Общества живописцев начала ХХ века. "Бубновый валет". Картина бубновый валет


Бубновый валет (художественная группа)

Изначально «Бубновый Валет» — называлась одна из выставок, которая проходила с декабря 1910 по январь 1911 гг. Впоследствии художники, которые были представлены на этой выставке (Кончаловский, Лентулов, Машков и другие), создали творческое объединение с одноимённым названием. Объединение Бубновый Валет в первое время своего существования включало в себя преимущественно Московских художников, но впоследствии к ним присоединились художники из Санкт-Петербурга, других городов России, а также немцы, французы и представители живописи других стран и городов Западной Европы. Художественная группа Бубновый Валет просуществовала вплоть до 1917 года, после чего распалась (считается, что вследствие выхода из группы П.П.Кончаловского и И.И.Машкова), но осталась в истории изобразительного искусства как одно из самых ярких явлений. В 1927 году часть коллекции этого творческого сообщества была представлена в Третьяковской Галерее.

Само название «Бубновый Валет» имеет под собой довольно скандальную основу, которая была призвана вызвать определённые эмоции у потенциальных зрителей. В ту пору бубновыми валетами называли каторжников, превалирующую часть которых составляли политические заключённые. Живописцы этого сообщества писали свои картины в разных стилях, но традиционно отрицали салонное искусство, академизм и реализм XIX века. Для их творчества были характерны такие жанры живописи, как фовизм, постимпрессионизм, кубизм, примитивизм, кубофутуризм, абстракция и некоторые другие, порой довольно своеобразные формы сочетания живописных стилей, к примеру, сочетание новейших направлений с лубком и даже народной игрушкой.

Бубновый Валет повторили революционный переворот в традиционной живописи, который ранее на пять лет совершили во Франции фовисты и экспрессионисты группы «Мост».  Это явление можно назвать победоносным началом шествия авангарда на сцене русской живописи.  Активисты Валета заявили всей стране, что с ними тоже нужно считаться, что их искусство существует, и не менее интересно и профессионально, чем работы иностранных авторов. Далее вы можете ознакомиться с коллекцией картин художников, входивших в состав художественной группы «Бубновый Валет».

А. Лентулов. Автопортрет (Le grande peintre). 1915

 

А. Лентулов. Василий Блаженный. 1913

 

А. Лентулов. Девушка с гитарой. 1913

 

А. Лентулов. Женщины и фрукты. Правая часть диптиха. 1917

 

А. Экстер. Город ночью. 1913.

 

А. Экстер. Натюрморт с яйцами. 1914

 

В. Рождественский. Натюрморт «Трактирная посуда». 1909

 

В. Татлин. Лежащая натурщица. 1912

 

В. Татлин. Матрос. 1911

 

И. Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

 

И. Машков. Автопортрет. 1911

 

И. Машков. Городской пейзаж. 1911

 

И. Машков. Дама в шляпе. 1909

 

И. Машков. Две натурщицы. 1908

 

И. Машков. Натурщицы в мастерской. 1916

 

И. Машков. Портрет дамы с фазанами. 1911

 

И. Машков. Портрет Е.И.Киркальди. 1910

 

И. Пуни. Портрет жены художника. 1914

 

К. Малевич. Портрет М.В.Матюшина. 1913

 

Л. Попова. Живописная архитектоника. 1916

 

М. Ларионов. Портрет Н.Гончаровой. 1907

 

М. Ларионов. Солдат (курящий). 1910–1911

 

М.Ларионов. Деревенские купальщицы. 1909

 

Н. Гончарова. Борцы. 1908–1909

 

Н. Гончарова. Мать. 1910

 

П. Кончаловский. Автопортрет в сером. 1911

 

П. Кончаловский. Автопортрет с семьей (сиенский портрет). 1912

 

П. Кончаловский. Испанский мальчик. 1910

 

П. Кончаловский. Наташа на стуле (портрет Н.П.Кончаловской в детстве). 1910

 

П. Кончаловский. Площадь Синьории в Сиене

 

П. Кончаловский. Поднос и овощи. 1910

 

П. Кончаловский. Портрет художника Г.Б.Якулова. 1910

 

П. Кончаловский. Портрет Ю.П.Денике (Юрьева) и А.Д.Покровского. 1913

 

П. Кончаловский. Хлебы на зеленом. 1913

 

Р. Фальк. Обнаженная. Крым. 1916

 

Р. Фальк. Старая Руза. 1913

 

Хотите быть всегда красивыми и привлекательными? К вашим услугам мастер свадебных причесок и укладок Ульяна Старобинская. Профессиональный стилист-визажист сделает из вас настоящую красавицу.

art-assorty.ru

Художественное объединение бубновый валет

Художественное объединение «Бубновый валет»

«Бубновый валет» — это название выставки, состоявшейся в Москве в марте — апреле 1910 г. и давшей начало одноимённому художественному объединению. Ядро экспозиции составляли работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька — мастеров яркого дарования, чьи творческие позиции далеко не во всём совпадали друг с другом. Выставка имела шумный и скандальный успех: многое в её организации и характере работ шокировало и возмущало как публику, так и критику. Такая реакция была спровоцирована и самими мастерами. По мнению членов «Бубнового валета», представление их работ должно было восприниматься как некое уличное зрелище, пронизанное балаганным духом. Эта атмосфера «площадного живописного действа» вызывалась общим интересом художников к народному искусству -изображениям с провинциальных вывесок и старинных лубков, росписям подносов и игрушек.

Название выставки, предложенное Михаилом Ларионовым, также взято из уличного жаргона: «бубновый валет» означало «мошенник», «плут», «человек, не заслуживающий доверия». Оно вызывало и другие ассоциации: «бубновый туз» — нашивка на одежде арестанта-каторжника, «червонный валет» — «вор». Лентулов вспоминал: «Слишком много в то время и изощрённо придумывали разные претенциозные названия... Поэтому как протест мы решили, чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее „Бубнового валета"?».

Впоследствии среди участников начались разногласия, Ларионов и Гончарова в 1912 г. вышли из объединения и организовали две самостоятельные выставки: «Ослиный хвост», а через год — «Мишень». Группа «Бубновый валет» просуществовала почти до 1917 г.

Художественный облик «Бубнового валета» в основном определяли живописцы, считавшие себя последователями Поля Сезанна. В картинах французского мастера их привлекала некая глубинная энергия цвета и пространства, чувствующаяся в каждом предмете, изображённом художником. Поэтому центральное место среди произведений членов «Бубнового валета» занимали любимые жанры Сезанна — пейзаж и натюрморт. Помимо этого они интересовались поисками Анри Матисса и его друзей кубистов.

В творчестве Петра Петровича Кончаловского (1876—1956) влияние Сезанна сочеталось с примитивизмом, проявившимся сильнее всего в портретах. В изображении ребёнка («Наташа на стуле», 1910 г.) нарочитая упрощённость рисунка, чуть грубоватое сочетание ярких цветовых пятен делает девочку похожей на куклу. Простота, доведённая почти до гротеска, — главный художественный приём и в другой работе —

«Портрете Г. Б. Якулова»(19Ю г.). Герой, сидящий по-турецки на фоне стены, увешанной оружием, напоминает восточного факира; в его лице явно преувеличены «экзотические» черты. Во всём облике героя чувствуется нечто игрушечное, ненастоящее.

Произведения Ильи Ивановича Машкова (1881 — 1944) прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». В натюрморте "Синие сливы" (1910 г.) художник старался передать как сочную синеву плодов, так и их упругую форму.

В другой работе — «Снедь московская. Хлебы» (1924 г.) — мастер, изображая аппетитные булки и калачи, стремился привлечь внимание к красоте самих красок — густых и очень ярких. Именно их насыщенность и плотность создают ощущение изобилия и полноты жизни, приближающее эту картину к знаменитым фламандским натюрмортам XVII в.

Совершенно иные задачи решал в своих работах Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943). Попытавшись представить все предметы реального мира как постоянно движущиеся абстрактные формы, художник показал знаменитые постройки Московского Кремля и Красной площади («Василий Блаженный», 1913 г.; «Звон», 1915 г.) в таком виде, что кажется, будто все части зданий, сдвинувшись со своих мест, кружатся в стремительном танце на глазах у зрителя. Краски положены мелкими, часто точечными мазками, делая масляную живопись

похожей на мозаику. Лентулов старался украсить свои картины как только возможно: он наклеивал на них золочёную гофрированную бумагу, золотые и серебряные звёзды. Несмотря на то что знаменитые храмы легко узнать, картины воспринимаются не как архитектурные пейзажи, а как калейдоскопы сверкающих и переливающихся красочных пятен.

В области пейзажа очень интересны работы Роберта Рафаиловича Фалька (1886—1958), также близкие по стилю Сезанну. В композиции «Старая Руза» (1913 г.) он пытался, подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины — дома, землю, небо — предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они созданы из одной материи. Как и Машков, Фальк тяготел к густым краскам, которые у него приобретали особенно терпкий оттенок. Однако тональность полотна не столь яркая; даже рыжие и желтые цвета мастер делал приглушёнными, соединяя их с густыми крупными тенями. Это придаёт всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма.

Куприн Александр Васильевич был из тех художников, кто принял эстетическую концепцию "Бубнового валета". Народная игрушка и лубок, озорная частушка и жостовские подносы, наивность провинциальной фотографии и низовая городская культура – все это стало праосновой их творчества. Из-за формы и цвета тыквы часто встречаются в натюрмортах той поры. Круглые или удлиненные, апельсиново-желтые или солнечно-оранжевые – они всегда будут цветовым и композиционным центром картины. В "Натюрморте с тыквой" круглый стол своей формой подчеркивает округлость фаянсовой вазы. Такая ваза была привычным и красивым предметом обихода и часто встречается на полотнах русских и французских художников. Складки скатерти образуют энергичный овал вокруг нее. Как от камня, брошенного в воду, расходятся круги, так и повторение формы овала (ваза, складки, стол) – не случайность, а намеренное композиционное решение. Хоровод складок пересекают красные и зеленые перцы, и округлости повторяющихся форм придают энергичное ускорение. Так бы и "убежали" перцы со стола, если бы их не "остановили" тетрадь и книга. Хотя тыква расположена не в центре композиции, она царит в ней, будучи самой выразительной по цвету. Конструктивность композиции, напор цвета, страстное отношение художника к воплощению реального мира в цвете и форме, восторг перед всем увиденным, перед всем, чем владеет человек, что необходимо ему для жизни, – таковы общие черты живописи мастеров "Бубнового валета".

Формально группа распалась в 1917, однако важнейшие направления бубнововалетского искусства сохранялись и после закрытия общества. В 1925 году его "коренные" члены создали объединение "Московские живописцы" (с 1928 - "Общество русских художников"), тем самым закрепив привычку считать фактурную, сочную живописность "сугубо московской" эстетической традицией. 

studfiles.net

Общества живописцев начала ХХ века. "Бубновый валет"

На рубеже 1910-1911 гг. появляется новая группировка, которую образовали активные художники. "Бубновый валет" – так она называлась. В составе известных живописцев П. Кончаловского, И.Машкова, А. Лентулова, А. Куприна, Р. Фалька это общество просуществовало до 1916 года. В дальнейшем эти деятели стали известными мастерами русского искусства. "Бубновый валет" – объединение, которое при наличии своих выставок, сборников статей, устава повлияло на становление и развитие советского искусства начала ХХ в. Далее в статье выясним, как проходила работа группы, какие направления в живописи затрагивались.бубновый валет

Протест против импрессионизма

Какие цели преследовало общество? Первоочередной задачей создателей группы "Бубновый валет" являлось преодоление импрессионизма во всех его видах. Это направление - исходная точка творческого развития и в то же время метод, с помощью которого живописцы заявляли о себе и своей работе. Представители "Бубнового валета" выражают недовольство состоянием дел в советском искусстве: они яростно борются со стилизмом "Мира искусства", психологизмом живописи "Голубой розы", отвергая все то, что связано с таинственностью и недосказанностью в творчестве. Недовольство молодых живописцев тем, как обстояли дела в искусстве того времени, имело под собой основу: царизм в России достиг своего пика, ярко проявившись в период революции (1905-1907 гг.) и в годы реакции (1907-1910 гг.).

Противопоставление "Голубой розе"

Противопоставляя свои тенденции символизму "Голубой розы", "Бубновый валет" (художественное объединение) прикладывает усилия к решительному выражению движения от сосредоточенности на личностных ощущениях. Создатели общества стремятся к тому, чтобы обрести устойчивость зрительного образа, полнозвучие красок, конструктивную логику построения картины. Отвергая пространственность и утверждая предметность и предмет, представители направления "Бубновый валет", таким образом, выделяют свое кредо в становлении советского искусства. бубновый валет художественное объединение

Значимость жанра натюрморта

Натюрморт как основной вид живописи выходит на передний план. Художник Машков (1881-1944), один из основателей группы, ярко и образно воплотил в своих произведениях искусства спорные задачи творческой работы "Бубнового валета". Картина этого живописца "Синие сливы" - своеобразный девиз направления. Вид изображенных фруктов, уложенных в устойчивую, неподвижную, выразительную композицию, создаёт видимость замирания посередине перехода: сырое вещество богатых красок не успело перейти в настоящий цвет натуры. Художник сопоставим с ремесленником, делающим вещи. Живописец, пишущий картину-вещь, сближается с народным творчеством. "Бубновый валет" – художественное объединение, благодаря которому к жанру натюрморт, способному передать иное содержание, созвучное противоречивой современности, вернулось значение высокого искусства. бубновый валет объединение

Кубизм в картинах

Властвовавший в первое время у живописцев "Бубнового валета" культ декоративизма расходился с живописью Сезанна. Картины мастеров имели слабые скульптурные ощущения формы. Стремясь акцентировать внимание на материальности предметов, художники больше внимания уделяли изображению массивности предмета, а пространство в этот момент выглядело размытым и нечетким. Справиться с подобной трудностью помог кубизм - течение живописи, рекомендованное Сезанном. Именно он предложил при помощи геометрических форм - куба, конуса, шара - мысленно анализировать сложные формы, приближая их к фигурам. "Бубновый валет" в своей работе прибег к помощи этого приема. Кончаловский (1916) своей картиной "Агава" демонстрирует вариант изучения опыта этого направления. Это один из способов, анализирующих пространственные отношения. Предметы в изломанной, деформирующейся форме выкристаллизовываются из пространства картины, мыслящегося как некоторый предмет. Вещи завоевывают окружающее пространство, выталкивая его. Это привносит ощущение драматичности. Вещи, отдаленные, враждебные по отношению к человеку, защищают завоеванное место. художники бубновый валет

Футуризм в творчестве

С середины 1910 гг. совместно с кубизмом в качестве важного компонента стиля "Бубновый валет" начинает использовать футуризм. Это известное направление возникло в Италии. Шествуя в ногу с эпохой научно-технической революции, это течение подталкивало к внедрению индустриальных ритмов в произведения художников. С помощью приема "монтаж" передается вид единичных или сгруппированных предметов или их частей, которые взяли как будто с разных точек обзора и в разное время. Объект, движущийся спонтанно, способный к причудливым видоизменениям, переносит на себя движение субъекта (зрителя). Картины-панно А.В. Лентулова (1882-1943) "Звон" (1915) и "Василий Блаженный" (1913) заключают в себе пример эффектного сочетания кубического "сдвига" форм и расслоения пространственных планов.

fb.ru

Бубновый валет

Название творческого объединения художников, возникшего в 1911 году. Изначально такое название получила выставка в Москве, проведенная по инициативе М.Ф. Ларионова и Д.Д. Бурлюка. Одна из версий происхождения названия выставки связывает его с поговоркой «Бубновый валет – мошенник и плут».

По идее Ларионова, выставка была призвана показать «молодость и страсть». Выставка имела большой успех, и долгое время не переставала обсуждаться. Такому отношению способствовало и само поведение участников выставки. Они воспринимали это мероприятие как балаган, уличное зрелище.

Изначально основой творческих идеалов представителей объединения «Бубновый валет» стала живопись Поля Сезанна, а именно глубина пространства и цвета, буквально завораживающие зрителя. Это увлечение творчеством Сезанна выражалось и в выборе жанров: художники в основном ориентировались на натюрморт и пейзаж. Они соединяли традиции русского народного творчества, фовизма и кубизма.

Работы этих художников отличаются объемными формами, которые создаются за счет цвета. По мнению участников группы «Бубновый валет», искусство – область, которая должна быть понятна и близка каждому, а не только критику. Интерес к объединению участники группы поддерживали не только своими работами. Большой успех имели диспуты участников «Бубнового валета» с представителями других течений.

В объединение «Бубновый валет» входили такие художники, как К.Малевич, Н. Кульбин, М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Кончаловский, А.Куприн, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк. В 1912 году некоторые из них (Малевич, Ларионов, Гончарова) вышли из объединения, создав собственную группу под названием «Ослиный хвост».

Оставшиеся в обществе художники продолжили свои творческие поиски, стремясь создать искусство, объединяющее народное творчество с достижениями постимпрессионизма. Та манера, которую художники выработали в итоге, стала называться «русский сезанизм». В этот период к группе примкнули другие художники: М. Шагал, Н. Удальцова, В. Татлин, И. Пуни. На выставках, наряду с работами русских художников, представлялись и картины А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка. В 1917 году, когда «Бубновый валет» покинули И. Машков и П. Кончаловский, общество окончательно распалось.

В 1925 году по инициативе художников, когда-то входивших в «Бубновый валет», было создано общество «Московские живописцы», из которого впоследствии выросло объединение «Общество московских художников». 

www.avangardism.ru

Бубновый валет | Серебряного века силуэт...

Эмблема объединения «Бубновый валет»

Художественное объединение, выросшее из одноименной выставки, прошедшей в 1910 г. в Москве, на Воздвиженке, в доме Экономического общества офицеров.Выставка пользовалась огромным интересом у публики и сопровождалась шумихой в прессе, публиковавшей множество карикатур, фельетонов и язвительных репортажей о выставке.Ядро объединения составляли Р. Фальк, А. Лентулов, И. Машков, А. Куприн, П. Кончаловский, членами его были Н. Гончарова, М. Ларионов, В. и Д. Бурлюки, Н. Кульбин, К. Малевич и др.Название объединения (старинное

Пётр Кончаловский. Портрет художника Геогрия Якулова. 1910.

французское толкование карты бубновый валет — «мошенник, плут») придумал М. Ларионов в противовес претенциозным и утонченным названиям, характерным для художественной жизни того времени. Вся деятельность этой группы, близкой по духу к футуризму, также во многом являлась реакцией на повышенный эстетизм и многозначительность модерна и символизма — главных художественных направлений первой декады ХХ в. в России.

      Для художественной манеры бубнововалетовцев характерно соединение кубизма, фовизма и традиций русского народного творчества, прежде всего — лубка, выразившегося в передаче объемности форм на плоскости с помощью цвета. Члены «Бубнового валета» считали, что картины предназначаются не для тонких ценителей и критиков, а для всех. Поэтому преобладающими жанрами в их творчестве являлись натюрморты, простые, как вывески в продуктовых лавках, а также портреты, пейзажи, народные картинки. Все это — в противовес академическим жанрам: историческим полотнам, разным аллегорическим и литературным сюжетам, а также произведениям на социальные темы.

Михаил Ларионов. Портрет Натальи Гончаровой. 1907.

Члены «Бубнового валета» надолго стали персонажами светской и бульварной хроники. Когда в Политехническом музее проводились диспуты о новом искусстве с участием бубнововалетовцев, количество желающих попасть на них было столь велико, что требовались усиленные наряды конной полиции для наведения порядка.На выставках «Бубнового валета» помимо картин членов объединения экспонировались работы живших в Мюнхене В. Кандинского и А. Явленского, а также зарубежных художников — Ж. Брака, К. Ван Донгена, Р. Делоне, А. Дерена, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка и др.

      О необыкновенном творческом потенциале членов объединения можно судить хотя бы по количеству уникальных художественных направлений, принципы которых были сформированы его членами в дальнейшем. Это и теория лучизма Ларионова, и абстракционизм Кандинского, и супрематизм Малевича и многие другие, возможно не столь глобальные, но весьма значительные концепции.Вероятно, именно яркость и одаренность участников группы привела к тому, что уже в 1911 г. часть ее членов (Гончарова, Ларионов, Малевич и д.р.), тяготевших к кубофутуризму, примитивизму и абстрактному искусству, организовали самостоятельное объединение «Ослиный хвост». После перехода в 1916-1917 г.г. наиболее значительных художников из числа умеренных (Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк и др.) в объединение «Мир искусства», «Бубновый валет» прекратил свое существование, оставив заметный след в истории не только русского авангарда, но и мирового художественного искусства.

 

 

см.также:

М. Волошин «Бубновый валет»Б. Лившиц «Полутораглазый стрелец»

 

 

 

 

silverage.ru

"Бубновый валет" - художественное объединение начала 20 века

С развитием одного из крупных направлений русского искусства XX века — Авангарда, связано, стоявшее у его истоков, художественное объединение «Бубновый валет», просуществовавший семь лет с 1910 по 1917 годы.

История создания группы 

Начало его деятельности «бубновалетовцев» положила выставка с одноименным названием, прошедшая в 1910 году в Москве.

Её участниками были молодые московские художники,  среди которых были М. Ларионов, Р. Фальк, П. Кончаловский, И. Машков и др.

Выставка наделала много шуму, вызвала неоднозначные отзывы критиков, произведения представленные на ней шокировали публику.

П.Кончаловский. "Автопортрет в желтой рубахе"

П.Кончаловский. «Автопортрет в желтой рубахе»

Такую реакцию спровоцировали сами художники, которые хотели, чтобы их работы воспринимались, как уличное действо, пронизанное балаганным духом. На ней же были представлены работы и французских мастеров: Матисса, Ле-Факонье, Пикассо, Леже и др. Многие считали, что экспонирование работ французов было ошибкой, работы же самих «Валетов» выглядели, по сравнению, с ними как неудачное подражание.

Ларионов. Автопортрет

Ларионов. Автопортрет

Название выставки предложил М. Ларионов,  оно заимствовано из уличного жаргона, что означало плут, мошенник, однако наименованию придумывали различные трактовки. Участникам выставки, а потом и будущего сообщества оно показалось удачным, оно характеризовало содержание произведений, в особенности Ларионова, и устремления художников к стилизации под примитив, магазинные вывески, лубок, «тюремную и солдатскую экзотику» и т.д.

Характерные черты творчества и эстетика «Бубнового валета» 

Несколькими годами ранее в Европе, французскими фовистами и немецкими экспрессионистами группы «Мост» был совершен переворот искусстве, и художники, входящие в «Бубновый валет» продолжили его.

Р.Фальк. Автопортрет

Р.Фальк. Автопортрет

«Валеты» игнорировали традиции академического и реалистического искусства XIX века. В своих исканиях они во многом ориентировались на современные западноевропейские направления: постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, позднее футуризм, на произведения французских художников Сезанна, Гогена (интерес к нему у большинства художников этого объединения проявился ещё до создания его самого), Матисса, Дерена и др., соединяя их с народным творчеством, в частности, с лубочными картинками.

Основными жанрами, в которых работали художники были :

  • пейзаж,
  • натюрморт,
  • портрет,
  • рисовали  также обнажённую натуру.
Зеленая рюмка. П.Кончаловский

Зеленая рюмка. П.Кончаловский

В особенности они любили писать натюрморты, напоминавшие скорее магазинные вывески, с изображением буханок хлеба, калачей, яблок и бананов и пейзажи. Одним из наиболее часто встречающихся мотивов был  пёстрый поднос. В натюрмортах его изображали для завершения картин, на полотнах с обнажённой натурой он служил элементом декора.

Во многом благодаря «бубновалетцам» в России (с большим опозданием) изображение обнажённой натуры оформилось как самостоятельный жанр.

В конце 1910 -го года эти художники начали стремиться сблизить своё искусство с достижениями современной западноевропейской живописи, в особенности, с постимпрессионизмом.

Порт в Сиене. П.Кончаловский

Они хотели так же, как и французские художники, проводить живописные эксперименты над формой, цветом и пластикой.

Именно поэтому живописцы часто обращались к пейзажу и натюрморту, где можно было выразить свои формальные поиски, отличавшиеся:

  • декоративностью,
  • сочностью красок,
  • широтой техники.

Последние годы объединения

В 1912 году между членами сообщества возникли творческие разногласия: Ларионов, опиравшийся в большей степени, на народное творчество, не хотел принимать художественные эксперименты своих товарищей, ориентировавшихся на западноевропейское искусство.  Он вместе с Гончаровой и ещё с несколькими участниками, покинули  объединение и организовали новую выставку (которая также переросла в творческое объединение) под названием «Ослиный хвост». В «Бубновый валет» начали вступать новые художники:

На их выставках совместно с полотнами членов объединения продолжали выставляться произведения французских художников: Руссо, Марке, Ван Донгена, Пикассо и др. В 1913 году объединение выпустило сборник статей. В этом же период художественное объединение прославилось своими скандальными докладами и диспутами, организованными совместно с литераторами-авангардистами и футуристами. В 1916 году Кончаловский и Машков перешли в «Мир искусства». В 1917 году его покинули Лентулов, Куприн, Фальк, Рождественский. В этом же году его стал возглавлять Малевич, и тогда же  состоялась  его последняя выставка, где в основном были выставлены супрематические полотна, в ответ на это из объединения вышла группа Татлина. На закрытии последней выставки Малевич, Бурлюк и Каменский прочли доклад «Заборная живопись», на этом событии сообщество прекратило своё существование. Однако, в 1923 году коренные «Валеты» объединились в новое сообщество под названием «Выставка картин», которое играло значительную роль в русском искусстве до 1950-х годов.

«Бубновый валет» оставил глубокий след в истории русской культуры, можно сказать прорубил окно в современное европейское искусство. Его участники продолжали свои художественные искания, создавали новые направления и теории в изобразительном искусстве (теория Лучизма Ларионова, абстракционизм Кандинского, супрематизм Малевича и т.д.).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Художественное объединение "Бубновый валет" :: SYL.ru

К ярким проявлениям российского авангарда в самых его истоках можно отнести выставку картин молодых художников в Москве, на Воздвиженке, в здании Экономического общества офицеров. Она состоялась 10 декабря 1910 года и носила наименование весьма вызывающее - "Бубновый валет".

Это было ошеломительное культурное событие. Представляли собрание картин молодые художники - Петр Кончаловский, Александр Куприн, Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Наталья Гончарова, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк и другие. Все они годом позже составили творческое объединение "Бубновый валет".

Казимир Малевич, не вошедший вначале в ядро общества, но активно выставлявшийся вместе с этими художниками, позже писал, что выставка "Бубновый валет" была устроена великолепно:

Живопись была подобна разноцветному пламени... Самая сильная по своему живописному духу молодежь соединилась под флагом "Бубнового валета", видя в нем мир как живопись, как цвет. Кто помнит эту выставку, тот не должен забыть впечатление. Многие из зрителей были поражены настолько, что живопись лишала их опоры.

Русский авангард - история термина

Впервые словами "авангард" и "авангардисты" поделился с публикой главный идеолог объединения "Мир искусства", художник и теоретик Александр Бенуа. Было это еще за несколько месяцев до первой шумной выставки бубновалетовцев. Тогда он говорил, что современное искусство следует разделить на центр, авангард и арьергард. Работы своего объединения как новаторские и все же менее претенциозные он считал относящимися к центру. Полотна же Ларионова с другими валетами относил к радикально настроенному авангарду.

Новаторство, скатывавшееся к примитивизму (а Ларионова спустя несколько лет уже объявят основателем русского неопримитивизма), и не вполне изжитый академизм центристов - таковы, по мнению Бенуа, были позиции художественного объединения "Бубновый валет" и "Мира искусства" на современной ему культурной сцене.

Авангардно настроенные течения в искусстве вообще-то были характерны для любых переломных эпох. Вот и в начале XX века авангард явился мощным толчком, обозначившим грандиозные изменения и в русской и в мировой культурной традиции.

Что касается происхождения самого этого слова, то его этимология восходит к французскому avant-garde. Это термин принадлежит военной лексике, и обозначает он "передовой отряд".

История названия

Когда поэт Максимилиан Волошин, ставший одним из первых посетителей выставки, сказал, что она "одним своим именем вызывала единодушное негодование московских ценителей искусства", он, конечно, имел в виду, что имя это для обывателей было пугающе созвучным с некоторыми элементами, присущими криминальному миру. Сообщество "Клуб червонных валетов", своими громкими преступлениями заявившее о себе в России в 70-е годы XIX века, еще не было забыто, и, более того, словосочетание уже ушло в народ, и валетами стали называть самых разных деятелей, покусившихся на чужое имущество.

А тут и четырехугольник из материи желтого цвета на спине арестантской одежды, эта каторжная нашивка, визитная карточка своего в уголовной среде. Ну и плюс самое первое - атрибутика азартных игр, что тоже отсылало к криминалу. Совместив масть и чин, Лентулов со товарищи решили, что такой протест чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее "Бубнового валета"?

А другой бубновалетовец Илья Машков позже вспоминал:

Название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости.

Главная картина выставки

Центральное место в зале было отдано большому (208 на 270 см) полотну с названием "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", принадлежащему кисти Ильи Машкова. Такого рода картины сами валетовцы называли "пугачами" как особенно обращающими на себя внимание и шокирующими взыскательную публику. Вот и данная работа своими нарочито земными, тщательно выписанными формами героев (что вообще было характерно для многих картин объединения художников "Бубнового валета") служила очередным вызовом академическому подходу и символизму в художественном творчестве, одновременно предлагая новые тенденции. Это были "демонстративная телесность" и "торжество плоти". Именно такими особенностями, по мнению членов объединения, должно было обладать новое искусство.

На картине изображены играющие великолепными мускулами, практически обнаженные (в костюмах борцов) двое мужчин. Машков держит в руках скрипку, а Кончаловский - лист с нотами. Окружающий сидящих интерьер весьма необычен. Справа мы видим пианино. Над ним - полка, на которой можно различить корешки изданий: Библия и книги о творчестве Сезанна и Хокусая. На столе слева - стол и стоящие на нем чашки с остатками то ли чая, то ли кофе и бутылка с каким-то напитком. Под ногами у коллег по цеху - огромные гири.

Ценители художественного творчества еще не видывали такого странного и шокирующего сочетания - двое поэтов-культуристов, вокруг которых книги об искусстве, гири, рояль и вино. Столь явная грубоватая предметность и простота нарушали всякие представления о том, как должен выглядеть живописец.

Илья Машков поистине стал героем той выставки. Правда, не положительным. Натурщиц на его полотнах называли пошлыми, размалеванными и избитыми, а его самого - дикарем, который дорвался до хлеба и фруктов. Потом он захотел изобразить их на картинах, но не перестал от этого быть дикарем!

Тенденции и истоки

"Союз вещного и духовного, низкого и возвышенного неразделим. Это и есть новое искусство", - словно сообщает "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", как и многие другие работы представителей объединения "Бубновый валет". Взгляните, к примеру, на картины Натальи Гончаровой "Беление льна" или "Крестьянские танцы", "Портрет Н. Сведонской" Аристарха Лентулова, "Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского» Давида Бурлюка и др.

Во всех них - игнорирование живописных академических традиций XIX века. Молодые художники пошли по пути постимпрессионистов Матисса, Гогена и Сезанна, включая в свои работы элементы кубистов и фовистов.

Кроме того, использование примитивных рисунков с "грубой природностью" и плоской перспективой - эти черты были характерны и для детских рисунков, и для русских лубочных картинок.

Тем более что лубок - это еще и своего рода картинка-игрушка, настрой на присущие русскому балагану дурачество, мистификацию, обман и провокацию к скандалу. Ведь и само название "Бубновый валет", как замышлялось его создателями, публике должно было указывать на мошенника, человека, которому точно не стоит доверять.

Цвет

Вслед за французским художником Анри Матиссом, пренебрегавшим в своих работах светотенью и перспективой, члены объединения считали, что "только решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым - первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин" и позволит в полной мере решать новые художественные задачи.

Принеся в дар русской живописи буйные цвета, новую фактуру, сочный мазок и иной изобразительный метод, освобожденный от многолетних наслоений туманной салонности и академического традиционализма, молодые художники общества "Бубновый валет" вряд ли сами точно знали, что получится из этого предприятия. Как признавался позже Пикассо, говоря о своих начальных экспериментах в творчестве:

В наши намерения не входило изобретать кубизм. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих.

Натюрморты

Вслед за авангардистами представители "Бубнового валета" отрицали элитарность искусства, доказывая, что их картины - для всех, даже для самых несведущих в художественном творчестве. Устойчивый зрительный образ с ясным цветовым решением плюс утвержденная предметность изображаемого - отсюда такое количество натюрмортов, этих портретов окружающего каждого из нас вещного мира.

Вообще именно полотна с изображениями "мертвой природы" валетовцы писали много и охотно. И хотя на знаменитой выставке 1910 года по количеству картин этот жанр не превалировал, художников "Бубнового валета" принято считать в основном создателями натюрмортов.

Так появились "Синие сливы" Машкова. Это еще не фрукты, какими мы привыкли их видеть в жизни, да и вся картина - это не совсем полотно в полном понимании этого слова. Скорее, это некий продукт от ремесленника, предмет народного творчества. Это цельность, праздник и труд как сочетание нескольких сторон народной жизни, новый подход в освоение натуры.

Хлебы и подносы

Натюрморты валетовцев часто очень напоминают вывески на лавках - буханки, калачи, фрукты, овощи и др. Такие повседневные картинки окружали обывателей в реальном мире. Кстати, изображения булок и кренделей особенно часто встречаются у большинства бубновалетовцев. В качестве примера можно привести картины Кончаловского "Хлебы на зеленом", "Хлебы на фоне подноса" и "Снедь московская" Ильи Машкова, "Хлеб" Михаила Ларионова.

Кроме того, стоит отметить, что в этих и других работах характерными визитками для членов объединения стали изображения столовых подносов и блюд. Конечно, молодые художники не смогли обойтись без пестроты и цветовой вычурности, присущих этим предметам.

В качестве примеров можно привести работы Александра Куприна "Натюрморт с синим подносом", Василия Рождественского "Трактирная посуда", Петра Кончаловского "Поднос и овощи", "Натюрморт с подносом и земляникой" Аристарха Лентулова. Расписное блюдо изображено в "Натюрморте с лимоном и яйцом" Михаила Ларионова.

Обнаженная натура

Искусствоведы полагают, что в качестве самостоятельного жанр ню нашел своих почитателей в России именно благодаря картинам "Бубнового валета".

Как всегда, главными в них были не сюжеты (поза, сон, купание, танец), а представлявшие интерес, по мнению художников, цветовые и фактурные поиски. Отсюда многочисленные, лишь на первый взгляд кажущиеся неожиданными, разводы на телах изображенных моделей. Таковы, к примеру, знаменитые "Деревенские купальщицы" Михаила Ларионова ("с синяками и кровоподтеками", как показалось одному из критиков-современников) и его же полотно, названное "Купальщицы при заходящем солнце. Одесса".

В этом же ряду стоит упомянуть и хорошо известную любителям авангарда работу Петра Кончаловского "Шахерезада".

Портреты

Но особенный и неизменный интерес у публики вызывали портреты, принадлежавшие кисти валетовцев. Максимилиан Волошин в своем очерке "Современные портретисты" говорил:

"Валеты" стараются обобщить и упростить в основных плоскостях и очертаниях человеческое лицо совершенно таким же образом, как они упрощают яблоко, тыкву, лейку, ананас, хлеб. Они доводят до наиболее интенсивного горения основной цвет плоскости: бритый подбородок сияет чистой прусской лазурью, обветренные щеки горят чистым краплаком, руки они пишут жженой сиеной с лиловым лаком. Это придает их портретам с первого взгляда вид чудовищный и ужасающий.

И далее он добавлял, что лишь поначалу изображения эти рассматриваются как карикатуры, но трактованные серьезно и последовательно становятся художественно интересными.

Критикам казалось, что эпитеты "ужасающий" и "чудовищный" особенно подходят для работ этого жанра Ильи Машкова - здесь нельзя не вспомнить "борцов" на первом показе. Несколько более тонкими и психологичными являлись портреты кисти Роберта Фалька - взгляните, например, на его полотно, названное просто "Портрет женщины".

Но и его свойственная всем участникам объединения экспериментальная игра с цветом удивляла (в данном случае невозможно не обратить внимания на красные и синие пятна на щеках женщины).

На протяжении следующих десятилетий работы Фалька, кстати сказать, становились все сложнее и эмоционально тоньше, постепенно он изжил в себе характерные для ранних работ "кубистические сдвиги" и демонстративную вывесочность ранних вещей.

Что же касается интереса к цвету у художников объединения в целом, то о ней можно судить даже только и по названию портретов (впрочем, и других полотен). Вот работы Фалька: "Дама в красном", "Автопортрет в желтом", "Автопортрет в серой шляпе", "Женщина в белой повязке". А также "Автопортрет в сером" Петра Кончаловского, его же "Паша на фоне цветов", "Паша с красной книгой", "Портрет О. В. Кончаловской в синем"; "Автопортрет с желтыми лилиями" Натальи Гончаровой; "Портрет Е. Т. Барковой (Жена в розовом)" Александра Осмеркина и др.

Пейзажи

Здесь наиболее интересным, по мнению искусствоведов, оказался Аристарх Лентулов. Его пейзажные полотна были настоящим экспериментом в художественном творчестве, они отличались фантастической динамикой, которую, казалось, не смогла остановить даже кисть. Создается впечатление, что здания в лентуловских работах находятся в постоянном движении - так возникает другая реальность. Наиболее известными у художника являются в этом плане виды старой Москвы.

Взгляните, например, на одну из работ Лентулова. Она написана в 1915 году и названа "Небосвод (Декоративная Москва)".

Таковы и другие его произведения - "Звон. Колокольня Ивана Великого", "Москва", "Тверской бульвар (Страстной монастырь)". Впрочем, имеются у этого художника и пейзажи, написанные в иной манере. Они более спокойны и как бы отстранены - "Нижний Новгород", "Церковь в Алупке", "Ай-Петри. Крым", "Закат на Волге" и др.

Прекращение деятельности

Обозначить конец истории "Бубнового валета" можно 1917 годом. Но очень условно. Именно тогда состоялась последняя выставка объединения. В ней, впрочем, не принял участия ни один из первых его основателей - еще в 1916 году Кончаловский и Машков отстранились от работы объединения, а его новую направленность стали определять радикально настроенные художники во главе с Казимиром Малевичем.

А вот в 1923 году старые бубновалетовцы решат "вспомнить молодость" и соберут выставку "а-ля 1910-е годы". Новый вернисаж назовут скромно "Выставка картин".

Значение

Вряд ли сегодня кто-то решится сказать, что картины художников "Бубнового валета" - это мазня недоучек и выскочек. Уже очевидно, что Машков, Кончаловский, Ларионов и иже с ними своими работами "открыли окно" в мир европейского искусства, а проснувшись сами, разбудили и публику. Ведь главное для человека - не оставаться равнодушным.

www.syl.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта