Праздник Урожая 2017 запомнился картинами из даров природы. Праздник урожая картины
Праздник урожая в советском колхозе
Герасимов. "Колхозный праздник". 1937г
Осенний праздник урожая ведет свою историю со времен языческой Руси. Во времена СССР древнюю традицию не стали искоренять полностью, сделав этот день элементом пропаганды советской власти.
В живописи тема «Праздник урожая» распространяется после фразы Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее!», произнесенной на Первом всесоюзном совещании рабочих и рабочих-стахановцев в 1935 году.
Деревня в то время перестраивалась на новый лад. Коллективизация села проходила тяжело и привела к резкому спаду сельского хозяйства, недовольству крестьян, голоду.
Правительство страны при помощи изобразительного искусства стремилось продемонстрировать изобилие и сытую жизнь колхозника. Многие картины, изображающие радостных крестьян, побывали на международных выставках. Натурой для полных оптимизма произведений служили несколько образцовых колхозов, выделявшихся на общем фоне.
Аркадий Пластов. «Колхозный праздник». 1937 г.
Аркадий Пластов, художник, посвятивший своё творчество родной деревне, в 1937 году пишет полотно «Колхозный праздник». Картина наполнена праздничной атмосферой всеобщего веселья, изобилия и процветания. Колхозный пир по случаю богатого урожая проходит под открытым небом, с огромным количеством разнообразных блюд и напитков, музыки, веселых разговоров. Пластов изображает праздник во всей его динамике, быстро меняющихся мгновениях времени. Картина словно мерцает, появляются и исчезают лица, руки, жесты, стулья, бутылки и самовары. Движутся люди, беседующие за столами, веселящиеся, танцующие. Разнообразны индивидуальные черты крестьян, каждого из них художник наделил своим, неповторимым характером, повадками, чертами лица. Портрет Сталина, возвышающийся над шумной толпой, единственный статичный и ясно читающийся персонаж. Вождь напоминает невесомое божество, смотрящее на свою веселящуюся паству, дарующее им плоды изобилия и придает полотну оттенок языческого праздника.
Герасимов. «Колхозный праздник», фрагмент.
В этом же, 1937 году создает свой «Колхозный праздник» Герасимов. Художник изображает все тот же сюжет – богато накрытый общий стол под открытым небом, окруженный нарядными колхозниками. Люди еще не приступили к праздничной трапезе, они стоят вокруг стола и внимают праздничной вдохновляющей речи председателя. Нет смеющихся и улыбающихся лиц, все спокойны и внимательны. Выразительную жестикуляцию Герасимов приписывает только центральной фигуре председателя, он поднял руку в восторженном порыве. Руки остальных участников пиршества скрыты соседними фигурами, либо гранью стола. Вся сцена тесно переплетена с природой, играющей на полотне одну из ключевых ролей.
За спинами людей раскинулась широкое поле, с небольшими современными постройками и далекими зелеными холмами. Картина наполнена ярким солнечным светом, лучи падают на людей, зелень, убранство стола, придавая всему действу воздушную легкость, ощущения радости бытия.
Во второй половине 30-х пишет свое эпическое полотно «Мастера урожаев» Тарас Гапоненко. На полотне 278х87 см художник изображает интернациональный союз крестьян, живущих в разных республиках Советского союза. Яркое, солнечное, преисполненное пафосом социалистического реализма, произведение захватывает своим оптимизмом. Под широким сводом неба и развевающимися красными знаменами шагают на зрителя здоровые, исполненные жизненных сил люди. В правом углу идут крестьяне РСФСР, их возглавляют мужчина в национальном костюме и женщина, держащая сноп.
Тарас Гапоненко. «Мастера урожаев»
Рядом художник расположил хлопкоробов среднеазиатских республик в национальных костюмах, с мешками и корзинами хлопка в руках. В левой части полотна шагают свекловоды Украинской ССР. В центральной группе идут различные представители колхозов, трактористы и председатели, женщина, поднявшая над головой золотой сноп пшеницы. Гапоненко изобразил на полотне множество детей, радостные, счастливые пионеры в красных галстуках идут на первом плане, ребятишки поменьше держат за руки своих мам. Картина, демонстрирующая единство народов СССР, пышущих счастьем крестьян и плоды сельскохозяйственной деятельности, вселяла в зрителя гордость за величие страны.
Художники обращались к теме праздника урожая в течение всей истории Советского союза. В этих полотнах всегда присутствовали радостные крестьяне с плодами своих трудов, но, все же, такой размах пафоса и оптимизма, демонстрация изобилия и счастья присутствовал только в предвоенные годы.
Алина Свердлова-Александрова
lenin.guru
«Праздник Урожая» — Окна соцреализма
Советский украинский живописец , художница монументального искусства . Член СХ УССР . Родилась 19 июля 1937 года в г. Киев в семье живописцев . Дочь художников Степана Кириченко и Зинаиды Волковинской . Член НСХУ (1968) . Закинончила Киевский художественный институт (1963; преп. В. Костецкий , К. Трохименко , О. Шовкуненко) . Работала в Киеве позаштатным художником в журнале «Советская женщина» (1957–1960) и «Пионерия» (1958–1961) , издательстве «Советский писатель» (1961–1965) . На творческой работе. Преподавала в художественной школе в г. Киеве . Участница городских , всеукраинских , всесоюзных выставок изобразительного искусства от 1957 года . Персональные – посмертная в Киеве (2004) . Создавала пейзажи , портреты , тематические картины , мозаичные панно . Использовала технику темперы . росписи . Умерла 13 декабря 2003 года в г. Киеве . Творчество : эскизы декораций и костюмов к представлению «Патетическая соната» М. Кулиша (1963) , оперы «Пиковая дама» П. Чайковского (1968) ; мозаики – «Лесная песня» (1970, м. Ялта , в настоящее время АР Крым) , «Скифы» (санаторий «Бердянск» в м. Бердянск Запорожской обл., 1972), «казак-бандурист» , «Свято урожаю» , «Рыбалки» , «Тройственные музыки» , «казак-защитник» (все – 1977, гостиница «Интурист» в Киеве) , «Орнамент» , «Украинское искусство» , «Дума народна , свободна и стокрила» (1982г. ; все – смт. Лисянка Черкасской обл .) , «Человек – творец» (г. Славута Хмельницкой обл., 1985) ; живопись – «Осень» (1965) , «Композитор В. Кирейко» (1966) , «Актриса Т. Кибальникова» (1967) , «Юность» (1968) , «Рыбалка» , «Начинается день» (оба – 1969), «Эстафета» (1970), «Украинские танцоры» , «Мар’янка и Леся» (оба – 1971), «Из. Примакова» (1975), «Актриса И. Дорошенко» (1978) , «О прошлом» (1979) , «Т. Шевченко» (1980) , «Гопак» (1984) , «Зимний Днепр» (1990) , «Казак Мамай», «Весенние цветы» (оба – 1992) .
На фото : художник Кириченко Елена Степановна (Украина, 1937) «Праздник урожая» 1969 год
oknasocrealisma.com
Виноградов & Дубосарский. Невыносимая радость бытия. Самая большая провокация в современном российском искусстве
Чтобы ощутить всю громадность этой эстетической разводки, нужно вернуться в далекий, как говорят, 1994 год. Именно тогда Владимир Дубосарский и Александр Виноградов сошлись на просторах московского contemporary art, чтобы замутить свой столь неодназначый проект. В те жестокие и веселые времена актуальным искусством считались вот что: брутальные и дикие выходки в интерьерах и на открытом воздухе агрессивных творцов вроде Бренера и Кулика, как правило, голых, а также изготовление ассамбляжей, объектов и инсталляций. Вы не поверите, но тогда дело доходило до создания инвайронмента – что это такое, я объяснять сейчас не буду.
В общем, московское актуальное искусство развивалось в формах, пристойных и интересных для инсайдеров, но достаточно диковатых для неподготовленного потребителя. Ведь что такое искусство с его, неподготовленного потребителя, точки зрения? Это живопись, скульптура, графика, макраме. Ну, Дымково еще. А тут – черт знает что такое, чего еще совсем недавно нельзя было увидеть ни на Всесоюзной художественной выставке «Советская Россия», ни даже на фестивале творчества народов СССР. То есть картина – реалистическая картина - как наиболее массовый и привычный предмет, считающийся произведением искусства, потребителю практически не была дана в ощущениях. Реалистическая картина московским актуальным искусством презиралась, над ней отрыто потешались и насмехались в голос. Она считалась совковым отстоем. Если в тусовку попадал человек, всерьез пишущий портрет-пейзаж-натюрморт-жанр, с ним общались как с недостаточным.
И вот во всем этом тандем (как сейчас говорят) Дубосарский-Виноградов вдруг предложил в рамках актуального искусства этот совершенно традиционный и третируемый продукт – картины. Причем, не просто картины. Копии модернистских стандартов выставлял тогда, скажем, и Тер-Оганян. Дубосарский-Виноградов предложили картину в самом прОклятом в то время вместе с коммунизмом классическом соцреалистическом стиле. Ну, что-то вроде Аркадия Пластова. Тем более, что писать картины они, в отличие от большого числа актуальных художников, умели – оба закончили училище 1905 года, а потом и Суриковский институт.
«Дорогая, я еще в офисе»
Ниже падать было некуда. Ну, оставалось еще разве что Дымково. Скажем прямо, профессиональная публика была в недоумении. Она тогда потерялась. Типа, что это за откровенно ретроградная позиция? Или это полный идиотизм? Ну, ладно еще Виноградов! Он после окончания института работал художником на мебельной фабрике и в качестве актуального художника себя никак не проявлял. Но Дубосарский-то, с его мощным и долгим бэкграундом хотя бы в виде участия в могучем проекте «Галерея на Трехпрудном» - многолетнем и одном из самых продвинутых тогда проектов московского актуального искусства – как он-то докатился до подобного штрейкбрехерства?!
Битлз в Москве
На самом деле Дубосарский-Виноградов завернули совершенно точно просчитанную и безумно красивую поганку, по сути своей не менее радикальную, чем голый Кулик или Осмоловский с нецензурной лексикой на Красной площади. В чем, конечно, все продвинутые люди через некоторое время все-таки разобрались.
Тотальная живопись (фрагмент)
Итак, переходим к сути проекта. Начнем с того, что это высказывание совершенно персонажное. То есть, все эти картины как бы сделаны неким жизнерадостным и не особо разборчивым художником, который раньше, условно говоря, писал картины про коммунизм, а теперь перешел на обслуживание другого доминантного клиента – новых русских. То есть язык произведения остался прежним – ведь он же, этот гипотетический художник, по-другому не может, да и гипотетический потребитель другого языка не понимает – а тематика произведений изменилась в соответствии с веяниями времени.
Мишка и Барби
Праздник урожая
О том, что это – как бы, говорит многое. Самое главное – это, конечно, перебор во всем. Если красота – то такая, что уже тошнит. Если счастье – то тоже тошнит. Если сентиментальность – то, естественно, тошнит. Если торжественность – то, извините, опять же тошнит. Не дождешься от Дубосарского-Виноградова простого, нормального, человеческого чувства. Ну, чтоб не тошнило.
Триумф
Кроме того, тандем не пошел выставляться в коммерческие галереи. Он продолжал работать на тех же площадках актуального искусства, что и раньше. То есть потребитель их искусства остался тот же, что и у искренних, радикальных нонконформистов.
Опять же часто встречающийся в работах Дубосарского-Виноградова абсурд доходчиво сигналит нам о том, что это - как бы.
Жаркое лето
Короче, под видом честного, крепкого, тупого китча нам подсовывают типичную симуляцию, остроумную и хорошо сделанную. Не случайно их работы идут на ура и среди тертых посетителей галерей актуального искусства и среди тех, кто про это искусство никогда не слышал. Впрочем, воспринимают те и другие эти работы по-разному. Вторые – по-честному, что особенно приятно авторам.
Вполне естественно, что выбранная Дубосарским-Виноградовым квазихолуйская позиция позволяет им творчески перерабатывать всяческую поп-культуру. Ведь их гипотетический потребитель ее потребляет. И вот из-под кистей Дубосарского-Виноградова выходят общедоступные мифологические конструкты, наполненные отечественным содержанием.
Птица-Тройка
Или получается какая-то хоррор-голливудщина, опять же, российского розлива.
Горячий цех
Или просто дебильно-радостная попса, переодетая в наши вещи, неброские, но ноские (тут я не пытался писать в рифму, просто других слов не нашел).
Участковая
Надо сказать, что при всем своем сюжетном патриотизме и при всей боли за судьбы Родины Дубосарский-Виноградов не обходят в своем монументальном творчестве (а картины у них о-о-очень большие) и зарубежные темы. Тем более что первый реальный заказ они получили из Германии. Вот этот.
Канцлер
Они его получили после того, как написали картину, посвященную очередной годовщине объединения Германии. Как видите, перед зарубежным клиентом тандем прогибается не выше, но и не ниже, чем перед отечественным.
Happy day
Эта германская история – давняя, но интерес к иностранным событиям у них не пропал и сейчас. Вот картина на избрание Обамы - прямо «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (Жак Луи Давид, 1800. Холст, масло, 264х231 см. Художественно-исторический музей, Вена).
Обама
Истоки творческого метода Дубосарского-Виноградова лежат, безусловно, в поп-арте. Там тоже под видом радостного приятия общества потребления лежала хорошо скрытая ирония по поводу этого общества. Эту связь тандем даже визуализировал.
Уорхол в Москве
Тут фишка в чем? Уорхол – один из ключевых поп-артистов, о нем в Википедии есть – в Москве никогда не был.
В общем, надо закругляться, а то у меня по знакам перебор. Короче, сейчас Дубосарский-Виноградов входят в пятерку самых известных российских художников, их работы продаются за десятки тысяч долларов или евро - как получится. И хранятся в очень знаменитых музеях. А когда-то мастерская Дубосарского находилась в заброшенном сквоте в Трехпрудном переулке, и под раковиной там стояло ведро.
Автор: Вадим Кругликов
adindex.ru
Последние новостиПоследние статьи в блоге |
Интересности
Полезности
ЛитературностиРукоделие и мастер-классы
Оформление блоговКарта раздела |
prazdnichnyymir.ru
Праздник Урожая 2017 запомнился картинами из даров природы
Праздник Урожая в школе «Радуга» прошёл шумно, весело, необычно. Площадка пред школой была украшена клумбами цветов, посередине находилась инсталляция с образцами урожая, вход был увешан осенними ветвями деревьев, а внутри расположилась картина из лепестков и листьев.
Праздник начался с песни, рассказывающей как выращивать, жать, молотить, молоть, мять, выпекать хлеб. Затем ученики третьего класса, прошедшие полный путь зерна — от поля до стола, раздали собственноручно выращенный хлеб гостям.
Изюминкой праздника стало создание панно из овощей, фруктов и другого природного материала. Каждый класс составлял свою композицию. В реальном времени рождались шедевры прикладного искусства. Это завораживающее зрелище, когда из отдельных мисок, стопок, пакетов берутся ингредиенты, укладываются определённым порядком и из них образуется эмблема.
Некоторые картины оказались съедобными, их дети по завершении смотра съели, а остальные были сложены в центр площадки для дальнейшего любования.
Праздник продолжился хороводами и затейливыми «ручейками» в помещении школы, где работали: ярмарка, обмен вещей и кулинария.
Дети и взрослые участвовали в народных танцах и интересных играх. На ярмарке продавались изделия ручной работы, свежие белые грибы, пряники с изображением радуги, домашние зимние заготовки. На втором этаже столы ломились от яств. Авторы блюд стремились удивить гостей, показать, что можно сделать из простой картошки, тыквы, яблок и так далее. Безалкогольный глинтвейн выдавался бесплатно.
Праздник закончился запуском воздушного змея. Каждый из гостей мог привязать к его хвосту верёвочку и загадать желание. Желания оказались вполне подъёмными — змей весело взмыл в небо. Дети по очереди держали нить, бегали за змеем, скатывались кубарем с горок.
Следующий праздник не за горами, следите за анонсами!
Поделиться ссылкой:
drugayashkola.ru