Нестеров М.В. «На Руси. Душа народа». Описание картины. Картины русского народа
Русская живопись как отражение мировосприятия русского народа и его многовековой истории
Русская живопись как отражение мировосприятия русского народа и его многовековой истории
Осознанное, творческое бытие русского народа на этой Земле, в этой Вселенной, в этом мире продолжается вот уже более тысячи лет. За это время наш народ создал великое государство – оно велико не только огромными пространствами, но и величием духа русского народа и его творческими достижениями. В истории мировой цивилизации есть такие понятия: великая русская наука, великая русская литература, великая русская живопись.
Живопись занимает особое место в сотворении образа народа. Она зрима. Она понятна каждому. Она напрямую воспринимается душой человека и становится зримым продолжением его души, души всего народа.
Не всякий русский человек задумывается, что именно благодаря трудам великого русского ученого И. П. Павлова человечество приблизилось к разгадке тайны мышления, что именно русский ученый В. И. Вернадский раскрыл принцип существования разума во Вселенной, а знаменитый Д. И. Менделеев не только определил крепость водки, но и объяснил устройство материи как таковой. А даже помня имена творцов русской литературы, не все читали романы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и с трудом вспомнят забытое со школьной скамьи четверостишие гения всех времен А. С. Пушкина.
Но не было, наверное, в России такой деревушки, где нельзя было бы найти репродукции «Трех богатырей» Васнецова, воспроизведенных иногда не очень умелой рукой. Или «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Или его же «Сосен во ржи». Или «Охотников на привале» Перова. Или «Купчихи» Кустодиева.
Русская живопись – от летописных миниатюр и лубочных картинок до драматических полотен Репина и Сурикова – была явлением всеохватывающим. «Дети, бегущие от грозы» Маковского, «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» Репина, «Боярыня Морозова» и «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Золотая осень» Левитана и пейзажи Шишкина, «Русская красавица» Кустодиева, «Всадница» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, крестьянки Венецианова, «Чаепитие в Мытищах» Перова, сказочные и былинные герои Васнецова, Билибина, «Демон» Врубеля, «Святая Русь» Нестерова, «Неравный брак» Пукирева, «Косцы» Мясоедова, «Сватовство майора» Федотова, портреты А. С. Пушкина кисти Кипренского и Тропинина, портреты В. И. Даля и Ф. М. Достоевского, созданные Перовым, портреты русских царей и изображения корон художника-реставратора Солнцева – все это не просто картины. Это запечатленная кистью живописца душа русского народа, лик России.
Книга «Великие художники России» – это не искусствоведческое исследование, не просто альбом репродукций картин известных художников, не собрание кратких биографий русских живописцев с примерами их творчества.
В этой книге воссоздается образ России во всем ее многообразии. Эта книга должна быть в каждой семье, ее нужно рассматривать вместе с детьми, хотя бы раз в год, чтобы зримо напоминать самим себе: кто мы, что мы и откуда мы. Как нужно перечитывать раз в несколько лет «Войну и мир» Толстого, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Мертвые души» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина. Это нужно делать, чтобы сохранять свою национальную сущность, чтобы оставаться человеком русского духа, русской культуры. Для этого предназначена книга «Великие русские художники». Только в отличие от вышеперечисленных она написана не пером и чернилами, а кистью и красками. Но смысла, мыслей и духа она содержит ничуть не меньше.
В XXI веке наша страна, наша материальная и духовная Родина не первый раз в своей истории оказалась на краю гибели. Долгое монголо-татарское иго наложило особый отпечаток на нашу историю, но не смогло остановить развития России. Было преодолено и краткое Смутное время, грозившее стране потерей государственности. Почти семидесятилетнее советское иго самым тяжелейшим, губительным образом сказалось на духовно-нравственном, моральном облике русского народа, выжившего в эпоху истребления основ национального самосознания. Двадцать лет постсоветского существования еще ближе пододвинули страну на край материальной и духовной гибели. Никто не знает – сумеет ли Россия преодолеть это духовно-нравственное вырождение и разложение и возродиться в своем созидательном бытии или исчезнет с лица этой планеты, из этой Вселенной, как некогда исчезли Древняя Греция и Древний Рим. Но созданное рукой и духом человека – остается. И как бы ни сложилась дальнейшая судьба России, ее история и культура останутся одним из самых значимых результатов человеческого бытия в этом мире. Значимым и зримым, благодаря в том числе гению и трудам русских художников, великих живописцев и рядовых созидателей, воссоздавших в своих полотнах многовековую историю русского народа и его творческую душу, стремящуюся к осознанию тайны человеческого бытия в этом мире, в этой Вселенной, на этой Земле.
В. П. Бутромеев
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Нестеров М.В. «На Руси. Душа народа». Описание картины.. Художники-передвижники
1914—1916 г. холст, масло, 206 х 484 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Нестерова М.В. «На Руси. Душа народа»
Замысел написания картины «На Руси» у автора возник за 10 лет до этого и изначально назывался «Христиане». Художник размышляет о судьбе русского народа и о судьбе своей страны. Не зря в сюжете наблюдаются перипетии, которые развиваются, начиная от старины и заканчивая современностью.
Здесь мы видим и раскол Руси, и Толстого, и Достоевского, Царя с Патриархом, слепого солдата и сестру милосердия. На фоне русского пейзажа непосредственно к самому Богу все они движутся Крестным ходом. У каждого путь к Богу свой, но все одни идут в одном направлении, некоторые это делают в спешке, суетливо, другие – не так быстро, но уверенно. Впереди такого многоликового шествия выступает 12-летний крестьянский мальчик. Художник хотел его показать как самое совершенное воплощение народной души.
Сначала мастер задумывал написать Иисуса, который будет вести толпу в Царство Божие. Но, здесь нужно было учитывать современную критику, поэтому в последнем варианте отказался от образа Христа. Тем не менее, его присутствие на картине все-таки изображается, но в образе старого, померкшего от времени Спаса.
Вследствие этого именно крестьянский мальчик является центральным идейным образом произведения. Нестеров своей картиной, наряду с народной философией, старался воплотить идею оправдания страданий народа во имя искупления. Он хотел показать, что внедрение христианства на Руси было очень сложным и болезненным этапом.
Лучшие картины Нестерова М.В.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Культура российского народа в картинах художников.docx - Культура российского народа в картинах ...
католицизм, иудаизм, ислам, буддизм, и, конечно же, некоторые верования,которые исповедуются традиционно, они и в настоящее время оченьраспространены в незначительно малых этнических группах.Россияне ходят в христианские православные церкви, отмечают религиозныетрадициям.христианскими
праздники
следуют
Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями икрасочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русскийнарод из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами ипоколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовнуюподдержку.В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и сцерковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Русиназывали месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизникрестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники илибудни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции исуеверия. Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилосьв названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала ивключает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды.Народный календарь русского народа это слияние христианского иязыческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые испоконвеков приурочены к достаточно большим праздникам, включали огромноеколичество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматическихсценок, народных костюмов и своеобразного реквизита.Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.Интересными являются традиции русского народа на масленицу. Они связаны стемой семейнобрачных отношений, так как на масленицу чествовали техмолодоженов, которые поженились в предыдущем году.А вот обычаи, связанные с церковным праздником Пасхи, характеризуютсяСвященным писанием – Библией, а также украшением столов освященными18
Картины художников, как достоверный и недостоверный источник по русскому костюму.
В замечательном дневнике Ольги Лазаренко на Лиру увидела эту картину Михаила Клодта "За чайком".Доступ открыт не всем, а то можно было бы пойти по ссылке - там картина крупнее и хорошо виден головной убор и костюм в деталях. Но можно погуглить и рассмотреть в другом источнике.На картине - молодуха, женщина первого года замужества. Ей полагалось быть нарядной.
Чтобы платок выглядел так красиво, надо под него надеть повойник, причелок с бисерной поднизью и височными украшениями, потом сороку.
Увидев картину, я вспомнила, как на одном форуме обсуждалось книжно-музейное фото подобного костюмного комплекса. Одна женщина написала : "Я бы тоже надела такую кофточку и сарафан".Между тем, здесь нет ни того, ни другого.
А имеет место быть длинная рубаха и завеска, или запон, или занавеска - называлась эта деталь одежды по разному в зависимости от губернии, уезда, фасона.
Запон - это такое платье без рукавов, как на картине, или с рукавами, но всегда без спинки. Посмотрев на сказочную иллюстрацию знаменитого Билибина, можно представить, как это выглядит сзади.А так классический запон выглядит спереди:
Зачем нужна такая разновидность одежды и насколько она удобна? Посмотрим на другую иллюстрацию - гравюру с изображением костюмов разных губерний России.
На сидящей справа женщине - светлый запон. Видно, что спину ниже лопаток он не закрывает. Таким образом, не стесняет движений в многослойной одежде, не мнётся на попе, но тепло и красоту, а также нарядность обеспечивает.
Запон не везде был глухим, надеваемым через голову, походя на полуплатье. Местами занавески-завески напоминали высокий фартук с лямками и завязкой за спиной. Часто такой вид завески и звался просто передником. Художник Владимир Косничев.
Слева - праздничный крестьянский наряд из рубахи, понёвы и передника-занавески, Орловская губерния.
А теперь о достоверности.К сожалению, не только современные художники, кинодеятели и даже музейщики грешат искажением в изображении русских народных костюмов. Бред и какафония по этой части начались ещё в старину. Потому что пропасть между носителями народного костюма и дворянами в России существовала жуткая. Был даже период, когда высшее сословие начало забывать русский язык. А художники были в основном из него - онемеченного, офранцузенного, выросшего в европейском платье. Поэтому за редким исключением к живописному материалу, изображающему народный костюм, надо относиться с осторожностью.
До того, как помещица Шабельская начала в 19 веке собирать коллекцию русского народного костюма, который нынче заставляет ахать Метрополитен музей, этой частью жизни в России вообще никто не интересовался. Я, например, очень бы хотела увидеть в детальных исследованиях процесс превращения общеславянской рубахи и навершника в дивно разнообразный мир совершенно самобытных костюмов областей и уездов. Но это ухнуло в лету безвозвратно.
И по названным причинам практически полного разрыва народа и правящих слоёв даже авторитетные мастера порой лажали просто оглушительно. Взять хотя бы знаменитую картину Константина Коровина "Северная идиллия", на которой стоят отнюдь не северные девки и бабы, а тамбовские крестьянки в костюмах неведомейшей комплектации.
Автор сего - Владимир Маковский, между прочим. Бисерный позатылень надет модели на лоб.... Видимо, на городскую девку примерили, а она не в курсе. Точнее, баба - убор замужней. Хотя кто их, натурщиц, разберёт, кто она была.Да уж, если и Маковский, то куда нам, грешным. (с)
Вопиющий ужас, товарищи. Художник Вещилов К. изобразил тут следующее.Судя по головному убору, сборнику - это замужняя женщина. Ну, если её тискает муж, то ладно. Но чёлка, коих не было тогда. Но коса, девичья краса. Так она, получается, всё-таки не замужняя - жёнки прятали волосины до единой под убор, позор иначе. Или всё-таки замужняя и опростоволосилась. Но всё равно, кос тогда было бы две.
Всё это написано не к тому, что всякий должен разбираться в сложном и многообразном мире настоящего русского костюма. Это написано к тому, чтобы люди понимали - в случае чего надо обращаться за консультацией к этнографам. Если хочется снять, нарисовать или написать. Жалко нашу многострадальную традицию. Огромное сокровище заслуживает тщательного сбережения.
А то я тут глянула немного старой кино-сказки "Садко"... И там девки с двумя косами навыпуск толпами на соборной площади Новгорода пляшут. Расстроилась и спать легла.
Может, когда-нибудь людям расскажут-таки правду, как на самом деле одевались на Руси, а?
(при подготовке частично использованы фото из альбомов сообщества "Русский традиционный костюм". http://vk.com/trad_costume)
plasma-sofija.livejournal.com