Мода и искусство. Пименов картины
Юрий Пименов
Юрий Иванович Пименов (1903 - 1977)
Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки.
Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада... Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи... Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров... Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку... Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей ежеминутно, каждодневно все новые открытия, мир творчества художника Юрия Пименова.А это нелегко... Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов... Словом, как это ни грустно, такова логика жизни... Большие художники и поэты помогают нам как бы вновь обрести это чувство, это состояние юной лирической возбужденности. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов - непреходящее в преходящем. Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас. Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы. Глубокая интимность пименовских картин - в их истинной несочиненности, в несомненной их жизненности. Мастеру глубоко чужда литературщина в живописи, подменяющая порой художественность пластического выражения. Метафоричность языка Пименова - это цепь открытий длиной в полвека.
"Каждый день нас охватывает поток жизни, — говорил Пименов, - порой он накрывает нас целиком энергией больших событий действительности, порою только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине. Все, что встречается за день, огромно и поразительно разнообразно Душа искусства - тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство. Искусство - дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого, сложного строя души..." Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Рисунок, цвет, композиция ясны. Но это сложная простота.
Всякие коммерческие, карьеристские задачи никогда не были и не будут действительными заботами творчества. Особенно страшно равнодушие, рождающее серость. И это не только красивые слова. Это - психология Пименова, смысл его художнической судьбы. Однажды он прочел мне отрывок из Блока: «Писатель - растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его - только внешние результаты подземного роста души". Думается, в блоковских строках - разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту. Таких художников очень немного, ибо душа истинного живописца как бы движет кистью, и если стареет душа - быстро дряхлеет палитра, немощным становится колорит.
И. Долгополов. Мастера и шедевры.
Даешь тяжелую индустрию. 1927
Инвалиды войны. 1926
Взяятие английского блокгауза (Северный фронт). 1928
Художники в мастерской. (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). 1928
Цветочница
Женщина в гамаке.1934
«Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934. Левая часть триптиха
«Работницы Уралмаша на заводе» 1934. Центральная часть триптиха
«Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935. Правая часть триптиха
Актриса. 1935
Новая Москва. 1937
Почта пришла. 1940
Война. Городские окраины. 1941
Следы шин. 1944
Фронтовая дорога. 1944
1
Ленинградский пейзаж. 1944
Германия. Город у моря. 1945-1946
Весеннее окно. 1948
В порту. 1950
Утренние покупки. 1951
Богато накрытый стол.
Клубника с молоком. 1956
Район завтрашнего дня. 1957
Гостья фестиваля. 1957
Проливной дождь. Фрагмент. 1957
Одинокая продавщица цветов. Венеция. 1958
Венецианские окна. 1958
Лавка соломенных шляп. Венеция. 1958
Париж. Улица Сен-Доминик. 1958
Ожидание. 1959
Утренние окна. 1959
Дальняя дорога. 1959
Уголок кабинета. 1950-1960
Между работой и театром. 1960
Первые модницы нового квартала. 1961
Начало любви
Раннее утро в Москве. 1961
Прозрачный зонтик
Свадьба на завтрашней улице. 1962
Окраина Москвы
Бумажные цветы и первоцветы
В комнатах
Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963
Утро нового дня. 1964
Утро в городе. 1964
Портрет девушки в белой кофточке. 1960-е
Лирическое новоселье. 1965
Девушки из магазина. 1965
Сумерки. 1966
Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной. 1966
Кусок стекла. 1966
Синяя чашка. 1967
Натюрморт с тыквой и сковородой
Чашки
Стюардесса
Борис Пастернак. Оттепель. 1967
Спор. 1968
Калининград. Дождь. 1968
Костюмерная Большого театра. 1972
Сотворение мира. 1973
В магазине. 1973
Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974
Токийское окно. 1975
Болгарский этюд. 1977
Ливень
Ночь в городе
Кижи. Старинная красота
art.mirtesen.ru
Юрий Пименов. Тонкая душа искусства. Часть I
Готовя в начале декабря прошлого года лекцию о жизни и творчестве Юрия Пименова, я обнаружил, что в Сети довольно много краткой и разрозненной информации о нем, но вот какого-то более-менее полного материала найти не удалось. Вот и появилась мысль опубликовать некоторые материалы, которые насобирались в процессе подготовки лекции. Использовал я не только текстовые источники - эссе Игоря Долгополова, воспоминания Александра Лабаса и самого Юрия Пименова, но и расшифровывал видеозаписи, сделанные в начале 70-х.Юрию Пименову удалось практически немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал работы, которые понимали и принимали все. Наполненные живым, пульсирующим светом, движением, динамичные и по-своему изящные, его картины до сих пор завораживают и поклонников западного и современного искусства, и убежденных сторонников академического реализма.Ему удавалось каким-то непостижимым образом передавать звуки и запахи... "Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки. Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада... Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего-синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи... Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров... Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку... Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей нам каждоминутно, каждодневно все новые открытия, - мир творчества художника Юрия Пименова" (И.Долгополов "Пименов") .
Но если картины художника известны, то подробности его жизни как-то не очень.
Родился будущий художник 13 (26) ноября 1903 года в Москве, в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных.
Московское детство... Игры с приятелями в Замоскворечье, школа... Пименов не ладил с математикой, однако отлично рисовал. Это не прошло незамеченным. Учитель рисования Алферов помог одаренному мальчику устроиться в Замоскворецкую школу рисования. Гипсы, натюрморты, натура. Первые походы в Третьяковку. Саврасовские "Грачи прилетели" - первая любовь.
"Трудно иногда поверить в роль той или иной картины в судьбе художника, но можно сказать с уверенностью, что правда, интимность, душевность саврасовского письма глубоко запали в душу будущего мастера, - писал Игорь Долгополов. - Потом он не раз копировал картины разных художников, копировал тщательно. Он очень любил пейзажные композиции Левитана, Сомова, Бенуа... Пройдут годы, и он обретет новую привязанность, будет пропадать целые дни в Щукинском собрании, любуясь холстами Ренуара, Дега, Моне. Правда, эта его любовь к импрессионистам ему позже дорого обойдется. Его не раз будут за это попрекать и прорабатывать".
Семнадцатилетний Юра Пименов приходит с папкой своих этюдов, рисунков и копий к известному художнику Сергею Малютину. Мастер поглядел работы и взял его к себе в мастерскую. Так Юра Пименов поступил во Вхутемас.
1920–1924 годы — время учебы во Вхутемасе: "Я учился у Малютина, Шемякина, Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и — может быть, без права — хочу считать себя его учеником... Владимир Андреевич Фаворский был огромный и необычайно светлый человек. Ему присущи высокое благородство, мужественность, подлинная человечность" (Ю. Пименов).
Вот ранние работы Пименова:
Пименов сам рассказывал о той поре:
"Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом уже всю жизнь, по сей день, дружим, правда всегда продолжая спорить. В эти молодые годы нам не давали авансов под живопись - и вообще нам за живопись не платили. Мы зарабатывали... в газете, в журнале, деланием вывесок и исполнением декораций. Никогда не уйдут из памяти ночи, когда мы с Андреем Гончаровым работали в его большой квартире в старом доме на Мясницкой. В этой же комнате два его младших брата спали на своих кроватях, а мы за большим круглым столом делали в ночь по десятку иллюстраций.
Надо сказать, это были модные теперь «коллажи», этакая смесь из фотомонтажа и рисования.
Итак, мы, два парня, не мудрствуя лукаво, клеили и рисовали до утра... А утром за окном появлялись первые прохожие, начиналась городская жизнь...
Но вернемся во Вхутемас. Это были горячие денечки. Мы, студенты Вхутемаса, шумели в аудитории Политехнического музея на чтении стихов, поддерживая Маяковского и Асеева. Шумели на спектаклях Мейерхольда... Но не только шумели. Мы познавали мастерство".
С1923 года художник делал иллюстрации для журналов «Самолет», «Красная нива», «30 дней», «Советский экран», «Прожектор» и др.).
Однако станковая живопись для Пименова в этот период все же была на первом месте. Его интересовала картина и ее возможности. И в своих художественных поисках Юрий Пименов был не одинок; большое влияние на формирование его творческих воззрений оказали его друзья-единомышленники, учившиеся во Вхутемасе вместе с ним: Андрей Гончаров, Александр Дейнека, Пётр Вильямс, Сергей Лучишкин. «Первые годы Вхутемаса. Первая встреча на первом курсе с Андреем Гончаровым, с которым мы сразу поругались, а потом всю жизнь дружили, правда, всегда продолжая спорить... Саша Дейнека... Нас в ту пору связывала большая дружба, и ведь это было немудрено. Когда мы смотрим ранние, первые картины Дейнеки, молодость нашего государства и молодость нашего поколения стоят перед глазами» (Ю. Пименов). На Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) среди другой вхутемасовской молодежи даже была представлена «Группа трех» в составе Александра Дейнеки, Андрея Гончарова и Юрия Пименова: «Это действительно, очень однородная группа, о членах которой можно говорить сразу обо всех. Их картины полны движения, ни одна фигура не покоится, каждая форма показана в развертывании. Это очень характерная черта урбанизма... На всех на них очень ощутимо влияние В. А. Фаворского... И их мы назвали бы — экспрессионистический реализм» (А. Федоров-Давыдов, 1924).
Спустя некоторое время эта группа стала ядром, вокруг которого образовалось знаменитое общество художников-станковистов (ОСТ), создавшее целое отдельное направление в русском искусстве первой половины ХХ века. Известный художественный критик и искусствовед Яков Тугендхольд в своей статье «По выставкам» (1925) писал: «Еще не так давно наша левая молодежь, перегибая палку, совершенно бойкотировала живопись во имя производства утилитарных конструкций или в лучшем случае допускала чисто-отвлеченные живописные искания… молодежь, составляющая основу ОСТа, пришла к убеждению, что картина как таковая вовсе не изжила свой век, что именно она находит отклик в душе массового зрителя, столь широко посещающего музеи».
В период работы ОСТа Пименов захвачен в первую очередь спортивно-индустриальными мотивами. В своих работах он монументализирует в общем-то бытовые сцены, отсекает все лишнее и возводит изображенное на полотне в степень абсолюта, используя прием изобразительного монтажа. При таком взгляде на окружающее неизбежна некая схематичность (графичность), которая, однако, придает работам Пименова необходимую для правильного баланса восприятия чистоту и условность, уравновешивая таким образом иногда излишне реалистичное и осязаемое пименовское пространство. К слову, годы спустя самого художника в своих ранних работах не устраивало именно это несовершенство пластики, некоторая холодность, рациональность, а порою несколько схематическая заданность работ, присущая ОСТу.
Но не только тематику, весь строй своего искусства остовцы хотели сделать остросовременным. Таким казался немецкий экспрессионизм, с его резким, порой гротескным изобразительным языком. Пименов пишет "Инвалидов войны", с безглазыми масками вместо лиц (1926), аскетичных скелетоподобных спортсменов ("Бег", 1928)
В 2011 году в ходе торгов аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке за графику «Пианист» (1926) заплатили 602 500 долларов.
В 1927 году Юрий Пименов получил премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября за картину «Даешь тяжелую индустрию!».
Вот, как в 1920-е годы описывал Пименова художник Александр Лабас:
«Пименов был очень деятельным, быстрым, живым, веселым, много смеялся, любил поболтать о пустяках, любил одеться, пофрантить. Было впечатление, что он все делает, не задумываясь, на ходу, с улыбочкой, иногда с усмешкою, любил посмеяться над кем-нибудь, пошутить, а потом все это мгновенно забывалось, и он уже говорил и смеялся по другому поводу. Но среди пустых ребяческих разговоров у Пименова появлялись серьезные нотки думающего и анализирующего человека. Иногда он меня даже удивлял, уж очень они не соответствовали первому впечатлению. И чем больше я его узнавал, тем больше видел именно эту сторону, его способность синтезировать и взвешивать все на основе большого воображения. Его картины были несколько графичны, что мне не было близко, но образы действовали бесспорно. Острое чувство современности было у него в полной мере развито».
В январе 1931-го раскололся ОСТ; отделившаяся часть его образовала новую группу «Изобригада», в которую вошел и Пименов. Программа нового объединения декларировала: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния… Порвав с другой частью ОСТа, признав свои ошибки, перед нами стоит задача изжить недостатки… мы считаем, что основой объединения художников должна быть классовая направленность в их творчестве. Поэтому мы будем стремиться к укреплению пролетарского сектора в искусстве…»
Надо сказать, что на выставках ОСТа художественная критика уделяла творчеству Пименова довольно много внимания. Поначалу в основном хвалили, характеризуя его как «превосходного четкого графика» (Ф. Рогинская, 1926) и отмечая, что, например, «в таких вещах, как “Плакаты кино“ и “На взгляд Запада” Ю. Пименова… самый обыденный материал жизни дается в таком подчас неожиданном раскрытии, которое свидетельствует о весьма интенсивной переработке усвоенного материала в образы искусства» (И. Хвойник, 1927). Однако к концу 1920-х отношение критики изменилось. В 1928 году И. Грабарь отмечает, что художник «как-то мало двигается вперед», а в 1931-м Г. Геронский в статье «Атака кистью» сетует, что «Ю. Пименов, пытаясь освободиться от формализма, не находит путей…», и советует ему решительнее рвать с формализмом.
1932–1933 годы — сложный период в жизни художника. Вышло известное «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» (1932), разом прекратившее деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; Пименова нещадно клевала критика, он тяжело заболел.
Что это была за болезнь, толком не известно. Однако в «Воспоминаниях о современниках» Александра Лабаса мне удалось найти краткое упоминание:
«Вся его болезнь началась с укуса бешеной собаки и, как видно, несмотря на то, что была сделана прививка, он не был уверен, что она даст положительный результат. Он тогда говорил мне с малой надеждой: «Если я буду жить, но это мало вероятно». Но природа, молодость взяли свое, и спустя несколько лет, к Юре вернулись силы и воля к жизни, и он с увлечением взялся снова за работу».
Сам же Пименов писал о том времени:
"...Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена".
"В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно. Она всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки, они вовсе не одинаковы, но что-то всегда напоминает то женское, что было ближе всего".
"Она же всегда давала мне верные советы – тогда, когда надо было принять самые честные, а следовательно, и самые правильные решения. И выручала в трудное время болезни и в обязательные для художника годы неудач. И просто жила рядом, утром вставала и одевалась, помогала ставить сложные театральные постановки, сама делала отличные костюмы для театра. Купала детей, мыла посуду, носила очень дешевые платья, когда совсем не было денег, и платья хорошие, когда деньги появились, купалась в реке, вечером раздевалась, ложась спать. А Ренуар сказал: «Будет ли обнаженная женщина выходить из соленой волны или вставать со своей кровати, будет ли она называться Венерой или Нини — лучшего никто не изобретет».
Одно время я много работал в театре художником. Театр я любил всегда, но тогда я его узнал, так сказать, изнутри. Я узнал напряженные часы репетиций и пустую ночную сцену с тусклой дежурной лампой; мастерские, где делают театральные костюмы и нежные балетные пачки; узнал замечательных актеров, которые, преображаясь на глазах, создавали сложные и тонкие образы; увидел, как театральный свет превращает людей, пространство сцены и декорации в особый и необыкновенный мир.И мне очень захотелось попытаться передать свои впечатления, связанные с работой в театре, с тем, что делал там и что видел.К этому прибавились впечатления от цирка и кино, и все вместе превратилось для меня в образ зрелищ, в мир очень реальный и вместе с тем всегда с оттенком некоторой таинственности".
"С каждой новой работой в театре я вновь и вновь ощущал счастье прикосновения к этому вечному источнику радости. Есть ещё одна, очень важная тонкость в моих отношениях с театром, ведь именно театр давал мнемного работы в ту, теперь уже давнюю пору, когда моя живопись «не шла», когда меня прорабатывали за «импрессионистичность» и обвиняли в тысячахнесуществующих формалистических грехов. Тогда театр просто помогал мне жить. Это был хлеб мой насущный, это была и моя любовь".
Все эти события заставили художника по-новому взглянуть на собственное творчество. Как прежде, вдохновение он искал в окружающем его шумном, быстро меняющемся, заново строящемся мире.
В середине 1930-х он пишет триптих «Работницы Уралмаша»
Но теперь, в 1930-е годы, главной темой его творчества становится город — его стройки, улицы; люди — новые, молодые, жизнерадостные.
Вспоминают, что Пименов часами гулял по Москве или мог уехать в один из подмосковных городков и изучать там местные улицы и пейзажи. «Я люблю эти новые кварталы, — рассказывал Пименов. — В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны...
Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни. На новом месте начинают разворачивать землю, на строительных площадках появляется медленное и неуклонное движение огромных кранов...
1937 год... Москвич Пименов пишет программный холст, в котором раскрывает перед зрителем новый пейзаж столицы, - "Новая Москва"
Летний день, Жара. В сизом мареве тают новые дома Охотного ряда... Сегодня, когда двадцатиэтажных махин в Москве десятки, эти первые стройки тех лет кажутся, может быть, небольшими. Но в те далекие дни реконструкция Охотного ряда была символом московской нови. Навеки сгинули лабазы и лавки и уступили место белым зданиям, вызывавшим чувство гордости у тогдашних москвичей.
«Новая Москва»... Широко открытое окно в жизнь... Легко бежит машина по асфальту площади Свердлова. Пестрый калейдоскоп людской толпы, верениц машин разворачивается перед глазами водителя - молодой женщины с короткой прической (как видите, моды через треть века вернулись на круги своя), в легком летнем платье. Во всем полотне Пименова разлито чувство увлеченности жизнью. Оно в цветах гвоздики, пунцовой и белой, прикрепленных к раме ветрового стекла. В блеске асфальта и в трепете алых флажков на Колонном зале Дома Союзов. В бликах солнца, играющих на полированных кузовах автомобилей, и в пестрой мозаике толпы пешеходов... Тайна очарования пименовского полотна - в движении, которое пронизывает каждый мазок в картине. Правда, этот дробный импрессионистский мазок вызвал гнев у некоторых искусствоведов, считавших в ту пору художников типа Ренуара или Дега формалистами. Но, думается, едва ли стоит ворошить эти ошибки критиков, которым свойственно порою заблуждаться, как, впрочем, всем смертным...
Что за девушка сидит за рулем кабриолета? То ли это Лиля Брик, которой Владимир Маяковский привез машину из Парижа, то ли дочка какого-то наркома? Может быть, эта молодая женщина и есть символ новой жизни? Мне эта картина очень напоминает сцену полёта над Москвой героини Любови Орловой из фильма "Светлый путь": там она почти в таком же ракурсе парит на автомобиле, и за рулём, разумеется, сама... Конечно же, оттенок социальной утопии в этой картине тоже есть.
«Новая Москва» - ставшая хрестоматийной, ее можно увидеть в Третьяковской галерее вместе с другими полотнами Пименова. Кстати, работы Пименова в Третьяковке - рядом с работами Дейнеки, в одном и том же зале... Так через пятьдесят лет после первой выставки вновь эти два мастера экспонируются рядом...
Мотивы "Новой Москвы" были использованы художником в написанной им в 1944 году картине "Фронтовая дорога".
Эмоциональное содержание картины построено на контрасте между ставшим уже знакомым советскому зрителю образом мирной, меняющейся Москвы и разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города, изображенного на картине "Фронтовая дорога".
Эта работа, конечно, не так известна, как «Новая Москва», но все-таки ее знают. И уж совсем мало кто знаком с фактом, что в 1960 году Юрий Пименов вновь возвращается к теме «Новой Москвы».
Я, право, очень подивился, увидев эту фотографию. Стал искать источники… Только в одной публикации ссылаются на то, что репродукция этой картины была опубликована в журнале «Огонек». У родственников художника удалось узнать, что и вправду, была такая работа. Вот только где она сейчас - неизвестно.
Такое же название получило монументальное панно «Новая Москва» (оно же – «Физкультурный парад в Москве) в 1939 году. Панно предназначалось для заключительного зала Советской части на Всемирной выставке в Нью-Йорке, посвященного архитектуре и градостроительству.
Панно исполнила бригада художников по общему эскизу Юрия Пименова. В ходе работы панно осматривали архитекторы Чернышев, Заславский, Зарубин и Иофан, внося свои предложения, и вот, как это было:
"Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, – она написана красиво, – а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее – на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное – строить архитектуру, которую еще никто не видел. <…>
Правительственная комиссия пришла во второй раз и опять сказала: людей можно принять, но архитектура нуждается в коренной перестройке. После долгих переговоров архитекторов сначала между собой, а потом с Пименовым, договорились, что остаются боковые кулисы, то есть правая и левая части архитектуры, а центрально расположенные здания уйдут очень далеко, погрузятся в воздушную дымку и станут еле различимы. Понадобились еще килограммы белил и неделя напряженного труда. Наконец все было закончено и правительственная комиссия приняла панно. Его навернули на огромную катушку и отправили в Нью-Йорк".
В период Второй мировой войны Пименов, совместно с еще одним бывшим ОСТовцем, Владимиром Васильевым, работал над Окнами ТАСС, а также создал серии произведений на военную тематику.
В 1943 году он был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; другой главной темой в творчестве Пименова в этот период стало изображение героев тыла.
"Ночная улица"... Метет поземка... 1942 год. Затемнение. Из морозного мрака холодными призраками выступают мертвые громады домов.Ветер воет в немом просторе оледенелой улицы. Щетина ,,ежей" ...Вьюга рвет брезент с грузовика, мчащегося во тьму. Шевелит пряди волос, концы платка у женщины, идущей по ночной Москве. Неверный синий свет озаряет суровое застывшее лицо.Кто она? Куда идет в эту глухую пору? Мы не знаем. Знаем только, что ночные пропуска выдавали на работе. Эта женщина, наверное, идет со смены. В ее лице решимость. Заменить мужа, брата, победить.Железный строй „ежей'', сквозь который как бы проходит женщина, подчеркивает суровый ритм холста.
"…В мастерской у меня сейчас стоит картина, которую я начал писать. Это картина о военной очереди 41-42 года. О московской военной очереди. У меня даже есть такое ощущение, что я должен это написать. Должен. Потому что я это видел, очень хорошо это чувствовал. Эту вещь я задумал очень давно, я пробовал к ней подойти, и вот сейчас я ее работаю.Я очень хорошо помню московские улицы – пустые, с поземкой.Вот такая поземка с тех пор осталась для меня воспоминанием войны. Такая острая поземка по асфальту – как она проходит быстро, быстро... Идут люди. Где-то случайно попадают в синий свет – какое-то лицо в платке, мешок, рука… Где-то снег высвечивается, где-то снег сдут, черная крыша. Получаются страшно глубокие тени…Все это создавало совершенно особые пластические ситуации. Особые пластические формы. И вот это был совершенно особый пейзаж города, который как будто бы и знал хорошо, а он выглядел совершенно по-другому. Причем он был трагически красив. Это была совершенно особенная трагическая красота".
С окончанием войны, в 1945 году Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950-м как художник работал на съемках одного из самых ярких по оформлению фильмов послевоенного советского кино — «Кубанские казаки». Работа для театра и кино вообще занимала не последнее место в его жизни. Уже в 1930-х он участвовал в создании около 10 постановок.
В 1947 году Пименову была присуждена Государственная премия СССР за оформление спектакля по пьесе Б. А. Лавренёва «За тех, кто в море!» (1946, Малый театр, Москва) и в 1950-м — за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Винникова (1949, Центральный театр Советской Армии).
В послевоенные годы в станковой живописи Пименова преобладали пейзажи, а также зарисовки московской жизни, где много внимания он уделял женским персонажам. Его излюбленным мотивом стала тема «женщина — цветы».
И до, и после войны – Пименов работал и как художник-иллюстратор.
Но вот что интересно, буквально недавно я впервые увидел эти эскизы – остается только поражаться, сколь филигранно они сделаны. Если рассматривать их вне контекста книги – это вполне законченные графические произведения...
Часть II>>>
zastris.livejournal.com
Пименов Юрий Иванович: биография и творчество
Речь пойдет о прекрасном человеке и мастере своего дела Пименове Юрии Ивановиче. Он является известным советским графиком, педагогом, живописцем, профессором и сценографом. Мы узнаем подробнее о его биографии, а также познакомимся с его творчеством.
Пименов Юрий Иванович: биография
Герой нашей статьи родился в 1903 году, 26 ноября. Мальчик появился на свет в семье юриста. Мать мальчика была купчихой. В детстве он обучался в Московской гимназии. С 1920 по 1925 год обучался во ВХУТЕМАСе на факультетах живописи и полиграфии. Брал уроки у С. Малютина и В. Фаворского. Начиная с 1923 года, работал в журналах. После того как в 1925 году закончил обучение, стал учредителем Общества станковистов.
Вскоре Пименов открыл себя как художника. В это время он работал декоратором в театре. В этом деле он тоже весьма преуспел, ведь был творческим человеком. Его называли мастером рекламного киноплаката, в котором он прибегнул к использованию элементов станкового искусства.
В 1954 году мужчину избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1962 году он стал ее почетным членом. В 1966 году подписал письмо, направленное Л. Брежневу против исторической реабилитации И. Сталина. Это было письмо 25 деятелей культуры и науки.
Что касается личной жизни героя нашей статьи, то она у него, конечно, была. Не считая влюбленностей, которые случались в юные годы, мужчина всегда был верен одной и главной женщине в своей жизни - жене Наталье Константиновке Бернадской. Брак влюбленная пара заключила в 1931 году. К сожалению, детей в семье не было.
Умер наш герой в 1977 году, 6 сентября. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище. Родители Пименова были похоронены на Даниловском кладбище.
Сочинения
Пименов Юрий Иванович написал немного сочинений, но каждое из них пробирает до глубины души. Список его произведений краток, зато емок. Писал мужчина с довольно большими перерывами, как для писателя. Однако сам себя вовсе не считал писателем. В 1958 году он написал сочинение «В Подмосковье», которое есть в сборнике его рассказов «Записки художника».
Через два года в СССР вышел его сборник «Год путешествий». В этом же - 1960 - году он издал «Искусство жить или «искусство ничего»». Новый сборник появился только через 8 лет и назывался он «Новые кварталы». В 1974 году - «Таинственный мир зрелищ» .
Пименов Юрий Иванович: картины
Стоит сказать, что в начале творческого пути на Пименова Юрия Ивановича большое влияние оказали мэтры немецкого экспрессионизма. И это заметно в его картинах. Стоит только вспомнить ужасно напряженную драматическую атмосферу одной из его лучших картин «Инвалиды войны», которую он написал в 1926 году. На данный момент она, кстати, находится в Государственном Русском музее. Такие же настроения отражены в картине «Даешь тяжелую индустрию!» и «Солдаты переходят на сторону революции». Последняя картина находится в Третьяковской галерее.
С течением времени художник Пименов Юрий Иванович изменил свои воззрения. Он стал последователем обновленного импрессионизма. Основной для него стало воспевание «прекрасного момента», который так чудесен и так короток. Картины его стали отражать более легкие и вдохновленные образы.
Две самые известные картины нашего героя – это «Новая Москва», написанная в 1937 году, а также «Фронтовая дорога» (1944 год).
Награды
Пименов Юрий Иванович имел ряд наград. Он был признан заслуженным деятелем искусств и народным художником СССР. Имел Ленинскую премию за серию картин под названием «Новые кварталы», которую он писал с 1963 по 1967 год. Также был отмечен двумя Сталинскими премиями второй степени. Первая была дана ему за оформление «За тех, кто в море!» - спектакля Б. Лавренева. Вторую премию Пименов получил за оформление «Степи широкой» - спектакля Н. Винникова. Он был награжден орденами - Трудового Красного Знамени и Ленина, а также серебряной медалью от Министерства культуры СССР и золотой медалью с Дипломом первой степени АХ СССР.
Мы узнали о жизни Пименова Юрия Ивановича, а также познакомились с его творчеством. В статье также представлены некоторые его картины. По послужному списку этого человека становится понятно, что он был очень талантливым и трудолюбивым, ведь преуспевал в каждом деле, за которое брался. Всю свою жизнь он прожил с единственной любимой женщиной и оставался ей верен до последних дней. Известный советский деятель искусства заслуживает не только уважения, но и памяти.
fb.ru
Юрий Пименов - Все интересное в искусстве и не только.
Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве живописец, академик Академии художеств СССР (1962), народный художник СССР (1970). Учился во Вхутемасе (1920—25). Преподавал во ВГИКе (1945—72, профессор). Уже при жизни стал классиком советского изобразительного искусства. Умер в 1977 году.
Если художник так талантлив, если он овладел таким мастерством, то даже идеология социалистического строя в купе с цезурой соцреализма не помешают ему стать известным, признанным! Очень люблю его творчество, хочу познакомить с его работами тех, кто еще не знал этого имени. Такими художниками мы можем гордится.
Юрий Пименов на сайте "Музеи России" Юрий Пименов на сайте "Россия поздравляет"Юрий Пименов на сайте Московского музея современного искусства
tanjand.livejournal.com
Юрий Пименов. Тонкая душа искусства
Вчера в галерее Леонида Шишкина открылась шикарная выставка одного из наиболее известных художников советского периода Юрия Пименова, приуроченная к 110-летию со дня его рождения. Это несколько расширенный текст материала, опубликованного на "Голосе России".Жанровые работы и портреты, пейзажи и натюрморты, эскизы театральных костюмов и книжные иллюстрации. На выставке, открывшейся в московской гостинице "Редиссон Ройал", представлено более 120 работ Юрия Пименова.
Ю.Пименов "Зеркало", 1976Очень нежная работа, этакий идеальный Пименов 70-х. Мне, правда, кажется, что на фото цвета чуть более грубые, чем на самом деле.
Пименов – художник уникальный. В годы, когда единственным признанным художественным методом в СССР был социалистический реализм, он изящно и легко экспериментировал со стилями и создал свой, узнаваемый пластический язык. В творчестве Юрия Пименова можно увидеть отголоски самых различных художественных течений. «Новая Москва» - самая известная его работа, ставшая украшением коллекции Третьяковской галереи, является шедевром советского импрессионизма. Он был признан при жизни – немногие советские живописцы могли похвастать таким количеством государственных наград. Более того, в те годы, когда выезд из СССР был фактически закрыт для большинства граждан, Пименов не раз выезжал за границу. В этих поездках рождались замечательные работы, некоторые из которых можно увидеть на выставке.
Одной из главных задач социалистического реализма считалось воспитание социалистического, революционного взгляда на мир. Миры, которые создавал в своих произведениях Юрий Пименов, - не революционны. Даже когда художник обращается к образам рабочих, героев труда и других строителей коммунизма, он остается романтиком, а его картины подобны изысканному кружеву, сотканному из лучей света.
Ю.Пименов «Цветочница», 1944
«От своих романтических крупных брутальных полотен двадцатых годов, популярных и поныне, он постепенно пришел к циклам небольших по размеру, но тончайших по содержанию, изысканных по форме и колориту, циклам картин и рисунков несущих хрупкую поэзию повседневной жизни людей того времени. Каждый сюжет, портрет, натюрморт несет точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за нее», - писал о Пименове академик Борис Неменский.
Ю.Пименов «Стюардесса», 1974 Самое, пожалуй, большое удивление для меня. Изучая каталог, как-то "пробежал" эту картину, не обратив особенного внимания. Вживую - совершенно иное впечатление производит. Очень камерная и изящная.
В советское время наибольшей известностью пользовались работы Юрия Пименова, посвященные Москве, и это неудивительно: на протяжении 50 с лишним лет художник неоднократно возвращался к этой теме. В экспозиции немало живописных и графических произведений из его знаменитой серии «Новые кварталы». Вместе с тем, Пименов создал великолепную галерею портретов современников, многие из которых представлены на выставке. Специалисты особенно выделяют созданные в разные периоды портреты жены художника, Натальи Пименовой.
Ю.Пименов «Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе», 1943
«В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно, – писал Юрий Пименов в книге «Земное искусство». – Она всегда моя лучшая модель, – вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки... Она же всегда давала мне верные советы – тогда, когда надо было принять самые честные, а, следовательно, и самые правильные решения».
Помимо вполне ожидаемых произведений классика советского искусства, посетителей выставки ждут и удивительные открытия. Так, например, в экспозиции представлены две иллюстрации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», созданные в 1977 году.
Ю.Пименов «Маргарита, летящая на щетке». По мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,1977Довольно большая работа. Не самая удачная, несколько неряшлявая, что ли. На мой взгляд - нет в ней магии какой-то, того, чего ждешь от иллюстраций к такому роману.
«Душа искусства – тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство. Искусство – дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого сложного строя души… в поисках настоящего, в познании мира оно не имеет берегов», - писал художник.
Ю.Пименов «Терраса. Зонтики», 1955 Совершенно фантастическая вещь, несмотря на кажущуюся простоту. Если долго на нее смотреть, начинает слышаться шум дождя.
zastris.livejournal.com
Художник Пименов и его любимый город
Новая Москва 1937
Юрия Пименова называют лучшим художником советского союза двадцатого столетия, настоящим мастером кисти, неповторимым и неординарным. Его картины невероятно яркие, эмоциональные, настоящие. Шаг за шагом они показывают нам сложную и захватывающую жизнь в России в эпоху потрясений и открытий.Пименов рисовал картины разного жанра. Но главной его музой всегда оставалась она – безудержная, сумасшедшая, смелая и изменчивая Москва.
Настоящим шедевром стала одна из первых работ на городскую тематику – «Новая Москва», написанная в 1937 году. Загадочная незнакомка за рулем автомобиля на быстром шоссе в центре столицы наполнена очарованием, экспрессией и добротой. Тонкое ощущение красоты в каждом мгновенье повседневной жизни, которое было присуще автору в те времена, нашло выражение в замечательной, яркой и в то же время простой картине.
Юрий Пименов находил вдохновение в каждом уголке, каждом повороте улицы. Москва для него была живой, она росла и менялась, смеялась и плакала. Она всегда была в движении, бурной и смелой. На картине «Проливной дождь» 1957 года отразились все эти ее черты, в простой и чарующей манере.
Проливной дождь 1957
Сам художник часто говорил, что гулять по городу для него настоящее наслаждение. Он замечал мелочи, и в них находил истинную красоту Москвы. «Начало любви» – работа, созданная в 1960 году, передает всю мощь его мастерства. Среди обычных серых стен и шумных улиц живут и дышат жители города, и их сердца, их чувства и порывы придают столице живой, природной и безудержной силы. Кусочек тепла, отданный единственным человеком просто так, наполняет весь город любовью и светом.
Начало любви 1960
Нигде, ни у одного художника не найти столько откровенности и любви к городу, который он боготворил. Взять хотя бы «Раннее утро в Москве». Так мило и просто, залив ее улицы мягким утренним светом, он словно наполнил город красотой и изяществом.
Раннее утро в Москве 1961
Москва, такая стильная и современная, была уже строгой, правильной и даже скучной. Но только не для Пименова! Благодаря своему умению отображать настоящие эмоции на фоне жестких конструкций и будничной жизни, он влюбил в этот город всех – обычных людей и ценителей высокого искусства – навсегда. И в этом его главная заслуга.
myshulka.ru
Светлый художник Пименов - Блог Владимира Азарта
Юрий Иванович Пименов (1903 – 1977) был счастлив в творчестве. Даже в наше бурное и столь переменчивое время многие люди не только помнят и любят его картины, но и смотрят на мир глазами художника.Он – один из тех мастеров советской живописи, чьё творчество превратило социалистический реализм в живописи в СЕРЬЁЗНОЕ направление искусства.
vazart.livejournal.com