Проект по МХК "Поющие картины". Поющие картины


ПОЮЩИЕ КАРТИНЫ - Еженедельная Газета "Новый Петербургъ" - "Новый Петербург"

ПОЮЩИЕ КАРТИНЫ

В Доме композиторов поселились «поющие» картины. с 8 ноября по 9 декабря в рамках фестиваля русского искусства «Петербургская Осень» проходит необычная выставка. Автор сюрреалистических и символистских работ певица Зоя Журавлева.

Цвет – вместо тональности. Графические символы – вместо стихотворных строчек. Обладательница выразительного сопрано, Лауреат Международного конкурса Зоя Журавлева, будоражит не только уши, но и глаза публики: исполненные ею романсы выплескиваются на бумагу в виде графических и живописных картин.За акварель и гуашь, тушь и чернила исполнительница и музыкальный педагог взялась 25 лет назад. До того вышивала, но следить за каждым крестиком стало скучно. И артистка решила, что «кисточкой и красками будет быстрее». Но толчком к художественному перерождению стала… трагедия.– Мне было 25 лет, когда внезапно умер мой очень хороший друг, режиссер и художник от бога Александр Лазарев, – вспоминает Зоя Журавлева. – А на девятый день после его кончины мне приснился сон: будто он мне что-то передает. После этого я начала рисовать. Причем в том стиле, в котором когда-то творил он.Сейчас в галерее Журавлевой – десятки черно-белых и цветных иллюстраций к вокальным произведениям и целым вокальным циклам, написанным Шостаковичем, Успенским и Тищенко, Корчмаром и Журавлёвым, Фроловым и Беловым, Фадеевым и Гаврилиным, Сапожниковым и Рушанским, Огородновой-Духаниной и Ханеданьяном на стихи Ахматовой и Цветаевой, Блока и Бальмонта, Пастернака и Заходера, Саши Черного, Владимира Высоцкого и других поэтов. Среди инструментального – графические картинки к нескольким детским сборникам: они не только притягивают внимание маленьких музыкантов, но и легко превращаются в раскраски, а ребята еще глубже погружаются в атмосферу разучиваемого произведения.Ничего подобного в мировой истории нет: исполнители исполняют, композиторы – сочиняют. Даже Скрябин с его колористическим восприятием остановился лишь на цвете, оставив форму. А творения Журавлевой – это не просто иллюстрация музыки, но и ее глубокое переосмысление.– Стиль, в котором я работаю, – это смесь сюрреализма и символизма, – поясняет художница. – И я бы не сказала, что изобразительное искусство беднее музыкального: иллюстрируя вокальные произведения, я цепляюсь и за стихотворное слово, и за его музыкальное отражение. Возникает огромное количество ассоциаций: от «барабана», например, можно прийти к «березке». Все это я выражаю цветом и символом. Для меня это, наоборот, обогащение.Каждая серия, посвященная одному вокальному циклу, рисует свою особенную жизнь. И каждая объединена каким-то повторяющимся элементом: в картинах к «Трем стихотворениям Марины Цветаевой» Бориса Тищенко это клен, в цветаевском же «Пути» Михаила Журавлева – рябина. В иллюстрациях к «Разрыву» Владислава Успенского на стихи Пастернака то и дело появляется яблоко, целое или разрубленное. А когда плод пропадает вовсе, его место занимает яблоневая ветвь – символ продолжения жизни.– На то, чтобы обдумать будущую иллюстрацию, уходят месяцы и даже годы, – рассказывает Зоя Журавлева. – Кроме того, я просматривают огромное количество литературы. Затем – карандашный эскиз. И только потом – дни работы над оригиналом.Заветная мечта артистки – превратить ее картины в мультипликацию, которая бы сопровождала звучащее произведение в реальном времени. И тогда зритель не только сможет услышать, и увидеть музыку.Познакомиться с «поющими» картинами можно в Доме композиторов. Здесь собрали в выставку лучшие иллюстрации артистки за последние двадцать лет. А оживут они 26 ноября: свои произведения озвучит сама Зоя Журавлева.

АННА ПОСЛЯНОВА

Дорогие читатели, поддержите газету! Наша газета в Ваших руках, всё, что Вам нужно сделать, это нажать на кнопку Вконтакте, которая находится выше этой надписи. Вы можете сделать репосты любого числа наших статей. Помогите газете и мы будем писать еще больше, интереснее и активнее!

newspb.su

Десять диковинных вещей с выставки CES 2015 / Stereo.ru

Новый Walkman с удивительной ценой

Компания Sony представила на выставке новый портативный плеер — Walkman NW-ZX2. Модель позиционируется как проигрыватель для аудиофилов. Компания назвала новинку «результатом процесса совершенствования технологий в области высококачественного звука». Скорее всего, Sony хотела поразить всех умениями новинки играть HD-аудио (192 кГц/24 бит, DSD, FLAC, WAV и т.д.) и рядом интересных дополнительных функций, вроде DSEE HX, для повышения качества сжатой музыки.

Портативный Hi-Res-проигрыватель Sony Walkman NW-ZX2

Однако публика удивилась не столько самому плееру (сегодня подобных множество), сколько его цене — $1120. Такая сумма стала предметом споров и обсуждений не только на Западе, но и у нас — еще бы, цена и так высокая, а при нынешнем-то положении с курсом валют она становится вообще заоблачной. С другой стороны, сказано же, что плеер для аудиофилов, значит, и цена должна быть соответствующая. Кто-то скажет, что «Sony просто просит деньги за бренд», другие же сочтут, что уверенность в «породистости» девайса стоит дорого. Думаю, и те, и другие по-своему правы.

Шлем Melomind для нервных

Вот уж что действительно удивило своей неоднозначностью, так это устройство Melomind от компании myBrain Technologies. Создатели заявляют, что этот «шлем» умеет измерять уровень стресса (или расслабленности) пользователя с помощью электроэнцефалографии. Проще говоря, прибор отслеживает активность мозга и передает данные на смартфон, а специальное приложение (установленное на мобильном устройстве) выбирает наиболее подходящую музыку (или звуки) для расслабления. Пришел домой, надел Melomind на голову и сидишь отдыхаешь под «правильную» музыку. Разумеется, слушать аудио можно и через наушники, а не только через встроенный динамик смартфона.

Шлем Melomind

Вообще создатели устройства подошли к вопросу серьезно, без попыток посмешить публику. Но почему-то большого доверия и интереса девайс не вызывает. Стоит антистрессовый шлем Melomind $299, и многие журналисты сомневаются, что на него будет большой спрос.

Портативная акустика Kube с отсеком для прохладительных напитков

Сразу начну с того, что портативной эту «колоночку» никак не назовешь — весит Kube 27 кг! А если положить в него еще и несколько бутылок газировки или пива, например, то нести придется вдвоем, если, конечно, ты не пауэрлифтер. Вообще Kube от компании Thomas & Darden — это такая Bluetooth-колонка, cовмещенная с холодильником. Идея забавная, да и внешний вид привлекательный — большие ручки для переноски, корпус из алюминия и пластика, смотрится Kube хорошо, и играет, возможно, неплохо (тем более что батареи хватает на 20 ч, если верить производителю). Но с таким весом весь смысл этого портатива теряется автоматически.

Портативная акустика-холодильник Kube

Создатели «Куба» пообещали сделать финальную версию (на выставке показывали прототип) легче на 13 кг, но спасет ли это ситуацию? Лично я не уверен.

Чуть не забыл про цену (она тоже «интересная») — $1100.

Поющие картины

Тут я лучше воздержусь от комментариев, пусть каждый сам решит, что это — High-End-арт или что-то другое. Компания Soundwall из США демонстрировала на CES 2015 картины с функцией Bluetooth-акустики (или наоборот). Описывать тут особо нечего — устройство представляет собой картину или фотографию (принт) в черной раме, за холстом которой спрятаны динамики.

Bluetooth-акустика Soundwall

По Bluetooth на картину (как бы это странно ни звучало) можно транслировать аудио с мобильного устройства. Кстати, у Soundwall есть и Wi-Fi-модуль. Пожалуй, больше сказать нечего. Хотя стоит добавить, что картину могут сделать на заказ с любой фотографии, репродукции заказчика. Цена этого великолепия начинается от $3500.

Утенок Эдвин

Американцы Дон Инмон (Don Inmon) и Мэт МакБет (Matt MacBeth), инженеры компании pi lab привезли на CES устройство, предназначенное для детей, а это само по себе заслуживает внимания, так как детской продукции на CES практически не бывает.

Поющие утки pi lab в руках создателей

Итак, pi lab представили публике резинового утенка для ванной, но непростого — Эдвин (это имя утенка) умеет петь песни, рассказывать стихи, может быть светильником, термометром, будильником, проигрывателем, аудиокнигой и чем-то еще... С виду Edwin The Duck ничем не отличается от привычных нам всем игрушечных утят, с которыми купаются дети. Управляется Эдвин с помощью iOS- и Android-устройств, специальное приложение взаимодействует с утенком в зависимости от ситуации — в воде Эдвин измеряет температуру, перед сном он «читает» сказки, реагируя на происходящее с помощью звуков и светодиодов, утром он разбудит ребенка и т.д. Встроенного аккумулятора хватает на 8 ч работы, как сообщают создатели, а если Эдвин «устанет», его нужно отправить подзарядиться на специальную подставку-базу.

Несмотря на то, что большая часть публики назвала Edwin The Duck бесполезным устройством (с первого взгляда так и кажется), я считаю, что это не так — устройство точно понравится детям, да и родителям пригодится. Просят за Эдвина $100, в продаже появится весной.

AfterMaster — революция в мире звука (или нет?)

Компания AfterMaster HD Audio Labs, занимающаяся мастерингом треков, присылаемых клиентами по интернету, продемонстрировала на выставке свою новую разработку — технологию AfterMaster, которая «улучшает» звук. Источником звука может быть любое устройство, хоть видео с Youtube. Создатели технологии заверяют, что специальный чип или софт сделает исходное аудио «более чистым, глубоким, громким» и т.д. К тому же компания обещает, что уже скоро на рынке появятся устройства с интегрированным чипом AfterMaster (или с ПО). На сайте разработчиков технологии сказано, что «эта технология станет революционным прорывом и изменит процесс прослушивания аудио навсегда». Так это или нет, мы еще увидим, но амбиций у AfterMaster HD Audio Labs — хоть отбавляй.

Джастин Тимберлейк — самая известная часть компании AfterMaster HD Audio Labs

Кстати, одним из совладельцев компании не так давно стал известный музыкант Justin Timberlake, а это «неплохой козырь», учитывая сколько у него поклонников по всему миру. Именно Джастин и стал лицом рекламной кампании AfterMaster.

Примеры обработанного звука можно послушать на этой странице.

Полностью беспроводные наушники и фитнес-трекер

Наушников на CES 2015 было много, но особенно отличилась компания Bragi из Германии с моделью наушников Dash. Мало того, что они полностью беспроводные (между собой наушники тоже никак не соединяются), так у них есть и полный набор функций фитнес-трекера. Между прочим, именно Dash стали победителями CES 2015 в категории «Наушники».

Беспроводной наушник Dash

В Dash встроен модуль Bluetooth, память на 4 Гб, аккумулятор на 100 мА·ч, плеер (проигрывает MP3 и AAC), гарнитура, термометр и монитор сердечного ритма. Управляются «умные наушники» с помощью специального приложения для смартфонов. Помимо этого, на внешней стороне наушников есть сенсорные панели — движение по их поверхностям соответствует определенным командам.

Функции трекера заключаются в отслеживании длительности тренировки, количества шагов, темпа, пройденной дистанции, степени насыщенности организма кислородом, вдобавок наушники измеряют количество затраченной энергии во время тренировки. Музыку можно проигрывать не только с внутренней памяти, но и с мобильного устройства (по Bluetooth).

Однако понравились всем эти наушники в первую очередь благодаря полному отсутствию проводов.

Звук из студии у вас дома

Английская компания Meridian Audio удивила всех несколько раз. Сначала она анонсировала новый аудиоформат MQA (его презентация прошла довольно «громко»), затем объявила о сотрудничестве со стриминговым сервисом TIDAL и, наконец, представила USB-ЦАП Meridian Explorer 2, совместимый с форматом MQA.

Портативный USB-ЦАП Meridian Explorer 2

Это событие особенно важно для аудиофилов — ведь, если не вдаваться в технические подробности, создатели формата обещают нам «музыку в подлинном студийном качестве», при этом сами файлы сжаты (медиаконтейнером для MQA могут служить FLAC, ALAC или WAV). Разработчики гарантируют, что «услышанное будет идентично записанному». Впечатляет, ничего не скажешь.

Сабвуфер для землетрясения

Компания Earthquake Sound представила пассивный сабвуфер с длинноходным динамиком, который заставляет буквально трястись все вокруг. Демонстрацией занимался главный инженер компании Joseph Sahyoun. На видео (ниже) можно, собственно, посмотреть, как двигается мембрана драйвера (для этого даже специальный мигающий светодиодный фонарь задействовали, чтобы лучше отслеживать движения).

В ролике сабвуфер играет на низкой частоте — 13,9 Гц и создает очень мощные вибрации. По задумке производителя именно это нужно всем любителям «убийственных» басов в акустических системах автомобилей (и не только).

SUHD от Samsung, или Секрет буквы S

Напоследок хочу сказать пару слов о новых телевизорах Samsung, точнее не столько о самих телевизорах, сколько о названии линейки — SUHD. По сути, это жидкокристаллические телевизоры с Ultra HD-разрешением (UHD), в некоторых моделях задействовали технологию квантовых точек и HDR, еще можно отметить, что в качестве платформы во всех моделях используется ОС Tizen.

Презентация SUHD-телевизоров Samsung

Однако все это не дает ответа на вопрос, который был задан компании множеством журналистов: «Что означает S в аббревиатуре?» Samsung так и не смогли толком объяснить, зачем там эта буква. На выставке представители компания объясняли, что «буква ничего особого не значит»... И как же это понимать? Наверное, так, как захочется — одни уже расшифровали аббревиатуру как «Samsung Ultra HD», другие считают, что это «Superior Ultra HD». Предположений много, но кто прав — никто не знает. Даже Samsung.

stereo.ru

Проект по МХК "Поющие картины"

Скачать файл

IX Уральская межрегиональная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

«Поющие картины»

Культурологические науки (Искусствоведение)

Автор: Большакова Анастасия, 10 класс, МОУ Мирненская СОШ, п. МирныйНаучный руководитель: Карякина Алевтина Ивановна, учитель МХК,

МОУ Мирненская СОШ

п. Мирный, 2014

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

1. Взаимосвязь искусств 4

2. Классическое сочетание музыки и живописи 5

2.1. Картины как источник вдохновения 5

2.2. Полифония в музыке и живописи 7

2.3. Музыка, звучащая с русских полотен 8

2.4. Музыка рисует картины 10

3. Современные музыкальные ассоциации 11

3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова 11

3.2. Большое будущее у фото 12

4. Услышанная живопись 13

4.1.Вариант шифрования по узлам картины 13

4.2.Вариант с цветовым шифрованием 13

Список литературы 14

Приложения. 15

Введение

В чем актуальность этой темы? Современные технологии пытаются «озвучить» цифровую фотографию, используя яркость, насыщенность. Но алгоритма создания композиции у них еще нет. И мы попытались найти другой способ «звучания» картин, более доступный, простой. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. Наука не стоит на месте, и, может быть, найдутся еще сферы применения этого «открытия».

Взаимосвязь искусств проявилась ещё в глубокой древности в странах Латинской Америки, в античной Греции, в Древнем Риме. В древнерусской художественной культуре примеры синтеза представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на синтезе в готических ансамблях, где органически сочетались архитектура, скульптура, а также живопись, главным образом, в виде цветных витражей.

В эпоху Возрождения, барокко и классицизм синтез приобрел наиболее сложные и развитые формы. Живопись вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. А. Вивальди, П. Чайковский открыли миру «песенность» русской природы. Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», — говорил Репин. И все его картины – это «зримая музыка»[6, стр. 214]

Я выбрала для своей работы именно эту тему, потому что считаю, что она очень интересна, как и само сочетание таких искусств, как музыка и живопись…

В информационном обществе, когда любую информацию можно получить за считанные секунды, актуальным стал вопрос синтеза музыкальных произведений с другими видами искусства. Целью данной работы стало исследование произведений живописи на предмет взаимосвязи с музыкой.

Объект: восприятие живописи через музыку.

Гипотеза: любую картину можно озвучить не ассоциативным методом

Перед нами были поставлены задачи:

  1. Рассмотреть ассоциативное восприятие искусства

  2. Провести параллель между классическими произведениями и современным искусством.

  3. Найти не ассоциативный способ озвучивания картин.

Для достижения поставленной цели мы применяли следующие методы:

  1. Наблюдение

  2. Сравнение

  3. Анализ

  4. Синтез

Рассматривали и изучали картины различных эпох и изучали картины современных и классических художников. Изучали исторические особенности создания произведений искусства, анализировали их.

Основная часть

  1. Взаимосвязь искусств

В народных обрядах, вокальной и программной музыке,  сочинениях для театра и кино музыка выступает в неразрывном единстве с другими видами искусства. Но и "чисто музыкальные" произведения  звучат ярче и убедительней в окружении поэзии, живописи, архитектуры. Они помогают создать особую художественную атмосферу, дают глубокие поводы для содержательных сравнений и аналогий. Именно они способны быть ярким стимулом и для самостоятельного творчества, вдохновляя на создание собственных вокальных и инструментальных импровизаций.

Эта связь ценна тем, что на стыке различных видов искусства возникают образные ассоциации. Чем они богаче, тем более творческий характер носит восприятие художественного произведения. Н.Э.Басин и О.А.Суслова в своем пособии «Введение в язык искусства» отмечают пять различных уровней поли художественных ассоциаций.

  1. Самые простые – это ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира природы и мира человека. Здесь работает принцип простого визуальноого сходства. Общехудожественные темы и понятия, например, такие как «дом» или «весна», изображенные средствами музыки, живописи, литературы — лежат в основе этого уровня ассоциаций.

  2. Следующий тип ассоциаций связан с физическими ощущениями: тактильными, весовыми, громкостными, динамическими и т.д. Мы этого не видим, но чувствуем при помощи осязания, обоняния, слуха и вкуса. Поэтому «грузная» музыка оказывается эмоционально созвучна темным краскам, монументальной архитектуре и т.п., а звучание в высоком регистре ассоциируется с легкими прозрачными акварельными тонами и тонкой графикой.

  3. Третий вид ассоциаций, это ассоциации, связанные с эмоциональными переживаниями, с оттенками различных настроений. Уныние и радость, гнев и доброжелательность — все эти эмоциональные сферы имеют свое преломление и в музыке, и в литературе, и в живописи. Подборка «эмоциональных оттисков» этих настроений из разных видов искусства, безусловно способствует и более глубокому проникновению в то или иное настроение, эмоцию; и более богатому восприятию конкретного его выражения в том или ином художественном произведении.

  4. Четвертый тип ассоциаций отсылает воображение к образам, хранящимся в нашем подсознании, так называемым архетипам, например, к образам мировых стихий, света и тьмы, материнства, земного и небесного и т.д.

  5. Пятый тип – это ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. В этом случае ассоциации складываются на основе «информации» о каком-либо социальном или культурном явлении, о произведении искусства, стиле, направлении, художнике.

Еще одним важным аспектом является язык искусства. Выразительные средства подчас оказываются очень близкими в разных видах искусства. Это, в первую очередь, его жанровая основа: и в музыке, и в живописи, и в поэзии различаются камерные и монументальные жанры, лирика и эпос; жанры портрета, пейзажа, бытовой зарисовки, ряд других жанровых особенностей.

Существуют также общие закономерности построения произведений искусства: симметрия и контраст, ритм и форма, логика развития, противопоставления главного и фона… Эти и другие "составные элементы" художественного высказывания, опирающиеся на законы человеческого восприятия, будут также родственны в разных видах искусства. И воспринимая эти закономерности через, например, визуальные виды искусства, возможно более наглядно и убедительно раскрыть их и в музыке. [1]

  1. Классическое сочетание музыки и живописи
    1. Картины как источник вдохновения

Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.[2]

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», — говорил великий итальянский художник Микеланджело

Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой изображены люди, играющие на каких-либо инструментах или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным» сюжетам. Первые изображения музицирующих людей пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные ансамбли – юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не обходилось без лиры, которую он непременно держал в руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые играли на органе. Или же странствующие музыканты перед восхищённой толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии, извлечённые из волынок, дудочек, виол.

Если до середины XIX века художники занимались музицированием и изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в звуках произведения изобразительного искусства.

Начнём с Ференца Листа, который довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне определенные картины. В его фортепианном цикле "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под названием "Обручение" ("Sposalizio"). Именно так итальянцы называют алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии" — картину совершенно изумительной красоты, просветлённой грусти и мудрости.

 Вдохновлённый фреской "Триумф смерти", по одним сведениям принадлежащей кисти Андрея Орканьи, по другим — Амброджио Лоренцетти, Лист создаёт "Пляску смерти" для фортепиано и оркестра, используя мотив григорианского хорала Dies Irae.

Симфоническая поэма "Битва гуннов" написана Листом по мотивам бесспорно лучшего творения Вильгельма фон Каульбаха: величественной фрески с одноимённым названием. Одно время Лист серьезно обдумывал создание целого цикла симфонических поэм, которые хотел назвать "Мировая история в картинах и звуках Вильгельма фон Каульбаха и Ференца Листа".

Вслед за Листом названия картин, на этот раз Арнольда Бёклина, использовал Макс Регер в оркестровой сюите из четырёх симфонических поэм. Это следующие картины: "Отшельник", "Игра в волнах", "Вакхналия" и "Остров мертвых". 

Последнее полотно стало источником вдохновения и для Сергея Рахманинова, создавшего свой, довольно мрачный "Остров мёртвых". Музыка Рахманинова полна щемящей тоски, в ней одновременно слышатся и оцепенения безграничной печали, и бурные рыдания, и тревожное предчувствие смерти,

Резким контрастом к музыке Рахманинова звучит музыка фортепианной пьесы "Острова радости" Клода Дебюсси, написанной под впечатлением картины французского художника Антуана Ватто. В мелодических изгибах пьесы можно услышать смех, пение, журчание ручьёв и даже стремительные весёлые танцы.

Всматриваясь в кажущуюся неподвижность хорошей картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость

На знаменитой картине Сандро Ботичелли (1445 -1510) «Весна» изображена поляна в апельсиновом саду. Вся она усеяна цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой.

«Весна» была написана Боттичелли по заказу молодого отпрыска семьи Медичи.  В основе сюжета картины «Весна» лежит миф, рассказывающий о том, как весенний ветер Зефир силой своей любви превратил нимфу Хлорис в богиню весны и цветения. Композиция картины построена таким образом, что сюжетная линия развивается справа налево. В правом верхнем углу мы видим летящую фигуру с крыльями в развевающемся плаще. Это Зефир, щеки его раздуты, от его стремительного полета склонились деревья. Ветер весны догоняет убегающую Хлорис.

Испуганная нимфа повернула к нему лицо, а руками, словно моля о защите, касается фигуры другой девушки в ярком нарядном платье, убранном цветами, и с венком из цветов на голове. Но та, не замечая ничего, продолжает идти дальше. Она вынимает из складок платья розы и разбрасывает их вокруг. Это богиня цветов и растений Флора – та же Хлорис, но уже в новом облике богини. Платье нимфы почти прозрачно, сквозь него просвечивают цветы на лугу, а в пышном наряде Флоры они создают яркий узор на платье.

Эти три фигуры олицетворяют превращение нимфы в богиню цветения и символизируют первый месяц весны, потому что ее началом считалось первое дуновение Зефира. Левее этой группы помещена фигура Венеры, богини любви и красоты. Над ее головой парит Амур со стрелой и луком, вокруг нее расступились полукругом деревья, обозначая смысловой центр картины. Венера стоит, задумчиво склонив голову набок, и правой рукой благословляет трех Граций. Эта группа символизирует второй месяц весны – апрель. На левом краю полотна помещен Меркурий, бог разума и красноречия, покровитель искусств, достойный спутник Граций. Он является олицетворением последнего весеннего месяца, названного в честь его матери Майи.

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с музыкальным произведением с тем же названием. «Весна» — первый концерт в цикле «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741) –наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко. Каждому из концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Музыка точно следует за образами стихов. Первая часть концерта – «Весна грядет» — открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр.

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

Вторая часть – «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна – солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое звучание всех скрипок оркестра в мягком ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов – лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав

И тявкает чуть слышно пес.

Послушайте и посмотрите, как здесь слились музыка, живопись, стихи! И невольно задаешь себе вопрос: что написано вначале, картина или музыка? [7]

    1. Полифония в музыке и живописи

Новый континент, но не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М. Чюрлёнис. Он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки. «Соната моря» — самая известная живописная сюита Чюрлёниса, литовского композитора и художника. Вселенная представляется мне большой симфонией.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

И главное – она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно. И Чюрлёнис становится живописцем. Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой – около трёхсот живописных композиций. И каждая – это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже – на три) части. Первая – аллегро – самая напряжённая, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.[8]

    1. Музыка, звучащая с русских полотен

Русские художники и поэты, русские музыканты всегда обладали удивительной способностью глубоко проникать в психологию народа и передавать в своих сочинениях национальный колорит страны.

Невозможно себе представить искусство без природы. Природа и искусство просто неотделимы друг от друга. Пронизанные красотой природы, музыка и живопись смыкаются и взаимопроникают друг в друга. Крупнейший советский музыковед, академик Борис Асафьев высказал мнение, что с картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели" русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

Так началась пора расцвета русской пейзажной живописи, проникнутой стихией русской песенности и русской музыки, напоённой ароматом поэтической русской природы. Пётр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан — наивысшие выражения этих устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью.

Поистине непостижимое влияние на Чайковского оказывала таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?"

Никому из русских композиторов не удавалось так чутко найти мелодию русского пейзажа, как это удалось сделать Чайковскому. И особенно это проявилось в цикле "Времена года", двенадцать пьес которого, посвященные двенадцати месяцам года. Пьесы цикла поражают своей невероятной простотой и столь же невероятной внутренней живописностью. Слушая эти пьесы, мы всегда видим их![9]

Уже в своей Первой симфонии "Зимние грёзы" композитор звуками рисует чудесные пейзажи зимней дороги и туманного края. Музыку этой симфонии сравнивают с элегическими полотнами Левитана, у которого русские просторы вызывали не менее сильный душевный отклик. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать "какой-нибудь закат", а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город". Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия … Только в России может быть настоящий пейзажист".

Удивительный дар был у Левитана: всё, что рождалось под его кистью, начинало петь. Вот как описывает картину "Весна — большая вода" один из лучших знатоков русской живописи академик М.В. Алпатов: "Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляют их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели". Обратите внимание на эпитеты. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.[8]

Центральную часть картины «Вечерний звон» занимает река. Ее серо-голубые оттенки мягко воздействуют на смотрящего, словно призывая насладиться спокойствием и магическим очарованием летнего пейзажа. Основной акцент приходится на утопающий в зелени монастырь и колокольню, созерцание которых возносит человека над мирской суетой. Так и хочется задержаться взглядом на залитом вечерними лучами солнца полуостровке: святая обитель, тающие в небе кресты куполов, широкая дорога к вратам монастыря. И.И.Левитан неслучайно изобразил прямо у реки двух одетых в черное иноков. Они настолько малы, что преодоление пути до сверкающей белой арки кажется чем-то невыполнимым. И все же дорога к Богу вдали от искушений света довольно просторна, а осилить ее сможет только идущий.

Верхняя часть картины – небо. Почти белое над лесом, чуть выше – с воздушными облаками и в левом верхнем углу – голубое, небо поражает своей пронзительной красотой. Мастерство живописца позволило Левитану наполнить картину вечерним звоном. В изображенной им небесной выси слышится музыка церковных колоколов, разлетающаяся над верхушками деревьев, рекой с проплывающей по течению лодкой с людьми, крохотным деревянным пирсом и сидящем в небольшой лодке у берега человеком, фигуру которого замечаешь не сразу.

Исаак Ильич Левитан умел находить в любом пейзаже необычайную глубину, гармонично сочетая при этом сложную философию человеческой жизни с девственной чистотой русской природы. (Иван Козлов и музыка А. Алябьева)

Другая картина Левитана "Золотая осень" производит, пожалуй, самое умиротворяющее и целительное впечатление. Согласно созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, река, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей и золотые багряные бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Золото, багрянец, синь всё это радуга Родины и Левитан, всю жизнь шедший к пониманию этого симфонического строя, наконец постиг его до конца. Он нашел нужный лад, и каждый его мазок звучит чисто полно и верно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года". [6]

Описание Дмитрия Кабалевского музыки этой пьесы наполнено живописными эпитетами: "Печальная полная нежной меланхолии мелодия. Мы видим как сквозь серые, "минорные" осенние тучи все время пытается проникнуть "мажорный" солнечный луч. Вот-вот, кажется, выглянет, но тут же снова скрывается за облаком. Вдруг, проглянул в другом месте, в третьем, кажется, наконец, пробился, но опять всё покрылось грустными серыми тучами … и именно это неосуществимое стремление к солнцу, к светлой мажорной звучности придаёт особую живописную прелесть и особую человечность этой с виду скромной, но подлинной жемчужине русского искусства".[7]

    1. Музыка рисует картины

В творчестве другого русского художника, Михаила Александровича Врубеля, мы находим влияние музыкальных произведений. Под впечатлением от оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" художником была создана картина "Царевна-Лебедь". Известно, что партию Царевны-Лебедь Римский-Корсаков написал для жены Врубеля, известной певицы Надежды Ивановны Забелы, образ которой, несомненно, влиял на написание картины. [7]

Истинная музыкальность — в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и особенной величавой красотою.

Содержание картины "Испания", написанной художником в 1894 году, возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке". Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть

Считается, что неоднократное прослушивание Врубелем оперы Антона Рубинштейна "Демон" послужила в дальнейшем одним из толчков к написанию серии картин, объединённых демоническим образом: Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный.

Знаменитая картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" написана под непосредственным влиянием музыки Николая Римского-Корсакова. Сам Репин писал: "Я слышал новую вещь Римского-Корсакова "Месть". Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создавалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване".[5]

3. Современные музыкальные ассоциации 3.1. Современные «поющие картины» Д. Долгова

Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными или творческими, сколько глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу — многообразные проявления жизни.

21 век. Используя ассоциации, некоторые деятели искусства стали писать музыку на увиденные картины. И родилось понятие «Поющие картины». Что это такое?

Соединить искусство изобразительное и музыкальное – таков замысел организаторов. Идея, родившаяся в Курске, уже «заразила» другие города –Владивосток и Самару.

Оригинальная инсталляция включает сразу два вида искусства – живопись и песню. Идея конкурса – синтез музыки и живописи

Дмитрий Долгов, знакомый по выступлениям на фестивале «Балаклавские каникулы», лауреат Грушинского фестиваля и других международных конкурсов, представил гостям выставки свои новые картины, которые стали фоном для сольного концерта автора.

Инициатор подобного формата мероприятия — севастопольский поэт и бард Андрей Соболев. Как он рассказал, знает Дмитрия как поэта, автора-исполнителя достаточно давно. И увидев его картины, возникла идея совместить живопись и музыку и организовать выставку-концерт, показав творческую многогранность автора.

Дмитрий Долгов профессионально занимается музыкой и является довольно известной личностью в бардовских кругах. Много ездит с концертами по Украине и России. Сейчас автор передаёт свои переживания, ощущения, своё видение того, что происходит вокруг нас, не только через песни, но и через холст.

Живописью он начал заниматься около трёх лет назад. И к этой выставке подошёл с юмором. Помимо представленных портретов, натюрмортов и жанровых работ, выделились три работы, которые как нельзя лучше оправдывают название выставки.

Буквально за несколько недель до открытия выставки у Дмитрия возникла идея сделать несколько ироничных работ. Он купил в магазине недорогие принты, которые по своей сути представляют китч. И решил придать им новое содержание, дорисовав некоторые образы, которые, на его взгляд, соответствуют определённым песням. «Для меня было важно сохранить как можно больше самой картины, которая там была, и поселить в эту картину какого-то своего героя, которого я считаю важным. И тут же меняется смысл всей картины», — рассказал Дмитрий Долгов.

 Увидев картину, каждый человек по-своему её интерпретирует. Объяснение того, как видит её автор, прозвучало в его песнях на концерте, благодаря которым также можно было услышать и то, что не удалось выразить с помощью кисти и холста. Среди прозвучавших песен: «Ковыли», «Ялтинская трагическая». К примеру, образ Маруси из русской народной песни отражён в одноимённой работе «Мыла Марусенька белые ноги». Автор изобразил её на принте с городом Чикаго, озером Мичиган. Были подобраны образы также в работах «Напрасно старушка ждёт…»

Кроме того, бард поделился со зрителем моментами вдохновения, которые сопровождали рождение того или иного произведения, полотна, мелодии или стиха. По уверению Дмитрия Долгова, все присутствующие имели возможность убедиться, что песни могут стать музыкальным продолжением визуальных образов, а звуки дополнением картин.

3.2. Большое будущее у фото

А могут ли современные технологии «озвучить» цифровую фотографию? На международной выставке потребительской электроники (CES 2013) было представлено приложение Mhoto. Используя запатентованную технологию анализа свойств изображения, таких как яркость, насыщенность и контрастность, создается оригинальный саундтрек, адаптированный к «ощущениям, которые передает фотография». Пользователю достаточно загрузить изображение, и он услышит соответствующую композицию. Также у него есть возможность выбрать определенный музыкальный жанр саундтрека: хип-хоп, рок, поп и т.д.

Основатели приложения работали над алгоритмом создания композиции совместно с музыкальным продюсером Dub Killer. Разработчики планируют добавить в приложение функцию распознавания лиц, чтобы саундтрек совпадал с настроением человека на портрете.

Приложение все еще находится в стадии разработки, и официальный веб-сайт предлагает регистрацию заинтересованных бета-тестеров.

Скоро мы сможем «услышать» любую фотографию. Это достижения 21 века![9]

4. Услышанная живопись 4.1.Вариант шифрования по узлам картины

Говоря о «музыкальности» картин, считают, что это понятие условное – полотна сами по себе, конечно, не издают звуков, даже если на них изображены люди, играющие на каких-либо инструментах.

А я своей работой хочу показать, что картины могут «петь». Вернемся к репродукции Ботичелли «Весна».

В качестве инструмента для создания музыки может служить любой музыкальный инструмент. Самый распространённый – это пианино. В интернете можно найти множество онлайн эмуляторов. На сайте http://pcblogg.com/ представлены интересные варианты. С их помощью мы создаём фрагмент мелодии. Для этого мы анализируем картину. Выбираем основную линию изображения, вдоль которой располагаем нотный стан. Нотами служат лица изображенных. В качестве альтернативы могут использоваться другие узловые моменты картины: кисти рук, стопы, апельсины на ветвях деревьев. Мы получим мелодию. [Приложение 1, приложение 2] Для аранжировки используется стандартное сочетание аккордов.

Используя данный алгоритм, можно заставить звучать любую картину.

4.2.Вариант с цветовым шифрованием

Есть разные направления живописи. Где-то легко определить узловые моменты картины. А если взять абстракционизм М. Ларионова, П. Филонова, кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Малевича и других, то мы столкнёмся с трудностями. Для таких картин возможен вариант цветового шифрования.

Возьмём цветовой спектр. Каждый цвет определяет свою ноту, 7 цветов – 7 нот. [Приложение 3] Разбив картину на смысловые области, мы создаём мелодию. Для примера рассмотрим картину К. Малевича «Атлеты». Полученная мелодия представлена в приложении 4

Заключение. Триумф музыки

Таким образом, мы получили продукт – мелодию картины. Музыкальное воспроизведение картин предложенными способами можно использовать на уроках МХК, ИЗО, музыки и информатики. В качестве задания: озвучить картину первым или вторым способом. На информатике: зашифровать какую – либо информацию и заставить звучать и т.д.

Список литературы

  1. Басин Н.Э., Суслова О.А. «Цвет. Звук. Материал: учебно-методическое пособие: Приложение к курсу «Введение в язык искусства». Екатеринбург, 2001.

  2. . Тарасов Л. – «Музыка в семье муз»

  3. Казанцева С. А. – «Культурология»

  4. Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»

  5. Варламова Т.Н. Проект «Учимся слушать и понимать музыку» http://rtwiki.iteach.ru

  6. Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е.Д. «Искусство 8-9 классы» М. «Просвещение» 2013г.

  7. Статья с сайта Гармония «Увиденная Музыка, услышанная Живопись» http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?19

  8. Статья с сайта Музыкальная фантазия. «Музыка в школе»http://muzk-ira.ucoz.ru/publ/razrabotki_urokov/muzykalnaja_zhivopis_i_zhivopisnaja_muzyka_chjurljonis/8-1-0-51

  9. автор Danka «Синтез музыки и живописи»/"Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях

http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a2ac68b4d43b88421216c37.html

  1. Репродукции картин взяты из интернет-энциклопедии Википедия

  2. http://www.engadget.com/2013/09/09/moto-composes-music-from-pictures/

  3. Вивальди А. Времена года. 1 часть. Весна / К. Херонз — Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

  4. Вивальди А. Времена года. 2 часть .Сон крестьянина. / К. Херонз — Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

  5. Чайковский П.И. Осенняя песнь. Октябрь. /Н. Штокман — Фонохрестоматия. Искусство 8 класс. М. «Просвещение» 2013г

  6. Ференц Лист Фортепьянный цикл «Годы странствий» Год второй. Италия. Пьеса «Обручение».

  7. Римский – Корсаков Н.А. Симфоническая сюита ч.9. «Сладость мести»

  8. Рахманинов С.В. Симфоническая поэма «Остров мертвых» Филадельфийский оркестр.

  9. Алябьев А. «Вечерний звон» Хор Сретенского монастыря.

  10. Долгов Д. «Ковыли» слова и музыка Д. Долгова. Альбом «Чуть – чуть надежды»

Приложения.

  1. Картина Ботичелли «Весна»

  1. Нотный стан на картине Ботичелли «Весна»

  1. Цветовая ассоциация аккордов

  1. Мелодия картины: Ботичелли «Весна»

Аккорды: D D S D H F S G

Мелодия картины: К. Малевич «Атлеты»

Аккорды: D A F G D A H S

bobstudy.ru

Выставка-концерт Поющие картины художника Дмитрия Долгова - Выставки

28 декабря в Доме Москвы в Севастополе состоялась выставка Дмитрия Долгова «Поющие картины». Гости вечера смогли насладиться как красотой живописи, так и авторскими композициями киевского барда.

28 декабря в Доме Москвы в Севастополе состоялась выставка Дмитрия Долгова «Поющие картины». Гости вечера смогли насладиться как красотой живописи, так и авторскими композициями киевского барда.

Инициатор подобного формата мероприятия — севастопольский поэт и бард Андрей Соболев. Как он рассказал, знает Дмитрия как поэта, автора-исполнителя достаточно давно. И увидев его картины, возникла идея совместить живопись и музыку и организовать выставку-концерт, показав творческую многогранность автора.

Дмитрий Долгов профессионально занимается музыкой и является довольно известной личностью в бардовских кругах. Много ездит с концертами по Украине и России.

«Человек, тонко чувствующий, переживающий и умеющий радоваться тому, что его окружает», — так отозвался об авторе выставки Андрей Соболев.

Сейчас автор передаёт свои переживания, ощущения, своё видение того, что происходит вокруг нас, не только через песни, но и через холст.

Живописью он начал заниматься около трёх лет назад. И к этой выставке подошёл с юмором. Помимо представленных портретов, натюрмортов и жанровых работ, выделились три работы, которые как нельзя лучше оправдывают название выставки.

Буквально за несколько недель до открытия выставки у Дмитрия возникла идея сделать несколько ироничных работ. Он купил в магазине недорогие принты, которые по своей сути представляю китч. И решил придать им новое содержание, дорисовав некоторые образы, которые, на его взгляд, соответствуют определённым песням. «Для меня было важно сохранить как можно больше самой картины, которая там была, и поселить в эту картину какого-то своего героя, которого я считаю важным. И тут же меняется смысл всей картины», — рассказал Дмитрий Долгов.

К примеру, образ Маруси из русской народной песни отражён в одноимённой работе «Мыла Марусенька белые ноги». Автор изобразил её на принте с городом Чикаго, озером Мичиган. Были подобраны образы также в работах «Напрасно старушка ждёт...» и «Напилася я пьяна».

Увидев картину, каждый человек по-своему её интерпретирует. Объяснение того, как видит её автор, прозвучало в его песнях на концерте, благодаря которым также можно было услышать и то, что не удалось выразить с помощью кисти и холста. Среди прозвучавших песен: «Ковыли», «Ялтинская трагическая».

Гармоничное сочетание музыки и живописи создало удивительную творческую атмосферу. И это только начало — подобные мероприятия планируются и в дальнейшем.

Татьяна РУСНАКФото: Елена ЛЕЩИНСКАЯПроверено корректором

news.sevas.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта