах называет Иисуса «Равви», то есть «Учитель», что лишний раз доказывает, что он не понимает значения самого события.Евангелие от Марка – единственное, в котором упоминается срок, до которого апостолы должны молчать о том, что видели – до того, как Христос пострадает и воскреснет. Логично предположить, что этот срок обоснован именно способностью учеников понять смысл Преображения. То есть, понять этот смысл они смогут только после того, как увидят Воскресение, так как и слов Иисуса о воскресении из мертвых они не поняли, спрашивая друг друга «что значит: воскреснуть из мёртвых». В Евангелии же от Луки говорится так: 28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. 29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. 30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; 31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. 32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. 33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. 34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. 35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. 36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели. Итак, первое, на что хочется обратить внимание – хронологические рамки происходящего. В двух предыдущих Евангелиях говорилось о том, что событие совершается «по прошествии дней шести», здесь же их становится восемь. Так получается потому, что Лука, вероятнее всего, считает и день, после которого прошло шесть, и день самого Преображения. Кроме того, только Лука упоминает о том, что Христос взошёл на гору не просто так, а для того, чтобы помолиться. Говоря же о том, как преображается Христос, Лука особенный акцент делает на изменении лица, а точнее «вида лица» Христа, как бы соединяя в одно словосочетание два выражения, написанных Матфеем. Ещё одна важная деталь, о которой сказано только в этом Евангелии – о чем именно говорил Христос с Моисеем и Илией. Написано же, что «говорили об исходе Его», то есть, Евангелие от Луки – единственное, в котором прямо говорится о будущих страданиях Христа. В 32 стихе можно опять видеть то, о чём не сказано ни в одном другом Евангелии: апостолы «отягчены были сном»,по всей видимости, они спали в то время, как Христос молился и проснулись только когда Он преобразился, и лицо Его засияло. Далее делается намёк на то, что Пётр своими словами хотел удержать Моисея и Илию, ведь он обращается к пророкам только тогда, когда они отходят. Слова же «явилось облако и осенило их», скорее всего, разумеют под собой, что облако осенило учеников, а не пророков, ведь дальше сказано: «и устрашились», а Моисей и Илия вряд ли устрашились бы в такой ситуации. Итак, достаточно подробно разобрав различия между каждым из Евангелий, можно разглядеть эти различия и в самих изображениях, так как каждое из них в той или иной мере соответствует одному из Евангелий. Первое из этих изображений: икона неизвестного художника 15 века (ранее приписывалась Феофану Греку) «Преображение Господне» На этой иконе мы видим довольно традиционное изображение Преображения Господня, за исключением некоторых деталей. В центре иконы - сама сцена Преображения. Одежды Христа белоснежные, сияние же вокруг – голубоватое, светлое, но чем ближе оно к фигуре Христа, тем темнее становится. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть нетварность и непостижимость Божественного Света. Это значит, что белизна Света нужна лишь для того, чтобы ученики видели её. Белизна – то, что способны постичь ученики. От фигуры Христа исходят треугольные белые лучи, художник подчёркивает именно то, что Христос – источник Света. В руке Христос держит свиток, являющийся символом того, что Он – именно тот, о котором говорили пророки, подтверждающий это, так же, как присутствие Илии и Моисея. Илия и Моисей находятся с двух сторон от Христа, Моисея можно узнать по скрижалям в его руках. Моисей и Илия стоят отдельно от Христа, то есть, Христос на одной скале, а пророки – на двух других. Это – символ того, что Христос действительно является Сыном Божиим, а не одним из пророков. Под скалами мы видим миниатюрное изображение «восхождения» на Фавор и «нисхождения» оттуда. Смысл изображения этого будет таким же, каков в принципе смысл восхождения на высокую гору по Евангелию. Христос хочет показать своим ученикам, что никакое знание не достигается само собой, что его нужно стяжать самому. От Христа на учеников исходят три луча сине-голубого цвета. Как известно, синий цвет в русской иконописи часто используется как символ тайны, откровения, которым и является Преображение Господне. На одеждах учеников и на окружающем пейзаже видны отблески этого голубоватого Света. Это нужно иконописцу для того, чтобы показать, как разделения мира «горнего» и мира «дольнего» становится незаметным как только Божественный Свет нисходит на «дольний мир». Ученики, как бы распростёртые в нижней части иконы, составляют некий контраст даже друг с другом. Иаков, крайний справа, закрывает глаза рукой так, что самих глаз не видно, а Пётр, крайний слева, наоборот повёрнут к Христу лицом и держит руку поднятой, что означает, что он говорит, обращаясь ко Христу. Своеобразным «переходным звеном» между ними является Иоанн, отвернувшийся, но не закрывший лицо. Однако, этот контраст является скорее композиционным элементом, нежели символом, так как по тексту Евангелия нет никакого чёткого разделения действий среди учеников, за исключением речи Петра. В двух верхних углах иконы изображены два синих «облака», а в них ангелы, несущие Илию и Моисея. Этот мини-сюжет основан на апокрифе, обыкновенно называемом «апокрифом от Петра», хоть на самом деле и неизвестно, кто его автор. Вот отрывок из этого апокрифа, подтверждающий моё предположение: «и низошло столь великое и совершенно белое облако на головы наши и унесло Господа нашего и Моисея и Илию». Естественно, внимание сразу отвлекает то, что в апокрифе облако названо «совершенно белым», а на иконе оба «облака» сине-голубого цвета. Но, во-первых, апокриф мог быть сильно искажён при переводе, во-вторых, вполне возможно, что таким образов иконописец снова подчёркивает разницу между Христом и пророками – облако вокруг него должно быть белым, но пророки не могут быть равны ему ни в чём, поэтому цвет другой. В-третьих, как уже было упомянуто, синий – цвет откровения, а Преображение и есть Божественное откровение. Наконец, в-четвёртых, вполне возможно, что иконописец вовсе не ставил себе целью чёткое следование сказанному в апокрифе, а возможно, что писал по памяти, а потому воспроизвёл неточно. Кроме того, ведь эти «облака» - тоже мини-сюжеты, а значит, они не должны привлекать сильного внимания и уж точно не должны отвлекать внимание от фигуры Христа, а будь они белыми, акцент делался бы на них, оттеняя главный сюжет иконы, что делало бы её бессмысленной. На этой иконе присутствуют и традиционные символы: «бегущие горки» - символ стремления всего живого к Богу, пещеры – символ будущего погребения Христа, деревья, выражающие сразу три смысла. Первый – деревья как отображение будущих крестных страданий. Второе – обозначение земной жизни Христа, считавшегося сыном Иосифа, плотника. И третье – так же, как и «бегущие горки», деревья, тянущиеся вверх – символ стремления к Богу. Следующий пример восточной живописи, а точнее, иконописи: икона Андрея Рублёва «Преображение Господне» Андрей Рублёв. «Преображение Господне» Христос находится на горе, слева от него Моисей, ( это мы понимаем по табличкам в его руках) а справа – Илия. Важно, что Христос находится на одной горе, а пророки – на двух других, то есть отдельно от Христа. Эта черта помогает передать евангельский смысл: Христос не один из пророков, но другой, отдельный от них. Сам Спаситель окружён мандорлой – нимбом, охватывающим всё тело. Мандорла с краёв чуть светлее, но чем ближе к Христу, тем темнее становится цвет. Этим подчёркивается особенность перехода божественной энергии в земную, ту, которую люди способны воспринять. Христос в белом одеянии, однако, сияние вокруг него – тёмное, даже чёрное. Из традиционных символов иконописи здесь мы можем видеть бегущие горки – символ стремления всей природы к Богу. Кроме того, сами скалы, камни – символ твёрдой веры. Деревья – отчасти символ будущих крестных страданий, отчасти – реальный факт (так как на горе Фавор действительно растут деревья). Пещера же, по иконописной традиции чистого чёрного цвета – символ будущего погребения Христа. Внизу изображены апостолы: Иаков, лежащий вверх ногами и закрывающий руками лицо, Иоанн, отвернувшийся и закрывший лицо одной рукой и Пётр, в жёлтых одеждах, с поднятой рукой, видимо, произносящий слова из Евангелия («Господи! Хорошо нам быть здесь» и т.д.). Далее я перехожу к западной живописи. Первый из примеров – картина Рафаэля Санти «Преображение» В этой картине совмещены два сюжета, которые в самом Евангелии описываются последовательно, друг за другом: Преображение Господне и последующее исцеление бесноватого отрока. Непосредственно сцена Преображения изображена в верхней части картины. Как и на одноимённом триптихе Боттичелли, Христос изображён парящим в воздухе, как в момент Вознесения, от него исходит Божественный Свет, сам он находится в облаке, что перекликается с Евангелием («и се, послышался глас из облака глаголющий») Руки Христа воздеты в жесте оранта. Моисей и Илия также изображены парящими, Моисей с традиционными скрижалями в руках. Чуть ниже изображены ученики Христа, находящиеся на возвышении, символизирующем гору: Пётр в желтых одеждах, Иоанн, закрывающий одной рукой глаза и Иаков, упавший на землю лицом вниз. За горой, на заднем плане, подчёркнуто маленький в сравнении с Христом и его учениками – заказчик картины, кардинал Джулио Медичи. (Изначально картина должна была служить алтарным образом для кафедрального собора в Нарбонне). Люди внизу: все жестикулирующие – девять апостолов, остальные – бесноватый отрок, его отец, пришедшие с отцом. Особое внимание привлекает неизвестная женщина на переднем плане. О том, кто эта женщина и зачем художник делает на ней акцент, мы можем только догадываться. Город, изображённый на заднем плане помогает художнику показать, насколько высока гора Фавор. Изображение двух сюжетов одновременно нужно художнику для того, чтобы показать контраст между божественной славой и мирской суетой, а кроме того, чтобы показать беспомощность учеников, то, насколько они ещё не готовы к тому, что Христос их покинет. Разительный контраст идёт и между лицом ребёнка, одержимого бесами и ликом Христа, выражающим величие и спокойствие. Следующее и последнее из рассматриваемых мной изображений – триптих Алессандро Боттичелли «Преображение» На левой части триптиха изображён святой Иероним, по традиции живописи одетый в красную сутану, на правой – святой Августин Гиппонейский в епископском облачении. Святой Иероним изображен с книгой, так как он был переводчиком Ветхого Завета (Так называемая Вульгата), а святой Августин – со свитком и чернилами, пишущим, так как именно он был автором первого христианского трактата по философии («О Граде Божием»). Скорее всего, святые отцы изображены здесь для того, чтобы показать, что Христос в своей славе един для всех (оба святых почитаются как в католической, так и в православной церквях). В центральной части триптиха – традиционная сцена Преображения. Христос в белом одеянии, его руки подняты в жесте оранта (то есть, молящегося), с двух сторон от него Моисей и Илия. На картине также присутствуют деревья (символ крестных страданий Христа), что показывает нам, что художник при написании картины руководствовался Евангелием от Луки, так как только в этом Евангелии присутствует намёк на будущие страдания. Вокруг Христа ученики: Пётр, традиционно изображенный в желтых одеждах, Иоанн (темноволосый) и Иаков. Апостолы закрывают глаза руками. Скорее всего, картина построена как триптих по той причине, что это число автоматически ассоциируется с Троицей. Во всех упомянутых изображениях есть существенные различия в способах воспроизведения Фаворского Света, что тесно связано с разным пониманием его догматики в Православии и Католичестве. Я считаю нужным упомянуть о том, в каких именно положениях в данном случае расходятся Католичество и Православие. Связанные с Фаворским Светом догматы, иллюстрирующие позицию православной Церкви, согласно изложенному А.Ф.Лосевым: 1.Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. 2. Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею. 3. Энергия сущности нетварна 4. Энергия сущности не вносит разделения в саму сущность и не нарушает её простоты. 5. Имя «Божество» относится не только к сущности Божией, но и к энергии, то есть, энергия Божия тоже есть сам Бог 6. В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – может. В первых двух приведённых мной примерах, в данном случае представляющих восточную живопись, а, следовательно, долженствующих следовать православной догматике, нетварность Фаворского Света подчёркивается сразу несколькими деталями. Первая из них – тёмный цвет, которым полностью обозначается сияние вокруг Христа на иконе Андрея Рублёва и отчасти на иконе неизвестного иконописца школы Феофана Грека. На первой мы видим, что само сияние обозначено тёмно-зелёным и чёрным цветом, что помогает иконописцу обозначить идею о «невместимости» Божественного Света в дольний мир, то есть, о том, что никакой белый цвет не способен на самом деле выразить Божье величие, которое, по православной догматике и выражал Фаворский Свет. На второй же иконе Свет по мере своего приближения к фигуре Христа темнеет, что создаёт как бы два уровня: первый – тот Свет, который увидели апостолы, тот, который могло вместить их сознание, а второй – тот, что есть на самом деле и тот, что не показать никакой земной белизной. Стоит также обратить внимание на то, что сияние находится как бы за Христом, но одновременно и вокруг него. Это согласуется со вторым догматом Лосева: энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею. Кроме того, здесь мы видим и четвёртый догмат: энергия сущности не вносит разделения в саму сущность и не нарушает её простоты. Влияние же шестого догмата можно видеть лишь на одной из приведённых в пример икон: «Преображение Господне» авторства неизвестного иконописца, где лучи, исходящие от Христа почти касаются апостолов, а значит, они участвуют в этой Божественной энергии. В третьем и четвёртом примерах, которые представляют в данном случае западную живопись, особенно ярко проявляются черты католической догматики. В первом из них, картине Рафаэля видно, что Свет как бы сливается с облаком, в котором находится Христос, что как раз помогает художнику выразить католический взгляд на Фаворский Свет: он сотворён, причём сотворён исключительно с целью показать ученикам величие Иисуса. На этой картине чётко видно, что Свет исходит непосредственно от Христа, кроме того, он ослепительно бел, что ещё раз доказывает, что автор картины руководствовался католической догматикой. Во втором же примере, триптихе Боттичелли, также видно, что Свет исходит именно от фигуры Христа, а в довершение ко всему, он очень похож на лучи солнца, что делает его ещё более «земным», а значит, тварным. Таким образом, видно, что так как в католичестве не существует определённого учения о Фаворском Свете, кроме как положения о том, что он был сотворён, то и западная религиозная живопись, несмотря на то, что, как правило, находится под большим влиянием догматики, не следует каким либо строгим канонам или требованиям, когда дело касается богословского смысла. Восточная же живопись, а в данном случае иконопись, которая в восточной традиции в принципе в очень высокой степени подчинена правилам, наоборот, очень чётко следует православной догматике, не позволяя себе отступить от неё ни на шаг. Из проведённого мной исследования можно заключить, что хотя и в православии, и в католицизме догматика оказывает очень большое влияние на религиозную живопись, всё же в православии она имеет гораздо больший вес и каноничность. Список использованной литературы:
|
referad.ru
Преображение Господне-развитие сюжета в живописи,фресках и иконописи
Преображение Господне — картины, иконы и фрески Преображение Господне - один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков? автор- Надежда Нефедова
Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?
От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».
Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.
Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.
Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.
Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия
Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент
Три апостола —Петр , Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.
Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.
В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».
Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.
Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.
Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.
В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.
Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.
Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.
Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.
В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.
В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.
В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).
В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.
* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва
Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент
Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция
Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция
Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция
Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.
Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб
Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция
Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва
Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва
Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва
Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Икона. Кон.XVIII — нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник
Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция
Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция
Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана
Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.
Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва
источник-портал Правмир
worldartdalia.blogspot.com