Поход Игоря Святославича на половцев. Поход игоря картина
подготовка к сочинению по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» Цель
Тема: подготовка к сочинению по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» Цель - страница №1/1
Тема: подготовка к сочинению по картине Н. Рериха « Поход князя Игоря»Цель:
- интегрируя материалы истории, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев.
- формировать умение сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы,;
- подготовить к написанию сочинения по картире Н. Рериха « Поход князя Игоря».
- воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.
- учить работе в группах, поддержке, взаимовыручке.
1.Сообщение темы. Сегодня мы познакомимся с картиной известного советского художника Н.К.Рериха «Поход князя Игоря», будем работать над ней ,чтобы завтра написать коллективное сочинение. Художник глубоко и серьёзно изучал историю далекого прошлого России. И, конечно же, этот интерес нашёл своё отражение в его художественном творчестве. Для того чтобы наша работа была успешной прежде поговорим об одном историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, и какое значение он имел для Руси. (1 мин.)
Итак, обратимся к истории.
2.Историческая справка. ( слайд№1).В XII веке Киевская Русь пребывала в состоянии раздробленности. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств. Небольшие княжества стремились к самостоятельности, вели междоусобные братоубийственные войны.
В 1178 году, молодой князь Игорь начал княжить в Новгород-Северском уделе.
В это время в южно-русских степях кочевали половцы и совершали опасные набеги на Русь. Отдельные княжества вели противоборство с половцами. Ранней весной 1185 года половецкий хан Кончак выступил в поход на Русь. Вышедшие против него киевские князья нанесли поражение половцам и взяли богатую добычу. Узнав о победах киевлян, князь Игорь, как говорят летописи, воскликнул: «А мы что же, не князья, что ли?! Пойдём в поход и себе тоже славы добудем!» — и двинулся на половцев. Когда многочисленные войска князя подошли к границе, отделявшей Киевскую Русь от половецких степей. участники похода увидели солнечное затмение, которое многими было расценено как страшный предвестник провала похода. Но полководец не придал природному явлению значения, вступил в бой с половцами. Он сказал: «Если мы вернёмся не бившись, то позор нам будет пуще смерти. Так положимся на волю Божью!»
Первое столкновение с неприятелем произошло 10 мая. Половцы бежали. Игорь с войском заночевал в степи, а на заре его стан был окружён половцами. Два дня продолжалось жестокое сражение. Русичи бились храбро, но силы были неравными. Игорь был пленён, а дружина разбита.
Вот так выглядело поле брани после побоища (слайд№2) Карт. Васнецова).
Именно этот поход закончился для Игоря бесславно. Причина поражения в том , что войско Игоря билось с врагами в одиночку, без поддержки русских князей.
Только через год Игорь при помощи своих друзей бежал на Родину из плена.
После этого неудачного похода отважный полководец неоднократно воевал с половцами, на этот раз все сражения заканчивались победой. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202
Вот такие сведения о князе Игоре дает история Отечества.
-В каком веке произошел раздел Руси на княжества?
-как имя князя, потерпевшего поражение с половцами?
- Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным, а дружина разбита?(4 мин).
3. Словарная работа. Сегодня в устной и письменной речи мы будем использовать исторические термины и новые слова.( читаю) Подберем к данным словам синонимы, т.е. близкие по смыслу слова.Записываем в тетрадях , обращая внимание на ударение и выделенные орфорграммы.
Половцы- враги
Символ-знак, примета
Силуэт-фигура
Рать, дружина- войско
Ратники -воины
б).Разбор слова по составу:
Выделить корень в слове дружина, разбирая его по составу.
в). По схеме пообобрать и записать однокоренные слова.
Как называются однокоренные слова?.- родственные.
Кто?- друг, какой?- дружный, что делать? –дружить, как?- дружно
Что значит дружно? Вместе делать одно дело.
Записные слова будет сегодня на уроке для нас ключевым. Надо помнить всегда, что любое дело в одиночку сделать труднее, чем вместе.(4 мин) 4.Работа по теме:
а). Работа по анализу репродукции.(На доске репродукция. Слайд №3). А теперь обратимся к репродукции картины
Давайте посмотрим, как автор рассказал о данном событии в своем произведении. Помогут мне в этом ученики –информаторы.
Учитель: Обратите внимание: мы видим очень необычное сочетание красок. Диск солнца закрыт луной, но потемнела только самая верхняя часть неба, она насыщена синим цветом. Но большая часть неба залита золотым солнечным светом. Сочетание жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и грусть по предстоящим потерям, и утверждение конечной победы..1 ученик: Посмотрите сюда: зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ободком обозначает затмение. Это символ или знак беды. На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты.
2 ученик: Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью колышутся флаги и длинные пики.
3 ученик: Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - враги. Там ждут его грозные испытания
Учитель: Вы уже знаете, что этот поход князя закончился серьезным поражением. Как вы думаете, почему?
Ученик : потому что он пошел в поход один, без поддержки русских князей. А надо было объединиться.
Учитель :
Действительно, для победы необходимо единение сил — в этом и заключается основная идея картины Рериха. Впоследствии князь Игорь всегда одерживал победы над врагами и поэтому художник как бы говорит нам, что всякому затмению бывает конец, всё равно свет восторжествует и за поражением придёт победа.
б). Фронтальный опрос по описанию содержания картины:
Давайте разберемся, как вы поняли описание картины. Помните, что строить красивые полные предложения- ответы вам помогут мои вопросы.-Кто изображен на картине? ( на картине изображен князь Игорь и его дружина).
-Как расположены силуэты на картине: поодиночке, группами, строем?
-Почему?( строем так художник показал желание войска вместе победить врага).
-Какие краски использовал художник?( художник использовал яркие и темные краски).
- Какие символы использовал художник? ( Художник показал нам солнечное затмение).
-Что означает солнечное затмение( солнечное затмение – означает беду, это примета беды).
Что обозначают темные и яркие краски? (беду, свет. ) ( 5 мин)
физминутка. ( ученые доказали
В). Работа в группах.
Итак, мы готовы к работе по подготовке к сочинению. ( на столах репродукции)
- читаем задание к упр. 149. стр. 106
Читаем план
Работать будем в группах.
Руководители групп Толмачев Виктор и Прокушева Дарья будут регулироватьконтролировать выполнение работы. Алгоритм работы 1 гр. Руководитель группы Толмачев Виктор
1. Запишите в тетради первый пункт плана:
План.
1.Вступление.
В поход.
2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 1 пункту плана.
4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
5 . Запишите в тетрадь 3 пункт плана.
3аключение.
Возвращение.
6. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
7. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся к 3 пункту плана.
8. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
9. Руководитель группы назначает 2 учеников, которые будут отвечать классу.
Алгоритм работы 2 группы. Руководитель группы
1. Запишите в тетради второй пункт плана :
План.
2. Главная часть.
Кровавая битва
Пленение князя.
Побег.
2. Прочитайте по очереди словосочетания, называя пропущенные орфограммы.
3. Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые относятся ко 2 пункту плана.
4. Проверьте написание словосочетаний по учебнику.
5. Руководитель группы назначает ученика, который будет отвечать классу.
Проверка. Ученики читают словосочетания.(5 мин)
Г). Самостоятельная работа по восстановлению деформированных предложений. Дополнить предложения, используя нужные словосочетания.
Ученики сам-но работают на листах. 2, 3 гр.- по 1, 3 пунктам плана,1гр- по 2 п. плана. И сам-но проверяют тексты с доски.
1. Великий князь Игорь собрал дружину.
Он отправился в поход на половцев.
2.На огромном поле произошла встреча с врагом.
С дикими криками понеслись ратники на половцев.
Повсюду слышался свист тонких стрел, треск острых копий.
Но русская дружина потерпела тяжелое поражение.
Враги схватили князя. Он оказался в половецком плену.
Только через год князь Игорь сбежал из плена.
Темной ночью он услышал условный знак, вскочил на коня.
4.Полководец мчался домой, как ветер.
Отважного воина радостно встречали, пели ему славу.
Самопроверка ( на доске текст, ученики самостоятельно проверяют свою работу). Чтение текста по частям.(5мин)
Завтра на уроке мы напишем колл. Срч. Используя те знания кот. вы получили сегодня.
Мне понравилось как вы работали
Д). слушание музыки.Но разговор наш будет неполным, если я не скажу о том, что от последствий похода страдала не только Родина. Каждого воина ждали доиой матери, жены, дети. С нетерпением ждала возвращения князя Игоря жена его – Ярославна. Посмотрите. Вот стоит она на стенах древнего кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, обращается к пресветлому солнцу, ветру и реке. Ярославна умоляет, заклинает, просит вернуть к ней горячо любимого мужа.
Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой” и возвращается домой. Послушайте « Плач Ярославны» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».
5). Итог урокаС каким произв. Худ Рериха мы познакомились?
О каком ист.событии мы говорили?
Кака закончилось сражение князя Игоря
Какова основная мысль произведения? Любое дело легче делать вместеЮ, чем в одиночку что тьму всегда побеждает све тdavaiknam.ru
Поход Игоря Святославича на половцев
Игорь Святославич, внук Олега, выехал из Новгорода, взяв с собой брата Всеволода из Трубчевска, Святослава Ольговича – своего племянника из Рыльска, – своего сына Владимира из Путивля и Ольстина Олексича, Прохорова внука, с Черниговскими ковке. По дороге до реки Донца жену покрыла тьма. Затмение – это плохое знамение, как сказали князю люди. Но Игорь не обратил внимание на предупреждение и перебрел Донец. Придя в Оскол, он два дня ждал своего брата Всеволода, который шел иным путем из Курска. Вместе Ольговичи пошли к Сальнице.
Первое столкновение с половцами и победа Игоря. В обеденное время в пятницу настигла русская жена половецкие полки. Покидали плохие свои шатры и собрались по ту сторону реки Сюурлій. Выставили русичи своих полков 6: посередине был Игорев полк, справа – князя Всеволода, а слева – племянника Святослава, перед ним стоял сын Владимир со своими воинами и полк Ольстина, а впереди – стрельцы всех князей, объединены в один полк. И призвал князь Игорь свое войско к бою. Когда дошли они до Сюурлія, выехали половецкие стрельцы им навстречу, пустив по стреле на русских, побежали прочь. Далеко от реки стояли половецкие силы, но начали убегать, хоть русичи еще не успели переправиться через реку. Святослав Ольгович, Владимир...
Игоревич, и Ольстин с ковуями и стрельцы погнали за ордой, били и брали в плен. Игорь же с братом шли медленно, не распуская своих полков.Пытался князь Игорь вернуть их, потому что с ними, ковуями, смешались некоторые дружинники. Но все же лучшие люди остались на поле битвы, среди них отличался своей отвагой и мужеством, князь Всеволод. Взяли половцы Игоря в плен, и князь наблюдал, как обороняется Всеволод. Просил князь смерти, чтобы не видеть гибели невестки. Такую святую воскресенье навел на них господь гнев свой, вместо радости и веселья сожалению на реке Каялі.
schoolessay.ru
Репродукция картины "Поход Игоря" Николая Рериха
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Рериха. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Николая Рериха на натуральном холсте.
Дарования Николая Рериха необычайно разнообразны: он стал известен как художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель. Творческое наследие Рериха как художника огромно – более 7000 картин.
В 1893 году, окончив гимназию Карла Мая, Николай Рерих поступил в Петербургский университет на юридический факультет и одновременно – в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимался в студии Архипа Ивановича Куинджи.
Его дипломная картина «Гонец» в 1897 году была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым.
В 24 года Николай Константинович был назначен помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».
В 1899 году он познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, которая стала для него с 1901 года верной женой, советчиком и другом на всю последующую жизнь. Они духовно дополняли друг друга.
В 1902 г. у них родился сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который впоследствии тоже стал художником.
Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих идей Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах –они присутствовали во всех областях деятельности Рериха.
В 1903 – 1904 годах Рерих вместе с женой путешествует по древнерусским городам России. Побывав более чем в 40 городах, Рерих написал большую серию картин и множество статей, где отразил огромную художественную ценность древнерусской иконописи и архитектуры. К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, выполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.
С середины 1900-х годов Рерихи изучают философские труды мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды и литературное творчество Тагора - в полотнах Рериха появляется тема Индии и Востока.
В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких, Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию на побережье Ладожского озера, но он продолжает заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств, периодически выезжая в Петроград. После революции 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.
В 1919 году Рерих получил приглашение из Швеции на организацию выставок в странах Скандинавии, в том же году с семьей перезжает в Лондон для работы по оформлению русских опер на музыку Мусоргского и Бородина. В 1920 году Рерих принимает предложение директора Чикагского института искусств организовать выставочное турне по 30 городам США.
Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. Основанные им учреждения стали крупными центрами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.
В 1923 году Рерих с семьей переезжает в Индию и начинает подготовку к экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.
Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 годы. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги, создано около пятисот картин, на которых художник увековечил увиденное.
По окончании экспедиции Рерих основывает Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.
В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав Николая Константиновича, незаконно овладел пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявил себя его владельцем. Он тайно вывез картины, часть из которых оставил себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.
В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями США и двадцати латиноамериканских государств. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.
С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.
О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.
Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться: 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…
На месте погребального костра был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Николая Рериха не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»
Картине солнечного затмения, его семантическому смыслу посвящен ряд исследований [1–4]. Без сомнения, автор «Слова…» и современные исследователи этого уникального памятника древней русской литературы отводят ему важную роль в объяснении событий, имеющих место в 1185 году на южных рубежах Киевской Руси. В чем причина столь неудачного вояжа русских князей в половецкие степи?
Согласно известным летописным сведениям князь Игорь двинулся в поход 23 апреля, в день святого Георгия, а затмение состоялось 1 мая — на девятый день похода. Это день памяти пророка Иеремии. Поэтому А. Ужанков приводит параллели «Слова…» и книги пророка Иеремии [4]. Строки, которые пишет пророк Иеремия: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся», — имеют непосредственное отношение к Игорю.
Солнечное затмение в «Слове о полку Игореве»
В русских летописях содержится множество сведений о затмениях. В Ипатьевской летописи, например, говорится о затмении, упоминаемом в «Слове о полку Игореве». Солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г. в «первом часу ночи», что соответствует 17 часам (максимальная фаза затмения было в 15 ч 48 мин по местному времени). Это время начала вечерней службы в храме, точнее «утрени», поскольку ею начинались новые сутки — отсюда и «первый час». Получается, что в то время, когда в храме начиналась служба, Игорь Святославич форсирует пограничную реку Донец и отправляется в поход на половцев за пределы Русской земли. «О Руская земле, уже за шеломянем еси!» — восклицает автор «Слова…» [4].
Князь Игорь воспринимает солнечное затмение как предзнаменование неблагополучного завершения похода в половецкие земли. Однако поступает он как истинный христианин в соответствии с цитатой из книги пророка Иеремии, приведенной выше, не принимая во внимание известную для него историю семейства князей, смерть которых в русских летописях связывали с солнечными затмениями. В судьбах черниговских князей «солнечного рода» Ольговичей солнечные затмения играли особую роль. Согласно А.Н. Робинсону, за сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей [3].
Несомненно, об этом знали и помнили участники похода, о чем свидетельствует рассказ о затмении в Ипатьевской летописи: «...Игорь жь возревъ на небо и виде солнце стояще яко месяць. И рече бояромъ своимъ и дружине своеи: «Видите ли? Что есть знамение се?» Они же узревше и видиша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: «Княже! Се есть не на добро знамение се». Игорь же рече: «Братья и дружино! Таины Божия никто же не весть, а знамению творець Богъ и всему миру своему! А намъ что створить Богъ, или на добро или на наше зло, а тоже намъ видити» [5].
Это затмение описано в Лаврентьевской летописи: «Месяця мая въ 1 день на память святаго пророка Иеремия, в середу на вечерни, бы знаменье въ солнци, и морочно бысть велми, яко и звезды видети, человекомъ въ очью яко зелено бяше, и въ солнци учинися яко месяць, из рогъ его яко угль жаровъ исхожаше: страшно бе видети человекомъ знаменье Божье...» [6].
Как следует из летописей, затмение Игорем и его дружиной наблюдалось как частное. Только часть диска солнца была закрыта луной. Поэтому вызывает недоумение, что некоторые художники в картинах, посвященных походу князя Игоря, изображают на небе затмение как полное: черный диск солнца, окруженный жемчужным сиянием солнечной короны. Именно так выглядит картина Николая Рериха (рис. 1). На это противоречие обратил внимание любитель астрономии Александр Смирнов [7]. Однако, как следует из текстов летописей, этот факт был известен историкам, начиная со времен написания Ипатьевской и Лаврентевской летописей. Все солнечные и лунные затмения тщательно фиксировались на протяжении всей истории Древней Руси и привязаны к датам календаря, что позволяет современным исследователям датировать исторические события [8, 9]. Затмение было полным в Новгороде и Ярославле. Князь Игорь со своей дружиной был в это время на р. Донце (или под Курском?), где затмение было частным (была закрыта лишь часть солнечного диска). Летописец высказывает убеждение, что это затмение предвещало поражение Игоря в битве с половцами и оказалось знамением божьим. В начале «Слова…» солнце предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты».
Представим себе картину звездного неба в момент затмения в полосе полной фазы, которая проходила по северным землям русской земли. В момент затмения Солнце, Венера и Меркурий находились в созвездии Тельца. При фазе 0.75, когда 75 % диаметра солнца было закрыто луной, для точки на Земле, соответствующей современному положению г. Харькова, освещенность снизилась до состояния, подобного яркости неба незадолго до захода солнца. В это время невозможно наблюдать даже самые яркие звезды. Однако планету Венеру вполне можно было увидеть. Она находилась примерно в 25 градусах от солнца и луны. Здесь же располагался Меркурий. Другая яркая планета, видимая хорошо 1 мая 1185 г., — это Юпитер, отстоящий примерно на 90 градусов от солнца в созвездии Льва.
Вскоре после захода солнца, который произошел после 20 ч местного времени в этот день, его, также как и Венеру, можно было наблюдать во всей красе в этой местности на вечернем небе.
В свете современной астрономической науки солнечные и лунные затмения — это естественные природные явления, которые происходят в результате соединения трех небесных тел: Солнца, которое расположено в центре Солнечной системы; планеты Земля, на которой мы живем, и ее естественного спутника — Луны. Так повезло человечеству, что видимые размеры солнца и луны на небесной сфере почти совпадают и близки к 1/2 градуса. Поэтому когда Луна в своем движении вокруг Земли оказывается на одной прямой с Солнцем, она закрывает его диск для земного наблюдателя. Яркость солнечного света, рассеянного земной атмосферой, резко уменьшается, и мы можем наблюдать свечение самой внешней оболочки Солнца — солнечной короны. Такое явление получило название полного солнечного затмения. Если нет такого совмещения видимых центров этих небесных светил, то в данной точке поверхности Земли наблюдается частное затмение. С помощью методов небесной механики можно вычислить условия наступления и предсказать моменты затмений на многие годы в будущем и восстановить эти события в прошлом. Ширина полосы на поверхности Земли, в которой пробегает тень Луны и в которой затмение видно как полное, обычно не превышает 200км. На всей остальной территории, близкой к этой полосе, можно наблюдать только частную фазу затмения. Именно такая ситуация описана в «Слове…» для 1 мая 1185 г. во время похода князей в половецкие степи. На рис. 2 изображена поверхность Земли, на которой отмечена зона полной фазы для этого затмения в виде узкой полосы, начинающейся от западных берегов Центральной Америки и проходящей по Атлантическому океану и северу Европы. Более протяженная область, захватывающая северную часть Африки, указывает зону, где затмение наблюдалось как частное. Чем дальше от центральной полосы, тем меньшая часть видимого диска солнца будет закрыта луной.
Автором «Слова» и в летописях отмечается, что в момент затмения «небо померкло». Обычно солнечные затмения сопровождаются заметными изменениями в окружающей природе. Особенно в полосе полного затмения. Угасает яркий солнечный свет, наступают сумерки, температура воздуха снижается почти на десять градусов, усиливается ветер. Возможно образование облачности. Все это чувствуют животные, птицы и насекомые. Куры начинают укладываться на ночь, овцы и коровы поворачивают с выпаса к родному дому, собаки начинают лаять. Даже современный человек, впервые наблюдая это величественное явление природы, начинает чувствовать себя очень неуютно, появляется чувство тревоги и страха.
Нет ничего удивительного, что в древности солнечные затмения считали предвестниками больших бед и неприятностей, связывали их с гибелью таких великих особ, как князья и короли. Однако следует считать заблуждением такие представления. Известно, что солнечные
затмения происходят достаточно часто в течение года на территории земного шара — от двух до пяти солнечных затмений, включая полные и частные. Но полные затмения увидеть за свою жизнь удается не каждому человеку, если не совершать для этого экспедиции в точки Земли, в которых согласно астрономическим вычислениям они должны произойти. Считается, что в среднем в данной точке Земли полные затмения можно наблюдать один раз в 200–250 лет.
Согласно изложенному выше нет оснований считать, что смерть князей рода Ольговичей как-то связана с затмениями солнца. Это является заблуждением и древнерусских летописцев, и современных астрологов. Поэтому с нашей точки зрения князь Игорь поступает совершенно осознанно, не прерывая начатый поход против половцев, хотя и руководствовался он исключительно христианской моралью. Именно к такому выводу приходит один из исследователей замечательного литературного памятника В.В. Медведев: «Игорь после минутного замешательства, вызванного Божьим знамением, проявил себя как истый воин-христианин, справедливо рассудив, что постичь судьбу невозможно, как и невозможно ее избежать, и поэтому, что бы она ни решила сотворить — добро или зло, следует пойти ей навстречу (если бы Игорь при виде затмения повернул назад, то он бы воспротивился судьбе, а это, по христианским понятиям, — великий грех)» [2].
Кириллов А.К. Украина, г. Донецк
etnodon.com
Поход князя Игоря на половцев
VI. УПАДОК КИЕВСКОГО КНЯЖЕНИЯ
(продолжение)
Согласие, водворившееся между Ольговичами и Ростиславичами, не замедлило отразиться и на внешних делах Южной Руси, т.е. на отношениях ее к степным варварам; борьба с ними оживилась новою энергией. Укрепясь на Киевском столе, Святослав Всеволодович уже не имел нужды ласкать своих бывших союзников, и мы видим целый ряд удачных походов, которые южно-русские князья предпринимают общими силами, имея во главе Святослава и Рюрика. Они громят половецкие орды, освобождают из рабства многочисленных русских пленников и берут в плен самих половецких ханов, в том числе Кобяка Карлыевича с двумя сыновьями, Башкорда, Осалука и др. С своей стороны Половцы мстят русским князьям усиленными набегами на их земли, для чего собираются большими полчищами.
Славнейшим из половецких ханов того времени был Кончак. Русская летопись сохранила любопытное предание о его происхождении. Когда Владимир Мономах громил Половцев в степях Задонских, то один из их ханов, Отрок, бежал к Обезам за Железные врата, т.е. на Кавказ; а другой хан, по-видимому, брат его Сырчан остался на Дону. Когда же Владимир скончался, Сырчан послал с этим известием в Обезы гудца Орева; велел петь половецкие песни брату я уговаривать его к возвращению на родину, а если не послушает, то дать ему понюхать какое-то зелье или траву, называемую емшан. Гудец так и сделал. Понюхав зелья, изгнанник заплакал и сказал: "Да, лучше в своей земле лечь костьми, нежели в чужой славну быть". Он пришел на родину, и от него-то родился Кончак, "иже снесе Сулу, пеш ходя, котел нося на плечеву". Этот самый Кончак, "окаянный, безбожный и треклятый", как называет его летопись, пришел на Русь с половецкою ордою в 1184 году. Он грозил пожечь и попленить города русские, ибо имел при себе какого-то "бесерменина", который стрелял живым огнем; кроме того, по словам летописи, у него были метательные снаряды и самострельные луки, такие огромные и тугие, что 50 человек едва могли натянуть подобный лук. Кончак остановился на украйне и завел переговоры о мире с Ярославом Всеволодичем; это был младший брат Святослава, который передал ему свой Черниговский стол. Великий князь послал сказать брату, чтобы он не верил коварным Половцам и вместе с ним шел бы на них войною. Однако Ярослав уклонился от похода под предлогом своих мирных переговоров с Кончаком. Святослав соединился с Рюриком и поспешил против варваров. Старшие князья с главными силами шли назади, а вперед себя ("на вороп", как тогда выражались) отрядили несколько младших князей. Последние встретили на дороге гостей, или купцов, проехавших степи, и узнали от них, что Половцы стоят на реке Хороле, подле вала ("шоломя"), который ограждал Русскую землю со стороны степей. Младшие князья внезапно вышли из-за этого вала, ударили на половцев и захватили много пленных; в числе их привели к Святославу и того бесерменина, который стрелял живым огнем. Когда же подошли старшие князья, то Кончак бежал в степи. Это случилось 1 марта 1185 года, т.е. в самый новый год, так как русские начало его считали с марта. В погоню за Половцами великий князь отрядил 6000 Черных Клобуков, или берендеев, с их вождем Кунтувдыем; но по случаю наступившей распутицы погоня не могла настичь половцев.
В этом походе, кроме Ярослава Черниговского, не принимали участия и князья Северские; последние не успели соединиться с великим князем по причине быстроты, с которою был совершен его поход. В челе северских князей стоял тогда его двоюродный брат Игорь Святославич, который уже не раз отличился в битвах с Половцами и не далее как в 1183 г. предпринимал удачный поиск в степи вместе с родным братом своим Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом. То же самое задумал он повторить и теперь, после поражения Кончака на Хороле, куда, к великому его сожалению, ему не удалось поспеть вовремя. Не спросясь главы своего рода Святослава Киевского, он решил немедленно идти в степи с одними северскими дружинами и в конце апреля выступил из своего стольного города. В Путивле соединился с ним княживший в том городе сын его Владимир; сюда пришел и племянник Святослав Ольгович из Рыльска. Двоюродный брат Ярослав Черниговский прислал ему на помощь боярина своего Ольстина Олексича с отрядом коуев; то были полукочевые народцы, поселенные на южных пределах Черниговской земли, соплеменники Черных Клобуков. Современный поэт изображает приготовления Игоря к походу следующими словами: "Комони ржут за Сулою; звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новеграде; стоят стязи в Путивле; Игорь ждет мила брата Всеволода". Но последний отправился другой дорогой, из Курска. Игорь двинулся к Донцу, перешел его, достиг берегов Оскола и здесь дождался своего брата, удалого Всеволода Трубчевского. Этот поход четырех князей, из которых самому старшему было не более 35 лет, произвел сильное впечатление на современников, так что кроме довольно подробного рассказа летописи он сделался предметом замечательного поэтического произведения Древней Руси, известного под именем "Слова о полку Игореве".
Карта похода князя Игоря на половцев (1185)
Автор изображения – Лобачев Владимир
При самом начале похода являются недобрые знамения, которые предрекают ему печальный исход. Однажды, когда войско приближалось к Донцу, перед вечером солнце подернулось какою-то мглою, так что походило более на месяц, и это обстоятельство смутило дружину. Но Игорь старается ее ободрить. Вот уже Русь за шеломянем, т.е. перешла Половецкий вал и углубилась в степь. Ратники, высланные вперед "ловить языка", т.е. на разведки, воротились и донесли, что варвары собираются в большом числе и готовятся к сражению. "Спешите напасть на них, – говорили князьям разведчики, – или воротитесь домой, потому что время нам неблагоприятное". Но Игорь отвечал, что воротиться домой без битвы будет сором пуще смерти. Меж тем, по словам поэта, плотоядные чуют близкую поживу: стаи галок летят к Дону великому, волки воют по оврагам, орлы своим клекотом сзывают зверей на кости, лисицы брешут на червленые русские щиты.
Половцы собрались от мала до велика на берегах какой-то речки Сююрлея; а вежи свои, т.е. кибитки с женами, детьми и стадами, отослали далее назад. Игорь построил русское войско в обычный боевой порядок. Оно состояло из шести полков. Посреди шел полк Игоря, по правую сторону – брата его Всеволода, по левую – племянника Святослава; это была главная рать; перед нею шли Владимир Игоревич с своею дружиной и Черниговский полк, т.е. боярин Ольстин с коуями. Шестой отряд был сборный: его составляли стрелки, высланные наперед от всех пяти полков. Русь наступала бодро, покрытая железными кольчугами, пестрея красными щитами, под сенью своих стягов, развеваемых ветром. Передние отряды устремились на неприятеля; а Игорь и Всеволод тихо следовали за ними, "не распуская своего полку". Половцы не выдержали натиска одних передних дружин и побежали. Русь погналась за варварами, достигла до их веж и захватила большой полон: девиц, золото и шелковые ткани; а половецких кожухов, епанчей и других одежд было захвачено столько, что, по словам поэта, хоть мосты мости по болотам и грязным местам. Когда победители расположились станом среди половецких веж, Игорь начал говорить князьям и боярам: не довольно ли этой победы и не повернуть ли назад прежде, нежели соберутся остальные орды? Но Святослав Ольгович объявил, что он с своей дружиной далеко гнался за Половцами и что его притомленные кони не поспеют за другими полками. Всеволод поддержал племянника, и решено не спешить возвращением. Молодые князья веселились своею победою и легкомысленно похвалялись: "Братья наша, которая ходила с великим князем Святославом, билась с Половцами смотря на Переяславль; они сами пришли; а к ним князья не смели пойти. Мы уже побили поганых в их собственной земле; теперь пойдем за Дон, чтоб истребить их вконец; пойдем в Лукоморье, куда не ходили и деды наши". Поощренные успехом Северские князья, кажется, возымели надежду вновь отвоевать свой наследственный Тмутараканский удел.
"Дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо, далече залетело", говорит поэт. А меж тем половецкие орды отовсюду спешат к месту действия; пришли два сильнейшие хана, Гзак и Кончак. На рассвете Русь с изумлением увидала бесчисленные полчища варваров, которые окружили ее подобно густому бору. Князья решили пробиваться в отечество; но чтобы не покинуть пеших ратников ("черных людей") на жертву врагам, доблестные Ольговичи велели своей дружине сойти с коней и медленно начали отступать, отчаянно сражаясь с напиравшими со всех сторон варварами. Особенно богатырствовал Всеволод, которого поэт называет то Буй-туром, то Яр-туром. Где он повернется, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие; их шлемы аварские разбиты стальными мечами и калеными саблями русскими. Дело происходило на берегах Каялы в жаркие майские дни; русские дружины были отрезаны от воды; люди и кони изнемогали от жажды. На третий день битвы, в воскресенье, коуи не выдержали и обратились в бегство. Игорь, уже раненный в руку, поскакал за ними, стараясь их остановить, и снял шлем, чтобы показать им свое лицо; но тщетно; ему не удалось воротить коуев. Тут, на обратном пути к своему полку, он был перехвачен Половцами и взят в плен. Всеволод, пробившийся наконец к воде, изломал все свое оружие о врагов и также был схвачен ими. Тогда окончилась битва; князья с остатком дружины разобраны Половцами и разведены по их вежам. Игорь достался хану Чилбуку из роду Тарголова, Всеволод – Роману, сыну Гзагка, Святослав попал в род Бурчевичей, а Владимир – Улашевичей. Поражение и плен смирили гордость Игоря; он принял их как наказание Божие за свои прошлые грехи, за многое пролитие христианской крови в междоусобиях с русскими князьями. С сокрушенным сердцем вспомнил он об одном русском городе, который был взят на щит и подвергся всем возможным неистовствам от ратных людей.
После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В. Васнецова, 1880
"Слово о полку Игореве" трогательно изображает печаль и уныние, которые разлились по Русской земле при известии о судьбе Святославичей. В особенности поэтично рисует оно плач супруги Игоревой в Путивле на забрале, или на городской стене; с жалобой на свое горе она обращается к ветру, солнцу и Днепру. Супругою его была Евфросинья Ярославна, дочь Галицкого князя. Несчастный конец похода дает поэту случай указать на главную причину торжества варваров – на рознь и усобицы русских князей; он вспоминает о лучших временах, о Владимире Мономахе, который был грозою половцев; говорит и о последних удачных походах Святослава Киевского.
Ничего не ведая о предприятии северских князей, Святослав Всеволодович из Киева отправился в свою наследственную область, в землю вятичей, чтобы собирать там ратников и припасы; ибо он имел намерение вместе с Ростиславичами на все лето идти к Дону и воевать половцев. На обратном пути около Новгорода-Северского великий князь с неудовольствием узнал, что двоюродные братья, не испросив его согласия, как бы тайком предприняли поход в степи. Из Новгорода-Северского он на лодках по Десне приплыл в Чернигов, и тут достигла до него весть о поражении и плене его родственников. Земля Северская, в особенности Посемье, находилась в большом смятении; она лишилась своих князей и войска; в редком семействе не оплакивали потери кого-либо из самых близких. Святослав немедленно принял меры. Он отправил своих сыновей в пограничные северские города для защиты края от варваров; в то же время послал к Давиду Смоленскому и другим князьям, напоминая их обещание идти летом на половцев и приглашая поспешить походом. "Иди, брат, постереги землю Русскую", велел он сказать Давиду. Последний действительно пришел со своими смольнянами и вместе с другими князьями стал у Треполя; а родной брат киевского князя Ярослав собрал свою рать в Чернигове. Приготовления эти были весьма своевременны, ибо Половцы, возгордись своею победою и пленом четырех русских князей, сами в большом числе двинулись на Русскую землю. К счастию, между ханами произошла распря. Кончак говорил: "Пойдем на киевскую сторону; там была избита наша братья и погиб наш славный Боняк". А Гзак звал половцев на Семь, говоря: "Там остались только жены и дети, для нас готовый полон; возьмем города без опасения". Варвары разделились на две части. Одни за Гзаком пошли к Путивлю, воевали окрестную волость, пожгли села, сожгли острог, или внешнее укрепление, Путивля, но самого города не взяли и ушли обратно в степи. А другие с Кончаком направились к Переяславлю и осадили его. Но здесь княжил мужественный Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого; он сделал отчаянную вылазку, был тяжело ранен и едва спасен своей дружиной от плена. Тщетно гонцы Владимира звали скорее на помощь князей, стоявших у Треполя. Святослав также торопил Ростиславичей. Смоленская рать завела распрю с своим князем и начала творить шумные веча; она объявила, что пошла только до Киева и что теперь изнемогла в походе. Давид принужден был воротиться назад. На эту распрю намекает певец «Слова о полку Игореве», говоря: «Стяги Владимира (Мономаха) достались Рюрику и Давиду; но знамена их веют в разные стороны». Наконец Рюрик и другие, соединясь с великим князем, переправились на левый берег Днепра и пошли к Переяславлю. Тогда Половцы оставили осаду этого города; они бросились на Сулу, разорили лежавшие по ней волости и осадили Римов (Ромны). Степные варвары, неукротимые в грабеже и разорении открытых поселений, не были искусны в осаде городов; но на этот раз несчастный случай помог им овладеть Римовым. Когда осажденные столпились на забрале, под их тяжестию обломились из него две городни и упали с людьми прямо на сторону осаждавших. Тогда варвары вломились в город и захватили в плен всех, кто уцелел от меча; спаслись только те, которые убежали в ближние болотистые места и дебри. После того и Кончак ушел в свои степи. Вероятно, на это его нашествие и намекают приведенные выше слова летописца: "Иже снесе Сулу".
Игорь Святославич проживал в плену в ожидании выкупа или обмена. Половцы обращались с ним хорошо, уважая его знатность и мужество, и особенно благодаря поручительству Кончака, который считал его сватом, потому что прочил свою дочь за его сына. К Игорю приставили 20 сторожей; но последние не стесняли князя и даже слушались его приказаний; при нем находились еще пять или шесть собственных слуг и сын его тысяцкого. Ему позволяли даже выезжать по своему желанию и забавляться соколиного охотою. Призван был из Руси и священник для совершения св. службы: Игорь думал, что ему еще долго придется быть в плену. Орда, в которой он находился, кочевала этим летом на берегах Тора, одного из левых притоков Донца. Между Половцами нашелся некто Овлур, который привязался к князю и предложил бежать с ним в Русь. Князь сначала не решался. Но сын тысяцкого и конюший князя уговаривали его воспользоваться предложением; они сообщили Игорю, что Половцы грозят избить пленных князей и всю их дружину. Тогда Игорь решился и послал конюшего сказать Овлуру, чтобы тот ждал его с поводным конем на другой стороне Тора. Время для побега выбрано вечернее. Половецкая стража, напившись своего кумыса, начала играть и веселиться, думая, что князь спит. Но он не спал: усердно помолясь перед иконой, Игорь приподнял заднюю полость шатра и вышел никем незамеченный. Он перебрел реку, сел на коня и в сопровождении Овлура поскакал на родину. Когда кони были загнаны, пришлось пешими пробираться через степь, сохраняя все предосторожности, чтобы укрыться от погони. Спустя одиннадцать дней беглецы добрались до пограничного русского города Донца, откуда Игорь с торжеством поехал в свой Новгород-Северский. Он не замедлил посетить главу своего рода, великого князя Киевского, и поклониться киевским святыням в благодарность за свое освобождение. "Солнце светит на небеси, – восклицает певец "Слова", – Игорь князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, несутся голоса через море до Киева; Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей; в стране радость, в народе веселье". Года через два воротился из плена и сын Игоря Владимир, сопровождаемый дочерью Кончака, с которою и обвенчался. Всеволод Трубчевский и Святослав Рыльский также получили свободу[1].
После того борьба с степными варварами сделалась еще живее и упорнее. Мы видим почти ежегодные походы на половцев: то старые князья Святослав и Рюрик соединенными силами воюют кочевников, то посылают на них молодых князей или Черных Клобуков с своими воеводами. Русь разоряет половецкие вежи; но и варвары в свою очередь, улучив удобное время, набегают на русские украйны, жгут села и уводят множество пленников. Однако, при всем оживлении, борьба с ними уже не имеет той силы и энергии, как во времена Мономаха или его сына Мстислава. Вся история Святослава Всеволодовича показывает, что это был князь умный и деятельный. Благодаря установившимся на время миру и согласию со главою Ростиславичей, Рюриком, ему удается иногда соединять дружины южно-русских князей для общего дела; но он уже не имел никакого влияния на остальные русские земли. Он не всегда мог внушать единодушие и самим южным князьям. Собственный брат его Ярослав Черниговский как-то неохотно и вяло помогал ему в предприятиях против половцев. Так, по его вине не удался большой зимний поход 1187 года. За глубокими снегами русская рать пошла не прямым путем в степь, а по Днепру; когда она достигла реки Снопорода (Самары), князья узнали, что половецкие вежи и стада находятся недалеко, в какой-то местности, называемой Голубым лесом. Но Ярослав Черниговский вдруг отказался идти далее; напрасно Святослав и Рюрик уговаривали его сделать еще переход не более как в половину дня. Ярослав стоял на своем, отзываясь тем, что большую часть его рати составляет пехота, которая очень утомилась; что и так они зашли далее, чем было предположено. Вследствие этой распри князья ни с чем воротились домой.
Черные Клобуки, необходимые помощники в степных походах как конное войско, не всегда с одинаковым усердием действовали в пользу Руси. Случалось, что иногда русские князья спешат отразить набеги какой-либо хищной орды; а Черные Клобуки тайком известят "своих сватов" половцев, и те вовремя уйдут в степи с награбленною добычею и полоном. Иногда Черные Клобуки просто отказывались идти на ближайшие к ним половецкие роды, с которыми находились в дружественных и родственных отношениях; или, взяв в плен половецкого хана, тайком от русских князей брали с него выкуп и отпускали восвояси. Особенно много зла Русской земле причинил один из их старшин, упомянутый выше Кунтувдый. Летом 1190 года Святослав и Рюрик, пользуясь временным затишьем, предприняли вместе дальние ловы; на лодках они отправились по Днепру, доехали до устья реки Тясьмина и в окрестностях его убили и наловили множество зверей и разной дичи. Весело воротились они домой и долго праздновали удачную охоту. В это время Святослав велел схватить и заключить под стражу Кунтувдыя; Рюрик вступился за него и выпросил ему свободу; Киевский князь отпустил его, взяв клятву в верности. Но мстительный торчин тотчас ушел к Половцам и затем в течение нескольких лет ходил с ними на Русь, жег и грабил пограничные места. Между прочим, он разорил город какого-то Чурная, вероятно, одного из Торкских старшин, может быть, своего соперника и виновника своей опалы. Месть и набеги его прекратились только благодаря Рюрику, который уговорил Кунтувдыя отстать от половцев и дал ему во владение городок Дверень на реке Роси.
Впрочем, Черные Клобуки немало оказали услуг в нашей борьбе с Половцами. Иногда эти полукочевые народцы, такие же жадные к добыче, как и степные варвары, сами просили князей идти с ними в половецкие вежи, чтобы захватить там как можно более коней, скота и челяди. Они преимущественно пользовались тем временем, когда Половцы, оставив свои вежи и стада, совершали набеги в Придунайские страны. Особенно удачны были предприятия Черных Клобуков под начальством Рюрикова сына Ростислава, которому отец дал Торческ, главный город Поросья, или южной Киевской украйны; а здесь обыкновенно сажали самых удалых князей, чтобы оберегать Русскую землю от варваров. Наиболее замечательный поход был совершен им в 1193 году. Зимой этого года он занимался ловами около города Чернобыля, когда к нему явились лучшие люди от Черных Клобуков и просили идти с ними в степь, так как обстоятельства были очень благоприятны. Ростислав охотно согласился и поехал немедленно в Торческ собирать свою дружину. Он даже не счел нужным испрашивать позволение у своего отца Рюрика; последний находился тогда в Овруче и готовился к походу на Литву. Ростислав пригласил идти вместе своего двоюродного брата Мстислава Мстиславича (Удалого), который держал город Треполь. Мстислав охотно согласился. Со своими дружинами и Черными Клобуками они налетели врасплох на половецкие вежи и отполонили множество скота, коней и челяди: Черные Клобуки, очевидно, выбрали самое удобное время для этого набега. Половцы собрались и пошли в погоню, но не посмели вступить в открытый бой. К Рождеству Ростислав воротился в свой Торческ, а отсюда отправился к старшим родичам с "сайгатами", т.е. с подарками из своей добычи: сначала к отцу Рюрику в Овруч, потом к дяде Давиду в Смоленск, а оттуда во Владимир на Клязьме, к тестю своему Всеволоду Юрьевичу.
Около того времени в Суздальской земле уже прекратились смуты, вызванные убиением Боголюбского; Владимирский стол занимал младший его брат Всеволод III, и под его умным, твердым управлением Северная Русь снова получила преобладание над Южною; так что южные князья и сам Киевский принуждены были признать старшинство Всеволода. Таким образом, на Руси существовали уже два великих княжения: одно в Киеве, другое во Владимире Клязьминском. Южные князья спешили породниться с могущественным государем. Суздальским. Между прочим, Рюрик сосватал у него дочь Верхуславу за своего сына Ростислава в 1187 году. Верхуслава имела только восемь лет от роду; но подобное обстоятельство не помешало брачному союзу согласно с обычаями того времени. Всеволод отправил дочь на юг с большою свитою из бояр и их жен, снабдив богатым приданым, состоявшим из золотых и серебряных вещей. Отец с матерью провожали ее три переезда и простились с великими слезами. Венчание молодой четы происходило в Белгороде и совершено епископом белгородским Максимом в "деревянной" церкви св. Апостол. Свадьба была отпразднована на славу; на ней присутствовало до двадцати князей. Рюрик щедро одарил свою юную сноху и, между прочим, отдал ей город Брягин; а провожавших ее бояр отпустил в Суздаль также с большими подарками. Судя по летописи, эта свадьба вообще произвела впечатление на современников и была предметом многих разговоров. Когда Ростислав после помянутого похода на половцев вместе с супругою посетил своего тестя, Всеволод, нежно любивший Верхуславу, целую зиму продержал у себя зятя и дочь, после чего проводил их с великою честию и богатыми дарами.
Между тем набег Ростислава в степь изменил распоряжения его отца. Святослав Киевский прислал сказать Рюрику: "Сын твой затронул Половцев и начал с ним рать, ты хочешь идти в другую сторону, оставив свою землю; нет, иди теперь в Русь и стереги ее". Не забудем, что Русью в те времена называлась преимущественно земля Киевская. Рюрик послушал и с полками своими отправился на южную украйну, отложив свой поход на Литву, которая уже заметно начинала теснить наши западные пределы. Не далее как летом того же 1193 года, т.е. еще до Ростиславова похода, престарелый Святослав пытался заключить прочный мир с половецкими ханами, чтобы отдохнуть от непрерывных тревог. Он и Рюрик съехались в Каневе и послали звать ханов для переговоров о мире. Западные, или "лукоморские", ханы, Итоглый и Акуш, действительно приехали; но восточные, Осолук и Изай, из рода Бурчевичей, расположились на другом берегу Днепра против Канева и отказались переехать реку, приглашая самих князей переправиться на их сторону. Князья отвечали, что ни при дедах, ни при отцах не было такого обычая, чтобы им самим ездить к Половцам. Хотя Лукоморские охотно согласились на мир и Рюрик советовал этим воспользоваться, но так как Бурчевичи упорствовали, то Святослав сказал: "Не могу мириться с одной половиной". И съезд кончился ничем.
Это было последнее деяние Святослава по отношению к степным варварам. Нет сомнения, что, кроме обороны Черниговских и Киевских пределов, у Святослава и всего рода Ольговичей было еще одно побуждение, которое двигало их на упорную борьбу со степью. За этой степью, на берегах Азовского и Черного морей, лежал их родовой удел Тмутараканский, когда-то богатая и торговая область благодаря соседству с греческими городами в Тавриде и с Кавказским краем. Половецкие орды постепенно отторгли эту область от Руси Днепровской и загородили к ней пути ее наследственным князьям. К этой-то Тмутараканской Руси и пытались пробиться внуки Олега Святославича, на что намекает и певец "Слова о полку Игореве". Но все попытки окончились не в пользу русских князей; уже приходилось думать только о защите ближних украйн. А вновь наступившие княжие междоусобия снова дали Половцам возможность не только разорять эти украйны безнаказанно, но и грабить самую столицу Древней Руси.
[1] Летопись по Ипат. списку. О каком живом огне говорится здесь – неизвестно. Достоверно, однако, что в эту эпоху на Востоке, именно у сарацин и турок, существовал какой-то огнеметательный снаряд, который они употребляли в войнах с крестоносцами. Может быть, это было нечто подобное греческому или так наз. мидийскому огню.
Наиболее обстоятельный рассказ о походе, плене и освобождении Игоря Святославича находится в Ипатьевском списке. При изложении события мы заимствовали некоторые черты из поэмы, принадлежащей неизвестному русскому певцу конца XII века, изображающей судьбу того же похода под заглавием Слово о полку Игореве. "Полк" употреблялся тогда в значении воинства, а равно и битвы, войны, рати. Это замечательное поэтическое произведение Древней Руси найдено было в конце XVIII века собирателем отечественных редкостей графом Мусиным-Пушкиным в одном старинном сборнике и впервые издано в 1800 году. Подлинник его сгорел в Московском пожаре в 1812 г. Это "Слово" породило обширную литературу, состоящую из многочисленных его изданий, толкований и переложений, как прозаических, так и стихотворных. Таковы издания: Палипина 1807 г., Пожарского 1819, Граматина 1823, Сахарова 1839, Головина 1840 и др. Наиболее замечательные издания, снабженные критическими толкованиями, это Дубенского (Русск. Достопамят. Часть 3-я. М. 1844), Тихонравова ("Слово о П. Игореве" – для учащихся. М. 1866) и кн. Вяземского ("Замечания на Слово о П. Игореве". СПб. 1875). Любопытно также несколько объяснений "Слова" у Шевырева в Истории Русск. словесности (Т. I. Ч. 2-я. М. 1846) и Буслаева – "Русская поэзия XI и начала XII века" (Летописи Русской литературы – издание проф. Тихонравова. Т. I.M. 1859), в особенности объяснения Е.В. Барсова (несколько томов). Из поэтических переложений укажу на труд Майкова (в 3-й части собрания его стихотворений).
Относительно реки Каялы, на берегах которой происходила битва, по "Слову о П. Игореве" и по Ипатьевскому списку, в настоящее время трудно определить, какая это именно река. Карамзин считал ее Кагальником, который впадает в Дон с правой стороны, повыше Донца. Но это пока гадательное предположение. По некоторым обстоятельствам можно думать, что главная битва происходила где-то ближе к Азовскому морю, или к Лукоморью, как его в летописи называют Северские князья. Некоторые ученые отождествляли Каялу с Калмиусом, впадающим в Азовское море (Бутков, Аристов), другие – с Тором. (Труды 3-го Археолог. Съезда).
rushist.com