Войти на сайт. Горизонтальная композиция картина
Скрапоголики: Основы композиции в дизайне.
Мы подготовили для вас статью об основах композиции в дизайне. Так как специализированной литературы по скрапбукингу в России почти нет, мы изучили большое количество разных источников и нашли несколько наиболее подходящих для нашего направления статей по композиции (источник), немного отредактировали информацию, убрали все лишнее, объединили в один пост и дополнили своими примерами - работами девочек из нашей дизайн-команды.
Мы надеемся, что многим нашим читателям эта информация будет полезна!
Что такое композиция?
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Геометрический и композиционный центр.
Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
(совпадение геометрического и композиционного центров)
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Композиционный центр может быть выделен:- контрастом света и тени- контрастом цвета- размером- формой
(Контраст цвета)
Основные понятия и правила композиции.Диагональные линии в композиции:
График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.(диагональ)
(диагональ)
Замкнутая и открытая композиция:В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.
Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.
(замкнутая)
(замкнутая)
(открытая)
(открытая)
Правило золотого сечения:Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.
Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?
Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:
Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так: Правило трех третей: В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.(правило трех третей)
(правило трех третей)
(правило золотого сечения)
(правило трех третей)
Динамика и статика в изображении, движение, ритм.Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.(птичка летит)
(девочка идет)
Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.
Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия. Симметрия:В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.
(симметрия)
(симметрия)
(симметрия)
Асимметрия, достижение равновесия:Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.
(симметрия)
(симметрия)
Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший. Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится: Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:(асимметрия)
(асимметрия)(асимметрия)
Заключение.Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.
Источник информации.
scrapogoliki-shop.blogspot.com
Композиция в пейзаже
Отличная статья на мой взгляд. Где художник дает ценные советы по живописи, композиции и прочим аспектам. Это не просто техничные указания, схемы и правила. Это именно советы и собственные наработки на примерах которые вы могли бы получить лишь от своего учителя. Уроков по таким «нюансам» никто не пишет. Эта серия правил (я предпочитаю слово «советов») собрана для того, чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа. Здесь содержатся основные правила, встречающиеся в большинстве книг, плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам. Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда… когда вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому наберитесь терпения – впереди длинная дорога. I. Основные советы. Рис 1.
1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса – особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо помнить, что центр интереса:• Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок.• Выделятся некоторым контрастом света.• Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно).• Строения, животные и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица. • Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса. Смотрите рис 1. и 2.• Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3.• Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения.• Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.
Рис 2. Бревна расположены на картине как указатели, в область выбранную художником. Рис 3. Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.
2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.
Рис 4. На этой картине нет необходимости в цветах на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и вполне удачно.
3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья, дороги и реки. Вы можете добавлять «остановки», чтобы избежать выхода за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны оставаться в композиции.
Рис 5. Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то взгляд ушел бы к самому краю картины. Рис 5а. Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к краю. На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой линии и ветка же использована в качестве остановки. А можно, как в последнем изображении, убрать бревно полностью, и тогда зритель последует взглядом за линией берега.
4. Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.
Рис 6. Этот поток не очень удачной формы движения. Рис 7. Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть… Рис 8. Неверно. Путь – прямая. Слишком быстро и резко. Рис 9. Так намного лучше.
5. Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены, если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено… В общем, чувствуйте себя свободно, вы — художник
Рис 10. По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.
6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание друг с друга.
Рис 11. Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины. Рис 12. Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.
7. Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.
Рис 13. Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.
8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного изображения на двухмерной плоскости. Однако картины выглядят как настоящие. Иногда я слышал, как люди, видевшие мои работы, спрашивали : «Это что фотография?» Но в моей работе не было ничего настоящего, только представление действительности. Вот несколько советов для создания иллюзии глубины:• Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга.• Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.• Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана.• Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон.• Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13. здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе — светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также разделена на три части.
Рис 14. Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват. Рис 15. Туман – отличное средство для создания глубины.
9. Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра интереса, вокруг – средние величины цвета и света.
Рис 16. Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.Рис 17. Лучше — контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче. Рис 18. Темная одежда на человеке выводит его из поля зрения, а дверь на теневой стороне дома хоть и темная, но окружена средними величинами цвета и света, и увлекает взгляд зрителя в неправильную область. Обдумывайте направление света изначально.
10. Ваша картина не будет выглядеть перегруженной, если вы включите в композицию некоторую «зону отдыха», желательно перед центром интереса.
Рис 19. Вы можете видеть до деревьев некоторое пространство просто чистого снега – хорошая передышка для взгляда и выделение центра интереса.
11. Если возможно, включите в картину и горизонтальные, и вертикальные и диагональные линии. Эти линии не должны присутствовать в чистом виде, но следует придавать с их помощью направление движения. Диагональные предпочтительны потому, что они не идут параллельно рамке картины и дают глубину.
Рис 20. Там, где озеро достигает земли у нас есть горизонтальная линия, сосна дает вертикаль, а трава по берегу – диагональ. Линия дерева разбивает пересечение горизонтали и диагонали, иначе бы получился ровный синий треугольник.
12. Когда вы изображаете движущиеся объекты, часто необходимо передать динамику через окружающие объекты.
Рис 21. Художник изобразил движение лошадей. Чувство движения было передано через пыль. Также ни одна из лошадей не висит в воздухе – такое может быть на фотографии, но не должно изображаться на картине. То же самое с фотографией водопада: вода может застыть на снимке и иметь четкие контуры, однако на картине её так рисовать нельзя. Смазанное изображение воды даст чувство движения и динамики.
13. Наиболее привычное для взгляда движение слева направо. Не забывайте об этом, когда будете искать путь для движения взгляда вдоль реки или дороги.
14. Также как и при чтении книги ещё одно привычное направление — сверху вниз.
II. Распространенные ошибки.
15. Не начинайте движение с угла!
Рис 22. Пример плохого направления. Река начинается из левого нижнего угла.Рис 23. Расширив устье реки, мы решили проблему.
16. Избегайте повторений линий, форм и размеров. Это создает противоречия и рассеивает внимание.
Рис 24. Две одинаковые березы. Одну из них стоило бы изогнуть по – другому и сделать их разной толщины.Рис 25. Две лошади одинакового размера, в одинаковых позах.
17. Избегайте группировать людей или животных в одинаковых количествах. Если хотите изобразить пару, то внесите разницу в размеры и движения.
Рис 26. Неверное изображение. Олени одинаковы в движениях и размерах. Так они конкурируют за внимание.Рис 27. Так лучше. Олень справа другого размера и в другой позе.Рис 28. Третий олень также добавил разнообразия.
18. Не сгибайте линии на ваших картинах наружу, лучше направляйте их внутрь. Также не рисуйте горизонтальных и вертикальных линий параллельных рамке картины.
Рис 29. Неправильно. Телефонный столб наклонен неверно.Рис 30. Также неудачный вариант – столб направлен параллельно рамке картины.Рис 31. Так намного лучше. Направление движения теперь внутрь картины и удерживает взгляд.
19. Избегайте длинных прямых линий. Маскируйте их или слегка искривляйте.
Рис 32. Прямые линии скрыты или сглажены цветами. Каменная стена слегка искривлена.Рис 33. Крыши домов, выложенные черепицей, обычно изогнуты. Они слегка искривляются с течением времени.
20. Не используйте чистых геометрических форм таких, как квадраты (окна, двери), треугольники (деревья), овалы или круги. Даже, если они являются такими по происхождению. Например, когда рисуете окно, разделите форму веткой дерева или цветочным горшком.
Рис 34. Тень на переднем плане – треугольной формы. Рис 35. Так лучше. Теперь форма тени разделена и выглядит естественно.
21. Никогда не делите картину на равные части. Линия горизонта не должна проходить через середину. Это делает картину искусственной.
Рис 36. Линия горизонта проходит посередине. Рис 37. Лучше. Теперь часть неба срезана и части находятся в пропорции 1/3.
22. Избегайте соприкосновения граней.
Рис 38. Неверно. Шляпа ковбоя соприкасается с вершиной холма. Рис 39. Теперь всё на своих местах. Рис 40. Неправильно. Верхушка сосны касается верха холста. Мы здесь не можем больше добавлять. Значит придется обрубать часть дерева!
23. Пересечение форм нежелательно. «X» – подсознательный знак запрета.
Рис 41.
24. Не закрывайте зрителю вход. Приглашайте его.
Рис 42. Неверно. Художник закрыл дверь, и невербально, для нас, это означает закрытую территорию, запрет. Рис 43. А вот эта композиция выглядит доброжелательно. Чувствуете приглашение войти? Совет: когда вы изображаете неосвещенную область, не используйте черный цвет. Цвет абсолютной темноты — пурпурный. III. Советы по улучшению изображения. 25. Нет необходимости изображать каждый кирпич, камушек, доску и т.д., если только вы не рисуете сверхреалистичную картину. Лучше использовать некоторые приемы импрессионизма, ведь самое важное – выразить идею, передать значение.
Рис 44. Крыша не детализирована, но текстура легко угадывается.
26. Затемняйте и сглаживайте углы картины.
Рис 45. Оба нижних угла – затемнены, таким образом сглаживается рамка картины.
27. Не изображайте тень сплошной, лучше добавьте немного световых пятен. Картина станет намного приятней.
Рис 46.
28. Животных лучше всего никогда не ставить на картине боком, т.к. исчезает ощущение трехмерного пространства – получается плоская картинка. Здесь предпочтительнее пропорция ¾.
Рис 47. Неправильно. Рис 48a. и 48b. Значительно лучше.
29. Строения и другие предметы созданные человеком выглядят интересней, если вы добавите в их текстуру трещины, неравномерности и т.д. Пусть они расскажут свою историю. Совет: изображайте текстуру только на ближних объектах – на большом расстоянии текстура смазывается и исчезает.
Рис 49. Художник наносил краски сухой кистью, чтобы здание выглядело старым.
30. Добавьте в ваши картины драматичности. Закатное небо с яркими оранжевыми цветами смотрится намного интереснее, чем обычное полуденное. Можете добавить дождь, мокрые улицы, ветер и т.д. Всё это сделает картину интереснее.
Рис 50. Такая простая композиция выглядит загадочно из – за дождя и солнца, выглядывающего из облаков.
31. Если вы не преследуете создание сверхреалистичной картины, то изображайте предметы немного смазано, будто смотрите на мир из – под полуопущенных век.
Рис 51. Конечно в жизни всё выглядит более детально, но художник изобразил только наиболее существенные элементы, а остальное упростил.
32. Мягкие грани и края на фоне улучшат ощущение расстояния. Оставьте четкость на переднем плане, в пределах центра интереса.
Рис 52. Деревья на заднем плане были нарисованы размыто, а дерево переднего плана – четко. Это усилило ощущение глубины и сфокусировало взгляд.
33. Не делайте резких границ между двумя областями на картине.
Рис 53. Освещенная часть травы внезапно прекращается, когда достигает куста.Рис 54. Лучше.
34. Вносите разнообразие в формы. Если у вас на картине есть круглые деревья, не делайте круглыми и облака.
35. Баланс также очень важен. Не должно быть значительного смещения массы на одной из сторон – слева, справа, вверху или внизу. Представьте, что у рисунка есть вес и он может накрениться.
Рис 55. Неправильно. Есть явное смещение тяжести с правой стороны картины, в левой же части – пусто. Рис 56. Так лучше. Теперь дерево слева добавляет равновесия.
36. Мазки кисти должны быть направлены к центру интереса.
IV. Некоторые советы по цветовой гамме.
Цветная палитра похожа на ноты для музыканта. Цвета должны быть гармоничны.
37. Позвольте цветам смешиваться, внося разнообразие. Избегайте использования более трех цветов в одной области. Рис 57. Понаблюдайте за изменениями цвета в тени каменной стены. Художник изменял насыщенность цветов и смешивал их между собой. Рис 58. Голубой цвет в этой картине есть только на двери. Это автоматически привлекает внимание.
Совет: я не буду слишком углубляться в гармонию цвета, это тема для отдельной книги. Если вы возьметесь за изучение этого предмета серьезно, то стоит изучить различные книги и источники. Я лично предпочитаю разнообразные цвета и оттенки, избегая черного. Чем больше цветов вы смешиваете, тем грязнее становится оттенок. Это происходит при смешении более, чем трех цветов вместе. Изменяйте оттенок цвета, чтобы избежать монотонности. Также с помощью цвета легко выделить центр интереса. Большинство людей предпочитают теплые цвета. И помните, что в вашей картине должен преобладать один цвет и температура. Рисуйте центр интереса чуть более насыщенным цветом, чем окружающие области. Не повторяйте на фоне цветов, которые были использованы для переднего плана, однако для баланса цвета используйте оттенки одного цвета в разных частях картины.(смотри рис. 57 ) Можно использовать разницу между температурой цвета для создания контраста и глубины. Посмотрите на рис. 61. Холодные цвета кажутся дальше, теплые – ближе.
Рис 59. На этой картине цвета не гармоничны. Горы отрезаны от картины, как отдельная часть потому, что сине — фиолетовый оттенок появляется только на заднем плане. Рис 60. Здесь художник поступил мудро, добавив синий оттенок в лужи, а зеленый к подножию гор. Обратите внимание на большое кол — во различных оттенков зеленого цвета.
Если ваша живопись преимущественно зеленых оттенков, то небо лучше делать не чистого синего цвета, а голубовато – зеленым. Также можно добавлять оттенки голубого в листву потому, что поверхность многих листьев (особенно мокрых) слегка отражает цвет неба.
Не стоит использовать чистые цвета – это выглядит неестественно. Особенно если используете белую краску, то добавьте в неё чуть – чуть желтого или оранжевого. Поэтому многие производители акварельной бумаги подкрашивают её слегка оранжевым цветом, чтобы чистые области холста не резали глаз.
Рис 61. Посмотрите – зеленый цвет добавлен к стене дома, это позволяет избежать отрыва от остального изображения и выглядит, как свет, отраженный от листвы. Рис 62. Пурпурный и желто – коричневый цвета на этой картине создают разрыв и глубину. Ближняя скала теплее цветами, чем дальняя.
38. Нужно использовать разницу между темными и светлыми насыщенными областями для создания нужного освещения.
Рис 63. Пример мастерского использования цвета и насыщенности. Контраст с темными областями создает иллюзию света.
39. Когда вы рисуете картину, используйте всего несколько величин освещенности. В жизни из – за особенностей отражения и преломления света получаются миллионы градаций, которые очень сложно воспроизвести. Возможно вам придется сделать тень темнее, чем на самом деле. Используйте контраст между светлыми и темными областями для лучшего восприятия.
Рис 64. Использования от 6 до 10 величин градации света вполне достаточно для большинства картин.
40. И не забывайте, что природа – наш учитель. Тем не менее, иногда не стоит изображать всё именно так, как оно есть на самом деле. Некоторые деревья могут быть круглой или треугольной формы, и если вы их так изобразите, то это будет выглядеть непрофессионально. Также в жизни бывают монотонные цвета или, например, два дерева одинаковой высоты. Картины в природе огромны, и мы должны привлекательно выразить какую – то небольшую часть в маленьком плоском эквиваленте. В этом плане художник несколько ограничен. И, в заключение, хочу сказать ещё одну важную вещь. Мне кажется талант – это не самое важное для художника. По крайней мере, не так важно, как усердие, упорство и трудолюбие. Истину приходится изнурительно искать. Талант только подсказывает нам что правильно, а что – нет. А вот опыт исправляет ошибки.
Автор : Johannes VloothuisПереводчик: Александр ЛьвовИсточник: www.dlight.ru
subscribe.ru
Слайд №2 | |
КомпозицияЛюбой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Чаще всего художник находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться. | |
Слайд №3 | |
Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей человеческого восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают для глаза определенный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры. Для примера приведу великие шедевры мировой живописи. | |
Слайд №4 | |
Слайд №5 | |
Слайд №6 | |
Слайд №7 | |
В композиции существует три основных закона: Закон цельности и неделимости.Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой. | |
Слайд №8 | |
Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое. | |
Слайд №9 | |
«Клан Льда, Морозная фея (волшебница)», Sweezar.Несмотря на большое количество деталей, работа так уравновешена, выстроена и сгармонирована по цвету, что смотрится единым целым. | |
Слайд №10 | |
Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света, узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают сосредоточиться на главном. | |
Слайд №11 | |
Закон контраста Какие существуют виды контрастов?Контраст величин (маленькое-большое)цветовой контрасттональный (светлый-темный)смысловой контраст.Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным. Если все объекты будут выполнены на нюансах (одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя будет просто не за что «зацепиться», он не увидит и не поймет главного. | |
Слайд №12 | |
Цветовой контрастЧерный и красный — один из самых проверенных временем цветовых сочетаний. Тем более что работа в общем монохромная, и красный цвет очень контрастирует с общей цветовой гаммой. Очень яркий контраст, с помощью которого передаются эмоции и настроение работы. | |
Слайд №13 | |
Контраст величин Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин. | |
Слайд №14 | |
Смысловой контраст Например, вечный принцип «Красавицы и Чудовища». Вы ведь замечали, что на фоне безобразного еще более четко заметна красота, в темноте сильнее и ярче горит свеча…Вот пример. Если поместить в рисунок толпу гламурно-стразинковых девушек на попсовой вечеринке, а на их фоне — мрачного готика, кто по вашему в первую очередь привлечет внимание? Правильно, тот кто по общему смыслу туда не вписывается. Это и есть смысловой контраст. Надо отметить, очень интересное и «сильнодействующее» средство. | |
Слайд №15 | |
Слайд №16 | |
Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции. | |
Слайд №17 | |
Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы Ритм.Это может быть, к примеру, ритм повторяющихся (в меру) цветовых пятен, фигур, расположенных на определенной «линии», которая ведет глаз к композиционному центру.В этой работе ритм черных пятен, по которым глаз движется по картине. Этот ритм не дает человеческому восприятию заскучать на этом рисунке. «Трое», Chernaya Bandana. | |
Слайд №18 | |
На этой работе есть определенный ритм фигур. Оба примера монохромны, но не забывайте, это правило относится и к полноцветным работам. | |
Слайд №19 | |
Композиционный центр Именно там расположено самое главное, то, ради чего собственно и затевался весь этот рисунок. Смысловой центр… Как правило, он располагается на втором плане. На первом располагаются объекты (фон, абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят» взгляд зрителя в рисунок, плавно подводят его к главному. Этот центр может выделяться многими средствами, о которых было сказано выше. | |
Слайд №20 | |
Здесь центром является фигурка. Взгляд зрителя к ней ведут не только линии, фон, но и то, что центр композиции выделен тональным контрастом, т.е центр композиции выделен более светлым пятном. «Скакалка», Булгакова Татьяна | |
Слайд №21 | |
Статика и динамика В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это зависит опять-таки от замысла художника. Статичные объекты создают состояние покоя, или мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо применяется правило вертикаль/горизонталь, но о нем чуть позже.Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка. | |
Слайд №22 | |
Статичная композиция. В ней нет ярко выраженного движения. «Вишневый демон», Corvus_SS | |
Слайд №23 | |
«RAH TILT!», № 400 В композиции четкая динамика, сильное движение. Тем не менее все уравновешено, движению есть «противодвижение». | |
Слайд №24 | |
Принцип вертикали и горизонтали Тут тоже все несложно. Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром. В работе может быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее. | |
Слайд №25 | |
Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями «Мотыльки», Corvus_SS. | |
Слайд №26 | |
Формат В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление.Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. В него идеально вписывать фигуры людей. | |
Слайд №27 | |
Ресурсыhttp://www.drawmanga.ru/tutors-misc.shtmhttp://www.drawmanga.ru/tutors-misc/composition.shtm |
volna.org